Из Вятки в Карелию

◄ Назад 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 Вперед ►
Tatyana1103
Среда, 09 октября 2019 года, 12:32 | Из Вятки в Карелию

Цитата: gawala от Среда, 09 октября 2019 года, 12:14
Много нового узнаешь из таких репортажей..
Галина, очень приятно от тебя слышать такие слова

Из Вятки в Карелию

Вечером выложу картины Кронида Гоголева, заходите уверяю вас, что есть на что посмотреть

клубничка
Среда, 09 октября 2019 года, 18:21 | Из Вятки в Карелию

Танюша, все таки надеюсь на твоё путешествие в Усть-Кубенское! Представляю сколько нового узнаю об этом удивительном месте! А если ещё и в праздник лодки!!!
Tatyana1103
Среда, 09 октября 2019 года, 21:31 | Из Вятки в Карелию

Из Вятки в Карелию

Музей творческих работ Кронида Александровича Гоголева существует с 2013 года и находится в старом здании, которое было построено финнами в 1899 году (я про него рассказала на обзорной экскурсии по городу). Весь комплекс посвящён уникальному искусству - мастерской резьбе по дереву и почти полностью состоит из полотен, созданных карельским художником Гоголевым. В картинах искусник и основатель выставки использовал темы северной карельской природы, религии и человеческого бытия. Интересно, что мастер картин применял необычный способ резьбы по дереву - монолитный, то есть каждая работа, включая обрамление, была вырезана из цельного куска древесины. В отдельных помещениях музея часто организовываются выставки с работами других мастеров - резчиков по дереву. Также в залах музея проводятся лекции и мастер-классы.
В Сортавале Гоголев прожил более полувека, и неудивительно, что он создал много работ с образами города и карельского эпоса «Калевала».

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Работы Кронида Гоголева представляют собой ярчайший калейдоскоп красот земли русской. Они настолько детально проработаны, что на изучение одной картины может уйти несколько часов, но нам пора на Валаам.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Продолжение экскурсии «Валаам + Рускеала с посещением водопадов Северного Приладожья и Сортавала»
Irinap
Четверг, 10 октября 2019 года, 10:27 | Из Вятки в Карелию

Талантище
gala10
Четверг, 10 октября 2019 года, 11:00 | Из Вятки в Карелию

Танечка, спасибо. Безумная красота!
gawala
Четверг, 10 октября 2019 года, 11:01 | Из Вятки в Карелию

Красота!
Tatyana1103
Четверг, 10 октября 2019 года, 12:58 | Из Вятки в Карелию

Irinap-Ирина, gala10-Галина, gawala-Галина, девочки рада, что работы Кронида Гоголева вам понравились. Картины тоже написаны им, а деревянные вырезаны из целого куска дерева вместе с рамкой и, что самое главное, нет ни одной наклеенной детали, только резка - как плетение кружева, малейшая ошибка и можно всё испортить. Титанический труд

Борьковна
Четверг, 10 октября 2019 года, 14:30 | Из Вятки в Карелию

Танечка, спасибо, спасибо, спасибо... Полтора часа чтения и рассматривание фото прошли как время для души. А ведь просмотрены были только последние две страницы. Остальное раньше читала и просматривала, очень нравятся твои темы. Благодаря тебе побывала там, где воевал мой дедушка в зимней войне, вспомнила детство опять и шикарную карельскую природу. А от шедевров Кронида Гоголева..ну просто слов не находится. Насколько велик был человек, что дано было такие шедевры создавать...
Tatyana1103
Четверг, 10 октября 2019 года, 16:18 | Из Вятки в Карелию

Леночка
Я всегда знала, что есть такой край - Карелия, т.к. соседи моей мамы родом с тех мест, эвакуированы в 1941 году вместе с деревообрабатывающим комбинатом из Петрозаводска. Во время финской войны там воевал брат моей бабушки, кадровый военный, прошедший три войны. Что это край лесов, озёр и камней, где есть Валаам, Кижи и Соловецкие острова, вот пожалуй и всё. Юг Карелии мы увидели собственными глазами, а вот до Соловков так и не добрались, но если Бог даст обязательно туда съездим.
Цитата: Борьковна от Четверг, 10 октября 2019 года, 14:30
Благодаря тебе побывала там, где воевал мой дедушка в зимней войне, вспомнила детство опять и шикарную карельскую природу.

