Это самая лучшая работа на свете…

Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке в Краснодаре умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля...

Это самая лучшая работа на свете…

Вячеслав Матвеевич Ткачёв... Он родился 25 сентября 1885 года в кубанской станице Келлермесской. Окончил Нижегородский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище. Служил во 2-й Кубанской конной батарее, а позже – офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.

Это самая лучшая работа на свете…

В 1911 году Вячеслав Матвеевич впервые увидел летящий над городом аэроплан, и с тех пор на всю жизнь «заболел» авиацией. Он упросил командование разрешить ему пройти курс летной подготовки в Одесском аэроклубе. Вот как пишет об этом сам Вячеслав Ткачёв.
«...Летом 1911 года мне пришлось жить с кадетами, не уехавшими на каникулы домой, в лагере. Как-то возвращаясь с прогулки на Большой Фонтан через стрельбищное поле, мы услышали звук, напоминающий шум мотора автомобиля. Он раздавался где-то близко, но автомобиля не было видно. Я почему-то взглянул вверх и... о чудо. Над нашими головами на высоте около пятисот метров плавно парил озаренный лучами заходящего солнца аэроплан... Вдруг мотор затих.
— Смотрите, смотрите, господин сотник, — закричали кадеты, — он спускается!..
Аэроплан стал медленно снижаться, приближаясь к беговому полю. Это захватывающее зрелище решило мою дальнейшую судьбу. Вскоре в «Одесских новостях» прочел заметку: «В Одессе открывается пилотская школа, куда офицеры гарнизона принимаются бесплатно». Я отправился по указанному адресу».


Он пришел в местный аэроклуб и сказал его секретарю господину Маковецкому: «С 6 лет я сел на коня, а вот теперь... хотел бы сесть на вашу «этажерку»...».

Получив диплом гражданского пилота, Ткачев по рекомендации тогдашнего «куратора» российской авиации Великого Князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу. Во время учебы сотник Ткачев – лучший ученик, у него больше всех часов налета, и летную школу он оканчивает с отличием (за блестящую учебу награжден орденом Святой Анны 3-й степени). После окончания севастопольской школы Ткачев направлен в Киев. Дружит с знаменитым летчиком Петром Нестеровым (наверное слышали о «Петле Нестерова»? Эта фигура высшего пилотажа была названа его именем) и Игорем Сикорским (изобретателем вертолета).
Да, именно эти первые авиаторы, замечательные люди Земли Русской, сотни раз рискуя сломать себе шею, закладывали основы отечественной авиации. Будучи первопроходцами, теоретически и практически разрабатывали они удивительное искусство высшего пилотажа. Поразительно то, что на несовершенных летательных машинах наши авиаторы смогли добиться очень многого! Ведь тогда поистине все было в новинку. И посадка вне аэродрома, и работа с артиллерией, и фотосъемка с воздуха, и парад в строю, и групповой дальний перелет.

Это самая лучшая работа на свете…

Газета «Кубанский край» от 12 октября 1913 года писала: «В Екатеринодар прилетел военный летчик киевской авиационной роты В. М. Ткачев, подъесаул 5-й Кубанской казачьей батареи. Он совершил перелет большой дальности – из Киева в Одессу, через Керченский пролив на Тамань и в Екатеринодар. За этот перелет Киевским обществом воздухоплавания В. М. Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью: «За выдающийся полет 1913 г.».
Героя принимал наказной атаман Бабыч. Был дан праздничный ужин. В общем, слава и почет в краю родном. Три дня Ткачев демонстрировал летное мастерство в небе над Екатеринодаром. Горожане закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы. Когда еще такое увидишь!
В войсковом штабе генерал Ляхов горячо поздравил Ткачева с благополучным прибытием в родной край: «Мы гордимся, что именно наш кубанец совершил этот выдающийся перелет...».

