Образование может сделать человека еще глупее, если не научить его двум важнейшим навыкам: умению задавать вопросы и умению думать над ними. Эти навыки очень важны для развития интеллекта, потому что многие люди задают неправильные вопросы. Например, в диетологии вместо того, чтобы спросить «какая пища самая полезная?», люди часто спрашивают «какая самая полезная *растительная* пища?», полагая, что здоровье должно исходить от растений. Или в вопросах гигиены люди спрашивают «насколько эффективно душ делает меня более гигиеничным?», вместо того чтобы задаться вопросом «а гигиеничен ли душ вообще?». Современное образование не учит этим навыкам критического мышления.
Истинная цель образования, как считали Ницше и другие классические мыслители, заключается не в том, чтобы давать ответы, а в том, чтобы познакомить учеников с фундаментальными вопросами жизни: Что такое хорошая жизнь? Что такое смерть? Что такое Бог? Что такое добродетель? Речь идет о том, чтобы научить студентов подходить к этим вопросам с разных точек зрения. Способность рассматривать различные точки зрения необходима для развития интеллекта. К сожалению, многие люди в силу своего школьного образования не научились мыслить критически. Они с трудом анализируют информацию и часто принимают ее за чистую монету. Это особенно заметно в политических дискуссиях. Люди часто не умеют мыслить тонко, полагая, что то, что кто-то говорит, автоматически является правильным. Важно не просто слепо принимать информацию, а критически изучать ее с разных точек зрения и прочувствовать ее на себе.
Важно не считать, что я всегда прав. Отсутствие критического мышления характерно для большинства сообществ, потому что они, как правило, не способствуют развитию тонкого мышления, что очень прискорбно. Я стараюсь культивировать это на своем канале, обсуждая различные темы, чтобы избежать эхо-камер, которые я считаю вредными для развития личности. Эхо-камеры, хотя и потенциально полезны для мнения, могут препятствовать критическому мышлению человека. Мы должны учить детей основам грамотности, математике, знакомить их с различными идеями и рассказывать им о своем теле. Однако нам нужно перестать перегружать их умы ненужной информацией. Это пагубно, и я согласен с тем, что нынешняя школьная система, от начальной школы до колледжа, часто сосредоточена на обучении тому, что думать, а не тому, как думать.
Это мешает будущему успеху, потому что не позволяет людям знать, как продвигаться к своим целям. Например, если кто-то знает только *как* думать, он может считать, что есть овощи полезнее всего, если только ему не будет представлена противоположная информация. Это пример обусловленности. На самом деле многие люди находят пользу в различных подходах и замечают, что обычные советы по здоровью не всегда точны. ИИ делает значительную часть образования устаревшей, и я думаю, что многие люди об этом не знают. В таких условиях важно стать специалистом широкого профиля, который умеет мыслить, что позволит вам эффективно использовать ИИ. ИИ может предоставить различные точки зрения на одну и ту же тему, но вам нужно уметь задавать правильные вопросы. Понимание этого жизненно важно, так как в противном случае это может негативно сказаться на вашем будущем. Пришло время обновить наши системы. Образование должно поощрять любопытство и обучение, а не подавлять их.
Я признаю необходимость специализированного образования на высшем уровне для таких профессий, как медсестры и инженеры. Однако эти области, скорее всего, будут в значительной степени зависеть от ИИ, а люди будут в основном взаимодействовать с системами ИИ и руководить ими. Я считаю, что ИИ может пройти обычный курс обучения в колледже, обрабатывая информацию с помощью системы, подобной ChatGPT. Если это окажется возможным, то традиционные системы образования устареют. Нам нужно переосмыслить цель образования. Ницше утверждал, что образование должно быть направлено на то, чтобы научить людей видеть, думать, говорить и писать, а конечной целью должна стать благородная культура.
В настоящее время большинство людей не справляются с этими тремя аспектами. Многим не хватает способности по-настоящему видеть, критически мыслить и хорошо излагать свои мысли в устной и письменной форме. Способность видеть, в данном контексте, означает откладывать суждения и изучать ситуацию со всех сторон. Для этого часто требуется личный опыт. Например, чтобы понять другую точку зрения на гигиену, диету или другие привычки, часто нужно испытать это на собственном опыте. Однако большинство людей сопротивляются обучению и переменам, что делает эту задачу трудновыполнимой, поэтому я не верю, что такая обучающая утопия когда-нибудь возникнет. Способность по-настоящему видеть разные точки зрения встречается редко.
