Пословицы и поговорки - забытый смысл

Мир вам, хлебопёки!
Бабушка [гадала] надвое сказала [то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет].
Бедность — не порок [а вдвое хуже].
Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].
Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
Гладко было на бумаге [да забыли про овраги, а по ним ходить].
Гол как сокол [а остер как топор].
Голод не тетка [пирожка не поднесет].
Губа не дура [язык не лопата].
Два сапога пара [да оба левые].
Девичий стыд – до порога [переступила и забыла].
Дело мастера боится [а иной мастер дела].
Дорога ложка к обеду [а там хоть под лавку].
Дураку хоть кол теши [он своих два ставит].
За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
За двумя зайцами погонишься — ни одного [кабана] не поймаешь.
Зайца ноги носят [волка зубы кормят, лису хвост бережет].
[И] делу время, [и] потехе час.
Комар лошадь не повалит [пока медведь не подсобит].
Кто старое помянет — тому глаз вон [а кто забудет — тому оба].
Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
Молодые бранятся — тешатся [а старики бранятся – бесятся].
На чужой каравай рот не разевай [пораньше вставай да свой затевай].
Не все коту масленица [будет и пост].
Не печалится дятел, что петь не может [его и так весь лес слышит].
Новая метла по-новому метёт [а как сломается — под лавкой валяется].
Один в поле не воин [а путник].
От работы кони дохнут [а люди – крепнут].
Палка, о двух концах [туда и сюда бьет].
Повторенье — мать ученья [утешенье дураков].
Повторенье — мать ученья [и прибежище для лентяев].
Пьяному море по колено [а лужа — по уши].
Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
Расти большой, [да] не будь лапшой [тянись верстой, да не будь простой].
Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].
С пчелой поладишь – медку достанешь [с жуком свяжешься – в навозе окажешься].
Семь бед – один ответ [восьмая беда – совсем никуда].
Собака на сене [лежит, сама не ест и скотине не дает].
Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
Тише едешь — дальше будешь [от того места, куда едешь].
У страха глаза велики [да ничего не видят].
Ума палата [да ключ потерян].
Хлеб на стол – и стол престол [а хлеба ни куска – и стол доска].
Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].
Шито-крыто [а узелок-то тут].
Язык мой — враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].

Похожие темы


sweetka
про утопленника отдельное мерси. все голову ломала, в чем здесь прикол

льга
А вот откуда поговорка: «ГОЛ, КАК СОКОЛ»? Вроде соколы в перьях, а вовсе не голые.

льга
льга , от зачем?.... я ж теперь ночь спать не буду!!
Так интересно же! А что ты теперь будешь ночью делать? По словарям искать? Я когда-то держала в руках, точно не помню какой, словарь. И там вычитала, что в старину вроде бы, СОКОЛ-так называлось стенобитное орудие. Вот бы ты в своих словариках пошуршала...(мечтающий смайлик)

Гаша
Гол как сокол
 
Весьма распространенное выражение, происхождение которого спорно. Маловероятно, что в данном случае используется образ птицы, которая как-никак покрыта перьями.
Существуют две более правдоподобные версии происхождения данного выражения.
1) Возможно, что в этом выражении имеется ввиду старинный сокол – окованное железом бревно или чугунные брус, которым русские войска в далеком прошлом долбили стены осажденных городов, то есть таран.
2) Есть еще вариант, что выражение преобразовано для большей благозвучности из «Гол как сукол». В крестьянстве такое название носят пары тесно сближенных кольев, поддерживающие частокол, плетень, изгородь. Осенью, когда полевые ограды разрушаются, на полях остаются торчать только голые суколы; их грустный, сиротливый вид и впрямь мог легко сделать их образом печальной наготы, послужить для создания поговорки – характеристики крайне бедного человека

shade
Мир вам, хлебопёки!
 
- Москва слезам не верит (да и Питер бока повытер)
 
 Не хлебом единым жив человек (а словом и делом божьим)

 (Умрет) как пить дать (яду)
 
Собаку съел (только хвостом подавился)
Не печалится дятел, что петь не может (его и так весь лес слышит).

 Наше дело телячье (поел – и в закут).

льга
А вот ещё пословицы с продолжением. Взято отсюда:

В ступе воду толочь -вода будет!
Молодо-зелено - погулять велено.
Вашими молитвами как шестами подпираемся.
Рука руку моет, да обе свербят
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Губа не дура, язык не лопата.
Хлопот полон рот, а прикусить нечего.
Собачья жизнь: брехать нужно, а есть нечего.
Два сапога пара, да оба на одну ногу.
Все люди братья, как Каин и Авель.
В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
Знай наших – последняя копейка - ребром.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Сделай все, что сможешь и - будь что будет.
В здоровом теле редко - здоровый дух.

Я - не я, и лошадь не моя [и я не извозчик].
Тише едешь - дальше будешь [от того места, куда едешь].

