Несмотря на перипетии последних дней, нашла свой архив на съемном жестком диске.
Там, среди прочего, работа, которую писали с детьми к конкурсу краеведческих чтений.
Она – о школе, существовавшей благодаря нашим военнопленным в Бухенвальде...
Поскольку в этом году представителей России и Беларуси не пригласили на памятные мероприятия, решила работу непременно выложить. Не потому, что наша, а потому, что о ТАКИХ ЛЮДЯХ! ТАКОЙ МАТЕРИАЛ!
Пусть будет наш ответ Чемберлену!
Не судите строго – работа написана была как научная (поэтому суховатый стиль), к тому же детская (старший был тогда в 7-м классе, младший в 5-м).
Но маленький эмоциональный момент мы иногда делали. Когда я ходила с сыновьями на выступления (не всегда, конечно, они ее много читали), они читали работу по очереди. Но в одном месте есть текст письма, якобы от мамы – стоя в стороне, читала это я сама – своим голосом, со всеми своими эмоциями...
ВВЕДЕНИЕ
«Лучше всего образован тот, кто больше всего понимает о жизни, в которой он находится»
(Хелен Келлер)
Сегодня много можно слышать много обвинений в адрес школы: учителя дают детям невостребованные в жизни знания, реформы мешают учиться, уроки проходят неинтересно, большие объёмы домашних заданий. А вот раньше учили, не то, что сейчас...
Давайте остановимся и подумаем: почему так много недовольства и претензий? А может дело в нас самих – учениках? Стоит спросить себя: зачем я хожу в школу? Чего жду от учителей и от уроков? Хочу ли учиться?
А ведь были военные времена, когда школы закрывали. В Одессе во время войны дети и учителя, рискуя жизнью, уходили в катакомбы и при свечах проводили уроки.
Летом 2015 года мы побывали на родине пионера, Героя Советского Союза Марата Казея в Станько-во. Неподалеку от нее находится музей под откры-тым небом, в котором воссоздан партизанский ла-герь. Там мы видели реконструкцию школы, в которой учились дети, жившие в этом лагере.
Под большим навесом стол и скамьи из грубого дерева. Так и видятся сидящие за столом дети, которые пишут на обрывках бумаги, старых обоях, которые раздобыли для них взрослые. Учитель объясняет разные темы разным по возрасту ученикам. Старшие дети уже ходят на боевые операции, и им иногда приходится пропускать уроки. Во время налетов вражеской авиации урок прекращается и все прячутся в укрытие. Учиться было тяжело и опасно, но в таких условиях постигали науку многие дети в Беларуси во время Великой Отечественной войны.
И это были уроки не только истории, географии, но и уроки жизни. Каждый ученик делал взрослый выбор, брал на себя ответственность за день сегодняшний и завтрашний!
Однако в нашей работе мы хотим рассказать о школе, аналогов которой не существовало, о ее учителях и учениках. Эта школа находилась в фашистском концентрационном лагере Бухенвальд.
Поначалу, когда мы узнали про это – не поверили. Это казалось невероятным: существование школы в лагере смерти! Мы решили разобраться в этом подробнее и потому выбрали такую тему исследования
Концлагерь Бухенвальд был создан фашистами для уничтожения людей и проведения над ними различных опытов в окрестностях старинного немецкого города Веймара.
Впервые Веймар упоминается в документах середины X века. С 946 по 1364 год существовало графство Веймар-Орламюнде. В 1573 году Веймар становится главным городом герцогства Саксен-Веймар, которое после объединения с Саксен-Эйзенах с 1815 года получило статус Великого герцогства. Во второй половине XVIII — начале XIX века Веймар являлся крупным центром германского Просвещения. В 1919 году в Веймаре Национальное учредительное собрание приняло новую конституцию страны. Период истории Германии с 1919 по 1933 год получил название Веймарская республика. В 1920 году Веймар вошёл в состав вновь образованной земли Тюрингия, став её столицей.
Знаменитыми жителями этого города в разные годы являлись:
Веймар – чудесный город с изящной архитектурой.
Окрестности города очень живописны. Прекрасные холмы Веймара трогательно описаны в поэзии.
И вот в 1937 году на этих живописных холмах фашисты начали строить один из самых известных в мире лагерей смерти – Бухенвальд.
Об этой школе пишут в своих воспоминаниях многие ученики этой школы, обитатели восьмого блока.
Версии создания школы выдвигают разные. Одни утверждали, что пожилой учитель Никодим Васильевич Федосенко (ему в момент пребывания в лагере было около 75 лет) переживал, когда видел, как мучаются маленькие арестанты, и, желая хоть как-то облегчить их участь, подумал о школьных уроках. Ему хотелось донести до сознания маленьких граждан, что все они остаются людьми даже в неволе, что всех их ждут в родной стране. Он учил их писать, считать. Учил жить и ненавидеть фашизм. Учил любить Родину и быть ей верным до конца.
Другие заявляют, что толчком к организации подпольной школы послужила смерть мальчика, растерзанного немецкими овчарками. Тогда активисты-подпольщики и занялись всерьёз своими маленькими собратьями. Особенно кипучую деятельность вокруг детского блока развернул член подпольного центра, историк по образованию, Николай Кюнг. И видимо, ему первому пришла идея организации школы в концлагере. Он же вёл историю в этой школе.
Третьи предполагают, что создание школы – дело рук политработников во главе с Сергеем Котовым или «штубендинстов» (дневальных) восьмого блока Николая Задумова и Якова Холопцева. Правда где-то посередине. Все они проявляли заботу о маленьких узниках. А главное, что среди них были профессиональные педагоги – Федосенко, Кюнг, Левшенков...
Вот что написал один из бывших учеников Иван Николенко: «Первый урок в необычной школе состоялся 1 сентября 1944 года в восьмом блоке, флигель «А», в общем помещении, служившем одновременно и столовой. За двумя столами сидели «школьники» – дети в полосатых робах в возрасте от семи до двенадцати лет. Урок открыл бывший учитель истории Николай Кюнг. Он сказал: «Поздравляю вас, дорогие дети, с началом учебного года. Желаю вам следующий новый учебный год начать в своих родных местах и сидеть за настоящими партами с настоящими учебниками».
Бывшие ученики школы в своих воспоминаниях пишут, как старенький учитель в центре ужасного лагеря смерти, окружённого колючей проволокой в 600 вольт, с вооружёнными жестокими надсмотрщиками, диктовал советским детям: «Мама мыла раму. Папа рыл фашистам яму».
Со временем в школе появилась даже настоящая географическая карта Европы на немецком языке, маленькие счёты. Немецким заключённым удалось украсть на складе несколько русских учебников, которые оказались там по чистой случайности. Учителя составляли учебные планы. Норвежские студенты, рискуя жизнью, раздобывали и передавали в восьмой блок вещи, необходимые ученикам. Школа действовала в обстановке строжайшей секретности. Многие узники даже не догадывались о существовании школы, но все, кто о ней знал, помогали, как могли.
