Ssylka

Винтажное увлечение Екатерины2 (страница 6)

Mandraik Людмила
сервировочная ложка с витой ручкой и кольцами, это Таллинская ювелирная фабрика, там клеймо TJ должно быть

Вот такая и ещё такая же с как бы с обрезанным краем у моего дядьки есть. В салаты кладём – удобно с такой длинной ручной.

kubanochka
Покажу свои ложки, вилки... Это те, которые всё время в ходу. Просто иногда сервируя стол беру одну или другую серию.
Самые ходовые у меня столовые приборы завода Зиш серия Классика. Всё на 12 персон. Только ножей для фруктов 6.


Винтажное увлечение Екатерины2

А это серия «старое Пламя». Почему старое? Потому что есть Новое Пламя, они отличаются. Тоже всего по 12


Винтажное увлечение Екатерины2

Тут ещё ценность в том, что это юбилейный ложки и вилки. 40 лет Октября, 1957 год.


Винтажное увлечение Екатерины2

Старое Пламя у меня ещё половники, щипцы для подачи и лопатка для торта.


Винтажное увлечение Екатерины2

Лопатка для торта практически книга о Вкусной и здоровой пище


Винтажное увлечение Екатерины2

Ещё есть предметы для подачи блюд, сфотографирую чуть позже. Покажу обязательно, там есть интересные штучки)

gawala
На первый зубик ложке клеймо сложно разглядеть.

Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

kubanochka
На первый зубик ложке клеймо сложно разглядеть.

Винтажное увлечение Екатерины2

gawala, Галина, ну тут совсем просто) Клеймо хорошо видно.
Великоустюгская фабрика «Северная чернь», СССР. Клейма эти применялись, как на твоей ложечке, с 1956 по 1958. У тебя клеймо СЧ8 – 1958 год, других вариантов нет)))


Винтажное увлечение Екатерины2

Искусством черни по серебру владели еще во времена Киевской Руси. Черный сплав на основе серебра вплавляли в углубления в основном металле, чтобы создать контрастный рисунок. Великоустюгские мастера достигли в этом искусстве неповторимого своеобразия. Их приглашали в Москву для обучения столичных ювелиров.
В середине 19 века ведущие мастера часто покрывали изделия сплошным растительным узором, использовали резкие контрасты. Закат устюжского чернения пришелся на конец 19 века, так как кустарное производство не могло конкурировать с Петербургскими фабриками. Возрождение местного народного промысла произошло в первой половине 1930-х годов.
Фабрика «северная чернь» ведет свою историю с 1933 года, сохраняя традиции народного художественного промысла — искусства чернения по серебру. Потомственный мастер М. П. Чирков возродил черневое дело, обучил молодых ювелиров. В 1929 году ему предложили организовать кустарную мастерскую из пяти человек: четыре подмастерья и он сам в качестве мастера. В начале 1930-х годов мастерскую реорганизовали артель с названием «Северная чернь». Здесь создавали предметы массового потребления, украшенные незатейливым цветочным узором: подстаканники, столовые приборы.
Продукция на фабрике «Северная чернь» изготавливается старинным ручным способом, который не имеет аналогов в современном ювелирном искусстве. Характерными особенностями великоустюгского стиля являются высочайшее качество, филигранность отделки.

gawala
ну тут совсем просто) Клеймо хорошо видно.

Ну, если бы я еще и разбиралась бы в клеймах..
Спасибо, Лен, хоть знать будем.. Откуда эта ложка у дядьки появилась- теперь уж не спросить.

Рыбёшка
столовые приборы завода Зиш серия Классика. Всё на 12 персон. Только ножей для фруктов 6.
Есть одна ложка, которая на снимке слева после вилок 1-ая. Осталась от бабушки мужа.

Irinap
kubanochka, Лена, спасибо!

NatalyaB
О, ложки! У меня от мамы, ей на свадьбу подружки подарили 6 штук 1955 году, серебряные-позолоченные. Мне перешли, потерлись слегка. Вряд ли Северная чернь, разобрать не могу. Может, дагестанские? Баку, рядом...

Винтажное увлечение Екатерины2

И обратная:

Винтажное увлечение Екатерины2





серия «старое Пламя».
Знакомые. Такими же пользуюсь, кроме чайных. Чайные все «израсходовались», ножи некоторые тоже. А столовые-десертные-кофейные, ложки-вилки живы и в ходу.

kubanochka
Вряд ли Северная чернь, разобрать не могу. Может, дагестанские? Баку, рядом...

Винтажное увлечение Екатерины2

И обратная:

Винтажное увлечение Екатерины2

Ну почему сразу не Северная чернь. Вот пример их ложки


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Мне кажется, что похожи. Кубачи тоже могут быть. Клеймо смотреть нужно. Даже по контуру клейма их можно отличить за тот период.
У Кубачей будет более прямоугольное клеймо с надписью КХК или с лилией. Вот такие у них клейма в 1950-ых годах были


Винтажное увлечение Екатерины2

У Северной Черни в период до 1955 года, ложки то в 1955 году были подарены, клейма были овальное формы (СЧ и последняя цифра года)
А вот такие


