История русской риторики

«Человек выше животного благодаря способности к речи, но он опускается ниже животного, если не должным образом её употребляет»
Саади
Риторика (rhetorike) переводится как «ораторское искусство, умение говорить» – наука, изучающая методы гармоничной и технически грамотной речи, убеждающей слушателя и побуждающей к действию. Более доступным языком можно сказать, что риторика- умение красиво говорить и выражать мысли на публике. Позже, с годами, столетиями, понятие риторики видоизменялось многократно в зависимости от периода развития культуры человечества.
 История русской риторики

 Зародилась в Древней Греции, основатели этой науки – софисты, утверждавшие, что риторика – это дисциплина, способная обучить оратора аргументировать собственную позицию, манипулировать и преобладать в дискуссиях. Риторика соединяет в себе учения философии, социологии, психологии, собственно, что может помочь добиваться речевого взаимодействия с какой бы то ни было публикой. В прогрессивное время почвой данной науки считается гармоничная речь, вечный поиск истины, побуждение к размышлению.
 Цицерон считал риторику одной из самых сложных наук. Согласно ему, ораторская речь, должна совмещать в себе следующие качества:
1) чистота языка. – только на основе постоянного обучения и совершенствования можно этого добиться. Необходимо, как можно больше, читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работ себе на вооружение;
2) мысли нужно излагать чётко и ясно;
3) речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые сумеют зацепить слушателя и задеть его эмоции. Речь оратора должна соответствовать лексическим нормам языка и быть уместной в данной ситуации.
 Также Цицерон утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором человек должен хорошо знать все сферы жизни. И не просто знать, а разбираться в них. В противном случае он просто не сможет вести конструктивный диалог с другим человеком.
 История русской риторики

 Наука, возникшая в древности, продолжает развиваться из-за растущего к ней всеобщего интереса. Изучая историю можно отметить, что все эпохи социального развития всегда влекут за собой реформирование и в теории риторики.
 Из прошлого нам необходимо взять все самое лучшее, выразительное, насыщенное богатством мысли и красотой слова. Через познание языка мы будем видеть красоту русского человека: его души, его чувств и мыслей. Именно поэтому, чтобы уметь пользоваться всем богатством языка, нам необходимо изучить историю искусства красивой, грамотной речи. И, несмотря на то что риторика, как наука, имеет настолько древние корни в русской филологии она по-прежнему остаётся малоизученной.
 В этом реферате я постараюсь осветить наиболее значимые, на мой взгляд, аспекты из истории русской риторики.

1. СТАНОВЛЕНИЕ РИТОРИКИ КАК НАУКИ

Основы науки о христианском ораторском искусстве зародились во времена борьбы христианства с язычеством. Своего развития христианская риторика достигла в IV и V веках н. э. Основоположником и выдающимся представителем этого ораторского искусства принято считать Иоанна Златоуста. Если исходить из теории, то риторика средних веков, практически, ничего не меняет в античных разработках, по-прежнему придерживается правил Аристотеля и поздних теоретиков (в западных странах – Цицерона), но, при этом немного их видоизменяет, адаптирует в направлении сочинений писем и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к выполнению этих норм.
 Уже к IV веку сфера деятельности риторических правил совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, давно забытую средневековыми устоями. В компетенцию риторики, как минимум до XIII века, входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, до того, как составить произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare).
 Создание произведения строилось на трёх ступенях (три главных элемента из пяти в античном списке).
•   Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация», она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация понималась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и практике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее разработанный из них, описание, не раз подвергавшийся кодификации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа, сделавшись одной из главных его черт.
•   Диспозиция, предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная творческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с определенными числовыми пропорциями: такая практика не вписывается в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно музыки.
•   Элокуция, облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством инвенции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу, то есть преимущественно теории риторических фигур.

2. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XVII ВЕКА


 До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость отрицало язычество. Но искусство риторики было. Только называлось по-другому. Первоначально оно существовало в устной форме былинно-песенного творчества. Сказители, Баяны, как звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. Они рассказывали о битвах, о событиях, важных для народа, а также призывали народ на битву с ворогом. И для этого они должны были обладать умением и говорить, и петь красноречиво. В древней Руси было понятие «красноречие». И это красноречие было разных видов:
 Красноречие политическое. Как выстроить речь на народных собраниях, вече или сходках старейшин чтобы слова имели тот отклик, который ожидает сам говорящий. Для этого выступающий должен был обладать навыками публичной речи, знать и учитывать традиции в обращении к народу, то есть в полном согласии с принципами риторики по Цицерону.
 Красноречие военное. Что нужно говорить воинам, перед битвой? Как их вдохновить на стойкость и мужество?
 Красноречие дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами. И одной из первых серьезных дипломатических акций является «Договор русских с греками» принятый в X веке после победы князя Олега под Царьградом.
 Красноречие торжественное, рождённое на пирах и тризнах.
 История русской риторики

 После принятия Русью христианства развивается торжественное и учительное красноречие. Пришедшее на Русь из Византии оно стало широко известно в «словах» и поучениях отцов – основателей православной церкви, органично соединило в себе в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. Я бы назвала это переходной стадией от песенно-былинного этапа к дидактической риторике, вылившееся в учение и наставления, чаще для молодёжи. Это и «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского», «Слово Даниила Заточника»; выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращающихся к прихожанам, в виде наставлений и проповедей.
 Но, несмотря на развитую культуру красноречия, на Руси не существовало учебной литературы по риторике до XII века. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».
 Приняв христианскую веру Русь приняла и византийскую систему образования. Стал известен, в рамках «учения книжного», тривиум – диалектика, грамматика и риторика. Риторика, при этом, рассматривалась как высшая наука. Ученики осваивали правила речевого поведения, с необходимостью следовать им в соответствии со стандартами христианской этики. Изречения о житейской мудрости записаны в сборнике «Пчела» и почти половина из них являются правилами практической риторики.
 Красноречие Древней Руси было основано на высоких традициях риторического искусства античности, Византии и южнославянских стран, в связи с чем и сложился особенный, трогательный образ автора – «печальника земли русской», осознающего себя ответственным за судьбу своей родины.
 Начиная с XI века, риторика развивалась, в большей степени, на основе религиозно-символического мировоззрения, проникнутого духом христианства, являвшегося, на тот момент, официальной идеологией феодальной Руси.
 Письменные работы того времени отражали мысли и настроения как общества в целом, так и некоторых его групп и в некоторой степени оказывали значительное влияние на определенный круг слушателей и читателей, которое было эффективным средством распространения новых тенденций в государственной политике. Церковнославянский язык и явная культовая направленность произведений ораторского искусства часто оказываются лишь внешней оболочкой, скрывающей светское, («мирское») содержание. Именно в виде риторического слова в Древней Руси впервые были озвучены многие научные, политические идеи, открытия в области философии, психологии, эстетики и литературы.
 Появившись официально в XI столетии, древнерусское искусство красноречия сразу же обратило на себя внимание наличием двух особенностей:
 Во-первых, несмотря на наличие образцов переводных «слов» и поучений, а также на перенятую у Византии тематику и приемы словесного оформления ораторских сочинений, древнерусские риторы стремились по-новому понять и представить факты действительности, выйдя за пределы традиционной тематики, став ближе к современности, к истории своего народа.
 Во-вторых, нельзя утверждать, что история древнерусского ораторства не имела период ученичества. Сочинения первых русских риторов Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (XI – XII вв.) были незаурядны изначально. Они отличаются совершенством форм, оригинальными идеями, поэтическими новшествами. Безусловно, древнерусское красноречие оставалось в общем русле византийско-славянского учительства, но это было осмысленным изучением опыта, ставшим шагом вперёд к литературному развитию стран близких, между собой, в политических и идеологических вопросах. Красноречие, как особая форма словесного искусства часто ставилось в противовес письменным сочинениям. Но, при этом, риторику Древней Руси все же относят к литературе.
 Наиболее значимые и известные памятники торжественной риторики того времени, посвящены особым датам церковной истории или событиям государственного масштаба: победе над врагом, строительству города, собора и т. д. Притом, авторы часто затрагивали важные проблемы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти сочинения уже были обращены к людям образованным, читающим, способным понять глубину идеи, оценить ораторское искусство в разработке темы, получить наслаждение от красоты стиля, становящимся живописным который в торжественных «словах». Это достигалось благодаря использованию разнообразных триад, синтаксических конструкций, довольно частого использования однокоренных слов, вопросно-ответной формы изложения, риторических вопросов и восклицаний, символической зашифровки и расшифровки понятий, широкого применения разнообразных троп.
