

Младенец, проклятый при рождении. Жестокая битва добра и зла. Настоящая любовь пробуждается поцелуем. «Спящая красавица» - одна из самых популярных сказок в мире. Но одно из самых известных его исполнений рассказывает историю без единого слова. С момента премьеры в 1890 году «Спящая красавица» стала одним из самых часто ставимых балетов в истории. Так что же делает эту вещь такой любимой? И что именно балет привносит в эту или любую другую историю?
В основе балета - десятки жестов, которые танцоры кропотливо оттачивают за тысячи часов практики. Этот уникальный набор жестов использовался на протяжении веков, каждое движение богато смыслом и историей. Но вам нужно изучать их, чтобы понять балет, не больше, чем вам нужно изучать музыку, чтобы проникнуться песней. И так же, как композиторы объединяют ноты и фразы в музыкальные произведения, хореографы соединяют эти жесты вместе с новыми движениями, образуя выразительные комбинации. Работая вместе с партитурой оркестра, балерины точно исполняют эти комбинации, чтобы передать повествование, эмоции и характер.

Во вступительной сцене «Спящей красавицы» шквал приемов изображает волшебный двор, дающий подарки маленькой принцессе Авроре. Фея Щедрости деликатно ходит «на пуантах», то есть на кончиках пальцев ног, в ногу с легким звучанием скрипок. Балерина движется в идеальной гармонии с музыкой, даже имитируя трели скрипок с элегантным бурре. Фея Умеренности, даровавшая Авроре дар сильной воли, поставлена так, как если бы она стреляла разрядами электричества из своих пальцев. Она перепрыгивает через сцену, крутясь с быстрыми chaînés, прежде чем решительно прыгнуть. Некоторые движения даже более буквальны, чем слова. Злая фея Карабос проклинает принцессу смертельным знаком «Х», а доброжелательная Фея Сирени противодействует этому проклятию.
Конечно, взаимосвязь между музыкой и движением не всегда проста. В то время как классические балетные жесты часто реагируют на музыкальные элементы, степень согласованности танцоров и оркестра - еще один хореографический инструмент. Некоторые персонажи и сцены движутся синхронно, чтобы создать ритмическую четкость, в то время как другие намеренно расходятся с оркестром. Танцоры и музыканты поддерживают этот хрупкий баланс на протяжении каждого выступления, участвуя в живом согласовании скорости и ритма.

Но до спектакля самые важные отношения в балете - это отношения между хореографом и музыкой. Хореограф Мариус Петипа и композитор Петр Ильич Чайковский вместе работали над каждой секундой «Спящей красавицы». Это особенно заметно в ярком появлении принцессы Авроры в её 16-летие. Восторженная музыка Чайковского движется вперед урывками, даже сокращая некоторые музыкальные фразы, чтобы поймать её нетерпение. Петипа ставит Аврору в хореографию, подпрыгивая взад и вперед с «pas de chat» - по- французски «кошачьи шаги» - пока она ждет начала своей вечеринки.
Как только праздник начинается, танцоры должны продемонстрировать физическое зрелище, выполняя эти жесты с изяществом. У Авроры самая сложная часть: её знаменитое Адажио Розы. Пока четыре жениха соперничают за её руку, принцесса выполняет головокружительную серию балансировок на пуантах. Она ненадолго берет каждого поклонника за руку, но затем уравновешивается без посторонней помощи - захватывающая демонстрация физической силы и мастерства.

Однако значение имеет не только техника, но также стиль и индивидуальность. Подобно актеру, исполняющему свои реплики, балерины могут выполнять свои движения, чтобы передать широкий спектр эмоций. Аврора может быть элегантной и сдержанной, раскинув руки независимо от женихов. Или она может быть застенчивой и кокетливой, спускаясь с пуантов с изяществом и понимающей уверенностью.
«Спящая красавица» демонстрирует многое из того, на что способен балет. Его изящное зрелище, драматическая физическая лексика и чарующая координация музыки и движений идеально отражают темы этого фантастического произведения. Но балет - это не только эпические сказки. Балет может быть эмоциональным путешествием без повествования, экспериментальным разрушением формы или чистой демонстрацией мастерства. Художественная форма всегда экспериментирует с многовековым набором правил, что делает его идеальным средством для старых и новых историй.