ИванВладимирович, я благодарна Вам за ответ, к учителю с Вашим разъяснением не пойду. К сожалению, это было важно для меня, но не для учителя. И, опять же к сожалению, как видите она не была одинока в своём заблуждении. Да, такова реальность в наших школах. Да я и сама сомневалась. Спасибо ещё раз!
Русский язык (страница 96)
Гаша
Иван Владимирович, спасибо большое за пояснения!
Меня не было 2 дня, а тут такая дискуссия! Девочки, не сомневалась ни секунды, что это НЕ безличное предложение, т. к. подлежащие в наличии. Это предложение можно дать в начальной школе, дети с лёгкостью определят по именительному падежу, что здесь три однородных подлежащих! Ну, может, запутаются немного «сила» или «сила воли», т. к. не проходили такое. Belka13 правильно написала, что дополнение не может быть выражено существительным в И. п. Вас смутил возвратный глагол, но он не всегда бывает безличным. Спасибо Ивану Владимировичу за прекрасное объяснение!
Девушки, благодарю за теплые слова!
А как вам такая «загадка»: если перестроить предыдущее предложение следующим образом: Нет большой силы воли, внутренней дисциплины и даже мужества. Какое оно будет? Где основа?)
А вот еще:
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
У кого какие предположения?
15 лет назад (Боже, как давно это было!) мною была опубликована статья о правописании частицы НЕ с отглаголными образованиями. Розенталь писал когда-то, что НЕ с разными частями речи и Н и НН - это лакмусовая бумажка грамотности.
Может быть, кому-то данный материал покажется интересным, поможет разобраться в трудных случаях правописания.
Ссылку на издание опубликовать не могу, поэтому даю название статьи:
Вялых И. | Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый.
Гугл выдает моментально)
А как вам такая «загадка»: если перестроить предыдущее предложение следующим образом: Нет большой силы воли, внутренней дисциплины и даже мужества. Какое оно будет? Где основа?)
А вот еще:
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
У кого какие предположения?
15 лет назад (Боже, как давно это было!) мною была опубликована статья о правописании частицы НЕ с отглаголными образованиями. Розенталь писал когда-то, что НЕ с разными частями речи и Н и НН - это лакмусовая бумажка грамотности.
Может быть, кому-то данный материал покажется интересным, поможет разобраться в трудных случаях правописания.
Ссылку на издание опубликовать не могу, поэтому даю название статьи:
Вялых И. | Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый.
Гугл выдает моментально)
А вот еще:Иван Владимирович, эти три словосочетания мало похожи на предложения, но
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
Зимний лес - лес - подлежащее, зимний - определение
Лес зимой - лес - подлежащее, зимой - обстоятельство
Лес зимний - лес - подлежащее, зимний - сказуемое (лес (каков?) зимний - признак подлежащего, который выражается именем прилагательным)
Это не словосочетания, а предложения: все признаки имеются: и знак в конце, и основа наличествует, и интонация завершения)
Основа Вами вычленена верно. А вот с точки зрения состава (односоставное / двусоставное) и полноты (полное/неполное: ситуативно неполное или контекстуально, эллиптическое) что можете сказать? Тут с подвохом предложения, как Вы поняли)
Основа Вами вычленена верно. А вот с точки зрения состава (односоставное / двусоставное) и полноты (полное/неполное: ситуативно неполное или контекстуально, эллиптическое) что можете сказать? Тут с подвохом предложения, как Вы поняли)
Все предложения односоставные, кроме «Лес зимний», это предложение двусоставное с подлежащим и сказуемым. А вот насчет полноты/неполноты Давно это было. Предположу (исключительно интуитивно, т. к. правило не помню, честно):
Зимний лес - полное (например, название рассказа)
Лес зимой - неполное эллиптическое?
Лес зимний - неполное ситуативно
Зимний лес - полное (например, название рассказа)
Лес зимой - неполное эллиптическое?
Лес зимний - неполное ситуативно
Будут ли еще предположения?)
На мой взгляд,
Лес зимой - эллиптическое, но можно назвать и неполным, т. к. обстоятельство «зимой» относится к сказуемому, которое, однако, в предложении отсутствует.
Лес зимний - двусоставное полное, где «зимний» - составное именное сказуемое, выраженное прилагательным с нулевой связкой, указывает на признак-состояние.
Как вам такая «загадка»: если перестроить предыдущее предложение следующим образом: Нет большой силы воли, внутренней дисциплины и даже мужества. Какое оно будет? Где основа?)Данное предложение - односоставное безличное, сказуемое - слово «нет».
А вот еще:Зимний лес - односоставное назывное.
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
У кого какие предположения?
Лес зимой - эллиптическое, но можно назвать и неполным, т. к. обстоятельство «зимой» относится к сказуемому, которое, однако, в предложении отсутствует.
Лес зимний - двусоставное полное, где «зимний» - составное именное сказуемое, выраженное прилагательным с нулевой связкой, указывает на признак-состояние.
где «зимний» - составное именное сказуемое, выраженное наречием с нулевой связкой, указывает на признак-состояние.зимний - наречие?
Относительно безличности 1-го предложения и способа выражения сказуемого (слово «Нет») - «в самую центру», как в известном фильме сваха ответила)) Браво!