Уроки в школе проходили в основном в утреннее время, когда блок пустовал (примерно с 10 до 14 часов). При появлении блокфюрера учебные принадлежности быстренько прятались, а школьники начинали мыть полы.
Дети оказались хорошими конспираторами. Не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них, хотя бы за кусок хлеба, донес или проговорился о том, что в бараке идут уроки. А потому никогда их не застали врасплох. Они понимали, что подпольные уроки – это тоже сопротивление фашистам. И если к ним приходят учителя, значит, они – не безмозглое быдло, в которое их хотят обратить в концлагере.
Однажды подпольщики решили устроить ребятам праздник. Под Новый год привезли елку в один из бараков: ее срубили в лесу и спрятали на дне лагерной тележки. Из бумаги смастерили игрушки. На елку пришли только те дети, кто был способен скрытно, по-пластунски, проползти ночью между бараками. Здесь каждого ждал необычный подарок. В пакетиках, где были картошка и морковь, они нашли такие вот письма:
«Здравствуй, сынок! Я знаю, как тебе тяжело. Но ты терпи. Скоро придет Красная Армия. И тогда мы встретимся. Я тебя найду!
Твоя мама».
Письма, конечно же, написали взрослые узники. Но дети были потрясены, читая эти строки.
Существование подпольной школы для детей в самом сердце врага стало возможным благодаря многим людям разных национальностей. Но нам хочется подробнее рассказать о самых известных из них: и учителях, и учениках.
Он начал войну в 1939 году, когда принимал участие в освобождении Западной Беларуси. Начало Великой Отечественной Кюнг встретил во главе курсантов полковой школы, защищая Волынское укрепление Брестской крепости. Будучи замполитом батареи 232-й дивизии Западного фронта, был ранен в боях под Ковелем и попал в плен. Пройдя через несколько немецких концлагерей, летом 1943-го он попал в Бухенвальд, где работал подпольным учителем для детей и стал активным участником Сопротивления.
Из книги Николая Кюнга «Не сломленный судьбой»:
«В лагере смерти тогда было очень много детей 7-12 лет. В начале 1944 года обратился один из товарищей с необычной просьбой.
— Николай, — сказал Левшенков, — наши товарищи просят тебя заняться работой по своей профессии.
— Ты как всегда шутишь, — не поняв намёка, сказал я.
— Нет, я начал с делового разговора, а кончу шуткой: зарплату получишь после, дома».
После войны Кюнг работал учителем истории в школах Щербинки, его усилиями в городе построили 4-ю школу (сейчас это часть образовательного комплекса №2117 г. Москвы). Там же он директорствовал много лет, возил своих учеников по местам боевой славы, проводил встречи с ветеранами. Его сделали членом Президиума Советского Комитета ветеранов войны и вице-президентом Международного Комитета бывших узников Бухенвальда.
По предложению немецких коммунистов читал лекции по советской педагогике учителям-узникам, принимал деятельное участие при подготовке восстания.
10 апреля 1945 года бежал и вышел к чешским партизанам. С 1954 по 1968 год он занимал должность заведующего учебной частью Новоржевской школы, а также был учителем ботаники и немецкого языка, продолжил обучение в пединституте на факультете иностранных языков.
Презентация «Великая Отечественная война в экспозиции школьного музея» (средняя общеобразовательная школа №6 г. Приволжска):
Минкова Валерия, 4 класс, Псковская лингвистическая гимназия, из сочинения «Мой прадед»:
«...Левшенков Михаил Васильевич был другом нашей семьи. После войны он работал учителем в Новоржевской средней школе. Со своими лекциями часто выступал перед студентами в г. Пскове, делился своими воспоминаниями. Даже в последние годы жизни Михаил Васильевич говорил, что до сих пор снятся кошмары военных лет. Он более трёх лет провёл в концлагере Бухенвальд. Был связным подпольной организации русских в Бухенвальде».
Газета «Земля Новоржевская», интервью заслуженного учителя Николая Петровича Иванова:
«...какие у нас были учителя, как мы к ним относились! Мой последний учитель Михаил Васильевич Левшенков окончательно утвердил во мне любовь к учительской профессии...»
Юрий Пестерев, «Дети из восьмого блока»:
«Грамоте и письму учил Никодим Федосенко из Днепропетровска. Я хорошо помню, как его привели в блок. На нем была длинная до пят шинель. Выглядел он старо. А какой это был добрый и умный старик! Дети его любили. Уроки Федосенко проводил чаще всего после отбоя. Занятия в школе поднимали дух у ребят, и они легче переносили тяготы лагерной жизни».
Юрий Пестерев, «Школа в Бухенвальде»:
«Знали старого учителя Василий Перцухов и Георгий Сальников, не раз приносившие бухенвальдским школьникам баланду и хлеб, и наблюдавшие за уроками Федосенко.
На всю жизнь запомнил Василий Перцухов внятный и неторопливый голос пленного педагога. Может быть, тогда, находясь за колючей проволокой, двадцатилетний узник твёрдо решил, что если останется живым, то обязательно будет работать учителем. И он стал им. Василий Иванович Перцухов 36 лет работал учителем немецкого языка в станице Терновская Краснодарского края.
«Прошло почти 60 лет с тех пор, а мне до сих пор ночами слышен хрипловатый голос 75-летнего советского учителя Никодима Васильевича Федосенко. «Мама мыла раму. Папа рыл фашистам яму»... Тело Н. В. Федосенко покоится на кладбище села Таромское, близ Днепропетровска. Школьники ухаживают за его могилой».
Воспоминания узника того же лагеря А. Цыганова, после войны директора школы г. Вышний Волочек Калининской обл.:
После войны Бердников был директором школы села Огнево Багарякского района Челябинской области.
Воспоминания М. Г. Усковой, учителя истории села Огнева:
«Мне приходилось учиться у Степана Александровича, он вел у нас уроки истории. Ни до, ни после я не встречала таких учителей. Его помнят все, кто у него учился. Его уроки незабываемы. На историю мы бежали бегом. Опоздать – боже упаси! Для нас урок истории был какой-то чудесный миг. Самые отъявленные лентяи не могли прийти на урок с неприготов-ленным заданием».
Смирнов Иван Иванович, «Бухенвальдский набат»:
«Таких людей сразу замечаешь. Темноволосый, с большими усами, подвижный, острослов и весельчак, он всегда собирал вокруг себя людей, небольшим, но приятным баском пел советские песни, был неистощим на анекдоты. До войны он работал в цирке, был музыкальным эксцентриком. В его быстрых, ловких руках любой предмет, даже палка, полено начинают звучать знакомыми мелодиями. Он попал в штрафной барак за антифашистскую агитацию... Как сняли с него в Бухенвальде пышную шевелюру и усы, так всем стало ясно, что за Никифорова ему трудно сойти. А евреям в Бухенвальде особенно трудно. Якова нам удалось тогда затолкать в кучу между собой и провести в душевую».