В августе 1914 года началась Первая Мировая война.
С началом войны Ткачёв возглавил 20-й корпусный авиаотряд. На ранней фазе войны основной задачей авиации была разведка. Вячеслав Матвеевич выполнял наиболее опасные полёты над вражескими тылами. Однажды во время одной из разведок самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, из него хлынула густая струя, двигатель могло заклинить в любую секунду. Изогнувшись в немыслимой позе и бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора — до нейтральной полосы оставались считанные минуты полета... После приземления в расположении русской пехоты подъесаул, несмотря на обваренную горячим маслом ногу, вытребовал себе коня, домчался на нем до ближайшего полевого телефона и передал разведданные в штаб армии. Но на этом его приключения не окончились. Когда он вернулся к своему аэроплану, то обнаружил, что австрийцы продолжают наступление, еще чуть-чуть и они захватят аэроплан. Ткачев быстро находит телегу, грузит на нее аэроплан и вывозит из-под носа у наступающих австрийцев. За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV-й степени и становится первым летчиком России – георгиевским кавалером.


Это самая лучшая работа на свете…

В декабре 1914 года подъесаул В. М. Ткачев становится первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет, т. к. аэропланы в то время не были оснащены оружием, то Ткачев из личного пистолета расстрелял немецкий «Альбатрос». Этому примеру последовали и другие летчики – стали ставить на свои аэропланы пулеметы и сбивать противников. Ткачев же стал не только первым летчиком России, сбившим неприятеля, но и первым ассом России (по тем временам асс – летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).
Полет за полетом — подвиг за подвигом. Вновь и вновь он в небе — то для фотографирования неприятельских позиций, то с целью выявления расположения вражеских батарей и окопов...

Это самая лучшая работа на свете…

Офицеры 20-го корпусного авиаотряда, Рига, 1915. Во втором ряду второй слева В. М. Ткачев

Вячеслав Матвеевич был не только отличным пилотом, но и превосходным командиром, талантливым организатором и теоретиком воздушного боя. В августе 1916 г. подполковник Ткачёв возглавил первую российскую боевую авиагруппу (1-ю БАГ), состоявшую из трех истребительных авиаотрядов. В задачу группы входил не только сбор разведданных, но, в первую очередь, истребление летательных сил противника.

За два месяца лётчики Ткачёва сбили более 10 неприятельских машин, надёжно защитив русские позиции с воздуха.
Перу Вячеслава Матвеевича принадлежит первое в России учебное пособие для фронтовых авиаторов – книга «Материал по тактике воздушного боя». Она увидела свет в 1917 г. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.
В том же году Ткачёв становится сперва Инспектором авиации Юго-Западного фронта, а через несколько месяцев – начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания. Этому управлению подчинялась вся русская авиация, главой которой стал Вячеслав Матвеевич.

Это самая лучшая работа на свете…

Летчики: Федоров, Кособрюхов, В. М. Ткачев, В. И. Бржезовский, В. В. Дыбовский, Журавлев. Карчевице, июнь 1915

Большевистский переворот поставил крест на успехах русской авиации и на русской армии в целом. Когда в штаб авиации прибыл бывший балтийский матрос, прапорщик Крыленко, которого большевики словно издеваясь назначили главнокомандующим армией, Ткачёв, не пожелав терпеть подобного надругательства, подал в отставку и уехал на Кубань, оставив записку: «Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет. (...) Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота».
А дальше Вячеслав Матвеевич пробирался домой, в Майкоп, преодолевая различные кордоны, с приключениями и арестами, с угрозой для жизни. По дороге на Кубань переодетый солдатом полковник Ткачёв дважды арестовывался, но оба раза сумел бежать. В третий раз большевики арестовали его в Майкопе в марте 1918 г. До августа он оставался в заключении, а затем части Добровольческой армии освободили и Майкоп. и уцелевших арестантов.
Началась служба Вячеслава Матвеевича в Белой армии. Он возглавил 1-й Кубанский авиаотряд и лично водил своих соколов в воздушные атаки.

Это самая лучшая работа на свете…

Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, ведь в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала.
Была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ хорошо различимых с большой высоты. К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.
Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок еще более возросла. Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Вячеслав Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.
Шла беспощадная гражданская война. А в мире нет ничего ужасней и жесточе, чем братоубийственная война.
В 1920 году Ткачев командует авиацией армии барона Врангеля.
К осени 1920 года ситуация сильно изменилась... В. М. Ткачев, как многие другие офицеры и генералы Вооруженных Сил Юга России вынуждены были эвакуироваться в Константинополь. Путь, несомненно, талантливого военного летчика и организатора русской авиации завершился.
В воспоминаниях В. М. Ткачев пишет: «Немало разочарований пришлось мне пережить в «стане» белых. Я не нашел там того, что искал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух беспрекословной дисциплины, я подчинился власти на Юге России и исполнял все даваемые мне поручения. А в результате я 24 года, тоскуя и думая только о Родине, прожил эмигрантом».

