

Вам, возможно, советовали больше ходить, сбросить вес, сосредоточиться на кардио. Но вот чего вам, скорее всего, не говорили: мышцы — одна из самых недооцененных систем в организме. Последствия игнорирования их важности проявляются повсюду. Люди говорят: «Мне наплевать на мои мышцы» — это безумие. Никто никогда не скажет: «Мне наплевать на мою поджелудочную железу». Мышцы поддерживают мозг, помогают регулировать уровень сахара в крови и играют критически важную роль в сохранении физической независимости с возрастом.
Самое удивительное в мышцах — это то, что они модулируют нашу способность воздействовать на мир. Мой сегодняшний гость — Майкл Джозеф Гросс, автор книги «Сильнее: нерассказанная история мышц в нашей жизни». Он годами изучал, как мышцы формировали культуру, здоровье и идентичность, и почему они заслуживают видного места в системе здравоохранения. Сто лет спустя поднятие тяжестей станет таким же обычным делом, как чистка зубов. Продолжайте читать, если хотите не только добавить годы к своей жизни, но, что более важно, добавить жизнь и силу к своим годам. Майкл Джозеф Гросс, добро пожаловать в программу.
Ваша книга «Сильнее: нерассказанная история мышц в нашей жизни» делает то, чего я никогда раньше не видел: она объединяет историю — историю мышц, историю движения — и интегрирует научные данные. Это действительно прекрасно сделано. Расскажите, почему эта книга?
Задумайтесь о наших школьных годах. Представления о мышцах формируются очень рано: есть дети крупнее и мельче, есть задиры и слабаки, есть спортсмены и «ботаники». Мы воспринимаем это как данность жизни. Но если бы вы вернулись в Древнюю Грецию, к поэту, написавшему гомеровские эпосы «Одиссея» и «Илиада», и спросили, что важнее — разум или тело, они бы даже не поняли вопроса. У них не было слов, чтобы обозначить разницу между разумом и телом.
Наше решение разделять себя надвое проистекает из тысячелетней истории выбора, который делали люди. И этот выбор во многом был сосредоточен на мышцах. В Древнем Риме врачи и тренеры вели ожесточенную борьбу за то, кто займет господствующее положение в том, что мы сейчас называем здравоохранением. И врачи, которые выиграли эту борьбу, во многом добились успеха, унижая атлетов, тренировавшихся для набора массы, для построения мышц. Был такой Гален Пергамский, и он утверждал, что атлеты, тренирующиеся для набора массы, неспособны к рациональному мышлению. Он говорил, что они буквально «душат свои души слизью этих мышц». Это утверждение отметило мышцы как источник беспокойства и как нечто неправильное, что сохранялось вплоть до наших дней.
Когда мне исполнилось 40 лет, я начал тренироваться более серьезно, чем когда-либо прежде, и это меня очень изменило. Я был очарован этим и задавался вопросом, почему я так мало знаю о мышцах. Я искал объемную книгу, которая могла бы помочь мне понять мышцы во всех аспектах, о которых вы упомянули. Я не смог ее найти, поэтому мне пришлось написать ее самому.
Как вы подошли к делению книги на разделы? Как вы начали структурировать ее, учитывая трех главных персонажей, чьи истории переплетаются?
Большинство книг о мышцах говорят вам, что делать. Моя же отличается тем, что она описательная, а не предписывающая. С самого начала я знал, что мой подход к обсуждению мышц будет через отдельных, по-настоящему увлекательных людей.
Я понимал, что одним из них должен быть врач. Я знал, что одним из них должен быть ученый, исследующий Древнюю Грецию, поскольку многие наши представления об атлетике и медицине происходят оттуда. И я знал, что по крайней мере одним из них должен быть атлет очень высокого уровня. И вот я нашел этих людей. Поиск занял много времени, но это похоже на кастинг. Нужно найти правильный баланс персонажей, а затем позволить им действовать на страницах книги.
Сколько времени заняло написание этой книги?
Восемь лет, полный рабочий день. Чтобы дать слушателю или зрителю представление о глубине этой книги в отношении истории мышц, можно сказать, что это именно так. Многие вещи в этой книге меня по-настоящему поразили.
Расскажите немного об истории работы мышц, об идее гимнасий. Меня завораживает то, как древние греки воспринимали скелетные мышцы.
