Скрытые сокровища Тимбукту

The hidden treasures of Timbuktu - Elizabeth Cox • Скрытые сокровища Тимбукту play thumbnailUrl Скрытые сокровища Тимбукту
Dig into the ancient manuscripts, scrolls, and books of Timbuktu— and find out why they’ve been hidden for centuries. -- On the edge of the vast Sahara desert, citizens snuck out of the city of Timbuktu and took to the wilderness. They buried chests…Скрытые сокровища Тимбукту - 3610136
PT5M
True
2020-11-17T18:21:24+03:00
embedUrl



На краю обширной пустыни Сахара горожане выскользнули из города Тимбукту и отправились в глушь. Они закапывали сундуки в песок пустыни, прятали их в пещерах и запечатывали в секретных комнатах. В этих сундуках было сокровище более ценное, чем золото: древние книги города.

Основанный около 1100 г. н. э. на территории нынешнего Мали, город Тимбукту начинал как ничем не примечательный торговый пост. Но его уникальное расположение вскоре изменило это. Тимбукту был местом пересечения двух основных торговых путей, где караваны, доставляющие соль через Сахару, встречались с торговцами, привозящими золото из африканских глубин. К концу 1300-х годов эти торговые пути сделали Тимбукту богатым, а правители города, короли Малийской империи, построили памятники и академии, которые привлекли ученых из Египта, Испании и Марокко.

Отличное расположение города также сделало его мишенью для полевых командиров и завоевателей. Когда империя Мали пришла в упадок, одно из ее владений, Сонгай, начало набирать силу. В 1468 году король Сонгай захватил Тимбукту, сжег здания и убил ученых.


Скрытые сокровища Тимбукту

Но со временем интеллектуальная жизнь в городе снова расцвела. Правление второго короля империи Сонгай, Аскии Мохаммеда Туре, ознаменовало начало золотого века в Тимбукту. Он изменил регрессивную политику своего предшественника и поощрял обучение.

Правители Сонгай и большая часть населения Тимбукту были мусульманами, а ученые Тимбукту изучали ислам наряду со светскими темами, такими как математика и философия. В библиотеках Тимбукту трактаты греческой философии стояли рядом с трудами местных историков, ученых и поэтов. Самый выдающийся ученый города Ахмед Баба бросил вызов общепринятым мнениям по самым различным вопросам, от курения до рабства.

Торговля золотом и солью профинансировала превращение города в центр обучения. Теперь продукты этой интеллектуальной культуры стали самым востребованным товаром. Используя бумагу из далекой Венеции и яркие чернила местных растений и минералов, писцы Тимбукту создавали тексты как на арабском, так и на местных языках. Написанные каллиграфией и украшенные замысловатыми геометрическими узорами, книги Тимбукту пользовались спросом среди самых богатых членов общества.

В 1591 году золотой век внезапно подошел к концу, когда марокканский король захватил Тимбукту. Марокканские силы заключили в тюрьму Ахмеда Бабу и других выдающихся ученых и конфисковали их библиотеки. В последующие столетия город пережил череду завоеваний. В середине 1800-х годов суфийские джихадисты оккупировали Тимбукту и уничтожили множество нерелигиозных рукописей. В 1894 году французские колониальные силы захватили город, украли еще больше рукописей и отправили их в Европу. Официальным языком обучения в школах стал французский, и новые поколения Тимбукту не могли читать арабские рукописи, которые остались.


Скрытые сокровища Тимбукту

Несмотря на это, литературная традиция Тимбукту не умерла - она ушла в подполье. Некоторые семьи построили секретные библиотеки в своих домах или закопали книги в своих садах. Другие прятали их в заброшенных пещерах или ямах в пустыне. Бесценные рукописи Тимбукту разошлись по деревням по окрестностям, где обычные граждане охраняли их в течение сотен лет. По мере того как опустынивание и война обнищали регион, семьи держались за древние книги, даже когда они сталкивались с отчаянной бедностью и почти голодной смертью.

Даже сегодня борьба за защиту книг продолжается. С 1980-х до начала 2000-х ученый Тимбукту Абдель Кадер Хайдара кропотливо извлек спрятанные рукописи со всего северного Мали и привез их обратно в Тимбукту. Но в 2012 году гражданская война в Мали снова угрожала рукописям, большая часть которых была эвакуирована в соседний Бамако. Их будущее остается неопределенным, поскольку они сталкиваются с угрозами как для человека, так и для окружающей среды. Эти книги представляют собой наши лучшие - а зачастую и единственные - источники по доколониальной истории региона. Многие из них никогда не были прочитаны современными учеными, и еще больше остается потерянным или скрытым в пустыне. На карту поставлены усилия по их защите хранящаяся в них история и усилия бесчисленных поколений по защите этой истории от утраты.

Похожие темы




Интересное в разделе «История»

Пасхальные блюда

Новое на сайте