Хочу немного рассказать про войну между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года.
Как нам рассказывали местные жители и экскурсоводы.
Понимая, что большая война с Германией неизбежна, Сталин стремился защитить Ленинград, который с территории Финляндии мог обстреливаться артиллерией. Поэтому была задача отодвинуть границу севернее. Для мирного решения вопроса советская сторона предлагала Финляндии земли Карелии взамен передвижения границы на Карельском перешейке, но любые попытки диалога финнами пресекались. Они договариваться не желали.
Поэтому была провокация, подготовленная НКВД (кто-то, кого-то, где-то обстрелял), в результате которой и началась советско-финская война. Финнов было значительно меньше, но они были в своей среде, отлично подготовлены, с железной дисциплиной, прекрасно ходили на лыжах, носили маскировочную одежду, минировали все, что только возможно. По лесам ими были проложены извилистые тропы, чтобы при отступлении никто не мог выстрелить им в спину, много таких дорожек сохранились и по сей день (нам их показывали). Вырастали словно из под земли, наносили молниеносный удар и так же быстро растворялись.
Русские совершенно не были готовы к этой войне, большие пробелы с организацией, дисциплиной и др., отсюда и такие огромные потери. Но всё же финны поняли, что им не удержать армию, превосходящую их в разы, война закончилась подписанием мирного договора, одним из условий которого было "Финляндия переносит границу на 90 км от Ленинграда".


Природы будет ещё много
marika33
Четверг, 10 октября 2019 года, 17:23 | Из Вятки в Карелию

Татьяна, великолепные ювелирные работы! Спасибо, что познакомила с таким самородком!
Tatyana1103
Четверг, 10 октября 2019 года, 17:45 | Из Вятки в Карелию

Цитата: marika33 от Четверг, 10 октября 2019 года, 17:23
Спасибо, что познакомила с таким самородком!
Работ очень много, сколько смогла показала, жаль времени на посещение выставки выделили немного
Tatyana1103
Четверг, 17 октября 2019 года, 14:14 | Из Вятки в Карелию

Пришло время отправиться на Валлам.

Из Вятки в Карелию

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла».

Из Вятки в Карелию

У пристани Сортавала установлено много информационных стендов с интересной информацией о Валааме. Успела сфотографировать только парочку. Прочтите, возможно откроете для себя что-то новое.

Из Вятки в Карелию

На причале толчея, т.к. скопилось много групп, но мы первые, а вот и наш метеор.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Посадку проводит сам капитан строго по спискам и по бейджикам. Т.к. на посадку мы были первыми, то успели занять места в самом начале кометы

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

От Сортавалы до Валаама 42 км, что занимает 50 минут по времени. Проходим скалистые берега и Ладожские шхеры (мелкие скалистые острова, разделенные многочисленными проливами).

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Выходим на просторы Ладоги. Погода чудесная, от воды невозможно оторвать взгляд, вся поверхность озера переливается словно кто-то рассыпал серебро.
Ладожское озеро – это один из крупнейших в Европе пресных водоёмов. Его площадь около 18 000 кв.км., максимальная глубина – 233 м. В озеро впадают 35 рек, а вытекает из него только Нева. Ладожское озеро образовалось от удара крупного метеорита 40 тысяч лет назад. Метеорит имел в поперечнике примерно 11 километров и образовал кратер, который и стал глубоководной частью озера.

Из Вятки в Карелию

Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера. Общая площадь архипелага 36 кв. км., береговая линия более 150 км, высота островов достигает до 70 метров над уровнем моря. Остров Валаам – самый большой по площади (28,45 кв. км.), его длина – 9,6 км, ширина – 7,8 км.

Из Вятки в Карелию

Купола и колокольня Спасо-Преображенского собора видны далеко с Ладоги. Справа Никольская церковь которая служит ориентиром для входа в Монастырскую бухту.

Из Вятки в Карелию

Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.
Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия. А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.
Монашеская жизнь возродилась в 1989 году. Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников.

Из Вятки в Карелию

Входим в Монастырскую бухту. У самого входа в бухту находится Никольский скит, расположенный на острове который именуется по названию скита – Никольский.
Всех приплывающих встречает храм во имя св. Николая Мирликийского, покровителя плавающих и путешествующих, молитвами которого освящается водная стихия.
Когда-то Никольский остров назывался Крестовый, потому что издавна здесь, на месте нынешней церкви, был поставлен Поклонный крест служивший ориентиром для судов и напоминающий путешественникам о святости Валаамской земли. В 1809 году на месте креста была построена каменная часовня Святителя Николая. В часовне по традиции были выложены большие окна, и в одной из них задумали поместить мощный фонарь, так часовня стала маяком. И все, кто плыл по Ладоге на кораблях и шел по льду пешком, имели ориентиром эту дивную часовню.

