Ssylka

Винтажное увлечение Екатерины2 (страница 11)

Екатерина2
Доброго времени суток!
Получила я «посудинку с рыбинкой». Она небольшая: размер 10 х 10 х 12 см. Обьем – 260 примерно, если до самого края белой части. Конечно, для икры я ее использовать вряд ли буду (при таких-то ценах на икру...), а вот рыбку красную или сельдь – вполне, они у меня часто бывают. Есть и специальная под них пластиковая бадейка с крышкой, но... это же не такая красота, как сейчас! Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

NatalyaB
Получила я «посудинку с рыбинкой».
Рыбка – прелесть!

Рыбёшка
для икры я ее использовать вряд ли буду (при таких-то ценах на икру...), а вот рыбку красную или сельдь – вполне, они у меня часто бывают.

Екатерина2, Катерина, и для яично-рыбной намазочки для утренних бутербродов очень даже

kubanochka
Девятнадцатый век – это период расцвета фарфоровой промышленности в России. Главным производителем изделий высочайшего качества всегда был Императорский фарфоровый завод. Изготовление парадной и повседневной посуды составляло важную часть продукции ИФЗ. Нередко на характер его ассортимента влияли вкусы и личные предпочтения августейших особ. Большими ценителями фарфора, или как его ещё называли «порцелина», были император Николай I и его супруга императрица Александра Фёдоровна. Благодаря пристрастиям венценосной четы фарфоровые изделия, произведенные в России, по своему качеству и художественному исполнению могли соперничать с работами знаменитых европейских мануфактур, таких как немецкий Meissen (Мейсен) или французский Sevres (Севр).

В годы правления Николая I для нужд императорского двора было создано множество изделий из этого хрупкого материала: сервизы, скульптура, предметы декоративного оформления интерьеров, и даже мебель. Регулярно выполняя заказы для императорской семьи, мастера фарфорового завода совершенствовали свои умения и навыки, искали новые материалы, формы, рисунки и виды росписи. Помимо того, что расширялся состав уже существующих больших дворцовых сервизов — например, Гурьевского или Корбиевского, поступали заказы на изготовление новых сервизных ансамблей, предназначенных для императорских резиденций.

Известно, что в царскосельские кладовые посуда поступала из мастерских Императорских фарфорового и стеклянного заводов, привозилась из дворцов Санкт-Петербурга и других летних резиденций, приобреталась в придворных магазинах и у купцов, передавалась из разных собраний. Простую и парадную посуду могли поставлять частные предприятия. Например, в 1818 году для обедов в Александровском дворце был приобретен керамический сервиз с голубым бортом завода Ауэрбаха.

Изготовлялись дополнения (доделки) для используемых в дворцовом обиходе старых сервизов, созданных на фабрике Ф. Я. Гарднера, ИФЗ, Мейсенском, Севрском и других европейских заводах. Практика доделок позволяла иметь в дворцовом обиходе сервизы разных времен и стилей. В течение длительного срока службы сервизы дополнялись заново изготовленными предметами взамен утраченных. Постоянные заказы на доделки осуществлялись вплоть до революции. Бывало, что Кабинет Его Императорского Величества делал исключение из правил, и доделки к более простым по форме и рисунку сервизам поручалось исполнить «Товариществу М. С. Кузнецова» и петербургскому заводу братьев Корниловых.

В первой половине XIX столетия на фарфоровых изделиях было принято изображать батальные, аллегорические и другие сюжетные композиции, портреты монарших особ – членов императорской семьи. Часто героями этих росписей становились также прославившиеся победами полководцы, государственные деятели и сановники высоких рангов.
Для одной из резиденций Николая I на фабрике Гарднера был заказан сервиз с изображением «типажей народов России».


Винтажное увлечение Екатерины2

В 1870-ых годах Кузнецов повторил некоторые предметы этого сервиза. Именно такой сервиз, изготовленный на фабрике Кузнецова был подарен моей прапрабабушке на свадьбу в 1875 году.
До наших дней дожили только три тарелки и фруктовница.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Клеймо 1872-1889 годов Дулево.


Винтажное увлечение Екатерины2

В интернете нашла фотографии ещё двух аналогичный тарелок. Были ли такие тарелки в сервизе прапрабабушки, не знаю.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Танюша
kubanochka, Лена, преклоняюсь перед тобой и твоими познаниями. Ты очень интересно пишешь.

gawala
Никто не знает зачем за 3 евро купила...

Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

OlgaGera
Никто не знает зачем за 3 евро купила...

Какая милая штучка.. Понравилась, вот и купмла

NatalyaB
Никто не знает зачем за 3 евро купила..
А мне нравится. «Теплая» такая, уютная. Это менажница?

gawala
Понравилась, вот и купмла

. Покрутила-повертела -положила-не придумала для чего- ушла- вернулась- купила..
Это менажница?

Даже и не знаю. Она совсем не мелкая. Скорее для орехов, для чипсов и прочего..

Volga63
kubanochka, Лена,
три тарелки и фруктовница.

Очень красивые, а какие ручки у фруктовницы
Куда там «Мадонне» до ИФЗ.

Erhan
не придумала для чего
На одну сторону положить чёрные маслины, на другую – зелёные.

kubanochka
Никто не знает зачем за 3 евро купила...

Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Ну, во-первых, очень дёшево купила. Керамическую менажницу фирмы Villa Loca с оливками, на ебее за 30 евро продают.
Во-вторых, фабрика известная.
Ну и самое главное, очень красиво, удобно. Маслинки-оливки разные по маринаду, разные по фаршировке выложить, дыню с прошутто, грушу с пармезаном. Разные антипасти в итальянском стиле.
Ну и чипсы, орешки никто не отменял.
Нужная вещь! Совсем не зря купила.



На одну сторону положить чёрные маслины, на другую – зелёные.
Во! И я о том же

kubanochka
Шеф, спасибо!
Появился Добрый Волшебник, и все заработало! Ура!!!

Рыбёшка
Покрутила-повертела -положила-не придумала для чего- ушла- вернулась- купила..
gawala, Галина, так хоть для чего, помидорка/огурец, клубника/черника, пара блинчиков/сметана на завтрак... 💯 вариантов для красоты-вкуснота.

gawala
На одну сторону положить чёрные маслины, на другую – зелёные.

Так их никто не ест..



на ебее за 30 евро продают.

Угу, уже посмотрела.. Да ладно, пусть будет. На крайняк подарю кому-нибудь

OlgaGera
Так их никто не ест..
не умеете





Скоро супница придёт.
А у меня молочник, чайник и сахарница. Дома молчу как партизан. Нужно часть посуды на погреб снесть.. А оттуда принесть. Круговорот посуды

gawala
не умеете

Не любители.. Муж не любит маслины, оливки и оливковое масло.
А мне -нет и не надо.

Туся Тася
Она совсем не мелкая. Скорее для орехов, для чипсов и прочего..
Для сухофруктов к чаю и конфеток.

gawala
Для сухофруктов к чаю и конфеток.
Да, конечно.. вариантов масса. Пусть стоит пока. Не придумаю ничего путного-подарю.

NatalyaB
Да ладно, пусть будет. На крайняк подарю кому-нибудь
«Славный горшочек!... В нем можно держать что хочешь. Это очень полезная вещь. "(С)

Екатерина2
Сижу и думаю... Покупать супницу с хризантемами?... Большая, объёмная, на 3 литра. Тяжёлая, наверно. Даже на навесную полку ставить боюсь.. в шкаф, а там не будет видно. Пользоваться точно не буду.

kubanochka
От создателя европейского фарфора до тарелок на моей стене

В 1698 году любознательный и способный юноша Иоганн Фридрих Бёттгер, которому исполнилось 16 лет, поступил в ученье к известному берлинскому аптекарю Цорну. Не прошло и пару лет обучения, как аптекарь обнаружил, что его ученик очень много читает, да только книги совсем не по медицине и фармацевтике, а по алхимии и оккультным наукам.
Почтенный аптекарь пришел в священный ужас: алхимия уже считалась нечестивым деянием. «Она приведет тебя к краху!» Но юный ученик только плечами пожал: «А что я получу, если всю жизнь буду растирать порошки да варить микстуры? Грошовое жалованье – разве это не крах всем мечтам?! А если я займусь алхимией, то сумею открыть философский камень, при помощи которого стану делать золото, и разбогатею вмиг!» Ученик захотел от жизни все и сразу. Другой бы на месте Цорна выдал его церковным властям, но почтенный аптекарь имел мягкий нрав да и привязался к Иоганну, ведь тот был умным и талантливым учеником. Так что Цорн решил: юноша перебесится да и займется растиранием порошков, а пока пусть поэкспериментирует в своих алхимических опытах.

Но случилось так, что слухи об ученике аптекаря, который может из свинца делать золото, облетели Берлин и дошли до самого короля Пруссии Фридриха I. Хорошо, что Иоганн узнал об этом и успел сбежать. Так что, когда в аптеку явились солдаты, чтобы по приказу короля забрать юного алхимика, того и след простыл.

Бёттгер решил отсидеться в Саксонии. Однако и саксонский курфюрст Фридрих-Август I (бывший в то время еще и польским королем под именем Август II) нуждался в деньгах ничуть не меньше Фридриха Прусского. Так что в Дрездене незадачливого алхимика схватили и поселили в доме, в подвале которого была оборудована тайная лаборатория. Курфюрст тоже жаждал золота.

Иоганн начал работать. Смешивал разные компоненты, сливал и разливал, варил и остужал. Тысячу раз он проклинал свое хвастовство: ну зачем хвастал перед Цорном тем, чего не умеет?! В конце концов доведенный до отчаяния Бёттгер снова решил бежать. Но его догнали, схватили и вернули. Вот только поселили уже не в благоустроенном доме, а в подвале старинного разваливающегося замка Альбрехтсбург, что рядом с городком Мейсеном. Иоганн жил взаперти при подземной лаборатории, и выбор у него был невелик: либо создать золото, либо сгинуть в темном подвале...

И снова незадачливый алхимик плавил в печах наугад металлы, смешивал различные комбинации. Все напрасно! Стало только хуже, поскольку глиняные тигли, в которых кипели металлы, постоянно лопались, не выдерживая жара печи. Чтобы продолжать работу, приходилось самому делать тигли. Для этого Бёттгер запрашивал разные сорта глины. И вот однажды ему привезли красную глину из окрестностей городка Окрилля, находившегося неподалеку от Мейсена. Иоганн пришел в восторг.