Юрий Пестерев, «Дети из восьмого блока»:
«Гофмана мы звали дядя Яша. Он был старше нас. Это был веселого нрава человек, душа восьмого блока... Мне не забыть концерты художественной самодеятельности, которые организовывал душа-человек Яков Гофман. Бывало, поют лагерные артисты, а мы сидим, слушаем. Забываемся, думаем о своём, о доме, о матери. До сих пор не забуду, с каким успехом в нашем блоке шла постановка «Наталка-полтавка»!»
Воспоминание Ф. Михайличенко, бывшего узника Бухенвальда:
«Вместо отца детям был дядя Яша Гофман, артист цирка из Ростова. Он был старшим по блоку. Дядя Яша всем очень помогал и переживал за каждого из нас. Он был очень веселым человеком, играл на всем, что попадется под руку, – швабре, расческе, пиле. Назначат фашисты за какую-то провинность 25 ударов, придешь в барак – ни сесть, ни лечь. А дядя Яша подойдет, по голове погладит, расскажет какую-нибудь смешную историю, и сразу станет легче».
Заботы медиков дали свои плоды: Удодов ожил. Но полное выздоров-ление никак не приходило. Тогда врачи посоветовали Ивану заняться физ-культурой. Удодов выбрал штангу. По вечерам ворочал гири в динамовском зале, а днём усердно изучал шофёрскую профессию. Тренер научил Ивана выполнять соревновательные упражнения — жим, рывок и толчок. Иван окреп настолько, что стал сильнейшим в Ростове.
В апреле 1945 года Бухенвальд был освобождён войсками союзников. Визель попал в Париж. В 1948—1951 годах учился в Сорбонне, где изучал философию, затем работал журналистом. В 1955 году переехал в Нью-Йорк.
Президент Гуманитарного фонда Эли Визеля, учреждённого им вскоре после получения Нобелевской премии, борющегося с равнодушием, нетерпимостью и несправедливостью.
Автор более 40 книг. Многие его произведения посвящены Холокосту, еврейской культуре («И мир молчал», 1956; «Рассвет», 1961; «День», 1961; «Песнь мёртвых», 1966; «Нищий из Иерусалима», 1968; «Спустя поколение», 1970; «Евангелие растерзанного еврейского поэта», 1980; «Сумерки», 1987).
Каждая строка вновь и вновь возвращает его читателя к ужасающим картинам лагерных бараков, крематориев, штабелям трупов. Но и в этом адском пекле, утверждает Кертес, люди сохраняли человеческие черты – любили и ненавидели, радовались и даже смеялись. А главное – думали и рассуждали. Его книги переведены на многие языки мира.
Владимир был подростком, когда началась война. Выполнял задания подпольной организации. Попал в облаву в Запорожье. В октябре 1943 был отправлен в Бухенвальд. Участвовал в деятельности подпольной комсомольско-молодежной группы.
«Как сложилась моя судьба после войны? Я сорок лет проработал в школе преподавателем, из них — двадцать четыре года — директором школы в Запорожье. И все эти годы выступаю с рассказами на военно-патриотическую тему. Рассказываю о мужественных людях, прошедших Бухенвальд. И всегда помню клятву, данную в лагере. Где бы мы ни были, всю свою жизнь мы должны посвятить делу мира».
4 марта 1943 года был схвачен за подпольную деятельность в Днепропетровске. При обыске у Павла нашли оружие и за это его ожидала виселица. Однако после допроса и Днепропетровского лагеря 19 сентября 1943 года парня отправили в Бухенвальд. Павел с друзьями за колючей проволокой остро чувствовал, как дорога им Родина. Они хотели бороться и стали членами подпольной организации.
«Как сложилась жизнь после войны? Заочно окончил институт физкультуры. Работал тренером по боксу, сталеваром в мартеновском цехе. Когда пошел на пенсию, наградили медалью «Ветеран труда»».
В 1943 году Иван подростком был вывезен в Германию. Попал в Рурскую область, на шахту. Оттуда через пять месяцев бежал, но был схвачен и попал в штрафной лагерь. При первом же удобном случае снова бежал вместе с товарищем. И снова неудача. 2 марта 1944 года после избиений на допросах был отправлен в Бухенвальд. Друзья привлекли его к подпольной работе. Был в блоке санитаром, научился перевязывать. Это входило в программу подготовки к восстанию. В бухенвальдском восстании принимал непосредственное участие.
«Что было потом? Отслужил пять лет в рядах Советской Армии, затем работал на самых разных «горячих точках» производства, последние годы перед пенсией был фотографом».
Василия схватили в Днепропетровске. При нем оказался пистолет. За ношение оружия или смерть, или лагерь. Так он попал в Бухенвальд. Здесь встретил Владимира Мациенко, который предложил вступить в подпольную группу, стал давать поручения: нашить повязки с красными крестами, освоить обязанности санитара и другие.
«После войны окончил автодорожный техникум, работал водителем, механиком автогаража, заместителем директора по снабжению, председателем профкома».
Павлу было тринадцать лет, когда началась война. Был угнан на принудительные работы в Германию. Работал у бауэра (крестьянина). Бежал. Поймали и отправили в штрафной лагерь. Снова бежал. Потом были Дортмундская тюрьма и Бухенвальд. В подпольную группу восьмого блока был принят в мае 1944 года. Его научили владеть ножом и делать перевязки. Занимался информированием о положении на фронтах. В восстании участвовать не пришлось, так как был накануне вывезен из Бухенвальда. Снова бежал. День Победы встретил в Чехословакии.
«Потом — техникум, институт. Работал техником, агрономом, директором машинно-тракторной станции».
Война застала шестнадцатилетнего Григория в родном Херсоне. Активная часть молодежи сразу стала организовывать патриотические подпольные группы и юноша стал членом одной из них. Члены подпольной группы совершали диверсии на железной дороге, распространяли листовки, срывали отправку молодежи в Германию, помогали бежать военнопленным и доставали для них документы. Группа действовала полтора года. 9 ноября 1942 года начались аресты. Буквально в течение недели в гестапо оказалось около 50 человек. Юных подпольщиков били, добиваясь нужных сведений. Тех, кто попал с оружием, повесили. Остальных отправили в Херсонскую тюрьму, затем — в Николаевскую. А в сентябре 1943 года угнали в Бухенвальд. Там Григорий стал членом подпольной комсомольско-молодежной организации.
Работая над этим исследованием мы часто задавали себе вопросы... Какими были ученики подпольной школы в обычной жизни? Неужели все они были отличниками и примерными мальчиками, обожавшими уроки? Или в Бухенвальде у них было много сил и свободного времени для занятий? И отработав целый день, голодный, избитый, видя множество страшных смертей, никто из них не хотел просто забиться в угол и заснуть? Что заставляло их, рано повзрослевших мальчишек, радостно встрепенуться, когда они узнали, что в Бухенвальде появится ШКОЛА?! Почему такой счастливый блеск появлялся у них в глазах при мысли, что у них НАЧНУТСЯ УРОКИ?! Что рядом с ними, в соседнем бараке есть НАСТОЯЩИЕ УЧИТЕЛЯ?!