Винтажное увлечение Екатерины2

Нужно просто приглядеться к клеймам. Хотя бы форму клейм рассмотреть

NatalyaB
кажется, что похож
Да просто один-в-один!
Хотя бы форму клейм рассмотреть
Сфотографировать толком не выходит. Но клеймо, где марка, прямоугольное. И первая буква похожа на А или на Д. Цифры на 55, но могу и ошибаться.
О, разглядела под вышивальной лупой! Прямоугольное, А55. Ну, процентов на 80.

kubanochka
У бабушки была соседка. Одинокая женщина. О её судьбе никто ничего не знал. Кроме того, что до пенсии работала тётя Валя на Краснодарской табачной фабрике. Но это уже после войны. А что было раньше никто не знал. Ни о семье, ни о том откуда она приехала. Тётя Валя молчала, а вопросов никто не задавал.
Меня тётя Валя очень любила, относилась, как к своей внучке. И поэтому, когда тётя Валя умерла, соседи по коммунальной квартире отдали все её вещи мне. На память. Среди них был чайник. Я помню, что был весь сервиз. Но мне достался только чайник, может быть потому, что он был с дарственной надписью. Но чайник оказался у меня.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Чайник Краснодарской Чайки. Форма «Казачий», роспись «Клубника».
Вот что я про него выяснила...

 В 1960-х годах к нам в страну «проник» новый стиль. Он очень отличался от всего, что было до этого. Этот стиль сейчас называют mid-century. Или новый модернизм.
Стиль mid-century modern возник в Америке в 50-х гг в результате того, что людям после войны хотелось демократичных жизнеутверждающих интерьеров и удобной мебели. Название стилю придумала американская журналистка Кара Гринберг в восьмидесятых и описала его в своей книге «Mid-century Modern: Furniture of the 1950s».

Это веяние охватило и СССР, конечно, это стремление людей во всем мире сделать свою жизнь максимально комфортной и эстетичной.
Получилось очень здорово. Свежо, чисто, удобно, и, конечно, красиво.
Новый дизайн охватил, естественно, не только только мебель, но и посуду, и вообще фарфор.
Во-первых это новые формы изделий, конечно же. Без лишних деталей и завитушек. Без пафоса. Но очень красивые линии.
Так уж вышло, что именно в это время в Краснодаре создан фарфоро-фаянсовый завод «Чайка». Он не был создан на базе заводов Кузнецова, Гарднера, братьев Корниловых... Не было на Чайке старых форм, деколей и прочего «пережитка буржуазного прошлого». Всё с нуля. А тут как раз новое направление в дизайне. Ну вот и появились на свет у художников Чайки новые формы, новые образцы росписи фарфора.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

В журнале «Новые товары» за 1963 год была опубликована статья:
«Несомненно, что новые фарфоровые сервизы, подготовленные к выпуску Первомайским фарфоровым и Краснодарским фарфоро-фаянсовым заводами, получат самые положительные отзывы покупателей. Они лаконичны и просты по своим формам, отличаются многообразием рисунков и прекрасной техникой обработки.
Очень интересно задуман сервиз «Казачий» – Краснодарского фарфоро-фаянсового завода. Заварной чайник и высокая сахарница имеют форму бочонка с высоким, чуть разведённым бортиком. Крышка изделий сферической формы. Хороши все пять рисунков, с которыми будет выпускаться этот сервиз. Так, например, тонко, изящно решён рисунок «Нежный».
Радует глаз разноцветный, весёлый рисунок «Морковка». Очень удачно сделан нарядный рисунок «Клубника». Хорошо смотрится на сервизе рисунок – пушистые белые одуванчики».


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Из текста постановления ВДНХ ясно, что форма и декор сервиза «Казачий» созданы художником Василием Мельником при содействии формовщика Николая Журжалина.


Винтажное увлечение Екатерины2

По другому посмотрела на тёти Валин чайник
Теперь у меня идея собрать этот сервиз

NatalyaB
форма и декор сервиза «Казачий»
Сахарницы очень уютные!
Прямоугольное, А55. Ну, процентов на 80.
АБ-5! При рассмотрении оказалось!
Клеймо АБ, 875 проба серебра, Бакинской пробирной инспекции. Принадлежало артели «Бытремонт» из г. Дзауджикау (Орджоникидзе, в настоящее время – Владикавказ), 5 – 1955 г.

kubanochka
NatalyaB, ну вот! Теперь всё стало на свои места!

Volga63
У нас в постоянном пользовании ложки г. Кольчугино

Винтажное увлечение Екатерины2

и ЗиШ

Винтажное увлечение Екатерины2

А это уже продукция Таллинского ювелирного завода 1958 года.

Винтажное увлечение Екатерины2

Екатерина2
Может, и куплю что-то в пару... Что ж ей, вилке, одинокой быть
Нашла на авито то ли ложку, то ли половничек такой же. Приедет – посмотрим.

kubanochka
У нас в постоянном пользовании ложки г. Кольчугино

Винтажное увлечение Екатерины2

Посмотрела на кольчугинскую серию Серебряная роза и вспомнила...
После свадьбы я купила такие вилки, потом докупала салатные ложки, ножи. В общем, «Серебряная роза» была у нас. И вот три года назад младшенькая моя уезжая со своим мужем в Хабаровск, собирает всё необходимое для самостоятельной жизни. Спрашиваю у неё, ты какие ложки вилки возьмёшь? Отвечает: «Те, которые с совой» Я в полном недоумении. Какие? С совой.

