🔎

Содержание


Адская кухня: еда и ее символическое значение в искусстве Средневековья и Нового времени
Быстрые углеводы: что едят велосипедисты
Вода: пить или не пить
Еда — это про любовь
Закрома истории искусств: овощи/фрукты
Закрома истории искусств: рыба/мясо
Закрома истории искусств: хлеб/вино
Натюрморт в творчестве К. С. Петрова-Водкина
Не эчпочмаком единым! Что на столе у современных московских татар?
Пищевые отходы: думай глобально — действуй локально
Тайная жизнь картофеля
Хлеб всему голова
Фастфуд до революции — предшественники современных велокурьеров и шаурмы
Фотографии еды в интернет-пространстве как социокультурныи? феномен
Японцы и еда

О чае и кофе


Историк Иван Соколов о «Великом чайном пути»
Презентация книги «Трактаты о чае эпох Тан и Сун
Учимся варить «правильный» кофе
Сохранить…
Посмотреть похожие темы
*Шеф

Японцы и еда



Чем питаются японцы? Что едят на завтрак, в столовой, дома, на вечернем приёме, во время празднования Нового года?

На лекции япониста-культуролога Нины Ворониной мы узнаем всё о японской культуре питания — от столового этикета и правил пользования палочками-хаси до сакральной символики пищи и священности пьянящих напитков.

Нина Воронина — популяризатор науки, культуролог, преподаватель английского и японского языков, выпускница кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ (язык специализации — японский), студентка курса подготовки и повышения квалификации по специальности «История Религий» (РГГУ). Обучалась японскому языку на факультете CJL в университете Васэда (Токио).





*Шеф

Тайная жизнь картофеля



Картофель — привычная для нас культура, которую мы часто употребляем в еду и выращиваем на даче. Но так ли проста картошка, как нам кажется?

На лекции агроном Мария Полякова расскажет о тайной жизни картофеля в колбе, зимней теплице и специальных установках. Шаг за шагом мы вместе пройдём весь «картофельный путь» от группы маленьких клеток в пробирке до сеток в продуктовом магазине. А по пути поговорим об истории культуры, её болезнях, вредителях, сортах и новых открытиях в области картофелеводства.

Лектор — Мария Полякова, агроном-картофелевод, селекционер-семеновод, биотехнолог, автор сорта «пламя», редактор новостей журнала «Картофельная система». Работала в группе аэропонных технологий выращивания растений Института сельскохозяйственной биотехнологии, на Полевой опытной станции Тимирязевской академии, в Институте картофельного хозяйства.





Картофельные блюда
Картофельный хлеб
Картофельные супы
*Шеф

Не эчпочмаком единым! Что на столе у современных московских татар?



Московская татарская община складывалась из представителей разных субэтнических групп большой татарской нации, но исторически (особенно с конца XIX века) в ней преобладали мишари — прежде всего выходцы из Нижегородской и Симбирской губерний. Мишарские предпочтения в еде, традиционная пища татарских крестьян этой части Поволжья стали определять стол московских татар. К примеру, это выразилось в доминировании конины, а места её продажи (например, палатки на Пятницком рынке) превратились в важные центры общинной инфраструктуры.

В то же время сохранялись и традиции, восходящие к богатому московскому татарскому купеческому столу, тем более что праздничные блюда стали во второй половине XX века символами татарской кухни. На это повлияли и ориентированность индустрии общественного питания в Татарской АССР на «праздничный», а точнее городской, стол, популярность книги рецептов повара, собирателя рецептов Юнуса Ахметзянова, поездки московских татар в Казань, где чак-чак и многослойный пирог губадия стали частью татарской культуры.

Один из наиболее устойчивых и ярких признаков этноидентичности московских татар — приверженность национальной кухне, а точнее её элементам. В ходе лекции мы разберем:

— почему треугольник-эчпочмак пришёл в Москву позднее перемячей и когда татары стали есть картошку,

— почему беляши и бәлеш — разные блюда,

— существуют ли различия в консервативной многовековой рецептуре конской колбасы-казы и где ближе всего к Москве её изготавливают,

— как традиционные мусульманские поминки стали в советской Москве главным пространством сохранения татарской кухни,

— ели ли московские татары грибы и почему называли их по-мордовски.

Также обсудим мусульманский религиозный ренессанс, который привёл к появлению халяль-индустрии в Москве, и определим, какое место в ней сейчас занимает татарская кухня.

Лектор — Марат Сафаров, кандидат педагогических наук, исследователь социальной истории татар.





