История ситца

История ситцаДавно известно на Руси слово ситец. Его происхождение восходит к санскриту — ситрас — пестрый. А по-голландски — Sits.

Не случайно мы произнесли это слово.

После долгого увлечения новыми тканями из искусственных волокон мы вновь вспомнили про ситец. И сейчас он переживает вторую молодость.

Однако запросам современной моды любезен не веяний ситец, а чаще тот, орнамент которого выполнен по мотивам традиционного народного узорочья.

Всматриваясь в одежду людей на улице, в этот живой, пестрый натюрморт, нет-нет да и увидишь яркий всполох ализаринового ситца. Это необычная для глаза красноузорная ткань. Выпускает ее, в частности, ордена Трудового Красного Знамени хлопчатобумажный комбинат имени III Интернационала в городе Карабаново Владимирской области. Но почему ализариновый? Откуда пришло к нам это странное слово?

Ситец — легкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань, получаемая в результате специальной отделки сурового миткаля. Митналь же —суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетания, вырабатываемая из пряжи средних и высоких номеров.

После отделки из сурового миткаля получают ситец. Но он еще не готов к употреблению. Его надо печатать.

В «Журнале мануфактур и торговли» (в первом номере за 1885 год) опубликована статья «О печатании ситцев».

История ситцаВ ней говорится, что печатание ситцев — результат нескольких операций. Первая из них называется опалою, следующая — вывариванием. Затем миткаль протаскивают через разведенную серную кислоту. Потом происходит процесс «лощения». И после этого начинается процесс печатания. Но прежде чем приступить к украшению ткани, на ее обрабатываемый кусок набивают одну или несколько протрав, «смотря по нужности, для укрепления красок».

Делается это посредством деревянных форм или медных фигур, которые прочно монтируются в деревянную форму так, чтобы вышел желаемый рисунок. Протраву в свою очередь наносят на лоскут самого тонного сукна, обтягивающего обруч, вставленный в другой, «причем оба обруча образуют вид барабана». Обруч, обтянутый сукном, называется «ситом».

А вот протравной краситель с древнейших времен получали из корня марены. Она культивировалась во Франции, Эльзасе, Голландии, на Кавказе. Красители, получаемые в Эльзасе, ряде европейских городов, называли «лизари» или «али-зари» и ценились они очень высоко. Дело в том, что ализарин дает мажорный красный цвет.

Ализариновый ситец был действительно «шелком» простонародья. Веселая окраска цветистых летних платьев и головных платков радовала деревенских и городских женщин. Да и мужчины с удовольствием надевали в праздники рубахи броских кумачовых тонов.

Да, ярко-красные ткани назывались в народе кумачовыми, пунцовыми, а после того как применялся ализарин в качестве красителя, — даже «французскими». И этому есть объяснение. Впервые ализарин как красящее вещество из корня марены был получен французскими химиками Робине и Коленом в 1826 году.

Спрос на ализариновый ситец повышался, и, чтобы удовлетворить его, нужно было все больше и больше красителей из марены. Пойти на дальнейшее расширение плантации марены было невозможно из-за отсутствия свободных земель. Только искусственный ализарин мог дать новый толчок текстильной промышленности.

В 1866 году немецкие ученые Грэбе и Либерман наконец получили искусственный ализарин. Этому способствовала работа русских химиков во главе с Бутлеровым. В дальнейшем искусственный ализарин постоянно улучшался, радуя владельцев ситценабивного дела.

История ситцаМануфактурное ситценабивное о дело, возникшее в России в середине XVII вена, бурно развивается и к концу XIX века выходит на международную арену. Ткани русских фабрик начинают успешно конкурировать с французскими и неоднократно отмечаются на международных выставнах.

История русских ализариновых ситцев начинается с 1846 года, когда купец А. И. Баранов купил у помещика Карабанова участок земли. В следующем 1847 году открылась Троице-Александровская мануфактура тех же владельцев в селе Карабаново близ города Александрова для производства ситцев, окрашенных в кумачовый цвет. С самого начала эта фабрика выпускала изделия высокого класса.

На Парижской выставке в 1867 году Барановы получают за свои ткани серебряную медаль. На выставке 1870 года в Петербурге эти фабриканты добиваются права изображения на своих изделиях государственного герба.