Если смотреть вот так, то это серия «Серебряная роза»


Винтажное увлечение Екатерины2

А если так...


Винтажное увлечение Екатерины2

Сова! Глаза, клюв, крылья... В общем, ребёнок всю свою жизнь, до 25-ти годиков, была уверена, что на приборах изображена сова

kubanochka
13 февраля 1932 года в деревне Малаховка, что располагалась на современном Рублевском шоссе, под Москвой родился мальчик Коля. Родился в большой дворянской семье, которой удивительным образом оставили их имение – дом, в котором до 1968 года жили многочисленные родственники. По отцу он принадлежит к старинному боярскому роду Собакиных, из которого вышла третья жена Ивана Грозного – Марфа Собакина. В 1933 году отец был расстрелян, и Николая усыновил отчим. В 1937 году он стал Николаем Петровичем Турковым, и семья переехала в Брянск. В 1941 году Николай с семьей последним эшелоном эвакуировался на Урал, в Усть-Катав, где окончил неполную среднюю школу. Под влиянием уральского фольклора, чтения приключенческой литературы и постоянных походов по горам в поисках редких минералов у мальчика возникло желание стать геологом. И в 1947 году он сел в поезд и поехал в Мурманск, где было геологоразведочное училище. Он ехал 11 суток, но доехал только до Ленинграда, где, казалось бы, спонтанно поступил в Высшее художественно-промышленное училище барона А. П. Штиглица – на отделение стекло, керамика и художественная обработка металла.
Хотя в юности художником быть и не чаял, рисовать любил всегда.
Через два года, приехав на каникулы в Брянск в 1949 году, куда возвратилась семья, принял решение заняться живописью и поступил на живописное отделение Орловского художественного училища, которое находилось в Ельце.
Орловское художественное училище славилось в те годы высоким уровнем преподавательского состава (дореволюционного образца). Они были выпускниками Санкт-Петербургской, Берлинской и Лондонской Академий художеств. На их беду, в 1957-1959 годах начиналась борьба с «измами». И училище было закрыто, а студентов распределили по другим учебным заведениям СССР. Николай выбрал среди других городов Краснодар – маленький Париж, привлекший его обилием солнца и света. Здесь под руководством одного из ведущих мэтров соцреализма Кубани заслуженного художника РСФСР П. С. Калягина молодой художник написал картину «Юность». Слова Калягина на обсуждении дипломной работы запомнились всем, кто присутствовал на защите:
  • Ты нас живописью не удивишь. Французы тоже писали.
Так и сохранилось прозвище: француз, скорее почетное, чем обидное.
Хотелось заниматься живописью яркой, «французской», изобилующей солнцем и светом.
В 1959 году в Краснодаре открывался Фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», куда начинающий художник был направлен по распределению (вместе со своей женой Эммой) технологом живописного цеха и мастером участка. В 1960 году завод выпустил свою первую продукцию.
Эмма и Николай работали на экспериментальном участке по выпуску уникальной продукции для выставок, экспорта и реже внутреннего потребления. Николай Петрович был технологом живописного цеха и мастером этого участка. Турковы участвовали в многочисленных республиканских, всесоюзных и международных выставках: «Советская Россия», «Советский Юг», «Земля и люди». Часть продукции приобреталась крупнейшими профильными собраниями: Русским музеем в Ленинграде, Государственным музеем керамики «Кусково» и Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.
1960-1970-е годы стали «Золотым веком» кубанского фарфора, фаянса и керамики. Если на выставкомах того времени с подозрением относились даже к импрессионистической живописи, а постимпрессионизм и авангард вообще считали происками злых капиталистов, то в прикладном искусстве, дизайне декоративность вполне приветствовалась.
Яркая посуда, статуэтки и вазочки с парящей чайкой на обратной стороне – дома многих кубанцев-старожилов и сейчас украшают эти раритеты. Знакомьтесь, Николай Турков – бывший главный технолог и художник Краснодарского фарфоро-фаянсового завода «Чайка». А еще Николай Петрович – заслуженный деятель искусств Кубани.


Винтажное увлечение Екатерины2

Ему сейчас 93 года. Его солидный возраст трудно сочетается с образом стройного человека спортивного телосложения, всегда доброжелательного с окружающими и подчёркнуто галантного с женщинами.

Его смуглое лицо в обрамлении шикарной густой шевелюры волнистых волос с благородной сединой, пристальный взгляд из-под тёмных бровей, часто попадали в объективы фото- и видеокамер.
На вопросы: «Почему так хорошо выглядит?» – отвечает: – «Никогда никому не завидовал и очень люблю жизнь. Жалею только, что не исполнилось две мечты: не научился играть на гитаре; не смог спасти музей на ФФЗ «Чайка», который создавал 40 лет».

В феврале была на его персональной выставке. С чаепитием, с общением... Это удивительный человек!


Винтажное увлечение Екатерины2

В мае на Краснодарском телевидении была передача о Николае Петровиче. Серия передач под названием» Вошедшие в историю». Мне понравилась фраза в конце передачи: «Это не Турков вошёл в историю, это история вошла в его жизнь».

А ещё понравились планы Николая Петровича. На 95-летие обязательно нужно подготовить персональную выставку с новыми работами!