Чтобы по-настоящему понять, как воспринимать мир, полезно задуматься над такими фундаментальными вопросами, как природа смерти, рассматривая ее с личной, коллективной, культурной, религиозной и философской точек зрения. Это вопрос, не имеющий однозначного решения. У меня были необычные переживания, когда я чувствовал себя оторванным от своего тела, что я связываю с отсоединением эго. Однако я не верю, что это всегда полезно. Это чувство трудно объяснить, и оно странно воспринимается. Смерть, как понятие, не вызывает у меня того страха, который был раньше. Смерть отдельного человека не означает настоящего уничтожения; в каком-то смысле все живы. Эта жизнь не всегда осознанна, но существует в разной степени, в зависимости от биологической системы. Люди и собаки обладают сознанием, в то время как вирусы могут быть в некоторой степени живыми.
Это странная идея, но я не думаю, что смерть – это конец. Более того, концепция времени может быть иллюзией, что очень озадачивает. Идея мультивселенной и манифестации, перехода между реальностями, увлекательна, но я не уверен, что полностью ее понимаю. Задавать эти фундаментальные вопросы необходимо для понимания смысла жизни, они позволяют нам взглянуть на вещи с разных точек зрения. Такой подход следует применять ко всем темам, включая политические вопросы, такие как иммиграция. Люди часто реагируют эмоционально, основываясь на материалах СМИ, поэтому общественным мнением легко манипулируют медиакомпании. Отсутствие навыков критического мышления в обществе не случайно. Обучение людей критическому мышлению создало бы конкуренцию в мире бизнеса. Крупные корпорации, как правило, препятствуют такой конкуренции. Эти крупные компании часто создаются людьми, которые знают, как думать, а не что думать.
Лоренс Колберг разработал модель, которая исследует, как люди определяют, что им думать в определенных сферах жизни. Это очень сложный процесс, поскольку он отличается от знания того, как думать или что думать в других областях. Если человек разбирается, например, в медицине, это не значит, что он так же хорошо разбирается в бизнесе. Некоторые навыки могут передаваться, но уровень понимания не одинаков. Эта тема очень важна, потому что понимание того, как думать, является основополагающим. Она важнее, чем такие темы, как питание, потому что эти идеи возникают из того, как мы думаем. Модель Кольберга отслеживает стадии развития сознания и морали. Кажется, что западное общество скатилось к уровню «хорошего мальчика/хорошей девочки». Глядя на массовую иммиграцию, люди могут считать ее хорошей, потому что она добрая, но следует рассмотреть и другие точки зрения.
Многие люди, похоже, находятся на стадии «избегания наказания». Этому часто учат в школе, где оценки определяют, был ли ученик наказан или поощрен. Такая система поощряет запоминание, чтобы избежать наказания, что не является лучшим способом обучения. Очень немногие люди достигают более высоких уровней нравственного развития. Если большинство людей находятся на стадии корысти или избегания наказания, это не приносит пользы никому. По-настоящему образованные люди подходят к проблемам, обращаясь к их первым принципам. Основополагающий принцип стула заключается в том, чтобы на нем было удобно сидеть; нож должен быть острым. Правильное мышление начинается с осознания основного принципа любого начинания. Великие лидеры и изобретатели быстро внедряют инновации, потому что они определяют эти первые принципы. Причина, по которой больше людей не получают правильного образования, заключается в том, что это создало бы большую конкуренцию.
Некоторые люди считают конкуренцию нежелательной, опасаясь, что рост знаний и критического мышления среди населения создаст для них новые проблемы. Однако в конкуренции и прогрессе есть и положительная сторона. Такие изобретатели, как Илон Маск, достигают своих целей, определяя основную задачу и работая в обратном направлении, например, разрабатывая многоразовые ракеты для снижения стоимости. Целью образования должно быть воспитание здоровых и способных граждан. Однако образование может иметь и негативные последствия. Если людей учат *что* думать, а не *как* думать, они могут стать менее сообразительными и полагаться на заранее заготовленную информацию, что является распространенной проблемой современных образовательных учреждений. Эта система стимулирована к тому, чтобы учить людей тому, что думать, а не тому, как думать, а если бы люди действительно научились думать, многие мировые проблемы были бы решены.
Например, если бы люди понимали долгосрочные последствия нездорового выбора, например, употребления вредной пищи, они бы, скорее всего, принимали более правильные решения. Учиться думать о будущем очень важно, но чрезмерное внимание к будущему может быть и пагубным, вступая в противоречие с естественными биологическими импульсами. Целью общества должно быть создание процветающей цивилизации. Любая система, которая отвлекает от этой цели, контрпродуктивна. Для достижения этой цели необходимо создавать небольшие децентрализованные государства, в которых люди могли бы объединяться на основе общих принципов. Наличие руководящего принципа жизненно важно, поскольку он служит ориентиром для всех решений. Без этого у нас нет направления, и наступает хаос. К сожалению, нынешняя государственная система вряд ли изменится; если бы люди действительно были способны мыслить критически, то необходимость во вмешательстве государства во многие аспекты жизни была бы меньше. Например, многие проблемы, такие как здравоохранение и медицинское страхование, не существовали бы в том виде, в котором они есть сегодня.