 Христианство, ознаменовало начало новой эпохи, новой этики на Руси, а также появление новой нравственной философии. Именно в христианстве возникли совершенно новые отношения между людьми. В связи с этим изменилось и речевое поведение людей – анализировать поведение людей через речь, этику данного периода представляется необходимым. В религиозных текстах Древней Руси демонстрируется ряд правил религиозной этики речи. В них обнаружены определенные запреты на некоторые действия, эмоции, внутренние качества человека, речевые проявления: ложь, осуждение, укоризна, гордыня, словесная смута, гнев, зависть и т. д.
 Несколько столетий на Руси правил Домострой— сборник наставлений, регулирующий мирскую, семейную и духовную. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях.
 Появившийся, в конце XV века, в Новгороде, рукописный свод житейских законов стал популярен в домах новгородской знати. В его основе были старинные сборники подобных поучений, например, «Измарагд» и «Златоуст». В последующих редакциях свод законов постепенно обогащался новыми, актуальными, на то время, рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке всё это было собрано воедино московским церковным деятелем, духовником и сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром. В новой редакции Домострой был поделен на три части. Первая посвящалась тому как молиться и вести себя в церкви, вторая – как чтить царя, а третья – семейной жизни и ведению хозяйства.
 В Домострое записана норма бытовой риторики, речевого этикета Древней Руси. Как бы далеко ни продвинулась мировая и отечественная цивилизация изначальные формы общения в семье и в быту сохранились. Но приходится признать, что именно подобных правил и рекомендаций, зачастую, не хватает современному человеку. Письма, приходящие на радио и телевидение, в ответ на передачи о риторике говорят о том, что и современным ораторам не хватает той же регламентации, тех же советов. Эти правила обращения с речью стали, фактически, общей и частной риторикой Древней Руси (общей, когда говорится о правилах, относящихся ко всем видам речи, и частной, когда исследуются правила отдельных видов словесности: ораторской, ученой, церковной, бытовой и т. д. прозы).
 Такие требования предполагали специальное образование оратора, его мировоззрение, заключающееся в соблюдении христианских канонов, глубоком знании Священного Писания и сочинений отцов церкви, «образцовых авторов», оратор должен был уметь, ориентируясь на эти тексты (как и на эту философию), сформировать собственный образ.
 Нормы бытовой риторики и речевого этикета Древней Руси во многом проявляется и в наши дни. Для продолжения и развития культурно-речевых традиций возможно на основе знания «старых» правил и текстов.
 Хотя учебники по риторике не были обнаружены на Руси до XVII века, это не является свидетельством того, что риторики на Руси не было до данного периода, скорее говорит об обратном. Еще в ранних рукописных трудах обнаруживаются такие слова как «ритор», «ритория», «ветий» (оратор), «ветийство», «глаголание» и пр. Риторические знания проникали в культуру Руси вместе с трудами христианско-византийских авторов. Об этом можно прочитать множество свидетельств, оценивающих силу ораторской речи. Например, в «Житие Даниила Пермского», написанном в XVI веке, утверждается дидактическая польза «ветийства». В древней Руси изучение риторики в качестве «внешней мудрости» было обязательным. К примеру, в «Житии Федора, игумена Студийского» (XIII в.) говорится о прохождении им «риторики»; в «Житии Стефана Пермского» (после 1396 года) указывается, что «Емеином же достася грамотикия и риторикия». При этом присутствовало неоднозначное отношение к риторике, (с одной стороны «краснобайство и пустословие», а с другой, «искусство красиво и убедительно говорить»), которое было заимствовано у античных философов.
 Широко известными, на Руси, стали «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347-407), входящие в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служащие образцами для подражания. Это было время, когда правилам построения речи уделялось самое серьёзное внимание. В те годы на Руси были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). Во времена правления Ярослава Мудрого, первым русским митрополитом Илларионом, было написано, по всем правилам риторической науки «Слово о законе о благодати» не уступающего трудам византийских ораторов. Это одно из самых известных и замечательных произведений древнерусской письменности, среди дошедших до наших дней. Есть версия, среди историков, что Илларион имеет непосредственное отношение к созданию первой русской летописи – «Повести Временных лет».
 В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ему не было равных среди современников, как по объёму написанного, так и по известности, популярности и авторитет. Самыми популярными стали «слова» Туровского, читаемые в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявил себя как настоящий оратор, владеющий ораторским искусством в совершенстве: обращаясь к слушателям, он то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то задаёт вопросы и сам же на них отвечает, спорит сам с собою, на глазах у слушателей, приводит доказательства самому себе. Его творчество доказывает, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это не могло не повлиять на распространение соответствующих знаний в светской среде.
 Образцы вполне светского публичного красноречия можно обнаружить в «Слове о полку Игореве». Достаточно только вспомнить обращение к князьям Святослава.
 Знаменательно появление в России в XVII – XIX веках большого количества учебников по риторике. В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом самая ранняя из них, принадлежащая перу митрополита Макария, датирована 1617-1619гг., последняя – 1923г. Д. Н. Овсянико-Куликовского.

