28 ноября – начало Рождественского поста
Рождественский пост - первый из четырех годичных постов, установленных Церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества Христова, Пасхи, св. перв. апп. Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Он называется также Филиппов, так как начинается на другой день после празднования памяти св. ап. Филиппа (27 ноября).
Продолжается пост сорок дней, до навечерия Рождества Христова (6 января), и поэтому носит иногда название Четыредесятницы, но только малой, что относится здесь не к продолжительности, а к значению поста, меньшему по сравнению с Четыредесятницей Великой.
Пост существовал еще в Ветхом Завете. Так, Моисей перед получением на Синае заповедей от Бога сорок дней постился и молился. В Новом Завете пост установлен в подражание Иисусу Христу, как новому законодателю, постившемуся сорок дней в пустыне, а также в подражание примеру святых апостолов.
В древней Церкви пост был очень строг, христиане разрешали себе только сухоядение, и только вечером, а некоторые не принимали пищи несколько дней подряд. Согласно Апостольским постановлениям, в пост разрешается вкушать только хлеб и овощи, а мясо и вино употреблять запрещается. С XII в. постной пищей стала считаться рыба.
Все посты имеют общую цель и назначение - очищение и обновление духовной жизни, но каждый из них, как говорит блаженный Симеон Солунский (XIV-XV вв.), имеет свою особую мысль. Так, Рождественский пост связан и с праздником Рождества Христова, приготовлением к которому он служит, и имеет отношение к началу церковного года - времени, когда, собрав от земли плоды трудов предшествующего года и плоды духовного делания, человек бросает в землю новое семя и терпеливо ждет его созревания и нового плодоношения.
Рождественский пост характеризуется определенными правилами воздержания от пищи. В этом отношении он по строгости уступает и Великому, и Успенскому постам.
На протяжении Рождественского, как и в другие посты, запрещается совершение таинства Брака, а находящимся в браке, предписывается воздержание от супружеского общения. Запрещается также участие в каких-либо светских увеселениях.
Рождественским постом разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством.
В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).
Кому разрешено не поститься
Некоторым людям церковь дает полное или частичное разрешение от поста: это беременные женщины, кормящие матери, ослабленные или больные. Кроме того, людям, занятым тяжелым физическим трудом, следует соблюдать пост с очень небольшими ограничениями (например, оставить в меню яйца и молочные продукты, рыбу). Есть еще два неписаных правила, когда пост не соблюдается, - в гостях, чтобы не обидеть хозяев (вообще постящийся человек не должен афишировать этого, так как пост - дело очень личное, интимное), и в дороге, где может просто не встретиться подходящей пищи, а подкрепить свои силы все равно необходимо. Есть даже такая русская поговорка «В пути и гостях поста нет».
Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником!
Вот основные правила поста в «малую четыредесятницу». Из этих правил делаются исключения, которые имеют ту же цель, что и сами правила: ослаблением воздержания почтить некоторые дни, как праздничные, а усилением - освятить некоторые дни, как особо печальные.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, в какой бы день недели он ни случился, полагается самая слабая степень пощения: разрешается рыба. Такое же разрешение дается для храмового праздника, если он припадает на пост. Кроме этого подобной льготой чтятся и другие падающие на Рождественский пост дни, так называемых «великих» святых, именно: евангелиста Матфея 29 ноября, Знамения Пресвятой Богородицы 10 декабря, св. ап. Андрея 13 декабря, преп. Саввы Освященного 18 декабря, святителя Николая 19 декабря, зачатие св. Анной 22 декабря, св. пророка Даниила и 3 отроков 30 декабря.
Но праздник Введения возносится уставом над этими праздниками тем, что для него дается разрешение рыбы (т. e. почти отменяется пост), в какой бы день недели он ни пришелся, а для тех праздников такое разрешение дается только тогда, когда они не приходятся в понедельник, среду или пятницу. В противном случае для них дается разрешение только на вино и елей, т. е. пощение ослабляется только на одну степень.
Ослабляя строгость общей нормы пощения для великих праздников, церковный устав для некоторых дней Рождественского поста усиливает её. Это он делает для последних дней поста, заключительных, которые служат предпразднством Рождества Христова, т. е. для дней с 2 по 6 января. В эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье. Такое запрещение налагается на эти дни не только потому, что они заключительные дни поста, но и потому, что они вполне отвечают в Рождественском посте Страстной седмице Великого поста.
А наиболее строгим воздержанием освящается последний день, 6 января, известный еще как Сочельника.
Телесное воздержание, ограничение себя в пище, по взгляду Православной Церкви - только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важной стороной является духовное, идейное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку воздержания. «И молитва, и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верой, надеждой и любовью. Принимай на себя столько поста, сколько нести можешь. Смотри, - если постишься, не гордись, а лучше подумай, какую злую наклонность исправил; оставил ли гнев, злословие и клевету, божбу и прочее?... От заповеди поста можешь отговариваться слабостью; в рассуждение милостыни можешь извиниться бедностью; касательно хождения в церковь можешь представить недосуги. Но когда говорит Господь – не гневайся, чем можешь отговориться? Ни неведение, ни недосуги не препятствуют тебе исполнять сию заповедь». Святитель Иоанн Златоуст.
