Изучение традиционного использования лекарственных средств, особенно растительного происхождения, формирует ядро этнофармакологии – междисциплинарной области, расположенной на стыке медицинских, естественных и социальных наук. Исторически сложилось так, что акцент в этой сфере смещался в сторону химических, биологических и фармакологических исследований, оставляя в тени вклад социальных наук, таких как антропология и изучение традиционных систем знаний (ТСК). Анализ публикаций в профильном журнале Journal of Ethnopharmacology за периоды с 1979 по 1996 и с 1996 по 2000 годы выявил растущую доминанту фармакологии и фармакогнозии при крайне низком уровне междисциплинарного взаимодействия, составлявшем всего 4-6%. Однако в последние десятилетия наметилась тенденция к осознанию этого дисбаланса и необходимости усиления роли антропологии и социокультурных исследований, о чем свидетельствуют редакционные статьи и работы таких ученых, как Etkin, Elisabetsky, Soejarto.
Первоначальная цель этнофармакологических исследований заключалась преимущественно в поиске биологически активных соединений – потенциальных лекарств или нутрицевтиков – в арсенале традиционной медицины, использующей растения, грибы, компоненты животного происхождения и минералы. Сегодня же происходит сдвиг парадигмы к более целостному, теоретически обоснованному и культурно-контекстуализированному изучению фармакологического потенциала видов, используемых коренными народами. Поиск активных молекул признается лишь одной из возможных целей. Как отмечала Etkin, этнофармакология способна не только поставлять сырье для фармацевтической промышленности Глобального Севера, но и вносить вклад в улучшение общественного здравоохранения непосредственно в регионах проведения исследований. Вместе с тем, звучит и критика: за последние полвека этноботанические изыскания практически не привели к появлению новых лекарств в западной фармакопее, а рынок по-прежнему ориентирован на продажу цельных трав и экстрактов, а не изолированных действующих веществ.
Традиционные системы знаний (ТСК) охватывают глубокое понимание динамики ресурсов и экосистем, связанные с этим практики управления, системы классификации, эмпирические наблюдения, методы использования ресурсов и верования, существующие у сообществ, длительное время взаимодействующих с определенной экосистемой для обеспечения своей жизнедеятельности. Это не просто набор информации об использовании растений или животных, а целостный способ восприятия мира, по сути – культура. Подобно этнофармакологии, изучение ТСК эволюционирует от описательных отчетов к исследованиям, основанным на проверке гипотез, что подтверждается работами Berkes, Colding, Folke и Posey. Эти знания, передаваемые из поколения в поколение, представляют собой бесценный ресурс для понимания устойчивого взаимодействия человека и природы.
Использование лекарственных растений для исцеления старо как само человечество. Потребность в лекарствах, возможно, является даже эволюционно закрепленным поведением. Об этом свидетельствуют не только археологические находки, но и современные масштабы потребления. Например, расходы на здравоохранение в США в 2017 году достигли 455,9 миллиардов долларов, а мировые расходы в 2019 году превысили 1,25 триллиона долларов. Значительная часть этих средств тратится на лекарства, в том числе и растительного происхождения. По данным ВОЗ на начало 2000-х годов, более 80% населения развивающихся стран продолжали полагаться на традиционную медицину, часто обращаясь к местным целителям. Богатство этих знаний поражает: например, в Новой Гвинее задокументировано использование 1035 видов растений, из которых 332 вида из 99 семейств применяются в медицинских целях. В последние десятилетия наблюдается настоящий ренессанс интереса к фитотерапии и в развитых странах Европы и Северной Америки. Это связано с ростом популярности идей самозаботы, верой в «натуральность» и безопасность природных средств, ассоциацией фитотерапии со здоровым образом жизни и, отчасти, с желанием избежать побочных эффектов или высокой стоимости традиционной конвенциональной медицины.