«Тигель из этой глины выдерживает фантастическую температуру – больше 1800 градусов!» – рассказывал он наблюдавшему за его работой графу Эренфриду фон Чирнхаусу. Граф уже давно вел беседы с узником-алхимиком. Сначала не по своей воле – курфюрст Саксонии приказал ему надзирать за работой Бёттгера. Но Чирнхаус и сам был образованным и любопытным человеком, тяготел к естественным наукам, проводил в Саксонии геологические изыскания. Его мечтой было разгадать тайну китайского фарфора. Нигде в мире, кроме далекой восточной страны, не умели делать посуду из этого белого чуда.

Фарфор – твердый, тонкий и прозрачный – ценился на вес золота. Да что золото – однажды курфюрсту пришлось обменять пару фарфоровых чашек на целый взвод отлично обученных солдат. И вот в красноглиняных сосудах, сделанных Бёттгером, опытный Чирнхаус почувствовал зачатки открытия.

Быстро поднявшись, он схватил красный тигель и взвесил на руке – легкий, твердый. Постучал ногтем – звонкий! «Да это открытие дороже золота! – радостно воскликнул он. – Еще немного – и мы поймем, из чего китайцы делают фарфор!»

Открытие ошеломило курфюрста. Он станет богаче всех в Европе, продавая фарфор! Следовало заставить узника замка Альбрехтсбург работать быстрее и усерднее. И потому Бёттгера перевели из подвального помещения в жилые покои.

Ему даже разрешили выходить в город. Однако до реального создания фарфора было еще далеко, ведь глина была красной, ей не хватало плавкости: при обжиге она превращалась не в стекловидную массу, а скорее в сухой камень. Глину следовало с чем-то смешать – но с чем?..

Бёттгер впал в отчаяние. К тому же его ждал новый удар – в 1708 году умер его покровитель, граф Чирнхаус, заступавшийся за него перед курфюрстом. И уже никем не сдерживаемый правитель начал яростно требовать окончания работ. Бёттгер потерял сон, но ничего не мог придумать. Разгадку подсказала сама жизнь. Однажды Иоганн отправился в парикмахерскую, и там мастер посыпал его парик белой пудрой. Бёттгер потрогал пудру – она лепилась в шарики, как глина. «Что это?» – спросил он.

Парикмахер, задрожав, признался: он сэкономил на клиенте – посыпал его волосы не дорогой французской пудрой, а так называемой шноррской землей. Оказалось, что еще лет десять назад купец Шнорр по дороге из Дрездена в местечко Ауэ заметил, что вся округа засыпана белой пылью, похожей на муку. Оказалось, что ветер разносит по округе мельчайшие частички белой глины. Купец быстро смекнул, что может разбогатеть, если наладит продажу этой «муки» вместо дорогущей французской пудры.

Бёттгер не стал дальше слушать парикмахера, кинувшись на поиски белой глины. Она оказалась пригодной для работы. Для плавкости он добавил в нее кварц и алебастр. К концу 1708 года опыты были закончены, и в марте 1709 года 27-летний Иоганн Фридрих Бёттгер предстал перед научной комиссией, которой курфюрст Саксонии поручил оценить работу придворного алхимика, а вернее, первого в Европе создателя фарфора. Беттгер представил шесть чашек – белых, легчайших, почти прозрачных. Они были прочны, устойчивы к кипятку и издавали приятный звон, если по ним постучать деревянной палочкой. К тому же поверхность их была твердой и гладкой – ее не царапал даже острый нож.

Ученые мужи составили заключение, в котором чувствовалось явное восхищение: «Иоганн Бёттгер показал нам сделанный им фарфор: полупрозрачный, молочно-белый, подобный цветку лотоса...» Этот фарфор ничем не уступал китайскому.

В Мейсене решено было наладить производство, основная лаборатория по-прежнему размещалась в замке Альбрехтсбург. В 1710 году фарфоровую продукцию показали на Лейпцигской весенней ярмарке, где собирались покупатели со всей Европы. Там мейсенский фарфор произвел фурор. Конечно, он был необычайно дорог, и приобрести фарфоровые посуду, вазы и фигурки могли только самые богатые люди. Обладание же целым сервизом могли позволить себе только монархи. В казну Фридриха-Августа потекли реки золота. Сам же создатель этого «золота» просто падал с ног: устанавливал новые печи, нанимал и обучал рабочих.

Производство было объявлено строжайшей тайной. Все поступающие работать на фарфоровую мануфактуру давали клятву хранить ее секреты. За разглашение полагалась смертная казнь. Были приняты и другие меры: те, кто готовил фарфоровую массу, не знали, как работают печи, те, кто занимался обжигом, не имели представления о сырье. Ну а три главных составляющих фарфоровой тайны (белая глина – каолин, добавки для плавкости и температура обжига) знали только три человека: сам Бёттгер и два его заместителя.