3. РИТОРИКА XVII-XVIII ВЕКОВ

Эпоха петровских реформ способствовала появлению серии блестящих ораторских руководств, наиболее популярными из которых стали: «О силе риторичей» Софрония Лихуда, основателя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в 1698 году, «Риторика» Михаила Усачева (конец 17 века) «Наука о проповедях Андрея Белобоцкого начала XVIII века и др.»
«Риторика» М. И. Усачева, изданная в 1699 году, сразу стала популярной благодаря своим инструкциям по изобретению мыслей, по способам их расположения, по влиянию речи на страсти и секретам исполнительского искусства оратора. Дополнили книгу теории прозаических жанров, учение о тропах и фигурах речи, учение о слоге. Смиренный слог имеет цель «научити», средний – «усладити», высокий – «возбудити».
 В 1706 г. вышел в печать фундаментальный труд Ф. Прокоповича – «De arte rhetorica libri». Этот учебник был создан на основе курса лекций, которые читал Ф. Прокопович, на латинском языке, слушателям Киево-Могилянской академии. В книге рассказывается о происхождении риторики и видах речей (церковное, судебное, эпидейктическое красноречие). Излагается и традиционное учение о трёх стилях. Основными требованиями к речи объявляются содержательность, простота и ясность. А значит, основной упор нужно делать не на эффектах и образах, а на содержании речи. Современники Ф. Прокоповича считали его выразителем идей Ренессанса и Реформации в России. Он был одним из крупнейших деятелей культуры петровской эпохи (оратор, публицист, драматург, поэт, теоретик литературы).

История русской риторики

 В допетровский период развития литературы, риторика использовалась только в области духовного красноречия, а количество ее памятников довольно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.
 Систематически преподавать риторику начали в юго-западных духовных школах лишь с XVII века, причём учебники были только латинского происхождения и, следовательно, рассчитывать на оригинальную обработку в них не приходится.
 Первым серьёзным русским трудом является «Краткое руководство к красноречию» Ломоносова 1747 года, оно же стало первым печатным учебником и первым фундаментальным научным трудом, составленным на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающим, в подтверждение общих положений, ряд примеров на русском языке – примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Из-за того, что область красноречия в России ограничивалась, чаще всего, исключительно церковной проповедью, риторика, в этом случае, почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике, на тот момент, в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью.
 Ломоносов использовал в своих книгах по риторике симбиоз знаний, полученных в Славяно-Греко-Латинской академии тех, что изучил в родной деревне под Архангельском.

