Ssylka

Это интересно! (страница 90)

Cirre
Это интересно!

Почему так называется? Спичка

Знаете ли вы, что слово «спичка» произошло от совсем негорючего предмета?

Изначально на Руси «спичками» называли деревянные гвоздики, которыми крепили подметку к сапогу. Они и правда были «заострёнными палочками» (от слова спица).

Когда в XIX веке в Россию попали первые серные зажигательные палочки, их стали называть «зажигательными спичками» — то есть, «маленькими заострёнными палочками для зажигания». Со временем длинное название отпало, а короткое и удобное — прижилось.

Вот так сапожный гвоздь дал имя одному из самых распространенных предметов.

shade
Правда ли, что за курение раньше сажали в тюрьму?

Представьте себе: вы закуриваете сигарету и через несколько минут оказываетесь не просто нарушителем правил, а настоящим преступником, которому грозит тюрьма. Фантастика? На самом деле в истории были времена, когда курение считалось не просто вредной привычкой, а смертельным грехом и серьёзным преступлением.
Табак в Европу попал в XVI веке из Америки. И очень быстро привычка вдыхать дым стала массовой. Именно тогда некоторые правители решили, что новое увлечение опасно — не только для здоровья, но и для нравственности, религии и порядка в государстве.
Считается, что первым европейцем, попавшим в зависимость от никотина, был матрос флагманского корабля Колумба — Родриго де Херес. Курить его научили индейцы и дали с собой листья табака. Но дома его ждала тюрьма: католическая церковь решила, что «лишь дьявол может дать человеку силу испускать дым изо рта».
Самым суровым борцом с табаком стал турецкий султан Мурад IV. В XVII веке он ввёл жёсткий запрет: за курение людей могли бить палками, калечить и даже казнить. В России царь Михаил Фёдорович тоже не жаловал табак. В 1634 году был издан указ: пойманных с трубкой или самодельной «сигарой» ждала тюрьма, розги, а иногда и ссылка в Сибирь. Алексей Михайлович усилил наказание — вплоть до кнута и вырывания ноздрей. Церковь поддерживала такие меры, считая курение дьявольским делом.
Ситуация изменилась только при Петре I, который сам пристрастился к табаку в Европе и снял почти все запреты. В других странах путь был похожим: от жестоких наказаний до легализации и превращения курения в повседневную привычку, щедро наполняющую государственную казну через налоги и акцизы.

Почему у каждой кометы есть своя чёткая траектория?

Кометы — одни из самых ярких и узнаваемых объектов Солнечной системы. Они движутся по строго определённым орбитам, которые астрономы могут предсказывать на десятилетия вперёд. Но почему траектории комет настолько стабильны и предсказуемы?
Комета движется по чёткой и устойчивой траектории потому, что на неё действуют в основном две силы — гравитация Солнца и инерция её собственного движения. Эти два фактора вместе создают классическую орбиту Кеплера, ту самую, по которой комета закольцовано движется по своей орбите.
Орбита кометы — это замкнутая эллиптическая траектория, описанная ещё Иоганном Кеплером в начале XVII века. В этой модели комета постоянно падает к Солнцу под действием его гравитации, но из-за собственной скорости не сталкивается с ним, а уходит на новый виток. В результате она всё время движется по одной и той же линии в пространстве, если ничто не нарушает этот баланс.
Большинство комет происходят из облака Оорта или пояса Койпера — областей, где гравитационные возмущения минимальны. Когда внешние силы (например, близкий пролет звезды или влияние Юпитера) выводят комету с окраины Солнечной системы, она начинает вращаться вокруг Солнца по устойчивой орбите.
Хотя активность кометы (испарение льда и выброс газа при приближении к Солнцу) создаёт реактивное давление, оно незначительно по сравнению с массой и скоростью движения кометы.
Поэтому главная причина чёткости траектории кометы — это детерминированная природа ньютоновской механики: при известных массе, скорости и положении кометы в пространстве можно точно вычислить её положение в будущем. Именно поэтому кометы возвращаются через десятилетия, а астрономы рассчитывают их орбиты далеко вперёд.


Cirre
Это интересно!

Толбухин маяк
Недалеко от острова Котлин, на насыпном возвышении, располагается строение, являющее собой прямое воплощение воли Петра I. В ноябре 1718 году государь, радея о сохранности кораблей, повелел "сделать колм каменный с фонарём на косе Котлинской". К письму, посланному вице-адмиралу Корнелю Крюйсу, был приложен схематический эскиз маяка, выполненный лично Петром.

Строительные работы начались уже в 1719 году и к августу на новом острове, возникшем на Котлинской косе, была сооружена деревянная постройка, увенчанная огромным фонарем.

Долгие годы маяк оставался деревянным, несмотря на то, что в 1736 году Адмиралтейская Коллегия приняла решение о возведении на острове каменного здания. Строительные работы шли крайне тяжело и медленно: в 1739 году был построен только фундамент. И лишь в 1810 году старую деревянную постройку сменила каменная башня. Автором проекта стал Леонтий Васильевич Спафарьев, директор маяков Финского залива.

В 1833 году произошла еще одна реконструкция – у караульного дома появился второй этаж и галерея, соединяющая его с башней. В 1867 году в чаше маяка был смонтирован современный диоптрический аппарат.

Во время следующей реконструкции, в 1970 году, рукотворный остров был укреплен бетонными блоками, рядом пристроен причал для кораблей.

И сейчас Толбухинский маяк находится в строю. Его яркий свет, видимый за 19 миль, является ориентиром для кораблей, идущих в порты Санкт-Петербурга и Кронштадта.

shade
Кто такая фосса?


Это интересно!

Представьте себе животное, которое выглядит как кошка, передвигается как хорёк, охотится как леопард, а живёт только в единственном месте на планете. Она скользит по ветвям, будто по земле и способна спрыгнуть с высоты десяти метров, не издав ни звука. Звучит как выдумка из книги о фантастических тварях, но это реальность. И зовут ее «фосса».
Фосса — хищник, обитающий исключительно на Мадагаскаре и, несмотря на кошачьи повадки, к кошкам она не относится. Её ближайшие родственники — мангусты. Учёные до сих пор спорят, к кому её причислить: внешне она напоминает пантеру в миниатюре, но генетически ближе к виверрам. Взрослая фосса достигает длины почти метра, столько же добавляет хвост — гибкий, как у белки, он помогает держать равновесие при прыжках с ветки на ветку.
Главная гордость фоссы — ловкость. Она может преследовать добычу по кронам деревьев и внезапно менять направление прыжка в воздухе. Её жертвы — лемуры, а охотится она на них с такой скоростью и точностью, что учёные называют её «кошачьим призраком джунглей».
Фоссы — одиночки, крайне скрытные и умные. В дикой природе их почти невозможно увидеть, поэтому долгое время местные жители даже считали их мифическими существами.
К сожалению, сейчас фоссы оказались на грани исчезновения. Вырубка лесов и охота на Мадагаскаре сократили их численность до нескольких тысяч. Хищник, который был сильнее всех в своей экосистеме, оказался бессилен перед человеческим фактором.

Cirre
Это интересно!

Почему шоколад так нравится людям?

Шоколад — это не только лакомство, это сложный продукт, в основе которого лежит биохимия тропического плода, мастерство обработки и тонкая химия вкуса. Все начинается на плантациях какао, где в плотных стручках скрываются бобы, окружённые сладкой мякотью. Первая и решающая трансформация происходит уже на ферме, когда бобы ферментируют. В процессе ферментации развиваются предвкус и аромат, исчезают резкие ноты, создаются предшественники тех соединений, которые в дальнейшем, при сушке и обжарке, превратятся в знакомые нам шоколадные ноты. После сушки бобы очищают и мелют до густой какао-массы, а затем прессованием разделяют на какао-порошок и какао-масло, два основных строительных блока любого шоколада.

От соотношения какао-порошка, какао-масла и добавок зависит тип шоколада и его органолептические свойства. Чем больше доля какао-продуктов, тем насыщеннее вкус и выше концентрация биологически активных веществ. Тёмный шоколад обычно содержит не менее семидесяти процентов какао-продуктов, он обладает глубоким, иногда горчинковатым букетом и высоким уровнем полифенолов. Молочный шоколад мягче и слаще, в нём заметна доля сухого молока, которая придаёт кремовую текстуру и смягчает вкусовой профиль. Белый шоколад по сути состоит из какао-масла, сахара и молочных компонентов, он не содержит какао-порошка и поэтому имеет бледный кремовый цвет и более сливочный вкус.

Почему шоколад так притягателен для человека с точки зрения нейробиологии? В какао содержатся несколько соединений, которые воздействуют на нервную систему. Это и алкалоиды теобромин и кофеин, которые стимулируют, и фитонутриенты, и вещества, связанные с механизмами удовольствия. Некоторые компоненты какао влияют на метаболизм нейромедиаторов, а приятная текстура и быстрый тающий вкус запускают сильные сенсорные отклики. Когда шоколад медленно растворяется во рту, периферические рецепторы и мозг получают серию интенсивных сигналов, которые усиливают восприятие удовольствия, учащают сердцебиение и повышают эмоциональную вовлечённость.

Исследования с нейровизуализацией показали, что удовольствие от шоколада связано с активацией сетей вознаграждения, но при переедании активируются и другие мозговые области, дающие сигнал о насыщении и защищающие организм от избыточного потребления. Именно это сочетание сильного положительного отклика и быстрого включения механизмов «стоп» объясняет, почему порой хочется ещё кусочек, а затем наступает ощущение пресыщения. Разные виды шоколада воздействуют на эти механизмы по-разному, потому что концентрация активных веществ и структура продукта различаются. Тёмный шоколад чаще даёт более выраженный физиологический отклик, а молочный и белый компенсируют это за счёт текстуры и сладости, которые сами по себе являются мощными сигналами удовольствия для мозга.

