Человеческое лицо – удивительный объект. С самого рождения оно притягивает внимание младенцев, становясь ключом к познанию мира и выживанию. Исследования показывают, что способность распознавать лица и считывать эмоции закладывается в нас задолго до того, как мы начинаем говорить и ходить. Давайте погрузимся в этот увлекательный мир и разберемся, как новорожденные видят и интерпретируют лица, и почему это так важно для их развития.
Новорожденные, едва появившись на свет, уже демонстрируют поразительную способность – они предпочитают смотреть на лица, а не на другие объекты. Это не случайность, а эволюционно обусловленный механизм. Лицо матери – источник пищи, тепла, безопасности и любви. Способность быстро находить лицо и устанавливать с ним контакт жизненно важна для младенца.
Но как именно новорожденные «видят» лица? Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что у младенцев есть врожденный, «подсознательный» механизм распознавания лиц – так называемый Conspec. Он позволяет им отличать лицо от других объектов, даже если оно схематично изображено (например, три точки, расположенные как глаза и рот). Другие же полагают, что младенцы ориентируются на общие свойства объектов, такие как наличие большего количества элементов в верхней части ("top-heaviness") или соответствие контура и внутреннего наполнения (конгруэнтность).
Исследования подтверждают, что новорожденные действительно предпочитают изображения с большим количеством элементов в верхней части, даже если это не лица (Simion et al., 2002; Turati et al., 2002; Macchi Cassia et al., 2004). Более того, схематичное «лицо» с неправильным расположением элементов (например, «глаза» внизу) может быть более привлекательным для младенца, чем настоящее лицо! Это говорит в пользу того, что новорожденные ориентируются не на конкретный образ лица, а на общие визуальные свойства.
По мере взросления младенцы накапливают визуальный опыт, и их восприятие лиц становится более тонким и специализированным. Если новорожденные реагируют на общие признаки, то уже к 3 месяцам они начинают отдавать предпочтение настоящим лицам, даже если им предлагают альтернативу в виде схематичных изображений с большим количеством элементов в верхней части (Turati et al., 2002).
Примерно в это же время начинает проявляться так называемый «эффект сужения восприятия» (perceptual narrowing). Младенцы начинают лучше распознавать лица тех, кого они видят чаще всего – людей своей расы (Kelly et al., 2005), женщин (если основной уход осуществляет женщина) (Quinn et al., 2002), людей, а не обезьян (Di Giorgio et al., 2012). Это происходит потому, что мозг «настраивается» на обработку наиболее часто встречающихся стимулов, оптимизируя свои ресурсы.
Параллельно с изменениями в визуальных предпочтениях происходят и изменения в мозге младенца. Уже к 2-3 месяцам начинают формироваться области коры головного мозга, специализирующиеся на обработке лиц (Tzourio-Mazoyer et al., 2002). К 6 месяцам младенцы уже четко отличают лица людей от лиц обезьян (de Haan et al., 2003), а также начинают по-разному реагировать на лица людей своей и другой расы (Liu et al., 2011; Di Giorgio et al., 2013).
Способность распознавать эмоции на лицах – еще один важный аспект развития младенцев. Хотя новорожденные и могут отличать некоторые базовые эмоции (например, радость и грусть), полноценное понимание эмоционального выражения приходит позже.
Интересные результаты дали исследования, в которых младенцам показывали видеозаписи реальных жизненных ситуаций. Например, в одном из экспериментов (Frank et al., 2009) 3-, 6- и 9-месячным детям показывали отрывки из мультфильма "A Charlie Brown Christmas". Оказалось, что чем старше был ребенок, тем больше он смотрел на лица персонажей. 3-месячные дети чаще отвлекались на другие, более яркие объекты, в то время как 9-месячные уже уверенно фокусировались на лицах. Это говорит о том, что способность выделять лица из сложной визуальной среды развивается постепенно.
Недавние исследования показывают, что предпочтение лиц во многом определяется генетическими факторами. В эксперименте с участием 5-месячных близнецов (Uppsala University, 2023) ученые обнаружили, что индивидуальные различия в том, как долго дети смотрят на лица, в основном объясняются генами, а не влиянием семьи. При этом было замечено, что дети, которые больше смотрели на лица в 5 месяцев, имели больший словарный запас в 2 года.
Существуют гендерные особенности в восприятии лиц. Младенцы склонны предпочитать лица того пола, который является полом основного опекуна (Moawad, 2017).
Аналогично, дети чаще смотрят на представителей своей расы.
Зрение играет важнейшую роль в раннем развитии.
Исследования восприятия лиц младенцами – это увлекательное путешествие в мир, где зрение только начинает формироваться. Мы видим, как из простых предпочтений и базовых механизмов рождается сложная система, позволяющая нам распознавать лица, считывать эмоции и строить социальные связи. И хотя многие вопросы еще остаются открытыми, уже сейчас ясно, что лицо – это не просто объект, а ключ к пониманию мира и себя в нем.