Наверное, все дело в том, что именно школа приносила детям чувство свободы, ощущения себя Человеком! Возвращала мыслями в мирное прошлое и давала надежду на то, что у них есть будущее! Они видели рядом людей, готовых помогать им даже ценой собственной жизни – и учились сами нести добро другим! Они вспоминали, что у них есть не только наколотые фашистами на руке номера, но и собственные имена и фамилии, которые дали им родители. И верили в ПОБЕДУ ДОБРА!
А учителя... Что заставляло их вернуться к профессии в таких нечеловеческих условиях? Ведь каждый понимал, что если о школе узнают враги – смерть неизбежна. Никто не осудил бы их, если бы они просто смирились с судьбой для того, чтобы выжить. Где находил в себе силы старый 75-летний учитель каждый день приходить на уроки? А артист-еврей, которого могли убить только за принадлежность к этой нации и которому лучше было бы вообще не напоминать лишний раз о себе, вдруг заставлял детей весело смеяться или делал с ними спектакль?
Почему рисковали своими жизнями норвежцы, французы, немцы-политзаключенные, чехи, словаки, поляки для того, чтобы чем-то помочь школе, организованной отважными советскими учителями?
Просто это были люди, которые чувствовали ответственность не только за себя и свои поступки, но и за целое поколение, за БУДУЩЕЕ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ! Они, несмотря на возраст и национальности, делали общее дело. Они спасали и учили детей, веря в то, что победят фашизм и что в мирной жизни нужны будут добрые, честные, отзывчивые люди, образованные и знающие свое дело – для того, чтобы строить светлое, счастливое будущее! И не беда, что все эти дети видели ужасы концлагерей. Ведь пока живы те, кто помнит войну, новой войны не будет!
ВЫВОДЫ
Мы ознакомились с историей и культурной города Веймара, в окрестностях которого был построен концентрационный лагерь Бухенвальд, а также с историей создания самого концлагеря;
Выяснили, что существует несколько версий создания школы в концлагере, каждая из которых имеет право на существование, т. к. именно совокупность разных событий явилась решающим толчком.
По рассказам очевидцев удалось представить условия, в которых работала школа, узнать, как много людей разных национальностей и возрастов рисковали своими жизнями для того, чтобы дети могли учиться и даже ставить спектакли.
В начале нашего исследования мы знали только фамилию Николая Кюнга, который был учителем истории и географии в школе Бухенвальда. Однако в процессе выяснялись новые фамилии учителей, которые работали в школе, их судьбы, боевые пути, то, как сложилась их послевоенная жизнь.
Выяснилось также, что среди тех, кто учился в школе, есть те, кто стал впоследствии очень известным человеком. А жизни обычных воспитанников тоже сложились очень достойно.
Таким образом, мы поняли, что главное в жизни – это иметь цель, стремление, желание. И тогда даже в концлагере можно учить и учиться, ставить спектакли и проводить шахматные турниры, чеканить медали и сделать радио. Нужно бороться за свою свободу. Нужно искать единомышленников. Своим поведением подавать пример тем, кто пал духом, поддерживать более слабых и помогать им. Даже за колючей проволокой можно быть свободной личностью.
В любой ситуации нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!
Там, среди прочего, работа, которую писали с детьми к конкурсу краеведческих чтений.
Она – о школе, существовавшей благодаря нашим военнопленным в Бухенвальде...
Поскольку в этом году представителей России и Беларуси не пригласили на памятные мероприятия, решила работу непременно выложить. Не потому, что наша, а потому, что о ТАКИХ ЛЮДЯХ! ТАКОЙ МАТЕРИАЛ!
Пусть будет наш ответ Чемберлену!
Не судите строго – работа написана была как научная (поэтому суховатый стиль), к тому же детская (старший был тогда в 7-м классе, младший в 5-м).
Но маленький эмоциональный момент мы иногда делали. Когда я ходила с сыновьями на выступления (не всегда, конечно, они ее много читали), они читали работу по очереди. Но в одном месте есть текст письма, якобы от мамы – стоя в стороне, читала это я сама – своим голосом, со всеми своими эмоциями...
ВВЕДЕНИЕ

«Лучше всего образован тот, кто больше всего понимает о жизни, в которой он находится»
(Хелен Келлер)
Сегодня много можно слышать много обвинений в адрес школы: учителя дают детям невостребованные в жизни знания, реформы мешают учиться, уроки проходят неинтересно, большие объёмы домашних заданий. А вот раньше учили, не то, что сейчас...
Давайте остановимся и подумаем: почему так много недовольства и претензий? А может дело в нас самих – учениках? Стоит спросить себя: зачем я хожу в школу? Чего жду от учителей и от уроков? Хочу ли учиться?
А ведь были военные времена, когда школы закрывали. В Одессе во время войны дети и учителя, рискуя жизнью, уходили в катакомбы и при свечах проводили уроки.
Летом 2015 года мы побывали на родине пионера, Героя Советского Союза Марата Казея в Станько-во. Неподалеку от нее находится музей под откры-тым небом, в котором воссоздан партизанский ла-герь. Там мы видели реконструкцию школы, в которой учились дети, жившие в этом лагере.
Под большим навесом стол и скамьи из грубого дерева. Так и видятся сидящие за столом дети, которые пишут на обрывках бумаги, старых обоях, которые раздобыли для них взрослые. Учитель объясняет разные темы разным по возрасту ученикам. Старшие дети уже ходят на боевые операции, и им иногда приходится пропускать уроки. Во время налетов вражеской авиации урок прекращается и все прячутся в укрытие. Учиться было тяжело и опасно, но в таких условиях постигали науку многие дети в Беларуси во время Великой Отечественной войны.
И это были уроки не только истории, географии, но и уроки жизни. Каждый ученик делал взрослый выбор, брал на себя ответственность за день сегодняшний и завтрашний!
Однако в нашей работе мы хотим рассказать о школе, аналогов которой не существовало, о ее учителях и учениках. Эта школа находилась в фашистском концентрационном лагере Бухенвальд.
Поначалу, когда мы узнали про это – не поверили. Это казалось невероятным: существование школы в лагере смерти! Мы решили разобраться в этом подробнее и потому выбрали такую тему исследования
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВЕЙМАРА
Коллекциями полный и величьем Дом Гёте, и ещё – на Ильме есть. Барочный мир – весьма своеобычный. А Веймар мал – но весь он: город-весть. В нём сплавлено былое с настоящим. Архиву Ницше суждена ли даль? Гастроли Листа были тут блестящими: Когда играл, сияла вертикаль. Тих Веймар, зелен Веймар. Любишь парки, И синеву речной воды. Он тих. ...как будто только создан без помарки Великого поэта славный стих. (А. Балтин) |
Впервые Веймар упоминается в документах середины X века. С 946 по 1364 год существовало графство Веймар-Орламюнде. В 1573 году Веймар становится главным городом герцогства Саксен-Веймар, которое после объединения с Саксен-Эйзенах с 1815 года получило статус Великого герцогства. Во второй половине XVIII — начале XIX века Веймар являлся крупным центром германского Просвещения. В 1919 году в Веймаре Национальное учредительное собрание приняло новую конституцию страны. Период истории Германии с 1919 по 1933 год получил название Веймарская республика. В 1920 году Веймар вошёл в состав вновь образованной земли Тюрингия, став её столицей.
