Бахрейн — остров жемчуга и нефти

БахрейнБахрейн — единственное островное арабское шейхство, расположенное у побережья Аравийского полуострова в Персидском заливе, — принято называть страной жемчуга и нефти. Но это определение слишком скупо.

Бахрейн представляет собой островной архипелаг, насчитывающий в своем составе 25 островов и островков, но наиболее крупными из них являются Эль-Бахрейн, Эль-Мухаррак, Ситра и Умм-Нассан. Он лежит в самом центре бухты Бахрейн, ограниченной с запада побережьем Эль-Хаса входящим в состав Саудовской Аравии, а с востока — полуостровом Катар. Бахрейнский архипелаг небольшой: его площадь составляет всего лишь 553,8 квадратного километра.

Большая часть архипелага занята равниной, и только в центре острова Эль-Бахрейн возвышаются невысокие холмы, высотой не более 20 метров, среди которых устремили ввысь свои макушки семь известняковых пиков — Джебель-Духхан.

Остров Ситра выглядит зеленым, потому что на его территории растут пальмы. А вот остров Умм-Нассащ примыкающий с запада к Эль-Бах-рейну, представляет из себя настоящую пустыню.

Многим путникам, оказавшимся среди ее раскаленных песков, приходилось слышать, как они поют. Люди всегда поражались, как в пустыне неожиданно возникают мелодии и так же внезапно исчезают. На протяжении нескольких веков не могли найти разгадку такому необыкновенному явлению. Еще совсем недавно приписывали эту загадку галлюцинациям, вызванным продолжительным пребыванием в пустыне, поражающей человека однообразием своих песков.

Однако не все были согласны с таким объяснением. Люди стали думать над разгадкой поющей пустыни и чаще всего приходили к выводу, что мелодии возникают в результате воздействия ветра на песчаные дюны.

БахрейнКлимат Бахрейна переходный от тропического к субтропическому. Зимой идут дожди, а лето безводное и засушливое. Почта в течение всего года чувствуется знойное дыхание огромных безводных пустынь Аравийского полуострова: с температурой зимой до 25—30, а летом — до 50 градусов. На острове Умм-Нассане климат полупустынный. В его центральной части лишь изредка встречаются оазисы, где можно отдохнуть и укрыться от нестерпимого зноя.

Бахрейнский архипелаг богат нефтью и был одним из первых мест в этом районе земного шара, где обнаружили такое ценное полезное ископаемое. Но большая часть его территории бесплодная. На песчаной почве могут расти только саксаул, деревья с колючими ветками да отдельные пучки травы. Только на острове Ситра да в окрестностях больших городов, таких как Манама, много садов и зелени, в которой утопают жилые кварталы.

Жители Бахрейна занимаются садоводством, культивируя финиковые пальмы, цитрусовые, гранаты, инжир, манго, виноград, миндаль и другие южные плоды. Кроме того, уделяется внимание и огородным культурам, таким, как помидоры, дыни, тыквы, лук, баклажаны, сладкий картофель. Значительно меньшее значение имеет зерновое хозяйство. Лишь на небольших площадях высевается кукуруза, ячмень и пшеница. Своего хлеба в Бахрейне не хватает, и его, как и многие другие сельскохозяйственные продукты, постоянно ввозят из других стран.

В Бахрейне много воды, которая поступает из источников или поднимается на поверхность из артезианских колодцев. Происхождение водных источников пока не установлено и все еще остается предметом научных споров. Часто вода бьет ключом на дне Персидского залива, постоянно опресняя его воды наряду с впадающими в него великими реками Месопотамии. Вот почему слово «бахрейн» означает «два моря», а родники на дне залива породили выражение: «Бахрейн — море родников».

Пресную воду собирают в море в тот момент, когда она поступает на дно залива. Но местные жители знают и другой способ собирания воды. В родник вставляется бамбуковая трубка — так, чтобы один ее конец несколько возвышался над поверхностью моря. Воды в Персидском заливе так много, что ловцы жемчуга, находящиеся в море, предпочитают пополнять запасы пресной воды именно из этих источников, чем тратить время для поездок на сушу.

Основная масса населения Бахрейна живет на островах Эль-Бах-рейн, Эль-Мухаррак и Ситра. Большинство жителей составляют арабы. Другие ведут свое происхождение из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки и юго-восточной Азии. Там постоянно проживает также несколько тысяч европейцев и американцев.

Главными обжитыми районами считаются объединенные города Манама и Мухаррак, которые расположены на разных островах, но соединены между собой пятикилометровой дамбой, пригодной для автомобильного движения. Город Манама является столицей Бахрейна. Это наиболее рекламный город в зоне Персидского залива.