Одна из грустных страниц истории Валаама рассказывает о том, что холодными лютыми зимами тысячи карел шли по заснеженному льду Ладоги на свет этого маяка в монастырскую обитель, ища приюта и пропитания. Нередко зимой находили замерзших нищих людей, которые шли к Валааму по льду, и не доходя до света маяка, гибли прямо посреди пустынного озера.


Из Вятки в Карелию

На месте часовни в 1853 году, ориентируясь на зодчество Древней Руси, построили церковь Николая Чудотворца. Прототипом Никольской церкви явились московские храмы XV-XVI веков. Это восьмёрки, увенчанные шатром с золоченой главкой. К зданию была пристроена звонница, украшенная кокошниками.

Из Вятки в Карелию

На Никольском острове раньше находилась таможня-проверяли всех, кто прибывает и какие товары привозит. Монастырский устав строго воспрещал ввозить табак и спиртное.
Иноки Никольского скита привозили почву и, укрепив ее подпорками, развели фруктовый сад, высадили клены, ясени, сирень.

Ещё на острове есть двухэтажный Братский корпус, его не видно с воды, в нём с пятидесятых до восьмидесятых содержались психически больные, доступ в это время на остров был строго по пропускам. В эти же годы было всё порушено и разграблено, утрачены безвозвратно многие иконы.
18 августа 1998 года, после реставрации, храм был вновь освящен патриархом Алексием II.


Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

С основным островом Валаамом и Центральной усадьбой Никольский скит соединён дорогой, длиной около полутора километров, которая проходит через несколько островов, в том числе, через остров с названием «Монастырский». Все острова на пути соединены друг с другом деревянными мостиками.
На Монастырском острове находится часовня в честь Всех Валамских святых. Она выполнена в традициях северного деревянного зодчества.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Раньше, когда мостков не было, добраться до Никольского скита можно было только по воде.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

У подножья Cпасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря на выступающей в Монастырскую бухту скале расположена небольшая, весьма изящная, утопающая в зелени окружающих ее деревьев, деревянная шатровая часовня Покрова Пресвятой Богородицы.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Вот и причал с пришвартованными кометами, а справа трёхпалубный «Адмирал Кузнецов». Вообще-то большие теплоходы швартуются в другой бухте, а этот используется как гостиница.


Ильмирушка
Четверг, 17 октября 2019 года, 15:20 | Из Вятки в Карелию

Татьяна, спасибо за прогулку
Tatyana1103
Четверг, 17 октября 2019 года, 15:23 | Из Вятки в Карелию

Ильмира, заходи ещё, буду рада видеть
gawala
Четверг, 17 октября 2019 года, 15:30 | Из Вятки в Карелию

Очень интересно.Спасибо Татьян!
Tatyana1103
Четверг, 17 октября 2019 года, 16:18 | Из Вятки в Карелию

Галина, на здоровье Только медленно продвигается т.к. перед тем как выставить фотографии, приходится практически у каждой уменьшать разрешение, а это всё время, которого катастрофически не хватает
Таньча
Пятница, 18 октября 2019 года, 07:06 | Из Вятки в Карелию

Танюша, спасибо! Жду продолжения.
Tatyana1103
Воскресенье, 20 октября 2019 года, 22:32 | Из Вятки в Карелию

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь.
Современные историки датируют упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валлам апостол Андрей Первозданный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозданный, просвятитель скифов и предков славян, прибыл из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем – Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом.
Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман – греческие священноиноки, пришедшие « от восточных стран».
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века.
К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к раззорению и запустению острова. С 1611 года Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции.
Северная война (1700-1721) вернула России Валаам. В 1715 году Пётр I издал указ о восстановлении Валаамской обители.
Императрица Елизавета Петровна так же прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.
В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.
После революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, что позволило на время сохранить обитель. Финляндия укрепляла свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на остравах велись интенсивные фортификационные работы.
Финляндская православная церковь – новостильная, приняла западную Пасхалию, вынудив и Валамский монастырь перейти с Юлианского на Григорианский календарь. Переход в 1920-е годы на новый стиль был причиной разрушения единства Валаама. В конце-концов монахи – старостильщики выехали из Валаама в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.
После советско-финской войны (1939-1940) монахи, принявшие финское подданство, покинули острова и открыли новый монастырь на территории Финляндии, назвав его – Новый Валаам. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь.
19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. На острове создали школу боцманов, а затем и юнг, а в 1941 году они все были направлены на оборону Ленинграда.
В 1949 году на острове был создан совхоз. Стремительно, буквально за несколько десятилетий, беспошадно было разрушено то, что создавалось веками. В Спасо-Преображенском соборе из-за конденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред мощами великих Валаамскихп подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. На кирпичи разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как лгкодоступное топливо. Председатель сельсовета сжигал старые церковные книги и иконы …
С 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами.
В 1979 году на территории острова организован музей-заповедник.
Конец 80-х годов стал первым этапом в востановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. Прибыли первые шесть насельников.
С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, т.е. он перешёл в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексия II.
Взрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы.


