🔎

Интересные лекции про потустороннее

Содержание




Ведьмы и колдуны

Детские страшные истории русского фольклора

Духи и демоны в культуре Южной Азии

Магия и городские легенды

Мифология профессий в традиционной культуре

Нечистая сила в доме: криминализация сверхъестественного в XIX веке

Охота на привидения: Legend-tripping и городские легенды в российских городах

Поваренная книга ведьмы: отображение сверхъестественного в живописи

Подземная монархия: сила и бессилие Сатаны в искусстве Средневековья

Представления о джиннах в культуре мусульманских народов Ближнего Востока

Представления о страхе в книжной культуре домонгольской Руси

Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства

Страшные-нестрашные истории в русской деревне: былички в быту крестьян

Страшные сказки русского фольклора

Трансформации образа средневековой ведьмы

Японская нечисть: инструкция по применению
Сохранить…
Посмотреть похожие темы
*Шеф
Сам прослушал эту лекцию и получил большое удовольствие.
Так что рекомендую. Наверное, приятнее слушать перед сном.

Страшные-нестрашные истории в русской деревне:
былички в быту крестьян



Люди любят страшное: пугают друг друга в детстве перед сном, пересказывают страшные слухи и, в конце концов, смотрят фильмы ужасов. Почему так происходит?

Лекция посвящена понятию страха в традиционной культуре и традиционным деревенским страшным историям. В фольклористике они называются «былички» и связаны как с мифологическими персонажами, так и с запретами на какие-либо дела в определенное время. Откуда берутся традиционные образы домового, лешего, банника? Почему покойники приходят к горюющим женам? Летающие змеи, воскресшие колдуны, наказанные коммунисты, которые жгли иконы в своей бане, — о происхождении этих и других историй расскажет Никита Петров.

Никита Петров — кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС, старший научный сотрудник Центра исследования фольклора и антропологии города МВШСЭН (Шанинка), доцент Центра типологии и семиотики РГГУ, модератор научного интернет-проекта «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика».

0:00 Начало
0:22 О цикле лекций «Чёрт знает что: демоны в мировой культуре» и настоящей лекции. Что такое былички?
01:20 Вильгельм Маннхардт и первые шаги от пантеонной мифологии
02:28 Маннхардтианская революция в изучении мифологии: понятия «высшей» и «низшей» мифологии
03:15 Правила предписания, по Маннхардту. Поведенческие предписания
06:16 Предписания, связанные с временем суток
07:00 Предписания, связанные с контактом с определёнными субъектами о объектами
09:46 Русская деревня как пространство без заборов и оград
10:25 Когда и как деревенские люди рассказывали о сверхъестественном?
12:00 Былички на вечерних посиделках, сезонных работах, масленице и святках
14:56 «Тексты о прошлом»: меморат и фабулат. Категории достоверности
17:07 Структура народной демонологии
17:22 Кто такой мифологический персонаж? Его образ и функции
18:47 История и значение слова «быличка»
19:23 Структура былички
21:52 Происхождение демонов
22:40 Признаки демонов
24:14 Пространства обитания мифологических существ
25:40 Домовой
27:45 Гуменник и овинник
32:02 Печка и культ умерших
34:41 Кикимора
36:27 «Дело о кикиморе»
38:36 Банник
42:20 Обдериха
45:08 Леший
47:08 Лешачиха
48:40 Полудница
49:20 Русалки
52:31 Фараонки
54:34 Водяной
57:29 Ходячие покойники
01:04:25 Чёрт
01:04:50 Быличка «Мясо есть, а ножа нет»
01:05:43 Огненный змей
01:06:49 Дело о змее
01:07:14 Мелкие бесы и чертежники
01:09:54 Шуликуны
01:11:27 Календарные бесы
01:11:38 Колдуны
01:12:00 Книга «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на русском Севере»
01:18:32 Пограничье
01:19:27 Книга «Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX в.»
01:23:57 Защитные практики
01:25:23 Демонология: «раньше» VS «теперь»
01:25:44 Источники и полезная литература