Первое, что нужно знать о том, как древние греки воспринимали скелетные мышцы, — это то, что они их, по сути, не видели. Это звучит невозможно, ведь вы смотрите на древнегреческую скульптуру и вам кажется, что они одержимы мышцами. Но на самом деле они считали, что работу движения выполняют линии сочленений вокруг мышц, и особенно сухожилия. Они думали, что мясистая часть мышцы, мышечные брюшка, сократительная ткань, которая, как мы теперь знаем, движет нами, — это просто нечто «глупое», возможно, для набивки или изоляции. Например, Аристотель считал, что ваши ягодичные мышцы — это встроенное кресло-мешок.
Он называл их полезными для отдыха тела. Только незадолго до классического периода Греции ученые начали вскрывать человеческое тело. До этого в Греции это было запрещено. И они начали видеть, как работают мышцы. Они знали, что каким-то образом мышцы являются частью движения, но верили, что при рождении в теле задерживается часть горячего воздуха, называемая пневмой. «Пневма» — это слово для обозначения дыхания или ветра, от которого происходит «пневмония». Итак, пневма циркулирует в теле, и она, по сути, раздувает мышцы, как воздушный шар, а затем они сдуваются — и это часть процесса работы мышц. Это безумие, насколько неправильно мы понимали скелетные мышцы.
Следующий важный этап в истории открытия скелетных мышц произошел во времена Римской империи. И врач Гален понимает, что мышцы связаны с движением, но он все еще считает, что существует таинственное вещество, подобное части горячего воздуха, заключенного в теле, называемого пневмой, которое заставляет нас двигаться. И он говорит, что мозг полностью командует, а мышцы — это всего лишь инструмент, который он использует. Мы не начинаем понимать, что сократительная часть мышцы действительно движет нами, до XVII века. И только в конце XIX — начале XX века мы начинаем по-настоящему понимать, как она интегрирована с неврологической системой, как мозг и мышцы являются партнерами. Хотя я не думаю, что мы это уже приняли.
Мне кажется, мы по-прежнему достаточно настойчиво считаем мозг боссом, а мышцы всегда на втором плане. Это действительно интересно. Они смотрели на мышцы как на нечто другое? То есть, были слова, как, например, «победа».
Мы действительно изменили наше представление о мышцах? Их почитали тогда, а теперь перешли к тому, что вы либо «умник», либо «силач», то есть «один ум и никаких мышц» или «одни мышцы и никакого ума»?
Греки были очарованы мышцами еще до того, как узнали, что мышцы делают. Они сотни лет проводили Олимпийские игры, прежде чем вообще имели представление о том, что мышцы как-то связаны с движением. Сегодня мы знаем, что именно мышцы позволяют спринтерам побеждать в забегах.
Они верили, что сила — это не только то, что человек строит через тренировки. Это не только индивидуальное достижение. Это сотрудничество с богами. Нужно тренироваться, но затем ты также должен получить дар силы. Греки с такой же вероятностью говорили о силе как о чем-то полученном, как и о силе как о чем-то, что у тебя есть. Это необычный способ формулирования. Но есть связь между этим и современным физиологическим мышлением, поскольку в производительности остается элемент тайны, элемент непредсказуемости, который вы видите, например, в эффекте суперкомпенсации после периодизированного тренировочного режима. Чарльз Стокинг, один из главных героев этой книги, классицист, который прошел аспирантуру, работая тренером по силовой и кондиционной подготовке для спортсменов «Брюинз» в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Он стал величайшим в мире экспертом по греческому языку силы. И Чарльз говорит, что он считает эффект суперкомпенсации современным аналогом греческого описания великих достижений на поле битвы или в спорте как дара Зевса. Это их способ объяснить то, что мы стали понимать как физиологическую адаптацию.
Что такое суперкомпенсация, эффект суперкомпенсации?
Эффект суперкомпенсации, в простейших терминах, является результатом определенного вида циклической тренировки. Вы не можете постоянно нагружать себя все сильнее и сильнее. Вам нужно сделать несколько шагов вперед, несколько шагов назад — это периодизация.
Множество ее форм — это способы организации наших тренировок для достижения высокого уровня производительности. Непосредственно перед достижением этого наивысшего уровня мы отдыхаем. И во время этого отдыха наши тела восстанавливаются, так что мы можем продвинуться вперед по сравнению с тем, где мы были до начала отдыха. У меня есть цитата из вашей книги: «Древние греки считали силу не столько индивидуальным достижением, основанным на индивидуальных усилиях, сколько парадоксальным явлением, которое зависело отчасти от того, что человек делал, и отчасти от помощи и даров, которые человек получал от богов». Это так.
