Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

6 июня 2022 года в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского состоялось триумфальное возвращение оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася».

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Готовились долго. А последние недели перед премьерой были настолько загружены ещё и текущими концертами что... Но, как сказала Катя, оркестрантов мучили ещё больше.
 А ведь уже и сессия на носу, и зачёты сдаются.
Фото с репетиции за день до премьеры

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Из семейной переписки
Катюнин Московский: Вчерашняя репетиция
Катюнин Московский: Квест называется «найдите меня на фото»
Катюнин Московский: А для нас был другой: «дыши как и чем хочешь, но воздуха здесь нет»
Татьяна Шутова: третий ряд сверху, рядом с блондинкой и под девушкой в светлом с верхнего ряда
Татьяна Шутова: Возможно это-Даша
Муж поступил проще

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие
В день премьеры. Осталось совсем немного времени

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие


Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие


Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

 Катюнин Московский: Отпели первое действие
 Катюнин Московский: Теперь сидеть всё второе и ждать выхода на поклон

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие


Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Радио «Орфей» транслировало оперу «Ася» на своём видеоканале из Московской консерватории в прямом эфире.
Я чуточку обрезала до начала. Сама опера начинается с 18-ой минуты
"Ася" М.М. Ипполитов-Иванов. "Возрождение оперы" • Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие play thumbnailUrl Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие
Впервые произведение прозвучало в 1900 году Легендарная опера Ипполитова-Иванова "Ася" вернулась на российскую сцену. После более чем векового перерыва её представили в Большом зале Московской консерватории. Впервые это произведение по одноимённой…Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие - 3845595
PT2H41M
True
2022-06-09T10:24:06+03:00
embedUrl

Похожие темы


Жирафка
По одноименной повести И. С. Тургенева
Описание
«Ася» М. М. Ипполитов-Иванов

Лирические сцены в 3-х актах и 5-ти картинах

Либретто Н. А. Маныкина-Невструева

по одноименной повести И. С. Тургенева

Краткое содержание

Действие происходит в маленьком немецком городке на берегу Рейна в первой половине XIX века.

Действие первое

Картина первая. Сад при гостинице, где происходит шумная студенческая пирушка. Художник Гагин с сестрой Асей знакомятся с русским туристом N. N. Гагин приглашает N. N. к себе на ужин.

Картина вторая. Дом на берегу Рейна, где живут Гагин и Ася. Гагин любуется окрестными видами и рассказывает N. N., что Ася — незаконнорожденный ребенок от связи его отца с крепостной. Ася кокетничает с N. N. После его отъезда Ася взволнована: гость произвел на нее сильное впечатление.

Действие второе

Картина третья. Ася в своей комнате пишет N. N. любовное письмо, в котором назначает ему свидание у часовни. Ася признается Гагину, что полюбила N. N. и страдает из-за этого. Она просит брата увезти ее с собой — подальше от искушения. После ухода Гагина Ася пишет N. N. новое письмо, в котором назначает свидание в другом месте — у фрау Луизе.

Картина четвертая. Загородный сад. Веселый старый бурш ухаживает за грустной служанкой Ганхен. N. N. получил записку Аси и предается мечтам о ней. Гагин, обеспокоенный волнением сестры, говорит ему: «Ведь вы не женитесь на ней».

Действие третье

Картина пятая. Фрау Луизе в своей комнате вяжет чулок и поет песенку про Лорелею. Входит Ася, фрау Луизе уходит. Появляется N. N. Вначале он нежно обнимает Асю, но затем вспоминает слова Гагина и дает понять девушке, что не женится на ней. Ася убегает со словами: «Я не увижу больше вас». После ухода девушки N. N. охватывает тоска, он осознает, что страстно любит Асю.

