В той или иной мере все мы являемся ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, будь то услуги или товары. Мы делаем покупки, ремонты, нанимаем разного рода специалистов, например, электриков или сантехников, заказываем пошив изделий в ателье, ремонтируем бытовую технику или просто прохудившиеся сапоги!
Полагаю, что вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с некачественным товаром или некачественной услугой!
Как поступать? Куда обратиться? Как сделать все правильно, чтобы в случае судебного спора достигнуть положительного результата?
Давайте попробуем собрать в этой темке самые популярные, самые часто возникающие вопросы и ответы на них!!
ВОПРОС: Всех ли защищает Федеральный Закон №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»? Всегда ли я могу им воспользоваться?
ОТВЕТ: К сожалению - нет! Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны. Это означает, что Закон защитит Вас только в том случае, если Вы купили товар или заказали услугу лично для себя и уплатили за это деньги. Если Вы предприниматель, и купили, например, газовую плиту или холодильник, чтобы установить его в своем кафе, либо получили имущество безвозмездно, а также, если вы, хотя и купили товар (или заказали услугу) у простого гражданина - увы - отношения будут регулироваться другими правовыми нормами!!!
Какие же возмездные сделки актуальны для нас с вами? Прежде всего, это купля-продажа, прокат, аренда, найм жилого помещения (в том числе и социальный), перевозка грузов и багажа, банковский вклад, кредит, хранение (в том числе ценных бумаг), консультационные услуги.
ВОПРОС: В какой суд мне нужно обращаться, если дело все же дошло до суда?
ОТВЕТ: иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца (это Вы), либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Это так называемая «подсудность по выбору», то есть Вы сами вправе решать, куда Вам удобнее обратиться и ни один суд не имеет права возвратить Вам исковое заявление на том основании, что Вы обратились не по адресу! Проще говоря, если Вы, будучи в командировке в г. Москве купили себе хлебопечку, а, приехав, домой, выяснили, что она не работает, вы имеете полное право обратиться в свой родной суд по месту жительства и ваши исковые требования будут рассмотрены! Исключение составляют иски по спорам, вытекающим из договоров перевозки груза (например, вы купили товар с доставкой транспортной компанией и получили бой или лом), которые предъявляются согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия;
ВОПРОС: Мировой или федеральный?
ОТВЕТ: Судов теперь в России много, выбирай на вкус! И все же, если сумма иска не превышает 500 МРОТ - дело будет рассмотрено мировым судьей судебного участка, к которому отнесены ваша улица и дом (ну или, соответственно, адрес ответчика - см. предыдущий вопрос-ответ)
ВОПРОС: Нужно ли соблюдать по данной категории дел досудебный порядок урегулирования?
ОТВЕТ: Да, это необходимо. Прежде, чем обратиться в суд, Вы должны письменно обратиться к потенциальному ответчику с претензионным письмом, и, только получив отрицательный ответ, или не дождавшись ответа в установленный законом срок, можете обратиться в суд.
ВОПРОС: Как вручить претензию, если продавец в магазине (ну или секретарша в офисе фирмы, где Вы заказали ремонт) отказываются ее принимать под надуманными предлогами?
ОТВЕТ: Ничего страшного! Претензионное письмо всегда составляйте в двух экземплярах. Если сдаете лично, попросите на втором экземпляре расписаться получателя с указанием должности и фамилии и поставить печать. Если отказываются получать - ваш путь в ближайшее почтовое отделение, где претензию вы отправите заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанцию сохранить.
ВОПРОС: А что делать, если мое письмо вернула почта, как невостребованное?
ОТВЕТ: И такое тоже бывает. Некоторые предприниматели легкомысленно надеются, что если они не получили претензию, значит не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Не отчаивайтесь - возьмите на почте справочку о том, сколько раз и каким именно способом предпринимались попытки вручить корреспонденцию и приложите эту справочку к иску. В суде Вы будете вести речь о том, что предприняли все зависящие от вас меры для надлежащего извещения ответчика, уклоняющегося от урегулирования спора в досудебном порядке.
ВОПРОС: нужно ли мне платить государственную пошлину за подачу заявления в суд?
ОТВЕТ: Да, нужно, но только в том случае, если сумма исковых требований превышает 1000000 рублей, да и то только с суммы свыше этого миллиона! Если же в ваших интересах в суд обращаются уполномоченные федеральные или территориальные органы - они полностью освобождаются от уплаты пошлины. Мораль и вывод : если цена вопроса больше миллиона, лучше обратиться в Союз по защите прав потребителя или другие компетентные органы!
ВОПРОС: Если я занимаюсь урегулированием возникших проблем самостоятельно, получу ли я помощь в суде?
ОТВЕТ: Нет. По данной категории дел государство не гарантирует ни истцу, ни ответчику участие адвоката. Если Вы нуждаетесь в квалифицированной помощи, Вам придется заключить договор самостоятельно. В таком случае, обязательно попросите выдать Вам квитанцию установленного образца с тем, чтобы в дальнейшем ходатайствовать перед судом о приобщении ее к материалам гражданского дела и отнесении уплаченной вами суммы на судебные издержки. Помните, судебные издержки подлежат взысканию с проигравшей стороны полностью или частично.
Не надейтесь, что судья окажет вам помощь или содействие. В данном случае действует принцип состязательности сторон, закрепленный ч.3 ст. 123 Конституции РФ. Однако маленький бонус все же есть!!! Необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце!!! Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков. Если кому интересно - напишу!!!
Продолжение следует!
P.S. Люди! Чтобы темка выглядела читабельно и информативно, предлагаю задавать интересующие вопросы в личку и, если они будут актуальны для всех, ответы на них будут размещены здесь. Если Вы хотите разбора индивидуальной ситуации - открывайте отдельную темку! Будем думать! Одна голова хорошо, а целый форум -лучше!!!