А вот с «короткими» предложениями напутали, кроме 1-го и 3-го...
Да, предложение Зимний лес односоставное назывное, полное.
Также абсолютно верно дали характеристику 3-му предложению: Лес зимний - двусоставное полное предложение с составным именным сказуемым, выраженным прилагательным.
А вот Лес зимой - это тоже двусоставное предложение. Почему? Может быть, кто-то объяснит?))
А вот с «короткими» предложениями напутали, кроме 1-го и 3-го...
Да, предложение Зимний лес односоставное назывное, полное.
Также абсолютно верно дали характеристику 3-му предложению: Лес зимний - двусоставное полное предложение с составным именным сказуемым, выраженным прилагательным.
А вот Лес зимой - это тоже двусоставное предложение. Почему? Может быть, кто-то объяснит?))
Ирина, конечно, прилагательное. Извините, что ввела в заблуждение, исправила.
Иван Владимирович, понятно. Значит, «Лес зимой» - двусоставное предложение. Тогда здесь получается двусоставное неполное, в котором пропущено сказуемое.
Иван Владимирович, понятно. Значит, «Лес зимой» - двусоставное предложение. Тогда здесь получается двусоставное неполное, в котором пропущено сказуемое.
Лес зимой - можно назвать и неполным, т. к. обстоятельство «зимой» относится к сказуемому, которое, однако, в предложении отсутствует.
При квалификации предложения как «двусоставного» или «односоставного» важно учитывать не только формальное наличие главных членов (обоих или лишь одного), но и второстепенных членов, входящих в группы главных. В группу подлежащего входит лишь определение (оно в назывных предложениях всегда препозитивное), в группу сказуемого - дополнение и обстоятельство. Наличие группы сказуемого исключает квалификацию предложения как односоставного! Если при подлежащем присутствует дополнение или обстоятельство (как, например, в предложении Лес зимой), то их наличие указывает на «скрытое» присутствие сказуемого, а это значит, что оно опущено либо контекстуально (во избежания тавтологии), либо ситуативно (смысл понятен без него). Пишу максимально УПРОЩЕННО, чтобы быть понятным.
Часто путают состав основы и полноту. Это разные понятия. Предложение может быть полным, но односоставным, а может быть двусоставным и неполным)
Умение «видеть» в предложении группы главных членов (следователь, правильно вычленять грамматическую основу, определять, сложное ли это предложение или простое) - одно из ключевых умений, влияющих на правильность выполнения экзаменационных заданий 9 и 11 классов.
К сожалению, результаты ЕГЭ свидетельствуют, что этим умением овладели немногие... А причина - о ней писал выше: многие «дипломированные» специалисты сами путаются в таких, вроде бы, элементарных вещах...
Вот еще пример в тему:
Из романа «Евгений Онегин»
«Так ты женат! (Двусоставное полное) не знал я ране! (Двусоставное непоное: отсутствует часть «что ты женат»)
Давно ли? (Двусоставное ситуативно неполное, хотя отсутствует полностью основа (ты женат)» — Около двух лет. (Я женат около 2-х лет: двусоставное ситуативное) —
«На ком? (Ты женат)» — На Лариной. (Я женат) — «Татьяне! (Ты женат на Татьяне)»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
Использование таких предложений позволяет при диалоге избежать неоправданных повторов: собеседникам «лишние» слова будут лишь мешать!
Часто путают состав основы и полноту. Это разные понятия. Предложение может быть полным, но односоставным, а может быть двусоставным и неполным)
Умение «видеть» в предложении группы главных членов (следователь, правильно вычленять грамматическую основу, определять, сложное ли это предложение или простое) - одно из ключевых умений, влияющих на правильность выполнения экзаменационных заданий 9 и 11 классов.
К сожалению, результаты ЕГЭ свидетельствуют, что этим умением овладели немногие... А причина - о ней писал выше: многие «дипломированные» специалисты сами путаются в таких, вроде бы, элементарных вещах...
Вот еще пример в тему:
Из романа «Евгений Онегин»
«Так ты женат! (Двусоставное полное) не знал я ране! (Двусоставное непоное: отсутствует часть «что ты женат»)
Давно ли? (Двусоставное ситуативно неполное, хотя отсутствует полностью основа (ты женат)» — Около двух лет. (Я женат около 2-х лет: двусоставное ситуативное) —
«На ком? (Ты женат)» — На Лариной. (Я женат) — «Татьяне! (Ты женат на Татьяне)»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
Использование таких предложений позволяет при диалоге избежать неоправданных повторов: собеседникам «лишние» слова будут лишь мешать!
Ой, как тут у вас интересно! А я все пропустила!
А разве сказуемое - только одно слово «нет»?
А разве сказуемое - только одно слово «нет»?
Да, сказуемое только слово «Нет». Для безличных предложений это частотный случай.
При «Нет» обычно стоит беспредложное дополнение в Р. п.
При «Нет» обычно стоит беспредложное дополнение в Р. п.
Иван Владимирович, спасибо за разъяснение. Значит, неполное предложение может встречаться только в каком-либо контексте? Если же предложение единичное (но с отсутствующим главным членом - «Лес зимой»), то оно в любом случае полное?