Действующие лица и исполнители:

Гагин – Сергей Петрищев (тенор)

Ася, его сестра – Алина Яровая (сопрано)

NN – Анджей Белецкий (баритон)

Сениор студенческой корпорации «Ренария» – Илья Легатов (тенор)

Один из посетителей пивного буфета – заслуженный артист России Михаил Гужов (бас)

Ганхен, служанка – Софья Славинская (меццо-сопрано)

Фрау Луизе – Софья Славинская (меццо-сопрано)

Фриц, мальчик в доме Гагиных – Илья Демин (разговорная речь)

Московский молодежный симфонический оркестр имени М. М. Ипполитова-Иванова

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Художественный руководитель – народный артист России Геннадий ДМИТРЯК

Сводный хор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова

Руководители: заслуженная артистка России Галина Богданова, Владимир Науменко, Владимир Красов

Режиссёр – Андрей Цветков-Толбин

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – народный артист СССР Юрий СИМОНОВ

Руководитель проекта – заслуженный деятель искусств РФ Валерий ВОРОНА

Жирафка
Премьеру оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася» осветили в Новостях телеканала «ТВЦ»

Опера Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Легендарная опера «Ася» вернулась на сцену после векового перерыва
Впервые произведение прозвучало в 1900 году
Легендарная опера Ипполитова-Иванова «Ася» вернулась на российскую сцену. После более чем векового перерыва её представили в Большом зале Московской консерватории.
Впервые это произведение по одноимённой повести Тургенева прозвучало в 1900 году в исполнении лучших вокалистов, причём за режиссёрским пультом стоял сам композитор. Сочинение удивительной красоты и гармонии, опера «Ася» сразу завоевала сердца публики
После 1917-го года лирическое творение Ипполитова-Иванова надолго забыли. И вот теперь нежные арии, полные сокровенных переживаний, снова звучат на сцене.

Жирафка
Съемочная группа новостей телеканала «Культура» посетила премьеру оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася»


Опера Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Незаслуженно забытая: оперу «Ася» Ипполитова-Иванова исполнили в Большом зале консерватории
Впервые «Асю» сыграли в 1900 году в Московской частной русской опере. За дирижерским пультом стоял сам автор, главные партии исполнили ведущие певцы того времени.
Сто лет спустя опера Ипполитова-Иванова «Ася» вернулась на сцену. Премьера произведения прошла в 1900 году, а после революции оно было забыто: тургеневские герои пришлись «не ко времени». Возвращение – пока в концертной версии, но задумываются и о полноценной постановке. Из Большого зала консерватории – Мария Трофимова.
Сегодня произведения Михаила Ипполитова-Иванова исполняют редко. Они почти неизвестны широкой публике. Один из создателей современной системы музыкального образования, его при жизни до революции и после – в советское время – воспринимали прежде всего как композитора. Человек феноменальной работоспособности и широты композиторских интересов. Его наследие – пять опер, симфонии и оркестровые сюиты, хоровые, камерно-инструментальные, вокальные сочинения, музыка к кинофильмам.
«Ипполитов-Иванов в то время был очень мощной фигурой, одним из лидеров музыкального сообщества – и как композитор, и как общественный деятель», – рассказал руководитель проекта, ректор Музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона.
Вернуть в музыкальную жизнь страны оперу «Ася» основателя Ипполитовки – давняя мечта института. Чтобы осуществить идею, ушло полгода. Дирижер-постановщик Юрий Симонов взял за основу рукописную копию оперы, которая хранится в стенах Московской консерватории.
Впервые «Асю» сыграли в 1900 году в Московской частной русской опере. За дирижерским пультом стоял сам автор. Главные партии исполнили ведущие певцы того времени. Декорации и костюмы создал Врубель. Жанр оперы Ипполитов-Иванов определил так же, как и Чайковский в «Евгении Онегине», – «лирические сцены».
«Она не менее лирическая, потом она очень чистая и ни на что не претендующая. Это искусство в чистом виде, потому что ведь Чайковский опирался на Пушкина, а этот взял Тургенева, а Тургенев – это не Пушкин», – пояснил дирижер-постановщик, народный артист СССР Юрий Симонов.
Либретто «Аси» не совсем соответствует литературному первоисточнику. Некоторые сюжетные линии отсутствуют. А сама главная героиня у Ипполитова-Иванова получилась более нежной, лиричной и мягкой, чем у Тургенева. Образ своей Аси исполнительница роли Алина Яровая черпала из классики.
«Здесь я почувствовала, конечно, и Татьяну, и немножечко Ассоль – в ожидании чуда, счастья. Снегурочка – в какой-то мере, которая была холодной, потом полюбила и воспылала радостью», – поделилась певица Алина Яровая.
После концертного исполнения жизнь оперы продолжится уже в театральном воплощении – это будет совместный проект Ипполитовки и ГИТИСа. Оперу «Ася» планируют показать в разных городах страны.

