Из Вятки в Карелию (страница 4)

Tatyana1103
«Сандармох» - к своему стыду, я узнала об этом месте, когда готовилась к поездке в Карелию и было принято решение, что мы обязательно должны побывать тут! Я не знаю можно ли такое писать на сайте, но это же наша история. Это было. Это нельзя отрицать. Это надо помнить и память об этом передавать детям и внукам, чтобы человечество не оступилось ещё раз!


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Лесное урочище Сандармох расположено на 19-том км автодороги Медвежьегорск-Повенец, где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937-1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей. В основном спецпоселенцев и заключённых с Беломорканала и Соловецких лагерей. Это одно из крупнейших захоронений жертв репрессий было обнаружено только 1 июля 1997 года объединенной поисковой экспедицией Санкт-Петербургского и Карельского объединений «Мемориал». Здесь были расстреляны 1111 заключённых так называемого «Соловецкого этапа», включая выдающихся деятелей культуры и священнослужителей.


Из Вятки в Карелию

Возле деревянного креста поворачиваем налево, ощущение какое-то необъяснимое, я бы сказала: «чуть жутковатое», сердце начинает биться чаще, словно что-то предчувствует. В дополнение ко всему начинается дождь, чем ближе приближаемся к урочищу, тем дождь становится сильнее, словно небо оплакивает погибших здесь людей. Что самое интересное, мы впервые, за всё время пребывания в Карелии попали под такой ливень.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Машину оставили на стоянке у такого указателя, а дальше пешком.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Оболганные, замученные и расстрелянные они взывают к живым: «Люди, не убивайте друг друга». Такими словами встретил нас «Сандармох». Изначально на гранитном монументе был установлен бронзовый барельеф «Расстрел с ангелом-хранителем», который обрушился в 2006 году, однако республиканские власти до сих пор не могут восстановить памятник, к которому ежегодно возлагают венки и цветы жители многих стран мира.
Из Вятки в Карелию

Вот так выглядел памятник «Расстрел с ангелом-хранителем» (скульптор Г. Б. Салтуп, арх. Н. Н. Овчинников), до обрушения барельефа.
Из Вятки в Карелию

Метров через 200, справа от дороги стоит Карельский крест, посвящённый памяти более 600 карелов, расстрелянных в 1937–1938 в урочище Сандормох. Памятный знак создан по инициативе Совета уполномоченных VI съезда карелов на добровольные пожертвования жителей Карелии.


Из Вятки в Карелию

Резной восьмиконечный крест установлен в бревенчатом срубе, засыпанном камнями. На средней перекладине вырезан текст на карельском языке: «Rauhoita, Jumal, Sinun palvelijoin henget» («Упокой, Господи, души раб Твоих»). Крест выполнен олонецким резчиком по дереву А. М. Петровым в традициях карельского зодчества.


Из Вятки в Карелию

Дорога заканчивается поляной на которой установлены два камня памяти и деревянная часовня.


Из Вятки в Карелию

Камень Памяти всех невинноубиенных. Надпись из-за дождя плохо читаема, там написано «Здесь, в урочище САНДАРМОХ, месте массовых расстрелов, с 1934 по 1941 годы убиты свыше 7 тысяч ни в чём не повинных людей: жителей Карелии, заключённых и спецпоселенцев Белбалтлага, узников Соловецкой тюрьмы. Помните о нас люди! Не убивайте друг друга!»


Из Вятки в Карелию

Соловецкий камень. 27 октября 1937 года в 4 часа утра здесь, в Сандармохе, была расстреляна первая группа из соловецкого этапа. Потом расстрелы с небольшим перерывом на летние месяцы 1938 года продолжались почти каждую ночь в течение почти 2-х лет.
На памятном камне табличка: «Здесь с 27 октября по 4 ноября 1937 года были расстреляны 1111 заключенных соловецкой тюрьмы».
27 сентября 1937 года. С пристани Соловецких островов отправляются загруженные 1116 узниками Соловецкой тюрьмы баржи этапируемых. Долгие годы считалось, что баржи затонули в Белом море. След этапа потерялся. Однако, усилиями в 1995 году директора Петербургского научно исследовательского института «Мемориал» Вениамина Йоффе, были обнаружены в архивах Архангельского ФСБ документы тех лет, среди которых присутствовали расстрельные списки Соловецкого этапа.
Из Вятки в Карелию