А такое предложение: «За рекой - дорога» - тогда будет эллиптическим?
А такое предложение: «За рекой - дорога» - тогда будет эллиптическим?
Полные и неполные предложения могут встречаться как в контексте, так и вне его.
Лес зимой полное потому, что в нем присутствуют все необходимые члены: подлежащее, сказуемое (его присутствие «выдает» обстоятельство) и обстоятельство. Всех этих слов (членов предложения) достаточно для адекватного выражения мысли.
За рекой - дорога эллипчическое: пропущено сказуемое (лежит, находится), на месте которого в предложении стоит тире. Тире «сигнализирует» о наличии контекста. Например, такого. У реки раскинулся лес. За рекой - дорога. Но Ваше предложение понятно и вне контекста. Таким образом, приведенное Вами предложение квалифицируется как двусоставное, полное, эллиптическое (с пропуском-эллипсисом-сказуемого).
Лес зимой полное потому, что в нем присутствуют все необходимые члены: подлежащее, сказуемое (его присутствие «выдает» обстоятельство) и обстоятельство. Всех этих слов (членов предложения) достаточно для адекватного выражения мысли.
За рекой - дорога эллипчическое: пропущено сказуемое (лежит, находится), на месте которого в предложении стоит тире. Тире «сигнализирует» о наличии контекста. Например, такого. У реки раскинулся лес. За рекой - дорога. Но Ваше предложение понятно и вне контекста. Таким образом, приведенное Вами предложение квалифицируется как двусоставное, полное, эллиптическое (с пропуском-эллипсисом-сказуемого).
Спасибо. Подзабылось со временем, что если в предложении есть группа сказуемого, то и этот главный член присутствует (хоть и пропущен), а в неполных мысль недостаточно выражена для понимания. Теперь всё встало на места.
Про эллиптическое тоже поняла. Правда, детям в школе, по крайней мере у нас, про такое понятие не рассказывают.
Про эллиптическое тоже поняла. Правда, детям в школе, по крайней мере у нас, про такое понятие не рассказывают.
Граждане, если с писаниной все более менее понятно, словари всегда под рукой, можно вполне сойти за образованного человека. Но как быть с устной речью: ударения в словах при склонении? Как запомнить мильён правил и исключений, перемещается или не перемещается ударение в слове и, если перемещается, то на какой слог...
Есть какое-нибудь одно железобетонное правило, чтоб не мучиться со свеклами, шкафами, деньгами, шприцами, ходатайствами и т. д.
Не будешь же постоянно таскать с собой орфоэпический словарь...
Есть какое-нибудь одно железобетонное правило, чтоб не мучиться со свеклами, шкафами, деньгами, шприцами, ходатайствами и т. д.
Не будешь же постоянно таскать с собой орфоэпический словарь...
Зебра, Татьяна, можно в заметки внести в телефоне. Или по старинке - в блокнотик записывать с ударениями, проговаривая про себя слово с правильным ударением. Но это достаточно длительный процесс.
Я, честно говоря, тоже с ударениями иногда сомневаюсь
Я, честно говоря, тоже с ударениями иногда сомневаюсь
Стихи для запоминания ударений в словах
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи.
Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР)
алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид.
апостро́ф
афе́ра
Кто ни в чём не знает меры,
Тот способен на аферы.
балова́ла
Мама сына баловала,
Вместо супа торт давала.
бало́ванный
ба́нты
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева)
бла́гами
блоки́ровать
бряца́ние
На мониторе — мерцание,
От гитары — бряцание.
букси́ровать
— Вагон дезинфицировать?
— Давай его буксировать!
взята́
включи́м
восприня́ть
газопрово́д
герба́
Двойка — была его судьба,
Ведь он не знал страны герба.
гербы́
граффи́ти
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффити.
грунтовы́е
Утекают чаевые,
Словно воды грунтовые.
диспансе́р
Все, кто болеют корью, например,
Помещены в больничный диспансер.
догово́р
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договор.
докуме́нт
Он — начальник
И в момент
Нам подпишет документ.
доне́льзя
Что ж некуда мне деться —
Упрям он был донельзя.
доска́
досу́г
дремо́та
Как работать неохота!
Одолела нас дремота.
жалюзи́
зави́дно
Есть при всех конфеты — стыдно!
Поделись, ведь нам завидно!
занята́
заперта́
звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.
зубча́тый
ико́та
Икота, икота,
Уходи на Федота.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
и́ксы
инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры.
инструме́нт
Предъявите документ —
Мы дадим вам... (инструмент).
и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
(С. Белорусец)
катало́г
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
кварта́л
кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зевая?
— Опустела кладовая.
кла́ла
ко́гтя
В бочке есть и ложка дёгтя:
Кошки нет без остренького ко́гтя.
коры́сть
Всё мыши смогут перегрызть,
Коль будет с этого корысть.
краси́вее
креме́нь
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремень.
ле́ктор
Будет новый «лектор» —
Предупредил проректор.
ло́ктя
ломо́та
Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломота.
ломо́ть
Жалко весь, но дайте хоть
Хлеба вашего ломоть.
мастерски́
Лишь потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски.
мозаи́чный
Подарок мозаичный,
Вполне себе приличный.
