🔎
*once
Вот что прислали:

(пришлось копировать через несколько приложений, могут быть ошибки – «исправления» разных редакторов и т. д., некогда перепроверять, копирую как есть, прошу прощения).

ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ НОРМА СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Миммельштой и цыцкариджа»

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
Мои ученики – это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов – из Москвы, например – их специально привозят к нам на занятия.

Социальный срез – средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение – 10 занятий – у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самыеэлементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т. д.

При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, – приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там – какой-то «кругозор» – подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.

В старшей группе из 15 человек (возраст 14 – 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин»,» непослушный», «тот, кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет – именно так – брет сумашчего» или просто «не знаю» – ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.

Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и т. д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».

На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание – пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».

Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто».

О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за " Добрыню» проголосовал учащийся из средней группы – 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим – разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать – у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»,» нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой – слышал только, что он «песни поет», а когда он жил узнать у него невозможно, т. к. на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно... я не знаю...», а на попытку установить, что это за зверь такой «революция» только пожимает плечами.

Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.

Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» – «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то... не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?». Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки», а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель.

Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп»,» Майдельшталь», «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто – кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант – «Пахто»), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной – «Палафель»).

Есть миф, что, мол «дети» («детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию – большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.

Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.

А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии – Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.

А один написал, что нет такого народа – «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это «бочка на воде» из двух вариантов ответа он сделал один.

Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет – с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве – Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: «мусульмане», «книга», «деньги», карант», «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т. д. А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).

В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».

Наташа Романова


Школьное образование деградирует! Или нет?

Ещё много «смешного» нам рассказывает моя тётя-преподаватель русского языка и литературы. Ситуация с грамотностью и кругозором – катастрофическая, по-моему.
Так что, пусть «неэлитные неснобы» делают, что хотят, а я буду заниматься со своим сыном русским языком, сама буду заново учиться, буду исправлять наши ошибки, буду объяснять значения непонятных слов, хоть ему и пяти ещё нет! Каждый день с ним и сейчас учим по новому слову: плетень, кипенный-кипень, пунцовый, багряный и т. д. Встречаем новые слова в сказках, рассказах, стихах, обсуждаем, смотрим в словарях этимологию. Сама узнаю столько нового, интересного, что даже азарт появился!



Поделиться...
*Erhan
Как-то с трудом верится, что питерские школьники не знают с кем была война, Цоя и столицу Эстонии. Может, это курсы для особо отстающих детей?
*Анна1957
dopleta, Tricia – я, как всегда, полностью с вами согласна. Будем оставаться в меньшинстве.
*Igrig
Цитата: Tricia
Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель.
Успокаивает, что хотя бы в логике им не откажешь!
А про «Пухто» к величайшему своему стыду я узнал только сейчас... Это почище поребрика будет!
*Chardonnay
Цитата: Erhan
школьники не знают с кем была война, Цоя и столицу Эстонии.
Действительно, уровень знаний резко упал. И сильнее стало разделение по уровню знаний.
*Rada-dms
Меня, наверное, сейчас здесь загрызут, но если бы школьники хотя бы иногда смотрели телек, новости и канал Культура вместе со своими бабушками, они бы многое знали из указанного выше.
*Марика33
Rada-dms, Оля, никакой телек не заменит книгу. Источник знаний и развитие мозга дает только книга.
И, конечно, учитель, человек.
*Rada-dms
Марика33, Марина, конечно, Мариша, это бесспорная истина, согласна с тобой! Но хотя бы телек смотрели, там же всякие слова употребляют, фильмы исторические показывают, детей одаренных и приученных трудиться. Лексикон стал бы гораздо шире, чем усвоенный в телепузиках и комп. играх. Деградация идет абсолютная...
*Вит
Знания при желании и умении можно и нужно черпать из всех доступных источников. И телек – один из них, и довольно мощный. Только в наше время надо уметь выбирать там темы и передачи. К сожалению мерзости там хватает. И Rada-dms абсолютно права.
А книги тоже разные бывают. Я как то посмотрел, что читает мой крестник, который с папой пришли ко мне в гости. На чёрной обложке череп с костями и название... уже не помню, но что то о мертвецах. «Папаша, ты здурел?!! Что ты ребёнку подсовываешь?!»
«Да пусть хоть что нибудь читает» ответил несусветный папаша.
Я люблю смотреть или слушать (даже в фоновом режиме) тематические передачи. Заниматься своими делами и слушать. Услышу что-то интересное и уши сразу навострю. Именно из одной из таких передач я услышал что хотел выразить Малевич в своём «Чёрном квадрате». Поискал в интернете потверждение – фигушки! Умствований всяких разных много, но все они лишь версии.
... Поздно уже, спать пора.
*КроНа
Цитата: Вит
И телек – один из них, и довольно мощный. Только в наше время надо уметь выбирать там темы и передачи.
Цитата: Rada-dms
если бы школьники хотя бы иногда смотрели телек, новости и канал Культура вместе со своими бабушками, они бы многое знали из указанного выше.
Да мои ж вы хорошие!
Наконец-то я встретила единомышленников.
*Irgata
Цитата: Tricia
Наташа Романова
интересно бы на форуме пройти десяточек тех тестов для ребятишек.
Многие бы взрослые, и с советским еще образованием справились на 100% со всеми вопросами?





