Ssylka

Интересные лекции про потустороннее

Содержание


Ведьмы и колдуны
Детские страшные истории русского фольклора
Духи и демоны в культуре Южной Азии
Магия и городские легенды
Мифология профессий в традиционной культуре
Нечистая сила в доме: криминализация сверхъестественного в XIX веке
Охота на привидения: Legend-tripping и городские легенды в российских городах
Поваренная книга ведьмы: отображение сверхъестественного в живописи
Подземная монархия: сила и бессилие Сатаны в искусстве Средневековья
Представления о джиннах в культуре мусульманских народов Ближнего Востока
Представления о страхе в книжной культуре домонгольской Руси
Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства
Страшные-нестрашные истории в русской деревне: былички в быту крестьян
Страшные сказки русского фольклора
Трансформации образа средневековой ведьмы
Японская нечисть: инструкция по применению

Похожее


Шеф
Сам прослушал эту лекцию и получил большое удовольствие.
Так что рекомендую. Наверное, приятнее слушать перед сном.

Страшные-нестрашные истории в русской деревне:
былички в быту крестьян


Люди любят страшное: пугают друг друга в детстве перед сном, пересказывают страшные слухи и, в конце концов, смотрят фильмы ужасов. Почему так происходит?

Лекция посвящена понятию страха в традиционной культуре и традиционным деревенским страшным историям. В фольклористике они называются «былички» и связаны как с мифологическими персонажами, так и с запретами на какие-либо дела в определенное время. Откуда берутся традиционные образы домового, лешего, банника? Почему покойники приходят к горюющим женам? Летающие змеи, воскресшие колдуны, наказанные коммунисты, которые жгли иконы в своей бане, — о происхождении этих и других историй расскажет Никита Петров.

Никита Петров — кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС, старший научный сотрудник Центра исследования фольклора и антропологии города МВШСЭН (Шанинка), доцент Центра типологии и семиотики РГГУ, модератор научного интернет-проекта «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика».

0:00 Начало
0:22 О цикле лекций «Чёрт знает что: демоны в мировой культуре» и настоящей лекции. Что такое былички?
01:20 Вильгельм Маннхардт и первые шаги от пантеонной мифологии
02:28 Маннхардтианская революция в изучении мифологии: понятия «высшей» и «низшей» мифологии
03:15 Правила предписания, по Маннхардту. Поведенческие предписания
06:16 Предписания, связанные с временем суток
07:00 Предписания, связанные с контактом с определёнными субъектами о объектами
09:46 Русская деревня как пространство без заборов и оград
10:25 Когда и как деревенские люди рассказывали о сверхъестественном?
12:00 Былички на вечерних посиделках, сезонных работах, масленице и святках
14:56 «Тексты о прошлом»: меморат и фабулат. Категории достоверности
17:07 Структура народной демонологии
17:22 Кто такой мифологический персонаж? Его образ и функции
18:47 История и значение слова «быличка»
19:23 Структура былички
21:52 Происхождение демонов
22:40 Признаки демонов
24:14 Пространства обитания мифологических существ
25:40 Домовой
27:45 Гуменник и овинник
32:02 Печка и культ умерших
34:41 Кикимора
36:27 «Дело о кикиморе»
38:36 Банник
42:20 Обдериха
45:08 Леший
47:08 Лешачиха
48:40 Полудница
49:20 Русалки
52:31 Фараонки
54:34 Водяной
57:29 Ходячие покойники
01:04:25 Чёрт
01:04:50 Быличка «Мясо есть, а ножа нет»
01:05:43 Огненный змей
01:06:49 Дело о змее
01:07:14 Мелкие бесы и чертежники
01:09:54 Шуликуны
01:11:27 Календарные бесы
01:11:38 Колдуны
01:12:00 Книга «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на русском Севере»
01:18:32 Пограничье
01:19:27 Книга «Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX в.»
01:23:57 Защитные практики
01:25:23 Демонология: «раньше» VS «теперь»
01:25:44 Источники и полезная литература

«Страшные-нестрашные истории в русской деревне: былички в быту крестьян». Лекция Никиты Петрова play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Люди любят страшное: пугают друг друга в детстве перед сном, пересказывают страшные слухи и, в конце концов, смотрят фильмы ужасов. Почему так происходит? Лекция посвящена понятию страха в традиционной культуре и традиционным деревенским страшным…Интересные лекции про потустороннее - 3922593
PT1H27M
True
2022-11-26T12:07:13+03:00
embedUrl