мусоропрово́д
На площадке — хоровод,
Чистят — мусоропровод.
нача́в
Я понял весь устав,
Только читать начав.
нача́вший
нача́вшись
новорождённый
Я ужасно утомлённый,
Брат не спит новорождённый.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
новосте́й
облегчи́ть
Непросто ударенья заучить!
Стихи задачу могут облегчить!
опто́вый
оркестро́вая
Была уже совсем не новая
В театре яма оркестровая.
осве́домить
Чтоб территорию исследовать,
Жильцов надо осведомить.
парте́р
плодоноси́ть
пломбирова́ть
позвони́шь
премирова́ть
прину́дить
при́няли
Всё они предприняли,
Решение уже приняли.
развите́е
реме́нь
Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень.
свёкла
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
(П. Синявский)
сверли́т
сли́вовый
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.
сори́т
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорит.
столя́р
Красит здания маляр,
Мебель делает столяр.
танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессонница,
Не устала ещё танцовщица.
тво́ро́г
Бабка испекла пирог
Да забыла про творог.
то́рты
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)
трансфе́р
ту́фля
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».
убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты творить!
Известность надо убыстрить.
углуби́ть
украи́нский
Харчо — суп грузинский,
А борщ — украинский.
уме́рший
фено́мен
фети́ш
хво́я
цеме́нт
Для строителей в момент
Машина привезёт цемент.
ша́рфы
А у нашей Марфы —
Все в полоску шарфы.
шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси.
щаве́ль
щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля.
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи.
Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР)
алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид.
апостро́ф
- Зря он писал так много строф,
- Ох, сколько ж это катастроф —
афе́ра
Кто ни в чём не знает меры,
Тот способен на аферы.
балова́ла
Мама сына баловала,
Вместо супа торт давала.
бало́ванный
- Он очень образованный,
- Он был немного скованный,
ба́нты
- Девочки надели банты
- Если есть в тебе таланты,
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева)
бла́гами
- А жизнь бежит зигзагами
- Вы не машите флагами,
блоки́ровать
- Реклама начала шокировать,
- Как ни старались мы варьировать,
бряца́ние
На мониторе — мерцание,
От гитары — бряцание.
букси́ровать
— Вагон дезинфицировать?
— Давай его буксировать!
взята́
- У неё была мечта,
- Самолётом высота
включи́м
- Время телевизору мы отдадим
- Нам телефон необходим,
восприня́ть
- Тогда я смог понять —
- Так больно было всё принять
газопрово́д
- Возле нас шумит завод,
- Ох, добавил мне хлопот,
герба́
Двойка — была его судьба,
Ведь он не знал страны герба.
гербы́
- Щедрою волей моей судьбы
- Есть у каждой страны
граффи́ти
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффити.
грунтовы́е
Утекают чаевые,
Словно воды грунтовые.
диспансе́р
Все, кто болеют корью, например,
Помещены в больничный диспансер.
догово́р
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договор.
докуме́нт
Он — начальник
И в момент
Нам подпишет документ.
доне́льзя
Что ж некуда мне деться —
Упрям он был донельзя.
доска́
- Этот сон просто тоска —
- Хочется тёплого песка,
досу́г
- У меня хороший друг,
- Позову своих подруг,
- Здесь на даче все вокруг
дремо́та
Как работать неохота!
Одолела нас дремота.
жалюзи́
- Поскорее привези
- Ты нам шторы не вози,
зави́дно
Есть при всех конфеты — стыдно!
Поделись, ведь нам завидно!
занята́
- Что мне вся эта суета?
- Не жди меня, моя мечта,
заперта́
- Есть у неё заветная мечта,
- В доме нашем царит пустота —
звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.
зубча́тый
- Не полетит наш самолёт крылатый,
- Шёл по лесу медведь мохнатый
ико́та
Икота, икота,
Уходи на Федота.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
и́ксы
- Играли весело ремиксы,
- По улице гуляли фиксы,
инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры.
инструме́нт
Предъявите документ —
Мы дадим вам... (инструмент).
и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
(С. Белорусец)
катало́г
- Ударение в слове каталог
- Чтоб скорей в библиотеке
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
- Подарок выбрать мне помог
кварта́л
- Мы прошли немало —
- В бухгалтерии аврал —
- День отчётности настал,
кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зевая?
— Опустела кладовая.
кла́ла
- Ох, горький чай, не ожидала,
- Бережно я книги протирала,
ко́гтя
В бочке есть и ложка дёгтя:
Кошки нет без остренького ко́гтя.
коры́сть
Всё мыши смогут перегрызть,
Коль будет с этого корысть.
краси́вее
- Чем человек счастливее,
- Тот из нас счастливее,
креме́нь
- Этот камень очень сильный
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремень.
- Я купил себе ремень
ле́ктор
Будет новый «лектор» —
Предупредил проректор.
ло́ктя
- Царапинка у локтя
- А собачка не без когтя —
ломо́та
Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломота.
ломо́ть
Жалко весь, но дайте хоть
Хлеба вашего ломоть.
мастерски́
Лишь потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски.
мозаи́чный
Подарок мозаичный,
Вполне себе приличный.
