Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Почему у людей очень разное отношение к науке, подтвержденной доказательствами? В течение многих лет исследователи фокусировались на том, что люди знают о науке, считая, что «знать науку – значит любить ее». Но знают ли люди, которые думают, что они разбираются в науке, на самом деле? Новое исследование, опубликованное 24 января в журнале с открытым доступом PLOS Biology Кристиной Фонсека из Генетического общества, Великобритания; Лоренсом Херстом из Центра эволюции Милнера, Университет Бата, Великобритания; и его коллегами, показывает, что люди с сильной позицией склонны верить, что они понимают науку, в то время как нейтралы менее уверены. В целом, исследование показало, что люди с сильным негативным отношением к науке склонны быть слишком самоуверенными в отношении своего уровня понимания.

Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Будь то вакцины, изменение климата или ГМ-продукты, социально значимая наука может вызывать сильное и противоположное отношение. Понимание того, как доносить информацию о науке, требует понимания того, почему люди могут иметь столь разное отношение к одной и той же науке. В новом исследовании было опрошено более 2 000 взрослых жителей Великобритании, которых спрашивали как об их отношении к науке, так и об их вере в собственное понимание. Несколько предыдущих анализов показали, что люди, негативно относящиеся к науке, как правило, имеют относительно низкий уровень знаний по учебникам, но при этом уверены в своем понимании. Основываясь на этом выводе, команда попыталась выяснить, лежит ли сильная вера в собственные силы в основе всех сильных взглядов.

Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Группа сосредоточила свое внимание на генетике и задала такие вопросы, как: «Многие утверждения о пользе современной генетической науки сильно преувеличены». Люди могли ответить, насколько они согласны или не согласны с таким утверждением. Также задавались вопросы о том, насколько, по их мнению, они разбираются в этой науке, в том числе: «Когда вы слышите термин ДНК, как бы вы оценили свое понимание значения этого термина». Все люди оценивались по шкале от нуля (они знают, что ничего не понимают) до единицы (они уверены, что понимают). Команда обнаружила, что люди, придерживающиеся крайних точек зрения – как решительно поддерживающие, так и решительно выступающие против науки – имеют очень высокую уверенность в собственном понимании, в то время как те, кто отвечает нейтрально, не верят.

Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Психологически, по мнению команды, это имеет смысл: чтобы придерживаться твердого мнения, необходимо твердо верить в правильность своего понимания основных фактов. Нынешняя команда смогла повторить предыдущие результаты, обнаружив, что те, кто настроен наиболее негативно, как правило, также не имеют высоких знаний по учебникам. Напротив, те, кто более благосклонно относится к науке, считают, что понимают ее, и показывают хорошие результаты на вопросы о фактах из учебника (правда/ложь).

Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Когда считалось, что для научной грамотности важнее всего научные знания, научная коммуникация была направлена на передачу информации от ученых к общественности. Однако такой подход может не принести успеха, а в некоторых случаях привести к обратному результату. Настоящая работа предполагает, что работа по устранению расхождений между тем, что люди знают, и тем, что, по их мнению, они знают, может быть лучшей стратегией.

Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Профессор Энн Фергюсон-Смит, президент Генетического общества и соавтор исследования, комментирует: «Для того чтобы противостоять негативному отношению к науке, которого придерживаются некоторые люди, скорее всего, потребуется деконструировать то, что, по их мнению, они знают о науке, и заменить это более точным пониманием. Это довольно сложно».

Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы думаете, что знаете

Херст заключает: «Почему одни люди придерживаются сильного отношения к науке, а другие – более нейтрального? Мы обнаружили, что сильное отношение, как за, так и против, подкрепляется сильной уверенностью в собственных знаниях о науке».



Интересное в разделе «Наука»

Постные блюда

Новое