Знаменитыми жителями этого города в разные годы являлись:
![]() Кристиан Рихтер. Бернгард (герцог Саксен-Йены). 1643 | Кристиан Рихтер — художник, придворный живописец герцогов Саксен-Веймарских; |
![]() Роберт Хёртель, Микельанджело, 1881 | Роберт Хëртель — скульптор; |
![]() | Иоганн Карл Август Музеус — писатель, литературный критик, филолог и педагог. Автор сборника литературных сказок «Народные сказки немцев» |
![]() | Кёлер Рейнгольд — историк литературы; |
![]() | Иоганн Себастьян Бах — композитор; |
![]() | Ференц Лист — композитор, пианист, педагог, дирижёр; |
![]() | Иоганн Вольфганг фон Гёте — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, философ; |
![]() | Фридрих Шиллер — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, друг Иоганна Гёте; |
![]() | русская княжна Мария Павловна, дочь императора Павла I. |
![]() | ![]() Архив Шиллера и Гете |
![]() | ![]() Немецкий национальный театр и памятник Шиллеру и Гете |
![]() | ![]() |
ФАШИСТСКИЙ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ
ЛАГЕРЬ БУХЕНВАЛЬД
ЛАГЕРЬ БУХЕНВАЛЬД
«Прежде чем вступать в войну ради чего бы то ни было, вам следует остановиться и подумать о невинных детях, которые будут искалечены, убиты или осиротеют». (Я. Корчак, педагог, вошедший в газовую камеру концлагеря Освенцим со своими воспитанниками, хотя фашисты предлагали их бросить и спасти свою жизнь) |
![]() | ![]() | |
Фашисты считали себя представи-телями великой и культурной нации, поэтому они сохранили знаменитый дуб, под которым любил сидеть Гете. Этот дуб так и стоял среди бараков, и многие узники знали, что это за достоприме-чательность. Дуб был уничтожен снаря-дом в 1944 году. | ![]() | |
На воротах концлагеря в Бухен-вальде была сделана символическая надпись «Jedem das Seine» («Каждому свое»). С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Бухенвальд имел 138 концлагерей-филиалов. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 000 узников. | ![]() | |
Над людьми проводились меди-цинские опыты, эксперименты на вы-живаемость. Узники умирали от голо-да, холода, болезней. Из-за антисани-тарных условий содержания возникали эпидемии. Заключенные надрывались на тяжелых работах. За малейшую провинность могли убить на месте, затравить собаками. Трупы, из кото-рых предварительно выламывали золо-тые зубы, вырезали кожу с татуиров-ками, сжигались в крематории. | ![]() | «Узник 32815». Михаил Савицкий (белорусский художник, также прошедший через Бухенвальд, автопортрет). |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ
В БУХЕНВАЛЬДЕ
В БУХЕНВАЛЬДЕ
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». (И. В. фон Гёте) |
И вот в таких нечеловеческих условиях, прямо под носом у фаши-стов, заключенные создали школу для своих маленьких товарищей по несчастью. | ![]() Угол фундамента 8-го блока, где содержались дети-заключенные |
![]() | ![]() |
Другие заявляют, что толчком к организации подпольной школы послужила смерть мальчика, растерзанного немецкими овчарками. Тогда активисты-подпольщики и занялись всерьёз своими маленькими собратьями. Особенно кипучую деятельность вокруг детского блока развернул член подпольного центра, историк по образованию, Николай Кюнг. И видимо, ему первому пришла идея организации школы в концлагере. Он же вёл историю в этой школе.
Третьи предполагают, что создание школы – дело рук политработников во главе с Сергеем Котовым или «штубендинстов» (дневальных) восьмого блока Николая Задумова и Якова Холопцева. Правда где-то посередине. Все они проявляли заботу о маленьких узниках. А главное, что среди них были профессиональные педагоги – Федосенко, Кюнг, Левшенков...
Вот что написал один из бывших учеников Иван Николенко: «Первый урок в необычной школе состоялся 1 сентября 1944 года в восьмом блоке, флигель «А», в общем помещении, служившем одновременно и столовой. За двумя столами сидели «школьники» – дети в полосатых робах в возрасте от семи до двенадцати лет. Урок открыл бывший учитель истории Николай Кюнг. Он сказал: «Поздравляю вас, дорогие дети, с началом учебного года. Желаю вам следующий новый учебный год начать в своих родных местах и сидеть за настоящими партами с настоящими учебниками».
![]() | На открытии школы в бараке было много гостей, в основном немцев-политзаключён-ных, поляков, французов, чехов и словаков. Они принесли бумагу, карандаши, линейки, мел, маленькую самодельную доску, и кое-какие лакомства. Мальчишкам сделали на-стоящий праздник. |
Артист Ростовского цирка Яков Гофман принес с собой консервную банку, на которую натянул струны. Дядя Яша, как звали его дети, играл на этом «музыкальном инструменте», показывал фокусы, надевал смешные маски, чтобы дети хотя бы улыбнулись. |
УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ДЕЙСТВОВАЛА ШКОЛА
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». (И. В. фон Гёте) «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает». (Б. Л. Васильев, писатель-фронтовик. «А зори здесь тихие..») |
![]() | Первый урок начался необычно. Никодим Васильевич Федосенко стал спрашивать детей, откуда они родом. Один за другим те вставали, волнуясь и запинаясь, вспоминали – кто о Запорожье, кто о Минске. Они называли свои имена, рассказывали о родителях. В концлагере им было приказано забыть собственные имена и фамилии — всем были присвоены номера. |
Со временем в школе появилась даже настоящая географическая карта Европы на немецком языке, маленькие счёты. Немецким заключённым удалось украсть на складе несколько русских учебников, которые оказались там по чистой случайности. Учителя составляли учебные планы. Норвежские студенты, рискуя жизнью, раздобывали и передавали в восьмой блок вещи, необходимые ученикам. Школа действовала в обстановке строжайшей секретности. Многие узники даже не догадывались о существовании школы, но все, кто о ней знал, помогали, как могли.
Уроки в школе проходили в основном в утреннее время, когда блок пустовал (примерно с 10 до 14 часов). При появлении блокфюрера учебные принадлежности быстренько прятались, а школьники начинали мыть полы.
Дети оказались хорошими конспираторами. Не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них, хотя бы за кусок хлеба, донес или проговорился о том, что в бараке идут уроки. А потому никогда их не застали врасплох. Они понимали, что подпольные уроки – это тоже сопротивление фашистам. И если к ним приходят учителя, значит, они – не безмозглое быдло, в которое их хотят обратить в концлагере.