Винтажное увлечение Екатерины2

Музей, который пополнялся уникальными экспонатами на протяжении 40 лет и представлял интеллектуальную собственность России, безвозвратно исчез в период варварской приватизации.

И вот сейчас на Мешке выставлено очень много экспонатов Чайкинского музея. Выставил их один человек из Красноярска. Я искала вчера что-нибудь из сервизов формы «Казачий» и наткнулась... Музей, созданный Николаем Петровичем Турковым распродается...

А вот несколько фотографий из частного музея фарфора и шахмат в Питере. Работы художников Чайки.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Конечно, это не Кузнецов, ни Попов, ни Гарднер)) Но это наша история.
Я это всё написала ещё и для того, чтобы мы все посмотрели другими глазами на тарелочки с чайкой на оборотной стороне

Рыбёшка
Ммм да ушшшш... печально.
Но на таких людях держится, да всё держится.

Mandraik Людмила
Эту Серебряную розу, мама мне в «приданое» дала, полный комплект: ножи, вилки, десертные и чайные ложки. Пользуемся до сих пор. А я сама у неё выпросила мельхиоровые чайные ложечки из серии колокольчики, их долго после распада СССР не выпускали, я их докупала на авито, уж очень мне рисунок на душу лёг, попался такой половник и десертная ложка. А сейчас этот дизайн стали выпускать под названием «Весна» и не Кольчугино. Увидела на Озоне. Опять докупила чайных ложечек, а то развезла свои старые по дачам/деревням/работам и дома стало не хватать...

Винтажное увлечение Екатерины2

Вот две нижние ещё советские, стоимость выбита на черенке. Верхнюю купила на Озоне под названием Весна в прошлом году, интересно, они что, еще советские формы юзают...

Mandraik Людмила
Клеймо «3ЮММЕТ» на ложке означает, что изделие выпущено в 1973 году из мельхиора


А ещё я покупала на авито советскую мельхиоровую солонку. Думаю многоие её знают и имеют в доме.
На фото разные советские солонки, я охотилась на ту, что без эмали. Такая солонка есть у моей мамы, была у моей бабушки и мне очень хотелось такую себе. Теперь она стоит у меня на столе на постоянке, что бы подсаливать во время еды, если покажется что то несолёным. В основном к варёным яйцам.

Винтажное увлечение Екатерины2

gawala
Самая последняя у нас есть.

kubanochka
Клеймо «3ЮММЕТ» на ложке означает, что изделие выпущено в 1973 году из мельхиора

юммет – Мстерский завод художественных изделий «Ювелир»
Цифра впереди – последняя цифра года в период 1970-1979 годов.
То есть 3юммет – 1973 год выпуска.
У меня эти Колокольчики-Весна в основном все 1974 года. Но вот в этом наборе позолоченых чайных ложек есть и 1973.


Винтажное увлечение Екатерины2

Mandraik Людмила
kubanochka, Лена, у меня не позолоченые, просто мельхиор.

kubanochka
kubanochka, Лена, у меня не позолоченые, просто мельхиор.
У меня тоже не позолоченные есть. Столовые и десертные. Тоже 4юммет. А эти позолоченные (они мельхиоровые, только ещё и позолоченные) нам на свадьбу подарили. Так и лежат у меня с 1983 года в коробке. Столовые и десертные купила, а вилки пришлось «Серебряную розу» покупать. Что было, то и купила. А потом уже стала докупать потихоньку. Но вилки Колокольчики так и не попались.

Mandraik Людмила
kubanochka, Лена, да я то же не встречала вилок и ножей Колокольчиков. А вот ножи весна теперь есть

Mandraik Людмила
Самая последняя у нас есть.

Там эта последняя в разных ракурсах и первая, и третья... Я тогда себе купила и своим подругам понадарила. У продавца с Авито их было много и стоили сравнительно не дорого. Ну я и развернулась. А одна солонка уехала вообще в Новую Зелландию

kubanochka
ВКонтакте | ВКонтакте

В продолжение о Николае Петровиче Туркове нашла запись майской передачи о нем. Посмотрите. На душе светлее становится.

kubanochka
Про то, что сметану подаём в молочнике специальном, про то, что горчицу подаём в горчичнице поговорили
Теперь вопрос. А в чем вы подаёте икру? Или другой вопрос. А у вас дома есть инопланетный летающий аппарат?)))

У меня есть вот такая летающая тарелка. Она же икорница.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Добавлю сразу, икра бывает разная)))
Стеклянную внутренность подбирала, так как родная была израсходована задолго до меня.

gawala
А в чем вы подаёте икру?

Дома, у мамы, хрустальная икорница.. А здесь икру из банки и ложками, все 30гр. Подавать ее некому, кроме себя.

Рыбёшка
летающая тарелка. Она же икорница.

kubanochka, Лена, а размерчик? А то как-то представила кг на 2-3 икры... красной, не кабачковой 😊🐠
И да, я как

gawala-, себе из банки, а гостям сразу в тарталетках🤷.

tatabata
И у меня есть подобная, только без стеклянной вставки. Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Это от дедушки или прадедушки мужа. Надо тоже вставкой озаботится.
Позавчера на Вернисаже видела икорницу. Серебряная чаша, посередине стеклянная чаша меньшего размера. В стекло кладется икра, а вокруг -лед.

gawala
а гостям сразу в тарталетках🤷

Они икру не едят.