Это самая лучшая работа на свете…

Годы эмиграции в Югославии, демонстративный отказ от сотрудничества с фашистами. Он не участвовал в боевых действиях и продолжал жить в Белграде, как частное лицо. После занятия Белграда Красной армией Ткачёв был арестован СМЕРШем и депортирован в СССР, где его ожидали 10 лет ГУЛАГа. Крепкая казацкая натура вынесла это испытание, и в 1955 г. Вячеслав Михайлович освободился.
11 февраля 1955 года был выпущен «с погашением в правах», без права жительства в больших городах. Как иностранный подданный, после освобождения генерал Ткачёв имел возможность выехать за границу, однако 70-летний старик обращается с прошением позволить ему поселиться на родной Кубани. Ему разрешили. Он приехал в Краснодар в арестантском ватнике на голом теле и в чунях на босу ногу. Его приютила племянница Мария Александровна Ткачёва. Позднее он получил жильё – комнату в полуподвальном помещении... Подрабатывать устроился переплётчиком в артель инвалидов им. В. И. Чапаева. В августе 1957 года В. М. Ткачеву назначают пенсию по инвалидности.
Ткачёв приступил к поискам жены...
«Где она голубушка, что с ней?» – более десяти лет постоянно мучили его вопросы. Ведь он обещал родной своей Динусе (Надежде Алексеевне) ещё в 1944 году, покидая Югославию, как только обустроится в России, забрать её к себе. Он делал запросы о жене в югославское посольство, Общество Красного Креста. И с каждым днём нарастала тревога...

Жену ему удалось всё-таки отыскать. Она жила в окрестностях Парижа, в пансионате для престарелых и много раз оплакивала его горькую судьбу, пока не получила от Вячеслава Матвеевича письмо. Велика была её радость. Боже, Твоя милость бесконечна!..

По приглашению президента Франции Шарля де Голля, Ткачёву можно было выехать к жене. Но он отказался: истинно русский человек был не в силах покинуть Родину, с такими тяжёлыми испытаниями и страданиями обретённую вновь. Он написал: «Я к тебе не приеду. Приезжай ты ко мне».
Он не терял надежды, что ему найдут работу по его силам и способностям. И тогда, – мечтал он. – «в моей личной жизни появится более твёрдый фундамент, обеспечивающий завтрашний день для меня и для моей жены».
Я читала черновики его писем, они хранятся в Краснодарском архиве.
Динуся родная! – писал Вячеслав Матвеевич 7 февраля 1960 года, – только что получил твоё письмо от 26 января. Очень рад, что оно полно бодрости и хорошего – приподнятого настроения. Вот, что значит воспоминания о нашем счастливом прошлом – действует как жизненный эликсир! Мне нередко приходилось слышать выражения удивления – как я могу мириться со своим одиночеством? И всем был мой ответ: разве я могу забыть и выбросить из своего сердца такого друга, каким всегда была моя жена? – И он продолжая писал: – А знаешь Динуся, что особенно было ценно в наших взаимоотношениях? Полное понимание друг друга, полная гармония душ! Ведь ты никогда не становилась наперекор предпринимаемым мною шагов жизни, а ведь они нередко были вразрез нашим с тобою материальным интересам. В тебе никогда не говорил женский эгоизм, женская меркантильность. Вторая обаятельная черта твоего отношения ко мне – это жертвенная, часто с риском, любовь! Скажи, разве могу я всё это забыть?
- «Славик, дорогой мой! Что тебе нужно для улучшения питания? – спрашивала Надежда Алексеевна, – Я тебе вышлю. Кто тебя кормит и заботится о тебе? Напиши. Будь здоров, моя радость. Целую и люблю. Твоя Дина».

