Ssylka

Русский язык (страница 103)

КроНа
По воскресеньям, в 10 часов, по ящику идёт полезная передачка «Грамотеи», там школьники соревнуются в правописании и ударении в сложных словах, ещё организаторы откапывают из небытия забытые или редко употребляемые слова и предлагают деткам угадать их значение. Ну и «домашка» - сами детки задают соперникам весьма заковыристые вопросики. Интересно.
Только я не знаю, 6-ая кнопка это местный канал или центральный, детки из школ Москвы и Подмосковья.

Бирюса
По воскресеньям, в 10 часов, по ящику идёт полезная передачка «Грамотеи»,
Идёт по каналу «Культура», по воскресеньям, в 10:20. Называется «Мы - грамотеи». У меня на третьей кнопке (это уж кто как настроит).

КроНа
Идёт по каналу «Культура»
Точно.
У меня изображение увеличено на весь экран и заставку канала не видно.

собака серая
Но мы же говорим о множественном числе слова «крем». И неверное произнесение этого слова профессионалами-поварами говорит только о недостаточной образованности, так же, как и произнесение многими из них свеклА, тортЫ, щАвель и т. п., так что апеллировать к кулинарам в таком вопросе несколько некорректно.
ЕсчО. Профессоналы-повара любят слова ПРОТВЕНЬ и ДРУШЛАГ. Еще они все ЛОЖАТ и долго куда-то Зв0нят. Хорошо, если готовят прилично. Было бы совсем с ними неприлично общаться. Другое дело - повара-любители. Они и приготовят, и ошибочку чужую заметят. В чужом-то глазу виднее!

льга
«ЗвонИт» или «звОнит». Как правильно?

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Языковая норма звони´т известна тем, что сформировала у носителей русского языка своеобразный условный рефлекс: услышав, что кто-то зво´нит, а не звони´т, мы в лучшем случае просвещаем несчастного, а в худшем — брезгливо отворачиваемся от осквернившего чистую русскую речь.
Интересно не то, что современная литературная норма действительно звони´т, а то, какие особенности языковой системы она нам показывает. На них и обратим внимание.
Характер у глагола звонит стойкий, нордический — слово имеет неподвижное ударение, ставшее для русскоговорящих людей символом языковой стабильности, а заодно и паролем для доступа в мир грамотных людей.
Однако живой и подвижный, тесно связанный с человеческим сознанием язык тяготеет вовсе не к стабильности (как многим хотелось бы думать), а к динамике и эволюции. Существует распространённое, но ошибочное представление о том, что язык долго развивался — или даже создавался — и, достигнув пика своей эволюции в советское время, застыл в идеальном состоянии. Во многом это связано с признанием партией только одной официальной точки зрения, что и поселило в головах людей мысль о единственном ответе на любой лингвистический вопрос. (выделено мной, потому что поддерживаю эту точку зрения)
С тех пор развитие языковой системы, вызванное изменением социокультурной ситуации, реалий, сознания, воспринимается как попытка необразованных и неглубоких людей испортить язык, загрязнить и уничтожить его. Во всем этом мракобесии остался один островок надежды — вечное, верное традициям ударение в слове звонит. Но нет. Дело в том, что у глаголов той же группы, что и звонит, есть тенденция к переносу ударения на корень слова. Известный факт: слова да´рит, це´нит и ва´рит столетия назад звучали иначе, а именно — дари´т, цени´т и вари´т. Слово звонит отличается от них только тем, что стихийно стало лакмусовой бумажкой безграмотности. Есть и зеркальные примеры: слово све´рлит употребляется большинством именно в такой форме, хотя норма — сверли´т. Но вы едва ли хоть раз были свидетелями порицания человека, который ошибся в этом случае, потому что мало кто вообще знает, что это ошибка.
Конечно, рано или поздно слово звонит сместит ударение на корень и войдет в словари в таком «возмутительном» виде. Скорее всего, современные носители языка этого уже не застанут, хотя и сегодня они могут наблюдать аналогичную ситуацию с глаголом включит, перестройка которого не осталась незамеченной и совершилась в наши дни.
Итак, пока мы све´рлим, но звони´м, самое время остановиться и подумать — пожалуй, мы поспешили судить о том, в чём пока не разобрались как следует и что намного сложнее и интереснее, чем нам кажется.