Однажды подпольщики решили устроить ребятам праздник. Под Новый год привезли елку в один из бараков: ее срубили в лесу и спрятали на дне лагерной тележки. Из бумаги смастерили игрушки. На елку пришли только те дети, кто был способен скрытно, по-пластунски, проползти ночью между бараками. Здесь каждого ждал необычный подарок. В пакетиках, где были картошка и морковь, они нашли такие вот письма:
«Здравствуй, сынок! Я знаю, как тебе тяжело. Но ты терпи. Скоро придет Красная Армия. И тогда мы встретимся. Я тебя найду!
Твоя мама».
Письма, конечно же, написали взрослые узники. Но дети были потрясены, читая эти строки.
ВОССТАНИЕ В КОНЦЛАГЕРЕ
И ОСВОБОЖДЕНИЕ УЗНИКОВ
И ОСВОБОЖДЕНИЕ УЗНИКОВ
Смерть не страшна... Но жить, не видя солнца, - Вот где беда... (Ф. Шиллер. «Вильгельм Телль») | ||
В лагере действовал интернациональный комитет, готовивший восстание, и многие учителя школы были членами этого комитета. Их усилиями маленьких узников удалось освободить от работы и обеспечить дополнительным питанием. Ребят переводили на более легкие работы – в лазарет, на склады, на кухню. Старшие ученики постепенно начинали участвовать в подготовке к восстанию: учились владеть холодным оружием, делать перевязки. | ||
![]() Радиоприёмник, изготов-ленный заключенными концлагеря Бухенвальд | ![]() (белорусский художник, также прошедший через Бухенвальд). | Подпольная школа проработала 8 месяцев, почти полный учеб-ный год, и прекратила свое су-ществование после освобожде-ния лагеря, в котором принима-ли активное участие сами заклю-ченные под руководством чле-нов интернационального комите-та. Они по радиоприемнику, со-бранному в обстановке строжай-шей секретности и спрятанному в ведре с двойным дном, переда-ли сигнал SOS американским войскам. |
![]() Освобожденные дети Бухенвальда выходят из ворот концлагеря | Затем с помощью отобранного у охранников оружия начали борьбу, захватили вышки и объединились с частями регулярной армии. | |
![]() | Именно дата восстания узников Бухенвальда, 11 апреля, стала Международным днем осво-бождения узников фашистских концлагерей. |
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЫ БУХЕНВАЛЬДА
«В плену, как в бане, все одинаковы. В плену человеческую личность оценивают по уму, совести, степени воспитанности, поведению и идеологическим взглядам...» (Из письма М. В. Левшенкова, учителя биологии в школе концлагеря Бухенвальд) |
УЧИТЕЛЯ
Николай Федорович Кюнг,
учитель истории и географии в школе Бухенвальда
учитель истории и географии в школе Бухенвальда
![]() | ![]() Карточка военнопленного Кюнга |
Из книги Николая Кюнга «Не сломленный судьбой»:
«В лагере смерти тогда было очень много детей 7-12 лет. В начале 1944 года обратился один из товарищей с необычной просьбой.
— Николай, — сказал Левшенков, — наши товарищи просят тебя заняться работой по своей профессии.
— Ты как всегда шутишь, — не поняв намёка, сказал я.
— Нет, я начал с делового разговора, а кончу шуткой: зарплату получишь после, дома».
После войны Кюнг работал учителем истории в школах Щербинки, его усилиями в городе построили 4-ю школу (сейчас это часть образовательного комплекса №2117 г. Москвы). Там же он директорствовал много лет, возил своих учеников по местам боевой славы, проводил встречи с ветеранами. Его сделали членом Президиума Советского Комитета ветеранов войны и вице-президентом Международного Комитета бывших узников Бухенвальда.
![]() Директор школы Н. Ф. Кюнг с учителями и воспитанниками послевоенной школы. | Николай Фёдорович считал, что старость обошла его стороной, потому что он всю жизнь общался с молодыми ребятами. Он до глубоких лет сохранил чувство юмора и умел поладить даже с хулиганами. Люди, которые знали Кюнга, говорят, что он был открытым и доброжелательным человеком. После освобождения из плена он ещё долго переписывался с учениками, принимая участие в их судьбах. |
Михаил Васильевич Левшенков,
учитель биологии в школе Бухенвальда
учитель биологии в школе Бухенвальда
![]() | Во времена войны с 15 июля 1941 года по 10 апреля 1945 года находился в немецком плену: под Минском, в лагере Бяла-Подляска в Польше, 310-й в Гамбурге, в Бухенваль-де: выжил в каменоломнях, был членом русской секции международного комитета Сопротивления, отвечал за агитацию и пропаганду, пополнение групп из вновь при-бывших, а также выпускал подпольную газету «Правда пленных». Организовал и обеспечивал школу для детей, создавал подпольные концерты, шахматные турниры. |
10 апреля 1945 года бежал и вышел к чешским партизанам. С 1954 по 1968 год он занимал должность заведующего учебной частью Новоржевской школы, а также был учителем ботаники и немецкого языка, продолжил обучение в пединституте на факультете иностранных языков.
Презентация «Великая Отечественная война в экспозиции школьного музея» (средняя общеобразовательная школа №6 г. Приволжска):
![]() | «Был избран центр, в который вошли Н. С. Си-маков, В. Азаров, И. Ашарин, С. Бакланов, А. Купцов, М. Левшенков. Заключенные изда-вали в концлагере и подпольную газету «Правда пленных». В ней было три раздела: Фронтовое обозрение, Вести с Родины, Лагер-ные новости. Эпиграф: «Находясь в плену, помни о Родине». Газета выходила 2 раза в месяц. Редактор М. В. Левшенков». |
«...Левшенков Михаил Васильевич был другом нашей семьи. После войны он работал учителем в Новоржевской средней школе. Со своими лекциями часто выступал перед студентами в г. Пскове, делился своими воспоминаниями. Даже в последние годы жизни Михаил Васильевич говорил, что до сих пор снятся кошмары военных лет. Он более трёх лет провёл в концлагере Бухенвальд. Был связным подпольной организации русских в Бухенвальде».
Газета «Земля Новоржевская», интервью заслуженного учителя Николая Петровича Иванова:
«...какие у нас были учителя, как мы к ним относились! Мой последний учитель Михаил Васильевич Левшенков окончательно утвердил во мне любовь к учительской профессии...»
Никодим Васильевич Федосенко,
учитель русского языка и литературы,
математики школы в Бухенвальде
учитель русского языка и литературы,
математики школы в Бухенвальде
«Грамоте и письму учил Никодим Федосенко из Днепропетровска. Я хорошо помню, как его привели в блок. На нем была длинная до пят шинель. Выглядел он старо. А какой это был добрый и умный старик! Дети его любили. Уроки Федосенко проводил чаще всего после отбоя. Занятия в школе поднимали дух у ребят, и они легче переносили тяготы лагерной жизни».
Юрий Пестерев, «Школа в Бухенвальде»:
«Знали старого учителя Василий Перцухов и Георгий Сальников, не раз приносившие бухенвальдским школьникам баланду и хлеб, и наблюдавшие за уроками Федосенко.