БахрейнОбилие воды и зелени — главная черта пейзажа Манамы. В водяных зеркалах залива и проток отражаются силуэты больших зданий и причудливые сплетения крон деревьев. Блестят на солнце купола мечетей, многоголосо перекликается толпа на улицах города, как потревоженный улей, шумит базар — неотъемлемая часть любого города на Арабском Востоке.

Летом над Манамой, как и всегда в это время года, чистое и высокое голубое небо. Ночью город, раскинувшийся на побережье залива, светится тысячами огней, словно приближаясь к мирно сверкающим звездам. И только рокот моторов реактивных самолетов часто нарушает тишину.

В городе сохранились здания, воздвигнутые много лет тому назад в традиционном стиле арабской архитектуры. Особенно своеобразны дома с высокими башнями, имеющими отверстия для охлаждения всех жилых помещений во время летнего зноя. Такие остроумные устройства — предшественники современных охладительных установок — были замечены еще знаменитым путешественником средневековья Марко Поло, который побывал в свое время в странах Ближнего Востока.

Бок о бок богатством и комфортом уживаются нищета и бедные кварталы с беспорядочно разбросанными ветхими домишками. Главным строительным материалом в Бахрейне служит известняк и коралловые плиты, поднятые со дна Персидского залива. Из них делают стены домов и ограды вокруг садов. Повсеместно ощущается нехватка дерева для строительства.

На окраинах Манамы, как и на всем побережье острова Бахрейна, разбросаны рыбачьи хижины и легкие домики бедняков, наскоро сооруженные из стволов пальмы. В прибрежных водах вокруг островов Бахрейнского архипелага водится много рыбы. Однако отмели служат не только для рыбного промысла, но и для добычи жемчуга. Жемчужный промысел в Бахрейне пользуется мировой известностью. Были времена, когда в море выходило более 1000 лодок с 20 000 искателей жемчуга. Но сейчас число лодок сократилось до 300, а тысячи ловцов жемчуга, потеряв всякую надежду выйти из беспросветной нужды, в которой они оказались, пошли работать на нефтепромыслы.

И в наши дни лучший в мире жемчуг по-прежнему добывается в Персидском заливе. На жемчужный промысел обычно выходят с 15 мая по 15 сентября. Существуют традиции, связанные с добычей жемчуга. Перед тем как, например, выйти в море, владелец или капитан промыслового судна целует в лоб искателей жемчуга, скрепляя таким образом взаимные обязательства.

БахрейнВряд ли можно найти более тяжелую и изнурительную работу. Ловцы жемчуга не пользуются специальным костюмом. Они лишь зажимают ноздри специальными деревянными клипсами, когда ныряют на дно моря. У каждого из них на боку специальным ремешком прикреплен кинжал в деревянных ножнах, служащий для защиты от нападения акул и других морских хищников. Продолжительность пребывания под водой не более 45—50 секунд, а в исключительных случаях — 60—70 и даже 90 секунд.

Жемчужный промысел продолжается в течение четырех самых жарких месяцев, когда стоит полное безветрие. Для того, чтобы дольше удержаться под водой, ловец должен постоянно ограничивать себя в питании, поэтому его ежедневный пищевой рацион состоит из небольшого количества риса и фиников. Из-за недостатка пресной воды ловцы не могут смыть соленую воду, разъедающую кожу, и вызывающую постоянное раздражение. Их тела всегда покрыты струпьями, а глаза воспалены и гноятся. К тому же, они часто страдают от таких болезней, как цинга и ревматизм; среди них считаются обычными ушные болезни и кровотечение из носа. И, наконец, им всегда угрожает опасность нападения акулы, рыбы-пилы и других не менее опасных морских хищников. Тяжелый, изнурительный труд искателей жемчуга, жизнь которых полна риска и случайностей, ведет к преждевременной старости и смерти.

Лучшие жемчужные отмели расположены к северу и востоку от Бахрейнского архипелага. Искатели жемчуга подходят к ним на лодках и становятся на якорь. Прыгнув с лодки, ловец быстро погружается в воду на глубину 10—20 метров, держась за трос, к которому прикреплен большой камень — грузило для погружения в воду. Одной рукой он держится за камень, а другой собирает раковины в небольшую корзину, прикрепленную к шее. Жемчужины могут лежать на дне моря, или они прикреплены к раковине. В последнем случае они ценятся дешевле, потому что после отделения от раковины остается след, который несколько портит форму жемчужины. Наиболее ценными считаются жемчужины, имеющие правильную сферическую форму, а затем грушевидные и овальные. Цвет жемчужин обычно белый, розовый или желтоватый, а иногда и черный, часто отливающий серебристым оттенком; размер — от микроскопического до величины голубиного яйца.

