Ssylka

Превосходство печатного текста в усвоении информации

Многочисленные исследования последовательно указывают на то, что чтение традиционных бумажных книг способствует лучшему пониманию прочитанного и более глубокому усвоению материала по сравнению с чтением с цифровых экранов. Эта закономерность настолько устойчива, что получила название «эффект неполноценности экрана».


Превосходство печатного текста в усвоении информации

Он отражает тенденцию к худшему запоминанию и осмыслению информации при взаимодействии с текстом на дисплеях различных устройств. Данные целого ряда научных работ подтверждают, что цифровое чтение зачастую не обеспечивает тех же преимуществ для понимания, какие дает печатный формат.

Научные доказательства: от метаанализов до исследований мозга


Одним из ключевых исследований стал метаанализ под руководством Лидии Альтамуры Гарсии, опубликованный в декабре. Ученые проанализировали 26 работ, проведенных за последние два десятилетия, сфокусировавшись на досуговом чтении школьников и студентов. Результаты показали, что общая положительная связь между цифровым чтением в свободное время и пониманием текста была статистически значимой, но при этом крайне малой. Сама Альтамура Гарсия охарактеризовала размер эффекта как «практически нулевой». Это резко контрастирует с предыдущими анализами, которые демонстрировали средний размер эффекта влияния чтения печатных книг на понимание. Более того, для младших школьников (начальные и средние классы) цифровое чтение оказалось даже вредным, снижая их навыки понимания прочитанного.


Превосходство печатного текста в усвоении информации

Другой метаанализ, проведенный в 2024 году и охвативший 49 исследований, пришел к аналогичным выводам. Студенты, читавшие текст на бумаге, стабильно показывали более высокие результаты в тестах на понимание по сравнению с теми, кто читал тот же материал на экранах. Исследование, опубликованное в Journal of Research in Reading, уточнило эти данные: бумага обеспечивала лучшие результаты для читателей, особенно при работе с научно-популярными и информационными текстами (в сравнении с повествовательными). Также выяснилось, что читатели точнее оценивали собственное понимание материала, когда читали с бумаги, хотя время, затраченное на чтение, было примерно одинаковым для обоих форматов.

Исследования активности мозга добавляют еще один уровень понимания. Ученые обнаружили сниженную активность в областях мозга, связанных с чтением, у детей, которые меньше читали печатные книги и больше времени проводили перед экранами. МРТ-исследование показало, что у детей, уделяющих больше времени чтению книг, наблюдаются более сильные нейронные связи в зонах, отвечающих за язык и когнитивный контроль. Напротив, у детей, проводивших больше времени с гаджетами, эти критически важные связи были выражены слабее.

Данные международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая тестирует 15-летних подростков по всему миру, также указывают на проблемы. Несколько исследований, использовавших данные PISA об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках, выявили отрицательную корреляцию между интенсивностью использования ИКТ в классе и результатами тестов по чтению, математике и естественным наукам.

Эксперимент с дошкольниками дал показательные результаты. Одну группу детей знакомили с историей через просмотр на экране, другую — через чтение вслух из книги. Через шесть недель группа, смотревшая историю на экране, показала значительно худшие результаты в тестах на внимание, а их мозговые волны напоминали паттерны, характерные для детей с СДВГ. Группа, слушавшая чтение из книги, напротив, продемонстрировала улучшение внимания.

Исследования с использованием технологии отслеживания движений глаз (eye-tracking) выявили различия в стратегиях чтения. Студенты, читавшие печатные тексты, подходили к материалу более внимательно, часто перечитывая важные детали. Те же, кто читал с экрана, были склонны пробегать текст глазами (скимминг), что приводило к более низким показателям понимания.

Наконец, исследование, изучавшее корреляцию между доступом к книгам и образовательными успехами, обнаружило поразительную связь. Дети, выросшие в домах с доступом к физическим книгам, в среднем получают на три года больше образования, чем те, у кого такого доступа не было. Примечательно, что подобной корреляции между доступом к электронным книгам и академическими успехами выявлено не было.

Возрастные особенности восприятия текста с разных носителей


Младшие школьники: уязвимость на этапе формирования навыков


Для детей младшего и среднего школьного возраста цифровое чтение может быть особенно пагубным для развития навыков понимания. Лидия Альтамура Гарсия предполагает, что это связано с тем, что их навыки чтения еще находятся в стадии консолидации, и цифровые устройства могут не способствовать этому процессу должным образом. Печатные книги, напротив, лучше подходят для «диалогического чтения» (интерактивного чтения взрослого с ребенком) и формирования языковой базы. Именно эта возрастная группа наиболее подвержена «эффекту неполноценности экрана».