Жирафка
Интернет-портал о премьере оперы «АСЯ»
?

Опера Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Опера Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие
Новая постановка незаслуженно забытого шедевра М. М. Ипполитова-Иванова — оперы «Ася» по одноименной повести И. С. Тургенева — будет показана в Большом зале Московской консерватории 6 июня 2022 г. и станет, по сути, мировой премьерой этого выдающегося произведения.
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935) – композитор, дирижер, педагог, этнограф, крупный общественный деятель, народный артист Республики (1922), профессор и первый выборный ректор Московской консерватории, один из создателей и реформаторов современной системы российского музыкального образования, сыграл большую роль в истории отечественной музыкальной культуры.
Однако подлинный масштаб личности и значение деятельности М. М. Ипполитова-Иванова начали осознаваться лишь в последние годы.
Обширное творческое наследие М. М. Ипполитова-Иванова, оказавшееся в тени в советское время, сегодня нуждается в серьезном изучении и возвращении в концертную жизнь. Он автор пяти опер, симфоний и оркестровых сюит, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных сочинений, имевших при жизни композитора большую известность и успех.
Исполненная впервые в 1900 году в Московской частной русской опере под управлением самого автора, опера «Ася» по праву заняла особое место как в творчестве композитора, так и в истории музыкальной культуры предреволюционной России.
В главных партиях блистали ведущие певцы того времени Е. Цветкова и А. Шубин, а декорации были созданы великим русским художником М. Врубелем. До революционных потрясений опера «Ася» была представлена еще несколько раз, в 1905 году были изданы ее клавир и партитура, что делает возможным сегодняшнее возрождение этого шедевра.
Сочинение удивительной красоты и гармонии, оно не вписывалось в жесткое время революционных преобразований, когда требовались другие сюжеты и иные герои. В послереволюционное время опера «Ася» больше не звучала, пополнив фонд незаслуженно забытых произведений отечественной музыки.
В наши дни, когда особой заботой общества является восстановление отечественного культурного наследия, мы вновь обращаемся к оперному шедевру М. М. Ипполитова-Иванова. Его новая концертная постановка станет уникальным проектом фонда «Русское исполнительское искусство» и ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, подготовленным на основе архивных материалов из фонда композитора.
Музыкальный руководитель постановки – выдающийся дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова Юрий Симонов.
Постановка будет осуществлена силами известных певцов, солистов ведущих оперных театров России, а также молодых талантливых исполнителей – вокалистов и инструменталистов, студентов ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова и МГК имени П. И. Чайковского.
Музыкально-театральный проект станет ярким послесловием и еще одним щедрым подарком к недавно отмечавшемуся 160-летию со дня рождения композитора, 100-летию ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова и 155-летию Московской консерватории, которую многие годы, в том числе в сложное время революции и гражданской войны, возглавлял М. М. Ипполитов-Иванов.

Жирафка
О том, что готовится к постановке опера студенты узнали ещё год назад. А в начале этого учебного года Катю приняли на полставки на работу в институт. И она теперь

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Ну и захотелось ей посмотреть на что же они замахнулись

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие


Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

 А оригинал-рукописный экземпляр находится в библиотеке консерватории

Жирафка
Поздравление ректора на страничке института в ВК 07.06.22
Дорогие друзья!

От души поздравляю вас и весь наш замечательный коллектив с успешным выступлением вчера в Большом зале Московской консерватории!
Получилось важное для истории института и для всей российской культуры событие!
Такой концерт мог бы украсить любую из лучших концертных площадок мира!
Это был очень трудный проект! Он показал, что нам под силу любые трудности, и что мы можем достигать самых высоких целей.
Оркестр и солисты получили бесценный опыт общения с выдающимся дирижером современности Ю. И. Симоновым, вышли на новый уровень мастерства, достигли высокого художественного уровня!
Возрождение забытого раритета М. М. Ипполитова-Иванова произвело неизгладимое впечатление на публику!
Вы настоящие герои нашего времени и полностью опровергли всех, кто считает, что чудес не бывает!
Будем стремиться к новым свершениям!
Всем здоровья, успехов, удачи и вдохновения!