*Шеф

Японская нечисть: инструкция по применению



Что делать, если повстречал ёкая? Не стоит паниковать: давайте рассмотрим его внимательнее и выработаем стратегию. Японский фольклор может предложить интересующимся демонологам целый ассортимент чертей на любой вкус и цвет: в болоте резвится плотоядный каппа, а в давно забытом и неубранном храме завёлся нури-ботокэ… Как себя правильно вести — узнаем на лекции япониста-культуролога Нины Ворониной.

Нина Воронина — популяризатор науки, культуролог, преподаватель английского и японского языка, выпускница кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ (язык специализации — японский), студентка курса подготовки и повышения квалификации по специальности «История Религий» (РГГУ). Обучалась японскому языку на факультете CJL в университете Васэда (Токио).



*Шеф

Нечистая сила в доме: криминализация сверхъестественного в XIX веке



Функции полтергейста — беспокойного духа, который издает всевозможные шумы, передвигает и портит предметы в доме — в русской демонологической традиции приписываются разным персонажам: домовому, кикиморе, черту и неперсонифицированной «нечистой силе». Существует целый пласт источников XIX века, зафиксировавших свидетельства такого рода явлений: этнографические материалы, статьи в газетах и журналах и документы следственных процессов.

В лекции будут рассмотрены примеры следственных процессов, для сравнения будут привлечены публицистические и поздние этнографические материалы. Расследование случаев появления нечистой силы в доме строилось по одной схеме. «Преступником» становился сам «демонологический персонаж», в роли которого, по мнению властей, выступал один из жителей дома. Целью расследования было распознать, кто скрывается под маской «злого духа» и пугает «суеверный» народ. Специфика следственных дел дает нам использовать их не только в целях реконструкции мифологических представлений крестьян и жителей городов XIX века. Документы фиксируют свидетельства о встрече со сверхъестественным представителей разных социальных слоев. Это позволяет нам, используя мнения по поводу похожих случаев встречи с «нечистой силой», взглянуть на устройство социальных процессов в отдельных сообществах и делать выводы о взаимодействии крестьянской традиционной культуры и властных институтов в XIX веке.

В лекции мы попробуем разобраться, какую роль для участников следственных процессов играла встреча с демонологическими персонажами, какие функции она выполняла для сторонних наблюдателей и почему проделки нечистой силы так привлекали внимание власти в XIX веке.

Лектор — Екатерина Кузнецова, выпускница Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, фольклорист, независимый исследователь.

 Встреча прошла в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

0:00 Начало
01:18 Законодательная база, сопровождающая колдовские процессы в России XVIII века
03:08 Трансформация российского законодательства в XIX веке
04:10 Как строился классический колдовской процесс?
06:35 Дела с нетипичной коллизией
08:04 Дело по сообщению Владимирской палаты уголовного суда о матросе Луке Васильеве, подозреваемом в предоставлении в строениях императора Петра Первого в городе Переславле находящемся разных неистовств, как то: плясок, свиста и прочего, производимых якобы злым духом
09:00 С чего начинается дело: действующие лица и локации
10:40 Структура рассмотрения дел о «нечистой силе»
14:03 Показания крестьян как репрезентация представлений о нечистой силе в XIX веке
14:40 Что делал нечистый дух в доме Луки Синявина?
22:08 Встреча крестьян с нечистой силой
24:21 Завершение дела
26:52 Анализ мотива преступника
29:00 Дело капитана Жандарченко из Липецкой слободы (1853 год)
32:46 Заметка корреспондента этнографического бюро князя В. Н. Тенешева «Чёрт или домовой»? (1899 год)
36:00 Что было вокруг следственных дел? Публицистика
38:33 Сборник «Предвестники спиритизма за последние 250 лет» А. Н. Аксакова
41:58 Исследовательский интерес к русской демонологии
43:05 Список рекомендуемой литературы



*Шеф

Духи и демоны в культуре Южной Азии



Сказания о богах и демонах занимают важное место в литературной традиции Индии. Демоны борются с богами за напиток бессмертия, угрожают разрушить миропорядок, похищают красавиц. Асуры и ракшасы являются непосредственными действующими лицами эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Кажется, что весь мир Южной Азии населен мифологическими существами: прекрасными и ужасными, опасными и безвредными.

