Спасибо,gala10, MariV, я всегда так и думала, но я технарь, а мне сделал замечание практически филолог, указав на аналог врач-врачиха и т. д. А какие общие правила произношения профессий, подскажите.
Русский язык (страница 39)
Гаша
Правильное название профессии можно посмотреть, например, здесь:
А потом по словарю - образование женского рода.
А потом по словарю - образование женского рода.
Спасибо,gala10, MariV, я всегда так и думала, но я технарь, а мне сделал замечание практически филолог, указав на аналог врач-врачиха и т. д. А какие общие правила произношения профессий, подскажите.Врачиха??? Казнить филолога... Врачиха - это разговорно-сниженная форма, типа дворничихи.
Относительно швейных профессий - портной - портниха.
указав на аналог врач-врачихаМне кажется, что это не очень хорошее сравнение, т. к. слово «врачиха» имеет явную негативно-пренебрежительную окраску. Я бы не рискнула в глаза врачу-женщине такое сказать и за глаза так называть врача не стала бы.
Вот «портной-портниха» - одинаково нейтральные слова.
На вскидку вспомнила ещё одну пару: «повар-повариха». Вот здесь есть хорошая статья:
Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д.
1. Слова без парных образований. Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т. д., сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, токарь, геолог, физик, металлург, конструктор, оператор, новатор, судья, адвокат, доцент, кандидат наук, депутат, Герой Российской Федерации, лауреат международного конкурса, мастер спорта, полковник, лейтенант.
В разговорной речи явно наметилась тенденция выражать отнесение подобных слов к лицам женского пола с и н т а к с и ч е с к и, главным образом путем постановки сказуемого в форме женского рода, если в функции подлежащего выступает одно из слов указанной группы, например: депутат принимала посетителей, мастер спорта установила новый мировой рекорд, оператор хорошо справилась с заданием. Такие сочетания встречаются и в тех случаях, когда имеется возможность образовать парное название женского рода, но с известными стилистическими ограничениями (см. ниже, п. 3), например: секретарь выдала справку, редактор была в декретном отпуске, водитель объявила следующую остановку, инженер составила смету. Из двух конструкций: врач пришла и врачиха пришла – несомненно предпочтительнее первая. Встречаются подобные конструкции и в художественной литературе – в речи персонажей и в авторской речи, например: Военфельдшер добросовестна, не больше (В. Панова); По-видимому, приисковый счетовод серьёзно заболела (А. Коптяева); Агроном уехала в район (Антонов). 2. Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи. Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер – акушерка, буфетчик – буфетчица, лаборант – лаборантка, лётчик – лётчица, преподаватель – преподавательница, продавец – продавщица, студент – студентка, ткач – ткачиха, тракторист – трактористка, учитель – учительница и мн. др. То же в области искусства, спорта, при обозначении лиц по их отношению к общественной организации и т. д., например: артист – артистка, писатель – писательница, спортсмен – спортсменка. Однако, несмотря на свободное образование подобных названий в форме женского рода, они используются не во всех стилях речи. Так, в официально-деловом стиле предпочтительно сохранять форму мужского рода, когда речь идет о номенклатурном наименовании должности; ср. в документе-справке: «Е. А. Шишкова работает лаборантом на кафедре физики» (в обиходной речи лаборантка Шишкова); «Н. Н. Голикова состоит преподавателем английского языка» (в обиходной речи – преподавательница Голикова). Ср. бытовое заведующая редакцией Павликова и официальное управляющий трестом Капитонова. Использование парного образования женского рода устраняет неясность в тех случаях, когда нерусская фамилия не позволяет установить, идет ли речь о мужчине или о женщине, например: Корреспондентка газеты М. Смит сообщает... (а не корреспондент, так как подобные фамилии не связаны с реальным полом их носителя). В некоторых случаях образованию парного названия