*Шеф

Закрома истории искусств: хлеб/вино



Блок Андрея Шепеля представляет собой 3 лекции, в которых будут сопоставляться два продукта питания, так или иначе воспроизводимых в искусстве. В увлекательной форме будут рассмотрены произведения классических и современных художников, от Леонардо да Винчи и Арчимбольдо до Энди Уорхола и Анатолия Осмоловского.

Первая лекция познакомит слушателей с тем, как художники на протяжении веков в своем творчестве использовали самые значимые для христианства продукты питания: от классического сюжета «Тайной вечери» до «Гамбургера» Класа Ольденбурга и «Хлебов» Анатолия Осмоловского.

Лектор — Андрей Шепель, художник, искусствовед, выпускник кафедры книжной и станковой графики СПГХПА им. А. Л. Штиглица, студент института «База».

Встреча пройдет в рамках Лектория PRO-питание.





Рецепты хлеба
*Шеф

Закрома истории искусств: рыба/мясо



Блок Андрея Шепеля представляет собой 3 лекции, в которых будут сопоставляться два продукта питания, так или иначе воспроизводимых в искусстве. В увлекательной форме будут рассмотрены произведения классических и современных художников, от Леонардо да Винчи и Арчимбольдо до Энди Уорхола и Анатолия Осмоловского.

Вторая лекция посвящена произведениям искусства, в которых так или иначе используются рыба и мясо, противопоставлению рыбы как одного из основных символов христианства и мяса, более близкого к языческим ритуалам и жертвоприношениям. Мы пройдемся по рыбным лавкам Снейдерса, мастерским с бычьими тушами Рембрандта и Хаима Сутина, не забыв взглянуть на акулу Дэмиена Хëрста, мистерии Германа Нитча и перформансы Марины Абрамович.

Лектор — Андрей Шепель, художник, искусствовед, выпускник кафедры книжной и станковой графики СПГХПА им. А. Л. Штиглица, студент института «База».





Рыбные блюда
Мясные блюда
*Шеф

Закрома истории искусств: овощи/фрукты



Блок Андрея Шепеля представляет собой 3 лекции, в которых будут сопоставляться два продукта питания, так или иначе воспроизводимых в искусстве. В увлекательной форме будут рассмотрены произведения классических и современных художников, от Леонардо да Винчи и Арчимбольдо до Энди Уорхола и Анатолия Осмоловского.

Третья лекция подойдет любителям вегетарианской кухни. В ней мы познакомимся с символизмом натюрморта «малых голландцев», портретами Арчимбольдо, томатными супами, наклеенными на стену бананами, съедобными кубиками и аргентинскими картофельными электрогенераторами.

Лектор — Андрей Шепель, художник, искусствовед, выпускник кафедры книжной и станковой графики СПГХПА им. А. Л. Штиглица, студент института «База».





Овощные и фруктовые блюда
*Шеф

Фастфуд до революции — предшественники современных велокурьеров и шаурмы



В лекции рассмотрим феномен уличной кухни в Москве и Петербурге на рубеже XIX–XX веков. Будет рассказано об ассортименте предлагаемых потребителю блюд, о различных формах разносной и стационарной торговли съестными припасами, об изменении продуктового набора в зависимости от сезонов года и календарного распорядка.

Лектор — Виктор Алексеев, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.






*Шеф

Фотографии еды в интернет-пространстве как социокультурный феномен



Мы и сами не заметили, как публикация фотографий в соцсетях и пересылка сиюминутных снимков в мессенджерах стали неотъемлемой частью нашего общения. Эти социальные жесты обрели устойчивые формы и стали выполнять ритуальные функции.

Поговорим о том, как фотографии еды связаны с ритуалами, как с их помощью мы формируем свой образ и как образ пищи способен выразить представления о социальном неравенстве, этнических различиях, о добре и зле в современном мире.

Лектор — Александра Юргенева, кандидат культурологии, старший научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания.






*Шеф

Презентация книги «Трактаты о чае эпох Тан и Сун



В рамках лектория «Территория правильных напитков» переводчик Юлия Дрейзис представляет книгу «Трактаты о чае эпох Тан и Сун», за подготовку которой в марте 2021 года она была признана «Человеком года в чайной индустрии 2020» по версии журнала «Кофе и Чай в России».

Чай почитался в Китае с глубокой древности. Знания об этом удивительном растении и напитке накапливались веками, однако долгое время они оставались разрозненными. Переломными для китайской чайной традиции стали эпохи Тан (618‒907) и Сун (960‒1279) — именно тогда появились важнейшие тексты, посвященные чаю.