В урочище стоит деревянная православная часовня в честь Георгия Победоносца, в которой хранится памятная книга с именами расстрелянных людей в этом месте.
Кто хочет поискать своих родственников все фамилии можно посмотреть на сайте
Фамилии 4514 жителей Карелии, спецпоселенцев и заключенных Белбалткомбината¹ установлены документально по сохранившимся расстрельным актам с конкретным указанием места смерти. Известны также фамилии еще как минимум 900 человек - в основном жителей окрестных деревень, точное место казни и захоронения которых по тем или иным причинам в документах не указано.
Пофамильно известны и 1111 заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, казненных здесь в период с 27 октября по 4 ноября 1937 года, причем о расстреле именно этой группы имеется наибольшее число архивных материалов.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Слева от часовни поминальный крест Самарскому священнику. Это не единственный священнослужитель, расстрелянный в Сандармохе, мы видели ещё двоих, а сколько их всего, я даже не знаю.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Есть и такие люди, как капитан I ранга, командир крейсера «Коминтерн».
Ковтунович Илья Дмитриевич
Родился в Киеве; русский, из дворян, беспартийный, морской офицер. До 1927 состоял на службе в Военно-Морском флоте, капитан I ранга, командир крейсера «Коминтерн». Жил в Севастополе. В 1927 арестован, приговорен к заключению по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Срок отбывал в Белбалтлаге. В 1933 освобожден досрочно. Перед вторым арестом жил в с. Повенец Медвежьегорского района Карельской АССР, работал вольнонаемным начальником обстановки Беломорско-Балтийского канала. Арестован 26.02.1938 3-м отделом ББК НКВД СССР (обвинение: «враждебно настроен к Советской власти, имел связи с репрессированными врагами народа, пользуясь служебным положением засорял аппарат бывшими заключенными, систематически срывал план грузоперевозок»). Приговорен 21.03.1938 тройкой НКВД Карельской АССР к высшей мере наказания. Расстрелян 10.04.1938 в Сандормохе (Карелия). Реабилитирован Военным трибуналом Северного военного округа 26.10.1957.
Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

И такие, как Энок Нельсон. Нас очень удивило, как этот американец оказался в Сандармохе. На его историю я случайно наткнулась, когда писала данный рассказ, кому интересно она под спойлером.
Спустя 79 лет после расстрела американский финн Энок Нельсон обрел могилу в Сандармохе.

В августе, спустя несколько дней после Международного Дня памяти жертв Большого террора, на который в медвежьегорский Сандармох по традиции съезжаются родственники невинно убиенных и погребенных здесь жертв политических репрессий, в печально известном урочище появилась группа людей. Родственники политзаключенного американского финна Энока Нельсона из-за океана и из Петрозаводска поставили последнюю точку в долгом и не прекращавшемся годами поиске своего отца, деда и прадеда.

На пригорке, под вековой сосной, украшенной американским флагом, появился свежий могильный холмик. На цементной плите фотография молодого светловолосого мужчины Энока Нельсона – американского финна, свято поверившего в идею социализма и в январе 1921 года приехавшего из-за океана помогать строить социализм молодой Стране Советов, а спустя время сгинувшего в сталинских застенках.
Внук Энока сказал, что после гибели Энока Нельсона у них не осталось ничего, кроме нескольких фотографий. Ни-че-го. Поэтому он привез горстку земли с Туннельного холма, где прошли детство и юность Энока. Именно там, на крылечке родного дома, 24-летний Энок долго сидел перед отъездом в чужую страну, прощаясь с братом и маленькими племянниками... Больше он их не увидит. Эту землю родственники поместили под цементную плиту.

