Кристиан Белл: реальная сила, сделавшая Запад великим, и его древний враг


Я воспринимаю культуру как живую духовную сущность, проявляющуюся через людей, а дух Запада – фаустовский. Фаустовский дух, проще говоря, представляет собой неустанное стремление к знаниям, власти и опыту, поиски расширения границ и постижения тайн жизни. Существует множество сил, претендующих на душу Запада, например, христианский Бог, но в конечном итоге именно Фауст отличает нас. Фаустовский дух зародился в древней Греции и жил в крови наших языческих предков. Он был движущей силой Александра Великого и Платона, полностью раскрылся в эпоху Возрождения и наивысших моментах европейской культуры. Именно этот дух вдохнул жизнь в эпоху открытий и Просвещения, направил паломников на Запад, вдохновил таких гениев, как Никола Тесла и Томас Эдисон, и лежит в основе всех технологических достижений современности. Мы теперь стремимся уничтожить этот дух, которому обязаны всем своим развитием. Современное общество воспринимает неустанное стремление как нечто злое и безнравственное, и существуют силы, пытающиеся истребить его вместе со всем, что связано с Западом.
Джордж Оруэлл Самый эффективный способ разрушить людей – лишить их понимания собственной истории.

Если вас интересует история Запада, его прошлое и будущее, вы должны понять Фауста. Понятие фаустовского духа – философско-культурный термин, возникший вокруг персонажа Фауста в немецкой литературе, отражённого в пьесе Гёте. Иоганн Вольфганг фон Гёте был одним из величайших универсалов, сумевшим, благодаря уникальному гению и судьбоносному историческому моменту начала 1800-х, запечатлеть суть западного духа. Его пьеса «Фауст» во многом олицетворяла и границы, и воплощение западного идеала.
Фауст был мастером знаний, разбирающимся во всех сферах, но при этом глубоко неудовлетворённым. Идея постоянного стремления к величию и преодолению ограничений определяла его, воплощая несгибаемую амбициозность и экзистенциальное беспокойство. Его жажда знаний и опыта питала гений, порождая вместе с тем недовольство. Убеждённый в том, что вечное счастье недостижимо, Фауст заключил сделку с дьяволом, Мефистофелем: он обретёт безграничную земную власть, магию и знания, но если испытает мгновение такой радости, что захочет, чтобы оно длилось вечно, его душа навсегда перейдёт к Мефистофелю. В конечном итоге Фауст находит этот момент в ежедневном преодолении себя и стремлении к возвышенной идее для человечества, и его искупает Всевышний, поскольку он воплощает божественную волю.
Я опустил многие тонкости в этом кратком обзоре, но суть такова: Фауст является архетипом непрестанного стремления и самосовершенствования, что определяло западного человека на протяжении более тысячи лет. Фаустовский дух сочетает в себе как светлые, так и тёмные крайности, лежащие в основе стремительных достижений в области интеллекта, науки и физических возможностей. Именно он вдохновил неумолимый поход Запада по всему известному миру. Как сказал Uber Boyo, дух, безусловно, фаустовский и даже языческий. Христианство, со своей сострадательностью и направленным к небесам мировоззрением, никогда не смогло полностью подавить фаустовского бога, хотя и смягчило его. Западные люди, дети фаустовского духа, приняли некоторые мягкие добродетели христианства как второстепенные качества, что ярко проявилось у воинственных епископов средневековья.
Эти противоречия – одни из самых больших в истории: они были одновременно солдатами и священниками. Несмотря на заповедь «не убивай» и учение Иисуса о прощении, высшим слугой Христа становился рыцарь. Западные христиане всегда восхищались героическим воином, сражавшимся за Бога и справедливость, что демонстрирует, что языческие ценности преобладают над христианскими. Инстинкты и божество крови сильнее любой навязанной религии. На самом деле многие традиционные ценности христианства – любовь к красоте, чести, совершенству и семье – имеют языческое происхождение, пришедшее от германских и кельтских племён. Христианству лишь пришлось принять эти ценности для привлечения последователей, и на пике римского католицизма Запад был полон рыцарей и войн – яркое проявление противоречия, обусловленного доминированием фаустовского духа.
Язычество и христианство – два великих корня западной цивилизации, но стремление к освоению бескрайних просторов, к величию и славе ради себя или во имя Бога по своей природе носит фаустовский характер. Каждый великий человек, первооткрыватель, подвиг и даже безрассудство движим этим импульсом, независимо от вероисповедания. Чистая фаустовская энергия имеет свою тёмную сторону – склонность к колонизации, отказ от традиций и безжалостное преследование целей, где мораль отходит на задний план. Это проявляется в агрессивном развитии искусственного интеллекта, несмотря на потенциальные катастрофические последствия для человечества, а также в том, как европейцы, продвигаясь через Америку, уничтожали культуры коренных народов. Сегодня внимание сосредоточено на негативных аспектах фаустовского духа: мы оглядываемся назад, разборчиво дотошим прошлых героев и представляем всю историю в мрачном свете.
Многие открыто выступают против амбиций, величия и всего западного. Конечно, фаустовский дух должен эволюционировать, но помните, что именно этот неустанный дух Запада стал основой всех великих достижений последних тысяч лет. От эпохи Возрождения до Просвещения изобретатели, предприниматели, первопроходцы, исследователи, духовные лидеры и завоеватели – все они являются проявлением фаустовского начала. Если присмотреться, все великие изобретатели, изменившие мир, происходят из западной традиции. Раньше мы почитали выдающихся лидеров, первопроходцев и предпринимателей, но за последние двадцать лет ситуация изменилась: сегодня культура все меньше восхищается великими личностями и больше ценит обыденность. Успех и превосходство часто осуждаются как результат привилегий, а вместо возвышенных идеалов превозносится инклюзивность, равенство и корректность.
Посмотрите на рекламу в аэропорту или по телевизору – всё, что ассоциируется с Западом или исключительностью, представлено как угнетающее и неправильное. Я убеждён, что подрыв фаустовского духа Запада является частью целенаправленной политики. Если Фауст – бог, поддерживающий Запад, у него есть брат, менее сильный, но стремящийся к тотальному доминированию. Этот завистливый принцип действует через своих пророков и сторонников, незаметно подчиняя массы и западного человека, используя пропаганду, образование, политическую силу и, прежде всего, деньги, чтобы усыпить сознание, стереть понимание истории и разорвать связь с предками. Цель врага – постепенно заставить Запад возненавидеть самого себя и увянуть. Возможно, это теория заговора, но чем больше я узнаю, тем яснее вижу, что идет настоящая духовная война, проявляющаяся в каждой рекламе, политическом заявлении, голливудском фильме, медиаресурсе и общественном движении. Независимо от того, верите ли вы в подобные теории, очевидно одно: фаустовский дух начинает самоуничтожаться, так как достиг своих пределов.
В первую очередь, фаустовский дух – это первооткрыватель, исследователь, завоеватель. Проблема в том, что сегодня неизведанных просторов осталось очень мало – за исключением космоса и узкоспециализированных областей науки и технологий. Раньше человек обитал в бескрайних пространствах, где ему приходилось осваивать охоту, боевые умения, выживание в дикой природе, а также покорять интеллектуальные и художественные рубежи, что давало ему ясное чувство предназначения. Сегодня нам этого не хватает, и именно поэтому многие мужчины испытывают трудности. Обычный человек утопает в поверхностном удовольствии, чтобы компенсировать отсутствие смысла и новых горизонтов. Те, кто стремится к самосовершенствованию, ищут величия, но редко находят его вне спортзалов. Они сталкиваются с постоянными разочарованиями, ведь в их крови живёт стремление к большему – к просторным просторам, опасности и возможности быть исключительными. Поэтому самые фаустовские молодые люди испытывают наибольшую боль и тревогу, пока не найдут свой личный рубеж.