Рыбёшка
Они икру не едят.
ооо, тебе везет! Мои метут! 😁

Танюша
У меня икорница Гжелевская, подаренная в 80-х годах.

kubanochka
а размерчик? А то как-то представила кг на 2-3 икры... красной, не кабачковой 😊🐠

Рыбёшка, Ильмира, не, ну ты басню то сократи Стеклянная вставка у меня, если под самый верх, то 150 мл. На большое количество гостей конечно не поставлю, да и не хватит))) Они у меня тоже
Мои метут! 😁

Поэтому там или тарталетки, или на яйца фаршированные сверху. А в икорнице для узкого круга семьи самое то

Irinap
Танюша, не, а показать икорницу.

NatalyaB
Поэтому там или тарталетки, или на яйца фаршированные сверху.
Да. Или канапе на худой конец.
Икорница была у бабушки, их толстенного стекла. Полагаю, ей от мачехи досталась. Бабушка, а потом мама, ее под солонку приспособила. Мама-то и не знала, не интересовалась, а я спросила у бабушки – зачем эти ушки...

Mandraik Людмила
Полезла на Авито смотреть икорницы, мне не надо, но интересно же. Нашла вот такое, пишут икорницы СССР

Винтажное увлечение Екатерины2

А у меня это была формочка для песочных «куличков». Вот не знаю, то ли я икорницей в песке «куличики» лепила, то ли втюхивают не понимающим людям формочку для песка

Рыбёшка
У меня была фарфоровая без крышки и нелюбимого синего цвета, подарила.
Икру каждый день на завтрак не едим (надоедает ), но в сезон потребляИм с удовольствием, а потому, как руки дойдут, закажу эту:
Икорница стеклянная «Рыбка» с крышкой 110 мл Lefard

Хрусталь не очень люблю, но икра в ней красива! 👍

Рыбёшка
Mandraik Людмила, Лютик, да, точно икорница, оказывается
Икорница металлическая ракушка набор 2 шт, EUNOIA HOME

Танюша
Irinap, Ирина, как буду в Москве так сфоткаю. Загородом сейчас живу.

gawala
ооо, тебе везет! Мои метут! 😁
Твои заграничные?

Mandraik Людмила
Рыбёшка, Ильмира, те, что на ВБ в форме ракушки это и правда икорницы, красивые и стильные. А на Авито – формочка, она в форме сердечка, совсем не похожа на те, что ты ссыль дала Эта формочка стоила 5коп (на Авито есть фото с ценой), икорница априори стоить столько не могла, тогда 5коп проезд в автобусе был.

kubanochka
Есть у меня любимая (одна из любимых) кофейная пара оставшаяся от прабабушки. Наверное это самый тончайший фарфор из имеющегося у меня. Простая форма, простое крытье... Но какая же нежная эта чашечка. Братья Корниловы... О фарфоре Братьев Корниловых могу говорить много и долго))) Потому что очень красиво и потому что очень больно...