Уроженец американского Форт Брагга Энок Нельсон приехал Страну Советов в 1921 году. За океаном в то время со всех сторон неслись призывы о необходимости помочь молодой советской стране строить социализм. Братья Арвид и Энок Нельсоны, одержимые Большой идеей, тоже всерьез задумались о переезде. Старший, Арвид, тогда уже был женат, и по семейным обстоятельствам выехать у него не получилось. Эноку ничто не препятствовало отправиться в дальнюю дорогу, к тому же подогревало желание оказаться полезным в строительстве справедливого и созданного для человека труда нового государства.
Энок, выросший в большой семье, умел многое. Во время Первой мировой войны служил на флоте. Неплохо разбирался в автоделе. Умел валить и тесать деревья, вековые красные сосны, из которых потом делали прочные железнодорожные шпалы. В Форт Брагге он возглавлял социалистическую партию. По всему этому считал, что окажется чрезвычайно полезным за океаном.
В Россию Энок выехал с восемью товарищами по партии одним из первых. Всего же в начале 30-х годов прошлого века в нашу республику прибыло около 6 тысяч североамериканских финнов. Большая часть из них, как и Энок, искренне верила в светлые идеалы коммунизма.
Сначала Энок попал в Эстонию, потом переехал в Ленинград, дальше оказался в Карелии. В Петрозаводске работал в авторемонтной мастерской, заведовал автобазой, а затем перебрался в Ухту (нынешняя Калевала), где руководил промкомбинатом.
Братья долго вели переписку, не выпускали друг друга из виду. А в 1933 году письма в Америку вдруг перестали приходить. Письма брата и свои, которые Арвид каждый раз писал под копирку, старший брат бережно хранил у себя дома.
В 50-е годы, будучи вице-консулом посольства США в Хельсинки, Аллан Нельсон (сын Арвида) всерьёз задумывался о визите в Карелию, чтобы хоть что-то узнать о младшем брате своего отца. По понятным причинам сделать это ему не представилось возможным.
А в это время в России, на другом конце континента, Энока безуспешно искали также родные ему люди. Сыновья Энока к тому времени выросли и обзавелись семьями. Старший, Евгений, обосновался в Ленинграде. Виктор и Геннадий в Петрозаводске.
Наконец после запросов в органы стало известно, что зимой 1938 года в возрасте 41 года Энок Нельсон был арестован в Ухте. На глазах жены и детей главу большой семейства увели из дома в ночь на 20 января 1938 года. Куда и где погиб – оставалось зловещей тайной на десятилетия.
Только в 1957 году семье Энока Нельсона выдали свидетельство о его смерти, в котором была указана ложная причина смерти – «абсцесс печени». И только в 1990-м – подлинное свидетельство, в котором значилось, что истинной причиной смерти Энока Нельсона является расстрел.
И даже тогда, когда родные Энока Нельсона получили справку о реабилитации, тайна его гибели до конца не была раскрыта. И только в 90-е годы, когда республиканская газета «Ленинская правда» опубликовала «Поминальные списки Карелии», родные Энока нашли его среди расстрелянных в Сандармохе.
В какой именно из расстрельных ям покоится прах Энока Нельсона, никто не скажет. Возле одной из них, трогательно украшенной по периметру искусственными ромашками, розами, сиренью и гвоздикой, родные Энока и оборудовали печальный холмик.
Из Вятки в Карелию

В Сандармохе расстреляно: 2154 русских, 762 финна, 676 карела, 493 украинца, 212 поляков, 184 немца, 89 белорусов, 61 еврей, 33 татарина, 24 латыша, 22 грузина, 17 чеченцев, 15 тюрков, 13 армян, 11 эстонцев, а также персы, черкесы, корейцы, цыгане, норвежцы, ингуши, мордвины, болгары, венгры, китайцы, таджики, кумыки, вотяки, греки, шведы, итальянцы, кабардинцы, молдаване, башкиры...
Здесь много памятников, но они не казённые, а сделаны различными людьми и диаспорами.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Стела из серого карельского гранита увенчана склоненным католическим крестом. Надписи на литовском, русском и английском языках: «Литовцам – узникам и жертвам Гулага».


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Православный поклонный крест – один из первых памятников мемориала. Среди расстрелянных в Сандормохе были священники всех конфессий, в том числе четыре православных епископа.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Высокий (около 3 метров) «Казацкий крест» из серого гранита с посвящением «Убiєнним синам України» водружен на холме, напоминающем курган.


Из Вятки в Карелию

На стеле из черного габра изображен католический крест. Слева и справа от креста надписи на польском и русском языках: «Pamięci polakуw niewinnych ofiar stalinowskich represji» и «Памяти поляков, невинных жертв сталинских репрессий»


Из Вятки в Карелию

Кричащие надписи с камней, и кресты, кресты, кресты...фотографии... имена... Тяжёлая аура, очень давит, капли дождя смешались со слезами.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Целые семьи, есть 4 брата и отец, 5 братьев и др. таких тут много.


Из Вятки в Карелию

Таблички на крестах...