Похожие темы:

   

Шеф

Японская нечисть: инструкция по применению


Что делать, если повстречал ёкая? Не стоит паниковать: давайте рассмотрим его внимательнее и выработаем стратегию. Японский фольклор может предложить интересующимся демонологам целый ассортимент чертей на любой вкус и цвет: в болоте резвится плотоядный каппа, а в давно забытом и неубранном храме завёлся нури-ботокэ... Как себя правильно вести — узнаем на лекции япониста-культуролога Нины Ворониной.

Нина Воронина — популяризатор науки, культуролог, преподаватель английского и японского языка, выпускница кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ (язык специализации — японский), студентка курса подготовки и повышения квалификации по специальности «История Религий» (РГГУ). Обучалась японскому языку на факультете CJL в университете Васэда (Токио).

«Японская нечисть: инструкция по применению». Лекция Нины Ворониной play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Что делать, если повстречал ёкая? Не стоит паниковать: давайте рассмотрим его внимательнее и выработаем стратегию. Японский фольклор может предложить интересующимся демонологам целый ассортимент чертей на любой вкус и цвет: в болоте резвится плотоядный…Интересные лекции про потустороннее - 3922599
PT1H21M
True
2022-11-26T12:11:11+03:00
embedUrl

Шеф

Нечистая сила в доме: криминализация сверхъестественного в XIX веке


Функции полтергейста — беспокойного духа, который издает всевозможные шумы, передвигает и портит предметы в доме — в русской демонологической традиции приписываются разным персонажам: домовому, кикиморе, черту и неперсонифицированной «нечистой силе». Существует целый пласт источников XIX века, зафиксировавших свидетельства такого рода явлений: этнографические материалы, статьи в газетах и журналах и документы следственных процессов.

В лекции будут рассмотрены примеры следственных процессов, для сравнения будут привлечены публицистические и поздние этнографические материалы. Расследование случаев появления нечистой силы в доме строилось по одной схеме. «Преступником» становился сам «демонологический персонаж», в роли которого, по мнению властей, выступал один из жителей дома. Целью расследования было распознать, кто скрывается под маской «злого духа» и пугает «суеверный» народ. Специфика следственных дел дает нам использовать их не только в целях реконструкции мифологических представлений крестьян и жителей городов XIX века. Документы фиксируют свидетельства о встрече со сверхъестественным представителей разных социальных слоев. Это позволяет нам, используя мнения по поводу похожих случаев встречи с «нечистой силой», взглянуть на устройство социальных процессов в отдельных сообществах и делать выводы о взаимодействии крестьянской традиционной культуры и властных институтов в XIX веке.

В лекции мы попробуем разобраться, какую роль для участников следственных процессов играла встреча с демонологическими персонажами, какие функции она выполняла для сторонних наблюдателей и почему проделки нечистой силы так привлекали внимание власти в XIX веке.

Лектор — Екатерина Кузнецова, выпускница Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, фольклорист, независимый исследователь.

 Встреча прошла в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

0:00 Начало
01:18 Законодательная база, сопровождающая колдовские процессы в России XVIII века
03:08 Трансформация российского законодательства в XIX веке
04:10 Как строился классический колдовской процесс?
06:35 Дела с нетипичной коллизией
08:04 Дело по сообщению Владимирской палаты уголовного суда о матросе Луке Васильеве, подозреваемом в предоставлении в строениях императора Петра Первого в городе Переславле находящемся разных неистовств, как то: плясок, свиста и прочего, производимых якобы злым духом
09:00 С чего начинается дело: действующие лица и локации
10:40 Структура рассмотрения дел о «нечистой силе»
14:03 Показания крестьян как репрезентация представлений о нечистой силе в XIX веке
14:40 Что делал нечистый дух в доме Луки Синявина?
22:08 Встреча крестьян с нечистой силой
24:21 Завершение дела
26:52 Анализ мотива преступника
29:00 Дело капитана Жандарченко из Липецкой слободы (1853 год)
32:46 Заметка корреспондента этнографического бюро князя В. Н. Тенешева «Чёрт или домовой»? (1899 год)
36:00 Что было вокруг следственных дел? Публицистика
38:33 Сборник «Предвестники спиритизма за последние 250 лет» А. Н. Аксакова
41:58 Исследовательский интерес к русской демонологии
43:05 Список рекомендуемой литературы