Вит
Если один человек мне позвОнит, а другой позвонИт, то я услышу оба звонка. Действию плевать на ударения. Звонок будет всё равно.
Пожалуй, я тоже отсюда свалю. Всем удачи в ударениях и в жизни!

Бижу
И когда меня поправляли, что надо говорить свЁкла, я всегда ехидно отвечал, что везде пишут свЕклА.
Ехидство было совершенно не к месту, потому что по правилам точки над «ё» ставятся отнюдь не всегда. Даже, боюсь, именно их написание будет означать некоторую неграмотность. Потому что априори считается, что все и без того должны знать, в каких словах произносить «е», а в каких «ё». Точки же нужно ставить лишь тогда, когда по контексту возможно употребление совершенно разных слов, так чтобы точно обозначить, которое из них имеется в виду.
Что, по моему скромному мнению, породило множество недоразумений и привело лишь к большей неграмотности в целом.

dopleta
И в фразе «Чтобы отвлечься надо, помимо желания-нежелания, еще чувствовать необходимость» запятые поставила бы три
Короче, не фига я русский язык не знаю...
Прально, три, и Аня уже исправила : «Чтобы отвлечься, надо, помимо желания-нежелания, еще чувствовать необходимость». Помимо=кроме, так что запятые оправданы и в скобках необходимости нет. И вО фразе, да.

Вит
априори считается, что все и без того должны знать, в каких словах произносить «е», а в каких «ё».
Думаю, Вы погорячились, Лена.
Тогда можно писать Иод и раион. А так и пишут часто. Куда же от «априори» деться?!

Я не буду больше спорить здесь. Тема хорошая, но для гуманитариев. И если завтра Маша подойдёт (или можно и подойдЕт? Априори ведь и так понятно) с кажет, что узел на настройке глючит, надо его ещё раз прозвонИть и она сейчас сама его прозвОнит, то меня будет волновать только правильно ли она сделает, а не правильно ли произнесла слово.

dopleta
Первая реакция на уход сразу нескольких человек из темы - огорчение. Ну как же так - не иметь желания исправлять свой язык, опознавать собственные ошибки? А потом вспомнила, о чём мы в самом начале договаривались: идут сюда заинтересованные, которые будут с удовольствием узнавать что-то для себя новое, без обид, а с благодарностью воспринимать исправления, и я успокоилась.

Бижу
Думаю, Вы погорячились, Лена.
Бааалииин... Ну вот что стоило самостоятельно допросить поисковик?))
Ну, вот что он мне выдал по запросу точки над "ё" грамота ру

На этом, по нашему мнению, проблемы, связанные с ненаписанием ё, заканчиваются. Грамотный человек в приведенной Вами фразе споткнется разве что на слове всё. Ну так правилами предусмотрено написание ё для различения все – всё. Правила также требуют писать ё в книгах для тех, кто изучает русский язык (для детей, для иностранцев). Грамотный взрослый носитель русского языка не прочитает слова веселый, летчик, серьезный и т. д. неправильно – даже если они написаны без ё.

Вит
Грамотный взрослый носитель русского языка

Переведите, пжааааалста. Куда и в чЁм его несут? Я взрослый грамотный (или правильнее будет хороший - причЁм тут грамота?) технарь и на работе за это меня ценят.

И если так, то мне по барабану «ихнее мнение» из поисковика.

dopleta
причЁм тут грамота
При чём. Перед И запятая. И т. д., и т. п. Вит, хочешь говорить «прозвОнит» - говори, но не ёрничай. Ведь тебе всё понятно. «Носи́тель языка́ — представитель языковой общности, владеющий нормами языка, активно использующий данный язык (обычно являющийся для него родным) в различных бытовых, социокультурных, профессиональных сферах общения.»