Отец европейского фарфора наконец-то получил что хотел – богатство и признание. Курфюрст щедро платил ему, так что Бёттгер жил в роскоши и достатке, но... За ним всегда наблюдали, а если он выезжал в Дрезден, слежка усиливалась. Курфюрст не доверял никому. Хуже того, ему везде виделись шпионы и доносчики. Он даже предположил, что Бёттгер хочет продать тайну изготовления фарфора своему бывшему властителю – королю Пруссии. Это была явная нелепость, но беднягу Бёттгера на несколько недель бросили в тюрьму. Однако в его отсутствие производство на Мейсенской мануфактуре застопорилось, так что Иоганна пришлось выпустить.

Бёттгер руководил мануфактурой до самой смерти, последовавшей 13 марта 1719 года. Изобретателю-самоучке было всего 37 лет.

Уже спустя шесть лет, в 1725 году, на мейсенский фарфор начали наносить его «личное клеймо» – синие скрещенные мечи. Под этой маркой он и известен в наше время.

В 1717 г. в Вене появилась вторая в Европе (после Мейсена) фабрика фарфора, которая уже скоро обладала всеми мейсенскими секретами производства, так тщательно скрываемыми. Не помогло содержание Бётгера как узника в замке Альбрехтсбург в Мейсене – нашлись такие работники фабрики, которые подсмотрели тайны производства и продали их богатым покровителям. Инициатором создания фабрики был Клаудиус Инносенциус Дю Пакье, голландец по происхождению, находившийся на службе австрийского императора Карла VI. Вначале он экспериментировал сам, стараясь открыть способ получения фарфора, но эти пробы не дали результата. В 1717 г. ему удалось переманить в Вену несколько рабочих с Майсенской фабрики, среди которых были Кристоф Хунгер и Самуэль Штельцл. Но эти рабочие были разочарованы скромными финансовыми условиями, которые им предложил Дю Пакье, и вскоре покинули Вену, не открыв полностью того, что им было известно. Вначале в работе Венской фабрики принимал участие художник Иоганн Грегор Герольд, который, впрочем, уже в 1720 г. переехал в Мейсен, где получил славу и признание. Однако Дю Пакье, талантливый химик, сумел самостоятельно довести до конца начатое дело и полностью овладел трудными секретами производства фарфора.

Первый период работы Венской фабрики приходится на 1717-1744 гг. и называется по фамилии основателя «периодом Дю Пакье».

Изделия первых лет имели желтосерый цвет и значительно больший, чем в Мейсене, вес, стенки были толстые и непрозрачные. Правда, качество венских изделий постепенно возрастало, но все же не равнялось мейсенскому.
Несмотря на получаемую помощь со стороны государства, фабрика все время переживала финансовые трудности. Для того чтобы спасти ее от полного краха, Дю Пакье продал все предприятия государству в 1744 г.

Начался второй период, охватывающий 1744-1784 гг. Покровительство государства надолго уменьшило материальные трудности, преследовавшие фабрику большие запасы изделий, накопившихся на складах фабрики в последний период, были проданы как лотерейные призы по заниженным ценам. Важным событием стало открытие в Венгрии залежей каолиновой глины гораздо более высокого качества, чем завозимая дотоле из Пассау в Баварии. Это позволило фабрике не зависеть от поставок заграничного сырья, а также настолько улучшить качество фарфоровой массы, что она сравнялась с майсенской.
Венская фабрика улучшила роспись выпускаемых больших столовых сервизов и небольших наборов для кофе, чая и шоколада. Во второй период преобладало легкое и декоративное рококо, вытесняя господствующее прежде тяжеловатое барокко. Но несмотря на все усилия, фабрика не приносила дохода, и в 1783 г. было решено отдать ее в аренду или продать. Но, невзирая на сносные условия, не нашлось ни покупателей, ни арендаторов, и тогда император Иозеф II приказал далее содержать фабрику при условии улучшения руководства. Император сделал удачный выбор, поручив в 1784 г. директорство барону Конраду Зоргенталю, который до этого управлял большой ткацкой фабрикой в Линце.

Период Зоргенталя (1784-1805) был самым удачным в истории этой фабрики. Зоргенталь, заботясь о техническом качестве, сконцентрировал главные усилия на декорировании изделий. Из работавших на фабрике пятисот человек сто тридцать трудились в художественных мастерских. Некоторые темы были взяты с настенных росписей в только что открытых тогда Помпеях и Геркулануме, репродуцируемых в целой серии гравюр на меди. Другим источником были ватиканские фрески Рафаэля. Часто также копировали в миниатюрах картины из императорской галереи. Богатству тематики соответствовала палитра красок. По примеру Севра, посуду покрывали цветными эмалями, шкалу которых художник фабрики Ляйтнер значительно расширил. Один из открытых им оттенков носит название «лазурь Ляйтнера» (Leithnerblau). Изобретением этого художника является переливчатая эмаль, похожая на отполированную медь. Смерть Зоргенталя в 1805 г. замыкает этот прекраснейший период Венской мануфактуры.

Четвертый период, – с 1805-1825 гг., характерен медленным, но постепенным снижением художественного уровня изделий. Руководить фабрикой стал Матиас Нидермайер. Его заслугой было сохранение фабрики во время Наполеоновских войн. Последним крупным произведением фабрики была выполненная в 1815 г. серия больших ваз, которые во время Венского конгресса подарил коронованным гостям австрийский император.