Винтажное увлечение Екатерины2

Рафаэлка для сравнения размера


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

В начале XIX века в России активно развивается частное предпринимательство. Этому способствовали мероприятия правительства, направленные на поддержку отечественных производств, в частности, были введены таможенные ограничения и запреты на импорт многих товаров, а также установлены льготы для отечественных предпринимателей. Свидетельством эффективности покровительственной экономической политики правительства явилось возникновение десятков новых фарфорово-фаянсовых заводов.
 Безусловным лидером всегда оставался Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Петербурге «для славы всероссийской» и «для удовольствия Ея Величества» императрицы Елизаветы Петровны. Он обслуживал нужды Двора и практически не выходил на свободный рынок. Задачу «удовольствовать всю Россию фарфором», поставленную еще Екатериной II, взяли на себя частные заводчики. Первым и наиболее успешным был завод Гарднера, основанный в 1764 году в селе Вербилки под Москвой.
 Вслед за ним в Центральной России в местах традиционного размещения гончарных промыслов возникали новые фарфоровые фабрики. Одним из первых был завод Фишера в Гатчине, действовавший в 1794—1799 годах, после чего он стал филиалом Императорского завода. Почти одновременно производство фарфора в Петербурге пытались наладить Сергей Шкурин (1794—1797) и Карл Вимер; в 1806 году керамист из Германии Шульц запросил ссуду на устройство фарфоровой фабрики в Гатчине, а в 1815 году швейцарец Франц Гаттенбергер подал прошение в Мануфактур-коллегию об устройстве фаянсовой фабрики в Петербурге близ Сампсониевского моста. Однако все эти предприятия были малоуспешны, практически не осталось видимых следов их деятельности. Первым значительным частным производством на северо-западе России стал завод, основанный в 1811 году купцом Девятовым, а затем в 1814 году приобретенный Филиппом Батениным. Этот завод стал достойным восприемником высокой школы императорского фарфора, хотя батенинские изделия заметно уступали ему по качеству.
Преемником успешного завода Батениных, уничтоженного случайным пожаром, стал следующий лидер петербургского частного фарфорового производства — завод Корниловых.
Предыстория завода братьев Корниловых связана с посреднической торговлей фарфором, которой с 1791 года занимался глава семейства – петербургский купец Саввин Васильевич Корнилов. В семейном деле соучаствовали жена и сыновья Корнилова. Они проявили незаурядные предпринимательские способности, сумев в кратчайшие сроки наладить одно из лучших по техническому оснащению и весьма эффективных производств. 1 апреля 1835 года вдова купца Корнилова Мария Васильевна подписала купчую на приобретение у графа Кушелева-Безбородко участка земли близ деревни Полюстрово, давшей название проложенному здесь позднее Полюстровскому проспекту столицы. Вскоре она подала прошение Министру финансов о постройке на этой земле фарфорового завода и в сентябре того же года представила на утверждение местоположение намеченной постройки». В описание строений завода, оцененных архитектором Фрейбергом в 79100 рублей, сказано: «Это был целый фарфоровый городок, находившийся за высоким забором. Самое главное строение – каменный двухэтажный дом с железной крышей и стенами положенными в три слоя кирпича. На первом этаже имелось 2 горна для обжига фарфора, а на втором – глазурные мастерские и муфельные печи. Висячая галерея, крытая тесом, соединяла этот каменный дом с деревянным, в котором работали токари, живописцы и стояла печь-сушилка. Кроме того, на территории завода находились деревянный колодец, два одноэтажных и два двухэтажных строения, в которых помещались машины для приготовления фарфоровых масс, кладовые и жилье для рабочих». Уже через год после начала строительных работ завод был готов вступить в действие. Тогда же начали создавать ассортимент предполагаемых к исполнению изделий, о чем свидетельствуют счета заводы, в частности, по одному из них было уплачено «скульптору за фигуру 50 руб.». Параллельно, с момента основания производства формируется штат специалистов и работников завода, при этом используются все возможные источники. В его мастерские были привлечены мастера ведущих предприятий – Батенина, Гинтера, Гарднера, Попова.
 С целью обеспечить завод квалифицированными кадрами, 31 марта 1837 года М. В. Корнилова заключила контракт с Санкт-Петербургским воспитательным домом о принятии на фарфоровый завод его питомцев «для совершенного обучения их токарному и лепному искусству из массы фарфора, а также и живописному, смотря по склонности каждого к работе, сроком впредь до достижения ими 21-го года от роду».
 В обустройстве завода участвовали также иностранные мастера. В 1844 году для усовершенствования производства был приглашен известный французский мастер Дарт (Darte), работавший с реформатором Севрской мануфактуры знаменитым А. Броньяром. Дарт построил горн и ввел новые способы обжига, благодаря чему улучшилось качество белого фарфора и возросли доходы фабрики. По рекомендации М. С. Корнилова Дарт тогда же, в 1844 году, стал сотрудничать с Императорским заводом, где по его указаниям в 1845 и 1847 годах были сооружены горны новейшей конструкции.
 В 1839 году во владение предприятием вступают братья Михаил, Петр, Иван и Василий. При этом сооружением корпусов, обустройством мастерских и организацией производства руководил Михаил Саввинович Корнилов, который в 1869 году, уже после смерти матери, стал единоличным владельцем завода и фирменного магазина в Москве и лавкой в Нижнем Новгороде. Его братья Петр, Василий и Иван унаследовали вместе с солидными капиталами и отеческим домом фирменным магазин в доме 64 по Невскому Проспекту, а также лавки и склады с товаром, располанавшиеся в Гостином дворе. Один из братьев – Яков, – увлеченный живописью, отошел от фамильного дела, отдав предпочтение свободным художествам.
 Наследники Михаила Корнилова, получив в совместное владение процветающий и именитый завод, в 1886 году организовали Товарищество Братьев Корниловых.
 Завод Корниловых достойно участвовал на российских и международных выставках и во второй половине столетия начал уверенно теснить конкурентов на российском рынке. Фирменные магазины Корниловых размещались в центре Москвы на Петровке и в Томске. Изделия завода продавались в Нижнем Новгороде, в Поволжье, на Урале и в Сибири. В середине XIX века он выходит на внешний рынок — в Персию, Данию, Болгарию, Францию, где в Париже также был открыт фирменный магазин Товарищества братьев Корниловых. В конце XIX века завод завоевывает заокеанские рынки в США и Канаде. В Америке завод воспользовался посредническими услугами известных фирм, реализуя продукцию через склад фарфора в Нью-Йорке.
Увеличение масштабов производства требовало расширения торговой сети, открытия новых складов и магазинов. Чтобы повысить их доходность, опытные коммерсанты Корниловы расширяют объем продаж Алексеева и даже у Гарднера и Бармина. В отчетах магазинов и ярмарок среди поставщиков Корнилова можно увидеть и иностранные фирмы, такие как Веджвуд, Виллеруа и Бох. В магазинах и лавках братьев Корниловых продавались и некерамические товары, как-то: хрусталь заводов Мальцовых и заграничный, например Баккара (Франция), подносы заводов Глухарева и Лабутина, накладное серебро. Все эти товары продавались оптом и в розницу отдельным торговцам, кондитерам и трактирщикам».
 Завод Корниловых по техническим качествам фарфора — безупречности массы, совершенству формовки и обжига, чистоте и яркости красок — превосходил почти все отечественные производства.