История русской риторики

 Так, в руках у Ломоносова была «Риторика» Михаила Усачева 1699 года, в которой давалось следующее определение риторики: «Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати». В первой, неизданной рукописи, «Риторики» 1743 года Ломоносов словно переводит это определение на современный ему язык, несколько иначе расставляя акценты: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать».
 В 1748 году Ломоносов переделал вступление, ввёл слово «красноречие» и назвал свое сочинение «Краткое руководство к красноречию». Новый учебник начинался словами: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению». Таким образом Ломоносов, окончательно, утвердил в русской науке слово «красноречие», под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – «учение о красноречии вообще».
 Новаторство Ломоносова проявилось в целом ряде глав. Так, он включил в свою работу раздел «О возбуждении страстей», где показал, как рождаются с помощью речи чувства слушателей. Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие, то есть Ломоносов предлагает понять, как и от чего рождается всякое чувство в слушателях. Последовательно описывает он основные эмоции, которые создаются речью: радость / горесть, любовь / ненависть, страх / смелость, гнев / милость, честь / стыд, чувство соревнования / зависть.

4. РИТОРИКА В XIX ВЕКЕ

Но истинный расцвет русской риторики приходится на первую половину XIX века, и особенно ярко после войны 1812 года, когда рост социальных и патриотических чувств способствовал развитию словесных наук и, прежде всего, риторики, которая как описывала общие правила создания сочинений (общая риторика), так и представляла правила определённых видов и родов словесности (частная риторика).
 С возведением на престол Александра I начинаются государственные реформы. Вместо коллегий в России появляются министерства, включая министерство народного просвещения, меняется образование. В Московском университете появляется кафедра красноречия и стихотворства. В 1809 году её возглавил профессор Алексей Федорович Мерзляков. Он трактовал определение риторики и красноречия таким образом: «Если риторика подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи», то красноречие есть «способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью говорящего или пишущего».
 История русской риторики

 Одним из первых Мерзляков разработал вопросы частной риторики, в которой показаны виды и типы сочинений, связанные с риторическими инструкциями. Типы словесности, в которой риторик должен быть квалифицированным, следующие:
  • письма;
  • разговоры, или диалоги;
  • рассуждения, или учебные книги;
  • история – истинная или вымышленная;
  • речи.

