Знаменитому «кабинету редкостей», петербургской Кунсткамере исполняется триста лет.
Точной даты открытия одного из крупнейших в мире этнографических музеев нет. Его основание исследователи связывают с распоряжением Петра I осенью 1714 года перевезти из Москвы в новую столицу личное собрание коллекций и библиотеку, пишет .
Не счесть сокровищ в залах Кунсткамеры. Вместе с теми, что хранятся в запасниках, наберется более миллиона экспонатов. Царь не скупился, тратил целые состояния – так, например, появился знаменитый анатомический раздел. Правда, совсем скоро в Кунсткамере стали собирать и предметы быта. Все началось с одной истории.
«Петр I столкнулся с этой ситуацией, посещая Кунсткамеру датских королей в Копенгагене, когда он с удивлением увидел русский лапоть и был очень удивлен, – рассказывает директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Юрий Чистов. – Он стал расспрашивать, что же за интерес к этой вещи, и ему объяснили, что это необычная вещь далеких русских».
Так в царской коллекции появились, например, китайские игрушки, одежда и обувь. Заводные механизмы и головоломки в Поднебесной делали еще в XVIII веке. Через такие «зрительные трубы», северное небо рассматривал знаменитый французский астроном, основатель первой российской обсерватории Николя Делиль. В башне Кунсткамеры не только наблюдали за светилами – здесь же располагалась служба точного времени и географический департамент.
Части коллекций Кунсткамеры со временем стали основой для Минералогического, Зоологического, Этнографического и Ботанического музеев. Менялись правители, эпохи, но сокровищница на Университетской набережной всегда входила в число самых посещаемых музеев страны.
По воспоминаниям современников первых посетителей царь Петр привлекал бокалом красного вина и цукербродом – маленьким сладким хлебцем. Сегодня у музейщиков другой PR-ход билет дает право совершить бюджетное путешествие и во времени, и в любую часть света.
В зале Африки – куклы, маски и ритуальные жезлы из сердца континента. В зале Америки иногда можно встретить и современных индейцев. На глазах у некоторых слезы – среди экспонатов они разглядели семейные реликвии.
«Вот, видите, сплетён значок – это подпись нашей семьи, – говорит индеец племени Кашайя Лестер Пинола. – Я абсолютно уверен – они сделаны руками моих пра-пра-бабушек».
Сегодня музей поражает не только «зело дивными» редкостями, но и современными технологиями. Интерактивные экраны позволяют рассмотреть экспонаты со всех сторон и даже заглянуть в святая святых – хранилище.
«Это музей, позволяющий узнать очень многое, не только о мире, о различных народах, живущих в мире, но и о каждом из нас, – отмечает заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Юлия Купина. – Каждый о себе может узнать, дает не только знания, он дает эмоции».
В свои 300 лет музей по-прежнему притягивает посетителей - более полумиллиона в год. Ходить в Кунсткамеру - для петербуржцев и гостей города уже давно стало правилом хорошего тона.

Точной даты открытия одного из крупнейших в мире этнографических музеев нет. Его основание исследователи связывают с распоряжением Петра I осенью 1714 года перевезти из Москвы в новую столицу личное собрание коллекций и библиотеку, пишет .
Не счесть сокровищ в залах Кунсткамеры. Вместе с теми, что хранятся в запасниках, наберется более миллиона экспонатов. Царь не скупился, тратил целые состояния – так, например, появился знаменитый анатомический раздел. Правда, совсем скоро в Кунсткамере стали собирать и предметы быта. Все началось с одной истории.
«Петр I столкнулся с этой ситуацией, посещая Кунсткамеру датских королей в Копенгагене, когда он с удивлением увидел русский лапоть и был очень удивлен, – рассказывает директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Юрий Чистов. – Он стал расспрашивать, что же за интерес к этой вещи, и ему объяснили, что это необычная вещь далеких русских».
Так в царской коллекции появились, например, китайские игрушки, одежда и обувь. Заводные механизмы и головоломки в Поднебесной делали еще в XVIII веке. Через такие «зрительные трубы», северное небо рассматривал знаменитый французский астроном, основатель первой российской обсерватории Николя Делиль. В башне Кунсткамеры не только наблюдали за светилами – здесь же располагалась служба точного времени и географический департамент.
Части коллекций Кунсткамеры со временем стали основой для Минералогического, Зоологического, Этнографического и Ботанического музеев. Менялись правители, эпохи, но сокровищница на Университетской набережной всегда входила в число самых посещаемых музеев страны.
По воспоминаниям современников первых посетителей царь Петр привлекал бокалом красного вина и цукербродом – маленьким сладким хлебцем. Сегодня у музейщиков другой PR-ход билет дает право совершить бюджетное путешествие и во времени, и в любую часть света.
В зале Африки – куклы, маски и ритуальные жезлы из сердца континента. В зале Америки иногда можно встретить и современных индейцев. На глазах у некоторых слезы – среди экспонатов они разглядели семейные реликвии.
«Вот, видите, сплетён значок – это подпись нашей семьи, – говорит индеец племени Кашайя Лестер Пинола. – Я абсолютно уверен – они сделаны руками моих пра-пра-бабушек».
Сегодня музей поражает не только «зело дивными» редкостями, но и современными технологиями. Интерактивные экраны позволяют рассмотреть экспонаты со всех сторон и даже заглянуть в святая святых – хранилище.
«Это музей, позволяющий узнать очень многое, не только о мире, о различных народах, живущих в мире, но и о каждом из нас, – отмечает заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Юлия Купина. – Каждый о себе может узнать, дает не только знания, он дает эмоции».
В свои 300 лет музей по-прежнему притягивает посетителей - более полумиллиона в год. Ходить в Кунсткамеру - для петербуржцев и гостей города уже давно стало правилом хорошего тона.