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

На деревьях...


Из Вятки в Карелию

Просто на земле... и везде, везде, везде.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Мы уже промокли все на сквозь, а таблички и фотографии всё не заканчиваются.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Таких захоронений как Сандармох сотни, а о скольких мы не знаем. В этом-то и весь ужас, и вся трагедия советской истории. Убивали и хоронили, не «отходя от кассы»...


Из Вятки в Карелию

Мы покидаем это печальное место по извилистой дорожке между стройными соснами. Как только выехали на трассу дождь прекратился, а на сердце надолго остался очень тяжёлый и горький осадок.


Из Вятки в Карелию

Помянем всех невинно убиенных,
Познавших ужас тюрем, лагерей,
Миллионы жертв гражданских и военных
Высоких рангом и простых людей.
Лежат в могилах дипломат и плотник,
Крестьянин, врач, поэт и генерал,
Священник, пилоправ и партработник,
Учёный, кучер, режиссёр, маляр.
Навечно их земля соединила,
Погибших от злодеев без войны,
Приют последний - братская могила,
Там нет чинов - пред Богом все равны.
Их в звании всех «тройки» уравняли,
«Враги народа» - и в распыл скорей,
Такого варварства цари не допускали,
Большевики всех переплюнули царей.
Людей казнили без суда и следствия,
Всё шло по указанию вождей...
Иезуитства этого последствия
Как штамп на поколениях людей.
И как всё это пережить, о Господи,
Как это в наших уместить умах:
Преступники лежат на Красной площади,
Невинно павшие - в болотах и во рвах.
Нет холмиков, уж нет фанерок сгнивших,
Могилы мхом и лесом заросли,
Хранит лишь память имена погибших,
Поклонимся им низко, до Земли!

Василий Докукин

Igrig
Трагическое место... Сколько таких в нашей стране...

Tatyana1103
Трагическое место... Сколько таких в нашей стране...
По официальным данным в период 1937-1938 гг в СССР арестовано и обвинено в антисоветской деятельности 1,3-1,5 млн. человек, из них расстреляно около 700 тыс. (расстреливали 1200-1300 человек в день!)

olgavas
Таня, спасибо тебе.

Tatyana1103
Из Вятки в Карелию

Вот мы и добрались до турбазы, где провели пять прекрасных дней в сосновом бору на берегу великолепного Онежского озера. Много гуляли наслаждаясь природой, рыбачили, ходили по грибы и по ягоды, ходили в баньку, знакомились с новыми людьми, изучали карельскую культуру и кухню...


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Наш коттедж в котором у нас номер со всеми удобствами, и самое главное окна выходят на Онегу.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Льняные шторы с карельской национальной вышивкой.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Огромный абажур плетёный из лозы.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Вид из наших окон. Сквозь сосны видно Онежское озеро и гора берёзовых чурок, которые потом кололи и разносили к мангалам, в гриль-дом и в русскую баньку.


Из Вятки в Карелию

Разгрузили машину, поставили на стоянку и к озеру.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Рядом с коттеджем площадка для отдыха с мангалом, беседкой и поленницей дров (дрова бесплатно).


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

На берегу Изба рыбака на 6 человек, без удобств. Мебель, элементы декора и интерьера стилизованы под рыбацкую избушку, выполнены из экологически чистых материалов. Цена такой избушки выше, чем наш номер со всеми удобствами и завтраком


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Вид на наш коттедж с берега озера.


Из Вятки в Карелию

Рассвет над Повенецкой губой Онежского озера.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

В соснах видна русская банька, как классно попарившись, окунуться в водах Онеги!
Кто куда, а мы на рыбалку на лодке на вёслах к ближайшим островам. Поэтому следующие фотографии будут с озера.


Из Вятки в Карелию

Справа Повенец и первые шлюзы Беломорско-Балтийского канала, после рыбалки съездим туда.


Из Вятки в Карелию

Причал нашей турбазы.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

У островов глубина не большая и огромные камни на дне. Поймать ничего не поймали, но великолепно провели время на свежем воздухе.

А сейчас едем в Повенец, а потом возвращаемся обратно на турбазу

gala10
Потрясающе. Спасибо.

Igrig
Татьяна,
Просто поражающее воображение разнообразие расцветки камней в воде у кромки берега!

Tatyana1103
Ольга, Галина, Игорь, благодарю!