 Речи были разделены на пять типов: духовные, в которых предлагаются истины и обязанности религии; политические, в которых оратор обсуждает преимущества и потребности общественной жизни; судебные, когда преступник невинно угнетен или осужден; похвальные, восхваляющие заслуги умершего или живого знаменитого человека; академические, касающиеся ученых предметов из природы или наук.
 Ещё одним, достойнейшим, педагогом-ритором был Николай Федорович Кошанский (1784-1831), первый учитель словесности и риторики в Царскосельском лицее. Именно с лекции молодого профессора «О преимуществах российского слога», 1811 году, начались занятия в лицее. Кошанский всячески поощрял словесное творчество юных лицеистов; он предлагал им писать сочинения и стихи, а затем придирчиво и строго разбирал творения начинающих поэтов и писателей в числе которых был и А. С. Пушкин.
 Закончив преподавание в Лицее, Кошанский в конце карьеры совершил главное дело своей жизни: написал «Общую риторику» в 1829 году и «Частную реторику», изданную, посмертно, в 1832 году. Учебник переиздавались до 1849 года десять раз.
 Риторика, по Кошанскому, занимается «мыслями», поэтому она показывает:
  • Источники мыслей (изобретение);
  • Как упорядочить мысли (расположение);
  • Грамотное изложение (выражение мыслей).
С середины XIX века в российской науке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, риторика достигла своих высот, а с другой – риторика и стиль написания учебников, существующих до этого, раскритиковали «продвинутые», демократически настроенные ученые и журналисты. А Белинский, и вовсе, назвал риторики Кошанского, как и «все риторики вообще», «пошлыми и вульгарными». И этому есть своё объяснение: общество ожидало нового стиля мысли и слова. «Неистовый Виссарион» и другие, подобные ему, критики стремились отвести центральное место в словесности художественной литературе, описывающей реальную жизнь в произведениях писателей натуральной школы. Основной формой словесного творчества была провозглашена поэзия: лирика, драмы, и романы. Философская и деловая проза, ораторское искусство стали считаться второстепенными, не столь важными видами речи.
 Кроме этого, середина XIX века была ознаменована серьезными изменениями в жизни России. В 1855 году на престол взошёл Александр Освободитель. Готовилась отмена крепостного права, введение суда присяжных, параллельно с государственными преобразованиями происходили значительные изменения в преподавании языка и литературы. Риторику исключили из состава школьных предметов и заменили курсом словесности. Лучшие лицеи России в то время изучали русский язык и литературу, древние классические языки (греческий и латинский), французский и немецкий считались обязательными «новыми» языками, а английский язык был по желанию.
 Но преподаватели нашли выход и стали основы и принципы риторики, под другим названием, вводить в курсы литературы и стиля. Таким образом, логика, как предмет, отсутствовала в расписании, но ученикам лицея стали давать информацию о том, что такое концепция, суждение и умозаключение. Правила построения речи были сосредоточены в разделах о том, что такое описание – повествование – рассуждение, изучение тропов и фигур продолжалось. Современные знания в наших учебниках, по языку и литературе, естественно, восходят к этому периоду.
 Хорошее словесное образование было основано на том, что студенты много читали, много учили текстов наизусть, постоянно анализировали и разбирали лучших образцовых писателей. Помимо этого, много писали, что формировало хороший стиль, манеру, умение составить серьезное деловое письмо и написать (произнести) легкую поздравительную речь. Но также. Не будем отрицать того факта, что первое речевое образование человек получал уже в семье и в некоторых книгам, которые дошли до нас, показано как это образование происходило. В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» 1889 года давались советы по ведению повседневной разговорной речи.
 Вторая половина века – это период судебного красноречия. Введение суда присяжных- лиц, выбранных из народа, для присутствия в суде и принимающих окончательное решение, привело к тому, что прокурор и адвокат вынуждены были выйти и произносить свои речи перед публикой. Это стимулировало их готовить и произносить яркие речи, которые помогали им убедить всех участников суда в своем мнении. Появилась целая плеяда блестящих судебных ораторов: А. Ф. Кони, Пороховщиков (Сергеич), Спасов и другие. Многие судебные дела "гремели" на всю Россию и становились источником всеобщего обсуждения. Образ судебного деятеля – защитника определенной морально-идеологической позиции – оказался в центре общественного внимания.
 Вторую половину XIX века можно назвать и временем постепенного упадка риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Русская филологическая мысль все больше становилась ориентированной на изучение художественной и поэтической форм речи. Развитие курсов по теории словесности с 1850 по 1917 год состояло в постепенном, поэтапном, исключении из школы всего, что связано с прозаически деловыми, научными, ораторскими видами речи и в обращении к поэтическим и эстетическим видам речи, с использованием, когда при изучении языка и литературы, только художественных текстов.
 С приходом новых социальных систем становятся актуальными и новые формы общения. Таким образом, с появлением Государственной Думы в 1902 году, Россию потрясли политические дискуссии и полемика и востребованным, а значит и наиболее развивающимся, становится политическое красноречие. В Думе сиял ряд известных ораторов, которые были лидерами в проведении государственной политики России. Одним из таких лидеров был Петр Столыпин. Будучи реформатором России, он неоднократно выступал с речами в Государственной Думе.