Рынок растительных добавок демонстрирует уверенный рост: в США объем продаж превысил 5,3 миллиарда долларов в 2011 году и достиг 6 миллиардов в 2013 году. В 2017 году на долю западной фитотерапии приходилось около 46% мирового рынка, а на долю ТКМ – примерно 36,6%. Исследования показывают высокую распространенность использования: в США около 38% взрослых и 12% детей прибегали к методам традиционной медицины; 18,9% использовали фитотерапию (самый популярный вид альтернативной медицины в 2008 г.); 12,8% принимали хотя бы одну растительную добавку; 42% использовали диетические или пищевые добавки. В Гонконге, согласно опросу 2003 года, 40% жителей предпочитали ТКМ западной медицине, а в 2010 году 75% обращались за помощью к специалистам ТКМ. В Канаде в 2001 году 38% населения использовали растительные средства (по сравнению с 28% в 1999 году). Факторы, способствующие этому возрождению, многообразны: вера в эффективность и безопасность, недовольство стоимостью и побочными эффектами ортодоксальной медицины, поиск панацеи, предпочтение натуральных методов лечения, тренд на самолечение, нежелание обсуждать деликатные проблемы с врачом, краткость врачебных консультаций, утверждение прав пациента, доверие к личному опыту и рассказам знакомых, вера в способность организма к самовосстановлению.

Первоначальная цель этнофармакологических исследований заключалась преимущественно в поиске биологически активных соединений – потенциальных лекарств или нутрицевтиков – в арсенале традиционной медицины, использующей растения, грибы, компоненты животного происхождения и минералы. Сегодня же происходит сдвиг парадигмы к более целостному, теоретически обоснованному и культурно-контекстуализированному изучению фармакологического потенциала видов, используемых коренными народами. Поиск активных молекул признается лишь одной из возможных целей. Как отмечала Etkin, этнофармакология способна не только поставлять сырье для фармацевтической промышленности Глобального Севера, но и вносить вклад в улучшение общественного здравоохранения непосредственно в регионах проведения исследований. Вместе с тем, звучит и критика: за последние полвека этноботанические изыскания практически не привели к появлению новых лекарств в западной фармакопее, а рынок по-прежнему ориентирован на продажу цельных трав и экстрактов, а не изолированных действующих веществ.
Традиционные системы знаний: не просто рецепты, а мировоззрение
Традиционные системы знаний (ТСК) охватывают глубокое понимание динамики ресурсов и экосистем, связанные с этим практики управления, системы классификации, эмпирические наблюдения, методы использования ресурсов и верования, существующие у сообществ, длительное время взаимодействующих с определенной экосистемой для обеспечения своей жизнедеятельности. Это не просто набор информации об использовании растений или животных, а целостный способ восприятия мира, по сути – культура. Подобно этнофармакологии, изучение ТСК эволюционирует от описательных отчетов к исследованиям, основанным на проверке гипотез, что подтверждается работами Berkes, Colding, Folke и Posey. Эти знания, передаваемые из поколения в поколение, представляют собой бесценный ресурс для понимания устойчивого взаимодействия человека и природы.