Из Вятки в Карелию

Irinap
С удовольствием посмотрела, почитала. Красиво!

Tatyana1103
Ирина

Tatyana1103
Повенец. Фотографий не много, т. к. фотографировать особо нечего, обычный посёлок городского типа - преимущественно деревянные дома, с населением менее 2 тыс. человек. Таких тысячи по северу России и у нас в том числе.
Если сейчас именно Медвежьегорск является городом и районным центром, то до начала XX века роль центра Северного Прионежья принадлежала Повенцу. В 1916 году железная дорога прошла мимо Повенца (потому что иначе пришлось бы делать большой крюк), после чего город и начал терять значение. И дальнейшая история Повенца получилась весьма печальной: бывший город был практически полностью уничтожен во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, и после неё отстроен заново. Поэтому никакой старины здесь не сохранилось. Здесь не найти каких-то особенных памятников архитектуры, за исключением, пожалуй, великолепных семи шлюзов Повенчанской лестницы Беломорско-Балтийского канала, да современного храма Святителя Николая, имеющего весьма необычный облик.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Храм во имя Святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников, узников и неправедно осужденных, всех тех, кто оказался в плену у врагов. Его облик вырывается из общих канонов православного храма: купола напоминают старинные северные деревянные храмы; бетонные стены - стенки канала и шлюзов; узкие окна - тюрьму, а звонница - лагерную вышку. Он посвящен всем тем, кто строил Беломорско-Балтийский канал - это поистине уникальное творение рук человеческих, проложенное среди гранита, тайги и топей.
Раньше в Повенце было три церкви, которые были разрушены в годы Великой Отечественной войны.
Первая, деревянная, во имя Петра и Павла, была построена в 1600 году схимонахом Аноимом и новгородскими купцами. В этом храме в 1702 году молился Император Пётр I.
В 1859 году началось строительство собора Петра и Павла, который был завершен между 1861-1864 годами.


Из Вятки в Карелию

Типичный для Севера «двойник». Справа стоит старая Петропавловская церковь, построенная в начале 17 века, а слева - более поздний Петропавловский собор, уже 1861-64 годов. Фото сделано в 1919 году.


Из Вятки в Карелию

В том же 1905 году был возведен трехпрестольный Петропавловский собор. После закрытия при советской власти использовался как ДК водников.


Из Вятки в Карелию

Вот такой был город Повенец с храмами в 1906 году.
Из Вятки в Карелию

Рядом с храмом находится памятный камень.


Из Вятки в Карелию

Надпись на камне гласит: «В 1702 году царь Петр Великий перетащил волоком два судна из Белого моря в Онежское озеро. С тех пор трасса, проложенная через тайгу и болота, стала называться «Осударевой дорогой». Она стала прологом основания Санкт-Петербурга в 1703 году»
Первые поселения в районе Повенца появились еще в эпоху мезолита. В низменности при впадении реки Повенчанки в Онежское озеро, появилось поселение, унаследовавшее название реки. Само название реки, скорее всего, русского происхождения и означает местность на краю, бровке горы (по+венец).
К концу XV века Повенец превратился в весьма богатую торговую слободу с соляными амбарами, названную «Повенецкий рядок». Через него проходил торговый путь из Новгорода в Белое море и «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю.
В 1702 году Повенец становится конечным пунктом Осударевой дороги.
8 июня 1702 года Петр I совместно с Ф. А. Головиным написал «Наказ», в котором писарю Преображенского полка И. К. Муханову и сержанту М. И. Щепотеву предписывалось провести исследование для «описи и проведывания ближайшего и способного водяного и сухого пути от Города к Олонцу и к Нову Городу». Вариант Ипата Муханова, в котором предлагалось вести водно-сухопутный путь от Усть-Онежского погоста на Белом море до Каргополя, а затем лесами на Вытегру, Петра не устроил. А вот вариант, предложенный Михайлой Щепотевым, царю понравился.
В начале июля на работы было согнано около 5 тысяч мужиков из Кеми, Сороки, Сумского Посада, Нюхчи, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца, к которым присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, выговские общинники (старообрядцы) и «работный люд» волостей Выгозерского погоста.
Работы велись на двух участках одновременно. Северный участок протяженностью 94 версты. Южный участок длиной 80 верст начинался от Повенца. Ширина Осударевой дороги достигала 3 саженей (6,4 метра).
14 июля 1702 года Осударева дорога была закончена. Таким образом, на строительство 264-километрового пути ушло 20 дней. Рекордные сроки!