Кстати, иногда прохожу какой-то тест по угадыванию, а чаще именно так и бывает с заковыристыми словами, которые и в школе не учили, и в жизни не встречались, часто по наитию отмечаю правильный ответ.
Но, думаю, все-таки многолетнее чтение, т. е. захватывание слов именно через зрение всего подряд отложило в закоулках памяти разные ассоциации.
А то, что сейчас дети не читают, так и взрослые тоже за книгами не засиживаются.





Цитата: Вит
Я люблю смотреть или слушать (даже в фоновом режиме) тематические передачи.
грамотному письму по телеку не обучишься.
Знания об окружающем мире получишь, это да, и довольно быстрою
*Erhan
Цитата: Rada-dms

Деградация идет абсолютная...
А я опять против. Мой сын мне только что объяснил, что он думает о подобных статьях про «краткосрочные курсы», насколько репрезентативны такие выводы о грамотности и кругозоре на основании личного опыта преподавателя.
Объяснил, например, что тестом, в котором предлагаются фамилии Цукерман, Цукерберг и Цукерсон, преподаватели стараются запутать, а не выяснить, знают ли дети имя основателя. В науке подобные тесты недопустимы, так как пытаются подогнать результат под желаемый для экспериментатора вывод. А желательный вывод — какие они глупые, так как, если писать, что они умные, то это не так привлекает читателей.
И если дети не знают каких-то слов, то может эти слова устаревают и уже не так часто используются в быту. Согласно Гуглу, частота использования слова «иждивенец» — 39 раз на 300 млн.
И вообще, дайте этим детям 30 секунд свободы, и они найдут вам и столицу Эстонии и Мьянмы. В наше время важнее уметь быстро находить нужную информацию, а не держать всё в голове.

*Зебра
Индивидуальное занятие с репетитором из МГУ в этом году стоило 2 500 – 4 000 руб.
Цитата: Tricia
Обучение – 10 занятий – у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
Я не знаю какова средняя зарплата по Питеру, предположим, что 30 – 40 тысяч руб., получается, 1 групповое, не индивидуальное занятие на этих курсах стоит приблизительно 3 000 – 4 000 руб. Наверное, на этих курсах какая-то своя особенная, ценная методика, раз родители готовы платить такие немалые деньги, и даже специально привозят школьников из других городов! Но на последнем занятии за 4 т. р. детей ещё раз, из любопытства, для какой-то своей внутренней статистики, тестируют, вместо того, чтобы провести полноценный урок, применив свою необыкновенную методику. Очень, очень странно. Эти дети и (или) их родители в полной мере осознают провалы в своем образовании, иначе бы они не пришли на эти курсы за много денег, в надежде хоть немного исправить положение. Получается, оплатили 10 занятий, а получили 9. Непонятно.
Почему образование в школах и все-превсе так резко упало? В школах преподают, а на работах работают, в телевизоре в частности, люди, получившие образование в Советском Союзе. Так кто виноват? Бестолковая ленивая молодежь? Или все-таки мы (и в общем, и в частности)?

P.S. Почему-то мне стало неприятно от этих куров.