Впервые сведения о чае в одном произведении собрал Лу Юй (733‒804), названный за это «Чайным божеством». В своем «Каноне чая» он поведал об истории этого растения, подробно описал процесс его выращивания и выделки, рассказал о необходимых инструментах для изготовления чая и об утвари для чаепития. Трактат Лу Юя — драгоценный источник знаний о производстве чая и чайной традиции того времени. По сей день ценители этого славного напитка учатся у старого мудреца.

Сунская чайная культура, наследница танской, создала собственную традицию чаепития, гораздо больше схожую с современной. В это время чай получил широкое распространение, но тем не менее сохранил свою уникальность и высокую ценность. Чай пили простые люди и ученые, чиновники и аристократы; о чае писали поэты, сановники и даже императоры.

В книге «Трактаты о чае эпох Тан и Сун» вместе с переводом «Канона чая» Лу Юя содержатся переводы избранных сочинений о чае эпохи Сун, ранее не публиковавшиеся на русском языке. Все трактаты также воспроизведены в оригинальном виде на классическом китайском языке.

Книгу представит переводчик Юлия Дрейзис, доцент кафедры китайской филологии ИСАА MГУ имени М. В. Ломоносова. Она расскажет о работе над переводом и комментариями к текстам «Трактатов», призванными помочь составить наиболее полное представление о чайной культуре средневекового Китая.



*Шеф

Натюрморт в творчестве К. С. Петрова-Водкина



Художник-символист К. С. Петров-Водкин в своем творчестве уделял большое внимание натюрморту. После событий 1917 года натюрморт для него стал «полем» творческой свободы, которое он программно наполнял своими символами и смыслами.
На лекции мы подробно поговорим о том, какой вклад внес Петров-Водкин в натюрморт как жанр живописи, узнаем, как его натюрморты связаны с творчеством русских художников XIX века и французских постимпрессионистов, и проследим путь развития художника в этом жанре.
Лектор — Маргарита Ивлева, художник и искусствовед.



*Шеф

Еда — это про любовь



Почему мы часто используем именно еду как способ справиться со страданиями и получить любовь? Это опыт, который мы берем из детства во взрослую жизнь.
С самого рождения питание человека лежит в основе взаимоотношений и контакта с миром. Младенец находится в полной физической и эмоциональной зависимости от матери. В общении с матерью ребенок узнает разницу между состоянием голода и другими неприятными ощущениями, учится выражать эмоции, наблюдая за ее мимикой во время кормления. Так он получает первый опыт человеческого контакта и близости, чувствуя себя в безопасности. Однако, если в детстве эмоциональная близость связана лишь с процессом принятия пищи, то взрослому человеку будет сложнее использовать другие способы проявления чувств, что может стать причиной расстройств пищевого поведения.

На лекции поговорим о становлении пищевого поведения и ответим на вопросы:
— Что такое эмоциональный голод?
— Голодные родители и опустошенные дети. КАК и КАКИЕ проблемы родителей могут быть связаны с пищевым поведением ребенка?
— Что такое пищевая зависимость?
— Как вернуть себе безусловную любовь и перестать обращаться к еде за поддержкой?
Лектор — Екатерина Фуфаева, гештальт-консультант, практикующий психолог программы «Одаренная молодежь». Фокус практики — расстройства пищевого поведения, проблемы веса, образа тела.



*Шеф

Историк Иван Соколов о «Великом чайном пути»





*Шеф

Быстрые углеводы: что едят велосипедисты



В Москве формируется велокультура — несколько лет подряд продажи велосипедов удваиваются, а курьеры отменили закрытие велосезона навсегда.
Вас ждет рассказ о том, что стоит есть велосипедистам — спортсменам, туристам, детям и городским пижонам, — чтобы ехать быстро и далеко и чувствовать себя легко. Отдельный разговор о напитках — соках, кофе и других источниках воды.

Лектор — Денис Каргаев, директор некоммерческой велошколы «Красный насос».
Встреча пройдет в рамках Лектория PRO-питание.

