Когда Цзиньцзин Дженни Ванг приступила к двухлетнему исследованию, чтобы определить, получают ли младенцы какие-либо когнитивные преимущества, наблюдая за тем, как кто-то считает вслух на экране, а не лично, она уже видела, какое влияние такое видео оказало на ее собственную дочь в возрасте 10 месяцев.
«Я показала своей дочери видео со счетом и задалась вопросом, как она отреагирует», – говорит Ванг, доцент кафедры когнитивной психологии Школы искусств и наук Ратгерского университета в Нью-Брансуике. «Литература была неоднозначной. Некоторые говорили, что это не сработает, но моя дочь дала мне противоположный результат. Она действительно откликалась и реагировала на считалку, которую видела на видео».
Недавнее исследование, проведенное Ванг с участием 81 ребенка в возрасте от 14 до 19 месяцев, опубликованное в журнале «Психология развития», показало тот же результат. Когда эти дети смотрели видео, где им показывали картинки с игрушечными машинками и игрушечными свиньями и слушали, как кто-то считал вслух перед тем, как игрушки были спрятаны в коробку – аналогично более раннему исследованию, проведенному лично – дети смотрели дольше, когда коробка была поднята и некоторые предметы исчезли. Когда в видеоролике не было громкого счета, а просто показывали пальцем, младенцы отвлекались и отводили взгляд, как в том же исследовании, проведенном лично.
«Наши результаты свидетельствуют о том, что дети действительно получают определенную пользу от этих видео со счетом, если только видео со счетом максимально напоминают реальную жизнь и увлекают их, что может дать детям толчок перед началом обучения в школе», – говорит Ванг. «Это может уменьшить неравенство среди детей, которые по каким-либо причинам могут меньше слышать счет лично от воспитателей».
Ванг, которая является директором Центра познания и обучения в Рутгерском университете, разрабатывает исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как восприятие мира младенцами, как дети учат свои первые слова и цифры и как эти способности восприятия и обучения способствуют последующему когнитивному развитию детей. Она работает с персоналом, в который входят заведующая лабораторией, пост-док, аспирант и более десятка студентов-исследователей.
Исследование началось во время пандемии COVID-19, и все анализы проводились виртуально: студенты-исследователи из Рутгерс-Нью-Брансуика просматривали видеозаписи с веб-камер младенцев, а не наблюдали за ними лично. Ванг сказала, что они начинают лично наблюдать за детьми и семьями. Она также руководит вспомогательной лабораторией в Научном центре Либерти в Джерси-Сити, где посетители музея могут участвовать в живой науке и взаимодействовать с учеными из Рутгерса.
Хотя результаты исследования дают многообещающее представление о том, как можно использовать технологии для устранения пробелов в обучении детей младшего возраста, Ванг говорит, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы изучить потенциальные негативные последствия воздействия экрана.
«Необходимо определить, если эти счетные видео будут использоваться, то в какой степени они должны быть использованы, чтобы помочь детям учиться», – сказал Ванг.

«Я показала своей дочери видео со счетом и задалась вопросом, как она отреагирует», – говорит Ванг, доцент кафедры когнитивной психологии Школы искусств и наук Ратгерского университета в Нью-Брансуике. «Литература была неоднозначной. Некоторые говорили, что это не сработает, но моя дочь дала мне противоположный результат. Она действительно откликалась и реагировала на считалку, которую видела на видео».

Недавнее исследование, проведенное Ванг с участием 81 ребенка в возрасте от 14 до 19 месяцев, опубликованное в журнале «Психология развития», показало тот же результат. Когда эти дети смотрели видео, где им показывали картинки с игрушечными машинками и игрушечными свиньями и слушали, как кто-то считал вслух перед тем, как игрушки были спрятаны в коробку – аналогично более раннему исследованию, проведенному лично – дети смотрели дольше, когда коробка была поднята и некоторые предметы исчезли. Когда в видеоролике не было громкого счета, а просто показывали пальцем, младенцы отвлекались и отводили взгляд, как в том же исследовании, проведенном лично.

«Наши результаты свидетельствуют о том, что дети действительно получают определенную пользу от этих видео со счетом, если только видео со счетом максимально напоминают реальную жизнь и увлекают их, что может дать детям толчок перед началом обучения в школе», – говорит Ванг. «Это может уменьшить неравенство среди детей, которые по каким-либо причинам могут меньше слышать счет лично от воспитателей».

Ванг, которая является директором Центра познания и обучения в Рутгерском университете, разрабатывает исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как восприятие мира младенцами, как дети учат свои первые слова и цифры и как эти способности восприятия и обучения способствуют последующему когнитивному развитию детей. Она работает с персоналом, в который входят заведующая лабораторией, пост-док, аспирант и более десятка студентов-исследователей.

Исследование началось во время пандемии COVID-19, и все анализы проводились виртуально: студенты-исследователи из Рутгерс-Нью-Брансуика просматривали видеозаписи с веб-камер младенцев, а не наблюдали за ними лично. Ванг сказала, что они начинают лично наблюдать за детьми и семьями. Она также руководит вспомогательной лабораторией в Научном центре Либерти в Джерси-Сити, где посетители музея могут участвовать в живой науке и взаимодействовать с учеными из Рутгерса.

Хотя результаты исследования дают многообещающее представление о том, как можно использовать технологии для устранения пробелов в обучении детей младшего возраста, Ванг говорит, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы изучить потенциальные негативные последствия воздействия экрана.

«Необходимо определить, если эти счетные видео будут использоваться, то в какой степени они должны быть использованы, чтобы помочь детям учиться», – сказал Ванг.







