🔎
Общение и досуг Блоги Про музыку, учёбу, похудение и не только...

Скорочтение (проверено на себе)

Автор Рубрики: Саморазвитие 

 
Жирафка
Свой путь в скорочтение я начала с показателей 388 знаков в минуту при усвоении текста 39%.
Закончила 3 378 знаков в минуту и 97% усвоения текста.
Получала знания заочно, во Всесоюзной школе рационального чтения. Адрес, на тот момент, был
115552 Москва
Каширское шоссе 40. Для чего адрес пишу не знаю, буду считать для истории.
Помните, в советские времена люди выписывали много журналов, газет для себя, детей, бабушек-дедушек? Наша семья не исключение, выписывалось много, по интересам, читалось всё. Вот где-то и шла, как сейчас говорится, реклама курсов.
И я решила научиться. На тот момент не знаю, чем мне приглянулась эта идея, но на первом-втором курсе мед. института ох как мне оказался полезным этот навык.
Учебников не хватало, давали один на двоих а то и троих. В общем учебник гистологии доставался мне в перерывах между лекциями. А учить надо было не одну страницу и даже не две. И когда на меня смотрели, пролистывающую страницы одну за другой, откровенно смеялись. Но гос. экзамен я сдала на отлично.
Вот что у меня осталось с тех времён. Если интересно, могу поделиться именно этим материалом.
Скорочтение (проверено на себе)

Скорочтение (проверено на себе)

Скорочтение (проверено на себе)

Скорочтение (проверено на себе)
Скорочтение (проверено на себе)
А здесь записаны результаты, подозреваю не все. Жаль, что не додумалась даты ставить.
Скорочтение (проверено на себе)
Судя по оставшимся материалам программа была рассчитана на 8 недель. С учётом работы почты, ведь в те времена все задания и их выполнения отправлялись письмами, дело растягивалась на более длительный срок. Ведь очередной материал присылался после проверки предыдущего. Сколько стоило обучение не помню.
Кстати, спустя много лет, мне попалась книга
Но не впечатлила почему-то. И до сих пор не прочитала от корки до корки. Но честно, начинала.
Скорочтение (проверено на себе)
Сейчас посмотрела, в интернете, столько литературы предлагается. Уверена что желающие заняться своим саморазвитием найдут на свой вкус.
Ну и что же такое скорочтение? Об этом ниже
Сохранить…
Посмотреть похожие темы
Lind@
Цитата: Жирафка
Всесоюзной школе рационального чтения. Адрес, на тот момент, был
115552 Москва
Каширское шоссе 40.
Какие родные места и какое родное название. Студенческие годы. У нас был то ли их филиал, то ли курсы от них в институте.

Гость
Учебник по физике тоже так можно читать?)

Жирафка
Скорочтение, или быстрочтение- это не просто умение быстро читать текст, это ещё и понимание прочитанного, запоминание.
Навык развивает память, внимание, способность к концентрации на важном, нужном.
И, по-прежнему, по крайней мере на мой взгляд, остаётся очень нужным навыком и в наше время. Особенно тем, кто получает знания, работает с большим потоком информации, в в виде текстов, которую нужно просматривать и прочитывать.
И вы, наверняка, встречались с такой ситуацией когда, прочитав книгу, понимали, что из, условно, 500 страниц, если отбросить «воду», остаться может половина, а то и того меньше. А времени на прочтение ушло на все 500. А в сутках, по-прежнему, 24 часа. А другие дела и интересы никто не отменял.
Да даже просто любителям чтения будет полезен этот навык.
Так почему бы не потратить немного времени с пользой, в которой вы сможете убедиться, буквально, поле одного занятия?

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям. Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли. Американский президент Теодор Рузвельт гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.
Оноре де Бальзак хвалился своим умением читать одновременно до восьми предложений и выбирать из них главное.
Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его феноменальной памяти. Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.
Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер и многие другие известные личности.
Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Понятно, что применять этот метод, оптимально, для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания. Или освежить, в памяти, давно известное, но слегка подзабывшееся.
Читать же художественную литературу, ту что греет душу, лучше обычным способом. Чтобы прочувствовать эмоции. Но, иногда, можно ускориться и в этом случае. Всякое бывает. Надо ознакомиться с книгой но она не в твоём вкусе.
Или вам надо набрать материал на реферат, статью, доклад и тому подобное и из десяти книг, по теме, вам могут дать только пять. Как не ошибиться в выборе? Вот тут и пригодится навык.
Жирафка
Цитата: Гость

Учебник по физике тоже так можно читать?)
Не знаю. У меня такого опыта не было. Но учебник гистологии читала и вполне успешно. Схемы и фото рассматривала отдельно, а тексты да.
Хотя и тексты в учебнике физики почему бы и нет? Они же запоминаются.
Дело же не только в скорости чтения а в его эффективности. Например убирание моментов проговаривания и возвращения к прочитанному. Расширение поля зрения и прочее.
Можно читать медленно и по 100 раз перечитывать чтобы запомнить.
Жирафка
Итак, учитывая вышенаписанное, можно сказать что скорочтение, больше всего, подходит для обработки деловой и учебной информации, то есть для чтения рабочих текстов, учебных, новостных и им подобных.

Деловое скорочтение тоже бывает разным: И будет разная скорость чтения

Аналитическое — самое сложное. И касается, чаще всего, абсолютно новой, незнакомой ранее информации. Потому что нужно освоить и понять основы, новые термины, принципы, подходы, то есть азы.. Для этой информации ещё не сформирована структура усвоения, мы не знаем, как её использовать и как классифицировать. Это самое медленное чтение, потому что эту информацию нужно серьёзно обдумывать.
Ознакомительное — простое и понятное чтение. Система знаний по данному предмету в нашей голове уже есть, мы просто добавляем новые факты, понятия и точки зрения. Сюда же относятся все новости и истории. Быстрое чтение. Раза в полтора-два быстрее аналитического.
Поисковое — самое быстрое чтение. Поиск необходимой информации в большом массиве текста.
Подходит для восстановления знаний в голове. Скоростное чтение, в 4–5 раз быстрее аналитического.

Таким образом, если взять мой пример с учебником гистологии, я его начинала читать аналитическим способом, потом перешла на ознакомительный а перед экзаменом на поисковый.
И тогда я поняла что, перед экзаменом, мне оказалось достаточным просто просмотреть- пролистать учебник.
Шеф
Как раз вышла статья, и там кроме прочего был фрагмент и про скорочтение:

Скорочтение — дурная школьная забава?


Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс.
  • Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).
  • Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом.
  • Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.
  • Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).
  • Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.
  • Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.

Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.
🔗

Жирафка
Цитата: Шеф
Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.
Точно. Замечала такое за некоторыми. И восхищаюсь умеющими быстро и, при этом, понятно, протароторить
Жирафка
Что же мешает нам быстро читать? Вернее избавление от каких моментов поможет нам увеличить скорость чтения?
Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста; выработка навыка распознавания слов прямо по их визуальному типографическому образу, минуя внутреннее звуковое распознавание. Для подавления субвокализации обычно применяются методики, направленные на отвлечение внимания во время чтения.
Устранение «регрессий» — возвратных движений глаз при чтении, перечитывания предложений и абзацев. Данный навык тесно связан с развитием памяти.
Расширение поля зрительного восприятия. Существуют специальные упражнения (например, с таблицами Шульте), направленные на улучшение периферического зрительного восприятия. Благодаря этому навыку за одну остановку взгляда тренированный читатель может охватить большее количество слов, вплоть до целой строки. Чем меньше переводов взгляда по строке делает читатель, тем выше скорость чтения и меньше утомляемость. При тренировке быстроты чтения необходимо учиться воспринимать строку текста за всё меньшее и меньшее количество переводов взгляда. Вначале удобно учиться этому на газетах с узкими колонками текста.
Концентрация внимания — удержание внимания на чтении. Для усиления концентрации чтение сопровождается подавлением внутреннего диалога и снижением реагирования на внешние раздражители.
Поверхностное чтение, просматривание — это умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте, обладающем малой информативной плотностью. Для развития этого навыка применяется конспектирование, составление блок-схем, карт памяти, а также упражнения по пониманию смысла всего предложения при прочтении лишь его части. Этот навык является самым сложным в освоении, поскольку затрагивает сразу многие познавательные процессы.

С какого момента начнём? В принципе без разницы с чего начинать. Кроме последнего пункта. Его лучше оставить, так сказать, на десерт
Жирафка
Цитата: Жирафка
С какого момента начнём?
Ну раз смелых нет... Думала-думала между подавлением субартикуляции и расширением поля зрения и, в итоге, кинула монетку. Выпала субартикуляция. А потом посмотрела с чего начиналось моё обучение и всё совпало. Значит, так тому и быть.
Итак, что же такое субартикуляция? Говоря простым языком это- проговаривание читаемых слов.
Проговаривание бывает внутреннее (чаще всего) и внешнее. И закладывается это в школе, при обучении чтению.
На ранней стадии обучения чтению проговаривание необходимо для понимания читаемых текстов, для становления речи, а потом оно остаётся, к сожалению, в виде ненужного сопровождения чтения, плохой привычки. Причём эта привычка так сильна, что при попытках её устранения затрудняется понимание текста.
Поэтому закономерно ставится ещё одна задача- устранить проговаривание прочитываемых слов настолько, чтобы частично оставшееся озвучание не мешало увеличению скорости чтения (ведь скорость проговаривания ограничена). Проговаривание плохо контролируется и, как показывают исследования, все люди, во время чтения, более или менее озвучивают читаемый текст.
Поэтому вам необходимо выполнять упражнения, предложенные по борьбе с проговариванием, даже если вам кажется что его у вас нет.

А дальше уже пойдут упражнения.
Alenka578
Как здорово оказывается, курсы были... Мне только брошюрка по скорочтению попадалась на первом курсе. И даже ее прочитала не скажу, что все усвоила, да и не стремилась особо почему-то. Но вот полученные навыки ох как пригодились на филфаке. Училась в 90-е, интернет только-только появлялся, книжки искали по всему городу, некоторые были в 2-3 библиотеках и урвать можно было буквально на сутки... А еще ж лень студенческая и объем прочитанного перед экзаменом
В общем, полезный навык вот по поводу технических текстов тоже не уверена, можно ли так читать.
Жирафка
Цитата: Alenka578
вот по поводу технических текстов тоже не уверена, можно ли так читать.
Всё-таки, поразмыслив, думаю можно прекрасно. Именно тексты, не формулы. Ведь улучшится память, восприятие текста. В общем как говорится, начнём, а там будет видно.
Жирафка
Упражнение №1. «Чтение методом ритмических фиксаций» (МРФ)
Читать простые для понимания тексты методом скачкообразного перебрасывания взгляда на каждый удар звучащего ритма, например метронома или произносимый, про себя, счёт: «Раз-два, раз-два, раз-два...». Если строки текста содержат до 30 знаков (букв), то взгляд следует бросать на начало и конец каждой строки, т. е фиксировать его два раза на каждой строке.
Если строки содержат более 30 знаков. то нужно фиксировать взгляд три раза на каждой строке: в начале, в середине и в конце.
Примечание. Следует иметь в виду, что в зависимости от темпа звучащего ритма, а также от сложности содержания информации необходимо подобрать число фиксаций на строках самостоятельно. Критерием правильности выполнения упражнения на первом этапе занятий является усвоение содержания текста на 20-40%. Через одну-две недели занятий качество усвоения материал при чтении методом ритмических фиксаций станет таким же высоким как и при обычном чтении.
Жирафка
Первые пять упражнений нельзя понимать как чтение новым способом. Вне занятий придерживайтесь обычного, удобного способа чтения. Основная задача этих упражнений поднять низкие, вначале, скорость и усвоение (по сравнению с традиционными), до среднего уровня обычного чтения.
Для занятий используйте вначале несложные тексты, упрощайте их, если усвоение при выполнение упражнений будет низким.
Жирафка
Год назад моей клиентке пришла рассылка с приглашением на вебинар по скорочтению. Ну вот сейчас это видео недоступно. Было интересно.
Осталось только видео, от этого же автора, но более раннее. Может кому будет полезным.

Жирафка
Упражнение №2. «Чтение методом ритмических скольжений» (МРС)
Читать простые, для понимания, тексты, описательного характера (желательно без прямой речи) следующим образом: на один удар ритма фиксировать взгляд на начале строки, а на другой удар проскользить взглядом вдоль строки, т. е. от точки фиксации до конца строки. Чтение от строки к строке должно быть без пауз, непрерывным. Очень эффективно тренироваться читать этим методом под ритмическую музыку, у которой первые удары- чёткие, вторые- «смазанные».
Примечание. Как правило, многие обучающиеся после 2-3-х недель занятий начинают использовать чтение МРФ и МРС не только для тренировки, но и для нормального чтения, поскольку чтение этими методами нередко доставляет удовольствие, особенно когда берутся смешные рассказы, юморески, либо тексты, дающие описание пейзажей и т. п.

Все рецепты

Случайные рецепты

* *

Новые сообщения