Старшие школьники и студенты: сформированные навыки и новые вызовы


Учащиеся старших классов и студенты, как правило, уже обладают сформированными навыками чтения, что может частично смягчать негативные эффекты экранов. Однако и здесь есть свои особенности. Многие из них предпочитают печатный формат для чтения ради удовольствия, ассоциируя гаджеты скорее с учебой или социальными сетями, чем с погружением в текст. Наблюдается также разрыв между тем, как они думают, что учатся с помощью экранов, и их реальной успеваемостью. Исследования показывают, что они склонны переоценивать свое понимание при чтении с цифровых носителей и чаще прибегают к поверхностному чтению (скиммингу), что подтверждается данными eye-tracking. Тем не менее, при грамотном использовании специфических стратегий работы с онлайн-текстами, они могут извлекать пользу и из цифрового формата. Школьный возраст в целом является ключевым для начала практики работы с различными типами медиа.

Причины различий в понимании: от нейробиологии до поведения


Обработка информации мозгом



Превосходство печатного текста в усвоении информации

Фундаментальные различия могут лежать в том, как мозг обрабатывает текст на бумаге и на экране. Эйвери Элизабет Хёрт из Science News Explores отмечает, что мозг читает эти форматы по-разному. Чтение — это сложный навык, для которого мозг «заимствует» нейронные сети, изначально развившиеся для других задач, например, распознавания лиц. Чтение онлайн формирует иной набор нейронных связей, чем чтение печатного текста.

Когнитивная нагрузка и отвлекающие факторы


Цифровые устройства предоставляют мгновенный доступ к множеству отвлекающих факторов — играм, социальным сетям, уведомлениям. Это мешает сосредоточенному чтению и увеличивает когнитивную нагрузку. Студенты, читающие с экрана, с большей вероятностью отвлекаются от основной задачи.

Поверхностное чтение против глубокого


Как уже упоминалось, чтение с экрана провоцирует скимминг — быстрое поверхностное просматривание текста в поисках ключевых слов, а не вдумчивое последовательное чтение. Печатный формат, напротив, способствует более тщательному подходу и частому перечитыванию сложных или важных фрагментов, что необходимо для глубокого понимания.

Метапознание и ложная уверенность


Читатели склонны переоценивать свое понимание текста при чтении с экрана. Эта излишняя самоуверенность особенно вредна в ситуациях с ограничением по времени, например, на экзаменах. Исследования подтверждают, что оценка собственного понимания (метакогнитивное суждение) часто бывает более точной при чтении с бумаги.

Ассоциации с устройством


Часто учащиеся ассоциируют свои гаджеты с учебными заданиями, общением в мессенджерах или развлечениями, но не с погружающим досуговым чтением. Это психологически затрудняет использование того же устройства для глубокого и вдумчивого чтения художественной или сложной научно-популярной литературы. Физическая ощутимость книги, возможность легко перелистывать страницы вперед и назад, ощущать объем прочитанного и оставшегося также могут играть роль в навигации по тексту и его целостном восприятии, хотя этот аспект требует дальнейшего изучения.

Цифровые технологии в образовании: баланс и осознанность


Распространенность цифровых устройств в учебных заведениях неуклонно растет, особенно после пандемии COVID-19, когда дистанционное обучение стало необходимостью. Однако простое насыщение классов технологиями не гарантирует улучшения образовательных результатов. Как показывают данные PISA и других исследований, неумелое или чрезмерное использование ИКТ может негативно сказываться на успеваемости.


Превосходство печатного текста в усвоении информации

Возникает явная потребность в обучении педагогов эффективным методикам интеграции цифровых инструментов, которые бы дополняли, а не заменяли традиционные подходы. Важно учитывать разрыв между предпочтениями студентов (многие находят цифровые форматы удобными) и их реальной эффективностью для глубокого обучения. Цифровые технологии, безусловно, имеют свои преимущества: они могут повысить доступность материалов, предложить интерактивные форматы и вовлечь учащихся. Однако их использование должно быть целенаправленным и сбалансированным.

Ключевой задачей становится развитие медиаграмотности у учащихся — умения осознанно выбирать формат чтения в зависимости от цели (быстрый поиск информации или глубокое изучение), понимать потенциальные ловушки цифрового чтения (отвлечения, поверхностность) и применять стратегии для их преодоления. Необходимо научить школьников и студентов эффективно использовать как печатные, так и цифровые ресурсы, понимая сильные и слабые стороны каждого формата для достижения наилучших результатов в обучении и развитии критического мышления.

Похожее




Интересное в разделе «Литературный клуб»

Новое на сайте