И. о. ректора В. И. Ворона


Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Жирафка
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» о премьере оперы «АСЯ»


Возрождение оперы «Ася» Ипполитова-Иванова: концертное исполнение в БЗК (6 июня 2022)

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

Возрождение забытой оперы по повести Тургенева: 6 июня в Большом зале консерватории состоится концертное исполнение оперы Михаила Ипполитова-Иванова «Ася», звучавшей в последний раз в предреволюционной России. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Юрий Симонов, художественный руководитель и главный дирижер АСО Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.

Солисты:

Екатерина Петрова (сопрано)
Алина Яровая (сопрано)
Мария Беднарская (сопрано)
Алексей Татаринцев (тенор)
Сергей Петрищев (тенор)
Леонид Бахталин (баритон)
Анджей Белецкий (баритон)
Михаил Гужов (бас)
Также в концерте участвуют:

студенты и выпускники ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова и МГК имени П. И. Чайковского (Мария Чайковская, Эллина Шатская, Таймас Рахбанов, Илья Легатов, Кира Краснова, Софья Славинская)
Московский молодежный симфонический оркестр имени М. М. Ипполитова-Иванова
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Сводный хор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова
Режиссер – Андрей Цветков-Толбин.

Руководитель проекта – Валерий Ворона, ректор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.

Премьера «Аси» состоялась в 1900 в Москве силами «Товарищества частной оперы» (одно из многочисленных названий частного оперного театра, финансовую поддержку которому оказывал предприниматель и меценат Савва Мамонтов), в художественном оформлении великого Михаила Врубеля. Дирижировал автор. Партию Аси исполнила Елена Яковлевна Цветкова.

«В этой опере близость к "Онегину" сказалась особенно сильно ввиду сходства и сценических ситуаций и переживаний сценических персонажей (Ася в опере мечтательнее и спокойнее, чем в повести Тургенева). Бюргерская патриархальная среда провинциального немецкого городка хорошо передана Ипполитовым-Ивановым в сценах, где звучат мелодии подлинных бытовых танцев и студенческих песен; ансамбли написаны просто и ясно, отчасти в стиле опер Моцарта. "Ася" была поставлена в Московском театре Солодовникова; в переработанной композитором редакции возобновлена в Москве в 1906 г. Через немецкий песенно-бытовой элемент "Ася" сближается по характеру с шубертовской лирикой», – пишет в книге «М. М. Ипполитов-Иванов» (М.: Музгиз, 1936) музыковед Сергей Бугославский.

Музыковед Абрам Гозенпуд, в свою очередь, подчеркивал, что все же «неверно рассматривать "Асю" только как подражание "Онегину"». Также он отмечал, что многие сюжетные линии Тургенева были утрачены, «появились банальные оперные ситуации», и что «не являясь новым словом в искусстве, опера Ипполитова-Иванова все же пользовалась симпатией слушателей».

Жирафка
В интервью порталу Belcanto ректор Ипполитовки Валерий Иосифович Ворона рассказал о том, как готовилась премьера оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася», которая с большим успехом прошла 6 июня в Большом зале консерватории



6 июня 2022 г. в Большом зале Московской консерватории будет показана новая постановка незаслуженно забытого шедевра М. М. Ипполитова-Иванова — оперы «Ася» по одноименной повести И. С. Тургенева. Музыкально-театральный проект станет ярким послесловием и еще одним щедрым подарком к недавно отмечавшемуся 160-летию со дня рождения композитора, 100-летию ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова и 155-летию Московской консерватории, которую многие годы, в том числе в трудное время революции и гражданской войны, возглавлял М. М. Ипполитов-Иванов.

В канун премьеры мы встретились с инициатором постановки и ее главной движущей силой — ректором Ипполитовки Валерием Иосифовичем Вороной.

— Опера не исполнялась 100 лет – как так вышло, это случайноcть или несправедливость судьбы?