В нашей лекции мы поговорим о традиционных представлениях о духах и демонах в культуре Южной Азии, узнаем, кто входит в свиту бога-разрушителя Шивы, как духи плодородия якши связаны с буддийской архитектурой и народным театром, а также познакомимся с современными представлениями о духах и демонах в литературе и массовой культуре.

Лектор — Мария Щербак, старший преподаватель кафедры мировой культуры и стажер-исследователь Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.

Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

0:00 Библиотека им. Н. А. Некрасова представляет лекторий «Черт знает что: демоны в мировой культуре»
00:15 Введение. Культура Индии
1:52 Ранние упоминания демонов в текстах
2:47 Пахтание молочного океана
6:00 Громовержец Индра и демон Вритра
7:25 Тексты вед. Пураны, итихасы
10:15 «Гаруда-пурана», Нарасимха и Прахлада
15:00 Равана (главный антагонист в «Рамаяне»)
22:04 Веталы. Отличие от зомби. Важность кремации
26:14 Пишача. Противопоставление нежилого и жилого
28:52 Преты. Вечноголодные духи умерших. Реинкарнация
32:45 Чурель. Демоническая красота
35:33 Духи и демоны в буддизме. Колесо сансары
38:27 Тибетский буддизм. Дхармапалы — защитники учения
41:05 Традиция небесных похорон в Тибете
43:15 Убийство царя Ландарма буддийскими монахами
45:30 Мистерия Цам
45:52 Якши и якшини. Духи земли
48:52 Буддийская ступа. Царь Ашока и якши
54:09 Духи и демоны в массовой культуре. Бхуты, пэри
58:06 Есть ли иерархия у дхармапалов?
1:00:01 История моста Рамы, его геологическое происхождение



*Шеф

Представления о страхе в книжной культуре домонгольской Руси



Страх — одно из ключевых переживаний человека, влияющих на наше поведение и картину мира. Эта эмоция, как и любая другая, имеет историческое измерение. Как воспринимал страх древнерусский человек? Как он относился к этому чувству? Чем древнерусский страх отличается от современного?
Лекция посвящена представлениям о страхе, содержащимся в памятниках книжной культуры домонгольской Руси. Мы попытается понять страхи древнерусского человека и узнаем, чего боялись князья, в каких случаях страх был полезным и благим переживанием, а в каких являлся знаком грешника, почему испытывали страх визионеры, оказавшиеся в раю (а в аду, напротив, не проявляли боязни), и другие аспекты представлений об этой эмоции, сохранённые древнерусскими книжниками.

Лектор — Светлана Борисова, историк, культуролог, соискатель степени кандидата наук кафедры истории и теории культуры РГГУ.



*Шеф

Мифология профессий в традиционной культуре



В традиционной деревенской культуре представитель любой профессии, специалист в какой-то узкой области — печник, плотник, охотник, рыбак, кузнец, мельник, пастух и т. д. — до относительно недавнего времени воспринимался как человек, имеющий контакты с мифологическими существами, пользующийся покровительством потустороннего мира и, соответственно, обязанный им так или иначе отплатить за помощь. Подобное представление связано с восприятием знания, которым профессионал обладает сверх общего знания — знания крестьянина-земледельца, — как полученного от потусторонних сил или с их помощью. Таким образом, практически любое профессиональное знание в представлении деревенского сообщества относилось к сфере колдовства. Это побуждало остальных членов сообщества относиться к такого рода профессионалам с известной долей уважения и страха одновременно, а от самих профессионалов требовало поддержания авторитета посредством рассказов, мистификаций, особого типа поведения и других приемов. Так в сельском сообществе выстраивалась иерархия специалистов, регулирующая в значительной мере взаимоотношения в селе и жизнь села.