мешает то обстоятельство, что подобное название уже существует в языке, но употребляется с другим значением. Так, к слову овчар нельзя было образовать параллельное название «овчарка» (по модели дояр – доярка), поскольку это слово уже закрепилось как название породы собак. Ср. также невозможность образования пар индеец – «индейка» (второе слово обозначает домашнюю птицу, поэтому было образовано название индианка) или кореец – «корейка» (свиная грудинка, поэтому появилось слово кореянка) и т. п. 3. Парные образования, используемые в разговорной речи. В разговорной речи нередко встречаются парные названия, образованные при помощи суффиксов -ша и -иха, например: библиотекарша, билетёрша, бухгалтерша, директорша, докторша, инженерша, кассирша, комендантша, кондукторша, парикмахерша, почтальонша, редакторша, регистраторша, секретарша; врачиха, дворничиха, сторожиха. Однако подобные образования используются ограниченно. Их распространению препятствует, с одной стороны, присущая им двузначность: они могут быть поняты как название жены человека соответствующей профессии и как название действующего лица: ср. возможность двоякого истолкования таких слов в предложениях типа: Вот идет наша бригадирша (то ли жена бригадира, то ли сама бригадир); Дворничиха помогает нам по хозяйству (та же двузначность). Хотя в наше время, при полном равноправии мужского и женского труда, мы скорее склонны в подобных названиях видеть обозначение действующего лица, но не исключена возможность и другого толкования, что связано с историей таких слов (ср. прежние названия с суффиксами -ша и -иха, обозначавшие наименования жен по мужу: генеральша, губернаторша, дьячиха, купчиха и т. п.). С другой стороны, в литературной речи подобных образований избегают из-за присущего им просторечного, сниженного, иногда пренебрежительного оценочного значения (профессорша, врачиха). Особенно это относится к словам на -иха; возможно, что здесь сказываются нежелательные ассоциации с названиями животных (ср. заяц – зайчиха, слон – слониха и т. п.). Употребляются такие формы, как правило, в стилизованной речи (для речевой характеристики персонажа, в диалоге и т. д.). Сказанное, разумеется, не относится к закрепившимся в языке нейтральным словам типа портниха, ткачиха, а также к словам, имеющим только форму женского рода для обозначения определенной профессии, например маникюрша. В профессиональной речи свободно используются слова спринтерша, пловчиха. Для обозначения мужского соответствия словам балерина, машинистка используются описательные выражения: артист балета, переписчик на машинке. В профессиональном употреблении возникла пара медицинская сестра – медицинский брат.
http://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/147/%D0%A0%D0%BE%D0%B4_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%86_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2C_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B8_%D1%82._%D0%B4.
Ольга! Вы меня опередили.
Пошла новая мода на слово «мониторить».
Помните, «Приключения Незнайки» Н. Носова?
- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
- Ну, придумай рифму на слово «пакля», - сказал Цветик.
- Шмакля, - ответил Незнайка.[/i][/color]
Интересно, какая доля сегодняшних юных читателей понимает значение слова «пакля»? И, тем более, чем пакля отличается от шмакли?
Костя, если дети регулярно приезжают на дачу или в деревню, то знают, что такое пакля, особенно, если есть старые бревенчатые дома.
А шмакля - словотворчество, если нет - очень интересно будет узнать, что оно означает!
А дома трубы подматывать? Я долго в укромном уголке держала, пока не появились современные гидроизоляторы. Затем в деревню отвезла.
А шмакля - словотворчество, если нет - очень интересно будет узнать, что оно означает!
А дома трубы подматывать? Я долго в укромном уголке держала, пока не появились современные гидроизоляторы. Затем в деревню отвезла.
Морфологические и синтаксические свойства глагола:
монито́рить
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4a.
Корень: -монитор-; суффиксы: -и-ть-.