— Теории заговора здесь, конечно, нет. Все дело в том, что у Ипполитова-Иванова не было наследников. В тридцать пятом году он ушёл из жизни, и просто некому было беспокоиться о нем и его творческом наследии... А оно огромно. Готовясь к 100-летию вуза, мы обнаружили в Российском национальном музее музыки более 10 тысяч наименований, связанных с его именем. И теперь мы пытаемся открывать его наследие заново. В основном пока своими силами.

Постановка оперы — серьёзное и очень затратное дело, а мы делаем это без копейки. По сути, это такой народный проект, что традиционно для нашей истории. Когда в 1880 году открывали памятник Пушкину — на народные, кстати, деньги — Ипполитов-Иванов написал тогда кантату, ее исполняли на открытии. Постановка его оперы «Ася», в определенном смысле, продолжает эту традицию. Сама идея людей объединила — откликнулись солисты ведущих театров, Юрий Иванович Симонов нас поддержал. Известные артисты делают все это совершенно бескорыстно, как настоящие волонтеры (хоть и дорогостоящие).

— Красивая опера?

— Красивая. Мы сейчас в процессе репетиций слушаем — наслаждаемся. Конечно, рискованно показывать ее в концертном исполнении. Опера все-таки неотторжима от визуальной части — сценография, костюмы, режиссерское решение. А концертное исполнение скорее уместно для хорошо известных опер, которые стали шлягерами, и все мелодии уже на слуху. Осенью мы планируем сделать уже полноценную постановку на сцене учебного театра ГИТИСа с костюмами, декорациями. 3-4 показа точно будет, потом повезем в регионы — нас поддержал Росконцерт. Так что сейчас у нас что-то вроде презентации.

— Но презентация серьезная — все-таки Большой зал консерватории.
— Да, консерватория нам очень помогает — бесплатно предоставляет зал, костюмы из оперной студии, экран, еще много всяких технологических моментов берет на себя. За что мы очень признательны Александру Сергеевичу Соколову и его команде. Мы планировали поставить «Асю» в рамках нашего музыкального марафона к 160-летию Ипполитова-Иванова и 100-летию вуза. Но вмешалась пандемия, пришлось постановку на время отложить.

— А много ли известно про первое исполнение «Аси»?

— Это было в 1900 году в Московской частной русской опере. Дирижировал сам Ипполитов-Иванов, в главных партиях блистали знаменитые певцы того времени Елена Цветкова и Александр Шубин. В постановке участвовали студенты консерватории — как, собственно, и сейчас. А декорации и эскизы костюмов делал Врубель. В Музее музыки мы нашли фото Врубеля с дарственной надписью, вероятно, адресованной Ипполитову-Иванову: «Победоносному вождю оперного воинства». А в Театральном музее имени А. А. Бахрушина — эскиз костюмов главных героев «Аси». Все это настоящие открытия!
— Был успех?

— Да. В то время к Ипполитову-Иванову внимание общественности вообще было очень серьезное, он был большим авторитетом, гуру, каждое его слово имело огромный вес. В самые сложные времена, когда все бурлило, у него в консерватории было спокойно — он умел людей объединять. Общался с Луначарским, задумывал и осуществлял колоссальные реформы, внедрял новую систему образования. Он очень многолик — общественный деятель, педагог, этнограф, композитор, дирижер. Фигур такого масштаба найти не так-то просто.

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

— Тем не менее, его творчество сейчас не столь хорошо знакомо широкой публике. И «Асю» вот тоже забыли практически на сто лет.

— После премьеры «Ася» была представлена еще несколько раз, а в послереволюционное время она больше не звучала — время было жесткое, оно требовало других сюжетов и иных героев.

— У вашей постановки тоже непростая судьба.

— Мы задумывали это просто как дипломный спектакль. Но когда начали им заниматься — поняли, что этот раритет надо возвращать народу, музыка замечательная, имеющая свою особую лирико-поэтическую энергетику.