В 1862 г. австрийский парламент принял решение о ликвидации фабрики из-за ее долголетней убыточности. Это решение утвердил в 1866 г. император Франц Иосиф I. Окончательная ликвидация произошла в 1869 г.

И орять, как в 1744 году запасы изделий, накопившихся на складах фабрики, были проданы по заниженным ценам.

Одним из скупившим большое количество изделий Венской фабрики бвл граф Ян Непомук Франтишек Гаррах.
В 1717 г. в Вене появилась вторая в Европе (после Мейсена) фабрика фарфора, которая уже скоро обладала всеми мейсенскими секретами производства, так тщательноскрываемыми. Не помогло содержание Бётгера как узника в замке Аль- брехтсбург в Мейсене – нашлись такие работники фабрики, которые подсмотрели тайны производства и продали их богатым покровителям. Инициатором создания фабрики был Клаудиус Инносенциус Дю Пакье, голландец по происхождению, находившийся на службе австрийского императора Карла VI. Вначале он экспериментировал сам, стараясь открыть способ получения фарфора, но эти пробы не дали результата. В1717 г. ему удалось переманить в Вену несколько рабочих с Майсенской фабрики, среди которых были Кристоф Хунгер и Самуэль Штельцл. Но эти рабочие были разочарованы скромными финансовыми условиями, которые им предложил Дю Пакье, и вскоре покинули Вену, не открыв полностью того, что им было известно. Вначале в работе Венской фабрики принимал участие художник Иоганн Грегор Герольд, который, впрочем, уже в 1720 г. переехал в Мейсен, где получил славу и признание. Однако Дю Пакье, талантливый химик, сумел самостоятельно довести до конца начатое дело и полностью овладел трудными секретами производства фарфора.

Первый период работы Венской фабрики приходится на 1717-1744 гг. и называется по фамилии основателя «периодом Дю Пакье».

Изделия первых лет имели желтосерый цвет и значительно больший, чем в Мейсене, вес, стенки были толстые и непрозрачные. Правда, качество венских изделий постепенно возрастало, но все же не равнялось мейсенскому.
Несмотря на получаемую помощь со стороны государства, фабрика все время переживала финансовые трудности. Для того чтобы спасти ее от полного краха, Дю Пакье продал все предприятия государству в 1744 г.

Начался второй период, охватывающий 1744-1784 гг. Покровительство государства надолго уменьшило материальные трудности, преследовавшие фабрику Большие запасы изделий, накопившихся на складах фабрики в последний период, были проданы как лотерейные призы по заниженным ценам. Важным событием стало открытие в Венгрии залежей каолиновой глины гораздо более высокого качества, чем завозимая дотоле из Пассау в Баварии. Это позволило фабрике не зависеть от поставок заграничного сырья, а также настолько улучшить качество фарфоровой массы, что она сравнялась с майсенской.

Венская фабрика улучшила роспись выпускаемых больших столовых сервизов и небольших наборов для кофе, чая и шоколада. Во второй период преобладало легкое и декоративное рококо, вытесняя господствующее прежде тяжеловатое барокко. Но несмотря на все усилия, фабрика не приносила дохода, и в 1783 г. было решено отдать ее в аренду или продать. Но, невзирая на сносные условия, не нашлось ни покупателей, ни арендаторов, и тогда император Иозеф II приказал далее содержать фабрику при условии улучшения руководства. Император сделал удачный выбор, поручив в 1784 г. директорство барону Конраду Зоргенталю, который до этого управлял большой ткацкой фабрикой в Линце.

Период Зоргенталя (1784-1805) был самым удачным в истории этой фабрики. Зоргенталь, заботясь о техническом качестве, сконцентрировал главные усилия на декорировании изделий. Из работавших на фабрике пятисот человек сто тридцать трудились в художественных мастерских. Некоторые темы были взяты с настенных росписей в только что открытых тогда Помпеях и Геркулануме, репродуцируемых в целой серии гравюр на меди. Другим источником были ватиканские фрески Рафаэля. Часто также копировали в миниатюрах картины из императорской галереи. Богатству тематики соответствовала палитра красок. По примеру Севра, посуду покрывали цветными эмалями, шкалу которых художник фабрики Ляйтнер значительно расширил. Один из открытых им оттенков носит название «лазурь Ляйтнера» (Leithnerblau). Изобретением этого художника является переливчатая эмаль, похожая на отполированную медь. Смерть Зоргенталя в 1805 г. замыкает этот прекраснейший период Венской мануфактуры.

Четвертый период, – с 1805-1825 гг., характерен медленным, но постепенным снижением художественного уровня изделий. Руководить фабрикой стал Матиас Нидермайер. Его заслугой было сохранение фабрики во время Наполеоновских войн. Последним крупным произведением фабрики была выполненная в 1815 г. серия больших ваз, которые во время Венского конгресса подарил коронованным гостям австрийский император.

В 1862 г. австрийский парламент принял решение о ликвидации фабрики из-за ее долголетней убыточности. Это решение утвердил в 1866 г. император Франц Иосиф I. Окончательная ликвидация произошла в 1869 г.

И опять, как в 1744 году запасы изделий, накопившихся на складах фабрики, были проданы по заниженным ценам.

