31 октября - Апостола Луки

8 ноября официальная церковь отмечает день Вмч. Дмитрия Солунского. В народе же о нем говорили: «Святой Дмитрий землю на ключ закрывает». Это означало, что после Дмитриевого дня прекращались все уборочно-полевые работы. Но перед своим приходом, рассказывают старики, Святой Дмитрий отправляет на землю Апостола Луку, чтобы тот хорошенечко проверил, все ли, где надо убрано, все ли собрано, а где нужно - засеяно. Потому что в течение недели - от Луки до Дмитрия - земля на зимний покой укладывается. И нельзя ее тревожить аж до 6 мая, пока Святой Георгий своими ключами землю не отопрет.

31 октября - в день Апостола и евангелиста Луки хозяин с зажженной свечкой обходил свое подворье, внимательно следя за тем, чтобы был там везде порядок: и в хлеву, и в овине, и возле них. «Не справишься с хлебом до Луки, не видать и хорошей муки» - мыши пшеницу сгрызут, насекомые заведутся, болеть зерно будет. Это все в наказание от Святого Луки нерадивому хозяину, который не успел до конца октября всю нужную работу сделать.

Конец октября для наших предков был одним из переломных моментов года, который знаменовал встречу осени с зимой, наступление холодного и мрачного времени. Поэтому на Апостола Луку было принято вспоминать о предках и просить у них помощи. Для чего из пшеницы нового урожая на Луку выпекали калачики и несли святить в церковь.

Отцы, у которых в семьях были сыновья, на Луку просили для них ума-разума, рассудительности, хозяйственности. Для чего ставили в церкви свечки перед образом Святого. А вот в семьях, где на выданье были дочери, отламывали верхнюю корку от хлеба и перебрасывали через крышу, «чтобы девка с венком на голове была». Горшки связывали ушками вместе, чтобы дружба и взаимопонимание царили в семье.
 
В этот день выносился «поминник» - сухая ветка, на которую прикрепляли разнообразную мелкую выпечку, на угол межи – для Божих душечек (птичек), так как верили, что в их образе могут на землю спускаться души предков – чтобы знали те, что о них не забывают и почитают...

Перед приходом Святого Дмитрия чисто должно было быть везде! Мужчины убирали чердаки, погреба, другие хозпостройки. А женщины переворачивали в доме вверх дном все ящички, сундучки, иные емкости, чтобы злой дух от злого человека нигде в доме не остался. Сухими цветами выметали углы под потолком, чтобы нечисть там не завелась.
 
Но самый интересный обряд этого дня – свадьба Осени.
На носилки, связанные из деревяшек, сажали самую бойкую и веселую в селе старушку, которую украшали кленовыми листьями. «Свадебный кортеж» держал свой путь на границу села, где к тому времени уже был разведен огонь и пеклись грибы. Баба давала каждому этих печеных грибов, чтобы и на следующий год дожили. В огромном котле варилась юшка. А в это время к торжеству присоединялся «молодой» - крепкий старичок с торбой за плечами. Он давал «невесте» «пряник» - огромную головку подсолнуха, которую та лущила и раздавала гостям по семечку, «чтобы птички не голодали», зубы не болели, и весь род вместе держался.
 
Играли скрипки, дудочки, к веселью присоединялось все село – от детишек до стариков.

Потом «жених» начинал сыпать из своей торбы «снегом» (гусиным пухом). Все со смехом разбегались, а потом расходились по домам. «Молодых» там уже ждали с дарами: скидывались деньгами - «на спокойную зимовлю», стояли накрытые столы и веселье продолжалось.
Интересно, что у язычников 28 октября день, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. Люди просят у них прощения за все, чем досадили им в подходящем к концу году.

Итак, конец октября – начало ноября были у наших предков официальными проводами осени.

Очень хочется верить, что традиции славянских народов мы сумеем сохранить и для наших потомков. С удовольствием приглашаю всех на веселые проводы этого прекрасного времени года. А то, что же получается: зиму Масленицей-комоедицей провожаем, а осень – нет?

Исправить данную несправедливость хлебопечкинские хозяйки могут поделившись здесь рецептами своих вкуснющих булочек, калачей, рогаликов, которые они планируют выпечь на день Апостола Луки.