Сейчас во всем мире проявляют большое внимание к композиторам второго ряда, которые были современниками Шостаковича, Прокофьева — Моисей Вайнберг, Борис Чайковский...
При жизни Ипполитов-Иванов, наряду с Танеевым, Скрябиным, Рахманиновым, молодым Стравинским и др., был видным представителем композиторской элиты. В послереволюционный период он активно занимался общественной деятельностью, реформированием музыкального образования, а после ухода из жизни его богатое композиторское наследие осталось без внимания. Между тем, оно, без сомнения, представляет огромную ценность, расширяет спектр восприятия искусства того времени. У Ипполитова-Иванова много музыки очень цельной, высокого лирического накала, о которой сейчас можно только мечтать — а ведь все это уже написано, просто протяни, наконец, руку, бери и пользуйся. Есть оперы, симфоническая музыка, камерно-инструментальная и потрясающая вокальная лирика.

Когда, готовясь 100-летию, мы обнаружили этот колоссальный багаж, нашим первым шагом стало издание трехтомника его романсов. Это новая планета для всех вокалистов! Подарили экземпляр Ларисе Абисаловне Гергиевой, и она уже сделала на его основе два концерта. Ипполитов-Иванов потрясающий лирик, необыкновенно светлый, тонкий, умеющий передать прелесть деталей, умилиться, образно говоря, каждому лепесточку...

— Определение «лирические сцены» невольно наводит на мысль о Чайковском.

— Конечно, Ипполитов-Иванов не стоит как-то отдельно, он учился у Римского-Корсакова, Чайковский заметил его талант и рекомендовал в качестве профессора консерватории. Они были очень дружны. Можно сказать, что Ипполитов-Иванов был буквально пропитан Чайковским. Есть определенное кровное родство «Аси» с «Евгением Онегиным» — и по музыке, и по сюжету.

— Насколько сложны партии в «Асе»?

— Первые партии сложные. Ася и Гагин — два главных персонажа — это целое полотно по объему. И надо сказать, Ипполитов-Иванов довольно сложно пишет. Его легко слушать, но очень трудно петь и играть. Для инструменталистов письмо у него непростое, необычное, сразу на руку не ложится.

— А где нашли партитуру оперы?

— В Российском национальном музее музыки хранится рукопись партитуры. Ее копию — тоже рукописную — мы обнаружили в Московской консерватории. Юрий Иванович Симонов очень много с ней работал, партии расписывал, штрихи ставил, описки исправлял. Планируем теперь ее издать.

Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие

— Большая часть тех, кто задействован в том, что будет происходить на сцене БЗК 6 июня, это ипполитовцы. А кто еще принимает участие?

— Оркестр и хор ипполитовский, плюс еще Госхор, артисты Новой оперы, Геликон-оперы, Театра Сац, Московской областной филармонии и др. Должен был петь Алексей Татаринцев, но буквально на днях ему пришлось отказаться от участия в этом проекте по довольно грустным семейным обстоятельствам... Собрать состав не так-то просто — мы же не стационарный театр, у нас нет собственной труппы. Хорошие певцы востребованы, у них графики расписаны на месяцы вперед, а плохие нам не нужны (улыбается). Совместить графики всех участников сложно, а репетиции, когда выпускается спектакль, очень плотные.

— Как думаете, насколько эта опера будет созвучна нашему времени?

— Мне кажется, сейчас это будет как глоток свежей родниковой воды. Все уже устали от экстравагантного ремесленничества, хотят простой и хорошей музыки. У нас же колоссальный пласт малоизвестной барочной и романтической музыки XVIII-XIX веков, романтические оперы, вокальная лирика. Так что пора делать раскопки.

Беседовала Светлана Остужева

Жирафка
«Литературная газета» откликнулась на предстоящую премьеру оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася» интервью с ректором Института, инициатором и руководителем проекта Валерием Иосифовичем Вороной

6 июня в Большом зале консерватории в концертном исполнении прозвучит опера «Ася» М. М. Ипполитова-Иванова. Это событие без преувеличения можно считать мировой премьерой. Почему шедевр оказался незаслуженно забыт больше, чем на столетие, «ЛГ» рассказал ректор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова Валерий ВОРОНА.

– Валерий Иосифович, премьера «Аси» – это подарок, который Ипполитовка сама себе преподнесла к юбилею?