Из Вятки в Карелию

Пришвартовавшись под стенами монастыря, мы выходим на причал.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» на монастырском причале, где нас уже поджидал проводник по святым местам. Эта часовня была построена в 1896 году в память о посещении Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем – третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освещении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валааамского кирпича с колоннами из красного и чёрного гранита на сером чистотёсанном гранитном цоколе.

Из Вятки в Карелию

Высадившись с кометы на причале в Монастырской бухте Валаама, мы оказались у подножия горы Фавор, которая поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх по лестнице в 62 ступени. Многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Из Вятки в Карелию

А это уже вид сверху на кусочек монастырского сада. Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

Из Вятки в Карелию

Если присмотреться, то видны яблони с красными и зелёными яблоками.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В парке перед монастырём Знаменская часовня, построенная в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи в 1858 г., о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.
Внутри часовни икона Знамения Пресвятой Богородицы, с обратной стороны мозаичная икона св. Александра Невского.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

От часовни прекрасно просматривается монастырь со Спасо-Преображенским собором.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Комплекс монастыря имеет два, встроенных друг в друга, прямоугольника зданий – монастырское каре. Это фрагмент внешнего каре и купола Преображенского собора. Внешнее каре монастыря представляет в плане замкнутый четырёхугольник. Строилось каре с 1801 по 1838 год и неоднократно перестраивалось.

Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Через главный вход «Святые врата» проходим к внутреннему каре монастыря.
Над Святыми вратами Петропавловская церковь.
Даты рождения монастыря указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век. Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался (жил) преподобный Герман Аляскинский, которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке.
По единому плану монастырь начал застраиваться в конце XVIII века. Комплекс Центральной усадьбы был сформирован в XVIII-XIX вв.

Из Вятки в Карелию

Церковь св. ап. Петра и Павла со стороны внутреннего двора, в окнах отражается колокольня Преображенского собора.
Церковь построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века. Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.
Сейчас церковь уже полностью восстановлена.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Над Святыми вратами с внутренней стороны – Иверская икона Божьей Матери.

Из Вятки в Карелию

Идём направо вдоль внутреннего каре, чтобы лучше рассмотреть Спасо-Преображенский собор.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Перед нами южный фасад Преображенского собора, слева его колокольня, а пред ней видна небольшая часть церкви Валаамской иконы Божьей Матери с чёрной главкой. Точнее фрагмент её алтарной части с иконой Валаамской Божией Матерью. Церковь была построена в 1793 году, изначально освещена во имя святителя Николая. В 1897 году здесь была обретена Чудотворная Валаамская икона Божьей Матери.

Из Вятки в Карелию

Спасо-Преображенский собор построен в 1887-1896 годах. Авторы проекта архитекторы А.Я.Силин и Г.И.Карпов, работы велись под руководством академика архитектуры Н.Д.Прокофьева. Это третий по счёту Спасо-Преображенский собор в монастыре. Предыдущие были разрушены во время военных действий.
Длина собора 50 метров, ширина – 30 м, высота – 42 м. Четырёхугольный в плане пятиглавый собор имеет два этажа. Нижняя церковь освящена во имя св.Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, здесь под спудом покоятся их мощи. Верхний храм освящён во имя Преображения Господня.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

С запада к Спасо-Преображенскому собору примыкает пятиярусная колокольня высотой 72 м. Она покрыта шатровой кровлей, которую венчает главка оригинальной формы на глухом восьмигранном барабане.

Из Вятки в Карелию

Чтобы посмотреть алтарную часть собора нужно выйти за наружное каре (для этого есть проход в стене). Вдали здание библиотеки (1801-1837 гг.)
Это восточная часть монастыря, с этой стороны находится большой аптекарский сад и растут красивые цветы.

Из Вятки в Карелию

Вдоль внутреннего каре возвращаемся к Святым вратам. Напротив которых во внутреннем каре находится проход к святая святых, к сердцу монастыря – Спасо-Преображенскому собору.

