Европейские пасхальные традиции католических и православных христиан

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАТОЛИЧЕСКИХ И ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

Автор: К. Клименко

 Как яйцо стало христианским символом

 Многие традиции, связанные с Пасхой, имеют дохристианское происхождение. Иначе говоря, церковь, будучи не в силах уничтожить остатки языческих верований в народном сознании, была вынуждена принять их. Придав им, разумеется, новый смысл. Однако утверждать, что с языческими верованиями связана большая часть пасхальных традиций, было бы неправильно. Средневековая народная и церковная традиции породили множество новых обычаев, в том числе и весьма забавных.

 Начнем, пожалуй, с самого главного пасхального символа — яйца.
 
 Наверное, наших индоевропейских предков чрезвычайно удивлял процесс появления живого существа из, казалось бы, совершенно мертвого объекта (каким им представлялось яйцо). И объект этот превратился в символ плодородия и весны, основы новой жизни (кстати, пасхальный кролик, который складывает яйца в гнезда — также персонаж сугубо языческого происхождения, как и яйцо символизировавший плодородие).
 
 Еще в Древней Персии люди дарили друг другу яйца в дни весеннего равноденствия, на которое приходилось начало нового года.

 С возникновением христианства символизм яйца получил новую религиозную интерпретацию. Теперь в нем видели камень, закрывавший вход в гробницу Христа. Кроме того, яйцо относилось и относится к запрещенным во время Великого Поста продуктам, поэтому его превращение в символ Пасхи вполне логично.

 Обычай красить яйца на Пасху и обмениваться ими прижился среди народов Северной Европы и христианской Азии вскоре после принятия новой веры. В странах Южной Европы и, следовательно, в Латинской Америке эта традиция не получила распространения.

 В средние века было принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии Эдуард I Плантагенет (1239–1307) приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем вручались членам королевского двора.
 
 Пасхальные яйца были обязательным подаркам для детей (в некоторых странах дети получают пасхальные яйца от крестных родителей). Поэтому в народной поэзии Германии, Австрии, Франции и Великобритании существует множество стишков, в которых дети требуют отдать подарок (эта традиция жива и сегодня). Что-то вроде шутливого шантажа: начинаются такие песенки пожеланием здоровья, благополучия и т. п., а затем идет требование подарить яйцо, иначе на дарителя обрушаться какие-нибудь беды (например, перемрут цыплята).
 
 Вообще европейской традиции известно много детских пасхальных игр, в которых фигурируют яйца (крашеные или простые).

 Одна из самых, пожалуй, известных — катание яиц (в Великобритании «egg-pacing») с проверкой на прочность их скорлупы. Выигрывает тот, у кого концу игры яйцо останется целым.
 
 В Германии существует традиция искать яйца, спрятанные пасхальным кроликом: кто найдет больше. А в некоторых областях Ирландии за две недели до Пасхи, в Пальмовой Воскресенье, дети делают из камешков маленькие гнезда, куда затем всю Страстную неделю прячут собранные гусиные и утиные яйца. В Пасхальное воскресенье яйца съедают все вместе.
 
 Взрослые на Пасху также обмениваются яйцами, причем традиции, сопровождающие дарение в разных странах свои. Так, в Ирландии их количество «регулировалось» старой поговоркой: «Одно яйцо — настоящему землевладельцу, два яйца — землевладельцу, три яйца — бедняку, четыре яйца — бродяге» («One egg for the true gentleman; two eggs for the gentleman; three eggs for the churl; four eggs for the lowest churl»)
 
 Пасхальный гандбол

 Языческие традиции проглядывают и в других средневековых народных традициях. Так, во Франции, Великобритании и Германии была распространена пасхальная игра в мяч, предположительно символизировавший Солнце. По древним верованиям, пасхальным утром оно «выпрыгивало» на небо. Причем перекидывать друг другу мячик должны были не только люди светские, но и епископы, священники и монахи.

 Надо думать, после строгих ограничений Великого Поста они были только рады возможности повеселиться в течение всей Пасхальной недели, тем более что при этом можно было даже потанцевать. Такие игры назывались «libertas Decembrica», поскольку ранее в аристократической среде бытовала традиция в декабре играть в мяч с прислугой.

 Во многих сельских общинах Германии до сих пор сохранился обычай пасхального обхода поля (osterlicher Feldumgang). В воскресенье и понедельник вся семья обходит озимые посевы ржи и пшеницы, оставляя на углах поля пальмовые ветви и скорлупу пасхальных яиц.
 
  Противостояние полов

 Своеобразные традиции (также, скорее всего, языческого происхождения) сложились по поводу отношений в Пасхальную неделю между женщинами и мужчинами. Ом страны к стране содержание их изменялось, однако суть оставалась прежней: Пасхальный Понедельник — женский день, Вторник — мужской.

 Например, в Великобритании в понедельник женщины имели право бить своих мужей. А на следующий день они менялись местами.
 