мусоропрово́д
На площадке — хоровод,
Чистят — мусоропровод.
нача́в
Я понял весь устав,
Только читать начав.
нача́вший
- Он был уже уставший
- Хоть он и много повидавший,
нача́вшись
- Мы разошлись не попрощавшись,
- Ты ушёл, её и не дождавшись,
новорождённый
Я ужасно утомлённый,
Брат не спит новорождённый.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
новосте́й
- Я жду своих гостей
- Услышать я хочу вестей,
облегчи́ть
Непросто ударенья заучить!
Стихи задачу могут облегчить!
опто́вый
- Построили в городе новый
- Возле улицы садовой
оркестро́вая
Была уже совсем не новая
В театре яма оркестровая.
осве́домить
Чтоб территорию исследовать,
Жильцов надо осведомить.
парте́р
- В доме — чудесный интерьер,
- Премьера фильма про модерн,
плодоноси́ть
- Хочу я у тебя спросить:
- Дерево можно исцелить,
пломбирова́ть
- Кухня в воде, чего же ждать?
- Зубик болит. Не горевать!
позвони́шь
- Ну, почему же ты молчишь,
- Ему ты этим отомстишь,
премирова́ть
- Директор должен написать:
- За труд не надо забывать
прину́дить
- Свет солнечный её разбудит,
- Холодный ветерок остудит,
при́няли
Всё они предприняли,
Решение уже приняли.
развите́е
- Учись-ка ты быстрее,
- Считай, читай скорее,
реме́нь
Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень.
свёкла
- Мы у тёти Фёклы
- Свёкла плакать начала,
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
(П. Синявский)
сверли́т
- У соседей голова болит —
- Он на лавочке сидит,
сли́вовый
- Несу в корзине ивовой
- Сок я сливовый купил,
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.
сори́т
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорит.
столя́р
Красит здания маляр,
Мебель делает столяр.
танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессонница,
Не устала ещё танцовщица.
тво́ро́г
Бабка испекла пирог
Да забыла про творог.
то́рты
- В музее — натюрморты:
- Не налезли шорты —
- Сперва —
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)
трансфе́р
- Запотел секундомер —
- Грустил дядя офицер,
ту́фля
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».
убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты творить!
Известность надо убыстрить.
углуби́ть
- Чтобы было легче жить,
- Корабли не смогут плыть —
украи́нский
Харчо — суп грузинский,
А борщ — украинский.
уме́рший
- Он был какой-то потускневший,
- И сад был полностью сгоревший,
фено́мен
- Вынесли приговор: он невиновен.
- Зверь этот был просто огромен,
фети́ш
- Нет, ему не угодишь.
- А куда ты так спешишь?
хво́я
- Елкё не было покоя —
- После солнечного зноя
цеме́нт
Для строителей в момент
Машина привезёт цемент.
ша́рфы
А у нашей Марфы —
Все в полоску шарфы.
шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси.
щаве́ль
- Прилетел мохнатый шмель
- Срубили ель,
щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля.
Честно? Как хорошо, что мне УЖЕ не обязательно все это знать и уметь.
Могу просто общаться и читать. Даже если буду неправильно классифицировать.
Это сродни тому, когда я готовлю суп, мне не обязательно знать химическую реакцию связывания белков. Я просто уменьшу огонь, сниму пену и бульон будет прозрачным.
Я буду наслаждаться процессом и конечным результатом.
Чем дольше живу, тем больше за упрощения языка.
А раньше была консерватором.
И кофе среднего рода меня коробит до сих пор. Но буквально одно поколение и это уже станет нормой. Когда-то же говорили не кофе, а кохий... Все течёт, все меняется. И не всегда упрощение - это плохо. Как бы нам ни хотелось...
P.S. Прошу прощения за ошибки.
Могу просто общаться и читать. Даже если буду неправильно классифицировать.
Это сродни тому, когда я готовлю суп, мне не обязательно знать химическую реакцию связывания белков. Я просто уменьшу огонь, сниму пену и бульон будет прозрачным.
Я буду наслаждаться процессом и конечным результатом.
Чем дольше живу, тем больше за упрощения языка.
А раньше была консерватором.
И кофе среднего рода меня коробит до сих пор. Но буквально одно поколение и это уже станет нормой. Когда-то же говорили не кофе, а кохий... Все течёт, все меняется. И не всегда упрощение - это плохо. Как бы нам ни хотелось...
P.S. Прошу прощения за ошибки.
ИванВладимирович, а как правильно поставить ударение в слове Полуденный? ПолУденный или полудённый?
1. Он очень образованный,Разве здесь не «не балованный»? 1. Реклама начала шокировать, пора её блокировать». А как иначе можно поставить ударение в «блокировать»? И мне кажется, здесь ещё следует акцентировать ударение в «началА».
И вовсе небалованный.
Не балованный. Конечно же, раздельно. Скопировал из Сети, не глянул.
Часто можем услышать блокировАть.
НачалА, взялА... Но! ПослАла, клАла))
И еще: правильно - полУденный
Часто можем услышать блокировАть.
НачалА, взялА... Но! ПослАла, клАла))
И еще: правильно - полУденный
ИванВладимирович, спасибо! Просто встречала именно полудённый.