С точки зрения пищевой химии важна также физическая структура шоколада. Какао-масло имеет специфический профиль триглицеридов и кристаллических форм, от которых зависят плотность, блеск и «темп плавления» в рту. Тонкая настройка процесса конширования и темперирования позволяет получить желаемую гладкость и послевкусие, которые так ценятся гурманами. Кроме того, во время обжарки и последующих технологических стадий образуются сотни летучих соединений, формирующих ароматный «словарь» шоколада, от фруктовых и цветочных нот до глубоких карамельных и ореховых оттенков.

Польза и вред шоколада зависят от состава и количества. Тёмный шоколад при умеренном употреблении является источником полифенолов и может оказывать благоприятное действие на сосудистую систему, но избыточное потребление, особенно сладких и жирных видов, приводит к калорийной перегрузке и связанным с ней рискам. Важно отличать натуральный какао-продукт от кондитерских смесей с большим содержанием растительных жиров и добавленного сахара, потому что реальное влияние на организм определяется не словом «шоколад», а конкретным составом продукта.

Тающая во рту магия шоколада отчасти объясняется тем, что температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела, поэтому шоколад легко плавится при контакте со слизистой рта, что усиливает ощущение кремовой роскоши и делает вкус особенно выразительным.

shade
Что такое меритократия?

Почему кто-то становится министром, а кто-то — кассиром, хотя оба начинали с одинаковых позиций? Почему одни страны гордятся «социальным лифтом», а другие застревают в клановой системе? И что вообще значит «добиться всего своим трудом»? Красивая легенда или реальный принцип, по которому может быть устроено общество?
Ответ на этот вопрос скрывается в слове меритократия. Термин придумали не политики и не философы, а социологи середины XX века и изначально он звучал не слишком благозвучно. Впервые его употребил британец Майкл Янг, описав общество будущего, где власть принадлежит «достойнейшим» — тем, кто доказал свои способности знаниями и результатами. Но в его книге меритократия была не утопией, а предупреждением: если успех зависит только от личных заслуг, проигравшие окажутся «виноватыми» просто за то, что им не хватило таланта или шанса.
Однако с тех пор смысл слова меритократия изменился. Сегодня меритократией называют систему, где продвижение человека определяется не связями и происхождением, а способностями, образованием, трудом. Принцип вроде бы идеальный — особенно если сравнить с коррупцией и кумовством. Однако на практике всё не так просто: даже самые «справедливые» общества оказываются неравными. Ведь возможности показать свои способности у всех разные — кому-то достаётся хорошая школа, кому-то нет, кто-то рождается в столице, а кто-то в забытой деревне.
Меритократия остаётся одной из самых притягательных идей современности: она обещает, что личные усилия обязательно будут вознаграждены. Но вместе с тем напоминает, что успех — это не только личные заслуги, но и обстоятельства, которые не всегда зависят от нас.

Можно ли через жерло вулкана попасть к центру Земли?

Если представить строение Земли в разрезе, то вулкан выглядит почти как готовый проход в её глубины — естественный канал, по которому расплавленная магма поднимается из недр на поверхность. Возникает логичный вопрос: если вулканы действительно соединяют внутренние слои планеты с корой, можно ли по их жерлу спуститься вниз (хотя бы теоретически) и добраться до самого центра Земли?
На первый взгляд идея не кажется абсурдной, ведь магма поступает в жерло вулкана из глубинных зон мантии. Однако, на самом деле даже самый глубокий вулканический канал не является прямым туннелем в центр Земли. Вулканы не уходят вниз на тысячи километров, их жерла обычно простираются всего на несколько десятков, максимум – сотен километров и заканчиваются в так называемой «магматической камере». Это не проход к центру, а скорее карман, где собирается расплавленная порода, прежде чем вырваться наружу.
К тому же спуск в активный вулкан физически невозможен: температура в магме достигает 1200 °C, а давление таково, что расплавленные породы моментально испепелят любую технику. Даже самые прочные сплавы расплавятся задолго до того, как доберутся до магматической зоны.
Но если теоретически «копать» дальше, то путь к центру Земли занял бы еще около 6000 километров. Мы бы прошли через литосферу, затем через пластичную мантию и, наконец, достигли ядра — жидкого внешнего и твёрдого внутреннего, где температура выше, чем на поверхности Солнца.
Самое большее, что смогло пробурить человечество в этом направлении — это Кольская сверхглубокая скважина. Учёные бурили её более 20 лет и дошли лишь до глубины в 12 километров, а это меньше 0.2% пути к центру планеты. Дальше не выдерживали техника и давление.
Так что через вулкан к центру Земли не попасть, но именно благодаря вулканам мы знаем, что скрывается под земной корой. Они — как окна в недра планеты, через которые Земля на мгновение приоткрывает своё раскалённое сердце.

Cirre
Это интересно!

В этот момент фотограф Артур Сасс попросил учёного улыбнуться. Однако вместо улыбки Эйнштейн высунул язык. Редакторы были на грани того, чтобы запретить публикацию этого фото, считая его неприличным. Но публика просто обожала этот кадр. Сам Эйнштейн заказал девять копий фотографии, чтобы подарить друзьям.

Это интересно!

shade
Мир вам. хлебопёки!

Правда ли, что если съедобный гриб растёт рядом с поганкой, то он становится ядовитым?

Иногда в лесу можно увидеть, как рядом с аппетитным подберёзовиком растет мухомор или бледная поганка. И закрадывается мысль: «А вдруг яд перешёл на хороший гриб?» Логика кажется вполне разумной — растения ведь могут впитывать вещества из почвы, так почему бы грибам не "отравляться" от соседей? Но правда ли это, или – очередное лесное суеверие, передаваемое от поколения к поколению?
На самом деле грибы не впитывают токсины друг друга. Даже если ядовитая поганка растёт буквально в сантиметре от съедобного гриба, её яд не «просачивается» в соседей. Каждый гриб — это самостоятельный организм, связанный не с соседями, а с подземной грибницей, своей собственной сетью мицелия. Именно из грибницы он получает воду и питательные вещества.
Однако опасность всё же существует. Ядовитые и съедобные виды нередко растут в одном месте и могут быть очень похожи, особенно когда гриб совсем молодой. Стоит перепутать — и последствия будут куда серьёзнее, чем просто неудачный ужин. Особенно часто путают шампиньоны с бледной поганкой, а сыроежки — с мухоморами.
Более того, споры от растущего совсем рядом ядовитого гриба могут попасть на съедобный и, не смотря на то, что доза попавших в организм токсинов будет крайне незначительной, в исключительно редких случаях она всё равно может доставить серьезные проблемы здоровью.
Так что утверждение о «зараженных» ядом грибах является, конечно, преувеличением, но не лишено здравого смысла.

Зачем снимать «шум», когда что-то варится?

Вы наверняка замечали: стоит только закипеть бульону, как на поверхности появляется мутная, серая пена. Но что это за загадочный «шум» и действительно ли его нужно снимать или это просто старинная кулинарная примета, пережившая века вместе с чугунками и половниками?
На самом деле «шум» — вовсе на примета, а вполне объяснимая с научной точки зрения вещь. Когда мясо или кости попадают в кипяток, белки начинают сворачиваться, высвобождая растворённые в них вещества: остатки крови, жир, соединительные ткани. Всё это поднимается наверх в виде пузырящейся пены, которую и называют «шумом» — от старого слова «шумъ», означающего пену на вареве.
Если пену не убрать, она снова опустится в бульон, сделав его мутным и придав лёгкий привкус варёного белка. Вкусовая катастрофа не произойдёт, но прозрачного золотистого супа уже не получится. Именно поэтому повара почти ритуально снимают «шум» ради чистоты вкуса и прозрачности блюда.
Иногда можно услышать, что в этом «шуме» много пользы. На самом деле — нет: полезные вещества остаются в самом мясе, а пена — это всего лишь свёрнутые белки и остатки крови. В ней нет никакой пользы, а её вкусовые качества весьма сомнительны.

Cirre
Это интересно!

Рентгеновское исследование Золотой маски короля Тутанхамона дало неожиданные результаты. Археологи ранее считали, что маска изготовлена из одного куска, однако снимки показали, что она состоит из нескольких деталей, соединенных с высокой точностью, что невозможно заметить невооруженным глазом. Это открытие стало настоящим сюрпризом и наградой для ученых, продемонстрировав уровень знаний и мастерства древнеегипетской цивилизации в металлургии и ювелирном искусстве.

shade
Дубайский шоколад — почему мир сходит по нему с ума?