Из Вятки в Карелию

Над проходом мозаичная икона Спасителя. В проходе скамьи с юбками и платками, без этого дальше нельзя – этого своего рода «дресс код».
В Посланиях апостола Павла написаны такие слова:
«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)
Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Бронзовый памятник на высоком гранитном постаменте установлен в память о 15-ом патриархе Московском и Всея Руси Алексии II, сделавшим очень многое для Русской Православной Церкви вообще, и для возрождения монастыря в частности. На постаменте укреплена бронзовая копия посоха патриарха.

11 июля 2009 г. бюст освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Церемония прошла в дни престольного праздника Валаамской обители - день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, в рамках которых был открыт музей Валаама, названный в честь Святейшего Алексия Второго. Ведь именно благодаря Патриарху началось возрождение этой обители. Накануне открытия музея остров посетил председатель Правительства России Владимир Путин в рамках своего рабочего визита в Республику Карелия. Праздничные мероприятия возглавил прибывший на Валаам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Из Вятки в Карелию

Образ Валаамской Божьей Матери.
Икона Валаамской Божьей Матери находится в Спасо-Преображенском соборе – это одна из самых значимых для Российского государства святынь. Её считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Местные монахи рассказывали о видениях, произошедших в начале XX века. В них Богородица молила Спасителя не оставлять без заступничества Россию.
К иконе Валаамской Божьей Матери приходят много людей, чтобы попросить у неё помощи и защиты. Она помогает:
вернуть физическое здоровье;
избавиться от различных зависимостей;
укрепить душевное здоровье;
преодолеть искушения и укрепить веру;
в зачатии, беременности и удачных родах;
обрести семейное счастье и взаимопонимание;
принимать важные решения и достигать поставленных целей.
Кроме этого, у Валаамской Богородицы просят защиты для воинов, исполняющих свой долг.


Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции - по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.
Внутри храма фотографировать запрещено, поэтому покажу вам кое что под спойлером.

Как я уже говорила, что в соборе два храма: нижний – куда мы попадаем сразу после входа, очень скромный и верхний – просто роскошь.
Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. В год десятилетия возобновления монашеской жизни на Валааме эта икона мироточила.
Из Вятки в Карелию
Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус. Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом, – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой. После разграбления крестоносцами Константинополя икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня.
Из Вятки в Карелию
Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.
19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.


Из Вятки в Карелию

Попили святой водицы, поставили свечки, полюбовались убранством храма и отправились в трапезную на обед, скорее уже на ужин, т.к. времени уже пять часов вечера.
В трапезной стояли четыре ряда длинных столов с деревянными скамьями по обе стороны. Одни группы уходили, другие подходили, как по конвейеру. Еда была довольно скромной, монастырской: тарелка салата из свежих огурцов на шесть человек, горячий овощной суп в кастрюльке, кусочек белой рыбы с рисом и печенька с чаем. Нам вполне хватило, но некоторые высказывали своё недовольство, что остались голодными, хотя заранее всех предупреждали, что многого не стоит ждать ведь это монастырь, а не ресторан, да ещё и пост шёл.

Из Вятки в Карелию

После обеда спустились на причал, т.к. на этом экскурсия не закончилась, впереди ещё много интересного. Пока ждали всех заглянули в нижний сад, где продавали сувениры и Валаамские пряники, а также огромные пироги с форелью горячего копчения, порезанные на кусочки, купили несколько, т.к. перекусов больше не предполагалось, а возвращение в Петрозаводк планировалось не раньше полуночи.


Валаамский рыбный пирог (Tatyana1103)

Из Вятки в Карелию

Продолжение про Валаам
Tatyana1103
Понедельник, 21 октября 2019 года, 23:31 | Из Вятки в Карелию

Из Вятки в Карелию
Научи меня, Боже любить
Всем умом Тебя, всем помышлением,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердцем биеньем.

Научи меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже любить!


Константин Константинович Романов (Великий Князь)
4 сентября 1886 г.


Из Вятки в Карелию
Следующее место на Валааме куда мы направляемся - это Воскресенский скит, так же его называют Красный скит и Новоиерусалимский.

Tatyana1103
Среда, 23 октября 2019 года, 13:41 | Из Вятки в Карелию

Воскресенский скит едва ли не самый важный на Валааме, потому что именно на месте его основания получила начало духовная жизнь острова. Осюда началась история православной Карелии.

Из Вятки в Карелию

От Спасо-Преображенского монастыря до Воскресенского скита проложена через остров дорога протяжённостью 6 км, но т.к. наш выезд на Валаам из Сортавала был с приличной задержкой нас доставили из Монастырской бухты к Воскресенскому скиту на комете по Ладоге.