Где встречали? Слово - то специфичное)) Жар полУденный.... ну что там еще?) Память поднапрячь нужно)))
В стране советской полудённой среди степей и ковылей Семён Михайлович Будённый скакал на рыжей кобылЕ.
Куплет из песни (по одной из версий).
Куплет из песни (по одной из версий).
Ааааа))) Так то фольклор. А ему «закон не писан»))
Классики - то прокалывались временами... Из пламя и света рожденное слово, например.
Или вот еще: У незнакомого поселка на безымянной высоте.
А Вы СеменМихалыча вспомнили)))
Классики - то прокалывались временами... Из пламя и света рожденное слово, например.
Или вот еще: У незнакомого поселка на безымянной высоте.
А Вы СеменМихалыча вспомнили)))
Ну, подобное в поэзии встречается очень часто. Особенно у «нашего всего».
Так и предполагала. Но решила всё-таки спросить. Спасибо за ответы.
И у Лермонтова, и у Матусовского в приведенных примерах грамматическая ошибка: неправильное словообразование.
По - русски не " из пламя», а из пламени.
Высота не «безымянная», а безымЕнная, т. е., без имени. Безымянным (запомнить легко) может быть только палец)
По - русски не " из пламя», а из пламени.
Высота не «безымянная», а безымЕнная, т. е., без имени. Безымянным (запомнить легко) может быть только палец)
И Пугачева пела: «И время нЕ на миг не остановишь»)))
Второй акт марлезонского балета - сегодня классный руководитель собрала класс и повышенным тоном, вообще-то просто орала, сказала - какие нехорошие дети, подразумевались родители, обижаем русичку, так ребёнок передал, зачем звонили профессору, видимо надо было молча согласиться и дальше так и считать дополнением подлежащее. То есть мы не будем разбирать эту ситуацию и как-то выправлять мозги детям, все, кроме одной девочки согласились с учителем, мы и дальше будем заблуждаться и верить слепо, что учитель всегда прав. Зато честь мундира на высоте, я даже не знаю как быть в этой ситуации.
раменка, попробуйте объяснить классному руководителю, что это вашим детям сдавать ЕГЭ, а при таком настрое они его сдадут, мягко скажем, не очень хорошо.
раменка,
Зато. За то
В данном случае зато пишется слитно.
сегодня классный руководитель собрала классраменка, вам нужно бы собрать родительское собрание (без детей) и поговорить с классным руководителем, учителем русского языка и завучем по учебной работе (либо директором). Вопрос серьезный, детям ЕГЭ сдавать, Belka13 правильно говорит.
В данном случае зато пишется слитноЕсть и кроме «зато» кое-какие замечания, но сделаем скидку на эмоциональное состояние взволнованной мамочки.
Елена, я, возможно, многое не помню (требую скидку на возраст! ), но мне думается, что нет такого слова «зато», есть два слова за то, аналогично: за это, где «за» - предлог и «это» - указательное местоимение, никому же в голову не приходит написать их слитно.
ИванВладимирович, если я не права, поправьте и разъясните, плизззз!
ИванВладимирович, если я не права, поправьте и разъясните, плизззз!
Зато честь мундира на высоте («зато» - союз).
Но: За то, чтобы честь мундира была на высоте. («за то» - местоимение с предлогом).
Но: За то, чтобы честь мундира была на высоте. («за то» - местоимение с предлогом).
Елена, я, возможно, многое не помню (требую скидку на возраст! ), но мне думается, что нет такого слова «зато», есть два слова за то, аналогично: за это, где «за» - предлог и «это» - указательное местоимение, никому же в голову не приходит написать их слитно.Ильмира, в приведенном выше предложении - «зато» - это союз. Определить это очень легко, если можно заменить на союз «но», то «зато» - это союз и пишется слитно, если можно задать вопрос, за то, что/чтобы? (за что?), то это местоимение с предлогом
учитель настаивает, что это дополнениеЯ бы согласилась с учителем. И с Аней
Ольга, Ирина, девочки, спасибка! С детства не любила союзы, хотя русский язык, как школьный предмет, давался легко, с 4 на 5 и обратно
Я бы согласилась с учителем. И с АнейИрина, соглашаться нельзя, т. к. в ЕГЭ есть именно подобные задания. А русский язык сдают все дети, вне зависимости от ВУЗа поступления.
Есть и кроме «зато» кое-какие замечанияЛариса, правильно понимаю, три запятые пропущены? И почему «кроме зато»? Разве Ильмирушка права?
anavi, нет, не права, уже разжевали-разъяснили
Я бы согласилась с учителем. И с АнейИ со мной. Но дополнение всё же не может быть в именительном падеже, Ира, и это факт, с которым нельзя поспорить.
Соглашаться надо со специалистами. А я - любитель))
Отличие сочинительного союза «зато» от указательного местоимения с предлогом «за то» объяснено совершенно верно!
Различение омонимичных сочетаний - камень преткновения в школах! Даже у выпускников вузов проскальзывают ошибки в подобных словах.
Есть неплохой прием различения, который «работает» весьма успешно: подстановка, замена другим словом.
Например, так:
Он спрятался за (то) дерево. Опускаем «то», читаем:... спрятался за дерево. Смысл предложения понятен? Пишем раздельно.
