Нормальный сон

Нормальный сонТреть жизни мы проводим во сне. Что происходит с нами в это время? Попробуем разобраться, что же это такое — нормальный сон: вынужденное отключение от действительности из-за переутомления тела, которое уже не в силах активно действовать?

Или, наоборот, целенаправленная акция мозга, «вздумавшего» устроить себе передышку и временно «отключить» тело, «наслав» на него сон?

Эти крайние точки зрения, в разные времена пользовавшиеся определенной популярностью, обе неверны. Сон — нормальное, естественное состояние организма, в одинаковой мере необходимое всем системам и всем органам. Эта потребность человека не может быть существенно сокращена никакими тренировками или мобилизацией резервов.

Мы пережили увлечения всевозможными добровольными лишениями вроде отказа от мяса (вегетарианство), пищи (лечебное голодание) или теплой одежды (хождение босиком по снегу, моржевание), но, кажется, никому еще в голову не пришло попробовать перестать спать или сократить свой сон до двух часов в день. А ведь идея выглядит заманчиво — сколько времени освободилось бы ежедневно. Но нет, задача слишком нереальна.

Сон — это совершенно необходимый компонент нормального дневного цикла жизнедеятельности любого человека, хотя потребность в нем существенно меняется с возрастом. Если первые дни жизни новорожденный спит почти все время, то к двум годам ребенку уже достаточно 15—-16 часов сна, к четырем потребность снижается до 12—13, а к семи до 9—11 часов. Подавляющее большинство взрослых людей удовлетворяется 7—8 часами сна, а где-то после 50— 60 лет люди спят по 5—6 часов.

Нормальный сонВстречаются изредка уникумы, которым достаточно 4 часов сна в сутки на протяжении многих лет (и при этом они ухитряются сохранить физическое и психическое здоровье), но это исключение из правил. Так же редки и существенные отклонения в ритме чередования сна и бодрствования. В анналах медицинской литературы хранится описание 10—15-дневного цикла сна — бодрствования у мальчика 12 лет. Обходясь без сна до 6 дней подряд, этот ребенок не проявлял никаких признаков усталости, после чего на 5—10 дней впадал в нормальный сон, подтвержденный электроэнцефалограммой. Разумеется, это тоже исключение. Нормальному человеку приходится спать ежедневно.

Итак, сон необходим, закономерен, неизбежен. Несмотря на возможные искусственные изменения в ритме его прихода и ухода, избавиться от него по собственному желанию на достаточно длительной срок еще никому не удавалось. Более того, все подобные попытки кончались провалом, а при чрезмерной настойчивости в борьбе со сном — заболеванием или даже смертью. О пытке лишением сна известно издавна. Одно время в Китае даже существовала казнь лишением сна — человек погибал на восьмой день... Не могут существовать без сна и животные. Эксперименты на собаках показали, что 18—20-дневная бессонница кончается для них гибелью.

Самую древнюю теорию сна можно проследить по легендам и сказкам. Помните, как усыпляла злых сестер Крошечка-Хаврошечка? Словесным внушением: «Спи, глазок, спи, другой!» Уже из самого текста формулы видно, что автор сказки считает причиной сна закрытые глаза. Как все просто! Счастливые же это были времена, когда людям даже в голову не приходило, что можно закрыть глаза и не уснуть, что можно всю ночь промаяться, открывая и закрывая глаза и проклиная бессонницу!

Нормальный сонПохожее воззрение (спит не человек, спят его глаза) находим и в древнегреческой легенде о стоглазом великане Аргусе. Пока одни его глаза отдыхали, другие бодрствовали. Именно благодаря этому великан не испытывал потребности в нормальном сне.

В эпоху средневековья было популярно мистическое смешение сна и смерти, трактовка сновидений как сигналов из потустороннего мира. Во время сна являются души умерших, бог, ангелы, святые разговаривают с людьми, но и дьяволу легче всего подобраться к спящему. Отсюда обязательное присутствие культовых предметов в спальне, вечерняя молитва и т. д.

С развитием науки представления о сне усложнялись. Было замечено, что простого утомления как пускового фактора сна недостаточно. Родилась сосудистая теория сна, объясняющая все сокращением мозговых сосудов и ухудшением мозгового кровообращения. Непосредственной причиной сна стали считать кислородное голодание клеток мозга. Представляли себе нечто вроде естественного «ежевечернего удушения» — не до смерти, но только до частичного помутнения сознания.