Иногда революции случаются не в лабораториях и не на фабриках, а на кухне. Так было и с дубайским шоколадом — десертом, который внезапно покорил TikTok, кондитерские и сердца сладкоежек по всему миру. Маленький кусочек фисташково-золотистой плитки превратился в символ ближневосточной роскоши и одновременно — в пример того, как интернет способен превратить частную идею в глобальный культ.
Про дубайский шоколад сегодня не знает разве что тот, у кого телефон с кнопками. Даже паблики, далекие от кондитерской тематики, вот уже полгода обсасывают со всех сторон этот горячий сюжет. Количество мемов исчисляется сотнями (правда, они довольно однообразны и в основном намекают на внешнее сходство заморской сласти с коровьей лепешкой). Ну а если без мемов, то все очень серьезно. Подобного помешательства на сладком мир не знал лет десять, кажется, с тех пор как французский кондитер Доминик Ансель придумал кронат, тем самым запустив перманентный процесс гибридизации круассанов.
Но вернемся к дубайскому шоколаду. Так в чем же феномен этой бешеной популярности? Почему этот шоколад дороже всех остальных? А дома можно повторить рецепт, чтобы приобщить к моде близких? Разбираем дубайский шоколад по косточкам и отвечаем на все самые важные вопросы.
С чего все началось

История этого десерта началась в Дубае в 2021 году. Британско-египетская предпринимательница Сара Хамуда, жившая в эмирате, во время беременности мечтала о необычном сочетании вкусов — чем-то между восточным десертом кнафе и европейским шоколадом. Сара искала идеальный десерт — шоколад с экстраначинками, ведь она мечтала, чтобы он напоминал кнафу, которую готовила ее мама в детстве (арабский десерт очень похож на пахлаву). Однако после долгих попыток, так и не найдя того, что удовлетворило бы ее вкусовые рецепторы, Сара решила создать его собственноручно. Она соединила молочный шоколад с фисташковой пастой, тестом катаифи и вуаля — так и получился легендарный дубайский шоколад.
Именно так родилась идея плитки, внутри которой скрывался фисташковый крем с оттенком тахини и хрустящими нитями теста катаифи.
Чтобы воплотить идею в жизнь, к проекту присоединился филиппинский кондитер Нойель Кэтис Омамалин — мастер по изысканным текстурам и балансу вкуса. Вместе они создали продукт, получивший фирменное имя Fix Dessert Chocolatier и первое название «Can't Get Knafeh of It» — игривый каламбур на тему восточной сладости.
В 2021 году Сара вместе с мужем начала небольшое производство. Вдвоем они изготавливали и разрисовывали шоколад вручную. А через несколько лет, в 2023-м, произошел настоящий взрыв популярности, когда одна из покупательниц расхвалила дубайский шоколад в одном из видео в TikTok. Видео стало вирусным и набрало тогда более 100 миллионов просмотров, а о шоколаде таким образом узнал почти весь мир.
Дальше началось волшебство соцсетей. Люди заказывали десерт со всего мира, а фраза "Dubai Chocolate" стала синонимом роскоши, восточного шика и сладкой утончённости.
Почему же именно этот десерт стал символом Дубая? Потому что в нём — сама философия города: смешение культур, вкусов и идей. В одном кусочке — восточная щедрость, европейская форма и глобальный маркетинг XXI века.
Сейчас команда Сары значительно выросла: они арендовали кухню и увеличили штат работников до 10 человек. Женщина лично разрабатывает десерты и контролирует процесс производства, уделяя особое внимание именно художественному оформлению шоколада. Приобрести оригинальный шоколад можно исключительно через одну службу доставки в Дубае. Стоимость 200-граммовой плитки составляет примерно 20 евро.
Но количество шоколада ограничено – 500 плиток в день и они разлетаются в считанные минуты. Ассортимент шоколада также способен удовлетворить любой вкус гурманов:
с корицей;

тестом фило и арахисовой пастой;

с хрустящим печеньем и соленой карамелью;

белый шоколад с печеньем и сливочной начинкой, который напоминает чизкейк.

И все же в топе продаж остается молочный шоколад с мягкой фисташковой пастой и хрустящей основой, который и прозвали в народе — дубайский шоколад. Его популярность до сих пор держится в соцсетях, ведь публикации с отметками #dubaichocolate набирают всегда более сотни тысяч просмотров, а их количество также немалое.
Пока основательница дубайского шоколада только планирует официально выйти на международный рынок. Тем временем бешеный спрос пытаются удовлетворить и другие производители шоколада, пытаясь создавать десерты с фисташковой начинкой, которые напоминают дубайский шоколад.
Онлайн-магазины также быстро подхватили тренд и продают похожий шоколад значительно завышая его цену.
Чем дубайский шоколад отличается от обычного
Дубайский шоколад в строгом смысле этого слова — это шоколадный батончик с необычной начинкой. Шоколад в нем не главное, главное — что внутри. Хотя в Дубае таких батончиков местного производства продается с десяток видов, в том числе со вкусом попкорна и чизкейка, но известен стал только один под названием Can't Get Knafeh of It (то есть дословное «Не могу им насытиться»).
Что в составе дубайского шоколада
Что снаружи — понятно: это просто хороший шоколад с большим содержанием какао. А вот начинка многосоставная, в нее входят:

паста из перемолотых фисташек с кусочками целых орехов;

восточное тесто катаифи в виде хрустящих нитей;

тахини — приправа из кунжута;

натуральная ваниль для аромата;

специи — морская соль, кардамон, корица;

иногда ореховое масло и розовая вода, чтобы все соединить и сделать начинку более плавной.
Какой дубайский шоколад на вкус

Очень сладкий, липкий и тягучий. Во всяком случае, на взгляд европейца, не привыкшего с истошной сладости восточных десертов. Поэтому европейские кондитерские (и московские в том числе), подхватившие тренд и занявшиеся производством собственного шоколада а-ля Дубай, обычно снижают количество сахара и убирают часть отдушек вроде розовой воды, чтобы слегка убавить градус парфюмерности. Но главная фишка дубайского шоколада даже не во вкусе, а в текстуре: нежная фисташковая паста мягко обволакивает рот, а нити катаифи (или «волосы ангела», как еще называют это особенное восточное тесто), толщиной в миллиметр, деликатно похрустывают на зубах.


Cirre
Это интересно!

2 ноября 1721 года преподнесло Петру I титул Отца Отечества, Императора Всероссийского и Великого. Так официально родилась Российская империя — государство, которое более двух столетий будет определять судьбы Европы и Азии. Этот день стал итогом не только Северной войны со Швецией, но и грандиозных преобразований внутри страны.

Победа в Северной войне сделала Россию морской державой. Подписав Ништадтский мир, Пётр добился выхода к Балтийскому морю, а значит, к Европе. Уже 22 октября по старому стилю, 2 ноября по новому, Сенат и Синод признали заслуги царя, объявив его «Императором Всероссийским». Этот шаг зафиксировал превращение Московского царства в современное европейское государство, равное великим державам того времени.

Но сам титул «император», что от латинского означает «повелитель» или «полководец», вызвал споры в Европе: не все страны сразу признали его официально. Первой это сделала Пруссия, затем Голландия, а уже позже — Англия и Франция. Внутри России событие воспринималось с восторгом: на улицах Петербурга прошли праздничные богослужения, салюты и парады, а в честь Петра I даже отчеканили медаль с надписью «Отцом Отечества наречён».

Интересно, что сам Пётр не сразу стал использовать новый титул в быту. В переписке он ещё долго подписывался просто «Пётр Алексеевич». Историки считают, что он воспринимал звание не как личную награду, а как признание силы страны.

shade
Почему дети быстрее всего растут во сне?

Кажется, будто это просто красивая метафора, но за этой фразой стоит строгая физиология: действительно, самые интенсивные процессы роста происходят именно во сне. И ключ к этому — в работе одного удивительного гормона.
Главным «инженером» роста является соматотропин или гормон роста, вырабатываемый гипофизом, маленькой железой у основания мозга. Его выбросы происходят в течение суток, но наибольшие пики приходятся на глубокие фазы сна, особенно в первые часы после засыпания. Когда тело полностью расслаблено, обмен веществ замедляется и энергия организма переключается с активности на восстановление, гипофиз словно «отдаёт команду» на строительство тела.
Соматотропин воздействует на ростовые зоны костей — участки хрящевой ткани на концах длинных костей. Под его влиянием клетки этих зон активно делятся и превращаются в костные, удлиняя конечности. Одновременно гормон стимулирует синтез белка и развитие мышечных волокон, помогая организму расти не только в длину, но и пропорционально укрепляться.
Интересно, что рост происходит неравномерно: части тела, расположенные дальше от головы, растут быстрее. Поэтому ступни увеличиваются раньше и быстрее, чем голени, а голени — быстрее, чем бёдра. Этот эффект особенно заметен в периоды скачков роста, когда ребёнок буквально «вытягивается» за несколько месяцев, а обувь вдруг становится мала.
Во сне, когда мышцы расслаблены и кровоток стабилен, гормоны и питательные вещества равномерно достигают всех этих зон. Ночной покой превращается в тонко организованный процесс внутреннего строительства, где каждая клетка знает свою роль.
Так что когда ребёнок спит — он действительно активно растет!

Что такое сегрегация?

Иногда мы слышим слово «сегрегация» в новостях или исторических документах и понимаем, что речь идёт о какой-то форме разделения. Но что именно скрывается за этим термином и почему он стал таким важным понятием в социальной науке и истории?
Сегрегация — это процесс разделения групп людей на основе определённых признаков: расы, этнической принадлежности, религии, пола или социального статуса. Сегрегация может быть официальной, закреплённой законом или политикой государства, а может быть неформальной, когда определённые группы фактически оказываются изолированными в жизни общества без официального запрета.
История знает много примеров сегрегации. В США в первой половине XX века действовали законы Джима Кроу, которые жёстко разделяли белых и чернокожих — от школ и общественного транспорта – до пляжей и ресторанов. В Южной Африке существовала апартеидная система, официально закреплявшая разделение населения по расовым линиям. Но сегрегация может проявляться и в менее заметных формах: в жилых районах, в доступе к образованию или в трудовой сфере, когда определённые группы оказываются «за бортом» общества.
Учёные рассматривают сегрегацию не только как исторический феномен, но и как социальную проблему современности. Она влияет на равенство возможностей, экономическое развитие и психологическое состояние людей. В условиях сегрегированного общества возникают барьеры, которые сложно преодолеть без комплексных изменений в законах, образовании и культуре.
К примеру, в Индии сегрегация исторически проявляется через кастовую систему. Хотя современная Индия официально запрещает дискриминацию по кастам, социальное разделение по-прежнему сохраняется в некоторых регионах, особенно в деревнях.
Борьба с сегрегацией – важная задача современного общества. Она строится на законах, равном доступе к образованию и работе, просвещении и проектах по интеграции сообществ. Такие меры помогают разрушать барьеры и создавать более справедливое общество.

shade
Кто умнее – дельфин или ворон?