P.P.S. Tricia, не принимайте на свой личный счет. Вы мне очень, очень нравитесь.
*Зебра
Регулярно в метро наблюдаю, как взрослые тети и дяди играются в смартфонах, смотрят видосики или кино, а молодежь с книгами...
Нормально все с молодежью, как и 10, 20, 30, 50 лет назад. Есть бездари, лентяи, хамы, а есть талантливые, пытливые, трудолюбивые.
*Erhan
Детей на выходе тестируют, но этот тест ни на что не влияет и детям совершенно неважен. Так кто же будет стараться? А то ещё из вредности напишет, что Украина — столица Эстонии.
*Rada-dms
Цитата: Erhan
В наше время важнее уметь быстро находить нужную информацию, а не держать всё в голове.
Найти легко, но не запомнить и не усвоить материал в системе координат целостной картины мира.
Не получить нужную оценку события, сформированную специалистом. Об этом уже давно трубят и преподаватели, и психологи. Быстрый доступ к информации для несформироыанного молодого человека и благо, и вред.
Отключите инет для таких детей, и все, кранты...
Я сейчас вижу два тенденции. Родители детьми или до одури «занимаются», или вообще отпускают на вольные хлеба.
*Tricia
Цитата: Вит
Знания при желании и умении можно и нужно черпать из всех доступных источников
И телевизор, и Интернет с Ютьюбом, и иже с ними – это тоже кладезь знаний, но погребённый под кучей мусора.
Задача родителей и учителей научить учиться, научить правильно искать информацию, отсеивать мусор, мерзость и пакость, обман вольный и невольный. Если уж не каждый взрослый это умеет, как с этим справиться детям?
Прошло то время, когда можно было отдать ребёнка в дет. сад, школу, в «систему», и спокойно пойти на работу. Теперь это личное дело родителя, каковы будут кругозор и уровень знаний у ребёнка.
Вот и выходит, что родители с себя должны начать обучение, чтобы было что детям дать. Иначе вырастут стоеросовые пни. А они уже наросли, заколосились, скоро своих детушек заведут и будут про «элитность» и избыточность правил русского языка и им рассказывать. Закономерный итог, к сожалению.
Грамотность, эрудированность, кругозор каждого отдельного человека – это не прихоть экзальтрованного неформала от филологии, как принято сейчас считать и чем принято сейчас попрекать. Это личная «гигиена» мыслей и их выражения, отражение души человека, характера через призму языка.
К человеку в грязной одежде, с немытым телом мы относимся соответствующе – неприятны нам такие люди. Никого это не удивляет, наоборот, люди солидарны. А кому-то неприятны люди сквернословящие, косноязычные, безграмотные. И народ вокруг уже не солидарен, попробуй сделать замечание – «запинают» всем миром, «типа, больно умный выискался». За то, что пытались поддерживать чистоту и красоту родного языка, чтобы хоть что-то детям нашим от той красоты осталось.
Тема какая-то упадническая, никого нам не убедить, только самим молоко в масло лапками сбивать.
*Rada-dms
Tricia, согласна с каждым словом! Ничто не мешает даже не слишком грамотным людям присмотреться и прислушаться к грамотным людям, чтобы хотя бы немного подтянуть свои пробелы. Это же нормальное состояние для человека – развитие и самосовершенствование, было бы желание, ведь мозги тренировать всегда полезно, в любом возрасте.
Кстати, сквернословие чрезмерное бывает признаком нехороших процессов в головном мозге, так же как нетерпимость и желчность. Не говорю уже о ментальном вреде...
Ой, я ушла-ушла отсюда, извините, если что не по теме!
*Tricia
Цитата: Зебра
Tricia, не принимайте на свой личный счет
Это не моя статья, я использовала её как пример того, каков может быть результат обучения даже среди детей из благополучных, нормально обеспеченных семей.
И не понимаю, зачем здесь экономические выкладки, кто сколько денег заплатил и какую услугу получил. Разве об этом речь?
Не важно вообще, чему на тех курсах учат, хоть макраме или экономике. Плюс одна лекция по экономике не расширит кругозор!
Грустно и страшно от того, что людей с таким уровнем знаний становится всё больше и больше. А начиналось с того, что упростили программы школьные, деткам же сложно, уменьшили часы русского/литературы/географии/биологии/истории (нужное вписать). И много других «радостей» и «улучшений».
И вот итог. Грустно, но ожидаемо.
*vatruska
Опять...
Ну да... деградирует... Вам легче стало?
Введение электронных журналов вместо того, чтобы облегчить работу, только все усугубило. Чтобы журнал выставил четвертную оценку надо не менее 3 отметок в четверти, что у нас в школах с посещаемостью твориться в курсе наверное все. Учителям волей-неволей приходится давать тесты, а учитывая нагрузку, тесты такие, чтобы их можно было быстро проверить..
Далее, если кто не в курсе, учителей за двойки ПРЕССУЮТ! И неважно, что этот конкретный цветок жизни просто вообще на школу забил – двоек быть не должно! А сейчас еще и за тройки взялись...
Если раньше учителя хотя бы за лето хоть как-то психически и физически восстанавливались, то в этом году – фиг вам! Почти все лето строчили отчеты по всему что можно, а осенью еще и проверочные работы пошли, хотя что там после дистанционки можно было проверять!!!
Вчера в комсомолке на статью наткнулась, смысл статьи – позор что дети-инвалиды не могут учиться со здоровыми детьми! Давайте всех инвалидов в общеобразовательные школы отправим! Видимо расходы на содержание спецшкол покоя не дают. А то что школы надо специально адаптировать, нужен специальный персонал и медицинский в том числе, специальное питание – это никого не волнует. Учителя, они двужильные, вывезут...
Наш лицей считался одним из лучших в районе... был когда-то... сейчас почти все учителя высшей категории уволились, молодежь даже четверть не всегда дорабатывает – ломаются на дебильных отчетах и горах тетрадок для проверки, которые нельзя отложить – журнал закрывают на следующий день.
И Вы еще хотите чтобы образование было хорошым? Ню-ню....

Все рецепты

Масленица 2021

Еще рецепты блинов
* *

Новые сообщения