Путешествуя по разным городам и весям, рассказывая о них, мы почему-то забываем о городе, в котором живëм. Я решила исправить этот пробел и пригласить всех желающих прогуляться по моему родному городу.
Население – 1 136 709 человек (2022г.)
Площадь – 541 км.
С 1935 г. по 1991 г. город назывался Куйбышев (в честь революционера и партийного деятеля Валериана Куйбышева).
Название Самара, предположительно, произошло от самар (племена самартов, иранцев по происхождению).
В музее Венеции хранится карта 1367 года с названием поселения Samar. Нарисована она венецианскими купцами.
Но это не доказано.
Самара была основана по указу Федора Иоанновича как крепость для защиты судоходства. Но этот указ в архивах не найден. Самый ранний документ датируется августом 1586 года. Это грамота Посольского приказа в Нагайскую орду, в которой говорится, что на реке Самара построен город для охраны нагайских уделов и торговли с ними в Самарском городке.
Поэтому официальной датой основания города является 1586 год.
Руководителем строительства был назначен воевода- князь Григорий Засекин.
На набережной в 2014 году ему установили памятник.
В Самару можно прилететь, приплыть и приехать по железной дороге.
Движение со станции Самара было открыто 1 января 1877 года. Годом ранее был построен красивейший вокзал в стиле итальянского ренессанса. Архитектура носила дворцовый характер.
В конце апреля 1921 года через вокзал проезжал Сергей Есенин. Десять дней он жил в собственном вагоне, который ему выделило Министерство путей сообщения. Он направлялся в Туркестан по служебным делам и ждал попутного поезда. Но никто не знал, когда он прибудет, поэтому пассажиры не покидали территорию вокзала. Есенин писал поэму «Пугачев» и в письмах к другу жаловался на дороговизну- «Масло в Москве 16-17, а здесь 25-30".
Станция Самара стала крупнейшим транспортным узлом с большим пассажиропотоком.
И вот наступили 90-е годы – период стекла и бетона в строительстве.
Старый вокзал снесли и построили новый.
Высота со шпилем 101 метр. На 95 метрах (примерно соответствует 18 этажу) находится смотровая площадка.
Но средств хватило только на первую очередь. Из-за этого смотрится вокзал не законченным. Вторая очередь должна была быть с офисами и рестораном. Прошло уже 20 лет, но о продолжении строительства даже нет разговоров.
Административное здание железной дороги было построено в 1927 году. Архитектор Петр Щербачев.
Здание в стиле модерна, но с элементами социалистического зодчества- герб, вазоны, барельефы с рабочими.
Здесь же на Комсомольской площади, под стеклом, стоит настоящий паровоз Л-3285 «Лебедянка» (названный в честь инженера Льва Лебедянского).
Выпущен он в 1953 году на Ворошиловградском заводе (г. Луганск). Мощность:2200 л. с. Запас топлива:18 тонн. Скорость:80 км/ч.
В корпусе паровоза сохранились узлы и внутренние детали паровой машины. Боковая часть корпуса снята и можно увидеть принцип работы.
Паровозы этой серии выпускались на трех заводах и очень потрудились в послевоенное время.
Также на Комсомольской площади установлен памятник герою фильма «Берегись автомобиля»
Юрию Деточкину («Здравствуй, Люба, я вернулся»).
Такие надписи еще можно увидеть в центре города.
Режиссер этого фильма – Эльдар Рязанов родился в Самаре в 1927 году. В честь его 85-летия и в его присутствии была установлена эта скульптура.
Говорят, что Юрий Никулин, когда-то услышал в Куйбышеве историю про автомобилиста, который угонял автомобили у «нечестных на руку» граждан. Машины продавал, а вырученные деньги перечислял в детские дома. Позднее он рассказал об этом Э. Рязанову.
Дом на улице Фрунзе,120, где родился Э. Рязанов.
На этом доме висит памятная доска в форме советского телевизора.
Можно внутри дома посетить музей, посвященный кинорежиссеру. А на улице посмотреть его фильмы.
И посидеть на лавочке с самим Э. Рязановым.