Бывает, что наука, двигаясь вперед, расширяя свои представления, проходит через этапы заблуждений, создает ложные теории — с тем, чтобы их позднее опровергнуть, перешагнуть через них. Так получилось и с теорией гипнотоксина. Во время поисков причин спазма сосудов было вроде бы научно доказано существование гипнотоксина — ядовитого вещества, накапливающегося в организме в процессе обычной жизнедеятельности и после достижения определенного уровня концентрации в крови вызывающего необоримую сонливость. При этом выходило, что сон есть своего рода паралич сознания под влиянием сонного яда, но отнюдь не отдых. Делались даже попытки найти средство для получения иммунитета против гипнотоксина и избавления человечества от «болезненного наваждения сна». Но ничего из этого не вышло. Миф о гипнотоксине просуществовал недолго; при повторении опытов удалось доказать, что обнаруженные токсические вещества никакого отношения к нормальному сну не имеют.

Потом, когда углубились знания о физиологии головного мозга, стали искать самостоятельно существующий центр сна, вызывающий с определенной периодичностью центральное (происходящее из головного мозга) торможение всех нервных процессов. Но центр сна найти не удалось, и была сформулирована корковая тормозная теория сна; затем определенная роль была возложена и на подкорковые образования.

По современным представлениям, сон является необходимой фазой суточной периодизации физиологических функций. Фаза сна характеризуется относительной недеятельностью высших отделов центральной нервной системы и сопровождается определенными изменениями работы всего организма с преобладанием в обмене веществ анаболизма (построения) над катаболизмом (разрушением собственных тканей). Сон сегодня рассматривается как поведенческий акт, как часть нашей жизни, как некоторое особое состояние.

Нормальный сонВидите, как осторожно сказано: относительная недеятельность. Другими словами, спящий организм можно описать как учреждение, закрытое на некоторое время для посетителей. Работа не остановлена, просто она переведена на внутренние рельсы, проводится инвентаризация, уборка помещений, мелкий ремонт и т. д. Центральная нервная система не выключается, она, лишенная постоянной необходимости оперативно анализировать внешнюю ситуацию и управлять внешней деятельностью, имеет возможность навести порядок в своих хранилищах, побыть «наедине с собой». Не зря ведь многие великие идеи рождались ночью, днем им мешала текучка, толчея обыденной жизни.

При подробном изучении физиологии сна были открыты весьма отличные по своей функции фазы сна. В разных фазах по-разному проявляется степень относительной недеятельности отдельных систем организма. Периодически во время сна активность центральной нервной системы снижается, затем опять повышается — и так многократно в течение ночи. Фазы сна различают по характеристике энцефалограммы и по движению глаз во сне...

Для большинства здоровых людей проблемы сна не существует, они никак к нему не относятся, просто пользуются дарованным благом, особенно не задумываясь. Однако сон, о котором уже известно, что его можно лишиться, тотчас становится удовольствием. О такой ситуации и говорит народная пословица: «Сон — как богатство: чем больше спишь, тем больше хочется». И вот человек начинает сознательно стремиться спать возможно больше, спать даже тогда, когда не испытывает настоящей потребности. Спать ради того, чтобы спать, а не ради того, чтобы проснуться отдохнувшим. Спать так, как алкоголик пьет водку или наркоман употребляет наркотик. Иногда таким образом люди слабые, не справляющиеся с жизнью, уходят от трудностей, прячутся под крылом сна и, забывшись, только так и бывают счастливы. «Сонный хлеба не просит, не доел — так долежу». Это крайность. Одна.

Есть и другая. Подчас очень занятые люди ненавидят свой сон — а точнее потерю во сне времени — и начинают бороться с ним. Для этих людей, живущих в основном работой, само собой разумеется, что «кто больше всех спит, тот меньше всех живет». Сон становится помехой в жизни («много спать — дела не знать»). Такие люди постоянно держат себя «в недосыпе», изыскивают всевозможные способы стимуляции: чай, кофе, лекарственные травы (все это в увеличивающихся дозах). Они гонят сон, как врага. И... добиваются своего — сон уходит. Начинается бессонница.

П. П. Соколов - Победа над бессонницей

Постные блюда

Новое