Очень немногие из нас задумывались об истории мышц и о том, как они воспринимались до того, как мы узнали об актине и миозине, и о том, что эти мышечные волокна и брюшка прикреплены к различным частям тела. Существует целая история того, как мы себе это представляли. Позвольте мне привести очень конкретный пример дара силы в действии. Насколько нам известно, первым олимпийским состязанием был стадион. Стадион был эквивалентом нынешнего спринта на 200 метров. Стадион представлял собой забег между двумя алтарями. Первый был алтарем герою, человеку, жившему давным-давно, но особенно благословленному богами. Другой алтарь был Зевсу, величайшему из богов. На алтарь Зевсу они возложили свою жертву — лучшую часть быка, мясистые бедра. Это было время, когда мясо не входило в обычный рацион.
Вся община собиралась, с нетерпением ожидая этого мясного пира, который они никогда не пробовали в конце дня. Все это наблюдали. Жрец Зевса стоял прямо у алтаря, держа в руке факел. И атлеты, готовясь к забегу, смотрели на этот факел, потому что они хотели быть первыми, кто доберется туда, возьмет факел, подожжет это мясо и подарит всем этот великий дар, которого они ждали целых четыре года. И вы бежите быстрее, если пытаетесь завершить жертвоприношение, которое объединяет вашу общину, чем если вы просто бежите. И все они верили, что человек, который побеждает, побеждает потому, что Зевс дал ему особый вид силы, называемой «кратос». Кратос дается только Зевсом. Это сила победы.

Все ли участвовали в таких мероприятиях? Ведь это кажется очень серьезным.
В начале вашей книги есть цитата, что это действительно вопрос жизни и смерти, что эти спортивные состязания развивались как жертвоприношения, религиозные ритуалы, общественные собрания в честь богов, как вопрос жизни и смерти. Итак, на вопрос, все ли участвовали, ответ: нет. Когда мы говорим о древнегреческих атлетах, мы почти во всех случаях говорим об элитных мужчинах. Спарта была единственным местом, где молодых женщин и девушек регулярно тренировали в рамках их образования. Но это было в значительной степени в евгенических целях, чтобы они были сильными. Считалось, что сильные матери произведут на свет сильных сыновей, которые станут сильными воинами.
И они действительно были правы. Но это была главная причина, по которой женщинам разрешалось тренироваться. Тренировки не продолжались после замужества. Исторические данные о Спарте очень скудны, и многое из того, что мы, как нам кажется, знаем о ней, является мифологией. Но самые строгие исторические чтения ясно показывают, что как только женщины выходили замуж или достигали возраста, когда они больше не могли рожать, тренировки для них прекращались. Это очень увлекательно. Возвращаясь к атлетике как вопросу жизни и смерти, я хочу сказать, что они подразумевали под этим. Они верили, что соревнования атлетов воссоздают истории героев, их смертельные схватки, как у Геракла, который много времени проводил в своих подвигах, сражаясь с чудовищами.
И если он не убивал чудовище, то сам погибал. Поэтому после олимпийских побед писали стихи, чтобы прославить победителя, когда он возвращался в свой родной город. И стихи сравнивали то, что сделал атлет, с тем, что совершил Геракл или другой герой. И это сравнение повышало ставки для всех в том, как они воспринимали эти спортивные достижения. Действительно, увлекательно. Вторая глава вашей книги — «Ломать и строить» — поднимает вопрос о связи спортивных тренировок со счастьем и благополучием. Вы говорите о мифе, вам, наверное, стоит упомянуть имена Клеоба и Битона. Эта история, как кажется, содержит парадокс: мышцы — это путь к славе и одновременно к смертности.
Могу ли я рассказать вам историю Клеоба и Битона?
Да. Она начинается с матери, которая дома готовится отправиться в святилище, чтобы отметить праздник богини. Но день уже клонится к вечеру, а волов, которые должны везти ее на телеге в святилище, нет. Она в замешательстве. У нее есть два сына, крепких атлета-чемпиона. И им приходит в голову идея: они просто наденут ярмо волов на свои плечи и пронесут мать в повозке целых пять миль до святилища. Они так и делают. Это великий подвиг. Все окружают их, поздравляя женщину с такими сильными сыновьями, поздравляя сыновей с таким великим поступком. Затем женщина возносит молитву богине и просит даровать им величайшее, что может иметь мужчина.