Когда учёные берутся сравнивать интеллект животных, кажется, они скорее ищут способ объяснить, почему человек всё ещё считает себя самым умным видом на планете. Между тем на Земле есть существа, чей мозг решает некоторые задачи не хуже, чем мы с вами. И двое из них, дельфин и ворон, уже много лет делят звание «гения животного мира».
Если смотреть на мозг, дельфин впечатляет: его масса почти такая же, как у человеческого, а эксперименты показали, что дельфины способны распознавать себя в зеркале, придумывать совместные игры, понимать абстрактные символы и даже придумывать собственные «имена» — уникальные свисты, с помощью которых общаются. Они выстраивают сложные социальные связи, договариваются между собой, способны грустить, скучать и даже учиться у других видов!
На суше дельфину соперничает ворон — маленький мозг, но какая эффективность! У воронов несколько другой тип интеллекта: аналитический и инструментальный. Несмотря на размер, их мозг организован удивительно эффективно. Эти птицы умеют использовать орудия труда, изгибать проволоку в крючок, чтобы достать еду, планировать действия на будущее и решать задачи, с которыми не справляются даже обезьяны! Они способны анализировать поведение других особей, предугадывать их намерения, а значит обладают зачатками «теории разума». Более того, вороны играют: бросают палки и камешки или катаются по снегу просто ради забавы.
Они не просто запоминают лица людей — они помнят, кто их обидел и даже могут отомстить! Причём не сразу, а через большие промежутки времени. Учёные давали воронам задачи с несколькими этапами, вроде мини-квеста: «достань палочку, чтобы достать коробку, чтобы достать орешек». И ворон решал! Он умеет ждать, хитрить и даже шутить — а значит, мыслить не только рационально, но и творчески.
Таким образом, дельфин — профессионал в эмпатии и коммуникации, а ворон — мастер стратегии. Но и тот, и другой доказывают: интеллект не принадлежит исключительно человеку, он просто принимает разные формы.

Что такое пиетет?

В современном языке слово «пиетет» звучит немного по-книжному и старомодно. Его редко услышишь в повседневной речи, но оно по-прежнему появляется в статьях, интервью и официальных выступлениях, когда хотят подчеркнуть особо уважительное отношение. Что же скрывается за этим словом и почему оно не теряет актуальности даже сегодня?
Пиетет — это не формальность и не лесть. Это глубокое уважение, в котором есть почтение, внимание и даже лёгкая благоговейность. Когда человек говорит о ком-то «с пиететом», он не просто признаёт заслуги этого человека, он внутренне склоняется перед тем, кого считает значительным и достойным.
Слово пришло из латинского pietas — «преданность, благоговение, уважение к родителям, богам, долгу». Для древних римлян pietas была важнейшей добродетелью гражданина: она соединяла уважение к прошлому, к традиции, к самой жизни. В европейских языках слово сохранило тот же смысл — уважение, окрашенное чувством духовной связи.
Интересно, что в русском языке «пиетет» появился сравнительно поздно — в XIX веке, вместе с французским piété и долго звучал слегка иронично: «излишний пиетет» означал чрезмерное восхищение, почти подхалимство. Сегодня же слово вернуло свою сдержанную силу: говорить с пиететом — значит не преклоняться, а чувствовать меру и уважение к тому, что действительно заслуживает его.

Cirre
Это интересно!

На этом редком фото конца XIX века — люди, позирующие у среза гигантской секвойи возрастом около 1300 лет и высотой свыше 30 метров. Дерево называли "Марк Твен" — возможно, в честь писателя, олицетворявшего дух Америки той эпохи.

Эта секвойя росла в Калифорнии, пока не была срублена в 1892 году. Её ствол оказался настолько огромным, что части отправили в разные музеи США, чтобы показать европейцам и американцам величие калифорнийских лесов.

Сегодня подобные деревья находятся под охраной.

shade
Кто придумал переводить часы?

Каждую весну мы лишаемся часа сна, а осенью как-будто «возвращаем» его обратно. И хотя многим кажется, что это просто техническая формальность, идея перевода часов когда-то считалась научным прорывом и важной экономической стратегией. Но кто вообще придумал переводить часы?
Задолго до появления современных систем энергосбережения первый намёк на смещение времени сделал Бенджамин Франклин. В 1784 году, находясь в Париже, он опубликовал шуточное письмо, в котором подсчитал, сколько свечей можно сэкономить, если люди будут вставать раньше — вместе с солнцем. Это было скорее остроумное наблюдение, чем практическое предложение, но мысль о переводе часов уже появилась.
Первым, кто серьёзно предложил переводить время, был новозеландский энтомолог Джордж Вернон Хадсон в 1895 году. Ему хотелось добавить больше дневного света после работы, чтобы иметь время для своих увлечений — сбора насекомых. Спустя несколько лет британский строитель Уильям Уиллет активно продвигал идею перевода стрелок, аргументируя её экономией энергии и дополнительным светлым временем для отдыха. Он считал, что миллионы фунтов теряются просто потому, что люди спят после восхода солнца.
Однако первый масштабный эксперимент с летним временем произошёл во время Первой мировой войны. В 1916 году Германия ввела перевод часов, чтобы экономить уголь для военной промышленности. Вскоре к этому примеру присоединились Великобритания и другие страны. Так перевод времени стал не шуткой и не теоретической идеей, а реальной экономической и социальной практикой.
С тех пор мир неоднократно спорил о пользе летнего времени. Учёные и политики обсуждают, действительно ли это экономит энергию или просто нарушает биоритмы миллионов людей. Но исторический факт остаётся: всё началось с шутки Франклина, развилось благодаря Хадсону и Уиллету и превратилось в глобальную систему, по которой живёт почти половина человечества.

Сухая вода: миф, шутка или реальность?

Можете ли вы представить себе сухую воду? Звучит парадоксально. Сухой лед и сухое молоко – это понятно, просто замороженный углекислый газ, просто молоко, из которого выпарили воду. Но сухая вода?! А между тем, она действительно существует.
Сухая вода — это не метафора, а реальное химическое соединение из класса фторированных кетонов. Её молекула состоит из углерода, кислорода и фтора, причём атомы водорода заменены фтором — элементом, который придаёт веществу устойчивость и необычные свойства. В итоге получается жидкость, плотнее воды в полтора раза, но не смачивающая материалы и не проводящая ток. Именно поэтому она получила своё парадоксальное название.
История сухой воды началась с экологической проблемы. В конце XX века человечество столкнулось с разрушением озонового слоя из-за использования фреонов — хладонов, применявшихся в холодильниках и системах пожаротушения. Когда в 1987 году был принят Монреальский протокол, ограничивший их производство, химикам пришлось искать безопасную альтернативу. Через несколько лет учёные компании 3M представили соединение Novec 1230 — фторкетон, который не разрушает озон и быстро разлагается в атмосфере под действием ультрафиолета. Так на свет и появилась «сухая вода».
Её свойства сделали революцию в системах пожаротушения. При контакте с пламенем фторкетон мгновенно испаряется, поглощая большое количество тепла, и тем самым гасит огонь. При этом концентрация кислорода в воздухе остаётся прежней, что даёт людям время на эвакуацию. А поскольку жидкость — диэлектрик, она не вызывает коротких замыканий и не повреждает электронику.
По экологическим параметрам сухая вода практически идеальна. В отличие от фреонов, сохраняющихся в атмосфере десятилетиями, она разрушается всего за несколько суток. Один выброс такой системы пожаротушения эквивалентен углеродному следу... одной коровы за месяц.
Сегодня сухая вода используется в музеях, архивах, дата-центрах, театрах и аэропортах — везде, где важно защитить не только людей, но и ценности. Хранится она под давлением в герметичных контейнерах и не предназначена для бытового применения. Однако исследователи продолжают изучать её потенциал — ведь за этой «водой, которая не мочит», может скрываться будущее экологически безопасных технологий.

Cirre
Это интересно!

Марианская впадина — удивительное место! Она находится в западной части Тихого океана, недалеко от Гуама, и является самым глубоким местом на нашей планете. Самая низкая часть впадины, называемая Бездной Челленджера, погружается на впечатляющую глубину 10 916 метров (примерно 35 760 футов) ниже уровня моря. Траншея образовалась, потому что Тихоокеанская плита на самом деле нырнула под Марианскую плиту. Это часть интересной геологической области, известной как Огненное кольцо, и что удивительно, это одно из наименее изученных мест на Земле. Безумная глубина и огромное давление делают посещение этого места настоящим испытанием для любого человека, но оно может многое рассказать нам о геологии Земли и загадочных экосистемах, которые существуют на больших глубинах моря!

Рита
Кто придумал переводить часы?