Население – 1 136 709 человек (2022г.)
Площадь – 541 км.
С 1935 г. по 1991 г. город назывался Куйбышев (в честь революционера и партийного деятеля Валериана Куйбышева).
Название Самара, предположительно, произошло от самар (племена самартов, иранцев по происхождению).
В музее Венеции хранится карта 1367 года с названием поселения Samar. Нарисована она венецианскими купцами.

Но это не доказано.
Самара была основана по указу Федора Иоанновича как крепость для защиты судоходства. Но этот указ в архивах не найден. Самый ранний документ датируется августом 1586 года. Это грамота Посольского приказа в Нагайскую орду, в которой говорится, что на реке Самара построен город для охраны нагайских уделов и торговли с ними в Самарском городке.
Поэтому официальной датой основания города является 1586 год.
Руководителем строительства был назначен воевода- князь Григорий Засекин.
На набережной в 2014 году ему установили памятник.

В Самару можно прилететь, приплыть и приехать по железной дороге.
Движение со станции Самара было открыто 1 января 1877 года. Годом ранее был построен красивейший вокзал в стиле итальянского ренессанса. Архитектура носила дворцовый характер.


В конце апреля 1921 года через вокзал проезжал Сергей Есенин. Десять дней он жил в собственном вагоне, который ему выделило Министерство путей сообщения. Он направлялся в Туркестан по служебным делам и ждал попутного поезда. Но никто не знал, когда он прибудет, поэтому пассажиры не покидали территорию вокзала. Есенин писал поэму «Пугачев» и в письмах к другу жаловался на дороговизну- «Масло в Москве 16-17, а здесь 25-30".
Станция Самара стала крупнейшим транспортным узлом с большим пассажиропотоком.
И вот наступили 90-е годы – период стекла и бетона в строительстве.
Старый вокзал снесли и построили новый.

Высота со шпилем 101 метр. На 95 метрах (примерно соответствует 18 этажу) находится смотровая площадка.
Но средств хватило только на первую очередь. Из-за этого смотрится вокзал не законченным. Вторая очередь должна была быть с офисами и рестораном. Прошло уже 20 лет, но о продолжении строительства даже нет разговоров.
Административное здание железной дороги было построено в 1927 году. Архитектор Петр Щербачев.

Здание в стиле модерна, но с элементами социалистического зодчества- герб, вазоны, барельефы с рабочими.
Здесь же на Комсомольской площади, под стеклом, стоит настоящий паровоз Л-3285 «Лебедянка» (названный в честь инженера Льва Лебедянского).
Выпущен он в 1953 году на Ворошиловградском заводе (г. Луганск). Мощность:2200 л. с. Запас топлива:18 тонн. Скорость:80 км/ч.

В корпусе паровоза сохранились узлы и внутренние детали паровой машины. Боковая часть корпуса снята и можно увидеть принцип работы.

Паровозы этой серии выпускались на трех заводах и очень потрудились в послевоенное время.
Также на Комсомольской площади установлен памятник герою фильма «Берегись автомобиля»
Юрию Деточкину («Здравствуй, Люба, я вернулся»).

Такие надписи еще можно увидеть в центре города.

Режиссер этого фильма – Эльдар Рязанов родился в Самаре в 1927 году. В честь его 85-летия и в его присутствии была установлена эта скульптура.
Говорят, что Юрий Никулин, когда-то услышал в Куйбышеве историю про автомобилиста, который угонял автомобили у «нечестных на руку» граждан. Машины продавал, а вырученные деньги перечислял в детские дома. Позднее он рассказал об этом Э. Рязанову.
Дом на улице Фрунзе,120, где родился Э. Рязанов.

На этом доме висит памятная доска в форме советского телевизора.

Можно внутри дома посетить музей, посвященный кинорежиссеру. А на улице посмотреть его фильмы.


И посидеть на лавочке с самим Э. Рязановым.