Парни, после того как совершили подвиг, который можно было бы увидеть на современных соревнованиях силачей, хотят только поспать. Они ложатся в святилище и умирают. В первой книге истории, написанной на древнегреческом, мудрейший человек в Афинах рассказывает историю Клеоба и Битона, когда его спрашивают о величайшем счастье, которое он когда-либо видел. Это немного сбивает с толку современный ум, верно? Что происходит в этой истории, так это то, что сила показана как нечто, что позволяет делать хорошие вещи для любимых людей, но она также показывает, что иногда превосходство достигается огромной ценой. Иногда этот дар приходит с большой ценой. Греки гораздо легче мирились с такими парадоксами, чем мы.
То есть, есть возможность силы, но цена... если им был дан величайший дар, а затем они умирают — это, с моей точки зрения, в наши дни, сбивает с толку.
Как мы можем или как вы рассматриваете это в контексте завершения истории? То есть, какое отношение атлетика имеет к счастью и благополучию?
Мы все хотели бы, чтобы между тренировками и хорошей жизнью была очень простая и прямая связь. Но иногда это кривая линия. Я сам получил травму 10 лет назад, с которой до сих пор борюсь. Я разорвал диск во время становой тяги. Но иногда эти «кривые линии» также являются даром. И я думаю, что история Клеоба и Битона преувеличивает это до крайности. Они не разорвали диск или подколенное сухожилие. Они умерли.
Но они стали символами победы и дара силы, о которых мы говорим до сих пор. В вашей книге прослеживается тема, что физиологическая сила не отделена от духовного и ментального аспектов.
Считаете ли вы, что это находит отражение в нашем сегодняшнем понимании?
Я думаю, что мы медленно возвращаемся к более интегрированному пониманию ментальной и мышечной силы, ментальной и физической силы. Но мы все еще далеки от этого. Происходят поразительные открытия о сложнейших взаимосвязях неврологической и мышечной систем. Например, большая часть цикла походки, то, как мы ходим, вообще не задействует мозг. Это просто нечто, создаваемое сигналами, которые перемещаются между мышцами наших нижних конечностей и нижней частью спинного мозга.
Существует феномен кросс-образования: если вы травмируетесь на одной стороне, но продолжаете тренироваться на другой, вы существенно сохраните силу и массу на травмированной стороне, которая ничего не делает. Если расширить это и рассмотреть медицинские исследования о том, как силовые тренировки влияют на психическое здоровье, то вещи становятся еще более реальными и полезными. До конца 90-х годов не было исследований тяжелых силовых тренировок или любых видов силовых тренировок в качестве лечения депрессии. И до сих пор их немного. Но то, что обнаружили врачи, когда наконец начали использовать силовые тренировки для лечения депрессии, заключалось в том, что для большинства людей, примерно для 75% людей, это было так же эффективно, как самые эффективные антидепрессанты.
Идея о том, что мышцы — это лекарство или движение — это лекарство, довольно глубока. Следующая ваша глава называется «Жить и умирать». И, кажется, вы упоминали, что это один из любимых отрывков многих читателей. Эта глава действительно сосредоточена на самом раннем руководстве по атлетической подготовке — «Гимнастикусе». Гимнос было греческим словом, означающим «голый». Отсюда и происходит слово «гимнасий», потому что все тренировки и соревнования проводились полностью нагими. «Гимнастикус», написанный в III веке нашей эры, — это единственное руководство по атлетической подготовке, дошедшее до нас из всего древнего мира.
Все остальные длинные письменные труды, посвященные исключительно атлетике, исчезли. Но «Гимнастикус» начинается с утверждения, которое проходит через всю книгу: «Давайте считать, что атлетические тренировки — это форма мудрости, не уступающая никакой другой». То есть, он ставит тренировки на один уровень с музыкой, математикой, навигацией, поэзией — со всем, что мы воспринимаем всерьез. Он говорит, что к этому нужно относиться именно так серьезно. Но затем большая часть «Гимнастикуса» сосредоточена на том, как должны выглядеть тела, и он выступает за симметрию. Симметрия не всегда функциональна. Он даже утверждает, что иногда симметрии следует отдавать предпочтение перед производительностью, потому что она более благородна.
