Последнее время мне стало тесно в «крестиках». Рука и глаз просили чего-то нового, яркого, разнопланового. При этом были давние планы освоить вышивку блекворк. Пошерстив инфу в интернете, я удивилась увиденному и «заболела». Заболела современной забугорной вышивкой, которую успешно осваивают и наши отечественные мастерицы. Как показалось на мой (возможно, поверхностный) взгляд, современная вышивка успешно объединяет элементы крестиков, блекворка, «шовчиков», барджелло, хардангера и других, счётных и не-счётных, вышивок. Так же в работах используются узелки, бисер и стразы. Повсеместно используется тонированная основа и непривычные для вышивки нити – шёлковые, вискозные, металлик, нити секционного крашения (любого состава). В результате получается фейерверк оттенков и фактур.
Попытаюсь разобраться в этом миксе техник. Миксе вкусном, непривычном и необычайно манящем. Параллельно что-нибудь изобразив
Блэкворк («черная вышивка»).
Существующие схемы для вышивки в стиле блэкворк можно разделить на два вида: контурные (в такой схеме вышиваются только очертания объектов) и оттеночные (в этой технике насыщенность цвета определяется плотностью вышивки – от светло-серого к черному; градиент достигается не сменой цвета, а вариированием толщины нитей и плотностью заполнения участка вышивки).
Об истории блекворка.
За достоверность фактов не ручаюсь, ибо не историк и не искусствовед. Однако ж посчитала нужным привести их, пусть в ранге исторических баек.
Материалы
Техника блэкворка
Полезные советы
Шовчиковые дизайны (или вышивка на моноканве, (needlepoint) – современный особый вид рукоделия, в котором иглой и разноцветными нитями разной толщины и фактуры создаются фантастические по своей красоте и совершенству форм картины. Часть техник заимствована из декоративных швов, часть из изонити.
Материалы.
Барджелло.
История
Визуальные приёмы
Техника вышивки
Итак, я загорелась.
Прочитала в сети немалое количество инфы о вожделенном предмете. Накачала бесплатных схем и просто картинок. Вдохновилась. Переварила «съеденное». Для начала остановилась на пасхальном яйце дизайнера Елены Душкиной-Шатт, выполненном блекворком. несложными шовчиками и бисером. Схема бесплатная, скачала в ВК.
В качестве основы дизайнером предложена канва кремовая линда 27. У меня ничего даже близко похожего нет. Пошуршав в запасах, нашла старую брошенную вышивку, выполненную на рогожке более-менее равномерного плетения. Нитки взяла красную шерсть, оставшуюся от набора.
Отшила пробный элемент в 3 нити – толсто. Попробовала в 2 и в 1 нить
Остановилась на двух нитках. При этом одну нить заменила на гаммовский люрекс в 2 сложения (именно швейный катушечный люрекс, а не металлик. Металлик жёсткий и крутится). В итоге вышиваю 1 нить шерсти + нити люрекса.
Вчера за час-полтора отшила вот такой участок
И крупнее
Впечатления такие.
Попытаюсь разобраться в этом миксе техник. Миксе вкусном, непривычном и необычайно манящем. Параллельно что-нибудь изобразив
Блэкворк («черная вышивка»).
Существующие схемы для вышивки в стиле блэкворк можно разделить на два вида: контурные (в такой схеме вышиваются только очертания объектов) и оттеночные (в этой технике насыщенность цвета определяется плотностью вышивки – от светло-серого к черному; градиент достигается не сменой цвета, а вариированием толщины нитей и плотностью заполнения участка вышивки).
Об истории блекворка.
Родиной блэкворка принято считать Восток. Именно оттуда эта техника вышивки попала в Испанию, а дальше и в остальные страны Европы. В 1501 году Екатерина Арагонская, дочь королевы Изабеллы Испанской и короля Фердинанда, приезжает из Испании в Англию и вскоре становится супругой короля Генриха VIII. И в течение 25 лет, находясь у власти и обладая немалым влиянием, она сумела заразить сотни придворных дам своей увлеченностью и приверженностью вышивкой блэкворк, называемой в те времена «испанская работа», которые с удовольствием следовали примеру своей королевы, просиживая за пяльцами. Развод Екатерины и Генриха послужил тому, что Испания, как и все испанское, оказались в опале, а выражение «испанская работа» со временем заменили на «черная вышивка».
Во времена Якова I в Англии производство кружев облагалось очень высокими налогами, и предприимчивые британцы использовали эту технику для имитации кружев на манжетах и воротниках. Художник Ханс Гольбейн на своих картинах запечатлел представителей высших сословий Британии в одежде с узорами из чёрных нитей – и шов получил своё название по фамилии человека, который никогда не занимался вышивкой.
За достоверность фактов не ручаюсь, ибо не историк и не искусствовед. Однако ж посчитала нужным привести их, пусть в ранге исторических баек.