«Нечистая сила в доме: криминализация сверхъестественного в XIX веке». Лекция Екатерины Кузнецовой play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Функции полтергейста — беспокойного духа, который издает всевозможные шумы, передвигает и портит предметы в доме — в русской демонологической традиции приписываются разным персонажам: домовому, кикиморе, черту и неперсонифицированной «нечистой силе».…Интересные лекции про потустороннее - 3922676
PT43M
True
2022-11-26T14:46:53+03:00
embedUrl

Шеф

Духи и демоны в культуре Южной Азии


Сказания о богах и демонах занимают важное место в литературной традиции Индии. Демоны борются с богами за напиток бессмертия, угрожают разрушить миропорядок, похищают красавиц. Асуры и ракшасы являются непосредственными действующими лицами эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Кажется, что весь мир Южной Азии населен мифологическими существами: прекрасными и ужасными, опасными и безвредными.

В нашей лекции мы поговорим о традиционных представлениях о духах и демонах в культуре Южной Азии, узнаем, кто входит в свиту бога-разрушителя Шивы, как духи плодородия якши связаны с буддийской архитектурой и народным театром, а также познакомимся с современными представлениями о духах и демонах в литературе и массовой культуре.

Лектор — Мария Щербак, старший преподаватель кафедры мировой культуры и стажер-исследователь Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.

Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

0:00 Библиотека им. Н. А. Некрасова представляет лекторий «Черт знает что: демоны в мировой культуре»
00:15 Введение. Культура Индии
1:52 Ранние упоминания демонов в текстах
2:47 Пахтание молочного океана
6:00 Громовержец Индра и демон Вритра
7:25 Тексты вед. Пураны, итихасы
10:15 «Гаруда-пурана», Нарасимха и Прахлада
15:00 Равана (главный антагонист в «Рамаяне»)
22:04 Веталы. Отличие от зомби. Важность кремации
26:14 Пишача. Противопоставление нежилого и жилого
28:52 Преты. Вечноголодные духи умерших. Реинкарнация
32:45 Чурель. Демоническая красота
35:33 Духи и демоны в буддизме. Колесо сансары
38:27 Тибетский буддизм. Дхармапалы — защитники учения
41:05 Традиция небесных похорон в Тибете
43:15 Убийство царя Ландарма буддийскими монахами
45:30 Мистерия Цам
45:52 Якши и якшини. Духи земли
48:52 Буддийская ступа. Царь Ашока и якши
54:09 Духи и демоны в массовой культуре. Бхуты, пэри
58:06 Есть ли иерархия у дхармапалов?
1:00:01 История моста Рамы, его геологическое происхождение

«Духи и демоны в культуре Южной Азии». Лекция Марии Щербак play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Сказания о богах и демонах занимают важное место в литературной традиции Индии. Демоны борются с богами за напиток бессмертия, угрожают разрушить миропорядок, похищают красавиц. Асуры и ракшасы являются непосредственными действующими лицами эпических…Интересные лекции про потустороннее - 3922854
PT1H2M
True
2022-11-26T20:25:52+03:00
embedUrl

Шеф

Представления о страхе в книжной культуре домонгольской Руси


Страх — одно из ключевых переживаний человека, влияющих на наше поведение и картину мира. Эта эмоция, как и любая другая, имеет историческое измерение. Как воспринимал страх древнерусский человек? Как он относился к этому чувству? Чем древнерусский страх отличается от современного?
Лекция посвящена представлениям о страхе, содержащимся в памятниках книжной культуры домонгольской Руси. Мы попытается понять страхи древнерусского человека и узнаем, чего боялись князья, в каких случаях страх был полезным и благим переживанием, а в каких являлся знаком грешника, почему испытывали страх визионеры, оказавшиеся в раю (а в аду, напротив, не проявляли боязни), и другие аспекты представлений об этой эмоции, сохранённые древнерусскими книжниками.

Лектор — Светлана Борисова, историк, культуролог, соискатель степени кандидата наук кафедры истории и теории культуры РГГУ.