Лектор — Андрей Мороз, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ, заведующий научно-учебной лабораторией теоретической и полевой фольклористики НИУ ВШЭ.



*Шеф

Представления о джиннах в культуре мусульманских народов Ближнего Востока



Лекция из курса «Черт знает что: демоны в мировой культуре» расскажет о джиннах. В арабской мифологии эти духи занимают не последнее место. С ними связывают болезни и кошмары, которые они насылают в виде порчи. Еще джинны воруют из дома еду и шумят как целая толпа людей.

Наиболее действенным для изгнания джиннов считается «Тронный айат» (42-й стих второй суры Корана). Его читают вслух иногда 7 раз, иногда 17 раз; если человек, подвергшийся нападению джинна, — заядлый грешник, то этот айат могут повторять 313 раз.

На лекции вы узнаете:

— о разновидностях джиннов и образах, в которых они предстают;

— что происходит с человеком, в которого вселился джинн;

— что злые духи могут потребовать, чтобы покинуть тело больного человека;

— как джинны описаны в догматическом исламе, а как — в народном и мистическом;

— может ли злой джинн влюбиться в человека.

Лектор — Юрий Анатольевич Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

00:00 Начало
00:09 О лекторе Юрии Анатольевиче Аверьянове
01:25 Термин «джинн». Происхождение и значения
09:54 Образы джиннов: разновидности, способности, уклад жизни
12:39 Города джиннов и их сокровища
14:46 Джинны – это духи или существа?
16:23 Джинны в представлении язычников
17:58 Джинны в представлении мусульман
19:36 Верховный предводитель джиннов – Иблис
28:06 Адам и Ева в исламской традиции. Образ белой змеи
35:20 Влияние иранской мифологии на образ Иблиса
36:41 Демоны диф у иранцев и арабов. Влияние Индии
40:06 «Панический ужас» влияние Античности на арабскую демонологию
40:40 Танец и театр как средства коммуникации с потусторонним миром в разных культурах
44:56 Демоны дороги гули: селед и кутрубы
46:51 Защита от демонов: мусхаф и тависы
49:07 Домашние джинны – амары
59:57 Иблис: образы, способности и козни
01:00:18 Пророк Сулейман – укротитель джиннов
01:05:42 Джинны – повелители огня
01:07:05 Африканские традиции как источник магии. Джинны Африки
01:13:10 Любовная связь джиннов и людей. Фольклор
01:15:26 Средневековые космографии
01:16:25 Дети Иблиса и их сферы влияния
01:18:44 Мать джиннов
01:19:43 Город Убар – обитель джиннов
01:21:13 Царь джиннов
01:22:37 Харут и Марут
01:26:14 Османская поэма об Имаме Али
01:30:35 Джинны и шайтаны в Аравии
01:34:34 Употребление слов «джинн» и «шайтан» в Коране
01:35:31 Имам Али – борец с тёмной силой
01:37:54 Джинны в современной арабской культуре
01:38:58 Джинджи в Малой Азии
01:40:59 Современные заклинатели Востока
01:41:48 Магические атрибуты арабов
01:43:05 Джинны у болгаров, сербов и македонцев
01:44:22 Начало сессии вопросов
01:22:30 Нужны ли джиннам лампы?
01:45:15 В чём разница между джиннами и шайтанами?
01:47:58 Существует ли тенденция абстрактного понимания джиннов?
01:50:33 Можно ли говорить о том, что в Средневековье людям было больше известно о джиннах?
01:53:37 Откуда берёт начало сюжет об исполнении трёх желаний?
01:54:53 Существует ли миф о создании джиннов из пламени?
01:57:21 Какое отношение к джиннам у современных арабов?
01:59:05 Мухаммед сказал убивать чёрных собак, но какое отношение было к чёрным кошкам?