00:00 Библиотека им. Н. А. Некрасова представляет проект «PRO-питание»
3:48 – еда в мегаполисе и ее логистика
5:26 – питание Дениса Каргаева до открытия велошколы
7:20 – как питались велосипедисты начала XX века
11:36 – как велосипедисты едят во время марафона
12:46 – каждое новое поколение двигается меньше предыдущего
15:00 – в каком возрасте формируется любовь к спорту
21:11 – большие города не предполагают выбора активности
25:53 – проблемы питания и спад активности
18:12 – виды велосипедистов
34:22- что рекомендуют есть велосипедистам на больших дистанциях
42:20 – что взять с собой велосипедисту в городе
42:55 – награда велосипедисту, который приехал последним
47:28 – как пьют воду велосипедисты
48:52 – совместимость алкоголя и велосипедного спорта
52:31 – питание во время многодневных заездов
1:10:15 – как ведет себя организм в долгих заездах
1:11:42 – вопросы гигиены у велосипедистов
1:13:50 – магазины для велосипедистов
1:17:00 – советский и зарубежный велоспорт





*Шеф

Учимся варить «правильный» кофе



Основатель сети кофеен Cezve Coffee, двукратная чемпионка России по приготовлению кофе в джезве, бронзовый призер чемпионата мира Марина Хюппенен приглашала научиться выбирать сорт и помол кофе для приготовления напитка в джезве, разбираться в специях и понимать, зачем их добавляют.



*Шеф

Пищевые отходы: думай глобально — действуй локально



На лекции поговорим о том, как граждане могут быть вовлечены в глобальные процессы экологической безопасности, какие программы по инициированию и популяризации таких движений внедряют правительства городов и как общее дело становится личной ответственностью каждого.

Лектор — Дарья Леовер, урбанист, социолог, магистр программы Cities в The London School of Economics and Political Science (LSE). Дарья консультирует по стратегическим процессам развития городов, занимается изучением городских экосистем и разработкой проектов городских изменений. Занималась прототипированием городов, вела программы вовлечения граждан в урбанистические проекты в Москве, Архангельске, Лондоне, Тель-Авиве, Тбилиси.

0:00 Представление лектора Дарьи Леовер
1:46 Проблема пищевых отходов
2:16 Статистика утилизации пищевых отходов
2:55 В чем опасность утечки метана?
4:17 Организация С40, мировая инициатива по развитию экологических проектов
9:13 Задачи и решения эко-группы Тель-Авива по улучшению экологической ситуации в городе
11:12 Проект, предложенный мэрии Тель-Авива
13:40 Самое интересное! Тактика внедрения изменений в города
16:39 Хронологические рамки исследования, временной контекст экологической обстановки Тель-Авива
23:59 Контролирование городских процессов и их корректировка
24:52 Каждый год в Москве средняя температура повышается на 2 градуса
25:24 Вопросы к лектору.





*Шеф

Вода: пить или не пить



Поговорим про химию и физику воды. Какие у нее уникальные свойства и за счет чего они появляются. Какие свойства воды дали возможность жизни на земле. Как разные культуры относятся к категории «вода». Что и как пьют на разных континентах. На лекции также пойдет речь о том, какие типы вод существуют в российском актуальном законодательстве: слушатели с лектором попытаются разобраться в этом сложном вопросе.

Особое внимание уделим водопроводной воде: что можно пить и на чем готовить.

Лектор — Илья Манютин, химик, сотрудник Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава России.

1:19 Вода и ее свойства
1:44 Где находится вода на Земле?
2:52 Кристаллизованная и адсорбционная вода
3:51 Эксперимент Миллера – Юри
5:15 Вода в разных культурах
6:31 Уникальное свойство: Водородная связь
7:21 Уникальное свойство: Плотность воды
8:48 Уникальное свойство: Вода сильный полярный растворитель
9:05 Растворимость кислорода в воде
11:32 Что дает водород в воде?
14:01 Поверхностное натяжение и капиллярный эффект
16:04 Вода в Азии
16:49 Вода в Африке
18:12 Вода в Южной Америке
18:47 Вода в Развитых странах
19:51 Санитарные правила и нормы
20:44 Микробиологические показатели
21:27 Нормативы на органолептические свойства
22:10 Химические показатели и ее нормативы в воде
Вопросы к лектору:
28:07 Фильтры для воды. Насколько они полезны для здоровья?
30:08 Серебро в воде. Плохо ли?
31:17 Нужно ли кипятить воду?
31:56 Я озонировала воду. Можно ли ее теперь пить?
35:30 Вредна ли минеральная вода?
37:42 Сколько можно хранить воду? Из колодца, бутилированную воду
39:05 Про кулеры с водой





Вода – источник здоровья
*Шеф

Хлеб всему голова



Очень известная пословица. И действительно, хлеб сопровождает человека с древнейших времен. Нам кажется, что мы о нем всё знаем. Но кто первым приготовил тесто? Как выглядел первый хлеб? Какие растения помогают приготовить самый распространенный в мире пищевой продукт? Рис и гречка, пшеница и рожь, овес и просо знакомы многим. Но появляются новые для нас зерновые культуры — киноа и амарант. О хлебных растениях и их истории расскажет наша лекция.

Лектор – Елена Михеечева, заведующая отделом ботаники Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, почетный работник культуры г. Москвы.

0:18 Представление
1:06 Крупяные культуры
1:20 Первый хлеб в истории человечества
3:47 Появление земледелия
4:05 Появление крупы. Жернова
5:05 Появление лепёшек
8:51 Орудия труда древнего земледелия
9:24 Технология выращивания зерна в Египте
9:40 Что выращивали в Средневековье. Ступы.
10:07 Хлеб из г. Помпеи
11:05 Технология выпечки лепёшек у разных народов
11:39 Растения, из которых делали хлеб
12:10 Отличительные особенности пшеницы от других хлебных культур
12:52 Древняя пшеницы. Виды пшеницы
13:51 Крупы из пшеницы
15:50 Продукты из пшеницы. Макароны
18:02 Полба – дикая пшеница
19:01 Ячмень
19:48 Рожь
19:57 Виды крупы из ячменя
21:16 Рожь в России
22:54 Овес. Соцветия овса
23:47 Геркулес. Овсяные хлопья
24:31 Дробленый овес
25:55 Родина риса. Особенности выращивания риса
27:48 Разновидности риса. Шлифовка риса
30:12 Кукуруза. Строение
32:15 Сорта кукурузы
34:36 Просо. Крупа «пшено»
35:45 Сорго
36:19 Чумиза
36:51 Гречиха
37:51 Изделия из гречневой муки
39:57 Амарант
41:42 Киноа. Лебеда
43:10 Чиа. Шалфей испанский
45:14 Поп-корн
46:14 Способности злаковых культур к хлебопечению





Выпечка хлеба: основы, технология, ингредиенты
*Шеф

Адская кухня: еда и ее символическое значение в искусстве Средневековья и Нового времени



Еда, пища, трапеза — одна из самых интенсивно символизировавшихся областей базовых человеческих потребностей в искусстве. В европейской культуре практически каждый продукт — фрукты, овощи, мясо — имеет дополнительные коннотации, культурные символические значения. Яблоко — это плод с Древа познания добра и зла, рыба, агнец, вино — Христос (кровь и плоть) и т. д. Но какие значения и смысли закреплялись за ежедневными трапезами, как изображалась пища и чем являлась для концепции греха чревобесия и ястволюбия? Почему средневековый ад — это кухня? А триптих «Страшный суд» Иеронима Босха изобилует разными «рецептами» приготовления грешников?

Наша лекция посвящена символике кухни и пищи в средневековом искусстве и живописи раннего Нового времени. Мы поговорим об образах трапез, натюрмортах и символическом измерении еды.

Лектор — Валерия Косякова, кандидат культурологии, доцент РГГУ, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени, член ассоциации искусствоведов России, автор книг о Средневековье.

00:00 Библиотека им. Н. А. Некрасова представляет проект «PRO-питание»
0:15 Представление лектора
2:34 Вступление. Адская кухня
4:13 Яблоко и грехопадение
11:09 Хлеб, рыба, агнец и Христос
17:10 Виноград, вино и кровь Христа
22:45 Еда хорошая и плохая
26:11 Босх. «Семь смертельных грехов…»
28:34 Вино, фрукты и похоть
31:43 Заброшенная кухня и гордыня
32:06 Алкоголь, гнев и алчность
33:08 Кости для собак и зависть
33:39 Чревоугодие
35:29 «…и четыре последние вещи»
36:35 Адская кухня Босха
38:39 Жизнь как источник греха
45:33 Страшный суд
47:55 Рай грехопадения
48:46 Устройство адской кухни
57:40 Адская кухня внутри чрева. Ад как пасть
59:09 Дьявол и ненасытность
1:03:03 «Сад земных наслаждений» и потребление
1:12:35 Образы еды в Новое время
1:16:52 Натюрморт
Вопросы лектору:
1:21:03 Тропические фрукты на средневековых картинах
1:24:51 Фрукты на «Троице» Рублева
1:26:23 Фрукты у малых голландцев



Интересное в разделе "Кулинарная школа, советы, обсуждение, лайфхаки"