«Представления о страхе в книжной культуре домонгольской Руси». Лекция Светланы Борисовой play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Страх — одно из ключевых переживаний человека, влияющих на наше поведение и картину мира. Эта эмоция, как и любая другая, имеет историческое измерение. Как воспринимал страх древнерусский человек? Как он относился к этому чувству? Чем древнерусский страх…Интересные лекции про потустороннее - 3922940
PT56M
True
2022-11-26T23:27:06+03:00
embedUrl

Шеф

Мифология профессий в традиционной культуре


В традиционной деревенской культуре представитель любой профессии, специалист в какой-то узкой области — печник, плотник, охотник, рыбак, кузнец, мельник, пастух и т. д. — до относительно недавнего времени воспринимался как человек, имеющий контакты с мифологическими существами, пользующийся покровительством потустороннего мира и, соответственно, обязанный им так или иначе отплатить за помощь. Подобное представление связано с восприятием знания, которым профессионал обладает сверх общего знания — знания крестьянина-земледельца, — как полученного от потусторонних сил или с их помощью. Таким образом, практически любое профессиональное знание в представлении деревенского сообщества относилось к сфере колдовства. Это побуждало остальных членов сообщества относиться к такого рода профессионалам с известной долей уважения и страха одновременно, а от самих профессионалов требовало поддержания авторитета посредством рассказов, мистификаций, особого типа поведения и других приемов. Так в сельском сообществе выстраивалась иерархия специалистов, регулирующая в значительной мере взаимоотношения в селе и жизнь села.

Лектор — Андрей Мороз, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ, заведующий научно-учебной лабораторией теоретической и полевой фольклористики НИУ ВШЭ.

«Мифология профессий в традиционной культуре». Лекция Андрея Мороза play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
В традиционной деревенской культуре представитель любой профессии, специалист в какой-то узкой области — печник, плотник, охотник, рыбак, кузнец, мельник, пастух и т. д. — до относительно недавнего времени воспринимался как человек, имеющий контакты с…Интересные лекции про потустороннее - 3923067
PT1H16M
True
2022-11-27T13:36:12+03:00
embedUrl

Шеф

Представления о джиннах в культуре мусульманских народов Ближнего Востока


Лекция из курса «Черт знает что: демоны в мировой культуре» расскажет о джиннах. В арабской мифологии эти духи занимают не последнее место. С ними связывают болезни и кошмары, которые они насылают в виде порчи. Еще джинны воруют из дома еду и шумят как целая толпа людей.

Наиболее действенным для изгнания джиннов считается «Тронный айат» (42-й стих второй суры Корана). Его читают вслух иногда 7 раз, иногда 17 раз; если человек, подвергшийся нападению джинна, — заядлый грешник, то этот айат могут повторять 313 раз.

На лекции вы узнаете:

— о разновидностях джиннов и образах, в которых они предстают;

— что происходит с человеком, в которого вселился джинн;

— что злые духи могут потребовать, чтобы покинуть тело больного человека;

— как джинны описаны в догматическом исламе, а как — в народном и мистическом;

— может ли злой джинн влюбиться в человека.