Материалы
Блэкворк относится к счетным видам вышивки, поэтому для вышивки можно выбрать любую канву, например, Аиду 14 или равномерку.В современных дизайнах блекворка используют цветные (а случается, что и секционного крашения) нити любого состава. При этом в зависимости от желаемого результата нить может быть как традиционно тонкой, так и провокационно толстой (особенно это касается работ в смешанной технике с использованием блестящих нитей).
Исторически принято вышивать в технике блэкворк шелковыми нитками черного цвета, но можно использовать черные нити обычного мулине.
Техника блэкворка
– Простой крест
– Болгарский крест
– Стебельчатый шов
– «Назад иголку» (backstitch)
– «Голбейн». Его еще называют двойной наметочный стежок. При его выполнении сначала делают наметку в одном направлении, а затем, возвращаясь обратно, заполняют пустые места. Проколы делают в одних и тех же местах в обоих направлениях, тогда в результате получается одна линия. При выполнении этого стежка и на лицевой, и на изнаночной стороне получается одинаковый рисунок, что очень удобно при вышивании скатертей, полотенец и салфеток.
Назвали этот стежок в честь немецкого художника Ганса Гольбейна-младшего, который хоть и не имел никакого отношения к вышивке, но нередко изображал на своих картинах представителей аристократии в одежде с узорами из черных ниток.
Полезные советы
Перед началом выполнения работы внимательно изучите схему, чтобы найти оптимальную последовательность перехода от одной части работы к другой.
Для вышивания контура используйте толстую нить или нить в несколько сложений. Это сделает сложный узор более изящным и соединит элементы дизайна
Не делайте длинных протяжек на изнанке работы, чтобы нить не просвечивала на лицевую сторону.
Создавая собственную схему, возьмите на заметку, что вышивка будет выглядеть светлее или темнее в зависимости от количества используемых нитей (толщины стежков).
Шовчиковые дизайны (или вышивка на моноканве, (needlepoint) – современный особый вид рукоделия, в котором иглой и разноцветными нитями разной толщины и фактуры создаются фантастические по своей красоте и совершенству форм картины. Часть техник заимствована из декоративных швов, часть из изонити.
Материалы.
В качестве основы для вышивки используется моноканва – жесткая канва, похожая на гобеленовую сеточку, но плотнее и без разметки. Она очень похожа на москитную сетку. Моноканва выпускается разного каунта (10,12, 13, 14,16 18). Бывает разных оттенков. У нас в России ее почти не продают, умелицы заказывают в зарубежных рукодельных интернет-магазинах. Так же используется канва равномерного плетения Congress Cloth (выпускается исключительно каунта 18). Как и моноканва, она бывает разного цвета. Характеризуется «нежной» структурой, на которой после распарывания ошибочного стежка остаются неубираемые следы. Возможна вышивка на равномерке (ткани равномерного плетения). Основа крепится в прямоугольных пяльцах – рамках, которые собираются из деревянных планок разной длины. Планки продаются парами, и, имея в своем распоряжении несколько деталей разной длины, позволяют собрать раму нужного размера. Моноканва закрепляется на раме при помощи кнопок-гвоздиков.Как правило, шовчиковые дизайны используют для вышивки мандалл и небольших изделий типа бискорню, фенечек и шкатулок. Я видела в сети буквально единицы масштабных работ (панно и подушек). Больших сюжетных дизайнов, привычных нам по крестикам, в этой технике не встречала. Так же шовчики могут служить «вишенкой» в больших крестиковых дизайнах, как у широко известной Мартины Вебер (Розенберг), работающей под маркой Шаталайн.
Дизайны на моноканве вышиваются разнообразными по своей фактуре материалами: шерстью и перлом (нитями, напоминающими наш «Ирис»), а также хлопковыми однотонными нитями и мультиколором, крейником (металлик) и шелком.
Барджелло.
История
Поскольку точное место и время появления этой вышивки доподлинно не известно, существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них может считаться вполне вероятной, но самая распространенная – о легенда о том, как в незапамятные времена во Флоренцию (Италия) прибыла венгерская принцесса Елизавета (1207-1231), познакомившая флорентиек с диковиной техникой.
Попав благодаря Елизавете Венгерской в Италию, эта техника получила ее имя и стала называться Punto unghero («венгерский стежок»). Это название до сих пор употребляется в Италии наравне с «барджелло», появившимся гораздо позже по технической необходимости. Дело в том, что при проведенной англичанами систематизации вышивальных стежков, «венгерским стежком» была названа другая техника, и чтобы не было путаницы, за вышивкой из Флоренции необходимо было закрепить другое название. Тут-то и пригодилось звучное имя флорентийского музея «Барджелло» (museo Nazionale del Bardgello), в котором были выставлены стулья, обитые вышивкой в стиле Punto unghero («стулья XVII века со спинками и сиденьями вышитыми Punto unghero"). С тех самых пор Punto unghero («венгерский стежок») и Il Ricamo (Lavoro, Punto) Fiorentino («флорентийская вышивка») в англоязычных источниках стали называться барджелло.