На всю жизнь запомнил Василий Перцухов внятный и неторопливый голос пленного педагога. Может быть, тогда, находясь за колючей проволокой, двадцатилетний узник твёрдо решил, что если останется живым, то обязательно будет работать учителем. И он стал им. Василий Иванович Перцухов 36 лет работал учителем немецкого языка в станице Терновская Краснодарского края.
- Конечно, особой изобретательностью отличался Никодим Васильевич Федосенко, – рассказывает Василий Иванович. – Он был как «ходячая энциклопедия».
«Прошло почти 60 лет с тех пор, а мне до сих пор ночами слышен хрипловатый голос 75-летнего советского учителя Никодима Васильевича Федосенко. «Мама мыла раму. Папа рыл фашистам яму»... Тело Н. В. Федосенко покоится на кладбище села Таромское, близ Днепропетровска. Школьники ухаживают за его могилой».
Бердников Степан Александрович,
иногда проводил уроки истории в школе Бухенвальда
иногда проводил уроки истории в школе Бухенвальда
![]() | ![]() | В 1941 г. добровольцем пошел на фронт. В 1942 г. участвовал в боях за Красный Лиман (Курская область). Попал в плен. В 1943 г. он трижды бежал из плена, и каждый раз был пойман собаками. |
После каждого побега его жестоко избивали. Находился в семи тюрьмах, три месяца в карцере и был брошен в лагерь смерти Бухенвальд. |
![]() Бердников и Цыганов, 1960 | «Бердникова я знал чуть ли не с первого дня поступления в Бухенвальд... Он был истубендистом (дежурным) 51-го блока малого лагеря. Но, помимо этого, он являлся главным уполно-моченным подпольной организации в малом лагере, куда прибывали все новые и новые транспорты с заключенными. Здесь они проходили невидимый для них фильтр. Группа под-польщиков во главе с опытным конспиратором Бердниковым тщательно проверяла вновь прибывших, выявляла провокато-ров и изменников, отбирала нужных людей». |
Воспоминания М. Г. Усковой, учителя истории села Огнева:
«Мне приходилось учиться у Степана Александровича, он вел у нас уроки истории. Ни до, ни после я не встречала таких учителей. Его помнят все, кто у него учился. Его уроки незабываемы. На историю мы бежали бегом. Опоздать – боже упаси! Для нас урок истории был какой-то чудесный миг. Самые отъявленные лентяи не могли прийти на урок с неприготов-ленным заданием».
Яков Гофман (Никифоров),
артист Ростовского цирка, можно назвать его
организатором внеклассной работы
школы в Бухенвальде
артист Ростовского цирка, можно назвать его
организатором внеклассной работы
школы в Бухенвальде
«Таких людей сразу замечаешь. Темноволосый, с большими усами, подвижный, острослов и весельчак, он всегда собирал вокруг себя людей, небольшим, но приятным баском пел советские песни, был неистощим на анекдоты. До войны он работал в цирке, был музыкальным эксцентриком. В его быстрых, ловких руках любой предмет, даже палка, полено начинают звучать знакомыми мелодиями. Он попал в штрафной барак за антифашистскую агитацию... Как сняли с него в Бухенвальде пышную шевелюру и усы, так всем стало ясно, что за Никифорова ему трудно сойти. А евреям в Бухенвальде особенно трудно. Якова нам удалось тогда затолкать в кучу между собой и провести в душевую».
Юрий Пестерев, «Дети из восьмого блока»:
«Гофмана мы звали дядя Яша. Он был старше нас. Это был веселого нрава человек, душа восьмого блока... Мне не забыть концерты художественной самодеятельности, которые организовывал душа-человек Яков Гофман. Бывало, поют лагерные артисты, а мы сидим, слушаем. Забываемся, думаем о своём, о доме, о матери. До сих пор не забуду, с каким успехом в нашем блоке шла постановка «Наталка-полтавка»!»
Воспоминание Ф. Михайличенко, бывшего узника Бухенвальда:
«Вместо отца детям был дядя Яша Гофман, артист цирка из Ростова. Он был старшим по блоку. Дядя Яша всем очень помогал и переживал за каждого из нас. Он был очень веселым человеком, играл на всем, что попадется под руку, – швабре, расческе, пиле. Назначат фашисты за какую-то провинность 25 ударов, придешь в барак – ни сесть, ни лечь. А дядя Яша подойдет, по голове погладит, расскажет какую-нибудь смешную историю, и сразу станет легче».
![]() | ...Как он давно не выступал! Как странно тих барачный зал! И от волнения сперва Вдруг закружилась голова. Но вот он улыбнулся, Но вот перевернулся. И все пошло... И полчаса Творил Антоша чудеса... ...Потом к себе он приходил, Валился он на нары, И до утра лежал без сил, Измученный и старый... | ...А в пять свисток, И снова в строй, Опять лопатой и киркой Дробит Антоша камень Усталыми руками. Но чуть отбой, Но чуть отбой, Антон в барак уходит свой, И все равно упрямо Готовит он программу. Антоша ходит на руках, Острит на разных языках, И дети все смелеют, Глаза их веселеют. |
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ
Иван Удодов,
первый советский олимпийский чемпион
по тяжелой атлетике
первый советский олимпийский чемпион
по тяжелой атлетике
![]() | Детство Ивана прошло в ростовском детдоме. Во время Великой Отечественной войны фашисты его вывезли на принудительные работы в Германию. За попытки побега был отправлен в Бухенвальд. Оттуда его зимой 1945-го вынесли на руках солдаты: идти самостоятельно Удодов не мог, поскольку представлял собой скелет, обтянутый ко-жей, весивший 29 килограмм. Затем были госпиталь и санатории. |
![]() | Прогрессировал он быстро. В 1948 году на Спартакиаде юга России в Махачкале Иван набрал в троеборье 252,5 кг и занял второе место. Через год он был пятым уже на чемпионате страны с суммой 277,5 кг. В 1951 году Удодов перешагнул заветный для спортсменов легчайшего веса рубеж — 300 кг. В 1952 году стал первым советским олимпийским чемпионом по тяжёлой атлетике. |
![]() | Рекордсмен мира 1952—1956 годов. Заслуженный мастер спорта СССР (1952). Чемпион мира, дважды серебряный призёр, 2-кратный чемпион Европы, 4-кратный победитель чемпионатов СССР. |
Эли Визель,
лауреат Нобелевской премии мира 1986 года
«За приверженность тематике, посвященной
страданиям еврейского народа, жертвам нацизма»
лауреат Нобелевской премии мира 1986 года
«За приверженность тематике, посвященной
страданиям еврейского народа, жертвам нацизма»
![]() | Эли Визель родился в религиозной еврейской семье в 1928 году. Под давлением нацистской Германии в мае 1944 года все евреи города, включая трех сестёр Визеля и его родителей были депортированы в концлагерь Освенцим. В концлагере погибли его мать и сестра. Визель с отцом были отправлены в трудовой лагерь, составляющий часть Освенцима. |
![]() | ![]() Увеличенное изображение | Зимой 1944/1945 года их перегоняют из Освенцима в Бухенвальд (т. н. марш смерти), где вскоре отец погибает от истощения и болезней. |
![]() | Свою первую книгу, посвященную ужасам Холокоста и концлагерей, опубликовал в Аргентине на идише под названием «И мир молчал» в 1956 году. Книга была переведена на 18 языков. Визель преподавал в Йельском, Бостонском, Джорджтаунском университетах. Он возглавлял Президентскую комиссию по Холокосту. В 1985 награждён золотой медалью Конгресса США, в 2006 году удостоен звания почётного рыцаря Великобритании. |
Автор более 40 книг. Многие его произведения посвящены Холокосту, еврейской культуре («И мир молчал», 1956; «Рассвет», 1961; «День», 1961; «Песнь мёртвых», 1966; «Нищий из Иерусалима», 1968; «Спустя поколение», 1970; «Евангелие растерзанного еврейского поэта», 1980; «Сумерки», 1987).