Она прислала из Франции мужу его старую шубу и костюм, а затем канадскую меховую куртку...
Ещё в 1961 году В. М. Ткачёв в письме к некому Михаилу Антоновичу говорил, что «здоровье у меня висит на волоске». «С одной стороны старость, а с другой – условия жизни», уточнял он. «Сыроватые пятна на наружной стене, таскание наполненных водой и помоями вёдер (и это при серьёзной болезни сердца), пользование холодной уборной (во дворе) и необходимость ходить в холод в баню при моей исключительной подверженности к простуде. Увы, более нет сил жить в этом сыроватом подвале»
Хлопоты о предоставлении ему квартиры тянутся на протяжении нескольких лет. Ткачёва закидали формальными отписками из исполкома. Он надеялся продлить свои дни на земле, чтобы ещё послужить людям и обществу – закончить и издать свои рукописи. Для него не было человека плохого... Когда дочь Нестерова сообщила ему, что больна, живет на пенсию, получаемую за отца в плохо отапливаемой коммунальной квартире, Вячеслав Матвеевич принялся хлопотать о ней, дабы дочери российского лётчика-героя увеличили пенсию и улучшили квартирные условия. Силы постепенно убывали, расшатанное здоровье, подорванное болезнями и лагерями нередко подводило. В марте 1964 г. он перенёс тяжёлую операцию. Так как он жил одиноко и ухаживать за ним было некому, то больного надолго задержали в больнице до полного выздоровления. Там же в больнице, Вячеслав Матвеевич высказал свою просьбу:
- Умру – прошу надо мной поставить простой памятник – пропеллер, который я надеюсь заслужил...
Несмотря на возраст, он продолжал работать. В артели инвалидов Вячеслав Ткачев целый день клеил переплёты, чтобы выработать норму. И только когда солнце уже шло к закату, он сворачивал свою работу, убирал с верстака клей, картон и тесёмки, предназначенные для канцелярских папок. Так проходили оставшиеся его годы. Но однажды он сильно прихворнул и по совету артельщиков бросил переплётное дело и стал на дому вязать из ниток бытовые сетки-авоськи. «Ну как?» – спрашивали старика. «Не пыльно и не прибыльно» – шутя отвечал он.
И никто из артели, никто из соседей по квартире не знал, что перед ними легендарный лётчик, первый Георгиевский кавалер Императорской авиации, создатель русской военной авиации Вячеслав Матвеевич Ткачёв, который совершил в 1913 году беспримерный в истории мировой авиации перелёт Киев – Екатеринодар. И поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. В истории Первой мировой войны едва ли отыщется имя более славное, чем имя Вячеслава Матвеевича Ткачёва.
В наступившем 1965 году решил слетать на Украину. Ведь – Киев – колыбель его авиационной юности. Он купил в аэропорту билет и собрался в дорогу.
- Вячеслав Матвеевич, Вы бы лучше поездом, так надежней, – убеждали его. – Сколько самолётов разбивается. Ткачёв с юношеской пылкостью отвечал: – Я за честь и славу почту погибнуть с самолётом!
...Стояли густые туманы. Промозглая сырость пронизывала до костей. Была нелётная погода. Ткачёв ездил на рейсовом автобусе в аэропорт и оттуда к себе в холодную комнату. Часами напролёт просиживал в ожидании рейса. Но, увы, полёт вновь и вновь отменялся. Вячеслав Матвеевич простудился. Поначалу обходился своими домашними средствами. Затем лечился у какого-то врача на дому. Но организм, ослабленный скудным питанием и хроническими болезнями не выдержал. 12 марта Ткачёв слёг, а спустя три дня появился сильнейший озноб. Думал – пройдёт. Но болезнь обострялась и прогрессировала. 19-го после полудня кто-то из соседей вызвал «Скорую помощь» Больного отвезли в старейшую больницу города – в Первую городскую с диагнозом: двусторонняя очаговая пневмония, осложнённая сердечной недостаточностью и интоксикацией. Ему кололи пенициллин, и стрептомицин...Вячеслав Матвеевич ощущал страшную слабость, боли под лопатками. Постоянно бил кашель с мокротой. Ночью страдал от удушья...
25 марта В. М. Ткачёв впал в беспамятство. В 18.30. врач записал в карточке: «Больной в состоянии атонии, без сознания». И спустя некоторое время душа Вячеслава Матвеевича отлетела в вечность, в небеса. Туда, где он когда-то безраздельно царил, как доблестный русский ас, а теперь как бесплотный дух, идущий на суд праведный и ожидающий милосердия Божиего...
Его хоронили прямо из больницы. Собралось 60 – 70 человек провожающих. В тот же роковой день из исполкома принесли ордер на получение квартиры в новом доме...