Полагаю, что вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с некачественным товаром или некачественной услугой!
Как поступать? Куда обратиться? Как сделать все правильно, чтобы в случае судебного спора достигнуть положительного результата?
Давайте попробуем собрать в этой темке самые популярные, самые часто возникающие вопросы и ответы на них!!
ВОПРОС: Всех ли защищает Федеральный Закон №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»? Всегда ли я могу им воспользоваться?
ОТВЕТ: К сожалению - нет! Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны. Это означает, что Закон защитит Вас только в том случае, если Вы купили товар или заказали услугу лично для себя и уплатили за это деньги. Если Вы предприниматель, и купили, например, газовую плиту или холодильник, чтобы установить его в своем кафе, либо получили имущество безвозмездно, а также, если вы, хотя и купили товар (или заказали услугу) у простого гражданина - увы - отношения будут регулироваться другими правовыми нормами!!!
Какие же возмездные сделки актуальны для нас с вами? Прежде всего, это купля-продажа, прокат, аренда, найм жилого помещения (в том числе и социальный), перевозка грузов и багажа, банковский вклад, кредит, хранение (в том числе ценных бумаг), консультационные услуги.
ВОПРОС: В какой суд мне нужно обращаться, если дело все же дошло до суда?
ОТВЕТ: иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца (это Вы), либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Это так называемая «подсудность по выбору», то есть Вы сами вправе решать, куда Вам удобнее обратиться и ни один суд не имеет права возвратить Вам исковое заявление на том основании, что Вы обратились не по адресу! Проще говоря, если Вы, будучи в командировке в г. Москве купили себе хлебопечку, а, приехав, домой, выяснили, что она не работает, вы имеете полное право обратиться в свой родной суд по месту жительства и ваши исковые требования будут рассмотрены! Исключение составляют иски по спорам, вытекающим из договоров перевозки груза (например, вы купили товар с доставкой транспортной компанией и получили бой или лом), которые предъявляются согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия;
ВОПРОС: Мировой или федеральный?
ОТВЕТ: Судов теперь в России много, выбирай на вкус! И все же, если сумма иска не превышает 500 МРОТ - дело будет рассмотрено мировым судьей судебного участка, к которому отнесены ваша улица и дом (ну или, соответственно, адрес ответчика - см. предыдущий вопрос-ответ)
ВОПРОС: Нужно ли соблюдать по данной категории дел досудебный порядок урегулирования?
ОТВЕТ: Да, это необходимо. Прежде, чем обратиться в суд, Вы должны письменно обратиться к потенциальному ответчику с претензионным письмом, и, только получив отрицательный ответ, или не дождавшись ответа в установленный законом срок, можете обратиться в суд.
ВОПРОС: Как вручить претензию, если продавец в магазине (ну или секретарша в офисе фирмы, где Вы заказали ремонт) отказываются ее принимать под надуманными предлогами?
ОТВЕТ: Ничего страшного! Претензионное письмо всегда составляйте в двух экземплярах. Если сдаете лично, попросите на втором экземпляре расписаться получателя с указанием должности и фамилии и поставить печать. Если отказываются получать - ваш путь в ближайшее почтовое отделение, где претензию вы отправите заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанцию сохранить.
ВОПРОС: А что делать, если мое письмо вернула почта, как невостребованное?
ОТВЕТ: И такое тоже бывает. Некоторые предприниматели легкомысленно надеются, что если они не получили претензию, значит не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Не отчаивайтесь - возьмите на почте справочку о том, сколько раз и каким именно способом предпринимались попытки вручить корреспонденцию и приложите эту справочку к иску. В суде Вы будете вести речь о том, что предприняли все зависящие от вас меры для надлежащего извещения ответчика, уклоняющегося от урегулирования спора в досудебном порядке.
ВОПРОС: нужно ли мне платить государственную пошлину за подачу заявления в суд?
ОТВЕТ: Да, нужно, но только в том случае, если сумма исковых требований превышает 1000000 рублей, да и то только с суммы свыше этого миллиона! Если же в ваших интересах в суд обращаются уполномоченные федеральные или территориальные органы - они полностью освобождаются от уплаты пошлины. Мораль и вывод : если цена вопроса больше миллиона, лучше обратиться в Союз по защите прав потребителя или другие компетентные органы!
ВОПРОС: Если я занимаюсь урегулированием возникших проблем самостоятельно, получу ли я помощь в суде?
ОТВЕТ: Нет. По данной категории дел государство не гарантирует ни истцу, ни ответчику участие адвоката. Если Вы нуждаетесь в квалифицированной помощи, Вам придется заключить договор самостоятельно. В таком случае, обязательно попросите выдать Вам квитанцию установленного образца с тем, чтобы в дальнейшем ходатайствовать перед судом о приобщении ее к материалам гражданского дела и отнесении уплаченной вами суммы на судебные издержки. Помните, судебные издержки подлежат взысканию с проигравшей стороны полностью или частично.
Не надейтесь, что судья окажет вам помощь или содействие. В данном случае действует принцип состязательности сторон, закрепленный ч.3 ст. 123 Конституции РФ. Однако маленький бонус все же есть!!! Необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце!!! Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков. Если кому интересно - напишу!!!
Продолжение следует!
P.S. Люди! Чтобы темка выглядела читабельно и информативно, предлагаю задавать интересующие вопросы в личку и, если они будут актуальны для всех, ответы на них будут размещены здесь. Если Вы хотите разбора индивидуальной ситуации - открывайте отдельную темку! Будем думать! Одна голова хорошо, а целый форум -лучше!!!