Имре Кертес,
лауреат Нобелевской премии по литературе за 2002 год,
которая была вручена «За творчество, в котором хрупкость
личности противопоставлена варварскому деспотизму истории»
лауреат Нобелевской премии по литературе за 2002 год,
которая была вручена «За творчество, в котором хрупкость
личности противопоставлена варварскому деспотизму истории»
![]() | Кертес, венгр еврейского происхождения, родился в Будапеште в 1929 году. В пятнадцать лет был угнан в Освенцим, затем попал в Бухенвальд, откуда в 1945 году был освобожден. Память о тех страшных временах стала определяющей в творчестве писателя Имре Кертеса. Его «университетами» стали нары концлагеря и ожидание неумолимой смерти. Но жизнь победила. |
![]() | После войны работал журналистом и переводчиком немецкой литературы. Первый роман Кертеса «Без судьбы» рассказывает о судьбе мальчика, попавшего в концлагерь. В 1988 году он написал второй роман «Фиаско», который продолжил тему жизни в лагерях. «Кадиш по нерожденному ребенку» стал завершающим аккордом трилогии. |
ОБЫЧНЫЕ УЧЕНИКИ

Владимир Мациенко
«Как сложилась моя судьба после войны? Я сорок лет проработал в школе преподавателем, из них — двадцать четыре года — директором школы в Запорожье. И все эти годы выступаю с рассказами на военно-патриотическую тему. Рассказываю о мужественных людях, прошедших Бухенвальд. И всегда помню клятву, данную в лагере. Где бы мы ни были, всю свою жизнь мы должны посвятить делу мира».
Павел Пашин
«Как сложилась жизнь после войны? Заочно окончил институт физкультуры. Работал тренером по боксу, сталеваром в мартеновском цехе. Когда пошел на пенсию, наградили медалью «Ветеран труда»».
Иван Борисов
«Что было потом? Отслужил пять лет в рядах Советской Армии, затем работал на самых разных «горячих точках» производства, последние годы перед пенсией был фотографом».
Василий Перелыгин
«После войны окончил автодорожный техникум, работал водителем, механиком автогаража, заместителем директора по снабжению, председателем профкома».
Павел Каюн
«Потом — техникум, институт. Работал техником, агрономом, директором машинно-тракторной станции».
Григорий Кравченко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Война закончится, но люди еще долго будут смотреть в глаза друг другу и читать во встречном взгляде вопрос: «Как ты выжил? Как тебе это удалось?»» (Я. Корчак, педагог, вошедший в газовую камеру концлагеря Освенцим со своими воспитанниками, хотя фашисты предлагали их бросить и спасти свою жизнь) |
Наверное, все дело в том, что именно школа приносила детям чувство свободы, ощущения себя Человеком! Возвращала мыслями в мирное прошлое и давала надежду на то, что у них есть будущее! Они видели рядом людей, готовых помогать им даже ценой собственной жизни – и учились сами нести добро другим! Они вспоминали, что у них есть не только наколотые фашистами на руке номера, но и собственные имена и фамилии, которые дали им родители. И верили в ПОБЕДУ ДОБРА!
А учителя... Что заставляло их вернуться к профессии в таких нечеловеческих условиях? Ведь каждый понимал, что если о школе узнают враги – смерть неизбежна. Никто не осудил бы их, если бы они просто смирились с судьбой для того, чтобы выжить. Где находил в себе силы старый 75-летний учитель каждый день приходить на уроки? А артист-еврей, которого могли убить только за принадлежность к этой нации и которому лучше было бы вообще не напоминать лишний раз о себе, вдруг заставлял детей весело смеяться или делал с ними спектакль?
Почему рисковали своими жизнями норвежцы, французы, немцы-политзаключенные, чехи, словаки, поляки для того, чтобы чем-то помочь школе, организованной отважными советскими учителями?
Просто это были люди, которые чувствовали ответственность не только за себя и свои поступки, но и за целое поколение, за БУДУЩЕЕ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ! Они, несмотря на возраст и национальности, делали общее дело. Они спасали и учили детей, веря в то, что победят фашизм и что в мирной жизни нужны будут добрые, честные, отзывчивые люди, образованные и знающие свое дело – для того, чтобы строить светлое, счастливое будущее! И не беда, что все эти дети видели ужасы концлагерей. Ведь пока живы те, кто помнит войну, новой войны не будет!
![]() Уникальная медаль «Не забывайте никогда», сделанная узником Пьером Прово в концлагере Бухенвальд | ![]() Копия медали, изготовленная по эскизу оригинальной, около 1949 года |
ВЫВОДЫ
Мы ознакомились с историей и культурной города Веймара, в окрестностях которого был построен концентрационный лагерь Бухенвальд, а также с историей создания самого концлагеря;
Выяснили, что существует несколько версий создания школы в концлагере, каждая из которых имеет право на существование, т. к. именно совокупность разных событий явилась решающим толчком.
По рассказам очевидцев удалось представить условия, в которых работала школа, узнать, как много людей разных национальностей и возрастов рисковали своими жизнями для того, чтобы дети могли учиться и даже ставить спектакли.
В начале нашего исследования мы знали только фамилию Николая Кюнга, который был учителем истории и географии в школе Бухенвальда. Однако в процессе выяснялись новые фамилии учителей, которые работали в школе, их судьбы, боевые пути, то, как сложилась их послевоенная жизнь.
Выяснилось также, что среди тех, кто учился в школе, есть те, кто стал впоследствии очень известным человеком. А жизни обычных воспитанников тоже сложились очень достойно.
Таким образом, мы поняли, что главное в жизни – это иметь цель, стремление, желание. И тогда даже в концлагере можно учить и учиться, ставить спектакли и проводить шахматные турниры, чеканить медали и сделать радио. Нужно бороться за свою свободу. Нужно искать единомышленников. Своим поведением подавать пример тем, кто пал духом, поддерживать более слабых и помогать им. Даже за колючей проволокой можно быть свободной личностью.
В любой ситуации нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!