*severyanka76
На этом канале все лекции интересные. Рекомендую!
*Шеф

Подземная монархия: сила и бессилие Сатаны в искусстве Средневековья



На бессчетных средневековых изображениях дьявол предстает посреди преисподней как распорядитель мук и государь инфернального царства. Его фигура крупнее, чем у других демонов. Он восседает на троне или на монструозном звере, который служит ему престолом. На его голове корона, а в руке скипетр. Вокруг него выстраиваются демоны — придворные и советники. Эти детали, которые явно были заимствованы из иконографии земных монархов, подчеркивали могущество дьявола и его особое положение на вершине подземной иерархии. И в то же время на многих изображениях величие Сатаны сочетается с умалением. Его ноги скованы, а на шею надет ошейник. Эти детали, в соответствии с древней доктриной Церкви, подчеркивали бессилие дьявола, напоминали о том, что он мятежный ангел, отпавший от божественного порядка и обреченный на вечное наказание. Таким образом, в средневековой иконографии Сатана предстает одновременно как повелитель преисподней и как один из ее узников.
Предлагаем посмотреть на то, как мир иной стали представлять по модели монархии, как дьявол получил инсигнии земных государей и как средневековые клирики одновременно страшили паству Сатаной и напоминали о том, как он слаб и смешон.
Лектор — Михаил Майзульс, историк-медиевист, научный сотрудник РГГУ, автор книги «Между Христом и Антихристом. „Поклонение волхвов“ Иеронима Босха» и соавтор книги «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии».



*Шеф

Страшные сказки русского фольклора



Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

В лекции будут рассмотрены истоки двух сказочных образов: Змея и Бабы-яги. Мы попытаемся узнать, откуда эти персонажи попали в сказку, какова их истинная природа и как они выглядят. Разберемся, почему эти герои так привлекательны для авторского творчества и почему в нем они совершенно не соответствуют сказочному канону.

Лектор — Варвара Добровольская, доцент кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А. Н. Косыгина.

Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».

0:00 Библиотека им. Н. А. Некрасова представляет лекторий «Черт знает что: демоны в мировой культуре».
0:15 Введение – главные «злодеи» сказок
1:34 Кто такая Баба Яга?
4:43 Почему она – пограничник?
6:39 Мифологические корни сказок
8:21 Как составлялся Сборник Афанасьева?
16:58 Сборники Н. Е. Ончукова, Д. К. Зеленина, Братьев Соколовых и сборник Смирнова.
20:10 Сказки И. Ф. Ковалёва
21:15 Далее про Бабу Ягу – образ персонажа
27:51 Избушка Бабы Яги
29:34 Почему Яга помогает герою сказки?
34:29 Сказочные артефакты
36:35 Сказочная роль Бабы Яги
39:26 Кто такой Змей?
41:19 Мифологические корни и образы
43:36 Антропоморфность Змея в «Калиновом мосту»
47:03 Дихотомия героя и Змея
47:59 Мифологическая архитектура дома
54:10 «Зона поражения» Змея
56:02 Взаимодействия человека с мифологическими границами
1:01:56 Взаимодействия сказочных героев с мифологическими границами
1:03:24 Женщины в сказках и аспекты свадебного обряда
1:08:17 Заключение, секция вопросов:
1:08:38 Что символизирует веник?
1:10:07 В чем все-таки функция Змея?
1:20:44 Этимология «Яги»
1:21:17 Про И. Ф. Ковалёва
1:29:53 Все-таки у Ковалёва авторские сказки?
1:33:34 О жанрах
1:35:43 Как «сохранился» хвост Бабы Яги?
1:36:31 Сборник Свиньина и Карельские сказки



*Шеф

Магия и городские легенды



Писательницы Саша Степанова и Дарья Бобылёва поговорят о том, как мистический нарратив вводится в реалистическое повествование, создавая кросс-жанр, о городских легендах и быличках как источнике такого фантдопущения и особых приёмах создания атмосферы ужасов.

