*once
А. А. Малиновский


Биология человека резко отличается от биологии животных по многим параметрам. Рассмотрим некоторые из них. Ни одно животное не имеет такой развитой центральной нервной системы, как человек. Правда, есть животные (например, киты и слоны), у которых абсолютный вес мозга больше, чем у человека. Но развитие центральной нервной системы определяется не только абсолютными размерами мозга.

Биологи уже давно выработали специальный морфологический показатель интеллектуального развития, так называемый «коэффициент цефализации», который более или менее правильно определяет умственное развитие животного и человека. Принято условно считать, что высота умственного развития в среднем пропорциональна квадрату веса мозга, деленного на вес всего тела (это наиболее простой вариант коэффициента цефализации). По этому показателю, достаточно хорошо отражающему умственное развитие млекопитающих, человек стоит гораздо выше всех даже самых умных животных — дельфинов, слонов и человекообразных обезьян. Дельфины обладают высоким коэффициентом цефализации, но все же разрыв между человеком и дельфином очень велик: у дельфинов он по крайней мере в два раза меньше, чем у человека.

Биологическое своеобразие человека

Только человек оказался способным создать цивилизацию, разработать систему наук, развить технику и в итоге прийти к такой сложной организации общества, какую создало человечество. Ни одно животное не обладает такой способностью к употреблению «второй сигнальной системы» (по определению И. П. Павлова), т. е. системы языка, как человек. Поэтому невозможно изучать физиологию высшей нервной деятельности человека или взаимоотношения его с окружающей средой (т. е. экологию, которая чрезвычайно зависит от нервной системы) исходя только из простой аналогии с другими животными. Различия здесь велики, ибо биология любого организма является целостной системой, а не набором отдельных биологических характеристик.

Замена одной характеристики влечет за собой изменение другой. И достаточно было возникнуть такому резкому отличию высшей нервной деятельности, чтобы все другие стороны биологии человека приобрели иной, чем у животных, характер.

Широкое распространение человека от тропиков до полюсов, т. е. в самых различных температурных зонах и на разной высоте, стало возможным только благодаря высокому развитию его интеллекта. Это способствовало развитию совершенно новых взаимоотношений человека со средой, которые никогда не возникают у животных. Необычайное по сравнению с другими группами животных ослабление отбора почти по всем основным признакам, а также развитие науки и техники привело еще к одной особенности человека: не распадаясь на новые виды, человечество оказалось чрезвычайно изменчивым в большинстве своих признаков. Среди людей наблюдается такая изменчивость, которая не встречается ни у одного вида, за исключением некоторых домашних животных, где она была создана искусственно самим человеком.

Есть народы огромного роста (ватусси и др.) и народы пигмеи, белокожие и чернокожие, курчавые и гладковолосые. Мы видим самые различные формы лица, тела. Отдельные группы людей различаются по биохимическим, физиологическим показателям, манерой поведения, что усугубляется разными традициями, привычками и т. д.

Биологическое своеобразие человека

Биологические показатели человека резко отличаются от показателей ближайших его сородичей. Человек обладает комплексом свойств, лежащих на крайних пределах класса млекопитающих. Среди наземных млекопитающих человек принадлежит к категории сравнительно крупных, но развивается очень медленно, достигая зрелости только к 13—18 годам, в то время как большинство животных (равных по весу человеку) быстро достигают зрелости и приспособленности. Ни один вид млекопитающих не отличается таким долголетием, как человек, кроме, может быть, слонов и китов (продолжительность жизни которых хотя и не выяснена достаточно точно, но, по-видимому, не превосходит длительность жизни человека).

Человек живет совершенно в иной среде, чем животные, и это отражается на его биологии. Жизнь в искусственно созданной среде имеет свои положительные и отрицательные стороны, формирующие экологические особенности человека. Он сам меняет свою среду, приспосабливая ее к себе там, где животные вынуждены приспосабливаться морфологически и физиологически., С другой стороны, он разрушает естественную природу, подрывает условия своего существования до такой степени, до какой ее не может разрушить ни одно животное. Подрывает не временно, как некоторые виды животных, которые периодически истребляют пищевые запасы, а в глобальном масштабе и на длительный срок.

