Наступила пора школьных заданий, и вот моему ребенку, учащемуся во втором классе, поручили выучить фрагмент из творения Пушкина об осени. Срок – всего один вечер. Я оптимистично подумала, что восемь строк – это пустяк.
Однако реальность оказалась иной. Каждое слово великого поэта требовало разъяснений. «Очей очарованье» далось нелегко, но мы справились. Затем застряли на «увяданье». С трудом, но одолели вторую и третью строки. Четвертая тоже поддалась, хотя «багрец» вызвал затруднения.
Я была озадачена: ведь это Пушкин, не самые сложные слова, не то что «Песнь о вещем Олеге». Что же такого необычного? Подбодрила сына: мол, полпути пройдено, давай закончим. Осталось еще четыре строки.
Но вторая часть оказалась еще сложнее. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» никак не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник и даже Пушкина. В итоге легли спать намного позже обычного, и сон был беспокойным.
На следующий день сын вернулся с отличной оценкой. Рассказывал взволнованно, что хороших оценок мало, в основном тройки и двойки. Некоторые одноклассники вообще не смогли выучить стихотворение.
Вечером состоялось плановое родительское собрание. Обычно на таких встречах решают финансовые вопросы, но в этот раз почти все время было посвящено «Осени». Родители возмущались: «Как можно давать детям такое задание? Это невозможно выучить за один вечер!» Они делились историями о том, как дети плакали, не спали ночь, но так и не смогли постичь красоту пушкинской осени.
Оказалось, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем классе. Я поискала информацию в интернете и обнаружила, что в блогах пишут о том же – дети не могут запомнить «Осень» из-за непонятных слов. А ведь впереди – стихи Фета, Тютчева, Есенина...
Учительница пыталась объяснить родителям, что в стихотворении нет ничего сложного. Все слова можно разъяснить, они есть в словаре в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают – это не вина Пушкина, департамента образования или школы. Родители продолжали возмущаться, забыв, что сами когда-то учили эту же «Осень».
«Страшно то, что дети не могут выразить свои чувства и ощущения словами, – говорила учительница. – В четвертом классе разбирали фразу «пастух трубит в рожок». Спросили детей, знают ли они, что такое рожок. Молчание. Потом кто-то вспомнил про мороженое, другой – про рекламу творожка. И всё».
Возможно, через полвека в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно наслаждаться осенним пейзажем и декламировать: «Унылая пора!»
Приводим стихотворение, которое, возможно, вы забыли:

Однако реальность оказалась иной. Каждое слово великого поэта требовало разъяснений. «Очей очарованье» далось нелегко, но мы справились. Затем застряли на «увяданье». С трудом, но одолели вторую и третью строки. Четвертая тоже поддалась, хотя «багрец» вызвал затруднения.
Я была озадачена: ведь это Пушкин, не самые сложные слова, не то что «Песнь о вещем Олеге». Что же такого необычного? Подбодрила сына: мол, полпути пройдено, давай закончим. Осталось еще четыре строки.
Но вторая часть оказалась еще сложнее. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» никак не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник и даже Пушкина. В итоге легли спать намного позже обычного, и сон был беспокойным.
На следующий день сын вернулся с отличной оценкой. Рассказывал взволнованно, что хороших оценок мало, в основном тройки и двойки. Некоторые одноклассники вообще не смогли выучить стихотворение.
Вечером состоялось плановое родительское собрание. Обычно на таких встречах решают финансовые вопросы, но в этот раз почти все время было посвящено «Осени». Родители возмущались: «Как можно давать детям такое задание? Это невозможно выучить за один вечер!» Они делились историями о том, как дети плакали, не спали ночь, но так и не смогли постичь красоту пушкинской осени.
Оказалось, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем классе. Я поискала информацию в интернете и обнаружила, что в блогах пишут о том же – дети не могут запомнить «Осень» из-за непонятных слов. А ведь впереди – стихи Фета, Тютчева, Есенина...
Учительница пыталась объяснить родителям, что в стихотворении нет ничего сложного. Все слова можно разъяснить, они есть в словаре в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают – это не вина Пушкина, департамента образования или школы. Родители продолжали возмущаться, забыв, что сами когда-то учили эту же «Осень».

«Страшно то, что дети не могут выразить свои чувства и ощущения словами, – говорила учительница. – В четвертом классе разбирали фразу «пастух трубит в рожок». Спросили детей, знают ли они, что такое рожок. Молчание. Потом кто-то вспомнил про мороженое, другой – про рекламу творожка. И всё».
Возможно, через полвека в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно наслаждаться осенним пейзажем и декламировать: «Унылая пора!»
Иоланта Качаева, «Московские новости»
Приводим стихотворение, которое, возможно, вы забыли:
Александр Сергеевич Пушкин Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.