 В 1885 году на заводе вводится способ очистки фарфоровой массы от железистых примесей путем фильтрации в жидком виде (барботин) через систему электромагнитов. Этот метод был усовершенствован и впервые применен в России Сергеем Михайловичем Корниловым. В 1896 году в дополнение к семи горнам средней емкости был построен трехэтажный горн значительно большего объема, который обеспечивал более высокое качество обжига.
 В 1881 году на заводе, также впервые в России, была освоена хромолитография, ставшая одной из наиболее широко применяемых техник декорировки фарфора. Пожалуй, только Корниловым удалось совместить массовость производства печатных изделий с оригинальностью замысла, сюжетной занимательностью и декоративной выразительностью. Для украшения фарфора новым способом были приобретены композиции весьма модных в то время художников Елизаветы Меркурьевны Бем (1843—1914), Николая Николаевича Каразина (1842— 1908) и молодого Ивана Яковлевича Билибина (1876—1942).
 В последние десятилетия XIX века был значительно обновлен ассортимент форм и разработаны оригинальные типы орнаментального и изобразительного декора. Художники, приглашенные к сотрудничеству, создали новые орнаменты, а также серии сюжетных композиций для ансамблевых изделий. При этом в отборе новых образцов очевидным было стремление к национальному своеобразию облика фарфора. По отзывам современников, завод стал «известен, между прочим, своими произведениями в русском стиле и изяществом изделий, разделанных живописью, оригиналы которой принадлежат талантливейшим русским художникам; удешевление, достигнутое путем воспроизведения рисунков печатью на фарфоре, послужило весьма много к распространению в массе изделий художественного вкуса».
 В 1900-х годах на заводе продолжают тиражировать жанровые реалистические композиции, и в то же время получает дальнейшее развитие русская тема. Она воплощается в красочных изображениях и нарядных орнаментах, стилизованных во вкусе модерна. Новая ориентация определила выбор художников — молодого И. Я. Билибина, успешно дебютировавшего в начале 1900-х годов в области книжной иллюстрации, и И. А. Гальнбека — разностороннего мастера прикладного искусства, прошедшего штигличанскую школу стилизации. В 1899 году Билибин приступает к созданию цикла иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, а в 1904 году — к сказкам Пушкина. Красочные композиции Билибина экспонировались на второй выставке «Мира искусства» и были изданы Экспедицией заготовления государственных бумаг в серии сказок, благодаря чему получили известность. Владельцы завода и здесь проявили свою мобильность и дальновидность, выпустив серию декоративных тарелок но мотивам иллюстраций молодого талантливого художника. На зеркале тарелок были помещены около двадцати красочных композиций на сюжеты сказок «Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк» и др. Борта украшались нарядным орнаментом с гербами городов России. Графический язык Билибина, узорность плоскостных форм, гармоничные созвучия локальных тонов прекрасно сочетались с фарфором. Эта эффектная серия завода Корниловых с ярко выраженным национальным характером в тематике и стилистике декора пользовалась большим успехом в России и была одним из основных предметов экспорта.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

В рекламных объявлениях магазины завода Корниловых предлагают «большой выбор фарфоровых, опаковых и фаянсовых столовых и чайных сервизов, умывальных и туалетных приборов и всякого рода посуды для домашнего хозяйства, ресторанов и аптек».
 Был устроен отдел дешевых фарфоровых сервизов, а для художников-любителей предлагалась большая коллекция превосходного белого фарфора для самостоятельной росписи. Помимо поусудных изделий и домашней утвари завод изготовлял также электротехническое оборудование и огнеупорный фарфор для лабораторных целей. Технический фарфор стал основной специализацией завода после революции.

 После национализации в сентябре 1918 г. передан в ведение Петроградского Управления научных и научно – художественных учреждений Академического центра Комиссариата народного просвещения РСФСР. 10 января 1922 г. назван Полюстровским фарфоровым заводом «Пролетарий» Петроградского губернского государственного стекольно – фарфорового треста (Петростеклотрест), в сентябре 1923 г. передан в состав Петроградского государственного электромашиностроительного треста. С 25 января 1926 г. подчинён Всероссийскому государственному электротехническому тресту (ГЭТ), в январе 1930 г. переименован в Ленинградский изоляторный завод «Пролетарий» Всесоюзного электротехнического объединения (ВЭО). В феврале 1939 г. включён в состав Народного Комиссариата приборостроения СССР, с 15 мая 1940 г. – Народного Комиссариата (с марта 1946 г. – Министерства) электрической промышленности СССР. С 1957 г. по 1965 г. Ленинградский фарфоровый завод «Пролетарий» состоял в подчинении Управления электротехнической промышленности Ленсовнархоза. Позже ЛПО «Электрокерамика», С 1975 года в составе НПО «Электрокерамика», с 1981 года ПО «Электрокерамика», с 1986 года НПО «Электрофарфор». 04 июня государственное предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Санкт-Петербургский фарфорфоровый завод «Пролетарий», 23.03.1994 переименовано в АООТ «Корниловский фарфоровый завод», а с 03.08.2002 в ОАО «Корниловский фарфоровый завод». Ликвидировано 16.02.2004. С 16.02.2004 в отношении него открыто Конкурсное производство...


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Понимаете, почему очень больно? Конечно, изоляторы тоже нужны, но не такой же ценой...