Лицо как магнит: почему младенцы смотрят на нас?
Новорожденные, едва появившись на свет, уже демонстрируют поразительную способность – они предпочитают смотреть на лица, а не на другие объекты. Это не случайность, а эволюционно обусловленный механизм. Лицо матери – источник пищи, тепла, безопасности и любви. Способность быстро находить лицо и устанавливать с ним контакт жизненно важна для младенца.

Но как именно новорожденные «видят» лица? Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что у младенцев есть врожденный, «подсознательный» механизм распознавания лиц – так называемый Conspec. Он позволяет им отличать лицо от других объектов, даже если оно схематично изображено (например, три точки, расположенные как глаза и рот). Другие же полагают, что младенцы ориентируются на общие свойства объектов, такие как наличие большего количества элементов в верхней части ("top-heaviness") или соответствие контура и внутреннего наполнения (конгруэнтность).
Врожденный механизм или общие предпочтения?
Исследования подтверждают, что новорожденные действительно предпочитают изображения с большим количеством элементов в верхней части, даже если это не лица (Simion et al., 2002; Turati et al., 2002; Macchi Cassia et al., 2004). Более того, схематичное «лицо» с неправильным расположением элементов (например, «глаза» внизу) может быть более привлекательным для младенца, чем настоящее лицо! Это говорит в пользу того, что новорожденные ориентируются не на конкретный образ лица, а на общие визуальные свойства.
От общего к частному: как развивается восприятие лиц

По мере взросления младенцы накапливают визуальный опыт, и их восприятие лиц становится более тонким и специализированным. Если новорожденные реагируют на общие признаки, то уже к 3 месяцам они начинают отдавать предпочтение настоящим лицам, даже если им предлагают альтернативу в виде схематичных изображений с большим количеством элементов в верхней части (Turati et al., 2002).
«Эффект сужения восприятия»
Примерно в это же время начинает проявляться так называемый «эффект сужения восприятия» (perceptual narrowing). Младенцы начинают лучше распознавать лица тех, кого они видят чаще всего – людей своей расы (Kelly et al., 2005), женщин (если основной уход осуществляет женщина) (Quinn et al., 2002), людей, а не обезьян (Di Giorgio et al., 2012). Это происходит потому, что мозг «настраивается» на обработку наиболее часто встречающихся стимулов, оптимизируя свои ресурсы.
Лицо в фокусе: как мозг учится распознавать лица

Параллельно с изменениями в визуальных предпочтениях происходят и изменения в мозге младенца. Уже к 2-3 месяцам начинают формироваться области коры головного мозга, специализирующиеся на обработке лиц (Tzourio-Mazoyer et al., 2002). К 6 месяцам младенцы уже четко отличают лица людей от лиц обезьян (de Haan et al., 2003), а также начинают по-разному реагировать на лица людей своей и другой расы (Liu et al., 2011; Di Giorgio et al., 2013).
Зеркало души: распознавание эмоций
Способность распознавать эмоции на лицах – еще один важный аспект развития младенцев. Хотя новорожденные и могут отличать некоторые базовые эмоции (например, радость и грусть), полноценное понимание эмоционального выражения приходит позже.
Лица в реальном мире: исследования с использованием видео

Интересные результаты дали исследования, в которых младенцам показывали видеозаписи реальных жизненных ситуаций. Например, в одном из экспериментов (Frank et al., 2009) 3-, 6- и 9-месячным детям показывали отрывки из мультфильма "A Charlie Brown Christmas". Оказалось, что чем старше был ребенок, тем больше он смотрел на лица персонажей. 3-месячные дети чаще отвлекались на другие, более яркие объекты, в то время как 9-месячные уже уверенно фокусировались на лицах. Это говорит о том, что способность выделять лица из сложной визуальной среды развивается постепенно.
Генетика и среда: что влияет на восприятие лиц?
Недавние исследования показывают, что предпочтение лиц во многом определяется генетическими факторами. В эксперименте с участием 5-месячных близнецов (Uppsala University, 2023) ученые обнаружили, что индивидуальные различия в том, как долго дети смотрят на лица, в основном объясняются генами, а не влиянием семьи. При этом было замечено, что дети, которые больше смотрели на лица в 5 месяцев, имели больший словарный запас в 2 года.
Влияние пола и расы
Существуют гендерные особенности в восприятии лиц. Младенцы склонны предпочитать лица того пола, который является полом основного опекуна (Moawad, 2017).
Аналогично, дети чаще смотрят на представителей своей расы.

Роль зрения в общем развитии ребенка
Зрение играет важнейшую роль в раннем развитии.
- От рождения до 3 месяцев у младенцев развивается базовая визуальная осведомленность.
- С 4 до 6 месяцев улучшается координация глаз.
- С 7 до 12 месяцев происходит совершенствование визуальных навыков.
Исследования восприятия лиц младенцами – это увлекательное путешествие в мир, где зрение только начинает формироваться. Мы видим, как из простых предпочтений и базовых механизмов рождается сложная система, позволяющая нам распознавать лица, считывать эмоции и строить социальные связи. И хотя многие вопросы еще остаются открытыми, уже сейчас ясно, что лицо – это не просто объект, а ключ к пониманию мира и себя в нем.