Произношение
МФА: [mənʲɪˈt̪orʲɪtʲ]
Семантические свойства
Значение
осуществлять систематическое наблюдение за какими-либо процессами, данными ◆ Мы мониторим весь берег на глубину сто миль. У нас тут ни рыба не проплывёт, ни птица не пролетит без разрешения по месту жительства! В. П. Аксёнов, «Негатив положительного героя», 1996 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы.»
Нравится или не нравится это слово, оно существует и будет существовать, вне зависимости от чьих-то личных предпочтений.
монито́рить
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4a.
Корень: -монитор-; суффиксы: -и-ть-.
Произношение
МФА: [mənʲɪˈt̪orʲɪtʲ]
Семантические свойства
Значение
осуществлять систематическое наблюдение за какими-либо процессами, данными ◆ Мы мониторим весь берег на глубину сто миль. У нас тут ни рыба не проплывёт, ни птица не пролетит без разрешения по месту жительства! В. П. Аксёнов, «Негатив положительного героя», 1996 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы.»
Нравится или не нравится это слово, оно существует и будет существовать, вне зависимости от чьих-то личных предпочтений.
Ольга, у меня и сейчас пакля есть. Для сантехники. Предпочитаю её для уплотнения трубных соединений всяческим ФУМ-лентам. Только вместо краски-«густотёрки» рядом с ней сейчас лежит автомобильный герметик. И живу я в доме, который на моих (шестилетнего ребенка) глазах паклей конопатили.
Но вопрос-то мой был не обо мне и не о Вас. Вопрос - знают ли о пакле теперешние дети.
Надо будет при случае внука-второклассника проинтервьюячить.
Но вопрос-то мой был не обо мне и не о Вас. Вопрос - знают ли о пакле теперешние дети.
Надо будет при случае внука-второклассника проинтервьюячить.
Надо при случае внука-второклассника спросить.
Константин, в этом примере все как обычно: если родители заинтересованы в развитии ребенка (а Незнайку читают задолго до того, как ребенок читать научился), контролируют этот процесс - то и результат есть. Сейчас появился интернет, даже в словарь лезть не надо.
У меня вот другой вопрос: читают ли вообще детям сегодняшние родители? Гораздо проще мультик включить.
Ну конечно. Читать еще не умеет, но Яндексом уже пользуется запросто.
Анна, не обязательно мультик. Сейчас очень популярны переведённые в цифровой формат пластинки со сказками и другие детские развлекательные и познавательные книжки, начитанные как любителями, так и актёрами-профессионалами. Ещё есть отличные аудиоспектакли.
Анна, не обязательно мультик. Сейчас очень популярны переведённые в цифровой формат пластинки со сказками и другие детские развлекательные и познавательные книжки, начитанные как любителями, так и актёрами-профессионалами. Ещё есть отличные аудиоспектакли.Мне это сейчас неактуально: внуков нет. Но, мне кажется, живого общения с мамой-бабушкой, которые тут же на вопросы ответят и даже без вопросов объяснят, никакая пластинка не заменит.
Запятая перед «что», Оля. Уверена, что просто «смазалась» при быстром печатании.
Анна, я по себе помню ещё: все усиленно работали, некогда моим родителям и бабушкам-дедушкам было мне книги читать. И мама и бабушка, которые в разное время сидели со мной и моей сестрой, всегда были чем-то заняты: уборкой, приготовлением пищи, стиркой, вязанием на всю семью, активным спортом на улице вместе с нами. Так вот, дома, пока мама вязала, мы включали радио с рассказами для детей или заводили пластинки. И потихоньку мама подсказывала и объясняла незнакомые слова. Мы не один раз эти пластинки слушали и даже не десять - гораздо больше. Если не обратили внимания на какое-то слово, проговаривали его потом.
И ещё. Сейчас понимаю, что именно спектакли, озвученные знаменитыми актёрами старой школы, стали для меня эталоном речи. Хоть родители у меня люди образованные, но в ударениях - не без греха. Да и местечковые диалекты давали о себе знать. А в спектаклях того времени всё было выверено до последней паузы.