Одним из скупившим большое количество изделий Венской фабрики был граф Ян Непомук Франтишек Гаррах.

Граф Ян Непомук Франтишек Гаррах (по-русски Иоганн Францевич) (1828-1909г), известный политик и меценат (поддерживал пражский Национальный театр, был куратором культурно-просветительского общества «Матица-чешская, субсидировал природоведческий журнал «Ziva», из Австрийского дворянского рода Гаррохов, имеет чешские корни и ведет свою родословную от братьев з Гороху (z Horochu), живших в Чехии в начале XIV века.

Впервые Ян Гаррах побывал в Петербурге в 1849 году вместе с дипломатической миссией. Российская столица покорила молодого графа. В 1874 году Гаррах открыл в столице магазин по продаже изделий из хрусталя, фарфора и опака. Первоначально магазин располагался в доме отставного гвардиипоручика маркиза А. Ф. Паулуччи (Б. Морская ул. 36), а в 1880-х магазин переехал в дом купца А. М. Ушакова на Невском 54. Соседями по дому были торговцы «готовым мужским платьем» Братья Мори, знаменитая кондитерская «Балле» и фотографический салон К. К. Буллы. Место самое «проходное». Пересечение Садовой и Невского. Магазин Гарраха как нельзя лучше вписался в ряды роскошных торговых заведений центра Петербурга.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Граф Фон-Гаррах являлся С.- Петербургским купцом с 1874 года, но австрийским подданным. Проживал он в основном в Праге. В отсутствие Гарраха, делами магазина заведовал управляющий, Генрих Карлович Шютце.

Помимо магазина в Петербурге у Гарраха был магазин в Москве. Размещался он у Кузнецкого моста в торговом здании, принадлежавшем известному фабриканту чугунно-литейного производства Ф. К. Сан-Галли. Хороший контраст металла и хрупкого стекла и фарфора. Место, так же как и в Петербурге было весьма респектабельным.

Ассортимент продававшегося товара в магазинах Гарраха был весьма разнообразен.

Согласно рекламному объявлению, магазины-склады графа Гарраха продавали «хрустальные сервизы, столовые и чайные сервизы, умывальные приборы, предметы роскоши из хрусталя, фарфора, опака, хрустальные люстры для электрического освещения, газа и свечей». Богемский хрусталь, удостоенный 24 высших наград на всемирных выставках, занимал значительную долю продаваемого товара. Это не случайно. В собственности Гаррахов был целый ряд предприятий, в том числе и по производству стекла. Таким стекольным производством, являлся старейший завод в Чехии «Новый свет» (Nový Svět) в городе Гаррахове (Harrachov). Первый стекольный завод построен в этой местности в 1712 году. Стекольное производство существует там и ныне. Изготавливаются стеклянные изделия под маркой «Bohemia Crystal».


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Предметы из фарфора, продаваемые в магазинах Гарраха, были изготовлены на различных Европейских и Российских керамических производствах.

Многие изделия продававшиеся у Гарраха имели двойные клейма. Клеймо производителя и торговое клеймо предприятия Гарраха. Марка в виде двух грифонов, стоящих на ленте с надписью по-французски: COMTE HARRACH (Граф Гаррах) и держащих щит с гербом и короной. Под лентой надпись St. Petersburg или MOSCOU, в зависимости от места продажи изделий.


Винтажное увлечение Екатерины2

Из фирм, с которым сотрудничал граф, можно назвать германский концерн «Розенталь», фабрику Хученройтеров, завод Г. Оме, французские фабрики братьев Чарльза и Теодора Хэвилендов (Лимож).

Так же можно назвать венскую фабрики Айгнера, тюрингские О. Шлегельмиха и Фолькштедт-Рудольфштадт. Выполняли заказы и российские заводы А. А. Друцкого-Любецкого (Ц. Польское) и Т-во М. С. Кузнецова. (Т-во М. С. Кузнецова на заказном фарфоре своей марки не ставило).

После кончины Яна Гарраха в 1909 году, торговля переходит к его сыну Отто Иоганновичу Гарраху. Это повлияло и на смену марки. Теперь это овал с цепе образным обрамлением с родовым гербом и увенчанным короной. Надпись, уже без ленты, сохраняется- COMTE HARRACH St. Petersburg или в соответствующие годы- PETROGRAD.


Винтажное увлечение Екатерины2

В 1915 году в отношении подданных воюющих с Россией стран были введены жесткие санкции. Они лишались права владения и приобретения недвижимости в России, а так же не допускались к занятию ответственных должностей в правлениях и агентствах акционерных обществ и товариществ на паях. Так же ликвидировались торговые предприятия принадлежавшие подданным не дружественных стран. Магазины Гарраха подпадали под эти санкции.

Магазин в Москве был в 1915 году разгромлен «патриотически» настроенными народными массами.

Две декоративные настенные тетарелки, куплены в Москве прабабушкой Анной Григорьевной в 1913 году в магазине «Граф Гаррах» (Comte Harrach Moscou).


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

На тарелках по два клейма.


Винтажное увлечение Екатерины2

Одно клеймо Венской фабрики "Royal Vienna". Клеймо 1820-1826 годов, подглазурное. Тарелки 1825 года выпуска (в это период указывались две последние цыфры года выпуска). Тарелки из тех самых распродаваемых при ликвидации накопившихся запасов фабрики.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Второе клеймо "Comte Harrach Moscou". Клеймо 1909-1915 годов, надглазурное.