А спустя две недели после его кончины из Франции по старому адресу пришло письмо (8 апреля 1965г.): «Моя радость. Сегодня твой юбилей – 80 лет. Пошли тебе Господь сил и здоровья ещё надолго. Я вся душой и мыслями с тобой, дорогой. Сегодня приедет Иван Михайлович (знакомый супругов Ткачёвых). Он весь горит, вспоминая 1914 год,... и свою и твою юность: «Велика наша Родина! Большое счастье быть русским!». Я три недели не получаю твоих писем и уже волнуюсь. Что за причина? Не болен ли ты? Ведь я ими живу. Жду с нетерпеньем твоего письма. Хочу себя уверить, что всё у тебя благополучно, ты здоров духом и физически. Целую и люблю бесконечно, Дина».
Память о В. М. Ткачёве неискоренима ни в летописях Кубани, ни в истории Русской Авиации. Сын своей земли, он свято верил в несокрушимость своего Отечества – и не единым поступком ни единым своим словом не запятнал светлый облик России.
23 сентября 1995 г. на доме N 82 по улице Рашпилевской в Краснодаре в присутствии главнокомандующего авиации России и бороздящей небосвод пилотажной группы «Стрижи» открывалась мемориальная доска...

Знал ли кто из соседей, какая уникальная судьба была у скромного одинокого переплётчика книг из артели инвалидов, что незаметно жил рядом с ними несколько лет и также незаметно умер?..

С мемориальной доски на собравшихся взглянул бравый офицер, в котором едва ли можно было признать того старика, что жил в этом доме тридцать лет назад и которого почти никто уже не помнил.

Это самая лучшая работа на свете…

Мой дедушка с самого детства «болел» небом. Ещё в школе он занимался в кружке авиамоделирования. В 1933 году окончил авиационную школу младших командиров в Бобруйске. С 1933 по 1941 преподавал в Краснодарском авиационном училище... И «виновником» его «болезни» конечно же был Вячеслав Матвеевич Ткачёв.
После возвращения Вячеслава Матвеевича в Краснодар, дедушка познакомился и подружился с ним.
Дедушка часто рассказывал мне о Ткачеве, показывал дом на Шаумяна (Рашпилевской). Для меня, в мои тогдашние пять лет, Ткачёв был интересен тем, что он летал с Нестеровым. Этого уже было достаточно))) О Нестерове и его мёртвой петле я хорошо знала. Спасибо дедуле.
Так вот, дедушка очень переживал о судьбе рукописи книги Вячеслава Матвеевича «Крылья России» об истории Российской авиации. Эту книгу не хотели издавать.
В 1993 году умер мой дедушка... А в 2007 году «Крылья России» Вячеслава Матвеевича Ткачева были изданы...

Это самая лучшая работа на свете…


Это самая лучшая работа на свете…

Сегодня, 12 августа, День ВВС России...
Сегодня не просто День Военно-воздушных сил России.
Сегодня у нашей военной авиации юбилей – 110 лет.

12 августа 1912 г. по Военному ведомству России был издан приказ № 397, согласно которому вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу — Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, которой отныне полагалось заниматься развитием нового рода войск.

С Праздником всех! А не только причастных)

Это самая лучшая работа на свете...

Похожие темы


kubanochka
В продолжение рассказа о Ткачеве Вячеславе Матвеевиче...
К началу XX века меняющиеся реалии Российской империи ощущались и на ее окраинах, заставляя модернизировать традиционный уклад жизни и ментальные стереотипы. Едва ли уже можно было ограничится традиционной казачьей службой. Поэтому некоторые меняли привычные кавалерийский манеж, артиллерийскую батарею или пластунскую казарму на совершенно иной, подчас неожиданный, род службы.
Звание первого авиатора Кубани заслуженно снискал полковник Вячеслав Матвеевич Ткачев, в годы Первой мировой войны награжденный золотым Георгиевским оружием и целым рядом российских и иностранных орденов, а в июне 1917 года получивший должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего, т. е. возглавивший всю русскую авиацию.