Гореть им всем в аду!

shade
Наука забивать: как перестать тратить энергию на пустые размышления

Во время одного из своих известных выступлений индийский философ Джидду Кришнамурти спросил аудиторию, хотят ли они узнать его секрет. Присутствовавшие в зале затихли и подались вперед. «Вы знаете, — сказал он, — я просто не парюсь». Предлагаем перевод статьи автора блога Raptitude о том, почему муха должна оставаться мухой, а слон — слоном.
Конечно, он сказал не так. По мнению большинства, он сказал: «Знаете, я просто не обращаю внимания на то, что происходит», но он мог сказать и так, и эдак. Мне кажется, что наплевательская концепция более близка большинству. Я заранее прошу прощения за грубость этой фразы — а использовать ее я буду здесь часто, — но ничто не передает эту истину так хорошо. Когда вы скажете кому-то «не обращай внимания», этот кто-то скорее всего на вас странно посмотрит — но только не тот, кто пришел на лекцию Кришнамурти. При этом все понимают, что в жизни иногда случаются такие неприятные моменты, на которые лучше всего просто забить/наплевать. Не забивать — значит думать о случившемся. Например, кто-то нагрубил вам по телефону, и вы прокручиваете случившееся в голове, вы не можете так легко наплевать. А если вы просто повесили трубку, пожали плечами и спокойно поехали кататься на велосипеде, значит, у вас отлично получается забивать.
Если ты переживаешь, то это еще не значит, что ты делаешь что-то полезное, хотя может казаться, что это так. Кажется вполне закономерным, что каждый раз, запариваясь над чем-то, мы тем самым приближаемся к какому-то ответу. Но это не так, потому что постоянное прокручивание в голове — это мыслительный процесс, а мыслительный процесс, не направленный на поиск решения, бесполезен.
Это проливает свет на одно из наших самых неискоренимых и недалеких представлений о человеческом мышлении: мы уверены, что большинство мыслей ценны сами по себе, что они к чему-то приведут. Но большинство наших мыслей просто заполняют нашу голову и ограждают от реальной жизни. Они не приводят ни к каким важным решениям или аналитическим выводам, они просто поглощают нас и, возможно, еще и делают нашу жизнь короче.
Нам обычно кажется, что наши размышления выполняют какую-то функцию просто потому, что они вызваны сильной эмоцией или потому, что они направлены на предмет, который важен для нас: это могут быть справедливость, уважение или современное состояние общества.
Нет. Размышления имеют смысл только в том случае, если они заставляют ваше тело двигаться и делать что-то полезное. Это не значит, что на любое жизненное огорчение, грубость или несправедливость нужно сразу же отвечать действием. Совсем наоборот. Обычно ничего с этим не поделаешь или просто не хочется делать. И это нормально. В большинстве случаев лучше вообще ничего не делать, просто забить.
Такая концепция может показаться апатичной. На самом деле это не так. Это просто отказ от пустой траты своей энергии и времени на мысли, которые ни к чему не приведут. Так что если вы решили над чем-то запариться, убедитесь, что это приведет к какой-то ответной реакции на то, что произошло, и затем переходите к действию. Вот наглядная схема действий.
Не так-то просто научиться забивать. Для этого нужна практика. Способность забивать должна входить в число тех жизненно важных умений и навыков, которым мы учим детей наравне с умением считать, завязывать шнурки и держаться подальше от незнакомцев. Не так давно я вышел на пробежку, и кто-то окрикнул меня из проезжающего грузовика. Кажется, он назвал меня педиком (или, может быть, Эдиком?). Это меня здорово напугало, я даже, кажется, немного подпрыгнул от неожиданности. Они, наверное, засмеялись там в своей кабине и дали друг другу пять или что там такие придурки обычно делают после того, как орут из машины.
В моей жизни были такие времена, когда я потратил бы огромное количество энергии, переживая из-за таких несправедливостей. Но в тот день я не собирался этого делать, и это прошло мимо меня. Я все еще чувствовал первоначальный всплеск ярости и адреналина, но решил просто пропустить это пятисекундное событие, а не рефлексировать над ним еще полдня, а потом рассказывать всем о нем.
Я продолжил бежать и заметил, что всего несколько секунд спустя на улице все снова стало тихо и мирно. Не было ни малейшего следа произошедшего просто потому, что я не оживил его в своей голове, я наплевал на него.
Я знал людей, которые рассказывали целые истории, и не по одному разу, о каком-нибудь не самом приятном двадцатисекундном происшествии, которое случилось с ними много лет назад и которое они никак не могут забыть. Я думаю, вы тоже встречали таких людей. Не впадайте в такое же безумие. Следуйте выбранному курсу: просто забейте.
Умение вовремя забить не означает, что вы всегда на все будете забивать. Это только значит, что вы делаете это осознанно. У вас есть на то причина. Главное — это поймать себя на ответной реакции. Все начинается со злости и слов возмущения в вашей голове, обычно в форме остроумного ответа или внутренней проповеди о порядочности и уважении. Вы можете начать прокручивать несколько возможных сценариев, в которых вы показываете обидчику, кто здесь главный. Также очень легко увлечься мстительной фантазией, в которой (например) вы подобно танку/Терминатору несетесь за грузовиком, отчего он в конце концов врезается в дерево, и вот вы уже стоите и смеетесь, похлопывая себя по бокам.
Когда вы поймали себя на подобных мыслях, напомните себе, что вам вообще-то наплевать на такие вещи, и переключите все свое внимание обратно на материальный мир. Что у вас было дальше по плану, после того как произошел этот ничтожно маленький инцидент? Прислушайтесь к телу: что ему нужно, чтобы двигаться дальше?
Поэтому повесьте трубку. Наберите следующий номер, пробегите еще один километр, смешайте напитки, прыгайте на велосипед... все, что логически следует дальше в жизни человека, который не обращает внимания на мелочи жизни. А если вам не терпится над чем-то лишний раз задуматься, то лучше задумайтесь над этим.

Cirre
Это интересно!


Это интересно!

Уникaльныe pyccкиe гигaнтcкиe peчныe cyдa «бeляны».

Беляны — огромные деревянные суда, которые использовались на Руси для перевозки леса из мест заготовки в низовья рек. Появились примерно в XVI–XVII веках, строились и применялись до начала XX века (последний экземпляр был построен в 1939 году).


Некоторые особенности белян:
Название связано с грузом: перед погрузкой на беляну древесина обтесывалась добела, на борт поступал уже полностью очищенный от коры пиломатериал, не обработанный смолой.

Размеры: длина беляны могла достигать 100–120 метров, ширина — до 30 метров, высота борта — 6 метров.
Грузоподъёмность варьировалась от 1500 тонн у малых до почти 13 000 тонн у больших.

Одноразовые: в 90% случаев сплавлялись только в одну сторону, не возвращаясь обратно.

Конструкция: лес укладывался рядами и ярусами, в конструкции были предусмотрены специальные проходы для ремонта и вентиляции древесины.

Управление: беляны не имели моторов, сплавлялись самоходом вниз по течению реки, управлялись с помощью огромного руля — «лота» и нескольких больших якорей.

В основном беляны строили на Волге, Ветлуге и Каме. С развитием железнодорожного транспорта использование белян стало экономически невыгодно, и строительство прекратилось.