И ещё. Сейчас понимаю, что именно спектакли, озвученные знаменитыми актёрами старой школы, стали для меня эталоном речи. Хоть родители у меня люди образованные, но в ударениях - не без греха. Да и местечковые диалекты давали о себе знать. А в спектаклях того времени всё было выверено до последней паузы.
Запятая перед «что», Оля. Уверена, что просто «смазалась» при быстром печатании.Спасибо! Мозги не соображают - грипп какой-то странный ходит...
А в спектаклях того времени всё было выверено до последней паузы.
Так же, как и в книгах ошибок не было. А опечатки выносились на отдельный листок в конце книги (я помню такие).
Пластинки тоже сыну ставила, помню. Да и читала ему не так долго: в 5 лет он уже про себя читал запоем. Даже стоя со мной в обычных для того времени очередях, когда давали «в одни руки» - детей приходилось брать с собой для увеличения количества рук
Ага, вижу, что исправила! А вот тут как раз не нужна
будет существовать, вне зависимости.
Tricia, Анастасия, да, да - Николай Владимирович Литвинов - «Здравствуй, дружок!», Бабанова Мария Ивановна с её чудным, неповторимым голосом! Каждое утро, в 10.00 по московскому времени!
Ага, вижу, что исправила! А вот тут как раз не нужна ".Отстань!
Так же, как и в книгах ошибок не было.Дед из командировок (геолог он у меня был) привозил книги местных издательств. Там очепятка на очепятке была, никто их не выносил на листочек
Спектаклей на виниле у меня в детстве было предостаточно. Потом дочь и их слушала, и на CD тогда появляться стали. Сейчас лежат, проигрыватель сломан. Но внуку их в цифре найду (часть уже скачала). Очень удобно взрослым и интересно детям.
Отстань!Тебе уже наша белокАчанная икнулась?
что ты злопамятная, я давно знаюДа? Теперь и я буду знать! А чё-то ты так сурьёзно написала, мне аж страшно стало! Мы, что ли, не шутим? Я - да! Всё, тебя больше исправляю, прости! Меня - пожалуйста! Буду благодарна!
То, что ты злопамятная, я давно знаю, но не до такой же степени.
Оль, мы же договаривались: не обижаться. Ну не будем уподобляться...
местных издательств.
Может быть. У меня таких не было.
Игорь Литвинов - «Здравствуй, дружок!», Бабанова Мария Ивановна с её чудным, неповторимым голосом! Каждое утро, в 10.00 по московскому времени!Ольга, спасибо за воспоминания! Какие это были чудесные передачи! Я прекрасно помню их, с подружкой всегда старались послушать перед школой (учились во вторую смену), у нас эта передача начиналась в 12 час., а уроки в школе в 14.00.
А для сына уже множество пластинок виниловых приобретали со сказками, с детскими песенками. До сих пор в памяти: сидит на полу в наушниках и что-то подпевает, руками показывает - забавная картина.
Константин, в этом примере все как обычно: если родители заинтересованы в развитии ребенка (а Незнайку читают задолго до того, как ребенок читать научился), контролируют этот процесс - то и результат есть. Сейчас появился интернет, даже в словарь лезть не надо.Анна, я читаю. Стараюсь каждый вечер, перед сном. Нам 5 лет, потому читаем пока только (чаще) русские народные сказки. Когда сама не могу по каким-то причинам, папу заставляю. Я люблю читать вслух (теперь, после родов), а вот для папы это пытка ((
У меня вот другой вопрос: читают ли вообще детям сегодняшние родители? Гораздо проще мультик включить.
Анна, я читаю. Стараюсь каждый вечер, перед сном. Нам 5 лет, потому читаем пока только (чаще) русские народные сказки. Когда сама не могу по каким-то причинам, папу заставляю. Я люблю читать вслух (теперь, после родов), а вот для папы это пытка ((
Очень правильно. Кстати, для меня это тоже была пытка - моментально сохло горло. Именно поэтому ребенок очень быстро научился сам читать. Кстати, недавно он мне сказал, что был, уверен, что это такой педагогический момент с моей стороны. А оно действительно сохло.