$vetLana
без обид,

Бижу
И если так, то мне по барабану «ихнее мнение» из поисковика.
Без проблем. Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить. (с) Не желаете учиться у тех, кто знает - учитесь у тех, кто не знает, каждый выбирает по себе. Для меня в целом Грамота. ру - аргумент. Хотя бы в силу того, что там проще всего отыскать ссылки на первоначальные правила и обоснования, их дают люди «в теме».
Нелепо спрашивать совета в технических вопросах у «лириков», но и обратное тоже верно.

Вит
Лариса, не, ну причём, это опечатка. Сама тоже иногда косячишь
Остальное принимается без возражений. С носителем всё хорошо объяснила. Но что делать, если в " профессиональных сферах общения» на первом месте профессиональные качества в области трудовой деятельности. Не слишком сложно ввернул? Кароч, при приёме на работу мне диктант писать не предлагали, а спрашивали совсем о другом.
ВСЁ! Отпустите меня, пжааалста!

Анна1957
Вит,
в " профессиональных сферах общения» на первом месте профессиональные качества в области трудовой деятельности.
В наше время экзамен по русскому (сочинение, изложение) писали н а вступительных экзаменах. Т. е. по умолчанию предполагался определенный уровень среди кандидатов, которые начнут приобретение тех самых профессиональных качеств. Сейчас все изменилось, к сожалению.
 Кстати, вопрос к поколению поступавших в ВУЗы в 70-х - начале 80-х: все писали сочинения? Просто меня тут уверяли, что не было вступительного экзамена по РЯ ни в каком виде в конце 70-х в Бонче...
Что сын писал в конце 90-х - не помню. Но экзамен вроде был.

Вит
не было экзамена по РЯ в конце 70-х в Бонче...
Был.
Тут ещё и обзываются Отвечать не буду.
Сами вон с ворАми и вОрами так и не разобрались. И не разберётесь!
Ань, тисни мой стишок по этому поводу. Экспромт был, поэтому забыл. Хотя я же его в вацапу засандалил...

Анна1957
Был.
Сочинение, как и в остальных ВУЗах? Ладно, теперь буду на тебя ссылаться))

Вит
Да точно писал!

gawala
вопрос к поколению поступавших в ВУЗы в 70-х - начале 80-х: все писали сочинения?
В обязательном порядке. 1979г. Писала.

Анна1957
Ань, тисни мой стишок по этому поводу.
Плииз))

Сосед зашел к себе во двор
А там сидит под вишней вор.
И вокруг во все дворы
Лезут прятаться воры.
Не ворЫ, а вОры?
Ну тогда во двОры.
У соседа во дворе
Горит шапка на ворЕ.
Что? опять на вОре?
Пусть тогда на двОре.
 
 Вит.





В обязательном порядке.
Вот и у меня было ощущение, что в СССР были одинаковые правила для всех ВУЗов: различались другие экзамены, но уж сочинение было во всех абсолютно.
Но меня неистово в этом разуверяли))

Вит
Спасибо, Аня!
А я пойду в «профессиональную сферу общения».

Светта
Кстати, вопрос к поколению поступавших в ВУЗы в 70-х - начале 80-х: все писали сочинения? Просто меня тут уверяли, что не было вступительного экзамена по РЯ ни в каком виде в конце 70-х в Бонче...
Что сын писал в конце 90-х - не помню. Но экзамен вроде был.

