Расскажите о своём опыте работы с пациентами после трансплантации лёгких.
Я работаю медсестрой около 25 лет, а последние пять с лишним лет занимаюсь пациентами после трансплантации, главным образом после пересадки лёгких. Я не призываю отказываться от трансплантации. Проблема в другом: многие пациенты и их родственники плохо представляют, что может произойти после операции. Когда возникают осложнения, разобраться в происходящем уже очень трудно. Сам пациент нередко теряет способность принимать решения, и ответственность переходит к семье. Мне хочется заранее рассказать людям, с чем они могут столкнуться. Тогда те, кто всё же решится на операцию, смогут лучше подготовиться, обсудить возможные последствия с близкими и заранее определить границы допустимого лечения.
Чего пациенты обычно ожидают от пересадки лёгких и что происходит в действительности?
Люди, которым нужна пересадка, часто годами живут с хронической обструктивной болезнью лёгких, фиброзом или другим тяжёлым заболеванием. Им трудно дышать, многие постоянно получают кислород. Естественно, они надеются, что новые лёгкие вернут им прежнюю жизнь. Я не могу решать за пациента, лучше ли такая жизнь той, которая была до операции. Моя задача — объяснить, что именно может произойти. Только сам человек вправе определить, согласен ли он на такой риск. Многих пациентов не удаётся вовремя отключить от аппарата ИВЛ. Тогда им делают трахеостомию, устанавливают трубку для питания. Состояние может ухудшиться, а лекарства нередко вызывают спутанность сознания и другие психические нарушения. Причиной могут быть наркотические обезболивающие, препараты против отторжения и общее тяжёлое состояние. Иногда для контроля поведения приходится назначать антипсихотические средства.