Дежа (кадка, квашня)
Дежа́ (квашня, укр. дiжа́, белор. дзежа́, польск. dzieża) — хлебное тесто, а также деревянная кадушка (иногда дуплянка) для его приготовления. В традиционной культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. У южных славян для заквашивания теста использовались деревянные долбленые ночвы. Слово «дежа» произошло от церковно-славянского дети, девати, девать, класть, ставить.
С Дежой обращались осторожно и даже почтительно. На Украине и в Белоруссии дежу с тестом ставили на столе или на лавке под образами в красном углу. В волынском Полесье дежа, покрытая скатертью, на которой лежал хлеб, находилась в красном углу постоянно. Считалось, что даже в том случае, если дежа совершенно обветшала, её нельзя употребить ни на что, кроме хранения хлеба. Садиться или вставать на дежу разрешалось лишь в особых ситуациях (на свадьбе, при пострижинах) и только при условии ритуальной чистоты. Дежу обычно не мыли, а скребли; если же мыли, то часть дежи оставляли нетронутой, чтобы в ней всегда сохранялись остатки квашеного теста. В Подлясье в деже оставляли зимой комочек сырого теста (zakwas) и покрывали её соломенным венком или переворачивали. В Слуцком уезде говорили, что без остатков теста на дне дежа проголодается и у неё «взыграет норов» (см. Закваска). У русских, украинцев и белорусов стряпуху приветствовали словами: «Спорынья в квашню!». В русских духовных стихах о Страшном суде грешная душа обвиняется в смертных грехах, между прочим в том, что она вынимала спорину из квашни.
Дежа́ (квашня, укр. дiжа́, белор. дзежа́, польск. dzieża) — хлебное тесто, а также деревянная кадушка (иногда дуплянка) для его приготовления. В традиционной культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. У южных славян для заквашивания теста использовались деревянные долбленые ночвы. Слово «дежа» произошло от церковно-славянского дети, девати, девать, класть, ставить.
С Дежой обращались осторожно и даже почтительно. На Украине и в Белоруссии дежу с тестом ставили на столе или на лавке под образами в красном углу. В волынском Полесье дежа, покрытая скатертью, на которой лежал хлеб, находилась в красном углу постоянно. Считалось, что даже в том случае, если дежа совершенно обветшала, её нельзя употребить ни на что, кроме хранения хлеба. Садиться или вставать на дежу разрешалось лишь в особых ситуациях (на свадьбе, при пострижинах) и только при условии ритуальной чистоты. Дежу обычно не мыли, а скребли; если же мыли, то часть дежи оставляли нетронутой, чтобы в ней всегда сохранялись остатки квашеного теста. В Подлясье в деже оставляли зимой комочек сырого теста (zakwas) и покрывали её соломенным венком или переворачивали. В Слуцком уезде говорили, что без остатков теста на дне дежа проголодается и у неё «взыграет норов» (см. Закваска). У русских, украинцев и белорусов стряпуху приветствовали словами: «Спорынья в квашню!». В русских духовных стихах о Страшном суде грешная душа обвиняется в смертных грехах, между прочим в том, что она вынимала спорину из квашни.