 Похожая традиция бытовала и в Германии. В немецком Ноймарке (Neumark) в первый день Пасхи слуги могли хлестать прутьями служанок. А в понедельник уже служанки брались за хворостины.
 
 Традиции западных славян на этом фоне выглядят более безобидными. У них на пасхальной неделе проходили массовые молодежные обливания.

Точно также понедельник был мужским днем (причем парень старался облить именно понравившуюся ему девушку, получая в ответ при согласии крашеные яйца или другие подарки), вторник — женским. Интересно, что для девушки остаться сухой было постыдно: не обливали тех, чье поведение осуждали.
 
 В северных областях Англии мужчины толпой выходили на улицы и, встретив женщину, три раза поднимали ее над землей. В качестве «отступных» за такое поведение они получали поцелуй или серебряный шестипенсовик. На следующий день уже женщины могли сделать то же самое. Можно, однако, предположить, что им воспользоваться своим правом было сложнее, чем мужчинам.
 
  Разжечь огонь
 
 Древний обычай пасхального огня, бытовавший ранее по всей Европе, также вовсе не христианского происхождения. Он заключался в том, что на вершине пасхальной горы от нового огня, добытого с помощью трения, разжигался Пасхальный костер, в дохристианские времена символизировавший победу весны над зимой.
 
 Церковь, издавшая ряд эдиктов, запрещавших святотатства, преуспела далеко не во всех областях Европы. И опять предпочла включить бывшее языческое действо в список пасхальных церемоний. Теперь огонь стал символизировать воскрешение Христа. Если в некоторых областях Европы ранее в огонь бросали фигурки, символизировавшие зиму, то с момента христианизации обычая сжигать стали предателя Иуду (например, Тироле, Богемии, на территориях, прилегающих к Рейну).
 
Главное пасхальное блюдо

 Как для восточной, так и для западной церквей характерна традиция благословения еды, которая во время поста была под запретом. В особенности это касается яиц, мяса, масла, сыра. Благословлять было принято и дома. Для этого приходской священник в канун Пасхи должен был обойти дома своих прихожан.

 Ягненок, наряду с яйцом, пожалуй, наиболее значимый символ Пасхи, имеет сугубо христианское значение. В странах Центральной и Восточной Европы картинки или фигурки пасхального ягненка, представляющего Христа, можно найти практически каждом доме.
 
 Старейшая молитва, испрашивающая благословения на мясо ягненка, относится к VII веку и содержится в молитвеннике Бенедиктинского монастыря в итальянском Боббио. В IX веке жареный ягненок стал главным блюдом пасхального обеда Папы Римского, но после X века вместо целого ягненка стали подавать отдельные кусочки. Хотя в некоторых бенедиктинских монастырях древними молитвами до сих пор благословляют целого ягненка.

 В любом случае мясо ягненка является основным блюдом Пасхального Воскресенья во многих областях Европы. Также очень часто в виде ягненка выпекается печенье, булочки, пирожные и другая сдоба; в магазинах появляются сахарные и шоколадные барашки.
 
 В прошлые века повстречать ягненка, особенно в пасхальное время, считалось счастливым знаком. Народные суеверия утверждали, что дьявол, способный принимать форму любого другого животного, не может превратиться в ягненка, священное животное.

  Разбудить священнослужителя, насмешить прихожанина

 Существовали и довольно забавные обычаи. С древних времен и до X века в некоторых областях Франции было принято препровождать в церковь проспавших праздничную службу каноников и викариев. Опоздавшие рисковали быть разбуженными толпой прихожан. Взяв крест и святую воду, последние отправлялись домой к священнослужителям и, если те, к своему несчастью, еще были в постели, окатывали их святой водой. К тому же в наказание провинившийся должен был накормить всех завтраком.
 
 В XV веке подобная традиция существовала в Нанте и Анже, но в 1431 и 1448 годах епархиальный синод запретил будить священнослужителей, видимо, посчитав это унижающим их достоинство.
 
 А вот в Германии ничего подобного не запрещали. Возможно, потому что традиция не выходила за пределы семейного круга. В некоторых областях Священной Римской Империи на Пасху дети и родители старались удивить друг друга, разбудив дающими (как считалось) здоровье шлепками хворостины.

 Странная традиция существовала с XIV века в южных областях Германии. Священник во время праздничной проповеди вставлял в нее забавные истории (Ostermarlein, пасхальные сказки) религиозного характера, вызывая смех прихожан. Например, рассказ о том, как черт старается удержать двери ада закрытыми перед спускающимся в преисподнею Христом. Веселый обычай просуществовал, правда, недолго. В Баварии, например, пасхальные сказки были запрещены в XVII веке епископом Клементом X, а два столетия спустя Максимилианом III — видимо, первый запрет не подействовал.

Похожие темы


kavmins
прочитала, что интересный обычай с украшениями фигурок зайцев на Пасху связан с поверьем, что пасхальные яйца несет не курица, а пасхальный заяц))



Интересное в разделе «Пасха»

Пасхальные блюда

Новое на сайте