Я упоминала жанр тромплёй. Расскажу немножко о нём, может кому нибудь будет интересно.
Термин «тромплёй» означает – обманка, обманчивый глаз, обманчивая видимость.
Это художественный прием в декоративно-прикладном искусстве, создающий иллюзию невозможного, либо напротив – представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего. Проще говоря, тромплёй – это оптическая иллюзия силами искусства. Это когда предметы выходят за пределы изображения и кажутся реальными.
Мы не раз сталкивались с такими примерами декора. Тромплёй – это предмет, способный ввести в заблуждение, не являющийся на самом деле тем, на что похож)
Жанр тромплёй сложился еще в античности. Греки и римляне создавали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее – так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы.
В живописи жанр тромплёй применяется с целью создать у зрителя иллюзию того, что изображённый объект объемный, в то время как на самом деле он изображен на плоскости. Известный с детства холст, с изображением очага в каморке Папы Карло, — классический тромплёй.
Существует легенда о двух античных художниках, которые поспорили кто из них искуснее распишет стену храма. Их звали Зевксис и Паррасий. Зевксис настолько искусно изобразил гроздь винограда, что птицы пытались его клевать. Работа Паррасия была спрятана под покрывалом. Когда художника попросили снять покрывало, он ответил, что не может этого сделать, т. к. покрывало и было картиной. Зевксис вынужден был признать поражение, т. к. он смог обмануть птиц, а Паррасий сумел обмануть изощренный глаз живописца.
Плиний пишет, что впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердился на свою картину, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».
Тромплей использовали ведущие русские мастера-ювелиры конца ХIХ – начала ХХвв.: Игнатий Сазиков, Павел Овчинников, Иван Хлебников, Иван Лебедкин, Карл Фаберже. С поразительным искусством они имитировали в серебре ткань, дерево, камень, плетение из лыка и лозы, печать на бумаге и т. д.
Всплеск увлечения стилем тромплей случился после изобретения европейского фарфора в начале 18 века. Законодательницей моды на столовые обманки стала первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура.
Фарфоровые мануфактуры выпускали блюда и украшения для стола в виде корзинок с цветами и фруктами. Миски, масленки и вазы в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки в виде листьев. Все это пользовалось большой популярностью.
Лучшие предметы в стиле тромплёй в Российской империи выпускались на мануфактурах Гарднера и Кузнецова. Художественному воображению мастеров можно только позавидовать. Разнообразию форм нет числа – раки, рыбы, птицы...
Вот только несколько кузнецовских масленок паштетниц
У меня есть масленка Баран кузнецовская. Но эти бараны, редко попадаются в идеальном состоянии. То без ушей, то без рогов. Почему-то вместе они не хотят существовать. У моего барана израсходывались уши. В идеале Баран должен выглядит так.
Ещё у меня есть масленка Виноград. Но она по форме Кузнецова, а выпущена уже в советское время.
Вот яркий представитель жанра тромплёй советских времен. Такой многие видели, имели

Термин «тромплёй» означает – обманка, обманчивый глаз, обманчивая видимость.
Это художественный прием в декоративно-прикладном искусстве, создающий иллюзию невозможного, либо напротив – представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего. Проще говоря, тромплёй – это оптическая иллюзия силами искусства. Это когда предметы выходят за пределы изображения и кажутся реальными.
Мы не раз сталкивались с такими примерами декора. Тромплёй – это предмет, способный ввести в заблуждение, не являющийся на самом деле тем, на что похож)
Жанр тромплёй сложился еще в античности. Греки и римляне создавали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее – так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы.
В живописи жанр тромплёй применяется с целью создать у зрителя иллюзию того, что изображённый объект объемный, в то время как на самом деле он изображен на плоскости. Известный с детства холст, с изображением очага в каморке Папы Карло, — классический тромплёй.
Существует легенда о двух античных художниках, которые поспорили кто из них искуснее распишет стену храма. Их звали Зевксис и Паррасий. Зевксис настолько искусно изобразил гроздь винограда, что птицы пытались его клевать. Работа Паррасия была спрятана под покрывалом. Когда художника попросили снять покрывало, он ответил, что не может этого сделать, т. к. покрывало и было картиной. Зевксис вынужден был признать поражение, т. к. он смог обмануть птиц, а Паррасий сумел обмануть изощренный глаз живописца.
Плиний пишет, что впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердился на свою картину, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».
Тромплей использовали ведущие русские мастера-ювелиры конца ХIХ – начала ХХвв.: Игнатий Сазиков, Павел Овчинников, Иван Хлебников, Иван Лебедкин, Карл Фаберже. С поразительным искусством они имитировали в серебре ткань, дерево, камень, плетение из лыка и лозы, печать на бумаге и т. д.

Всплеск увлечения стилем тромплей случился после изобретения европейского фарфора в начале 18 века. Законодательницей моды на столовые обманки стала первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура.
Фарфоровые мануфактуры выпускали блюда и украшения для стола в виде корзинок с цветами и фруктами. Миски, масленки и вазы в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки в виде листьев. Все это пользовалось большой популярностью.
Лучшие предметы в стиле тромплёй в Российской империи выпускались на мануфактурах Гарднера и Кузнецова. Художественному воображению мастеров можно только позавидовать. Разнообразию форм нет числа – раки, рыбы, птицы...
Вот только несколько кузнецовских масленок паштетниц









У меня есть масленка Баран кузнецовская. Но эти бараны, редко попадаются в идеальном состоянии. То без ушей, то без рогов. Почему-то вместе они не хотят существовать. У моего барана израсходывались уши. В идеале Баран должен выглядит так.

Ещё у меня есть масленка Виноград. Но она по форме Кузнецова, а выпущена уже в советское время.


Вот яркий представитель жанра тромплёй советских времен. Такой многие видели, имели