Сейчас вспомнила, что одно время я ему в подростковом возрасте читала «Евгения Онегина», подозревая, что сам он не прочтет - так нам это обоим нравилось
Анна, я как раз своему подростку читаю «Евгения Онегина», по очереди со Смоктуновским. А вообще, я ему лет до девяти читала на ночь, несмотря на то, что он научился читать в три с половиной. Вот нравилось ему, чтобы именно мама читала, а не чужие дикторы, хотя у меня тоже горло слабое.
Две моих основных проблемы на этом форуме - «мякишь» и «ньюанс». Уже мозоль на глазах, честное слово
Две моих основных проблемы на этом форуме - «мякишь» и «ньюанс». Уже мозоль на глазах, честное словоВсего две? А пробЫвать?
Иногда пишу, что «ё» пропустили перед «б».
Ну так-то проблем гораздо больше, но вот сегодня мне почему-то особенно везло на мякиш (ь) и с ньюансами))
Да ты что, Аня? Не загибаешь? Пишешь такое авторам? А, думаешь, понимают?
Да ты что, Аня? Не загибаешь? Пишешь такое авторам? А, думаешь, понимают?
Ну, наверное, не на этом сайте. Но пару раз писала точно кому-то.
А пробЫвать?ужас!
почему вот пишут паралимпийские игры...
Написание «параолимпийский» зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре»[2] и других словарях. Написание «паралимпийский» является ненормативным и в словарях не отмечено и употребляется только в официальных документах органов государственной власти, являясь калькой с официального названия (МОК) на английском языке — Paralympic Games.из википедии
Отказ от термина «параолимпийский» связан с тем, что употребление слова «олимпийский» и его производных в маркетинговых и прочих коммерческих целях необходимо каждый раз согласовывать с МОК.тьфу, снова англизация...
Очень правильно. Кстати, для меня это тоже была пытка - моментально сохло горло. Именно поэтому ребенок очень быстро научился сам читать. Кстати, недавно он мне сказал, что был, уверен, что это такой педагогический момент с моей стороны. А оно действительно сохло.Анна, у меня тоже сохнет горло. Только ребёнку всё равно надо читать. Не читаю, если болит горло или вовсе голос пропал.
Сейчас вспомнила, что одно время я ему в подростковом возрасте читала «Евгения Онегина», подозревая, что сам он не прочтет - так нам это обоим нравилось
Сто граММ или сто граММОВ?
По-моему, первое. Это импортное слово и не должно склоняться.
Якрасивая, а мне кажется, что второй вариант. Сегодня писала рецепт, и свое же написание резануло слух.
Придёт Анна1957 и скажет правильно. Даже интересно.
Якрасивая, возможно, что бытовое использование. Искать поздно правду!
Не знал в какой раздел поместить, решайте сами.
Переписка между сотрудниками, столы в метре друг от друга: «Пришлите заявку на приём рабочего для отдела кадров», ответ: «Это является непременным выполнением подачи заявки в ОКК от ВАС?». Заявка так прислана и не была.
ОКК-отдел контроля качества. Он. не разговаривает пять месяцев.
Переписка между сотрудниками, столы в метре друг от друга: «Пришлите заявку на приём рабочего для отдела кадров», ответ: «Это является непременным выполнением подачи заявки в ОКК от ВАС?». Заявка так прислана и не была.
ОКК-отдел контроля качества. Он. не разговаривает пять месяцев.
Якрасивая, а мне кажется, что второй вариант. Сегодня писала рецепт, и свое же написание резануло слух.
Правильно – граммов.
Пришла и принесла ответ с Грамоты. ру: допустимы оба варианта.