Гаша
«Не тёрт, не мят, не будет калач», — гласит народная пословица, что следует понимать как «беды уму учат». Конечно, само слово «калач» нынче редко услышишь.
«Тёртый калач»
Раньше, применительно к тесту, использовали слово тереть, а не месить.
Сейчас делаются в основном калачи из в/с сорта муки. На самом деле, для повседневного потребления, выпекали ржаные калачи. Когда-то это изделие было на много популярней пиццы и шаурмы.
Об этом нам говорят и пословицы:
«С ситным рылом, да в калашный ряд» – Речь идёт о простой ситной лепёшке и калаче, к которому надо приложить немало старания.
Даже выражение- »Дошёл до ручки» напоминает о калаче. Всё дело в том, что наши предки из соображения антисанитарии, брали калач за ручку и, съев его, ручку выкидывали. Кто подбирал её, считался совсем опустившимся.

ШуМахер
На хрена козе баян? [она и так весёлая]

celfh
На хрена козе баян? [она и так весёлая]
У нас это звучало иначе:
На хрена козе баян, козе нужен барабан

shade
Мир вам, хлебопёки!
Воскресенье раньше называлось «неделей», днем, когда «не делают», то есть выходным. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

: Еще раньше свободным от работы днём была пятница. «У него семь пятниц на неделе» говорили о том, кто не хотел работать.

: В старину деревенские женщины во время стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым и выглаженным и чистым, даже если сама стирка была не очень качественной. Так что, чистоты можно было добиться «не мытьём, так катаньем».

: Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться». Отсюда появился и «закадычный друг».

: В XIII веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, которая делилась на 4 части («рубля»). А увесистый остаток слитка называли «длинным рублём».

: Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Так что, стоит еще раз подумать, прежде чем становиться «большой шишкой».

: В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключичными ямочками. В этом же месте был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

: Впрочем, некоторые только делали такой вид. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе татарскую аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

: Выражение «дойти до ручки» связано с популярными на Руси калачами. Их обычно выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко ели калачи прямо на улице, держа калач за эту дужку. Саму же ручку не ели из соображений гигиены. По одной из версий, «дошел до ручки» говорили о тех, кто не брезговал её съесть.

: В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Это не имеет никакого отношения к мыслительному процессу. «Мысь» по-древнерусски — это белка.

: Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище - халява. Предприимчивые сапожники брали старые голенища и пришивали к ним новые головки. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

Rina
В здоровом теле редко - здоровый дух.


К сожалению, не смогу подтвердить слова. Но знаю, что эта фраза с латыни переводилась так «Надо молить богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух»...

вот, нашла (это только несколько кусочков из текста)


Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».
..................................
Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».
..................................
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

shade
Мир вам, хлебопёки!
У Славянского жреца только 3 основных дела:
Воду в ступе толочь, Вилами по воде писать и Баклуши бить»
вы уже наверняка не раз слышали эту поговорку или отдельно каждую из трех, в тех или иных вариациях.

Воду в ступе Толочь

Вода - это самая большая загадка для человечества. Из нее вышла жизнь, она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать, и все это просто-напросто Вода.

Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно безполезное (т. к. не Бесам полезное, а Без (в отсутствии) пользы), но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются. Их энерго-информационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.

Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить ее в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

Вилами по Воде писать

Вилами назван здесь Триглав - три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3х-лучевой вилки). 3-главие есть единство 3х Ипостасей: сира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо - это тройная сила.

Вот таким 3-главом Волхв писал по истолченной в ступе воде, рисуя Руны, создающие определенную программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее.

Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в нее стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.

Вот вам и ленивая обязанность Волхва.

Третья же обязанность "Баклуши бить" ни чуть не менее важна.

Когда в поселении рождался ребенок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего Сига). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветет, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей Высшей силы, светится своим светом) в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определенное время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил все необходимое для чада. Все, что было сделано из этого дерева, придавало ребенку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот еще одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник.... лет через 5 поймете, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.

Надеюсь, теперь используя эти выражения вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните, Вилами на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела.

Рерих А. В

Гость
Уважаемый Рерих А. В! Вы кто? Откуда такие знания? Я еще хочу почитать и узнать все-все, что Вы знаете. Можно?

Наталья

Антоновка
Уважаемый Рерих А. В! Вы кто?
Круто))))

Гость
shade, это Вы сочинения Рериха нашли? Где? Подскажите
Дураку хоть кол теши [он своих два ставит]. А здесь какой смысл?

Наталья

shade
Мир вам, хлебопёки!

Буквально означает что человек о котором так говорят, упрямый, своенравный, не сговорчивый, и все нравоученья не идут ему впрок.

ЮрийЮВ
Человеку свойственно ошибаться (Errare humanum est)... продолжение тоже есть.
Правда, это нерусское присловье.



Интересное в разделе «Разное»

Пасхальные блюда

Новое на сайте