Провинциальная фабрика Барановых прошла последовательно путь от ручной печати к машинному производству. Высокое качество ализариновых ситцев обеспечивало им огромные рынки сбыта, хотя нацелены они были на рынки деревни, беднейшего городского населения и Средней Азии.

Чтобы овладеть восточными рынками сбыта, русским фабрикантам приходилось изучать спрос, учитывать особенности восточного орнамента.

Многие растительные мотивы пришли н нам с Востока, с которым, помимо политических отношений, существовала оживленная торговля. Бостон с его пышной орнаментикой всегда был близок русскому искусству.

Привозные восточные ткани оказывали большое влияние на русский текстиль. Прекрасные восточные бархаты, алтабасы, аксамиты были издавна известны на Руси.

Закупала наша страна не только ткани, но и сырье, и красители. Однако уже к концу XIX века Восток становится для русских фабрикантов и рынком сбыта готовой продукции.

И все же основная доля выпускавшихся ализариновых ситцев направлялась в деревню. Они настолько импонировали народному вкусу, что полюбоваться узором купленого платка или ситца приходили со всей деревни. Поэтому вполне естественно, что ализариновые ситцы стали вытеснять из народного костюма и интерьера крестьянской избы даже традиционную вышивку и красно-узорное тканье.

История ситцаЧем же привлекательны были эти ситцы для крестьянок того времени и для нас сейчас?

Прежде всего тем, что от их колорита, композиции, узоров веет глубоко русским, национальным. Уже сам по себе яркий и звучный красный цвет ализариновых ситцев имеет народный характер.

Кроме того, рисунок ализариновых ситцев отличается изысканностью линейного контура, разнообразием геометрических и растительных мотивов.

Например, в отличие от павловских в узорах ализариновых платное акцентируется не кайма, а поле платка, замкнутое в круг или квадрат, заполненный узором из цветов и ягод или вариациями мотивов восточного огурца. Но все же самыми распространенными были простые русские растительные мотивы: васильки, колокольчики, колоски, шиповник, ромашка. Удачно скомпонованные в красный фон, они звучали жизнерадостно и красиво. Крестьянки берегли даже маленькие кусочки, полосочки полюбившегося ситца и всегда находили им нужное место в своем костюме. К тому же полоски красного кумача и красноузорного тканья, вышивки на груди, оплечье и по подолу рубахи, служили своеобразными оберечами: считалось, что они защищают человека от порчи.

На протяжении долгих столетий создание комплекса костюма было для крестьянки едва ли не единственной возможностью осуществить свою извечную тягу к прекрасному, проявить свой художественный вкус и мастерство.

Долгими зимними вечерами, при лучине, под звуки протяжных песен пряли крестьянки нити.

Диву даешься, когда видишь (теперь уже только в музеях), в каких тесных, низких курных избах создавались эти чудные произведения народного костюма.

На Севере из мелноузорных ализариновых ситцев шили рукава и станушну рубахи, а подолицу — из домашнего холста с плотной вышивкой — чтобы форму держала и не прилипала к ногам во время праздничных полевых работ. На каждый день надевали, что похуже. Для сарафанов покупали ситцы с ярким орнаментом.

История ситцаВ центральных и южных губерниях, где бытовал паневный комплекс одежды, а население было победнее, чем на Севере, кусочки ализаринового ситца шли на отделку праздничных костюмов, если позволял достаток, то из ситца шили передник-запон и головной убор.

У народов Поволжья из ализариновых ситцев делали свадебные покрывала для невест, а иногда и целые занавеси.

И везде русские ализариновые ситцы прекрасно вписывались в убранство нарядного интерьера и костюма.

И ныне эта ткань неприхотлива к новым веяниям капризной моды.

Дело в том, что в современной моде ведущая роль принадлежит художественно - колористическому решению и прежде всего — цветовому. А для растительных рисунков характерна стилизация.

И сегодня мы, особенно, молодежь, радуемся ярким краскам ализаринового ситца. Широко известны и шуйские ситцы.

Р. Морозова


Задоринка или задиринка?   Как наши чувства дают возможность познавать окружающие предметы

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте

Блюда для Великого поста
Новые сообщения
Новые вопросы