Почему бы нам совместно не решить, какой из известных рецептов достоин быть главным героем на «свадьбе Осени»?
Не дать ему соответствующее название? А потом пригласить друзей на дегустацию. Жду ваших предложений!


31 октября - Апостола Луки 31 октября - Апостола Луки

Такую форму имеют классические калачи, которые были очень популярны в народе.

Похожие темы


Рома
Добавлю и я немного информации о калачах - русском национальном хлебце.

Калач

1) пшеничный хлебец, выпеченный в форме замка с дужкой;

2) (нар.-разг.) белый пшеничный хлеб вообще, в противоположность ржаному, чёрному.

[Общеслав. коло -- колесо. Хлеб получил своё название из-за круглой формы.]

Тёртый калач
1) особый вид белого хлеба, выпекается из крутого калачного теста, которое долго мнут и трут;
2) опытный, видавший виды человек.
 
Калачом не заманишь -- не зазовёшь никакой приманкой.

На калачи досталось (достанется) -- о брани, побоях.

Калачиком -- в форме калача, свернув или свернувшись дужкой;
подобрав к согнутому телу руки и ноги.

Рома
Знаменитый московский калач отправлен на свалку истории



31 октября - Апостола Луки

Прекратилась выпечка самого знаменитого сорта хлеба в городе. Строго говоря, за постсоветские годы о калачах, белых ситных булках специфической формы с «ручкой», в столице забыли почти все. Однако все это время калачи в небольших количествах пекли на московском хлебозаводе 16 на Звенигородском шоссе. Купить их можно было в магазинчике у проходной завода и в нескольких ларьках Центрального административного округа. Теперь калач в Москве стал историей. Его не найдешь даже в заводской лавке, продавцы которой сообщают, что выпуск этого вида хлеба прекращен, сообщает .

Московский калач ведет свою родословную из средних веков, а золотым его временем стало XIX столетие, когда филипповские калачи из Москвы замороженными доставлялись даже в европейские столицы.

По своим свойствам калач был идеальным для своего времени уличным фастфудом: небольшой по размеру, он отличался выдающейся сытностью, а разные его части («подушка», «ручка», «гребешок») пропекались по-разному и различались вкусом. А знаменитая «ручка» помогала рабочим грязных профессий есть, не помыв предварительно рук.

«Когда-то калачи выпекались пекарями высшей категории как наиболее трудоемкий и дорогой вид хлеба», - рассказал исследователь русской кухни Максим Сырников.

Судя по всему, именно требовательность к технологии и привела в упадок калачный промысел в Москве. Дело в том, что готовить калачи индустриальным способом, как нарезные батоны, не получается.

Калачи невозможно готовить в современных печах, нельзя и удешевлять ингредиенты - например, применять маргарин вместо сливочного масла.

На 16-м хлебозаводе калачи, что интересно, до последнего времени пеклись вручную, и, возможно, сворачивание их выпуска стало своего рода антикризисной мерой, позволившей заводу сократить часть сотрудников. Представители администрации завода в ходе подготовки материала для комментариев оказались недоступны.

Рома
Рождественский калач от Viki


31 октября - Апостола Луки

Рецепт приготовления этого калача можно посмотреть здесь hlebopechka.ru...

Рома
Калач творожный

Рецепт взят с сайта


31 октября - Апостола Луки

Мука-380гр.
 Творог-250гр.
 Сахар-45гр.
 Маргарин-140гр.
 Сода-0,2гр.
 Яичный порошок-14гр.
 Вода для яич. порошка-40гр.
 Сахар для отделки-50гр.

Взбиваем на миксере сахар с маргарином 10минут,
затем добавляем творог и ещё 5минут.

Приготовляем меланж смешивая яичный порошок с водой
и добавляем в взбитую массу. В конце добавляем муку с содой.
Всё тщательно перемешиваем.
 
Готовое тесто делим на равные кусочки, раскатываем их в жгутики
и скрепляем концы жгутиков вместе - получаются калачики.
 
Затем каждый калачик обмакиваем в сахар и выпекаем при температуре 200градусов 10-15минут.



Интересное в разделе «Обрядовая и праздничная кухня»

Пасхальные блюда

Новое на сайте