Из Вятки в Карелию

Покинув Монастырскую бухту, вдали ещё видна церковь Николая Чудотворца на Никольском острове, направляемся в Никоновскую бухту к Воскресенскому скиту.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Большая Никоновская бухта - одна из лучших пристаней на Ладоге - главная гавань Валаама. В Никоновской бухте швартуются большие круизные теплоходы. Бухта достаточно просторная и имеет два входа, что позволяет четырёхпалубным теплоходам швартоваться и выходить без разворота на тесной акватории. Когда мы подходили на причале уже стоял красавец четырёхпалубник «Лебединое озеро». Мы его на следующий день в Кижах видели.
Никоновской бухта называется потому, что в 18-м и 19-м веках здесь подвизался монах по имени Никон, он жил в пещере неподалёку.

Из Вятки в Карелию

На вершине горы, в окружении высоких сосен, видны яркие красные здания Вознесенского скита.
Существует легенда о том, как апостол Андрей Первозданный принёс на эти земли христианство и в знак этого воздвиг каменный крест (или апостольский жезл) – как раз в том месте, где сейчас возвышается скит, а когда-то была воздвигнута часовня.
В 90-е годы XIX века монастырское начальство решило вместо часовни построить храм Андрея Первозванного.

План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В.И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 года начали класть стены. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси) Сергий (Страгородский), храм вновь освящён 18 августа 2005 г. Святейшим Патриархом Алексием II).


Из Вятки в Карелию

К входу в храм Воскресения Христова, являющегося доминантой в архитектурном ансамбле скита, ведёт 50-ти ступенчатая лестница.
С самого начала храм был задуман по принципу контраста: верхний храм, во имя Воскресения Христова - торжественный, светлый, полный ликования, вселяет надежду; нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному - скорбный и печальный, призывает к покаянию и очищению.

Из Вятки в Карелию

В нижнюю подвальную церковь во имя апостола Андрея Первозданного ведут деревянные двери, украшенные резьбой.

Из Вятки в Карелию

Сам вход выделен двумя гранитными, мастерски вытесанными колоннами, приставленными к стене, поддерживающими расчленённый, фигурной формы фронтон.

Из Вятки в Карелию
Нижний храм устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии.
Войдя в храм, видишь мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского, на котором праведные Иосиф Аримафейский и Никодим помазали благовониями пречистое тело Господа Иисуса Христа и обвили его плащаницей, подготавливая к погребению.
Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же как и в Иерусалиме. Само слово «Кувуклия» используется в единственном месте на земле — в Храме Гроба Господня, где был погребен Спаситель для тридневного сна и где Он воскрес. Открывает Кувуклию придел Ангела с прообразом камня, на котором сидел Ангел Господень, возвестивший женам-мироносицам о Воскресении Христа. Главная святыня храма и всего Воскресенского скита — пещера Святого Гроба Господня. Здесь стоит «лавица» — подобие Иерусалимского каменного ложа, на котором покоилось тело Господа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения»: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир. Над камнем располагаются несколько лампад, одна из которых неугасимая.


Из Вятки в Карелию

Над нижней церковью находится церковь во имя Воскресения Христова, чтобы войти в неё, нужно от площадки перед ниж¬ней церковью по гранитной лестнице подняться на скитский двор. А потом еще раз подняться, уже по ступеням выразительного по архитектуре крыльца.

Из Вятки в Карелию

Привлекают внимание четыре его гранитные колонны с перекинутыми между ними арками, сложно прорисованный фронтон и небольшая висячая гирька между средними колоннами портика.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию


В верхнем храме хранятся редкие иконы, которые выразительно смотрятся на белых, обильно освящённых стенах. Но главную гордость представляет фарфоровый, двухярусный иконостас с изумрудной отделкой.
Контраст в убранстве верхнего и нижнего храмов не случаен, ведь они задумывались как дополняющие друг друга объекты-архитектурные служители общей идеи о победе жизни над смертью, добра над злом.


Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

С крыльца верхнего храма прекрасный вид на бухту, жаль нельзя забраться на колокольню, там виды ещё красивее.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Спускаемся на скитский двор. Интересно, что в пределах ограды нет древесных посадок, здесь растет только кустарник. Это связано с особенностями восприятия скита. Стоящие на вершине горы постройки снизу рас¬смотреть довольно трудно, а при подъеме в скит по лестнице удается увидеть лишь колокольню, и то под таким углом зрения, что составить представление об ее истинных пропорциях практически невозможно. Только войдя на скитский двор, можно хорошо разглядеть церковь и келейные корпуса. Но если бы вдруг и здесь оказались деревья, непременно закрывшие бы при этом постройки (тесен скитский двор), для посетителя архитектура построек так и осталась бы непознанной. Поэтому-то создатели ансамбля отдали пред¬почтение невысоким посадкам сирени, шиповника, акцентирующим входы в церковь и жилые корпуса.