75 год, строительный ин-т, было сочинение. Писала свободную тему по творчеству Расула Гамзатова, получила 4. Была крайне расстроена! Я-то с грамотами, я-то из литературного класса, и 4! И уже позже, проходя практику в деканате (по блату), нашла свое личное дело, открыла сочинение и с изумлением увидела, что слово «аилы» (правильное название селений в Дагестане) исправлено на слово «аулы». И за ЭТО поставили 4!!!
Ну да фиг с ними, все остальное сдала на 5 и поступила.

gawala
в СССР были одинаковые правила для всех ВУЗов:
Ань, в техникумах тоже писали сочинение.

Анна1957
светта, в мое время (или это уже у сына было) ходили страшилки, что исправляют правильные варианты на неправильные, поэтому спецом подбирали шариковую ручку со светлой, голубоватой пастой, надеясь, что у них не будет ее под рукой)))




в техникумах тоже писали сочинение.
Тогда мне совсем непонятно такое упорство одной из наших форумчанок. Уверяет, что никакого экзамена не было.

Kara
открыла сочинение и с изумлением увидела, что слово «аилы» (правильное название селений в Дагестане) исправлено на слово «аулы»
и совершенно правильно исправлено, у дагестанцев, так же как и у всех остальных народностей Кавказа, горное селение называется «аул», а «аил» - поселок кочевого типа, соответственно, так назывались селения кочевников

dopleta
все писали сочинения?
Писала. В Бонче.
Что сын писал в конце 90-х - не помню.
И дети в это же время писали.

Светта
Kara, Ира, но у Гамзатова аилы именно в тексте произведения, а не вообще название селения кавказцев. Просто на слуху у всех аулы, кто там с первоисточником-оригиналом сверял...

gawala
Тогда мне совсем непонятно такое упорство одной из наших форумчанок. Уверяет, что никакого экзамена не было.
А куда же он делся-то? Сочинение было для всех и писалось оно самым первым, как правило. После сочинения уже отсеивали.

Kara
Ира, но у Гамзатова аилы именно в тексте произведения
не встречала таких его произведений, где он бы употреблял слово «аил», говоря о селениях Кавказа, везде «аул»
Вот, например, все его стихотворения на одной странице
кто там с первоисточником-оригиналом сверял...
Я училась в специализированной гуманитарной гимназии во Владикавказе, в выпускном классе для тех, кто шел на медаль, обязательна была защита реферата (аналогия курсовых в вузах). Тема моего реферата: «Народности Северного Кавказа: география, этнос, религия, обычаи»
а не вообще название селения кавказцев
только если речь не о жилище, а о кочевой семейной группе (монголы, киргизы). Но ты же пишешь
что слово «аилы» (правильное название селений в Дагестане)

Анна1957
А куда же он делся-то?
Вот такое утверждение. Давно хотела спросить, но забывала. А сейчас вспомнилось.
и совершенно правильно исправлено, у дагестанцев, так же как и у всех остальных народностей Кавказа, горное селение называется «аул», а «аил» - поселок кочевого типа, соответственно, так назывались селения кочевников
А вот это вопрос: правильно ли. Написано было грамотно? И за что было снижать оценку на балл? Это же не грамматическая ошибка, хотя и ошибка. Зато на повышенной стипендии ВУЗ сэкономил.

Olga VB
Сочинение было для всех и писалось оно самым первым, как правило. После сочинения уже отсеивали.
У нас сочинение было последним, четвертым экзаменом, и я его не писала, т.к. в наш год (1977) наш институт участвовал в эксперименте: если средний балл аттестата был 4,5 и выше, а за первые 2 экзамена абитуриент набирал 9 и выше баллов, то последующие экзамены уже не сдавал, а зачислялся по первым двум.
Таким образом я избежала вступительные экзамены по физике и русскому языку/литературе (сочинение), к которым даже имела наглость совершенно не готовиться

собака серая
Цитата: $vetLana от 02 Ноября 2018, 20:53
Слово «кремА» существует, но относитсся не к крему, а к кофе.
Но мы же говорим о множественном числе слова «крем». И неверное произнесение этого слова профессионалами-поварами говорит только о недостаточной образованности, так же, как и произнесение многими из них свеклА, тортЫ, щАвель и т. п., так что апеллировать к кулинарам в таком вопросе несколько некорректно.
Профессионалы-повара сплошь безграмотны. Сюда же - буфетчики. Априори. Всем остальным можно иметь профессионализмы. Априори. Пардон те...

