Табак

ТабакСамым редким из Табаков считают вид сердцелистный. Он уцелел лишь на острове Мас-а-Тьерра, где отбывал свою ссылку моряк А. Селькирк (Робинзон Крузо).

Остров Робинзона Крузо лежит в 350 милях к западу от города Вальпарайсо в Чили. Ботаники добрались туда только в 1854 году, когда этот вид и был описан.

Сердцелистный табак — неказистый, тощий кустарник чуть выше роста человека. У него крупные вельветно-белые листья в виде сердца и множество красно-фиолетовых цветков. В пору цветения он виден издалека, а потом как бы исчезает из глаз. Может быть, поэтому последующие ботаники, сколько бы его ни искали, найти не смогли.

Прошло лет шестьдесят с лишком. И только в 1917 году директор шведского ботанического сада К. Скоттсберг во время экспедиции встретил этот табак снова и даже семена собрал.

Но почему-то растения из этих семян, выросшие в других местах, оказались пустышками бессемянными. То ли климат не подошел, то ли другие были причины — неизвестно.

Прошло время... Многие ученые отправлялись, чтобы раздобыть эти семена, на остров Робинзона Крузо. Все их попытки оказывались неудачными. Одни вернулись с печальным известием: последние экземпляры табака съели козы. Другие, возвратившись с пустыми руками, обвиняли птиц колибри.

Удача пришла лишь незадолго перед второй мировой войной. Решено было штурмовать самые неприступные скалы, на которые можно высадиться только с моря. Путешественники захватили с собой полное альпинистское снаряжение: железные крючья и даже веревочные лестницы.

Под грохот волн карабкались по скользким камням, рискуя сорваться в океан. Добрались до плоской вершины, и тут, наконец, предстал перед ними сердцелистный табак. Белые бархатистые листья и красные с фиолетовым оттенком трубчатые цветки.

Конечно, не только яркая внешность заставляла искать табаки за морями, за горами. Еще и несравненный запах. Он ощущается только в сумерках. Знатоки утверждают, что ни одно растение не сравнится по аромату с обычным садовым табаком. Однако мы до сих пор не знаем, кому предназначается этот аромат? Не для нас же готовит его природа. Она рассчитывала на опылителей. На тех, что летают в сумерках.

Но кто они? И есть ли у нас? Или только на далекой родине очаровательного растения?

Пытаясь улучшить душистый табак, московские ботаники решили скрестить его с дальним родичем — Желтым Табачным деревом. Заманчиво представить себе душистый табак не в виде травы, а в форме дерева с трехэтажный дом? Именно такого роста бывает Желтое Табачное дерево на родине, в Аргентине. У него серый, стальной ствол. Грубые и толстые, точно резиновые, овальные листья. Цветки в таком обилии, что гнутся ветки, как у яблони в год хорошего урожая. Есть и минусы, конечно: цветки мелкие, не крупнее огуречных.

Такие же желтые. И совершенно... без запаха!

Для нашего века Табачное дерево оказалось весьма подходящим. Под напором топора и огня не исчезает и даже не изреживается. Напротив, энергично расселяется, используя самые различные виды транспорта.

Австралийцы, напуганные в свое время нашествием кактусов-опунций, относятся к Желтому дереву более настороженно. Предлагают даже награду тому, кто найдет средство искоренить пришельца.

ТабакОднако, чтобы искоренить, надо знать жизнь этого растения. Что обеспечило ему успех на разных континентах? Успех обеспечили семена. Мельче, чем у мака. Легкие, как пыль. Темные, как порох. Кожура грубая, шершавая, как наждачная бумага. Недаром так легко цепляются за шерсть зверья, даже за перья птиц, которые следуют мимо. Когда в Австралии стали перегонять на новые пастбища большие гурты скота, вместе с ними ехали и табачные семена. И если на пути встречались подходящие условия, падающие семена прорастали. Но это внутри континента. А межконтинентальный обмен? Тут транспорт используется иной.

Табак — любитель влаги. Селится больше по речкам. Во время половодий семена уносятся вниз, к океану. В устье реки их вышвыривает волна на берег. Здесь семена должны перебраться на другой, морской транспорт. Приходит океанский лайнер. Привозит груз. Чтобы не идти порожняком, что опасно, берет балласт. Набивает трюмы прибрежной землей. В ней — табачные семена. Их выгрузят на другом континенте. Там пересадка на зверино-птичий транспорт, который унесет пришельцев в глубь континента. Таким способом Желтое дерево уже давно проникло в пустыню Карру в Южной Африке. И уже совсем роскошно красуется в пустыне Намиб. И никто там и не предполагает, что оно из далекой Аргентины...

Есть у табака и еще одна особенность, которая помогает ему выжить. Весь род табачный надежно защищен против едоков. Главное оружие — никотин. У некоторых видов еще и другой алкалоид — анабазин. Тот даже посильней будет. На выработку никотина табак тратит десять процентов органических веществ!

Никотиновая защита действует хотя и не на сто процентов, однако ни одно четвероногое и ни одна птица не отважится закусывать зеленью табака. Даже всеядные козы. Люди это давно заметили и попытались использовать в своих интересах. В начале века искали способ борьбы с плодожоркой у яблони. Не помогало ни одно средство. Один садовод опылил яблони табачной пылью. У него исчезла не только плодожорка, но и все другие вредители. Инициативу перехватили и огородники. Применили табачную пыль на капусте и тоже избавились от всевозможной нечисти. И что особенно ценно, что пыль ничего не стоила. На табачных фабриках не знали, куда ее девать. Теперь сбыт был обеспечен.

А в последнее время табак нашел и еще одно довольно неожиданное применение. Ученые пытались найти чуткий прибор для оценки загрязнения воздуха в аэропортах. Там скапливается много токсичных газов — окись углерода, окислы азота, сернистый газ. И в особенности озон. Злаки, которые сеют на летном поле, особенно не страдают. Табак же оказался самым чувствительным. Однако там, где самолеты взлетали чаще, табак поражался реже. В чем дело? Выяснилось, что загрязняет воздух в аэропортах не столько авиация, сколько автомобили, которые обслуживают летное поле. Это помог выяснить табак!

А. Смирнов. Вершки и корешки

Пасхальные блюда

Новое на сайте