Кому дети отдают предпочтение - трудолюбивым или талантливым?

Согласно недавнему исследованию Гонконгского университета науки и технологии (HKUST), дети отдают естественное предпочтение людям, обладающим природным талантом, а не тем, кто много работает. Это предпочтение распространяется на их восприятие компетентности, дружелюбия и желания взаимодействовать с талантливыми людьми. Однако, хотя взрослые китайцы по-прежнему ассоциируют природный талант с большей компетентностью, они не придерживаются тех же предпочтений, когда речь идет о дружелюбии и интерактивности.

Исследование, проведенное под руководством кандидата наук Мэри Шаоконг Ма, предполагает, что это рано проявляющееся предпочтение к естественно одаренным может оказать значительное влияние на взаимодействие детей со сверстниками и их представления об успеваемости. Политики в области образования, а также родители и педагоги должны принять во внимание эти выводы, когда будут наставлять детей ценить как природный талант, так и упорный труд в стремлении к успеху.

Что такое предубеждение естественности?

Кому дети отдают предпочтение - трудолюбивым или талантливым?

Термин «предрассудок естественности» относится к неявному предпочтению, которое люди отдают тем, кто проявляет врожденные таланты, или «естественникам», перед теми, кто упорно трудится, или «старателями». Предыдущие исследования показали, что это предубеждение распространяется на оценку музыкальных выступлений, предпринимательского успеха и других областей достижений.

Цель настоящего исследования, проведенного HKUST, – понять степень этого предубеждения в детском и взрослом возрасте и его последствия для образования и общества. Для этого команда провела два исследования – одно с участием 350 взрослых, другое с участием 300 детей в возрасте от 5 до 6 лет – в континентальном Китае. Результаты исследования были недавно опубликованы в журнале Child Development, ведущем международном журнале по психологии развития.

Исследование 1: Восприятие компетентности и теплоты характера

Кому дети отдают предпочтение - трудолюбивым или талантливым?

В первом исследовании участники были случайным образом распределены на две группы. В одной группе участники услышали рассказ о человеке, который развил высокие социальные навыки благодаря природному таланту. В другой группе участники услышали ту же историю, но в которой человек развил свои навыки благодаря упорному труду. Затем участники оценивали компетентность человека и теплоту его характера, проверяя, есть ли различия в восприятии в зависимости от траектории достижения (природный талант против упорного труда).

Результаты показали, что, независимо от возраста, участники предпочитали талантливых от природы людей, когда речь шла о восприятии компетентности. Однако, когда речь шла о теплоте характера, различия были не столь выражены и зависели от возраста.

Исследование 2: Поведенческие предпочтения во взаимодействии

Кому дети отдают предпочтение - трудолюбивым или талантливым?

Во втором исследовании участникам были показаны два человека, один из которых был обычным, а другой креативным. Затем их попросили указать свои поведенческие предпочтения в серии заданий, изучая, с кем они предпочитают взаимодействовать и распределять ресурсы.

Результаты показали, что участники предпочитали больше взаимодействовать с одаренным от природы человеком, независимо от возраста. Однако, когда дело дошло до распределения ресурсов, результаты были неоднозначными и зависели от возраста.

Последствия для образования и общества

Кому дети отдают предпочтение - трудолюбивым или талантливым?

Результаты исследования HKUST подчеркивают важность того, чтобы дети рассматривали свои таланты и усилия сбалансированно и всесторонне. Родители и педагоги должны поощрять детей к пониманию того, что как природный талант, так и упорный труд могут способствовать успеху, и помогать им ценить достижения своих сверстников, независимо от их траектории достижения.

Директивные органы в сфере образования также должны стремиться уменьшить влияние предвзятого отношения к природным способностям, справедливо распределяя ресурсы между учащимися, проявляющими разные уровни врожденных способностей. Это поможет создать инклюзивную среду обучения и поддержать рост и развитие всех детей, независимо от их природных способностей или уровня трудолюбия.

В заключение следует отметить, что исследование HKUST позволяет по-новому взглянуть на степень проявления естественности.



Похожие темы




Интересное в разделе «Наши дети»

Пасхальные блюда

Новое на сайте