Сколько еще технологичных или цифровых предпринимателей нам действительно нужно?

Научный прогресс важен, однако сегодня нам больше нужны моральные и культурные лидеры, ведь даже если победим рак, жизнь останется пустой без культуры. На мой взгляд, следующий этап развития фаустовского духа заключается не только в поиске величия. Можно многое сказать об упадке Запада и духовной пустоте, наблюдаемой у большинства людей. Поэтому я хочу рассказать о том, как я культивирую и уравновешиваю фаустовский дух в своей жизни.
Первым этапом является развитие воображения и воли, которые служат основой героической энергии и позволяют стремиться к конкретной цели.
Вторым этапом становится окружение себя единомышленниками, позволяющее создать свое племя, способное разжечь пламя жизненной энергии.
Третий этап – это активное безмолвие, в состоянии которого устанавливается связь с трансцендентностью и интуицией, что отличает истинного лидера, действующего не из эго, а из высшего «я».
Четвёртый этап связан с душой, сердцем и ритуалами.
Когда я полностью отдаюсь поиску величия, первые успехи вдохновляют, но вскоре всё начинает казаться пустым, как у Фауста, готового заключить сделку с дьяволом. Без любви, сердца и глубоких переживаний бытия жизнь теряет смысл, поэтому коллективные ритуалы, медитация, танцы и музыкальные практики крайне важны. Для меня такие занятия, как погружения в холодную воду, тренировки боевых искусств с друзьями, совместные обеды и танцы с единомышленниками помогают обрести баланс и открыть глаза. Как отмечал Джозеф Кэмпбелл, большинство людей ищут не столько смысл жизни, сколько глубокое переживание подлинного бытия.
Ритуалы были источником дионисийских ощущений, лежавших в основе древнегреческой, языческой и всех коренных культур – опыт, который мы утратили. Танцы, песнопения и импровизированный речитатив около костра позволяют выйти за рамки эго и полностью погрузиться в состояние жизни. Я считаю, что истинная сила заключается в культивировании фаустовской воли к власти до предела и одновременном углублении связи со всем живым. Совмещая эти два направления, мы достигаем высшего уровня силы и процветания, которые хочется видеть в мире.