Дарья Бобылёва — прозаик, журналист, переводчик с немецкого и английского языков; автор книги «Вьюрки».

Саша Степанова — писательница, литературный редактор.



*Шеф

Детские страшные истории русского фольклора



Детские страшные истории — феномен, с которым так или иначе сталкивался каждый из нас. Так сложилось, что, совокупно используя эти три довольно расплывчатых в терминологическом отношении слова, сами носители данной традиции, ее исследователи и просто заинтересованные лица обыкновенно подразумевают вполне себе конкретный жанр детского устного фольклора, расцвет которого пришелся на 60–80-е годы прошлого века, — страшилку. Однако это всего лишь один, безусловно ярчайший, из представителей многожанровой и многообразной системы детской мифологии в целом и традиции обмениваться страшными историями в частности.

В лекции мы рассмотрим основные подходы к изучению данного явления, определим его масштаб и границы, проследим эволюцию поэтической структуры, мотивов и образов относящихся к нему произведений и попытаемся разобраться, когда страшные истории в привычном нам виде возникли в детской среде, о чем они рассказывают на самом деле и что с ними происходит сейчас.

Лектор — Татьяна Мирвода, кандидат филологических наук, выпускница кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, независимый исследователь.



*Шеф

Поваренная книга ведьмы: отображение сверхъестественного в живописи



Основная масса населения Европы рубежа Средневековья и Нового времени сохраняла веру в сверхъестественное. Царство Тьмы было столь же реальным и ощутимым, как Царствие Небесное. В декабре 1484 года папа Иннокентий VIII опубликовал буллу, положившую начало преследованию обвиненных в ведовстве грешников, на роль которых идеально подходили женщины. Под подозрение попадали не только деревенские повитухи, знахарки-отшельницы, но и благородные особы.

Художники Возрождения изображали ведьм привлекательными обольстительницами или, напротив, уродливыми старухами — так или иначе, колдунья, как и любая женщина, много времени проводила на кухне, где в ритуальной утвари готовила зелья и яды, необходимые для полета на шабаш, проведения черной мессы, и, конечно, совращения праведных душ.

Как восточный наркотик попал на шабаш? Почему на черной мессе нет хлеба, а вся еда пресная? Приглашаем вас открыть кулинарную книгу ведьмы и через рецепты и символику ингредиентов проследить историю ведовского зельеварения, отраженную в искусстве и культуре Нового времени.



*Шеф

Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства



Предлагаем совершить увлекательную прогулку на Лысую гору, чтобы познакомиться с настоящими ведьмами и проследить их историю — от античных сивилл до современного викканства. Вместе с лектором Данилой Городиловым вы узнаете, как отличить ведьму от обычной женщины, в чем разница между ведьмой и ведьмаком, а также зачем ведьме котел и метла.

Данила Городилов — художник-график, работающий в технике станковой графики и эстампа, автор комиксов. Закончил МИПК по специальности «графический дизайнер», ГИТР по специальности «художник-постановщик кино и ТВ».

Совместно с проектом «4-th Question».