shade
«Продам душу Дьяволу». Цена, условия и последствия адского конкордата

Продажа христианской души Сатане один из популярнейших сюжетов в мировом искусстве. К этой теме обращалось большинство средневековых авторов, Гете, Уальд, Булгаков и многие другие. Сегодня мы воспринимаем упоминание такой сделки, как образное выражение или шутку, но были времена, когда все обстояло иначе.
Сам принцип получения какого-либо профита от Врага человеческого путем расплаты душой, был подтвержден официальной наукой в далеком 1398 году учеными мужами Парижского университета. Путем неизвестных сегодня исследований или логических заключений, было определено, что единственным платежным средством за помощь
Дьявола является исключительно душа. Варианты исключались и даже само латинское слово maleficium (злодеяние), было производным от maleficia (чародейство). Список того, что можно было получить за нематериальную субстанцию был довольно велик: богатство, власть, мудрость, популярность у противоположного пола и даже бессмертие.
Всем известно, что договор подписывался кровью, а закреплялась сделка «дьявольской печатью», которая могла иметь вид родимого пятна, шрама особой формы или просто нечувствительного к боли места на коже. Поиск таких меток был любимым занятием средневековой инквизиции и, чаще всего, он завершался успешно. На теле любого человека немало отметин, происхождение которых при предвзятом изучении можно истолковать как сатанинские.
Но даже если на теле человека, обвиняемого в продаже самого ценного Люциферу, не находилось ничего необычного, то это вовсе не было поводом извиниться перед ним и отпустить домой. Инквизиторы владели целым арсеналом отличных способов изобличения ведьм и колдунов, практически не оставлявшим обвиняемому ни одного шанса на спасение.
Самым простым способом было чтение Библии при подозреваемом. Если отрывки из этого трогательного для всех богобоязненных людей литературного произведения не вызывали у испытуемого слез умиления, то это было верным признаком его вины. Могли заставить также читать «Отче наш» — прочитавший молитву по памяти без единой запинки теоретически является честным христианином.
Но было бы глупо выпускать из лап добычу из-за какой-то несложной молитвы, поэтому обычно проверки продолжались. Наиболее надежным и полностью подтверждающим невиновность человека испытанием было его погружение на длительное время под воду.
Стихии не принимали дьявольских отродий и продавшийся Сатане не мог утонуть. Зато, если человека извлекали из реки или бадьи захлебнувшимся, то это сильно увеличивало шансы на его посмертное оправдание. Правда, от него невиновному уже не было никакого проку в этом мире.
Вся информация, касавшаяся сделок с дьяволом, содержалась в колдовских книгах — гримуарах (grimoire). Слово это происходило от старофранцузского grammaire — грамматика. Считалось, что таких книг было несколько — наиболее известными из них являлись «Гептамерон, или Магические элементы», «Гримуар Гонория» и «Ключ Соломона».
В этих фолиантах подробно рассказывалось как можно вызвать Дьявола, как с ним можно договориться и как управлять разными темными силами, когда душа будет продана. Гримуары признавались частично живыми существами, так как их нужно было кормить человеческой кровью.
Непосвященные в тайны черной магии человек не мог воспользоваться гримуарами. Книги были написаны на тайных языках чернокнижников, а кроме этого, посторонний не видел секретные письмена, защищенные колдовскими чарами, или даже обжигался о переплет.
Признание в конкордате с Сатаной не всегда вытягивали силой. Часто признание и даже бравирование связями с хозяином Ада являлись частью бреда психически больных людей. Хорошо известен пример австрийского живописца Кристофа Хайцмана, в 1669 году написавшем странный документ следующего содержания:
Я, Кристоф Хайцман, отдаю себя Сатане, чтобы быть его собственным кровным сыном и принадлежать ему как телом, так и душой в течение девяти лет.
Воодушевленный своей бредовой идеей, художник создает одну из наиболее известных своих картин — триптих «Договор с дьяволом». В левой части картины изображена встреча самого Хайцмана с Сатаной, явившимся с договором о продаже души в облике обычного хорошо одетого горожанина. Здесь автор подписывает документ обычными чернилами.
Правая часть посвящена второму явлению Дьявола, уже в облике пугающего драконоподобного существа. В этот раз первоначальный договор скреплялся уже кровью художника. Центральная часть триптиха изображает Деву Марию, заставляющую Сатану расторгнуть договор с Кристофом.
Творчество всегда шло рука об руку с безумием и дьявольскими кознями. Многие музыканты не избежали обвинения в сделках с Нечистым — такая участь ждала Никколо Паганини и Джузеппе Тартини, а также великого скрипичного мастера Антонио Страдивари.
Считалось, что одно из произведений Тартини «Дьявольская трель» или «Соната дьявола», было создано в соавторстве с нечистой силой. Сам композитор любил рассказывать, что во сне к нему явился демон и предложил обменять сонату на душу. Скорее всего, это был особый способ саморекламы, в просвещенную эпоху жизни музыканта уже почти неопасный.
Нужно отдельно упомянуть, что в России дьявольское делопроизводство несколько отличалось от европейского. Чтобы продать душу Сатане, православному христианину полагалось подписать «отреченные писания» — особые бумаги с богохульствами и отказом признавать божье слово и христианские святыни.
Посредниками между обычными гражданами и потусторонними темными силами были богохульные чародеи. Часто эти люди использовали в обрядах кустарные заклинания, некоторые из которых не могут не вызывать улыбку. Один их богохульных чародеев конца XVIII века, серпуховский крестьянин Петр Яковлев, общался с духами через тазик с водой. Над наполненной емкостью колдун произносил заговоры, наподобие этого: «Далече, далече в чистом поле стоит Христов престол, а в том престоле госпожа пречистая Богородица».
Особенно помогали мистические заговоры тем клиентам Петра, страдавших мужским бессилием: «когда у кого зделаетца у тайного уда невстаниха». Мистические силы, как гласят источники, помогали богохулу эффективно бороться с и с другими недугами людей и домашнего скота.
Отреченные писания богохулов считались настолько богомерзкими документами, что даже в суде не полагалось сохранять оригинал. Ознакомившись с рукописью, ее тут же сжигали с соответствующими православными обрядами. Вместо настоящего договора фигурировала рукопись, составленная по памяти, что открывало широчайший простор для творчества и злоупотреблений монахов-переписчиков и судебных писарей.
Если оригинал переписать было некому или была нужда сохранить настоящую бумагу, то ее хранили со строгим предписанием: «Касающееся до волшебства письмо хранить в судейской каморе з печатью, дабы не подать к дальнейшему соблазну поводу».
Иногда проситель обращался к Дьяволу без посредников, составляя «своеручные» богоотметные письма. Таких авторов называли «богоотметными хулителями» и преследовали не хуже чернокнижников. Чаще всего создателя такого документа интересовала частная выгода небольшого масштаба: расположение барышни, наказание недруга, повышение по службе.

Классикой стал случай, произошедший в 1733 году с монахом Саровской пустыни Георгием Зварыкиным. Молодой монах явился в Московскую синодальную контору с чистосердечным признанием в том, что продал душу Дьяволу.

По словам юноши, малознакомый слепой странник направил его к немцу Вейцу, который мог сделать так, чтобы «все люди были добры». Монах явился к иностранцу, с которым подписал контракт на незнакомом языке, за что получил кошель с тысячей золотых червонцев.
Немец уговаривал Георгия полностью отречься от христианства, обещая за это исполнять его желания. Не добившись вразумительного ответа, разъяренный Вейц сорвал с груди Зварыкина крест и начал выкрикивать непонятные заклинания.
Подавив волю гостя, немец-колдун заставил его произнести богохульную речь: «Отрицаюсь Христа и покаяния, и готов последовать сатане и творить волю его» и расписаться на каком-то свитке своей кровью. После этого Георгий неоднократно бывал у немца в гостях, играл с ним в шахматы и слушал богохульные речи. Синод не смог найти участников этой истории, поэтому наказали строгой епитимьей лишь незадачливого монаха-сатаниста.
Договор, заключаемый между дьяволом и человеком, по мнению многих философов — это, чаще всего, не акт отречения от Бога и христианских ценностей, а один из своеобразных способов познания сакральности. Человек может сознательно стремиться ко злу или заблуждаться, при этом он нередко пытается испытать на прочность религиозные устои, в которых сомневался.


Cirre
Это интересно!

Однажды гробовщик Элмон Строуджер обратил внимание, что количество заказов в его компании стремительно падает, и бизнес терпит серьезные убытки, хотя жители города, само собой, продолжали умирать с той же периодичностью, что и раньше. В то же время, – приметил Элмон, – у соседнего похоронного бюро дела шли в гору...

После проведения небольшого собственного расследования Строуджер выяснил, что супруга конкурента работает на местной телефонной станции и все звонки от убитых горем родственников, желающих заказать ритуальные услуги, она сразу же перенаправляет на номер своего мужа.

Тогда Элмон решил устранить телефонистку... Нет-нет, он сделал это максимально по-джентльменски. Строуджер изобрел, а затем запатентовал устройство, которое в народе получило название «телефон без барышень и проклятий» («no dames'n'damns telephone»). Фактически оно являлось первой в мире автоматической телефонной станцией.
А потом... Элмон основал собственную текоммуникационную компанию, и этот бизнес оказался куда прибыльнее ритуального.

Так борьба с недобросовестной конкуренцией сделала бывшего гробовщика «отцом всех АТС».
Станции системы Строуджера использовались до 70-х годов 20 века. Кроме того, он изобрел ещё и всем нам известный дисковый набиратель номера.

Это интересно!

shade
Как устройство мозга мешает творческим людям зарабатывать деньги

Большинство творческих людей работают за низкую плату. Несмотря на нестабильный финансовый характер искусства, они продолжают заниматься своим делом, якобы жертвуя денежной компенсацией ради более значимой награды – творческой свободы. Но что, если художники на самом деле физиологически запрограммированы на игнорирование денег? Такие выводы пришли из нового исследования, проведённого в Германии.
Исследовательской группой руководил доктор Роберто Гойя-Мальдонадо, возглавляющий отделение нейробиологии и визуализации в лаборатории психиатрии Медицинского центра Гёттингенского университета. Учёные наблюдали за группами людей творческих и нетворческих профессий, фиксируя активность в тех частях мозга, которые производят дофамин – вещество, доставляющее приливы волнения, часто связанного с сексом, наркотиками и азартными играми, – когда их вознаграждали деньгами.
Стоит отметить, что размер выборки исследования довольно невелик. В эксперименте участвовали двадцать четыре человека, двенадцать из которых работают в сфере искусства: актёры, художники, скульпторы, музыканты, фотографы. Во второй группе были: страховой агент, стоматолог, бизнес-администратор, инженер и представители других нетворческих профессий.
Каждый участник надел комплект очков, которые показывали серию квадратов разных цветов. Когда появлялся зелёный квадрат, они могли выбирать его с помощью кнопки и получать деньги (до 30 долларов). Им также предложили выбирать другие цвета, но без денежного вознаграждения.
Пока испытуемые проходили тест, исследователи сканировали активность их мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Обнаружилось, что творческие люди показали значительно меньшую активацию в вентральном стриатуме, части «системы вознаграждения» мозга, когда выбирали «денежные» зелёные квадраты по сравнению с нехудожниками.
Сканирование мозга в ходе изучения дофаминергической системы вознаграждения художников и нехудожников в новом исследовании «Реактивность системы вознаграждения у художников при принятии и отказе от денежных вознаграждений» в журнале Creativity Research Journal.
Во втором тесте исследователи обнаружили, что люди творческих профессий показали большую активацию в другой части мозга, связанной с допамином (префронтальная кора), когда им сказали отказаться от зелёных квадратов. Другими словами, мозг творческих людей положительно реагирует на процесс, а не на материальный результат и они лучше работают, когда знают, что им не заплатят.
В целом наши результаты указывают на существование отдельных нейронных черт в дофаминергической системе вознаграждения художников, которые меньше склонны реагировать на денежное вознаграждение, – пишут исследователи.

Cirre
Это интересно!

Рыбёшка
Это интересно!

жестока природа, однакА 🤔.

shade
Почему именно английский стал международным языком, а не испанский или французский?