– Отчасти, да. Идея вернуть в музыкальную жизнь страны оперу отца-основателя института – наша давняя мечта. Подготовка к юбилею стала прекрасным стимулом для осуществления этой мечты. Музыкальный марафон в честь столетия Ипполитовки стартовал ещё два года назад, но пандемия «продлила» его во времени. Мы в этой атмосфере до сих пор живем, хотя официальные торжества завершились грандиозным гала-концертом в «Зарядье» в ноябре прошлого года.

– И все-таки, премьера «Аси» для вас отдельное событие?

– Нам очень хочется, чтобы она стала ярким событием для всех любителей музыки. Юбилей Ипполитовки – это дань признательности Михаилу Михайловичу Ипполитову-Иванову, личности огромного масштаба, выдающемуся общественному деятелю, композитору, педагогу, дирижеру, этнографу. Надеемся, что возрождение оперы «Ася» будет способствовать привлечению внимания общественности к одной из ключевых фигур в истории нашей музыкальной культуры.

– Композитор оказался в тени педагога?

– Думаю, он был равновелик во всех проявлениях. При жизни – и до революции, и в советское время был высоко чтим, прежде всего, как композитор. В Московскую консерваторию он пришёл по приглашению Петра Ильича Чайковского. Среди его учеников были такие талантливые композиторы и пианисты, как Рейнгольд Глиэр, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов. Ипполитов-Иванов возглавил консерваторию в 1906 году, став первым выборным ректором, и проработал на этом посту до 1922 года, то есть в самое сложное для отечественной культуры время. Его стараниями консерватория продолжала работу в годы Первой мировой войны и, главное, была сохранена в революционных бурях...

–...когда достояние «буржуазной культуры» пришлось отстаивать, едва ли не рискуя жизнью.

– Вы правы, Михаил Михайлович и жизни бы не пожалел, чтобы отстоять alma mater. Он был одним из создателей современной системы музыкального образования, много работал с Луначарским, адаптируя русскую школу преподавания к новым условиям. Причем волновало его не только высшее образование. Он инициировал создание новых учебных заведений, чтобы как можно больше людей получили доступ к академическому образованию. Не будем забывать, что музыкальная школа, с которой в 1919 году начался наш институт, предназначалась не только для детей, но и для взрослых. Все новации, которые ректор по разным причинам не мог внедрить в консерватории, обкатывались именно здесь. Речь не шла о том, чтобы все учащиеся стали профессиональными музыкантами, просто он был убеждён, что именно академическая музыка помогает человеку оставаться человеком, развивать свои душевные качества, интеллект, постигать красоту этого мира.

– И среди стольких забот Михаилу Михайловичу еще хватало сил и времени для сочинительства?

– Он обладал феноменальной работоспособностью и широтой композиторских интересов – пять опер, симфонии и оркестровые сюиты, хоровые, камерно-инструментальные, вокальные сочинения и даже музыка к кинофильмам.
– Как же получилось, что его музыкальное наследие сегодня почти неизвестно широкой публике?

– В рамки нового советского искусства творчество Ипполитова-Иванова не совсем вписывалось. Он продолжал работать как композитор и после событий 1917 года, но «певцом революции» не был, да и быть не мог – его, прежде всего, волновал внутренний, духовный мир отдельного человека. Он писал также и духовную музыку. А, кроме того, у Михаила Михайловича, к сожалению, не было прямых наследников, приемная дочь жила за границей, и получилось, что позже популяризировать его творчество было просто некому. Его огромное композиторское наследие до сих пор не изучено и ждет своего часа. Нам предстоит серьезная работа по возвращению его в концертную жизнь.

– «Ася» – первый шаг ипполитовцев на этом пути?

– Нет, не так давно мы совместно с ГИТИСом поставили оперу «Женитьба». Модест Мусоргский в поисках новых форм – жанр произведения был обозначен как «опыт драматической музыки в прозе» – написал ее первый акт. Опера так и осталась неоконченной. Однако поиски Мусоргского захватили воображение Михаила Михайловича – он сделал оркестровку первого акта и дописал три своих, осторожно и деликатно развивая идеи предшественника. Для студентов – и вокалистов, и оркестрантов, и режиссеров – это был очень интересный опыт, ведь работа над новыми и редко исполняющимся произведением открывает необозримые просторы для воображения и художественного развития.