Из Вятки в Карелию

В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Воскресенский храм одна из наиболее представительных валаамских построек.

Из Вятки в Карелию

Полукруглый алтарь с восточной стороны.

Из Вятки в Карелию

На колокольне 8 колоколов – дар московских благотворителей.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Церковь перекрыта большим куполом со слуховыми окнами, на котором на высокой восьмигранной шее поставлена луковичная главка.
После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов.

Из Вятки в Карелию

На скитском дворе напротив церкви через колодец стоит каменный двухэтажный дом с мезонином, в нем находится трапезная. Между двух келейных корпусов – восточные ворота, от которых берёт начало главная монастырская дорога, ведущая к Спасо-Преображенскому монастырю.
Вы даже представить не можете, что совсем недавно здесь была полная разруха. После эвакуации монастыря и возвращения Валаама СССР скит был заброшен. В послевоенное время в скиту был организован филиал дома инвалидов, а в шестидесятые годы прошлого века открыли летнюю туристическую базу отдыха. Из неохраняемых государством скитских корпусов и храмов было вынесено все, включая мраморные подоконники и печные изразцы. В нижней церкви устроили прачечную, в верхнем храме – танцплощадку…
Восстановление храма началось только в начале 2000-х годов, и какая красота предстаёт перед нами сейчас. Воскресенский скит не используется по назначению – в нём не ведётся монашеская жизнь, живут экскурсоводы и вход открыт для всех желающих.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Через восточные ворота покидаем территорию Воскресенского скита.

Из Вятки в Карелию

Хочу ещё немного остановиться на келейном корпусе. 20 сентября 1931 года в Воскресенском скиту состоялось открытие и освящение помещений детского приюта для мальчиков из бедных семей Карелии. 30 мальчиков жили на втором этаже келейного корпуса и обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи. По настоянию властей обучение велось исключительно на финском языке, т.к. Валаам на то время входил в состав Финляндской Республики.
3 октября 1939 года киновия (дом для жительства малолетних богомольцев-трудников монастыря) был закрыт до лучших времён, а оказалось навсегда.

Из Вятки в Карелию

Справа, как бы спрятавшись в глубине монастырского сада, деревянное строение – это бывшая финская казарма. Когда остров принадлежал финнам у Красного скита квартировали финские офицеры. Финский командующий первоначально просил у настоятеля разрешения для них жить на территории скита, но настоятель запретил, поэтому финнам пришлось построить казарму рядом со скитом.

Из Вятки в Карелию

Так же с этим строением связаны самые тяжёлые времена в истории Валаама. Валаам в 1952-1984 годах - место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой «фабрики». Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов - самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним, но самым известным, из десятков мест ссылки инвалидов войны.
Конкретно в этом здании находилось 900 инвалидов за которыми ухаживали десять молоденьких санитарок, которые не покидали их все эти годы.

После страшной войны на улицах советских городов оказались десятки тысяч инвалидов-фронтовиков, которые, не имея средств к существованию, перебивались случайными заработками, просили милостыню, играли на гармошках у вокзалов и на рынках. В общем, по мнению властей, портили своим видом картину приходящей в себя страны-победительницы. Поэтому, в 1949 году распоряжением правительства в самых разных, удаленных от центральных городов, местах были созданы дома инвалидов. Куда фронтовиков стали помещать насильственно, устраивая облавы по дворам, подвалам и чердакам. В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР такой дом инвалидов открыли и на Валааме, разместив инвалидов в бывших монастырских зданиях.
Это были разные инвалиды - без рук, без ног, ослепшие и оглохшие. Привезли и самых тяжелых, т.н. «самоваров» - фронтовиков, потерявших и руки, и ноги. У людей отобрали паспорта и солдатские книжки, фактически переведя их на положение заключенных.
Из Валаамской тетради Евгения Кузнецова:
«Понять ли нам с вами сегодня меру беспредельного отчаяния, горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видел я все это вблизи, много лет подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите...
Скажу только, что обворовывали их все, кому не лень, и даже те, кому было лень. Дело доходило до того, что на обед в столовую многие ходили с пол-литровыми стеклянными байками (для супа). Мисок алюминиевых не хватало! Я видел это своими глазами. На вопрос кому-либо из них: «Что привезти из Питера?» - мы, как правило, слышали: «Помидорку бы и колбаски, кусочек колбаски». А когда мы с ребятами, получив зарплату, приходили в поселок (так теперь стала называться бывшая центральная усадьба монастыря) и покупали бутылок десять водки и ящик пива, что тут начиналось! На колясках, «каталках» (доска с четырьмя шарикоподшипниковыми «колесами»), на костылях радостно спешили они на поляну у Знаменской часовни, там рядом была тогда танцплощадка. Для безногих инвалидов! Додуматься только! И был здесь же пивной ларек. И начинался пир. По стопарику водки и по стопарику же ленинградского пива. Да если это «прикрыть» половинкой помидорки да куском «отдельной» колбаски! Бог мой, вкушали ли изощреннейшие гурманы подобные яства! И как оттаивали глаза, начинались светиться лица, как исчезали с них эти страшные извинительно-виноватые улыбки.
А с каким упорством, с какой жаждой праздника (всё, что отвлекало от беспросветной повседневности, и было праздником) они поспешали к туристическому причалу за шесть километров от посёлка. Посмотреть на красивых, сытых, нарядных людей. Пообщаться иногда хоть одной фразой с ними. Увидеть жизнь. Пусть я повторюсь, но добирались-то, опять же, на костылях, «каталках», колясках.»