Справедливости ради, следует сказать, что подобная техника вышивания развивалась в средние века не только в Чехии и Италии, так как относительно несложная работа позволяла создавать прочные износостойкие предметы домашнего или церковного убранства. По некоторым источникам этим рукоделием, например, владела и другая венгерская принцесса – Ядвига, вышедшая замуж за польского короля Владислава II Ягелло. А в двух домах-музеях Англии ("Parham House" и "Chastleton House") хранятся многочисленные предметы, выполненные в стиле Flame Stitch ориентировочно с 1560 по 1585 год.
Во Франции изделия с вышивкой Flame Stitch начали производить в начале XVII века в знаменитых текстильных центрах Эльбеф и Руан, где этот стежок был известен как «бергамо» (Bergamo, Италия). В том же веке зигзагообразная вышивка стала очень популярна в Амстердаме, а ирландцы и вовсе думали, что это их изобретение и назвали технику Irish Stitch («ирландский стежок»). В XVIII веке в моду вошли мужские кошельки в стиле барджело. Чтобы продемонстрировать свои таланты, их вышивали своим женихам девушки из высшего света. Несколько образцов такой вышивки, созданных руками австрийской императрицы Марии-Терезии до сих пор экспонируются в венском музее.
Что касается Италии, то вполне вероятно, что техника Fiamma появилась здесь как подражание рисункам колоритных тканей привозимых с Востока. Особенную популярность она завоевала в законодателе средневековых мод славном городе Флоренция, где передаваясь из поколения в поколение, Lavoro Fiorentino постепенно превратилось в одну из главных городских достопримечательностей.
Визуальные приёмы
Главную роль в создании вышивки барджелло играл выбор цветов, комбинация которых могла создавать различные визуальные эффекты – глубину, объем, градиент (растяжка цветов от темного с светлому и наоборот), контраст, монохром и т. п.Мне видится, что именно "8-way Bargello" (а, возможно, и древняя «калейдоспическая» флорентийская барджелло) и стала отправной точкой для современных вышитых мандалл. Во всяком случае, их немалое визуальное сходство я уловила.
Этой же цели служил тщательный подбор длины стежков (первоначально все стежки были одной длины, но со временем это стало не обязательным) и определение последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.
Несмотря на то, что вышивке барджелло уже около семи веков, ее основополагающие принципы остались практически неизменными, если не считать новшества от Dorothy Kaestner (1972), которая, поэкспериментировав с зеркалом, придала барджелло эффект калейдоскопа, предложив вышивку в «четырех направления» (книга "Four Way Bargello", 1972). В этой технике холст делится по диагонали на 4 части и мотив выполняется в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях. Позднее эта техника была доработана до 8 направлений (горизонтальные, вертикальные и диагональные стежки, книгa "8-way Bargello" от Kenneth J. Goelzer и дизайны "Ice Cristall", "Kaleydoscope", "Tulip Fantasy" от Susan Kerndt) и 12 направлений (по типу часов "Round the clock" Kenneth J. Goelzer).
Техника вышивки
В классической версии барджелло используется прямой вертикальный стежок, который выполняется сверху-вниз, слева-направо через 4 нити канвы. Однако, современная вышивка не лимитирует длину стежка.
Итак, я загорелась.
Прочитала в сети немалое количество инфы о вожделенном предмете. Накачала бесплатных схем и просто картинок. Вдохновилась. Переварила «съеденное». Для начала остановилась на пасхальном яйце дизайнера Елены Душкиной-Шатт, выполненном блекворком. несложными шовчиками и бисером. Схема бесплатная, скачала в ВК.
В качестве основы дизайнером предложена канва кремовая линда 27. У меня ничего даже близко похожего нет. Пошуршав в запасах, нашла старую брошенную вышивку, выполненную на рогожке более-менее равномерного плетения. Нитки взяла красную шерсть, оставшуюся от набора.
Отшила пробный элемент в 3 нити – толсто. Попробовала в 2 и в 1 нить
Остановилась на двух нитках. При этом одну нить заменила на гаммовский люрекс в 2 сложения (именно швейный катушечный люрекс, а не металлик. Металлик жёсткий и крутится). В итоге вышиваю 1 нить шерсти + нити люрекса.
Вчера за час-полтора отшила вот такой участок
И крупнее
Впечатления такие.
- При всей моей нелюбви к пяльцам, пришлось их достать – основа мягкая, а гольбейну нужна натяжка. Шить на руках не получится.
- Гольбейн вышивается медленнее креста. Пробовала вышивать в 2 иглы (вторая заполняет промежутки первой), без возврата. Не скажу, что сильно шустрее и проще. Вернулась к общепринятому способу выполнения шва.
- Голову и глаза гольбейн грузит порядочно. Схема начерчена из расчёта, что вышивается через одну нить основы. Постоянно приходится считать. При этом есть участки в полклеточки (в каждую нить основы). Конечно, можно перечертить схему, но решила не отходить от принятых у дизайнеров подходов. Потому отсчитываю «раз-два, раз-два, раз-два».