привет всем... внесу свои три копейки... пять лет назад беспощадно спорила по этому вопросу (грамм-граммов) с училкой начальных классов ввиду того, что она регулярно в задачках малому правила окончание - зачеркивала окончание ОВ.. пришлось ей письмо писать с выдержкой из словаря - «грамм» допустимо использовать только в устной речи.. в письменной только «граммов, килограммов»
не спорю, что за пять-шесть лет в русском языке многое могло измениться, но это мои три копейки и я их внесла...
не спорю, что за пять-шесть лет в русском языке многое могло измениться, но это мои три копейки и я их внесла...
А форум считается устной или письменной речью? А личные сообщения?
Якрасивая, Ольга,
да и на форуме, скорее всего важен результат, а не грамматика.. мне кажется)))
А форум считается устной или письменной речью? А личные сообщения?ну я б не заморачивалась... написАла просто «гр»...
да и на форуме, скорее всего важен результат, а не грамматика.. мне кажется)))
Есть общепринятые сокращения - г, кг. А произнесет каждый в соответствии со своим пониманием и желанием.
Анна1957, согласна)))
Никогда не стану произносить «грамм». Раньше было строго «граммов», поэтому «грамм» - режет слух. Но теперь многое допустимо, даже кофе - оно...
кофе - оно
Вот уж точно режет слух.
кофе - оноа интересно вообще откуда такие «ноги» растут... от безграмотности высших эшелонов?
а интересно вообще откуда такие «ноги» растут... от безграмотности высших эшелонов?Видимо, удобнее язык приноравливать к большинству, нежели наоборот.
А помните анекдот про кофе и булочку? Ну, все, наверное, помнят.
приноравливать к большинству, нежели наоборотэто называется безграмотность в широкие массы... причем, думается мне, что раньше безграмотных было значительно меньше... а теперь с этими ЕГЭ дети даже говорить разучились
А какой ужас произошел в этом году с поступлением в школы! Я не знаю, как в других городах, но у нас - коллапс! Но это - другая тема, безумно неприятная. И теперь, например, начитанная, прошедшая подготовительный год в хорошей гимназии девочка наших друзей из высокообразованной семьи должна будет учиться в классе, где 90% - неграмотные дети гастарбайтеров. Запись в школы происходила через сайт с определенного времени, но он рухнул, и в результате её (как и тысячи других детей) не зачислили ни в одну из пяти предпочтённых родителями школ... Видимо, будет обучаться дома.
Лариса, а почему нельзя пойти напрямую в школу с документами? Если это ошибка, то скорее всего, школа должна что-то предпринять. Им же тоже не выгодно портить себе рейтинг.
напрямую в школу с документами?Неужели думаешь, не ходили? Во все! Даже та, где подготовительный класс закончили, не имеет права! Даже та, которую оба родителя с медалями закончили - тоже! Все директора взвыли! Их из-за этой ситуации обязывают открыть дополнительные классы, но и так мест не хватает! Она (опять же, к примеру) в списке 106-я, а классов - три, и не больше! И никакой блат не действует! Централизованная система (блин ), и её не обойти ни с какой стороны!
умается мне, что раньше безграмотных было значительно меньше...Нет, не меньше. Но в СМИ, в фильмах и книгах всё было выверено до последней запятой. Интернета не было, большинство общалось в своём кругу (или «круге»? ), редко контактируя с представителями других сословий, и плюрализм мнений в произношении отсутствовал - как говорят в твоём дворе, так и произносишь ты, если, конечно, школу закончил не год-два назад: в школе хотя бы учили по одним и тем же учебникам от Москвы до Магадана.
Интересное в разделе «Разное»
Тест: узнайте ваш путь к богатству
Горит Нотр-Дам
Тест:Нити Судьбы
99-ый день рождения
Танцуем?
Курск: Подводная лодка в Мутной воде
Влияние погодных условий на расход топлива
Как лучше доехать на авиасалон МАКС в Жуковский?
Занимательное от Глеба Клинова