Казалось бы, ещё пару веков назад главным языком мировой дипломатии и культуры был французский, а испанский звучал по обе стороны океана — от Мадрида до Лимы. Немецкий доминировал в науке, а латинский веками оставался языком образования и церкви. Сегодня английский объединяет мир, но почему именно он стал межждународжн6ым языком?
Причины этого выбора лежат не в фонетике и не в грамматике, а в ходе истории. Решающее влияние на доминирование английского языка оказала Британская империя. В XIX веке она охватывала почти четверть земной суши, распространив английский по всем континентам: от Индии – до Африки, от Австралии – до Карибских островов. Это был язык торговли, администрации и образования, который постепенно становился языком власти и прогресса.
Но настоящий «взрыв» мирового значения английского языка случился в XX веке. После Второй мировой войны центром экономического, политического и культурного влияния стали США. Голливуд, джаз, рок-н-ролл, массовая культура, научные исследования и технологические инновации — всё это распространялось на английском языке. Интернет, созданный в США, окончательно закрепил его статус, большая часть онлайн-контента была именно на английском.
Кроме того, английский сравнительно прост в освоении — без сложных спряжений и родов, с гибкой грамматикой и богатым словарём, который легко адаптирует заимствования. Он оказался удобным инструментом общения между людьми, для которых он не родной.
Так английский стал не просто языком конкретной страны, а нейтральным мостом между культурами. Сегодня это язык переговоров, науки, авиасообщений, технологий и даже поп-музыки. И хотя французский по-прежнему звучит утончённо, а испанский — мелодично и страстно, именно английский стал тем универсальным кодом, на котором человечество договаривается о будущем.


Почему порез бумагой такой болезненный?

Бумага кажется хрупкой и мягкой, но стоит ей скользнуть по коже под нужным углом и возникает неожиданно резкая боль. Это ощущение не обманчиво: микроскопическая физика бумажного листа делает его настоящим микролезвием!
Если рассмотреть край бумаги под микроскопом, он окажется вовсе не ровным. Поверхность листа состоит из спутанных целлюлозных волокон с острыми, неровными, зазубренными краями.
Когда бумага движется с усилием по коже, эти волокна действуют как пила: они не режут, а разрывают кожу. Разрыв получается неровным, рваным, с множественными микроповреждениями, затрагивающими верхние слои дермы, где сосредоточено большое количество чувствительных нервных рецепторов. Особенно уязвима кожа на кончиках пальцев: она тонкая, густо пронизана нервными окончаниями и при этом плохо кровоснабжается в поверхностных слоях.
В результате порез не даёт достаточно крови, чтобы быстро промыть и затем заживить повреждённый участок. Поверхность остаётся открытой и обнажённые нервные окончания постоянно раздражаются воздухом, пылью, потом и мельчайшими частицами бумаги, оставшимися в ранке. Именно это делает боль «острой» и длительной, даже если само повреждение едва заметно.

Cirre
Это интересно!

Это фото Беверли Жубер (Beverly Joubert), опубликованное в журнале National Geographic. Это очень интересная фото иллюзия. Чтобы увидеть самих зверей, а не их тени, надо внимательно присмотреться.

shade
Почему у всех людей разный почерк?

Ещё в школе мы замечаем, что два ученика, пишущие одинаковыми ручками на одинаковых тетрадных листах, пишут совершенно разные буквы — один выводит их аккуратно, другой – торопливо, третий – совершенно невпопад. Почерк — как отпечаток личности и на вопрос «почему он у всех разный?» отвечают биология, нейрофизиология и психология.
Почерк формируется не только привычкой, но и особенностями нервной системы. Каждое движение руки контролируется головным мозгом, а точнее — сложной сетью, включающей моторную кору, мозжечок и базальные ганглии. Эти структуры отвечают за точность, координацию и ритм движений. У каждого человека они работают по-своему: у кого-то мозжечок посылает более стабильные сигналы, у кого-то — с микроскопическими колебаниями (что уже меняет форму и наклон букв).
Кроме того, у почерка есть генетическая и физиологическая подоплёка: длина пальцев, сила мышц кисти, тонус рук, координация мелкой моторики. Даже левая или правая ведущая рука влияет на направление линий и давление при письме.
Не меньшее значение имеет и психологический фактор. Почерк — отражение индивидуальных ритмов, темперамента и эмоциональных особенностей. Люди импульсивные часто пишут крупно и с нажимом, спокойные — ровно и разборчиво. Когда человек волнуется, его почерк нередко меняется: буквы «спешат» или дрожат, как-будто подстраиваясь под пульс.
И, наконец, важна среда обучения. Мы все начинаем с одинаковых школьных прописей, но мозг быстро индивидуализирует навык, оптимизируя движения под собственную анатомию и стиль. В итоге почерк становится своеобразным «нейронным автографом» — уникальным результатом работы тела, мозга и нашей личности.

Почему зимой электризуются волосы?

Стоит снять шапку — и вот уже волосы встают дыбом, прилипают к лицу и норовят устроить собственный фейерверк. Кажется, будто кто-то зарядил в воздухе невидимую батарейку! Почему это происходит именно зимой, а не летом под солнцем?
Зимой относительная влажность воздуха резко падает: холодный воздух способен удерживать гораздо меньше водяного пара, чем тёплый, а отопительные приборы дополнительно высушивают помещения. В условиях низкой влажности электрические заряды, возникающие при трении, не рассеиваются так быстро, как летом. Поэтому при контакте волос с синтетическими тканями, искусственной пряжей или расчёсками происходит трибоэлектрический эффект — перенос электронов с одной поверхности на другую.
Волосы теряют или приобретают электроны, заряжаясь положительно или отрицательно. Поскольку все волоски получают одинаковый заряд, между ними возникает электростатическое отталкивание. Это и заставляет волосы подниматься, расходиться в стороны и «прилипать» к окружающим предметам.
Влажный воздух частично нейтрализует этот эффект, поскольку молекулы воды хорошо проводят электричество и позволяют зарядам уходить в окружающую среду. Поэтому летом или во влажном климате волосы ведут себя спокойно.
Избежать электризации в холодное время года поможет увлажнитель воздуха, антистатик для волос или даже пару капель воды на ладонях и расчески из натуральных материалов.

Cirre
Это интересно!

В Китае запустили инженерное чудо: плотину высотой с 60-этажный небоскрёб.

Новая гидроэлектростанция в Китае поражает масштабом и мощностью — инженеры снова удивили мир.

shade
Почему время течет медленнее, когда нам скучно?

Каждый помнит эти мучительно тянущиеся минуты — урок, где нечего делать; очередь, в которой нет конца; скучный фильм, на который жалко потраченных двух часов. Стрелки часов словно замерли, а сознание, как назло, цепляется за каждую секунду. Но стоит увлечься чем-то интересным и время будто ускоряется, пролетая незаметно. Почему же субъективное течение времени зависит не от часов, а от того, насколько нам скучно?
С точки зрения нейрофизиологии, восприятие времени — не физический, а когнитивный процесс. Наш мозг не имеет «встроенных часов» в прямом смысле. Он оценивает длительность событий по количеству обработанной информации и сменяющихся впечатлений. Когда мы скучаем, стимулов мало, окружающая среда кажется однообразной и мозг фиксирует каждый момент отдельно, как-будто «растягивает» время, чтобы заполнить пустоту.
Наоборот, когда человек занят интересным делом, мозг получает поток разнообразных сигналов. Он работает на высокой скорости, но не успевает фиксировать каждый миг. В результате субъективно время «сжимается» — мы оглядываемся и удивляемся, как быстро всё прошло.
Учёные связывают это явление с активностью дофаминовой системы — той самой, что отвечает за удовольствие и мотивацию. Дофамин ускоряет внутренние ритмы восприятия: мозг воспринимает больше событий за ту же секунду и потому кажется, что время летит. Когда же дофамина мало (например, при скуке или апатии), эти внутренние «часы» идут медленнее и каждая минута ощущается растянутой.
Получается, скука — это не просто отсутствие интереса, а субъективное восприятие времени при дефиците дофамина. И, как ни странно, управлять этим можно. Стоит добавить новизны, «включить» внимание, задействовать эмоции — и время снова побежит быстрее! Так что, возможно, дело не в часах и не в обстоятельствах, а в нас самих: ведь время течёт ровно с той скоростью, с какой мы воспринимаем реальность.

Можно ли забыть что-нибудь навсегда?

Иногда нам кажется, что мы можем стереть что-то из памяти: неприятный разговор, старую обиду, номер телефона, который больше не нужен. Но если бы мозг умел по-настоящему забывать, мы бы, вероятно, давно утонули в хаосе собственных ошибок. Так можно ли действительно забыть что-нибудь навсегда?
С точки зрения нейробиологии, воспоминания — это не абстрактные «образы», а физические следы в мозге. Каждый опыт оставляет после себя сеть нейронных связей, своего рода биологическую карту события. Когда мы что-то «вспоминаем», эта карта активируется снова. А когда «забываем» — связи ослабевают, но полностью не исчезают.
Учёные различают два механизма забвения. Первый — естественный, когда информация стирается за ненужностью: нейронные связи, не используемые долгое время, теряют прочность, словно тропинка, по которой больше никто не ходит, зарастает травой. Второй тип забвения — активный, когда мозг сознательно блокирует доступ к воспоминанию, особенно если оно связано с травмой или сильным стрессом. Этот процесс известен как подавление или вытеснение.
Однако даже в таких случаях информация остаётся где-то в глубине памяти. Современные методы, вроде функциональной МРТ, показывают: при определённых условиях «забытые» воспоминания можно частично восстановить. Они не исчезают, а словно уходят под поверхность сознания, где продолжают влиять на наши эмоции и поведение.
Интересно, что мозг иногда сам решает, что стоит стереть. Это важно для выживания — ведь постоянное удержание ненужных или губительных деталей перегрузило бы нейронные системы. Поэтому забывание — не сбой, а функция, такая же необходимая, как и память.
И всё же «забыть навсегда» практически невозможно. Мы не стираем воспоминания, мы просто иногда теряем к ним ключ. И иногда достаточно одного запаха, звука или случайной фразы, чтобы замок снова открылся и то, что казалось утраченным, вернулось в сознание с неожиданной ясностью.

Cirre
Это интересно!