Палеомедицина: взгляд в глубокое прошлое
Палеомедицина занимается изучением эволюционного контекста использования лекарственных растений. Основное внимание уделяется археологическим свидетельствам, относящимся к эпохе палеолита и более поздним доисторическим периодам. Анализ останков древних людей, их стоянок, артефактов и палеоботанических находок позволяет реконструировать практики лечения и выявить древнейшие примеры использования растений в медицинских целях. Выживание наших предков в суровых условиях во многом зависело от их способности находить и применять природные средства для лечения болезней и травм.Стандартизация дозировок: вечная проблема фитотерапии
Одной из ключевых проблем фитотерапии на протяжении всей ее истории была и остается стандартизация дозировок. Различные традиции – западная гербалистика, традиционная китайская медицина (ТКМ), Аюрведа, африканские практики – выработали свои подходы к определению необходимого количества растительного сырья. Однако вариабельность содержания активных веществ в растениях в зависимости от места произрастания, времени сбора, условий сушки и хранения создает значительные трудности для обеспечения постоянства эффекта и безопасности применения. Современная наука ищет пути решения этой проблемы через разработку стандартизированных экстрактов и контроль качества сырья.Повсеместность и возрождение интереса к лекарственным растениям
Использование лекарственных растений для исцеления старо как само человечество. Потребность в лекарствах, возможно, является даже эволюционно закрепленным поведением. Об этом свидетельствуют не только археологические находки, но и современные масштабы потребления. Например, расходы на здравоохранение в США в 2017 году достигли 455,9 миллиардов долларов, а мировые расходы в 2019 году превысили 1,25 триллиона долларов. Значительная часть этих средств тратится на лекарства, в том числе и растительного происхождения. По данным ВОЗ на начало 2000-х годов, более 80% населения развивающихся стран продолжали полагаться на традиционную медицину, часто обращаясь к местным целителям. Богатство этих знаний поражает: например, в Новой Гвинее задокументировано использование 1035 видов растений, из которых 332 вида из 99 семейств применяются в медицинских целях. В последние десятилетия наблюдается настоящий ренессанс интереса к фитотерапии и в развитых странах Европы и Северной Америки. Это связано с ростом популярности идей самозаботы, верой в «натуральность» и безопасность природных средств, ассоциацией фитотерапии со здоровым образом жизни и, отчасти, с желанием избежать побочных эффектов или высокой стоимости традиционной конвенциональной медицины.

Рынок растительных добавок демонстрирует уверенный рост: в США объем продаж превысил 5,3 миллиарда долларов в 2011 году и достиг 6 миллиардов в 2013 году. В 2017 году на долю западной фитотерапии приходилось около 46% мирового рынка, а на долю ТКМ – примерно 36,6%. Исследования показывают высокую распространенность использования: в США около 38% взрослых и 12% детей прибегали к методам традиционной медицины; 18,9% использовали фитотерапию (самый популярный вид альтернативной медицины в 2008 г.); 12,8% принимали хотя бы одну растительную добавку; 42% использовали диетические или пищевые добавки. В Гонконге, согласно опросу 2003 года, 40% жителей предпочитали ТКМ западной медицине, а в 2010 году 75% обращались за помощью к специалистам ТКМ. В Канаде в 2001 году 38% населения использовали растительные средства (по сравнению с 28% в 1999 году). Факторы, способствующие этому возрождению, многообразны: вера в эффективность и безопасность, недовольство стоимостью и побочными эффектами ортодоксальной медицины, поиск панацеи, предпочтение натуральных методов лечения, тренд на самолечение, нежелание обсуждать деликатные проблемы с врачом, краткость врачебных консультаций, утверждение прав пациента, доверие к личному опыту и рассказам знакомых, вера в способность организма к самовосстановлению.
Исторический экскурс
Доисторические свидетельства
Косвенные доказательства использования растений в медицинских целях в доисторические времена включают сам факт выживания человека как вида, что подразумевает наличие механизмов борьбы с болезнями и травмами. Прямые свидетельства включают находки пыльцы лекарственных растений в захоронениях неандертальцев (пещера Шанидар в Ираке, около 60 000 лет назад), хотя интерпретация этих находок остается предметом дискуссий. Анализ зубного камня неандертальцев из пещеры Эль-Сидрон в Испании выявил следы употребления тысячелистника и ромашки, известных своими горькими и лечебными свойствами. Анализ останков «ледяного человека» Этци (около 3300 г. до н. э.) показал наличие в его вещах гриба-трутовика Piptoporus betulinus, обладающего антибиотическими и слабительными свойствами, и мха Neckera complanata, который мог использоваться для перевязок. Изучение копролитов (окаменевших фекалий) также дает информацию о диете и возможных лечебных практиках древних людей.