Sasha55
У нас сочинение было последним, четвертым экзаменом, и я его не писала, т. к. в наш год (1977) наш институт участвовал в эксперименте: если средний балл аттестата был 4,5 и выше, а за первые 2 экзамена абитуриент набирал 9 и выше баллов, то последующие экзамены уже не сдавал, а зачислялся по первым двум.
В 83 было так же. Без эксперимента.

Kara
правильно ли. Написано было грамотно? И за что было снижать оценку на балл?
Правильно, т. к. это
было сочинение. Писала свободную тему по творчеству Расула Гамзатова
Неверное употребление одного из терминов конкретного автора (а это именно про этнос) - содержательная ошибка. Не знаю, как было в 1975 г., а в 90-х за сочинение ставилось две оценки: за содержание и за грамотность. Вот первая как раз и была бы снижена на балл. А если оценка была общей, то это справедливо снятый балл.

собака серая
А что такое - достаточная образованность?

Olga VB
В 83 было так же. Без эксперимента.
Дык на нас же поэкспериментировали и в ваш быт внедрили. А кроликами-то мы были
Впрочем, к моему большому облегчению и удовольствию

собака серая
Я, пардон, сдавала географию. Вот так.

Kara
А что такое - достаточная образованность?
Галина, раз уж Вы задаете вопросы именно в этой теме, посмею спросить.
Если осклизлая - натираю солью. Она, действуя абразивно, снимает склизь.
Что такое «склизь»?
Недовольство некоторых форумчан в этой теме вызывает у меня недоумение. Знание родного языка, в данном случае русского, по моему глубокому убеждению свидетельствует как минимум об уважении к своей стране и народу. Но грамотным можно стать только по собственному желанию, а не по принуждению. Хочется Вам говорить
можно иметь профессионализмы
и
Пардон те...
говорите, только что такое «профессионализмЫ», я тоже не знаю

Светта
Kara, не буду сейчас голословной, за давностью лет уже многое забылось. Но в именно том произведении, по которому я писала сочинение, были аилы. Я еще когда читала его, то удивлялась названию. И поэтому была возмущена своей «ошибкой».
Ну то такое...

Anna67
Дык на нас же поэкспериментировали и в ваш быт внедрили.
Не знаю, в 85 сдавала еще до выпускных в школе и тоже в порядке эксперимента. Сочинение какое уже и не помню, кажется, про «Отцы и дети» писала. Но это не точно. И как только у вас такая бесполезная информация в голове удержалась?

собака серая
ОСКЛИЗЛЫЙ
ОСКЛИЗЛЫЙ
ОСКЛИ́ЗЛЫЙ, осклизлая, осклизлое (прост.). неправ. вместо ослизлый.

Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.

Типичный пример профессионализма. Слова, употребляемого лишь в узком кругу профессионалов.

Kara
неправ. вместо ослизлый.
А сКлизь?
Типичный пример профессионализма.
И типичный пример неграмотности Во всяком случае, я пока не слышала, что официально приняли отдельный словарь к каждой профессии.
И почему этот пример «типичный», я тоже не поняла, т. к. если повар начал говорить «склизь» - это совсем не означает, что он автоматически стал профессионалом своего дела. И наоборот, если гениальный повар говорит грамотно, еще не означает, что он стал хуже готовить

Вит
"... В горах погаснет солнечный июнь,

Заснут во мгле печальные аилы,

Молчат цветы, безмолвствуют могилы,

И только слышно, как шумит Катунь..."

Николай Рубцов

 

Kara
Виталий, мы говорили о творчестве Расула Гамзатова и о жилищах конкретных народов

Вит
Ошибаетесь. Вы говорили, что аилы были исправлены на аулы.