Винтажное увлечение Екатерины2

Вот такие две декоративные тетарелки, с такой длинной историей висят у нас на стене Тут вам и алхимия в фармацевтике, и промышленный шпионаж, и распродажи, и ребрендинг, и наложенные санкции...

Источники:
Торговое предприятие Гаррахов- Матвеев Леонид. Среди коллекционеров №3-4, MMXIV.
Весь Петербург 1892-1915 год.
Вся Москва 1901г
Справочная книга СПб купечества 1875-1909г
Петербург. История торговли. ТIII, авт. Сост. Н. Н. Смирнов, СПб, 2003г.
СПб листок/ №88, 1900г
Календарь Общества Синий Крест 1900г
Коммерческий календарь, 1879г.
Великие загадки мира искусства (100 историй о шедеврах мирового искусства). Елена Коровина.

Рыбёшка
Сижу и думаю... Покупать супницу с хризантемами?... Большая, объёмная, на 3 литра. Тяжёлая, наверно. Даже на навесную полку ставить боюсь.. в шкаф, а там не будет видно. Пользоваться точно не буду.
Екатерина2, Катерина, понятно, что тяжеленькая, но почему не пользоваться? Можно ведь в ней что-то хранить, можно просто как кашпо использовать.
Да и 3 литра, это не так уж и много, на пример, для окрошки.
Я бы взяла.
На авито попались 2 супницы-малышки на 800 мл, не тарелки, с крышками, новые. Вот тоже думаю... под что можно... И ничего в голову не пришло. А хорошенькие и мне подходят: белое с золотой полоской.
Девочки, может кому-то надо, ссылку принесу.

Рома
2 супницы-малышки на 800 мл, не тарелки, с крышками, новые. Вот тоже думаю... под что можно...

Такие «малышки» отлично подходят для хранения различных гарниров, каши, консервации, паштетов, переложить остатки чего-либо и потом поставить на стол. Или например, сладкий перец замариновать и затем поставить на стол как закуску.
Я так и делаю, такая посуда всегда нужно, когда нужно в холодильник убрать мелкие партии еды

Рыбёшка
Рома, Татьяна, это всё понятно, меня один момент не устраивает. Там золотая полоска, которая мне нравится, но в микру нельзя. А часто малую дозу еды (гарнир) надо подогреть, вот и тормозит это.


Ой, чо думать-то! 😄
Заказала
Было бы что, для чего – найдётся! 😁

Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Ну как можно пройти мимо таких милашек!? 🤭

Екатерина2
... И я заказала. Будет солидности моей колекции придавать

Рыбёшка
... И я заказала. Будет солидности моей колекции придавать
Екатерина2, Катерина, и правильно!
Даже если использовать не для супов и крошки, то летом залить в неё холодный компот-морс, уже на столе красота, а не кастрюля

Екатерина2
компот-морс

... Стоит в дверце холодильника в 2 литровом компактно-квадратном таперовском контейнере...

Рома
А часто малую дозу еды (гарнир) надо подогреть, вот и тормозит это

Много другой еды, которую греть не нужно, а сразу на стол поставить
Это уже не супницы, а скорее сервировочная посуда, для хранения еды.

OlgaGera
а авито попались 2 супницы-малышки на 800 мл,
искала такие, как сахарницу, под сухофрукты. Для сахара и сах. Песка на стол.

Рыбёшка
OlgaGera, Лёлька, я помню, что тебе искала, но ты же вроде нашла, заказала, или я что-то пропустила?


OlgaGera, Лёлька,

OlgaGera
Рыбёшка, Ильмира, спасибо
Не, не то. Мне что то другое надо, но не знаю, пока, что. Не увидела.

kubanochka
Было бы что, для чего – найдётся! 😁

Вот! Очень мудрое решение)))

gawala
Мне что то другое надо, но не знаю, пока, что.

Обычная сахарница или же под сухофрукты? Я в свое время искала сахарницу, что бы выемка на крышке была, для ложки. Проблема еще та оказалось.. Нашла, в результате крышка приспособлена под ругое, сахарница сама где-то болтается..

OlgaGera
Обычная сахарница или же под сухофрукты? Я в свое время искала сахарницу, что бы выемка на крышке была, для ложки. Проблема еще та оказалось.. Нашла, в результате крышка приспособлена под ругое, сахарница сама где-то болтается..
да, это проблема. Я уже не ищу крышку с выемкой и чайники, у которых дырочка на крышке и мелкое сито внутри.

NatalyaB
чайники, у которых дырочка на крышке и мелкое сито внутри.
Я только такие использую, удается находить. Плюс еще на крышке должна быть зацепка-выступ, чтобы при наклоне крышка не падала. Тогда – мой. Ну, и размер.
К сахарнице строгих требрваний нет.

