Темная история зомби

The dark history of zombies - Christopher M. Moreman • Темная история зомби play thumbnailUrl Темная история зомби
Trace the origins of zombies from the Afro-Haitian religion of vodou, and discover how zombification was a reflection of slavery. -- Zombies have a distinct lineage— one that traces back to Equatorial and Central Africa. For three centuries, African…Темная история зомби - 3820310
PT5M
True
2022-04-21T20:50:40+03:00
embedUrl

Ожившие трупы появляются в рассказах по всему миру на протяжении всей письменной истории. Но у зомби есть особая родословная, восходящая к Экваториальной и Центральной Африке.

Темная история зомби

Первая подсказка содержится в самом слове «зомби». Его точное этимологическое происхождение неизвестно, но есть несколько кандидатов. Народ Мицого из Габона, например, использует слово «ндзумби» для обозначения трупа. Слово киконго «нзамби» по-разному относится к высшему существу, предку со сверхчеловеческими способностями или другому божеству. А в некоторых языках, на которых говорят в Анголе и Конго, «зумби» относится к объекту, населенному духом, или к кому-то, кто вернулся из мертвых. Есть также сходство в некоторых культурных верованиях. Например, в традиции Конго считается, что когда кто-то умирает, его дух может быть помещен в физический объект, который может принести защиту и удачу. Подобные представления о том, что может произойти с чьей-то душой после смерти, распространены в различных частях Африки.

Темная история зомби

Между 1517 и 1804 годами Франция и Испания поработили сотни тысяч африканцев, забрав их на карибский остров, на котором сейчас находятся Гаити и Доминиканская Республика. Там религиозные верования порабощенных африканцев смешались с католическими традициями колониальных властей и получила развитие религия, известная как «воду».

Темная история зомби

Согласно некоторым верованиям вуду, душа человека может быть захвачена и сохранена, став бестелесным «зомби». В качестве альтернативы, если вскоре после смерти о теле не позаботятся должным образом, колдун по имени «бокор» может захватить труп и превратить его в бездушного зомби, который будет выполнять их приказы. Исторически сложилось так, что этих зомби заставляли работать в качестве рабочих, которые не нуждались ни в еде, ни в отдыхе и обогатили состояние своего похитителя. Другими словами, зомбирование, казалось, олицетворяло ужасы порабощения, которые испытали многие гаитяне. Это была наихудшая из возможных участь: форма порабощения, от которой не могла освободить даже смерть. Зомби был лишен загробной жизни и попал в ловушку вечного порабощения. Из-за этого в гаитянской культуре зомби обычно рассматриваются как жертвы, заслуживающие сочувствия и заботы.

Темная история зомби

Зомби претерпели трансформацию после того, как в 1915 году началась оккупация Гаити США — на этот раз через призму западной поп-культуры. Во время оккупации граждане США распространяли множество расистских убеждений в отношении чернокожих гаитян. Среди ложных рассказов о поклонении дьяволу и человеческих жертвоприношениях американское воображение захватили истории о зомби. А в 1932 году зомби дебютировали на большом экране в фильме под названием «Белый зомби». Главный герой фильма, действие которого происходит на Гаити, должен спасти свою невесту от злого мастера вуду, который управляет сахарным заводом, используя рабочую силу зомби. Примечательно, что главный объект сочувствия в фильме — не порабощенная рабочая сила, а белая женщина-жертва.

Темная история зомби

В последующие десятилетия зомби появлялись во многих американских фильмах, обычно со слабыми отсылками к гаитянской культуре, хотя некоторые из них отклонялись от инопланетян и нацистов. Затем появился чрезвычайно влиятельный фильм 1968 года «Ночь живых мертвецов», в котором группа незнакомцев пытается пережить натиск медлительных плотоядных монстров. Режиссер фильма заметил, что никогда не представлял своих живых мертвецов зомби. Наоборот, именно аудитория признала их таковыми. Но с тех пор зомби стали ассоциироваться с ненасытной тягой к плоти — с особым пристрастием к мозгам, добавленным в «Возвращении живых мертвецов» 1985 года. В этом и многих последующих фильмах зомби не контролирует ни один колдун; они монстры. И во многих итерациях, позже подпитываемых «28 дней спустя» 2002 года, зомбирование стало заразным явлением.

Темная история зомби

На протяжении десятилетий художники по всему миру использовали зомби, чтобы пролить свет на социальные беды и тревоги своего времени — от культуры потребления до глобального отсутствия готовности к стихийным бедствиям. Но, по сути, американская поп-культура также изначально стерла происхождение зомби, поглотив его первоначальное значение и превратив жертву в монстра.

Похожие темы




Интересное в разделе «Искусство, культура, кино, музыка»

Пасхальные блюда

Новое на сайте