Как только кончается запас воздуха, ловец жемчуга, бросив груз, поднимается на лодку, чтобы сделать короткую передышку, а затем вновь спуститься на дно моря. Выловленные раковины внимательно осматривают, потом осторожно надрезают ножом мышцу устрицы, замыкающей створки раковины. Удалив студенистую массу моллюска, рассматривают края раковины, где находятся жемчужины. Некоторым искателям изредка удается найти «красную розу»— самый красивый жемчуг в мире.

БахрейнЛовцы жемчуга беспрерывно ныряют в воду в течение 6—8 часов в сутки, делая лишь небольшие перерывы в несколько минут для коротких пауз.

Время, когда заканчивается жемчужный промысел, самое счастливое как для самого ловца, так и для его семьи. Добытые жемчужины обычно продают скупщику, который расплачивается уже после продажи всей пойманной порции жемчуга. Большая часть выручки идет в карман владельцу и капитану судна, а также скупщикам, держащим ловцов жемчуга в постоянной кабале.

Однако жемчуг не единственное богатство, которым располагает Бахрейн. На острове Эль-Бахрейн имеются богатые запасы нефти, перерабатываемой на местном нефтеперегонном заводе, к которому также подведен подводный нефтепровод для перекачки нефти с Аравийского полуострова.

В гавани на громадных цистернах видна надпись «Бапко». Это американская компания, захватившая в свои руки богатства Бахрейна. Ее собственностью является не только нефть, но и порт Ситра — одна из крупнейших нефтяных гаваней в районе Персидского залива.

Центром добычи нефти стал город Авали. В его окрестностях почти не видно нефтяных вышек, но зато здесь много незаметных клапанов, наполовину погруженных в песок. Нефть здесь открыли в 1932 году, но история острова уходит в глубь веков. Вокруг Авали возвышаются курганы. Ученые установили, что их постройка относится к тому периоду, когда человек владел только бронзовым оружием. Обнаруженные в курганах каменные орудия датируются 2000 годом до н. э. Кроме того, в них найдены образцы хрупкого исламского стекла X века. Как попали сюда эти вещи, относящиеся к столь различным эпохам, все еще остается загадкой. Существует также мнение, что когда-то Бахрейн, по-видимому, был кладбищем. Об этом говорят и некоторые названия: Манама — «Место сна», Авали — «Высокое место», Мухаррак — «Место захоронения» — все они как-то связаны с похоронным ритуалом.

Письменные упоминания о Бахрейне восходят к III тысячелетию до н. э. О его богатствах писали Геродот, Юстин, Плиний и другие великие мыслители древности. Многие сведения, сообщаемые ими, впоследствии оказались подтвержденными материалами археологических раскопок.

В IV—VI веке нашей эры Бахрейн попал под влияние Ирана.

БахрейнПозднее он стал частью арабского халифата и вассальным княжеством, зависящим от других, более сильных арабских государств. В 1258 году Бахрейну удалось обрести независимость, однако вскоре она была утеряна в связи с завоеванием его средневековым государством Ормуз. В XVI веке Бахрейн подвергся нападению португальских колонизаторов, изгнанных в XVII веке объединенными силами иранцев и англичан. Почти 100 лет Бахрейн вновь оставался под игом Ирана. Но затем иностранное господство было свергнуто — и Бахрейн стал свободным. Однако и на этот раз обретенная независимость продолжалась недолго. Вскоре Бахрейн был покорен соседним Оманом.

В конце XVIII века на Бахрейнском архипелаге высадилось арабское племя бени-утбах (Бани Утба), изгнанное из Кувейта. Династия Аль-Халиф установила над островами свое господство, которое продолжается и по сию пору.

С начала XIX века страны Аравийского полуострова одна за другой стали подпадать под влияние английских колонизаторов, которые путем шантажа, беззастенчивого обмана и интриг поставили под свой контроль и Бахрейн. В настоящее время хотя Бахрейн формально и считается независимым шейхством, но в действительности он является владением Англии, превратившей город Манаму в «столицу» своих «владений», расположенных в зоне Персидского залива.

Шейх и местная знать вместе с английскими советниками и американскими монополиями, ведущими добычу нефти, нещадно эксплуатируют и природные богатства и народ Бахрейна. Несмотря на то, что в стране существует современная нефтяная промышленность, она остается слабой и отсталой. Иностранные империалисты и местные феодалы, чтобы сохранить свое господство, не развивают другие отрасли народного хозяйства.

Еще недавно казалось, что время в Бахрейне остановилось. Теперь эту фразу если и можно употреблять, то лишь в отношении прошлого. Что касается современного Бахрейна, то эта страна меняется с каждым годом, и только бледное от зноя небо, словно подкрашенное яркой краской, да сливающиеся с горизонтом пустыни облака — вот, наверное, и все, что остается здесь неизменным.

Я. Труфанов

Пасхальные блюда

Новое на сайте