Можно так: за то=за это дерево. Значит, имеем дело с указательным местоимением.
Написал корявенько, за (то) быстро. Пробуем опустить «то»: не получается. Пробуем заменить на «но»:... корявенько, но быстро. Смысл понятен? Пишем слитно. Это сочинительный союз.
Описанная «техника» работает практически со всеми омонимичных сочетаниями. Если ученик научился ею пользоваться, на ЕГЭ задание (именно такое есть!) выполнит без ошибок.
Различение омонимичных сочетаний - камень преткновения в школах! Даже у выпускников вузов проскальзывают ошибки в подобных словах.
Есть неплохой прием различения, который «работает» весьма успешно: подстановка, замена другим словом.
Например, так:
Он спрятался за (то) дерево. Опускаем «то», читаем:... спрятался за дерево. Смысл предложения понятен? Пишем раздельно.
Можно так: за то=за это дерево. Значит, имеем дело с указательным местоимением.
Написал корявенько, за (то) быстро. Пробуем опустить «то»: не получается. Пробуем заменить на «но»:... корявенько, но быстро. Смысл понятен? Пишем слитно. Это сочинительный союз.
Описанная «техника» работает практически со всеми омонимичных сочетаниями. Если ученик научился ею пользоваться, на ЕГЭ задание (именно такое есть!) выполнит без ошибок.
сталкивался со «специалистами» (школьными учителями), имеющими диплом об окончании вуза, которые допускают элементарные орфографические и пунктуационные ошибки!Такое сейчас нормально.
Видео по теме
Высота не «безымянная», а безымЕнная, т. е., без имени. Безымянным (запомнить легко) может быть только палец)Ой, нет. Именно безымянная высота!
Большой толковый словарь: БЕЗЫМЯННЫЙ, Не имеющий имени, названия; такой, чьё имя, название неизвестно. Б-ая речка. Б-ая высота. Б. Ваятель. Б-ые герои. Б-ая (могила неизвестного человека).
Авторитетнейшее (всем рекомендую! Подробнейшим образом рассматриваются случаи, вскользь описанные Розенталем) пособие Кайдаловой, Калининой «Современная русская орфография» именно БЕЗЫМЕННОЙ высоту называет)
В Толковом словаре «безымянная» появилось под влиянием общеизвестного текста Матусовского. Да и помета «разг. " тому подтверждение.
Абзац о «безыменной» привожу из данного пособия дословно (параграф 25):
Примечания: 1. Существуют прилагательные безымённый и безымянный. Согласно значению, прилагательное безымённый ('не имеющий имени, названия') должно сочетаться с существительными герой, сопка, река, озеро и т. п.: безымённый герой, безымённая сопка, безымённая река, безымённое озеро. Прилагательное безымянный должно употребляться только с существительным палец. В современных текстах нередко встречаются написания безымянный герой, безымянная сопка, безымянная река и т. п. Указанные написания противоречат правилу.
В Толковом словаре «безымянная» появилось под влиянием общеизвестного текста Матусовского. Да и помета «разг. " тому подтверждение.
Абзац о «безыменной» привожу из данного пособия дословно (параграф 25):
Примечания: 1. Существуют прилагательные безымённый и безымянный. Согласно значению, прилагательное безымённый ('не имеющий имени, названия') должно сочетаться с существительными герой, сопка, река, озеро и т. п.: безымённый герой, безымённая сопка, безымённая река, безымённое озеро. Прилагательное безымянный должно употребляться только с существительным палец. В современных текстах нередко встречаются написания безымянный герой, безымянная сопка, безымянная река и т. п. Указанные написания противоречат правилу.
Улыбнулась, наткнувшись в интернете на это фото с подписью "If somebody decides to learn russian - think twice" (если кто-то собирается изучать русский - дважды подумайте) :
В рамке глагол «бегать», в каких формах его можно встретить в английском. А всё остальное - наше, родное (кроме «бежаться», конечно ).
В рамке глагол «бегать», в каких формах его можно встретить в английском. А всё остальное - наше, родное (кроме «бежаться», конечно ).
Авторитетнейшее (всем рекомендую! Подробнейшим образом рассматриваются случаи, вскользь описанные Розенталем) пособие Кайдаловой, Калининой «Современная русская орфография» именно БЕЗЫМЕННОЙ высоту называет)Не соглашусь – Матусовский, может, и поспособствовал тому, что форма «безымянный» стала основной, но ни в коем случае не сыграл такую же весомую роль как Ошанин, благодаря кому произносят слово «молодёжь» именно так.
В Толковом словаре «безымянная» появилось под влиянием общеизвестного текста Матусовского.
К сожалению пособие Кайдаловой/Калининой не читала/не изучала (спасибо, постараюсь найти), но для меня гораздо большим авторитетом является Д. Н. Ушаков, который в первом томе своего словаря, изданного в 1935 году, отметил, что вариант «безыменный» устарел.
Ушаков: БЕЗЫМЕННЫЙ (устар.). БЕЗЫМЁННЫЙ и БЕЗЫМЯННЫЙ, безымянная, безымянное. Неназванный, неизвестный по имени, анонимный. Безымянный остров. Мой труд усердный, безымянный. Пушкин. Ты, бродяга безымянный, мог ослепить чудесно два народа... Пушкин. Безымянный палец - 4-й палец на руке, между средним и мизинцем.