Рыбёшка
OlgaGera, Лёлька, может тебе обратить внимание на стекло, типа такого
Ваза-конфетница с крышкой стекло Volidi

Подобных много, разной формы, разной толщины стекла, главное, что с крышками.
Я взяла две похожих, большую под печеньки, бублики, зефирки и малышку для сгущенки:
Ваза для фруктов, конфет, печенья стеклянная 23,5 см Decoratr

Цена, правда, была без первой циферки, чот прямо загнули 🫣
Икорница с крышкой на ножке АС-ДЕКОР
ну эта примерно так и стоила.

OlgaGera
Рыбёшка, Ильмира, Смотрела на них. Пока купила Добрушского завода.

Екатерина2
Доброго времени суток, девочки!
Муж сегодня домой приехал, и я, как и обещала, рыбку красную засолила да и в красивую тарелочку положила..

Винтажное увлечение Екатерины2

Пусть в вашем доме чаще будут хорошие поводы для вкусной еды в красивых тарелках!

NatalyaB
Мне сахарница пришла! Спасибо,kubanochka, Лена, за находку! Сервиз собран.

Рыбёшка
Мне сахарница пришла! Спасибо,kubanochka, Лена, за находку! Сервиз собран.
а нам сахарницу посмотреть, да и весь сервиз? 🥺

NatalyaB
Рыбёшка, Ильмира, да все тот же, ЛФЗ, белый, золотая лента.
Винтажное увлечение Екатерины2 #4240893 (NatalyaB)
Просто долго шла, отправитель был в отпуске. Но совершенно непользованная сахарница, так что, ждать стоило.

Рыбёшка
ждать стоило.
ну да, из-за одной пи почки!

Екатерина2
Доброго дня, девочки! Я получила супницу! Как вы думаете, хочу я похвастаться? Хочу. Вы хотите посмотреть? Наверно, хотите. Но просто так я вам ее не покажу, это я решила еще в момент мук выбора. Сейчас я размещу ссылку на гугл-опрос. Там фото 6 видов супниц, которые я бы купила все, но жаба и чувство разумного запретили. Предлагаю вам выбрать фото той супницы, которую я выбрала, а внизу, если есть желание, объяснить, почему вы так думаете. Анкета анонимная, никто ничего знать про ваши мысли не будет. Как только 10 человек пройдут опрос – покажу свое приобретение.
А не пройдут 10 человек – и показывать не буду. Наверное. Если вытерплю.

gawala
Написала..

Mandraik Людмила
Ответила

Рита
И я)

Екатерина2
Я всех посчитаю....

L
И я)

Туся Тася
И я.

OlgaGera
+1

Туся Тася
Я всех посчитаю.

Интриганка. А результаты теста тоже покажешь?

Екатерина2
Туся Тася, Наташа, ага.

Антоновка
И я))

Екатерина2
До 9 вечера подожду и оглашу результаты.

Ярик
И я

Рыбёшка
Ну что, ждём десятого? 🤔

Екатерина2
Итак, подводим итоги нашего опроса!
1 супница – 5 голосов. Выбор объясняли так: Красивая, У родителей такая была. Потому что красивое)).
2 супница – тоже 5 голосов! Выбор объясняли так: Думаю, что выбрана супница со второго фото. Почему так думаю – не знаю. Очень необычная она. Почему-то думаю, что она. Голубые хризантемы 🥳. Во первых она сине-голубая, мой любимый цвет, во вторых мне нравится форма. Ещё первые розочки понравились, но астры по мне лучше. Хризантемы. К тарелочкам). Собирает,, синенькую,, полочку))
3 супница – 3 голоса. Красивая – это раз. Форма тыковкой – два. Мне нравится. Думаю, что именно эту, в голубых тонах, но другое направление. Даёт возможности расширению коллекции «В голубом». Самая уютная.
4 супница – 0 голосов!..... И очень знакомая кастрюлька на 4-ом фото. Мы случайно, не обсуждали её?
5 супница – 3 голоса. Потому что о ней уже шла речь). Хризантемы👍
6 супница – 1 голос. Мне нравится)

Спасибо всем, кто принял участие в опросе! И про синюю полочку помните – это приятно. и про хризантемы...

Туся Тася
И?

Екатерина2
Про первую – она красавица! И маленькая, и в отличном состоянии, и 60 годы. Но – розы. Я к ним как-то прохладно отношусь. Вот совсем! Даже букеты из роз меня не сильно вдохновляют почему-то. Не мой цветок.
Вторая – очень хороша! Статная, яркая, четкая, бело-голубая. Отлично выглядит! Но вот как-то глубоковата она. хотелось пониже, чтоб достать и положить проще было. И объём – 3,5 литра. Большая...
Третья – крутая, 19 век! Но точно по рисунку не мое. А вот мужу понравилась больше всех.
Четвертая – маленькая, плоская, paбочий oбъeм 1 литр. Чем она вам не понравилась-то никому?....
Пятая – огонь супница! Яркая, бодрая. Хризантемы! Но высоковата. Кстати, на мешке есть ее старшая сестра, видимо, большая по обьему, но продавец на мой вопрос об объеме не ответил до сих пор, хотя вопрос я задала 26 июля...
Шестая – отличная форма, плоская, отличная сохранность. Но к мелкому «мейсеновскому» букету я равнодушна при всем к нему уважении.


Пришло время «сознаваться».

Винтажное увлечение Екатерины2

1940-1946 год. Дулево.

Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2



Интересное в разделе «Посуда»

Новое на сайте