Читать Кузнецова, который работал на Валааме экскурсоводом и видел это всё своими глазами, совершенно невыносимо, дыхание перехватывает. Я, как воочию, вижу этих людей, прошедших войну и оказавшихся теперь на краю света, никому не нужными. Как они катят на своих дощечках по проселочной дороге несколько километров, только чтобы увидеть людей с большой земли, посмотреть на них, поговорить. За что, за какие такие провинности наказала их страна, за которую они воевали?
В 1974 году художник Геннадий Добров сделал потрясающую галерею обитателей Дома инвалидов на Валааме. Покажу лишь одну, но самую известную, работу художника, т.к. остальные нет сил смотреть.
Из Вятки в Карелию
Геннадий Добров. Неизвестный солдат
Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть.
Самые тяжелые - «самовары». Они ничего не могли делать сами, с ними было больше всего хлопот и умирали они первыми. Монастырский сад - единственное развлечение для «самоваров», место их «прогулок». Сюда привозили их на тележках и подвешивали в мешках на яблоневые ветви. Так они и висели здесь целый день, разговаривая друг с другом, ссорились и мирились, плакали и смеялись.
С острова пытались и бежать. В архиве остались, например, документы Ивана Калитарова, 1924 года рождения, у которого после тяжелого ранения была парализована правая сторона. В возрасте 36 лет он замерз в десяти километрах от дороги на остров Валаам. Как предполагают, хотел по льду озера пройти до материка. Нашли его только через месяц.

Прежде чем написать этот небольшой рассказ, много историй я прочитала про жизнь инвалидов на острове – это очень тяжело.


Валаамский монастырь обратился к благотворителям с просьбой о помощи в создании мемориального памятника ветеранам-инвалидам Великой Отечественной войны, погребенным на острове. И вот теперь на кладбище у самого края лесной дороги, где в лесу еще видны холмики безымянных могил, установлена мраморная стела и большой каменный крест. Средства на это были выделены компанией «МегаФон», сотрудники которой приняли самое активное участие в работах по обустройству мемориала.
После проведения заупокойной литии патриарх встал рядом с крестом и обратился к собравшимся. Кирилл произнес правильные и жесткие слова, назвав вещи своими именами:
«Это был никакой не дом инвалидов, а обыкновенный лагерь. (...) Я хорошо помню людей, в память о которых поставлен этот крест. Это люди, получившие тягчайшие увечья в Великой Отечественной войне. Многие из них не имели рук и ног, но более всего, наверное, они испытывали муки от того, что Родина, за свободу которой они отдали свое здоровье и даже свою жизнь, не сочла возможным сделать ничего лучшего, как отправить их сюда, на этот холодный остров, подальше от общества победителей. (...)
Думаю, о сегодняшнем событии должна знать вся наша страна, весь наш народ, чтобы память о Победе всегда сопровождалась молитвенной памятью о героях, жизнь свою отдавших за Родину, увечья тяжкие получивших, — включая тех, кто так и не получил заботы и поддержки от тех, кто нес тогда ответственность за судьбы нашей страны. Вот на этом бездушии, на этой черствости и лицемерии воспитывались люди. Мы сегодня с большим трудом преодолеваем тяжкие последствия прошлых десятилетий. Дай Бог нам никогда больше не делать таких ошибок.»


Из Вятки в Карелию

Окончание про Валаам
◄ Назад 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 Вперед ►
SМF 2.1 2018 | Simрlе Масhinеs

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте


Новые сообщения
Новые вопросы