Рита
Короче, пришел гегемон и все пошло прахом!
Черный принц, (детектив, реж.  Анатолий Бобровский, 1973 г.) play thumbnailUrl Винтажное увлечение Екатерины2
Остросюжетный советский детектив. Полковник милиции Зорин, знакомый зрителям по фильму "Возвращение «Святого Луки», расследует очередное преступление. Неизвестными совершено дерзкое ограбление. На этот раз из ценнейшей коллекции похищен уникальный…Винтажное увлечение Екатерины2 - 4228813
PT1H30M
True
2025-06-26T20:11:31+03:00
embedUrl


на 38 минуте 19 секунде звучит эта бессмертная фраза!

kubanochka
Собственные воспоминания, связь с собой в детстве и даже тактильную память от соприкосновения со знакомым и любимым надо беречь! Это ощущения надежности и покоя. В любые времена важно. Вот поэтому я и пытаюсь сохранить то, что осталось и дополнить то, что израсходовалось.
Продукция Краснодарской Чайки была практически в каждом доме у нас в городе. Ну а куда ж без неё?) Но не ценила я Чайку, не ценила... От прабабушек такое не оставалось))) Чайка, это вот сейчас, её много, она везде... И форма не та, и роспись... А теперь вдруг посмотрела подругому. И что удивительно, мне понравилось... В общем образовалась небольшая коллекция. Собирала не сервизами, по одному, два предмета. Интересует роспись и форма, авторы.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Малотиражный, редкий бокал. Автор формы и росписи Уманец Николай Николаевич. 1979 год


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Винтaжный кувшин ффз Чайкa для вoды, кваса, компота, катaложный, коллекционный, СCСP. «Розы» в pемесленнoм стилe, из сeрии «Щедpaя Kубань». В комплекте два стакана.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2




Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Подарочный набор «Яблоки». Автор формы Уманец Н. Н., автор росписи Соболь А. А.

На Мешке продают авторскую версию этого набора из музея Чайки.


Винтажное увлечение Екатерины2

kubanochka
Чайная чашка из сервиза «Крыжовник». 1965 год. Автор Синицын А. А.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Авторская чайная пара и чайник тоже есть на Мешке. Ищу теперь такой чайник. Но обычный, за обычную цену)))


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Рыбёшка
kubanochka, Лена, а сахарница от Чайки есть?
Мне вот попалась, вроде не так дорого:

kubanochka
Рыбёшка, Ильмира, спасибо, моя хорошая!!! Купила. Жду ответ продавца. Сахарниц у меня Чайковских нет. Надеюсь, что теперь будет

Рита
Но не ценила я Чайку, не ценила...

Время такое было... Ценился только импорт.

kubanochka
Чайная пара «Инжир» Форма «Восход», автор В. П. Михеев, роспись Синицын А. А.


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Рыбёшка
Рыбёшка, Ильмира, спасибо, моя хорошая!!! Купила. Жду ответ продавца. Сахарница у меня Чайковских нет. Надеюсь, что теперь будет
kubanochka, Ленаааа, как я рада! Пусть-пусть будет!
Будем искать чайник!🫖 😉

kubanochka
Время такое было... Ценился только импорт.
Рита, нет, я как раз ценила Россию. Старую Россию времен прапрабабушек прадедушек) Из «импорта» то, что бабушка привезла из Германии в 1961 году. Но эти сервизы были похожи на старые.

kubanochka
Чайная пара «Тюльпаны». 1980 год. Форма и роспись моего любимого Туркова Николая Петровича


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

На Мешке есть авторская версия


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Рыбёшка
kubanochka, Лена,

Или вот просто 1 штука 😊


Влюбилась

Танюша
Вот такой сервиз я получила в подарок на свадьбу от своих родственников, которые работали на Первомайском фарфоровом заводе. Фото не моё, но один в один сервиз.

Винтажное увлечение Екатерины2

kubanochka
Чайный сервиз Яблоки за 35000, это с ума сойти! Тройку я купила за 1500. Причём купила за дорого. У нас можно поискать дешевле. Чайники эти в пределах 3000. И их очень много. Я вчера на блошке у нас его крутила, вертела... Он ооооочень огромный. Не стала брать, не придумала для него место.


Рыбёшка, Ильмира, Молочник из сервиза «Маки» у меня другой есть.


Винтажное увлечение Екатерины2

А тот, что продают, тоже «Маки», только другая немножко роспись. Такой сервиз у мамы стоит.
А ещё есть у меня вот такие молочники


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

kubanochka
Танюша, очень красивый сервиз! Роспись просто сказка!

Volga63
У меня от Чайки такие есть тарелки.

Винтажное увлечение Екатерины2


Винтажное увлечение Екатерины2

Эля_луг
Раззадорили меня исторической посудой, решила рассмотреть свою. Эта тарелка досталась от бабушки, вторая, такая же с цветочком, сейчас у мамы. Диаметр 28 см, всегда пекли медовик и выкладывали на неё, или блины. Я на неё несколько лет назад уронила другую тарелку и появилась трещина и щербинка. Выкидывать жалко, реже пользуюсь.
Эти тарелки, и ещё третью с голубой каемкой, в 1933 во время голода обменяли на продукты, тогда по деревням ходили и меняли кто, что мог. Кто и откуда были, бабушка не говорила.

Винтажное увлечение Екатерины2

Сзади две буквы BR, поискала в сети, но ничего не нашла. Ещё что-то выдавлено, но не понятно.

Винтажное увлечение Екатерины2



Интересное в разделе «Посуда»

Новое на сайте