Рождественский пост - первый из четырех годичных постов, установленных Церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества Христова, Пасхи, св. перв. апп. Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Он называется также Филиппов, так как начинается на другой день после празднования памяти св. ап. Филиппа (27 ноября).
Продолжается пост сорок дней, до навечерия Рождества Христова (6 января), и поэтому носит иногда название Четыредесятницы, но только малой, что относится здесь не к продолжительности, а к значению поста, меньшему по сравнению с Четыредесятницей Великой.
Пост существовал еще в Ветхом Завете. Так, Моисей перед получением на Синае заповедей от Бога сорок дней постился и молился. В Новом Завете пост установлен в подражание Иисусу Христу, как новому законодателю, постившемуся сорок дней в пустыне, а также в подражание примеру святых апостолов.
В древней Церкви пост был очень строг, христиане разрешали себе только сухоядение, и только вечером, а некоторые не принимали пищи несколько дней подряд. Согласно Апостольским постановлениям, в пост разрешается вкушать только хлеб и овощи, а мясо и вино употреблять запрещается. С XII в. постной пищей стала считаться рыба.
Все посты имеют общую цель и назначение - очищение и обновление духовной жизни, но каждый из них, как говорит блаженный Симеон Солунский (XIV-XV вв.), имеет свою особую мысль. Так, Рождественский пост связан и с праздником Рождества Христова, приготовлением к которому он служит, и имеет отношение к началу церковного года - времени, когда, собрав от земли плоды трудов предшествующего года и плоды духовного делания, человек бросает в землю новое семя и терпеливо ждет его созревания и нового плодоношения.
Рождественский пост характеризуется определенными правилами воздержания от пищи. В этом отношении он по строгости уступает и Великому, и Успенскому постам.
На протяжении Рождественского, как и в другие посты, запрещается совершение таинства Брака, а находящимся в браке, предписывается воздержание от супружеского общения. Запрещается также участие в каких-либо светских увеселениях.
Рождественским постом разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством.
В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).
Кому разрешено не поститься
Некоторым людям церковь дает полное или частичное разрешение от поста: это беременные женщины, кормящие матери, ослабленные или больные. Кроме того, людям, занятым тяжелым физическим трудом, следует соблюдать пост с очень небольшими ограничениями (например, оставить в меню яйца и молочные продукты, рыбу). Есть еще два неписаных правила, когда пост не соблюдается, - в гостях, чтобы не обидеть хозяев (вообще постящийся человек не должен афишировать этого, так как пост - дело очень личное, интимное), и в дороге, где может просто не встретиться подходящей пищи, а подкрепить свои силы все равно необходимо. Есть даже такая русская поговорка «В пути и гостях поста нет».
Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником!
Вот основные правила поста в «малую четыредесятницу». Из этих правил делаются исключения, которые имеют ту же цель, что и сами правила: ослаблением воздержания почтить некоторые дни, как праздничные, а усилением - освятить некоторые дни, как особо печальные.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, в какой бы день недели он ни случился, полагается самая слабая степень пощения: разрешается рыба. Такое же разрешение дается для храмового праздника, если он припадает на пост. Кроме этого подобной льготой чтятся и другие падающие на Рождественский пост дни, так называемых «великих» святых, именно: евангелиста Матфея 29 ноября, Знамения Пресвятой Богородицы 10 декабря, св. ап. Андрея 13 декабря, преп. Саввы Освященного 18 декабря, святителя Николая 19 декабря, зачатие св. Анной 22 декабря, св. пророка Даниила и 3 отроков 30 декабря.
Но праздник Введения возносится уставом над этими праздниками тем, что для него дается разрешение рыбы (т. e. почти отменяется пост), в какой бы день недели он ни пришелся, а для тех праздников такое разрешение дается только тогда, когда они не приходятся в понедельник, среду или пятницу. В противном случае для них дается разрешение только на вино и елей, т. е. пощение ослабляется только на одну степень.
Ослабляя строгость общей нормы пощения для великих праздников, церковный устав для некоторых дней Рождественского поста усиливает её. Это он делает для последних дней поста, заключительных, которые служат предпразднством Рождества Христова, т. е. для дней с 2 по 6 января. В эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье. Такое запрещение налагается на эти дни не только потому, что они заключительные дни поста, но и потому, что они вполне отвечают в Рождественском посте Страстной седмице Великого поста.
А наиболее строгим воздержанием освящается последний день, 6 января, известный еще как Сочельника.
Телесное воздержание, ограничение себя в пище, по взгляду Православной Церкви - только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важной стороной является духовное, идейное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку воздержания. «И молитва, и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верой, надеждой и любовью. Принимай на себя столько поста, сколько нести можешь. Смотри, - если постишься, не гордись, а лучше подумай, какую злую наклонность исправил; оставил ли гнев, злословие и клевету, божбу и прочее?... От заповеди поста можешь отговариваться слабостью; в рассуждение милостыни можешь извиниться бедностью; касательно хождения в церковь можешь представить недосуги. Но когда говорит Господь – не гневайся, чем можешь отговориться? Ни неведение, ни недосуги не препятствуют тебе исполнять сию заповедь». Святитель Иоанн Златоуст.