Лектор — Юрий Анатольевич Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

00:00 Начало
00:09 О лекторе Юрии Анатольевиче Аверьянове
01:25 Термин «джинн». Происхождение и значения
09:54 Образы джиннов: разновидности, способности, уклад жизни
12:39 Города джиннов и их сокровища
14:46 Джинны – это духи или существа?
16:23 Джинны в представлении язычников
17:58 Джинны в представлении мусульман
19:36 Верховный предводитель джиннов – Иблис
28:06 Адам и Ева в исламской традиции. Образ белой змеи
35:20 Влияние иранской мифологии на образ Иблиса
36:41 Демоны диф у иранцев и арабов. Влияние Индии
40:06 «Панический ужас» влияние Античности на арабскую демонологию
40:40 Танец и театр как средства коммуникации с потусторонним миром в разных культурах
44:56 Демоны дороги гули: селед и кутрубы
46:51 Защита от демонов: мусхаф и тависы
49:07 Домашние джинны – амары
59:57 Иблис: образы, способности и козни
01:00:18 Пророк Сулейман – укротитель джиннов
01:05:42 Джинны – повелители огня
01:07:05 Африканские традиции как источник магии. Джинны Африки
01:13:10 Любовная связь джиннов и людей. Фольклор
01:15:26 Средневековые космографии
01:16:25 Дети Иблиса и их сферы влияния
01:18:44 Мать джиннов
01:19:43 Город Убар – обитель джиннов
01:21:13 Царь джиннов
01:22:37 Харут и Марут
01:26:14 Османская поэма об Имаме Али
01:30:35 Джинны и шайтаны в Аравии
01:34:34 Употребление слов «джинн» и «шайтан» в Коране
01:35:31 Имам Али – борец с тёмной силой
01:37:54 Джинны в современной арабской культуре
01:38:58 Джинджи в Малой Азии
01:40:59 Современные заклинатели Востока
01:41:48 Магические атрибуты арабов
01:43:05 Джинны у болгаров, сербов и македонцев
01:44:22 Начало сессии вопросов
01:22:30 Нужны ли джиннам лампы?
01:45:15 В чём разница между джиннами и шайтанами?
01:47:58 Существует ли тенденция абстрактного понимания джиннов?
01:50:33 Можно ли говорить о том, что в Средневековье людям было больше известно о джиннах?
01:53:37 Откуда берёт начало сюжет об исполнении трёх желаний?
01:54:53 Существует ли миф о создании джиннов из пламени?
01:57:21 Какое отношение к джиннам у современных арабов?
01:59:05 Мухаммед сказал убивать чёрных собак, но какое отношение было к чёрным кошкам?

«Представления о джиннах в культуре мусульманских народов Ближнего Востока». Лекция Юрия Аверьянова play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Лекция из курса «Черт знает что: демоны в мировой культуре» расскажет о джиннах. В арабской мифологии эти духи занимают не последнее место. С ними связывают болезни и кошмары, которые они насылают в виде порчи. Еще джинны воруют из дома еду и шумят как…Интересные лекции про потустороннее - 3923243
PT2H1M
True
2022-11-27T19:59:44+03:00
embedUrl

severyanka76
На этом канале все лекции интересные. Рекомендую!

Шеф

Подземная монархия: сила и бессилие Сатаны в искусстве Средневековья


На бессчетных средневековых изображениях дьявол предстает посреди преисподней как распорядитель мук и государь инфернального царства. Его фигура крупнее, чем у других демонов. Он восседает на троне или на монструозном звере, который служит ему престолом. На его голове корона, а в руке скипетр. Вокруг него выстраиваются демоны — придворные и советники. Эти детали, которые явно были заимствованы из иконографии земных монархов, подчеркивали могущество дьявола и его особое положение на вершине подземной иерархии. И в то же время на многих изображениях величие Сатаны сочетается с умалением. Его ноги скованы, а на шею надет ошейник. Эти детали, в соответствии с древней доктриной Церкви, подчеркивали бессилие дьявола, напоминали о том, что он мятежный ангел, отпавший от божественного порядка и обреченный на вечное наказание. Таким образом, в средневековой иконографии Сатана предстает одновременно как повелитель преисподней и как один из ее узников.
Предлагаем посмотреть на то, как мир иной стали представлять по модели монархии, как дьявол получил инсигнии земных государей и как средневековые клирики одновременно страшили паству Сатаной и напоминали о том, как он слаб и смешон.
Лектор — Михаил Майзульс, историк-медиевист, научный сотрудник РГГУ, автор книги «Между Христом и Антихристом.,,Поклонение волхвов" Иеронима Босха» и соавтор книги «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии».

«Подземная монархия: сила и бессилие Сатаны в искусстве Средневековья». Лекция Михаила Майзульса play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
На бессчетных средневековых изображениях дьявол предстает посреди преисподней как распорядитель мук и государь инфернального царства. Его фигура крупнее, чем у других демонов. Он восседает на троне или на монструозном звере, который служит ему престолом.…Интересные лекции про потустороннее - 3923509
PT1H38M
True
2022-11-28T13:19:01+03:00
embedUrl

Шеф

Страшные сказки русского фольклора


Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

В лекции будут рассмотрены истоки двух сказочных образов: Змея и Бабы-яги. Мы попытаемся узнать, откуда эти персонажи попали в сказку, какова их истинная природа и как они выглядят. Разберемся, почему эти герои так привлекательны для авторского творчества и почему в нем они совершенно не соответствуют сказочному канону.

Лектор — Варвара Добровольская, доцент кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А. Н. Косыгина.

Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

0:00 Библиотека им. Н. А. Некрасова представляет лекторий «Черт знает что: демоны в мировой культуре».
0:15 Введение – главные «злодеи» сказок
1:34 Кто такая Баба Яга?
4:43 Почему она – пограничник?
6:39 Мифологические корни сказок
8:21 Как составлялся Сборник Афанасьева?
16:58 Сборники Н. Е. Ончукова, Д. К. Зеленина, Братьев Соколовых и сборник Смирнова.
20:10 Сказки И. Ф. Ковалёва
21:15 Далее про Бабу Ягу – образ персонажа
27:51 Избушка Бабы Яги
29:34 Почему Яга помогает герою сказки?
34:29 Сказочные артефакты
36:35 Сказочная роль Бабы Яги
39:26 Кто такой Змей?
41:19 Мифологические корни и образы
43:36 Антропоморфность Змея в «Калиновом мосту»
47:03 Дихотомия героя и Змея
47:59 Мифологическая архитектура дома
54:10 «Зона поражения» Змея
56:02 Взаимодействия человека с мифологическими границами
1:01:56 Взаимодействия сказочных героев с мифологическими границами
1:03:24 Женщины в сказках и аспекты свадебного обряда
1:08:17 Заключение, секция вопросов:
1:08:38 Что символизирует веник?
1:10:07 В чем все-таки функция Змея?
1:20:44 Этимология «Яги»
1:21:17 Про И. Ф. Ковалёва
1:29:53 Все-таки у Ковалёва авторские сказки?
1:33:34 О жанрах
1:35:43 Как «сохранился» хвост Бабы Яги?
1:36:31 Сборник Свиньина и Карельские сказки

«Страшные сказки русского фольклора». Лекция Варвары Добровольской play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. В лекции будут рассмотрены истоки двух сказочных образов: Змея и Бабы-яги. Мы попытаемся узнать, откуда эти персонажи попали в сказку, какова их истинная природа и как они…Интересные лекции про потустороннее - 3923643
PT1H39M
True
2022-11-28T18:30:12+03:00
embedUrl

Шеф

Магия и городские легенды


Писательницы Саша Степанова и Дарья Бобылёва поговорят о том, как мистический нарратив вводится в реалистическое повествование, создавая кросс-жанр, о городских легендах и быличках как источнике такого фантдопущения и особых приёмах создания атмосферы ужасов.

Дарья Бобылёва — прозаик, журналист, переводчик с немецкого и английского языков; автор книги «Вьюрки».

Саша Степанова — писательница, литературный редактор.

«Магия и городские легенды». Беседа Саши Степановой и Дарьи Бобылёвой play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Писательницы Саша Степанова и Дарья Бобылёва поговорят о том, как мистический нарратив вводится в реалистическое повествование, создавая кросс-жанр, о городских легендах и быличках как источнике такого фантдопущения и особых приёмах создания атмосферы…Интересные лекции про потустороннее - 3923818
PT46M
True
2022-11-29T09:21:46+03:00
embedUrl

Шеф

Детские страшные истории русского фольклора


Детские страшные истории — феномен, с которым так или иначе сталкивался каждый из нас. Так сложилось, что, совокупно используя эти три довольно расплывчатых в терминологическом отношении слова, сами носители данной традиции, ее исследователи и просто заинтересованные лица обыкновенно подразумевают вполне себе конкретный жанр детского устного фольклора, расцвет которого пришелся на 60–80-е годы прошлого века, — страшилку. Однако это всего лишь один, безусловно ярчайший, из представителей многожанровой и многообразной системы детской мифологии в целом и традиции обмениваться страшными историями в частности.

В лекции мы рассмотрим основные подходы к изучению данного явления, определим его масштаб и границы, проследим эволюцию поэтической структуры, мотивов и образов относящихся к нему произведений и попытаемся разобраться, когда страшные истории в привычном нам виде возникли в детской среде, о чем они рассказывают на самом деле и что с ними происходит сейчас.

Лектор — Татьяна Мирвода, кандидат филологических наук, выпускница кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, независимый исследователь.