Стая кашалотов отдыхает посреди открытого океана.
Интересно, что кашалоты спят в вертикальном положении. Только недавно ученые смогли подробно изучить их особенности сна.
Кашалоты ныряют на глубину 10-15 метров, задерживают дыхание и засыпают.
Их сон очень глубокий. Если на поверхности проплывает корабль или рядом с ними появляется аквалангист, кашалоты не обращают на это никакого внимания.
Они высыпаются всего за 15 минут, после чего снова полны сил и начинают поиски пищи.

Так они могут спать несколько раз в сутки. В целом, кашалоты являются рекордсменами среди млекопитающих по минимальному времени сна. Они спят всего 7% времени. На втором месте — жираф с 8%. Человек, спит около 8 часов, что составляет примерно 30%. Человек находится примерно в середине списка, поскольку есть множество млекопитающих, которые спят гораздо дольше.

shade
В чем секрет картины «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи? Как светилась картина, поражая современников?


Это интересно!

Благодаря полотну «Лунная ночь на Днепре» Архип Куинджи получил признание. Многие обвиняли живописца в «сделке с дьяволом» и даже искали подсветку на задней стороне картины — настолько реалистично он написал пейзаж. Как это удалось художнику?

Маркетинг XIX века
Куинджи планировал представить на выставке всего одну картину — «Лунная ночь на Днепре». Уже до выставки ходили слухи, что полотно будет необыкновенным. По воскресеньям художник приглашал зрителей на два часа, чтобы показать работу. И один из поклонников его творчества купил полотно еще до выставки. Князь Константин Константинович спросил, сколько стоит картина, на что Куинджи ответил ему: «Вы все равно не купите — она дорогая». Художник не узнал князя, он подумал, что это «молоденький офицер». В итоге картину приобрели за 5000 рублей. Для конца XIX века это были огромные деньги.
Князю так понравилась «Лунная ночь на Днепре», что он взял полотно с собой в путешествие на корабле. Его отговаривали от этого, но князь настаивал на своем. В итоге картина потеряла свой первоначальный вид из-за морского воздуха.

«Сделка с дьяволом»
На полотне изображен обычный пейзаж, но благодаря мастерству Куинджи он превратился в произведение искусства. Мы видим необычный эффект — отражение яркого сияния света луны в реке. Чтобы усилить этот эффект, художник демонстрировал картину при занавешенных окнах. Только один луч света газовой лампы падал на работу. Это вызвало восхищение зрителей.
Они не понимали, как Куинджи смог добиться такой реалистичности и строили разные догадки. Кто-то считал, что художник использовал экзотические перламутровые краски, а кто-то вовсе обвинял его в связи с потусторонними силами. На самом деле ответ прост. Все дело в трудолюбии и любви к экспериментам. Куинджи смешивал краски вместе с химическими элементами.

Моновыставка
«Лунная ночь на Днепре» была представлена на моновыставке, то есть она была единственной работой. Известные деятели искусства, например, Павел Чистяков, Иван Тургенев часто приезжали посмотреть на картину. Посетители могли любоваться полотном несколько часов — оно действительно притягивало взгляд. Куинджи называли художником света. Иван Крамской говорил, что так еще никто никогда не писал.
Секрет художника
Те, кто его знал лично писали, что Куинджи работал как учёный. У него в мастерской были пробирки, колбы, растворы смол и масел, он смешивал лаки, проверяя, как они меняют свет. «Я ищу не цвет, а воздух между цветами." Художник отказывался раскрывать рецептуру. Даже ближайшие ученики (Рылов, Артамонов) вспоминали, что он «мешал краски за ширмой».
Современники считали его чуть ли не колдуном: после оглушительного успеха он вдруг прекратил выставляться на 20 лет. Говорили, что он "разочаровался в зрителях, которые видят свет, но не видят смысла". В эти годы он занимался астрономией, читал труды по оптике, наблюдал за атмосферой.
Есть свидетельства, что он часами мог смотреть на закат или луну, "пока цвета не перестают быть цветами". Некоторые исследователи полагают, что он экспериментировал с восприятием — хотел понять, где заканчивается видимое и начинается воображаемое.
Куинджи умер в 1910 году, почти отшельником. Ученики говорили, что перед смертью он повторял: "Я всё понял, но рассказать нельзя — это видится, но не пишется."
Сейчас уже известно, что Куинджи использовал редкие связующие, отличные от академической рецептуры: не только масло, но и смолы (копалы, мастики) и иногда даже битум.
Он создавал на картине 10-12 тончайших слоёв лака поверх подмалёвка разной степени прозрачности.
В некоторых картинах («Берёзовая роща», «После грозы») присутствуют оптические интерференционные эффекты: частицы лака и пигмента отражают свет под разными углами, создавая впечатление внутреннего свечения за счёт многослойной структуры, как в перламутре.
Самая легендарная его картина "Лунная ночь на Днепре" стала для него настоящей лабораторией света. Когда картину впервые выставили в Петербурге (1880), зал был затемнён, освещалась она одной газовой лампой.
Зрители стояли в очереди часами — говорили, что "картина светится". Некоторые думали, что Куинджи спрятал реальный источник света за холстом.
Достоевский назвал этот эффект «чудом живописи». Более поздние эксперименты показали, что художник использовал особый голубовато-зелёный пигмент на основе меди, прозрачный и почти люминесцентный при газовом освещении. Слой лака сверху усиливал отражение, как линза. А между слоями реставраторы обнаружили тонкий просветляющий слой — возможно, смесь масла с воском. Картина действительно даёт эффект "самосвечения" при тёплом жёлтом свете — современная оптика это подтверждает.
«Лунную ночь на Днепре» исследовали лазером, рентгеном и микроспектрометром, буквально «просвечивали» микроскопические срезы картины. На основе научных данных из публикаций Государственного Русского музея (2010), Эрмитажа (2001), лаборатории имени Грабаря и исследований Института реставрации РАН (2015–2020) известно, что слой краски у Куинджи устроен как миниатюрная оптическая система.
Поверхность картины идеально выровнена — под микроскопом виден блестящий "зеркальный" микрорельеф, который усиливает отражение света. Подмалёвок очень тонкий, полупрозрачный, выполнен умброй и охрой, задаёт общую теплоту сцены — подложка "греет" холодные цвета верхних слоёв, создавая эффект свечение сквозь воздух.
Главная тайна — в сочетании нескольких прозрачных и полупрозрачных пигментов, уложенных по принципу градиента.
Самый верхний слой — это оптически активная плёнка, толщиной менее 50 микрон, состоящая из смеси копала (ископаемой смолы) и льняного масла, полимеризованного до полупрозрачного янтарного состояния. При освещении газовой лампой (жёлтый спектр) этот слой отражает больше длинноволнового света, чем коротковолнового — из-за чего кажется, будто холст светится изнутри голубым холодом. Физики называют это «обратным эффектом Рэлея», когда рассеянный свет усиливает видимость синего спектра. Микроскопия картины показала, что в каждом слое количество пигмента уменьшается к поверхности, а количество связующего материала увеличивается. То есть каждый последующий слой всё более прозрачный.
Именно такая структура создаёт эффект "плавающего света", когда фотон, проходя сквозь слой, частично отражается от частиц пигмента и снова выходит наружу, как через микроскопический фильтр. Такое построение — почти идентичное тому, что применял Леонардо в технике сфумато, только Куинджи использовал физическую, а не оптическую живопись света. Можно сказать, он пересоздал атмосферу не в воздухе, а внутри слоя краски.
В результате — зритель видит не отражение внешнего света, а иллюзию внутреннего свечения холста.
Эксперименты проведённые еще в 2010 году подтвердили: если подсветить копию "Лунной ночи" газовым пламенем, она действительно "зажигается" как экран. Реставраторы и физики формулируют это почти как научное чудо: «Куинджи построил картину как оптический прибор, где каждый слой рассчитан на преломление света.»
Он не просто писал свет — он конструировал его поведение.
Никакой мистики, и при этом — сплошная мистерия – «Лунная ночь на Днепре» светится даже через 140 лет.

Cirre
Это интересно!

Почему нельзя купаться в «Квадратных волнах»? Чем опасно, явление и есть ли оно на Чёрном море?
Есть и такое редкое природное явление, как «Квадратные волны». В большинстве своем, о них знают только опытные моряки. Квадратные волны на море или океане напоминают шахматную доску.

За счет того, что квадратные волны образуются достаточно редко, это чудо природы не часто становится причиной серьезных происшествий. Однако, такая волна способна потопить, как небольшую лодку так и огромное судно, все будет зависеть от ее размера. Квадратные волны опасны и для профессиональных пловцов, что уж говорить о не подготовленном человеке.

Для человека достаточно относительно небольшой волны, чтобы не справиться с морской стихией. Хватит и полуметровой волны, интенсивно накатывающей на берег, чтобы закрутить неопытного купающегося, дав ему отведать вкус соленой морской воды. Представьте, что будет если волна станет ударять вас не с одной, а сразу с обеих сторон, неожиданно накатывая и не давая отдышаться.

Причина возникновения квадратной волны:

Так называемые «Волны дальних берегов» образованные непогодой, за много километров в море, постепенно накатывают на побережье. При сильном ветре, направленном перпендикулярно этим волнам, образуются другие волны, которые пересекают их под прямым углом. Сталкиваясь они и образуют волну напоминающую квадратную сетку на поверхности. Так же в бухтах, волны отраженные от противоположных берегов могут «нарисовать» сетку на поверхности воды.

На Черном море, это явление крайне редкое, но все же случается. Мировой столицей квадратных волн можно назвать акваторию острова Ре, который принадлежит Франции. Ввиду географических и климатических особенностей, здесь они появляются достаточно часто. Это явление привлекает сюда тысячи туристов и фотографов со всей планеты.



Интересное в разделе «Развлечения»

Новое на сайте