наткнувшись в интернетеРусский язык #2890.
Ох, простите. Но тут мне интереснее показалась даже не ошибка (это даже скорее опечатка, т. к. слово «бежаться» подозрительно выбивается из соседствующих с «Г» в корне), а подпись.
iritka, пособие Кайдаловой, Калининой размещено в Сети. Найти его не проблема. Полезное издание: факультет журналистики МГУ уже несколько десятилетий изучает орфографию именно по этому пособию.
Нормативным документом, ругулирующим правила правописания, являются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук в 1956 году. В соответствии с указаниями, помещенными в этом документе, следует писать безымённый в значении «не имеющий имени» и безымянный (палец). Кайдалова и Калинина в своем пособии строго следуют зафиксированной орфографической норме.
Словарь Ушакова несколько устарел. Кстати, Ушаков называет устаревшим вариант «безыменный», через Е, и дает далее: безымённый и безымянный как нормативные варианты. Однако словарь не разграничивает семантики данных слов. Это сделали Правила 1956 года.
Нормативным документом, ругулирующим правила правописания, являются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук в 1956 году. В соответствии с указаниями, помещенными в этом документе, следует писать безымённый в значении «не имеющий имени» и безымянный (палец). Кайдалова и Калинина в своем пособии строго следуют зафиксированной орфографической норме.
Словарь Ушакова несколько устарел. Кстати, Ушаков называет устаревшим вариант «безыменный», через Е, и дает далее: безымённый и безымянный как нормативные варианты. Однако словарь не разграничивает семантики данных слов. Это сделали Правила 1956 года.
Иван Владимирович,
Иначе, что в таком разе с этим творчеством делать? Это, в основном, современные писатели и поэты.
безымянный, прекрасный, всесильный,
над отчизной горит,
разливается свет темно-синий,
и в глазах у борзых
шелестят фонари — по цветочку,
кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.
Не бойся воплощенного Молчанья,
Ни для кого не скрыто в нем вреда.
Но если ты с его столкнешься тенью
(Эльф безымянный, что живет всегда
Там, где людского не было следа),
Тогда молись, ты обречен мученью!
Горизонт улучшается. В воздухе соль и йод.
Вдалеке на волне покачивается какой-то
безымянный предмет. И колокол глухо бьёт
в помещении Ллойда.
Но кто я — безымянный имярек!
Не мне спускать судьбу на тормозах!
И не берёг ни чёрт, ни оберег,
И боги отвернули образа.
И я не ждал пощады от друзей
И не просил подмоги у врагов,
Я видел цифру скомканных затей —
Восьмёрку пик из девяти кругов.
В последний месяц осени, на склоне
Суровой жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес.
«Той же ночью мокрая, несчастная, позеленевшая, но вполне человекообразная принцесса робко постучалась в двери отчего замка. Как выяснилось, расколдовал ее, причем абсолютно бесплатно, безымянный представитель лягушачьего рода, сделав принцессе предложение лапки и нереста. С тех пор, говорят, принцесса немного не в себе, просиживает ночами на берегу рва, слушает кваканье и горестно вздыхает.
– Большая любовь всегда кончается трагично, – подвел итог вампир».
Словарь Ушакова несколько устарел.- возможно, но не безнадежно.
Иначе, что в таком разе с этим творчеством делать? Это, в основном, современные писатели и поэты.
Кто-то новый царит,
безымянный, прекрасный, всесильный,
над отчизной горит,
разливается свет темно-синий,
и в глазах у борзых
шелестят фонари — по цветочку,
кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.
Не бойся воплощенного Молчанья,
Ни для кого не скрыто в нем вреда.
Но если ты с его столкнешься тенью
(Эльф безымянный, что живет всегда
Там, где людского не было следа),
Тогда молись, ты обречен мученью!
Горизонт улучшается. В воздухе соль и йод.
Вдалеке на волне покачивается какой-то
безымянный предмет. И колокол глухо бьёт
в помещении Ллойда.
Но кто я — безымянный имярек!
Не мне спускать судьбу на тормозах!
И не берёг ни чёрт, ни оберег,
И боги отвернули образа.
И я не ждал пощады от друзей
И не просил подмоги у врагов,
Я видел цифру скомканных затей —
Восьмёрку пик из девяти кругов.
В последний месяц осени, на склоне
Суровой жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес.
«Той же ночью мокрая, несчастная, позеленевшая, но вполне человекообразная принцесса робко постучалась в двери отчего замка. Как выяснилось, расколдовал ее, причем абсолютно бесплатно, безымянный представитель лягушачьего рода, сделав принцессе предложение лапки и нереста. С тех пор, говорят, принцесса немного не в себе, просиживает ночами на берегу рва, слушает кваканье и горестно вздыхает.
– Большая любовь всегда кончается трагично, – подвел итог вампир».
в таком разеЯ надеюсь, что в этой теме это олбанский?
Интересное в разделе «Разное»









Новое на сайте