5. XX ВЕК

Приходу к власти коммунистов, в октябре 1917 года, во многом способствовала риторическая победа партии большевиков под руководством Ленина. В рядах лидеров РСДРП были превосходные ораторы и писатели-публицисты. В. И. Ульянов – Ленин неоднократно писал о силе и влиятельности агитации и пропаганды, которая должна выражать интересы пролетариата. Сегодня, с изменением идеологических ценностей, мы должны честно рассматривать как позитивные, так и негативные стороны идеологии и риторики, которые преобладали в России, после падения царизма. Советские власти в 1920-х годах предложили «учить всех говорить». Конечно, кампания за грамотность была очень важна, так как грамотность – прежде всего связана с обучением новым письменным формам языка, но при этом следует помнить о важности новых форм устного убеждения, которые имеют место в форме публичных выступлений и дискуссий.
 В первое десятилетие советской власти было написано много книг о публичных выступлениях, умении говорить с трибуны и убеждать массы. Одной из лучших книг того времени была «Умение говорит публично» Алексея Васильковича Миртова, трижды терпящая переиздания в 1927 году. Вдохновленный идеями построения нового общества, автор писал: «В новых условиях нашей жизни всякому, не ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и оратором». Под оратором Миртов понимал любого человека, которому приходилось обращаться со словом: «убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать – вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью. Особенно это относится к лицам, занятым общественной работой: сделать доклад, отчет, отстоять свой план, проект и т. д. – это их повседневная работа». [«Умение говорить публично», 1927, 3-е изд.]
 20-е годы – новый период в развитии социального строя – время перестройки общественного сознания, стиля управления обществом. Поэтому звучали призывы обучаться «живому слову», «владеть словом необходимо, разумеется, не только общественному работнику, но и дельцу, и практику, и специалисту-ученому». Эта концепция «живого слова» была чрезвычайно популярна на заре советской власти. В 1918 году в Санкт-Петербурге был создан Институт Живого Слова, целью которого было распространение риторических знаний и улучшение «народного» языка. На открытии Института нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский говорил: «Все формы политического творчества идут через речь. Россия заговорила, и заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрел как можно скорее четкость, чтобы возможно было больше таких людей, которые говорили бы то, что они думают, которые умели бы влиять на своего ближнего и которые умели бы парализовать вред влияния. Если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом... Надо учить говорить весь народ от мала до велика».
 Последней книгой, в которой говорилось об ораторском искусстве, была книга Виктора Гофмана. В книге подтверждалась тесная и неразделимая связь между риторикой и политикой: «Риторические принципы – это переодетые политические принципы, а риторика – мистифицированная политика. Риторика как теория ораторской речи есть как бы суррогат политической теории, руководства политической борьбы» [Гофман Виктор. «Слово оратора» 1932г.].
 Но наступили другие времена и, с 30-х годов, всевозможные исследования ораторского искусства были, практически, запрещены. Внимание филологов уделяется области нормативного преподавания культуры речи, а развитие теории ораторского искусства продолжается в русле теории и практики партийной пропаганды, которая идеологически распространяется на все виды литературы. В действительности, советский человек был призван занимать активную жизненную позицию, уметь говорить, действовать одним словом, к которому его призывали и разносторонне обучался. Единство идеологии подразумевало множество личных проявлений, в связи с этим, во многих произведениях искусства, пропагандировался образ активного, творческого, импровизационно действующего и говорящего человека, способного изобретательно мыслить, предлагать свежие решения и выражать их в словах.
 В 30-х годах ораторское искусство все еще присутствует в речах политиков и государственных деятелей. В общественном настроении сложилась парадоксальная ситуация: на заводах рабочие могли произносить пламенные речи против империализма или «врагов народа». Характерным является доверие к «отцу народов» – Сталину, которое развилось благодаря активным языковым формам новых средств массовой информации: в то время были созданы массовая пресса и радио, которые могли сформировать «единую идею» и привести её в сознание масс. Таким образом, формы массовой пропаганды сформировали культ личности и советский образ жизни.
 В годы Великой Отечественной войны роль объединяющей идеи спасения Родины была особенно велика – и эта идея, очевидно, нашла выражение в словах. «Отступать некуда – позади Москва!» – Разве это не военно-политическое красноречие? Такие афористические выражения стали популярными. Риторическая работа по сохранению национального духа, велась по всем направлениям сразу: агитаторами и пропагандистами воинских частей, газетами, радио и выступлениями артистов – все было призвано призывать людей сражаться с захватчиками.

6. ВОЗРОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ

Теоретические исследования ораторского искусства начались только в 60-х годах ХХ века. Именно во времена хрущевской оттепели образуются труды советских теоретиков Е. А. Адамова, Г. З. Апресян Н. И. Эрастова Я. В. Толмачева и других. Активное обучение пропагандистов велось во Всесоюзном обществе «Знание».
 В 90-е годы произошёл очередной переход к новому образу жизни, названным одним ёмким словом «Перестройка». В этот период содержание учебных предметов в школах меняется, это также новый этап в развитии риторики, связанной с НИТ (новым информационным обществом). Отечественная, научно-практическая риторическая традиция, была прервана на многие годы. Но именно к ней мы и возвращаемся сегодня. Поэтому современная риторика в России возрождается на новом уровне.
 Разрабатываются критерии невербальной риторики – характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики. Вводится понятие НЛП – Нейро-Лингвистическое Программирование.
 Сейчас сильными сторонами риторики являются произведения Барта и в целом группы «Mu» (неориторическая группа), опубликованные на русском языке в сборнике «Общая риторика» (1986), произведения Лотмана, Успенского, в некоторой степени продолженные его коммуникативные и лингвистические исследования на Бахтина. В 1958 г. был опубликован сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», в 1967 г. – сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. вышло издание «Античные риторики», включившие в себя произведения Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики чрезвычайно обширна.
 В ХХI веке ораторское искусство принимает новые формы, тесно связанные с развитием техники речи, электронных СМИ, технологий для политических и деловых встреч. Публичный монолог необходим во всех речевых профессиях, а преподавание ораторского искусства приобретает новые формы, основанные на классических традициях.
 В настоящее время становятся популярными и внедряемыми во всех сферах современного общества различные тренинги, состоящие, в основном, из практических задач по развитию навыков и умений современного политика, предпринимателя, журналиста и т. д. Спрос на преподавание оратории достиг небывалого уровня – следует искать новый контент и формы такого обучения, основываясь на лучшем, что есть в риторической классике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом реферате я рассказала об истории русской риторики начиная с античности и заканчивая нашим временем. Как и любая другая наука, риторика не стоит на месте, она продолжает развиваться, но уже в новых условиях: условиях нашей современности. Она все больше признается и применяется в отечественных науках. Люди начинают всё более осознанно, грамотно, взвешенно применять принципы риторики, в своей жизни для того, чтобы, как можно лучше, доносить свои мысли, идеи, наработки до окружающих. При этом крайне необходимо, в современных реалиях, чтобы сама риторика и наука о ней развивались параллельно, в соответствии с изменениями внешними: крайне важно, чтобы каждый человек умел и имел возможность свободно и непринуждённо общаться в семье и на работе, правильно и убедительно говорить в любой ситуации, в любом обществе, быть готовым, в любой момент, выступить на публике, вести дебаты и участвовать в спорах, писать деловые письма, необходимую документацию, быстро усваивать информацию, использовать информационные системы любого типа. Таким образом, современная риторика, вернувшись в «поле информации и речи», приобрела прагматические характеристики: в условиях слияния античной риторики и «новой», в России она перерастает в предмет культурологический и становится деловой по своей сути.
 Центром современной риторики является путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как комбинация трех этапов: изобретения содержания, упорядочения и, наконец, словесного выражения. «Что я могу сказать? Как? Какие слова?» – вот три основных вопроса, на которые мы научимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть способностью говорить эффективной речью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия: учеб. пособие – 3-е изд., «Флинта» Москва 2011г.
2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. М., 2006
3. Дудников А. В. Методичка изучения грамматики, Просвещение, М.: 1988.
4. Миртов А. В. «Умение говорить публично», 1927, 3-е изд.
5. Федоров А. К. Трудные вопросы русского языка, М.: 1972.
6. Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
7.
8.
9.

Похожие темы


Жирафка
Чуть больше года назад, а именно 23-го марта, я обратилась к «помощи зала» по этому поводу
История русской риторики, что это и с чем её едят?
И вот такой получился результат. И опять мне было интересно И опять вместо того, чтобы просто поработать с текстом я искала дополнительную информацию и просвещалась. Ну а что? Чем дольше мозг активно используется тем лучше для него и окружающих.
 А какие у нас были обсуждения- рассуждения в процессе написания...
 Но вот над уникальностью текста пришлось посидеть основательно. Ведь точные определения и цитаты, да ещё заумные, своими словами не напишешь.
 Ещё раз благодарю форумчан откликнувшихся с помощью по поводу литературы. И ведь Катя, реально, читала. Лично я только из интернета черпала информацию для своего развития.
Реферат писался для кафедры «Общегуманитарные, социально-экономические дисциплины и философия»



Интересное в разделе «Про музыку, учёбу, похудение и не только...»

Пасхальные блюда

Новое на сайте