Шум как «попкорн»: Почему ученики болтают на уроках?
Знакомая ситуация: вы начинаете урок, все вроде бы тихо, но вдруг один ученик что-то шепчет соседу, другой хихикает, третий задает вопрос не по теме... и вот уже весь класс гудит, как улей. Этот эффект «попкорна», когда болтовня распространяется мгновенно, знаком, наверное, каждому учителю. Почему же так происходит, даже если вы – опытный педагог с интересными уроками и хорошими отношениями с учениками?Дело в том, что дети и подростки – существа социальные. Им необходимо общение, обмен эмоциями, шутки. Это естественно и нормально. Однако, когда разговоры мешают учебному процессу, это становится проблемой.
В чем корень проблемы?
Эксперты в области управления классом выделяют две основные причины чрезмерной болтовни:- Неверие в серьезность требований учителя. Если ученики не видят реальных последствий за нарушение тишины, они перестают воспринимать ваши просьбы всерьез. Это может быть связано с непоследовательностью учителя (сегодня сделал замечание, а завтра пропустил мимо ушей) или с опытом общения с другими педагогами, которые не требовали строгой дисциплины.
- Непонимание, что такое «тишина». У разных учителей – разные представления о допустимом уровне шума. Для одного «тихо» – это когда можно шептаться, для другого – полная тишина. Ученики могут искренне считать, что не нарушают правила, обсуждая «важные» вопросы шепотом.
Часто эти две причины сочетаются. Важно понимать, что ответственность за решение проблемы лежит на учителе. Не стоит винить учеников – нужно менять подход.
Реалистичные ожидания: Когда и как требовать тишины
Важно помнить, что абсолютная тишина в классе – не самоцель. Ученикам необходимо общение, обсуждение, совместная работа. Однако, во время объяснения нового материала или самостоятельной работы тишина необходима для концентрации внимания и усвоения знаний.Пять шагов к тишине в классе

Четко сформулируйте правила.
Недостаточно просто сказать: «Тихо!». Объясните ученикам, что именно вы подразумеваете под «тишиной». Приведите примеры:- «Когда я объясняю новый материал, все внимательно слушают, не перебивают, не разговаривают друг с другом. Даже шепот мешает».
- «Во время самостоятельной работы вы можете тихо задать вопрос мне, если что-то непонятно, но не обсуждайте задание с соседями».
- «Если вы закончили работу раньше других, можете тихо почитать книгу, но не мешайте тем, кто еще работает».
Продемонстрируйте желаемое поведение: сядьте за парту, как ученик, покажите, как нужно внимательно слушать. Покажите и *нежелательное* поведение: пошепчитесь с воображаемым соседом, покрутитесь, посмотрите в окно. Это поможет ученикам лучше понять, чего от них ждут.

Практика – залог успеха.
Соблюдение тишины – это такой же навык, как, например, решение задач или написание сочинений. Его нужно тренировать. Проводите короткие (1-2 минуты) «тренировки тишины»:- «Сейчас мы потренируемся слушать внимательно. Я буду читать текст, а вы – слушать, не разговаривая и не отвлекаясь. Начали!»
- «А теперь – минута тихой самостоятельной работы. Попробуйте сосредоточиться на задании и не разговаривать».
Делайте это в игровой форме, чтобы ученики не воспринимали это как наказание.

Полезный прием: научите учеников невербальному сигналу, которым они могут показать болтающему однокласснику, что он мешает. Например, жест «ножницы» (как будто разрезают разговор) или знак мира. Это поможет ученикам самим контролировать ситуацию и избегать конфликтов.
Объясните последствия.
Ученики должны четко понимать, что будет, если они нарушат правила. Разработайте систему последствий:- Устное предупреждение.
- Запись замечания в дневник.
- Разговор с родителями.
- (В крайних случаях) Обращение к администрации школы.

Главное – последовательность. Если вы пообещали сделать замечание за разговор – сделайте его.
Применяйте правила на практике.
Во время реального урока применяйте все, чему вы научили учеников. Если кто-то начинает разговаривать, немедленно реагируйте, следуя системе последствий.Постоянно напоминайте о правилах.

Перед каждым новым видом деятельности напоминайте ученикам о правилах. Например:
- «Сейчас мы будем работать в группах. Вы можете обсуждать задание друг с другом, но негромко, чтобы не мешать другим группам».
- «А теперь – время самостоятельной работы. Помните, что сейчас нужно соблюдать тишину».
Дополнительные советы
- Создание читательского сообщества: Читательский клуб (Глобальное Читательское Сообщество – The Global Read Aloud (GRA)) помогает создать атмосферу вовлеченности. Ученики обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями.
- Разнообразие форматов: используйте маркированные и нумерованные списки, цитаты.
- Увлекательное письмо о чтении: Письмо о чтении не должно быть скучным. Используйте приёмы:
- Начать с сильного утверждения.
- Использовать цитаты.
- Привести примеры.
- Задать вопросы.
- Работа с трудными подростками: Если ученик кажется «трудным», возможно, он просто скрывает свою увлеченность чтением и письмом из-за социальных стереотипов.
- Индивидуальный подход: Учитывайте особенности учеников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Для них могут потребоваться специальные методы и приемы.
- Записывайте шум: Записывайте шум в классе, чтобы ученики сами послушали на себя со стороны.
- Позитивный настрой: Не бойтесь шума. Иногда это показатель живого интереса к учебе.
- Интерактив: Давайте возможность задавать вопросы.
Книги, которые меняют жизнь

Чтение может изменить жизнь человека. История знает примеры того, как одна книга повлияла на судьбу:
- «Цвет пурпурный» Элис Уокер помогла одному молодому человеку (Matt de la Peña) переосмыслить свое отношение к литературе и жизни.
- Собственный отец писателя, сначала скептически относившийся к чтению, стал заядлым читателем и преподавателем.
Что делать, если в классе слишком тихо?
Некоторые педагоги сталкиваются с обратной проблемой. Даже во время групповой работы, ученики молчат. В этом случае стоит попробовать:- Четко проговорить ожидания.
- Задавать открытые вопросы.
- Использовать приложения для случайного выбора отвечающего.
- Включить элементы игры (например, «Котелок вопросов»).
- Предлагать ученикам самим формулировать вопросы к тексту.
- Моделировать обсуждение, показывая, как можно делиться своими мыслями.
Помните, что создание комфортной и продуктивной атмосферы в классе – это постоянный процесс, требующий терпения, последовательности и творческого подхода.