Люди часто осознают, как их эксплуатируют, и здравоохранение и медицинское страхование – яркие тому примеры. Если рассматривать образование, то религия также важна. Я считаю, что религия в той или иной форме будет существовать всегда, будь то замаскированный вокеизм, секуляризм или материализм. Похоже, большинству людей религия нужна для того, чтобы помочь им понять свое предназначение. Она пытается ответить на главные вопросы: Что такое добро? Что есть Бог? Что я здесь делаю? Что такое смерть? Как встретить смерть? Эти вопросы являются основополагающими для цивилизации. Когда их игнорируют, жизнь становится все более абсурдной и бессмысленной. От этих вопросов избавились, потому что они породили религии, которые, в свою очередь, привели к конфликтам. Однако у человечества есть возможность выйти за рамки религии и перейти к более вечной философии. Заставить всех думать одинаково невозможно без тоталитарного режима. Даже с помощью принудительных догм людей нельзя научить думать.
Правительство США подрывается, когда люди могут думать самостоятельно, потому что они осознают его неэффективность. Например, значительная часть американских налогов часто тратится впустую из-за коррупции. Военные расходы – еще одна область, где миллиарды долларов исчезают без объяснения причин. Дело не в том, чтобы научить людей *что* думать, а в том, *как* думать. Многовековая философия предполагает, что истина – это то, что нужно открыть. Чем яснее мы будем воспринимать истину, тем больше гармонии будет в обществе. Хотя это идеальный вариант, он вряд ли осуществим. Это потребует масштабных изменений в понимании. Однако если мы сформируем представление о том, как выглядит высокая культура или процветание, и будем отталкиваться от него, то со временем путь откроется сам собой. Это похоже на концепцию «логоса» в Древней Греции или «дао» в даосизме: путь к максимальному расцвету. Эта концепция связана с индивидуализмом, но индивидуализм сопряжен со своими проблемами, поскольку мы также являемся биологическими системами с врожденными склонностями.
Привлекательный человек получает огромные преимущества в жизни. Это преимущество распространяется не только на свидания, но и на карьерный успех, возможность заработка и лидерские качества, например, стать генеральным директором, если он высокого роста. Однако эти преимущества не распространяются на тех, кто обладает высоким интеллектом или специализируется в какой-либо области. На самом деле, слишком узкая специализация или опережение своего времени могут навредить. Некоторые врачи, например, лишались лицензии или подвергались остракизму со стороны научного сообщества в течение многих лет, только чтобы впоследствии быть признанными в своей правоте. Это показывает, что признание часто бывает произвольным. Образование должно учить людей мыслить, видеть и говорить ясно. Если бы система образования могла этого достичь, она, скорее всего, создала бы либо исключительно гениальное, либо исключительно хаотичное общество, без какой-либо середины. Научить людей правильно мыслить и задавать правильные вопросы – жизненно важно.
По-настоящему образованные лидеры, собравшись вместе, могут принимать мудрые решения для общества. Как говорил Платон, общества будут страдать до тех пор, пока философы не станут правителями, или пока правители не примут философию и политическую мудрость. Это может быть связано с биологией. Предварительный отбор – мощная сила в человеческом притяжении. Когда кто-то заранее выбран другими, он становится более привлекательным. Это часть игры биологии. Это предубеждение – лишь один из примеров того, как некоторые люди автоматически выставляются в более привлекательном свете. Естественно, что они этим пользуются. Бороться с биологией сложно. Большинство людей стремятся привлечь к себе внимание, особенно женщины, которые используют для этого такие вещи, как социальные сети. Дело не только в деньгах, но и в подпитке эго. Отделение от эго – сложный вопрос и может показаться странным. Я не думаю, что мы можем реформировать систему образования в соответствии с этим идеалом, и я не пытаюсь исправить коррумпированные системы Запада.
Возможно, они даже смогут изменить человечество к лучшему. Я согласен с идеей о том, что без определенных элементов образование может сделать людей менее умными. Хотя я не уверен, что мое поколение сможет в полной мере реализовать эти идеи из-за давления общества и структуры высшего образования, я бы хотел двигаться в этом направлении. Это очень важно, если вы стремитесь к позитивным изменениям. Это имеет огромное значение, даже большее, чем наука о здоровье, и это то, о чем я еще не говорил подробно.