«Гимнастикус» — это аргумент против тетрад. Тетрады были ранней формой того, что мы сейчас называем периодизированными тренировками. И чтобы подкрепить свой аргумент, «Гимнастикус» приводит еще одну замечательную историю. Был борец по имени Гаринос. Он был великим борцом, олимпийским чемпионом. И когда он выиграл в Олимпии, он решил отпраздновать. Он пустился во все тяжкие, пьянствовал несколько дней, и когда наконец появился в зале, его тренер был очень, очень недоволен. Он решил преподать парню урок. И сказал: «Ты пройдешь эту тренировку, несмотря ни на что». Гаринос очень старался и, к сожалению, умер. Снова ставки жизни и смерти.
Причина, по которой «Гимнастикус» рассказывает эту историю, заключается в том, чтобы провести черту между хорошей и плохой тренировкой. Плохая тренировка — это тренировка по предписанию. Хорошая тренировка — это выбор упражнений, импровизированных для нужного времени. Таким образом, «Гимнастикус» говорит, что любой план тренировок, сколь бы научно обоснованным он ни был, должен уступать реальности нашего собственного тела в данный день. В исторической перспективе, если говорить о Древней Греции, силовые тренировки и мышцы всегда ассоциировались с мужчинами, за исключением женщин, тренировавшихся в Спарте для рождения более сильных детей.
Подтверждает ли это история? И как нам перейти к историям происхождения силы у женщин, ведь в вашей книге есть потрясающая героиня, Ян Тодд, одна из самых сильных женщин в истории?
Да, история показывает, что силовые тренировки в основном были уделом мужчин. В 1973 году в Остине был такой грубый и суровый спортзал под названием Texas Athletic Club. Как и большинство спортзалов того времени, это было преимущественно мужское пространство. Туда пришла молодая супружеская пара, Терри и Ян Тодд. Ян огляделась и поняла, что в этом спортзале была всего одна другая женщина. Ян просто пришла составить компанию мужу. Она думала, что, возможно, немного позанимается с легкими весами, чтобы улучшить свою осанку. Но она посмотрела на эту женщину и увидела, как та поднимает очень тяжелый вес.
Женщина весила около 52 килограммов и подняла в становой тяге около 102 килограммов. Для Ян это было как религиозное откровение. Она никогда раньше не видела, чтобы женщина прилагала такую огромную мышечную силу, потому что она выросла в то время, когда, по ее словам, «девочки не занимались спортом и не старались». Но в тот день в спортзале она сказала, что хочет попробовать. Она подняла тот же вес. Она поняла, что у нее есть к этому дар. А затем она спросила своего мужа, который, кстати, был первым чемпионом США по пауэрлифтингу среди мужчин: «Как ты думаешь, я смогу пойти дальше, если попробую?» Он тоже не знал женщин, которые тренировались с тяжелыми весами, потому что их было очень мало в то время.
И он сказал: «Давай попробуем». Всего 18 месяцев спустя Ян Тодд заслужила свою первую запись в Книге рекордов Гиннесса. Она побила рекорд в женской становой тяге, который держался 50 лет. И это было начало десятилетнего периода, когда Гиннесс называл ее самой сильной женщиной в мире, и она била один рекорд за другим. Но одна из самых важных вещей в этой истории, я думаю, заключается в том, что она показывает, как женщины становятся сильнее, когда видят, как становятся сильнее другие женщины. Ян Тодд пришлось преодолеть всевозможные барьеры. Ей нужно было получить доступ к спортзалам. Ей нужно было преодолеть предрассудки людей в ее жизни, которые верили, что поднятие тяжестей повредит ее телу.
Один из них даже сказал: «Если ты продолжишь делать становую тягу, твоя матка выпадет». Но ей также просто нужно было преодолеть изоляцию от незнания других женщин, которые этим занимались. И именно построение этих отношений. В конечном итоге, во многом благодаря Ян, в 1977 году наконец-то состоялись первые соревнования по пауэрлифтингу среди женщин. Затем она взяла на себя руководство этим видом спорта и тренерскую работу. И она создала пространство для того, чтобы больше женщин могли стать сильнее.