Kara

Вит
Да лаан!

Анна1957
Ирина, в аулах и аилах я не разбираюсь, к своему стыду, поэтому не могу участвовать в обсуждении. Но, мне кажется, оценка «за содержание» подразумевала другое. Если есть у нас здесь учителя русского - уточните, пожалуйста.

собака серая
И почему этот пример «типичный», я тоже не поняла, т. к. если повар начал говорить «склизь» - это совсем не означает, что он автоматически стал профессионалом своего дела. И наоборот, если гениальный повар говорит грамотно, еще не означает, что он стал хуже готовить
Мы о разном.
 Люди, искренне любящие свою Родину, не всегда грамотны. А грамотные люди не всегда любят свою Родину.
 Понятие «профессионализмы» вполне себе имеет место быть. В школе проходили. В 5 или 6 классе.




Причем, я изначально предупреждала - буду использовать специальные термины - профессионализмы.

Анна1957
Люди, искренне любящие свою Родину, не всегда грамотны. А грамотные люди не всегда любят свою Родину.
И противоположное по смыслу утверждение будет правильно. Только оно ничего здесь не объясняет и, более того, выводит на тему, запрещенную на этом форуме.

Ukka
Как тяжко жить...
Наверное, я зря зашла в эту тему. Ощутила себя человеком второго сорта. Куда нам...
Пока шел разговор об ударениях и запятых, было интересно. Но - опять перешли на личности. Люди (не буду показывать пальцем), вы без личностей и нападок не можете?

Анна1957
Ukka, ну это ты зря. К людям, жившим или живущим там, где редко можно услышать правильную со всех точек зрения речь, у меня еще большее уважение, если они пишут грамотно. И у нас немало таких.

Kara
Понятие «профессионализмы» вполне себе имеет место быть.
Вы совершенно правы
Профессионализмы обозначают специальные понятия, орудия или продукты труда, трудовые процессы производства. Поэтому их называют иногда специальными словами или специальными терминами.
Речь идет о технических терминах, употребляемых в разных сферах деятельности, например:
  • скальпель - медицина
  • алиби - юриспруденция
  • асбест - строительство и т. д.
Все это словарные слова, а не перековерканные на свой манер
А то, о чем говорите Вы, это диалектизмы, т. е. термины, характерные для территориального или социального диалекта. Например, поребрик/бордюр, парадное/подъезд и т. д.
Но опять же, все эти слова - словарные. И если уж «ложить» как-то и можно притянуть к диалектизмам (а конкретно употребляемом на Украине), то «протвень» и «друшлаг» - это неграмотное употребление слов.
Но - опять перешли на личности.
Никто на личности не переходит, вполне мирно обсуждается употребление тех или иных терминов.

собака серая
Галина, раз уж Вы задаете вопросы именно в этой теме, посмею спросить. Что такое «склизь»?
Недовольство некоторых форумчан в этой теме вызывает у меня недоумение. Знание родного языка, в данном случае русского, по моему глубокому убеждению свидетельствует как минимум об уважении к своей стране и народу. Но грамотным можно стать только по собственному желанию, а не по принуждению. Хочется Вам говоритьиговорите, только что такое «профессионализмЫ», я тоже не знаю

Это не по адресу. Вот причина моих слов. Прошу прощения, что не указала сразу.

Анна1957
Я с Карой согласна.

Kara
Это не по адресу. Вот причина моих слов.
Из указанной Вами цитаты к Вам конкретно было только
Что такое «склизь»?
Я потому и процитировала

собака серая
Тем не менее, я уважаю ваше мнение. И свое - тоже.




А я, о любви к Родине.

Ukka
И если уж «ложить» как-то и можно притянуть к диалектизмам (а конкретно употребляемом на Украине)
Где это, простите, в Украине, «ложить» употребляется? Не могу вспомнить.



Интересное в разделе «Разное»

Новое на сайте