00:15 – Почему мы говорим именно о ведьмах?
2:30 – История ведьм, слова «ведьма».
4:00 – Образ женщины у древних народов.
5:30 – Образ ведьмы в письменах.
7:18 – Отношение к ведьмам, атрибут ведьмы. Кто такая ведьма?
11:49 – Малефициум.
13:13 – Отношение церкви к колдунам и ведьмам.
14:26 – Катары.
17:57 – Появление инквизиции.
18:38 – Различия между еретиками и колдунами, ведьмами.
20:44 – Жесткая политика католической церкви.
23:00 – Приравнивание колдунов к еретикам.
23:55 – Канонические места для шабашей.
24:40 – Ренессанс. Указ Папы Римского, «молот ведьм».
30:30 – О женщинах.
32:50 – Массовая охота на ведьм.
36:50 – Германия, появление протестантизма.
39:00 – Великобритания, ведьмы из пьесы Макбет, «охотник на ведьм» Мэтью Хопкинс.
43:47 – Охота на салемских ведьм.
47:50 – эпоха Просвещения.
48:30 – ведьмовство на Руси.
54:10 – Язычество, колдовство. Викка.
55:28 – Заключение. Формирование образа ведьмы.
58:20 – Как отличить ведьму или колдуна от обычного человека?



*Шеф

Охота на привидения: Legend-tripping и городские легенды в российских городах, и как их изучать



В современной городской культуре есть обширный пласт рассказов, представлений и практик, связанных с опасными или страшными объектами и локусами внутри обжитого урбанистического пространства. Казалось бы, эта опасность должна быть причиной избегания таких маргинальных мест, однако она, наоборот, становится триггером специальных «походов», в том числе коммерческих экскурсий, и даже причиной формирования отдельных сообществ, цель которых — исследование мест, овеянных страшными городскими легендами или связанных, по слухам, с преступлениями и преступниками. Дети на спор идут в полночь на кладбище или лезут за яблоками в заброшенный сад, некогда принадлежавший местной колдунье. Взрослые проверяют правдивость слухов о гигантских крысах в метро или о призраках в бывшей психбольнице, на месте которой сейчас жилой комплекс, где расположена только что купленная квартира. Почему люди это делают? Как и зачем нам нужно изучать такого рода представления и практики? Какие накладывает ограничения и, наоборот, предоставляет возможности изучение современной урбанистической среды и циркулирующих в ней мифологических представлений и практик?

Лектор расскажет о нескольких типах практик посещения опасных мест с целью проверить какую-либо «легенду», сложившуюся в российской урбанистической среде, и покажет, какие существуют варианты исследования, как полевого, так и теоретического уровня. Кроме того, вместе разобрав несколько примеров, мы постараемся ответить на вопрос, почему существуют такие практики и отчего «охота на привидения» актуальна сегодня.

Лектор — Марина Байдуж, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС, научный сотрудник Центра исследований фольклора и антропологии города МВШСЭН, заведующая редакцией журнала «ШАГИ/Steps», ответственный секретарь журнала «Фольклор и антропология города».



*Шеф

Трансформации образа средневековой ведьмы



5 декабря 2018 состоялась вторая лекция цикла «Молчаливые века: о некоторых табу в Средневековье» на тему «Хорошая плохая репутация: трансформации образа средневековой ведьмы в современной культуре» в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».

Лектор – Земфира Саламова, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ.

Пик европейской охоты на ведьм пришелся на позднее Средневековье – раннее Новое время. Тексты авторов демонологической литературы свидетельствуют о том, что женщина позднего Средневековья – раннего Нового времени могла быть признана ведьмой в случае нарушения различных табу «женского» поведения. В дальнейшем средневековый образ ведьмы в западном обществе был актуализирован писателями-романтиками в XIX веке. Они изображали ведьму как объект репрессий государства и церкви. В современном обществе образ ведьмы очень распространен в популярной культуре. О причинах его актуальности и связях с наследием Средних веков – лекция культуролога Земфиры Саламовой.



*Шеф

Ведьмы и колдуны



О ведовстве, инквизиции и ведовских процессах Средневековья и Нового времени... Рассказывает Константин Михайлов. Ведущая Мария Баченина.



Интересное в разделе "Разное"

Новое на Хлебопечка.ру

Масленица-2023

Популярные рецепты и темы