Конфеты «из тех времен» далеких русских, и советских (остались одни фантики)))
Попробовать конфеты времен СССР у нас сейчас нет возможности, но увидеть как выгдялели конфетные обертки тех времен мы можем. И можно даже кое-какие закономерности увидеть и отметить.
Прежде всего заметно, что общее качество полиграфии конфет во время «военного коммунизма» и сразу после него довольно сильно упало по сравнению с 1913-1914 гг. Некоторое время работали на старых формах, но многие квалифицированные печатники либо уехали в село, либо были уволены, либо не могли полноценно работать на истерзанном и изношенном оборудовании, которое 5-7 лет подряд не подвергалось никакому серьёзному обслуживанию. Кроме того, были потеряны заделы и по расходным материалам (краски и проч.), не было значимых поставок — неоткуда, а это тоже важно для качества. Именно поэтому после революции широко распространились однокрасочные обёртки, которые было намного проще делать.
Главная послереволюционная тенденция, заключалась в том, что обертки от конфет тоже решили превратить в средство агитации и пропаганды масс: они несли на себе портреты героев и символы Новой Эры и стали заметно политизированными.
И лишь в середине 1930-х в кондитерской и пищевой промышленности происходит радикальный «микояновский переворот». Конфеты, карамели, леденцы и шоколад решительно деполитизируются, становятся предметом быта и отдыха, и лишаются функции агитации, как в ранние советские годы и в годы первой пятилетки. Отныне конфеты типа «Интернационал» или «Ильич» — просто немыслимы. Разрабатываются единые государственные стандарты СССР и сборники рекомендованных рецептур для разных классов кондитерских изделий. Это позволяло достаточно объективно проверять качество конфет по всей территории Союза и не допускать падения качества на мелких фабриках, особенно в провинции. Кроме того, разрабатываются новые нейтральные бренды, ставшие эталонами вкуса, с которыми прожили жизнь три поколения советских людей — такие, как «Кара-Кум», «Маска», «Чародейка», «Мишка на Севере» и др. Заимствуются и часть дореволюционных брендов, любимых потребителями — «Раковые шейки», «А ну-ка, отними!» и некоторые другие. Существенно поднимается и качество оформления обёрток.
Перейдём к конфетам Революции и Нэпа.
Конфеты «персональные», аналоги имперских «Львов Толстых» и 300-летий Дома Романовых:
Источник:
Попробовать конфеты времен СССР у нас сейчас нет возможности, но увидеть как выгдялели конфетные обертки тех времен мы можем. И можно даже кое-какие закономерности увидеть и отметить.
Прежде всего заметно, что общее качество полиграфии конфет во время «военного коммунизма» и сразу после него довольно сильно упало по сравнению с 1913-1914 гг. Некоторое время работали на старых формах, но многие квалифицированные печатники либо уехали в село, либо были уволены, либо не могли полноценно работать на истерзанном и изношенном оборудовании, которое 5-7 лет подряд не подвергалось никакому серьёзному обслуживанию. Кроме того, были потеряны заделы и по расходным материалам (краски и проч.), не было значимых поставок — неоткуда, а это тоже важно для качества. Именно поэтому после революции широко распространились однокрасочные обёртки, которые было намного проще делать.
Главная послереволюционная тенденция, заключалась в том, что обертки от конфет тоже решили превратить в средство агитации и пропаганды масс: они несли на себе портреты героев и символы Новой Эры и стали заметно политизированными.
И лишь в середине 1930-х в кондитерской и пищевой промышленности происходит радикальный «микояновский переворот». Конфеты, карамели, леденцы и шоколад решительно деполитизируются, становятся предметом быта и отдыха, и лишаются функции агитации, как в ранние советские годы и в годы первой пятилетки. Отныне конфеты типа «Интернационал» или «Ильич» — просто немыслимы. Разрабатываются единые государственные стандарты СССР и сборники рекомендованных рецептур для разных классов кондитерских изделий. Это позволяло достаточно объективно проверять качество конфет по всей территории Союза и не допускать падения качества на мелких фабриках, особенно в провинции. Кроме того, разрабатываются новые нейтральные бренды, ставшие эталонами вкуса, с которыми прожили жизнь три поколения советских людей — такие, как «Кара-Кум», «Маска», «Чародейка», «Мишка на Севере» и др. Заимствуются и часть дореволюционных брендов, любимых потребителями — «Раковые шейки», «А ну-ка, отними!» и некоторые другие. Существенно поднимается и качество оформления обёрток.
- Шоколад «Дети Авиаторов» (до 1914).

- А вот вообще шедевр по качеству и тщательности проработки — «Москва» из Тифлиса.

- Обёртка «со смыслом» (карамель «Фотографическая»).

- Конфеты «Лев Толстой»

- ... и «Максим Горький»

Перейдём к конфетам Революции и Нэпа.
Конфеты «персональные», аналоги имперских «Львов Толстых» и 300-летий Дома Романовых:
- Карамель «Декабристы» с повешенным сатрапами Пестелем.

- Карамель «Восьмидесятники».

- Карамель «Юбилейная» со Свердловым

- Карамели «Республиканские»

- Освобождённый от оков и Раскрепощённый Труд

- Заря Новой, Справедливой Жизни.

- Конфеты "1793 год».

- Карамель «Ильич».

- Карамель «Стенька Разин».

- Конфеты «Интернационал».

- Карамель «Красная Москва».

- Целая серия карамелей «назидательного стиля»

- Ещё одна «Красноармейская звезда»

- Карамель «Красный Октябрь».

- Карамель «Серп и Молот».

- Карамель «Крестьянская».

- Карамель «Красный Авиатор»

- В серии карамелей «Пролетарская» представлены наркомы диктатуры пролетариата: А. В. Луначарский...

- ... и Л. Б. Красин.

- Совсем уж красная карамель «Ренглот».

- Карамель «По Особому Заказу».

- «Выставочная», однокрасочный вариант.

- ... и многокрасочный. Здесь явно трудились мастера «старой школы».

- А вот изделие нэповского времени: конфеты «Торпедо» (тогда писали «конфект», муж. род).

- И «Цеппелин» (ещё не «Дирижабль»!).

- Конфеты «Футбол».

- Карамель «Грибок».

- Конфеты «Нора».

- Карамель «Канвовая» (от термина «вышивка по канве» — по специальной сетчатой ткани с нанесенным на нее рисунком будущего узора, или с использованием образца. Картинка на фантике как раз демонстрирует образец вышивки «по канве» — прим. vovagreek).

- Конфеты «Лора» фабрики «Большевик».

- Карамель «Габи» от омской артели «Красный Инвалид».

- Свердловская «А ну-ка отними!» образца 1950-х, наследующая дореволюционное название.

- В моду снова входят французские названия — Шантеклер, Птифур и т. д. Интересно, что при этом никаких англо-американских названий нет. Вообще. «Иностранщина» в конфетах допускается только французская.

- Дореволюционный композиционный аналог — «Бебе».

- Все «индустриальные», «персональные» и «пролетарские» изыски уходят в прошлое. Зато появляется полярная и северная романтика (Мишка На севере, Арктика и проч.).

Источник: