Герберт Фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

В прошлом году, 30 апреля, Катя участвовала в он-лайн режиме, реалии того периода, в межвузовской конференции.
К. Симонов «Жди меня»
 По итогам конференции её статью взяли для печати в сборник.
 В этом году она опять участвовала и теперь ждём посылочку с оригиналом диплома и сборником.

Герберт Фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

5 апреля 1908 года, в семье потомков греческих эмигрантов родился Герберт фон Караян – выдающийся австрийский дирижёр XX века, ставший одним из самых богатых и знаменитых дирижёров мира и оставивший после себя весьма обширную дискографию с многомиллионными тиражами. Закончив консерваторию, с твёрдой уверенностью в своём выборе дирижёрского пути, Караян активно работал со многими известными коллективами, погружаясь в искусство с головой. В 1935 году он стал самым молодым Генеральным музыкальным директором Германии, выступал в качестве приглашённого дирижёра во многих городах и странах за пределами Германии. Уже в 1937 году, учитывая предыдущие годы усердной работы, Караян был приглашён дирижировать оркестром Берлинской филармонии. Несмотря на такое выгодное предложение он, тем не менее, отказался от выступления из-за того, что ему не выделили достаточного времени на репетиции. Но уже, буквально, на следующий год филармония приняла его условия.
Огромный успех в 1938 году получило его исполнение оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Берлинские музыкальные критики, с восторгом, писали о дирижёре и называли его «Чудо-Караян», «Волшебник-Караян», его имя стало появляться в заголовках газет. После такого фееричного выступления был заключён контракт со звукозаписывающей компанией «Дойче Граммофон» а дебютной записью стала увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта», которую исполнила Берлинская государственная капелла. Именно с этого момента Караяна стал продвигать Герман Геринг и недолюбливать Адольф Гитлер. Но об этой стороне своей жизни сам фон Караян предпочитал не говорить и позже старался стереть эту часть из своей биографии.
В 1955 году фон Караян стал музыкальным директором Берлинского филармонического оркестра, продолжая руководить Венской оперой и Зальцбургским ежегодным Международным музыкально-театральным фестивалем, ведущим свою историю с 22 августа 1920 года. При этом он так же интенсивно работал в Лондоне и гастролировал по всему миру. С этого времени, практически все выступления фон Караяна проходили с Западноберлинским филармоническим оркестром. Под его управлением оркестр давал около шестидесяти концертов в год в Западном Берлине и на гастролях в Европе, Японии и Северной Америке.
Большинство записей своих выступлений Караян сделал именно с этим оркестром. В результате, их совместные выступления, длившиеся более двадцати лет, привели к его конгениальности и укреплению тесного творческого союза, взаимному уважению и пониманию дирижёра и музыкантов. Караян хорошо знал, что в музыке мелочей не бывает. Маэстро находил подход к каждому члену коллектива – для него все были важны. За напряжённые, кропотливые, порой изматывающие репетиции, где тщательно отрабатывались каждая нота, каждый оттенок, оркестранты могли недолюбливать дирижёра. Но, вместе с тем, такое отношение Караяна восхищало музыкантов, и они отвечали ему благодарностью в работе. Именно благодаря этому, между музыкантами берлинского оркестра и дирижёром царило феноменальное взаимопонимание. Оркестр и солисты стабильно демонстрировали страсть и лёгкость исполнения на всех концертах, в которых они принимали участие, независимо от уровня мероприятия. Такой подход явился показателем высочайшего профессионализма гениального музыканта и дирижёра Герберта фон Караяна.
Высокому мнению о дирижёре способствовало и то, что Караян давал возможность экономически улучшить жизнь оркестрантов, зарабатывая деньги от продажи пластинок, на которых стояло его имя. Временами отчисления от доходов фирм, занимающихся выпуском звукозаписей, добавляли дополнительные шестьдесят процентов к обычному жалованью музыкантов. Финансовая свобода, несомненно, способствовала также постоянному повышению исполнительского уровня Западноберлинского филармонического оркестра.
Зная о высокой профессиональной требовательности Караяна, о его нетерпимости ко всякому дилетантизму, можно было подумать, что он руководит оркестром как диктатор. Однако, такое мнение, во всех отношениях, ошибочно. У оркестрантов не было ощущения того, что дирижёр подавляет их художественные индивидуальности. Напротив, дисциплина, установленная Караяном, создавала все условия для того, чтобы музыканты могли наиболее полно раскрыть свои творческие устремления. Для всех Караян был только первым среди равных и не более того.
На репетициях Караян редко повышал голос и никогда не допускал резкости по отношению к музыкантам. Его высокий профессионализм вызывал огромное уважение у исполнителей. Караян всегда требовал от оркестра непринуждённого, самозабвенного воспроизведения, с глубоким проникновением в исполняемое сочинение и самоотдачей. Несмотря на тщательную репетиционную подготовку, концерты Герберта фон Караяна отличались естественностью и свободой, которые, несмотря на кажущуюся строгость поведения дирижёра за пультом, напрочь отвергали всякое проявление механического автоматизма.
Музыканты считали дирижёрский жест Караяна сосредоточенным, собирающим внимание как исполнителей, так и слушателей, призывая последних к собранности и полному погружению в произведение. Выразительные жесты дирижёра помогали ориентироваться в композиции и характере сочинения. Любовь дирижёра к записыванию своих выступлений и созданию фильмов на их основе позволяет нам, спустя многие годы с восхищением и с замиранием сердца, любоваться запечатлёнными мгновениями. При создании фильмов Караян был не только исполнителем, но и режиссёром. Каждый жест, каждый ракурс, поворот головы, движение рук им тщательно продумывались.
Герберт фон Караян, на протяжении 35 лет, практически, до последних дней своей жизни, руководил Берлинским филармоническим оркестром. Лишь в 1989 году он подал прошение об отставке по причине плохого здоровья, но тем не менее продолжал дирижировать оркестром до самой смерти. Герберт фон Караян скончался от инфаркта миокарда 16 июля 1989 года в том же городе, где и начал свой жизненный путь – в Зальцбурге. Исполнительское музыкальное наследие Герберта фон Караяна – совершенно уникальное и удивительное явление. Оно всегда будет служить великолепным учебным пособием для многих дирижёров современности и способствовать их профессиональному росту.
Список использованной литературы:
1. Бортновский В. Дирижёры мира. Минск: Харвест, 2007. 272 с.
2. Робинсон Пол. Караян: перевод с английского / Пол Робинсон; вступ. ст. И. Ф. Бэлзы; комментарии В. Н. Серебрякова. М.: Прогресс, 1981. 168 с.
© Шутова Е., 2021

Похожие темы


Жирафка
А мне посчастливилось вновь принять участие в качестве редактора и корректора. Столько интересного узнала. Начиная с того, что впервые услышала имя дирижёра. А потом когда стала читать то, что находила в интернете. Жалко, что этого уже нельзя было добавить. Формат статьи не позволял как по теме, так и по размеру. Так что просто поучаствовала в увеличении процента оригинальности статьи. И он дошёл до 97 или 98 уже и не помню.
 Хорошо, что я поучилась на копирайтера. Просто для интереса, но навык полезный. Интересно, что Катя брала материал из книг а не статей в интернете. Читала их долго и вдумчиво, переосмысливала, обсуждала свои мысли с преподавателями. Я понимаю с научным руководителем обсуждать но она и к другим подходила.

Шеф
Татьяна, отличный слог у Кати! Поздравляю!

Valerka
Начиная с того, что впервые услышала имя композитора.
Я, честно говоря, не знаю, был ли Караян композитором, но как дирижер он был гений. Его «руку» всегда можно узнать. Ни с кем не перепутаешь. Жаль, что таких дирижеров больше нет. У меня загружена в телефоне классика именно в Караяновской интерпретации.
 
И загружены soundtrack к фильмам, которые написал Ханс Зиммер. Я считаю его мощным композитором, но он работает в связке с другими.
А Катюша молодец!!

Madison
Катя брала материал из книг а не статей в интернете. Читала их долго и вдумчиво, переосмысливала, обсуждала свои мысли с преподавателями
Молодец девочка! Пусть она достигнет всего, что задумано! И, конечно же, здоровья ей и Вам, Татьяна!

Жирафка
Я, честно говоря, не знаю, был ли Караян композитором, но как дирижер он был гений.
Конечно же, дирижёр. Я описалась. Я, в процессе, заинтересовалась и читала только интернетные материалы. так понравилось. Можно было бы целую конференцию провести по его творчеству.





отличный слог у Кати
Сколько раз, в процессе, думали как же изменить, перестроить предложение, чтобы хорошо читалось и. при проверке. уменьшить процент «воды» и «заспамленности». Ну сколько вариантов может быть оркестру, дирижёру и просто имени?





Пусть она достигнет всего, что задумано!
Тоже об этом мечтаю. А задумано много



Интересное в разделе «Про музыку, учёбу, похудение и не только...»

Постные блюда

Новое