– Что тогда говорить о произведении, которое не исполнялось более ста лет!

– Опера «Ася» была впервые исполнена в 1900 году в Московской частной русской опере. За дирижерским пультом стоял сам автор. Главные партии исполняли ведущие певцы того времени – Елена Цветкова и Александр Шубин. Декорации и костюмы были созданы великим русским художником Михаилом Врубелем. Мы сейчас разыскиваем по всем архивам и музеям эскизы художника к этой постановке и, если найдем, непременно покажем их на премьере в БЗК. В начале прошлого века публика тепло встретила оперу. К сожалению, до революционных потрясений она была представлена всего пару раз. В 1905 году были изданы клавир и партитура, что и делает возможным ее сегодняшнее возрождение.

– Ипполитов-Иванов дал своей опере то же жанровое определение, что и Чайковский «Евгению Онегину» – «лирические сцены». Что роднит эти произведения?

– Я бы сказал – особое отношение композиторов к персонажам. Ипполитов-Иванов учился у Римского-Корсакова, но считал себя, в том числе, и учеником Чайковского, дружил с ним и много общался. Либретто «Аси» не совсем точно следует литературному первоисточнику – некоторые сюжетные линии в опере отсутствуют, и Ася у Ипполитова-Иванова получилась более нежной, лиричной и мягкой, чем у Тургенева. Критики утверждали, что его Ася ближе к пушкинской Татьяне, чем к несколько взбалмошной и капризной героине Тургенева. Оперные образы Татьяны и Аси действительно очень близки по духу и по сути – вечная тайна и неизъяснимая притягательность истинно русского женского характера. Чайковский и Ипполитов-Иванов – каждый по-своему – искали музыкальные ключи к этому характеру. Как вы понимаете, эпоха революционных перемен требовала совсем других характеров и героинь. Неудивительно, что в советское время опера ни разу не увидела света рампы.

– Премьера «Аси» состоится на сцене Большого зала консерватории. Почему была выбрана именно эта площадка?

– По нашему глубокому убеждению «Ася» достойна быть представленной в одном из самых престижных концертных залов страны и на самом высоком исполнительском уровне. Эту идею поддержал ректор Московской консерватории А. С. Соколов (консерваторцы, кстати, участвовали в первых постановках). Мы пригласили солистов ведущих оперных театров, молодых талантливых исполнителей – вокалистов и инструменталистов – студентов нашего института и консерватории, они ведь тоже в известном смысле «ипполитовцы». За пульт встанет народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Института Юрий Симонов. Предстоящая премьера – совместный проект нашего Института с Московской консерваторией и фондом «Русское исполнительское искусство». По сути, она продолжает традиции народных проектов. Мы очень надеемся, что опера найдет отклик в сердцах слушателей и займет полагающееся ей место в нашей музыкальной культуре, которого она так долго была лишена.

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

Жирафка
«Песня старого Бурша» из оперы «Ася». М. М. Ипполитов-Иванов
"Песня старого Бурша" из оперы "Ася". М.М.Ипполитов-Иванов • Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие play thumbnailUrl Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие
Исполняют Государственная хоровая капелла им. А.А.Юрлова Сводный хор ГМПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова солист- Михаил Гужев, Московский музыкальный театр "Геликон-опера" Московский молодёжный симфонический оркестр дирижёр- А.Шатский 22 ноября 2021 года, в…Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие - 3845687
PT3M
True
2022-06-09T12:03:22+03:00
embedUrl

Исполняют Государственная хоровая капелла им. А. А. Юрлова
Сводный хор ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова
солист- Михаил Гужев, Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Московский молодёжный симфонический оркестр
дирижёр- А. Шатский
22 ноября 2021 года, в концертном зале «Зарядье» прошёл Гала-концерт звёзд мирового исполнительского искусства «Новый век», завершающий музыкальный марафон, посвящённый 100-летию ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова

Жирафка
Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие


Опера М.М.Ипполитова-Иванова «Ася»: возвращение спустя столетие



Интересное в разделе «Про музыку, учёбу, похудение и не только...»

Постные блюда

Новое