Как ей удалось сохранить желание продолжать, если никто, по сути, не делал того же? Считаете ли вы, что в обществе было сильное неприятие такого поведения?
Ян вела альбом вырезок.
И когда я просматривал его вместе с ней, меня просто шокировали некоторые вещи, которые говорили репортеры. Например, репортер из крупной газеты Торонто сказал: «Мне пришлось увидеть самую сильную женщину в мире. Была ли она каким-то неуклюжим слоном?» Но одной из причин, по которой Ян Тодд была необычной, было то, что она была очень традиционно женственной и традиционно красивой женщиной. И одной из причин, по которой другая женщина, которую она встретила в том техасском спортзале в первый день, была необычной, было то, что она тоже была традиционно женственной и красивой. Как и многие женщины, Ян боялась, что поднятие тяжестей, выполнение очень сложных вещей опасно, является угрозой ее женственности.

Но поскольку она нашла способ продолжать соответствовать своим собственным стандартам красоты, делая это, другие видели ее так же. И это помогло ей продолжать. Но на самом деле, главный прорывной момент для нее в этом был не во встрече с живой женщиной. Это была встреча с женщиной, которая давно умерла. В то время Ян, казалось, чувствовала себя на острове. И это справедливо. Вероятно, не так много женщин, о которых мы знаем, занимались этим.
Но ретроспективно, было ли это правдой? Действительно ли было так мало женщин, поднимавших тяжести?
В то время женщин, поднимавших тяжести, действительно было немного, но гораздо раньше, как выяснила Ян, это было гораздо более распространено.
В викторианскую эпоху, вы можете себе представить, многие женщины поднимали тяжелые веса. После того как Ян завершила свою карьеру соревнующейся спортсменки, она решила получить докторскую степень и начала изучать сильных женщин XIX века, которых она называла своими «спортивными праматерями». Она задавалась вопросом, какова была их жизнь. Она знала, что эти сильные женщины были пионерами и сделали ее жизнь возможной, но она не знала, как это произошло. Поэтому она копнула еще глубже и обнаружила, что с начала XIX века по обе стороны Атлантики существовали спортзалы, где женщины делали такие вещи, как подтягивания обратным хватом. Они делали отжимания на параллельных брусьях.
И был доктор в Бостоне по имени Джордж Баркер Уиншип, у которого была практика, которую мы могли бы назвать мышечно-ориентированной медициной. Он верил, что сила — это здоровье. И у него даже была специальная клиника, подклиника в его клинике для дам, где они выполняли что-то вроде тяжелой частичной становой тяги. И он был не единственным. У него был конкурент, который создал «салоны здоровья» (health lift parlors). Это были одни из первых сетей тренажерных залов. В 1871 году только на Бродвее в Нью-Йорке их было четыре или пять. И вы можете видеть фотографии женщин в их турнюрах и корсетах, заходящих туда и выполняющих эти тяжелые частичные становые тяги.
Это рекламировалось, в частности, как нечто, что поможет облегчить беременность и роды. Но затем Джордж Баркер Уиншип умер рано от инсульта. Ему было за 40. И люди восприняли это как знак, потому что он был таким доминирующим символом поднятия тяжестей. Они восприняли это как знак того, что само поднятие тяжестей опасно. И в течение нескольких лет все эти «салоны здоровья» закрылись. И только в конце XX века началось некоторое движение в сторону поднятия тяжестей для женщин. Это так печально думать, что только потому, что этот человек, очевидно, имел генетическую предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, его смерть изменила поколения. Но это показывает силу примеров в силовых тренировках.
Это то, что снова и снова встречается в истории мышц и силы: люди ищут других, с кем они могут себя отождествить, не обязательно для того, чтобы построить себя точно таким же образом, как образец для подражания, но скорее как своего рода форму товарищества. Вы становитесь теми людьми, с которыми общаетесь, — это поговорка в некоторых спортзалах, где я бывал. И вы должны найти эти примеры силы, чтобы стать сильными в своей собственной жизни. Это самый удивительный аспект. И это был один из моих любимых аспектов книги, эта идея о том, что женщины это делали. И вы бы никогда не подумали, что это было в викторианскую эпоху. А потом это прекратилось. Но это часть женской культурной истории.
И я думаю, что сейчас, когда женщины все больше приходят в спортзалы, хотя статистика участия женщин в силовых тренировках все еще очень удручающая.