Родился Вячеслав Матвеевич в закубанской станице Келермесской. Тем не менее, его хоперская родословная хорошо прослеживается по архивным документам. В таком славном роду Вячеслав Матвеевич просто не мог быть другим...
Известно, что его предок, Павел Артёмович Ткачев (1742 г. р. Родился в казачьем звании), жил в слободе Красной и служил казаком в Новохоперской команде. Родом он был из вольных малороссов-черкас, населявших хоперские слободы по публикации 1717 – 1721 годов. Отец и дед были первыми поселенцами слободы Красной.
После формирования Хоперского полка в 1775 году командиром был назначен войска донского полковник Устинов Конон Тимофеевич. Долго в Хоперском полку сохранялось предание, которое передавали старики, что выбор полковой старшины, т. е. есаулов, сотников и хорунжих Устинов производил из общего числа всех хоперских казаков. В старшины были выбраны люди «достойные и неподозрительные, к воинской казачьей службе, управлению и порядкам силу знающие и исправные». В число старшин прежде всего попали бывшие хоперские ходатаи об общественных нуждах, о создании Хоперского полка – казаки Петр Подцвиров и Павел Ткачев, произведенные графом Потемкиным первый в есаула с чином армейского поручика, а второй в сотники с чином подпоручика.

После того как полк обосновался на Азово-Моздокской линии, 40-летний сотник и армии подпоручик, по данным 1782 года, вместе с сыновьями Иваном (7 лет) и Андреем (5 лет) проживал в крепости Александровской.
В начале XIX века Андрей Павлович Ткачев, удостоившийся звания хорунжего, был переведен на жительство в станицу Кавказскую Кубанского полка, где, видимо, в скором времени и умер, поскольку по данным 1815 года, его сыновья, 11-летний Василий и 8-летний Алексей, находились на иждивении дяди, есаула Ивана Ткачева.
Поскольку их дед, Павел Ткачев, имел армейский чин подпоручика, то оба внука в 1823 году оказались внесенными в дворянскую родословную книгу Кавказской губернии.
Согласно архивным сведениям 1842 г., хорунжий Алексей Андреевич и зауряд-хорунжий Василий Андреевич Ткачевы продолжали проживать в станице Кавказской и служить в Кубанском полку (при этом у Василия значилось четверо сыновей: Александр -19, Матвей – 14, Николай – 12 и Андрей – 9 лет).
В списке офицеров 3-й (Кубанской) бригады Кавказского линейного казачьего войска, датированном 1857 годом, указывается, что хорунжий Александр Васильевич Ткачев командует 3-й сотней 1-го Кубанского полка, а хорунжий Матвей Васильевич Ткачев – 2-й сотней этого же полка.
На завершающем этапе Кавказской войны, в 1863 году, отец будущего воздухоплавателя, хорунжий Матвей Васильевич Ткачев, имевший не разделенное хозяйство с братом Николаем, выселился в новую станицу Келермесскую основанную в верхнем течении горной реки Гиаги, где со временем дослужился до полковничьего чина. Получил 150 десятин земли в потомственное владение. Матвей Васильевич занимался коневодством. Табунщиками у него служили черкесы, в частности некто Хатукеш. Он то и обучал маленького Вячеслава верховой езде. В шесть лет Вячеслав Матвеевич был уже прекрасным наездником. А потом с легкостью пересел из седла на «этажерку». И стал прекрасным летчиком...

kubanochka
Краснодар. Славянское кладбище.


Это самая лучшая работа на свете…

Шеф
Бывший глава КК не из потомков ли?

kubanochka
Бывший глава КК не из потомков ли?
Нет. Родословную бывшего я знаю досконально. Хотя они тоже из казаков Хоперского полка.

kubanochka
Белград. Угловая квартира на втором этаже. Здесь до 1945 года жил Вячеслав Матвеевич Ткачев...


Это самая лучшая работа на свете…

Краснодар. Угловая комната в полуподвальном этаже (стена с белой побелкой). Здесь с 1955 по 1965 жил Вячеслав Матвеевич...


Это самая лучшая работа на свете…



Интересное в разделе «Листая старую тетрадь...»

Пасхальные блюда

Новое на сайте