«Детские страшные истории русского фольклора». Лекция Татьяны Мирводы play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Детские страшные истории — феномен, с которым так или иначе сталкивался каждый из нас. Так сложилось, что, совокупно используя эти три довольно расплывчатых в терминологическом отношении слова, сами носители данной традиции, ее исследователи и просто…Интересные лекции про потустороннее - 3924048
PT1H43M
True
2022-11-29T18:04:17+03:00
embedUrl

Шеф

Поваренная книга ведьмы: отображение сверхъестественного в живописи


Основная масса населения Европы рубежа Средневековья и Нового времени сохраняла веру в сверхъестественное. Царство Тьмы было столь же реальным и ощутимым, как Царствие Небесное. В декабре 1484 года папа Иннокентий VIII опубликовал буллу, положившую начало преследованию обвиненных в ведовстве грешников, на роль которых идеально подходили женщины. Под подозрение попадали не только деревенские повитухи, знахарки-отшельницы, но и благородные особы.

Художники Возрождения изображали ведьм привлекательными обольстительницами или, напротив, уродливыми старухами — так или иначе, колдунья, как и любая женщина, много времени проводила на кухне, где в ритуальной утвари готовила зелья и яды, необходимые для полета на шабаш, проведения черной мессы, и, конечно, совращения праведных душ.

Как восточный наркотик попал на шабаш? Почему на черной мессе нет хлеба, а вся еда пресная? Приглашаем вас открыть кулинарную книгу ведьмы и через рецепты и символику ингредиентов проследить историю ведовского зельеварения, отраженную в искусстве и культуре Нового времени.

«Поваренная книга ведьмы: отображение сверхъестественного в живописи». Лекция Софьи Капишниковой play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Основная масса населения Европы рубежа Средневековья и Нового времени сохраняла веру в сверхъестественное. Царство Тьмы было столь же реальным и ощутимым, как Царствие Небесное. В декабре 1484 года папа Иннокентий VIII опубликовал буллу, положившую…Интересные лекции про потустороннее - 3924169
PT50M
True
2022-11-29T22:23:40+03:00
embedUrl

Шеф

Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства


Предлагаем совершить увлекательную прогулку на Лысую гору, чтобы познакомиться с настоящими ведьмами и проследить их историю — от античных сивилл до современного викканства. Вместе с лектором Данилой Городиловым вы узнаете, как отличить ведьму от обычной женщины, в чем разница между ведьмой и ведьмаком, а также зачем ведьме котел и метла.

Данила Городилов — художник-график, работающий в технике станковой графики и эстампа, автор комиксов. Закончил МИПК по специальности «графический дизайнер», ГИТР по специальности «художник-постановщик кино и ТВ».

Совместно с проектом «4-th Question».

00:15 – Почему мы говорим именно о ведьмах?
2:30 – История ведьм, слова «ведьма».
4:00 – Образ женщины у древних народов.
5:30 – Образ ведьмы в письменах.
7:18 – Отношение к ведьмам, атрибут ведьмы. Кто такая ведьма?
11:49 – Малефициум.
13:13 – Отношение церкви к колдунам и ведьмам.
14:26 – Катары.
17:57 – Появление инквизиции.
18:38 – Различия между еретиками и колдунами, ведьмами.
20:44 – Жесткая политика католической церкви.
23:00 – Приравнивание колдунов к еретикам.
23:55 – Канонические места для шабашей.
24:40 – Ренессанс. Указ Папы Римского, «молот ведьм».
30:30 – О женщинах.
32:50 – Массовая охота на ведьм.
36:50 – Германия, появление протестантизма.
39:00 – Великобритания, ведьмы из пьесы Макбет, «охотник на ведьм» Мэтью Хопкинс.
43:47 – Охота на салемских ведьм.
47:50 – эпоха Просвещения.
48:30 – ведьмовство на Руси.
54:10 – Язычество, колдовство. Викка.
55:28 – Заключение. Формирование образа ведьмы.
58:20 – Как отличить ведьму или колдуна от обычного человека?

«Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства». Лекция Данилы Городилова play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Предлагаем совершить увлекательную прогулку на Лысую гору, чтобы познакомиться с настоящими ведьмами и проследить их историю — от античных сивилл до современного викканства. Вместе с лектором Данилой Городиловым вы узнаете, как отличить ведьму от обычной…Интересные лекции про потустороннее - 3924353
PT59M
True
2022-11-30T11:53:45+03:00
embedUrl

Шеф

Охота на привидения: Legend-tripping и городские легенды в российских городах, и как их изучать


В современной городской культуре есть обширный пласт рассказов, представлений и практик, связанных с опасными или страшными объектами и локусами внутри обжитого урбанистического пространства. Казалось бы, эта опасность должна быть причиной избегания таких маргинальных мест, однако она, наоборот, становится триггером специальных «походов», в том числе коммерческих экскурсий, и даже причиной формирования отдельных сообществ, цель которых — исследование мест, овеянных страшными городскими легендами или связанных, по слухам, с преступлениями и преступниками. Дети на спор идут в полночь на кладбище или лезут за яблоками в заброшенный сад, некогда принадлежавший местной колдунье. Взрослые проверяют правдивость слухов о гигантских крысах в метро или о призраках в бывшей психбольнице, на месте которой сейчас жилой комплекс, где расположена только что купленная квартира. Почему люди это делают? Как и зачем нам нужно изучать такого рода представления и практики? Какие накладывает ограничения и, наоборот, предоставляет возможности изучение современной урбанистической среды и циркулирующих в ней мифологических представлений и практик?

Лектор расскажет о нескольких типах практик посещения опасных мест с целью проверить какую-либо «легенду», сложившуюся в российской урбанистической среде, и покажет, какие существуют варианты исследования, как полевого, так и теоретического уровня. Кроме того, вместе разобрав несколько примеров, мы постараемся ответить на вопрос, почему существуют такие практики и отчего «охота на привидения» актуальна сегодня.

Лектор — Марина Байдуж, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС, научный сотрудник Центра исследований фольклора и антропологии города МВШСЭН, заведующая редакцией журнала «ШАГИ/Steps», ответственный секретарь журнала «Фольклор и антропология города».

«Охота на привидения: Legend-tripping и городские легенды в российских городах, и как их изучать» play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
В современной городской культуре есть обширный пласт рассказов, представлений и практик, связанных с опасными или страшными объектами и локусами внутри обжитого урбанистического пространства. Казалось бы, эта опасность должна быть причиной избегания…Интересные лекции про потустороннее - 3924474
PT1H18M
True
2022-11-30T16:16:03+03:00
embedUrl

Шеф

Трансформации образа средневековой ведьмы


5 декабря 2018 состоялась вторая лекция цикла «Молчаливые века: о некоторых табу в Средневековье» на тему «Хорошая плохая репутация: трансформации образа средневековой ведьмы в современной культуре» в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».

Лектор – Земфира Саламова, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ.

Пик европейской охоты на ведьм пришелся на позднее Средневековье – раннее Новое время. Тексты авторов демонологической литературы свидетельствуют о том, что женщина позднего Средневековья – раннего Нового времени могла быть признана ведьмой в случае нарушения различных табу «женского» поведения. В дальнейшем средневековый образ ведьмы в западном обществе был актуализирован писателями-романтиками в XIX веке. Они изображали ведьму как объект репрессий государства и церкви. В современном обществе образ ведьмы очень распространен в популярной культуре. О причинах его актуальности и связях с наследием Средних веков – лекция культуролога Земфиры Саламовой.

Трансформации образа средневековой ведьмы. Лекция. ВШЭ play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
Высшая школа экономики. Земфира Саламова: «Трансформации образа средневековой ведьмы». Лекция. 5 декабря 2018 состоялась вторая лекция цикла «Молчаливые века: о некоторых табу в Средневековье» на тему «Хорошая плохая репутация: трансформации образа…Интересные лекции про потустороннее - 3924788
PT56M
True
2022-12-01T12:22:37+03:00
embedUrl

Шеф

Ведьмы и колдуны


О ведовстве, инквизиции и ведовских процессах Средневековья и Нового времени... Рассказывает Константин Михайлов. Ведущая Мария Баченина.

Ведьмы и колдуны (рассказывает Константин Михайлов) play thumbnailUrl Интересные лекции про потустороннее
О ведовстве, инквизиции и ведовских процессах Средневековья и Нового времени... Рассказывает Константин Михайлов. Ведущая Мария Баченина. Программа "Передача данных": Интересные лекции про потустороннее - 3924897
PT41M
True
2022-12-01T18:05:43+03:00
embedUrl

sara fan
Посмотрела, недавно, «Страшные сказки русского фольклера» лекция В. Добровольской очень понравилось, рекомендую.



Интересное в разделе «Разное»

Новое на сайте