Можно не называть другие особенности человека. Перечисленных выше вполне достаточно для того, чтобы констатировать глубокое биологическое отличие человека даже от ближайших к нему животных.

В изучении биологии человека много достижений, но немало и трудностей. Вряд ли у какого животного так детально исследованы анатомические, физиологические, биохимические показатели, не говоря уже об особенностях поведения. Например, мы, являясь свидетелями бурного развития этологии — науки о поведении животных, в этой области не знаем и сотой доли того, что известно о поведении и психологии человека. Детально изучены различные (примерно около двух тысяч) наследственные признаки человека. Из животных тщательно исследованы внешние признаки только у дрозофил — классического объекта генетики. Достаточно точно выявлены причины и характер течения многих заболеваний человека, в том числе и наследственных. Есть категория болезней (например, психические), которые у животных не обнаружены, но очень подробно описаны и изучены у человека.

Биологическое своеобразие человека

В ряде областей биологии человека есть пробелы, которые трудно заполнить, ибо на человеке, как мы уже говорили, нельзя ставить опыты. Нельзя, например, проводить эксперименты по пересадке органов, заражать различными болезнетворными микроорганизмами или заставлять вступать в интересный для исследователя брак с целью изучить наследование какого-нибудь нового признака. Для изучения биологии человека мы часто не можем пользоваться серией методик, легко применимых к животным, и вынуждены разрабатывать новые, в частности метод моделирования, когда у животного пытаются вызвать заболевание, сходное с тем, которое встречается у человека.

Однако этот метод несовершенен, ибо зачастую просто не удается вызвать у животного интересующее исследователей заболевание или оно приобретает иной характер развития, чем у человека. В настоящее время широко распространены и эффективно используются для изучения у человека ряда явлений различные статистические методы, которые частично заменяют экспериментальные. Короче говоря, следует подчеркнуть, что существует не только особая по содержанию биология человека, но и способы ее изучения оказываются совершенно иными, нежели в отношении животных (за исключением некоторых методик, не нарушающих здоровья и естественных прав человека).

Мы уже отмечали, что ряд явлений, не интересных с точки зрения исследователей, у животных оказываются очень важными для нормальной жизнедеятельности человека и, наоборот, изучение у животных некоторых процессов не имеет значения для человека. Животное используют в эксперименте как модель (пересадка органов или замена их искусственными аппаратами), т. е. не во имя продления жизни самих животных, а для того, чтобы в дальнейшем применить этот метод к человеку.

В то же время в отношении домашних животных ученые решают задачи иного характера, неприменимые ни для диких животных, ни для человека. Например, животноводы изучают период развития, размножаемость, плодовитость особи, но с совершенно иных позиций, чем мы это исследуем у человека. Их интересует накопление белка и жира у животных, усиление функции молочной железы у коровы. Решение некоторых вопросов представляет несомненный интерес при изучении, например, нарушения обмена веществ у человека, недостаточной деятельности молочной железы у кормящей матери, но совершенно в других масштабах, не выходящих за пределы своей нормы.

Биологическое своеобразие человека

У животных стремятся повысить продукцию далеко за пределами естественной нормы, причем не в интересах их организма, а руководствуясь потребностями человека.

Сейчас остро встал вопрос о приспособлении человека к экстремальным условиям, например для выхода в космос или погружения в глубины океана. Эксперименты с животными проводятся только с целью моделирования поведения человека или с утилитарными целями (включение продуктов жизнедеятельности животного в искусственную экологическую систему в дальних космических путешествиях).

Вряд ли когда-нибудь возникнут задачи повышения умственной деятельности или одаренности животного путем физиологических воздействий, а также распространение на них методов обучения, применяемых для человека. А ведь эти проблемы биологии человека очень интересуют ученых. Таким образом, задачи и практические цели изучения биологии человека, а также получаемые показатели отчасти специфичны.

Крайне важна характерная только для человека область — взаимоотношения биологических особенностей с социальными явлениями. Эта проблема не возникает ни для одного животного, но имеет первостепенное значение для человека. Что в его жизни определяется биологией, а что социальными условиями, социальными потребностями и т. д.? Может быть, это одна из самых значительных и увлекательных задач биологии человека.

Все рецепты

Случайные рецепты

Еще случайные рецепты
* *

Новые сообщения





Поиск по сайту