Из Вятки в Карелию

В. И. Суриков. Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов. Бумага, уголь, граф, карандаш. 1872 г. Государственный Русский музей

По Осударевой дороге были тайно переправлены из Архангельска к театру военных действий на Ладоге и Неве войска, в том числе лейб-гвардия Преображенского и Семёновского полков, а также грузы. Кроме того, согласно официальной версии, по ней из Архангельска через Онежское озеро в Ладожское за 8 дней были доставлены два малых фрегата - «Святой Дух» и «Курьер», благодаря которым были взяты шведские крепости Кексгольм (Корела) и Нотебург (Орешек). Хотя археологические данные и современные реконструкции не подтверждают этого грандиозного перемещения кораблей.
В XIX веке Осударева дорога была заброшена.
В 1703 году в Повенце был построен чугунолитейный завод, работавший на местной руде. Здесь изготавливали шпаги, пушки и такелаж для российского флота. В 1734 году Повенецкий завод был закрыт.
В 1782 году Повенец получил статус уездного города, однако в связи с упразднением Олонецкой губернии в 1796 низведен в ранг посада. В 1802 году Олонецкая губерния была восстановлена, и Повенец вновь стал уездным городом.
Из Вятки в Карелию

Повенец - это начальный пункт Беломорско-Балтийского канала. В районе посёлка находится «Повенчанская лестница» из семи шлюзов, которая поднимает корабли от уровня Онеги почти на семьдесят метров вверх.
Буквально несколько шагов по тропке, что видна за камнем, и мы на берегу канала, между вторым и третьим шлюзом. Фотографировать запрещено, но если быстро, то можно сделать несколько фото.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Из Вятки в Карелию

Вид сверху на 3-ий, 2-ой и 1-ый шлюзы. Мы находимся ближе к второму шлюзу.
Шлюз № 3 Беломорско-Балтийского канала.


Из Вятки в Карелию

В наши дни путешествия по каналу из Онежского озера в Белое море на больших круизных судах, ходивших из Москвы и Санкт Петербурга на Соловки, прекращены. Ходят небольшие суда и сухогрузы. Мы видели проход большого сухогруза через шлюз № 2, но сфотографировать не получилось.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

А вот этот сухогруз с лесом целый день ждал разрешения для прохода через канал как раз напротив нашей турбазы.
Из Вятки в Карелию

На карте красным обозначена «Осударева дорога» Петра Великого, синим – Беломорский канал имени Сталина.
Мысль о строительстве канала между Белым морем и Онежским озером впервые выдвинул Петр I во время Северной войны. Но тогда не было никакой технической возможности реализовать этот проект. К нему вновь вернулись в XIX веке.
1 июля 1931 года были представлены первые эскизные проекты строительства, а спустя месяц начались работы по проектированию на местности.
Строили его силами заключенных Беломоро-Балтийского лагеря («БелБалтЛаг, подразделение ГУЛАГа). Всего через эту стройку прошло 250 тысяч человек, из которых погибло, по официальным данным, 12800 человек (по неофициальным - гораздо больше).
Канал был построен за рекордные сроки - немногим более 20 месяцев, при минимальных затратах металла и цемента - основными строительными материалами были дерево, камень и песок. Построен без особой техники - топором и лопатой, зубилом и кувалдой. 5 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал был открыт.
В результате водный путь между Балтийским и Белым морями сократился в 4 раза. Общая длина этой водной дороги - 227 км. В систему входят более 100 сложных гидротехнических сооружений, в том числе: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков и др. Средняя глубина канала около 5 метров.
На карте видно насколько важным был канал в 30-е годы, когда в Карелии не было ни железных дорог, ни автомобильных. Да, и автомобилей в достаточном количестве не было еще. А те что были, не могли сравнится по грузоподьемности с кораблями и баржами, которых было в достаточном количестве.


Из Вятки в Карелию

Только в семидесятые годы, когда повысилась пропускная способность железных дорог, когда появились асфальтированные дороги, по которым большегрузные автомобили могли перевозить быстрее кораблей сопоставимое количество грузов, только тогда водный транспорт начал сдавать свои лидирующие позиции. НО и сейчас баржами разумней и дешевле перевозить, например, сыпучие и жидкие грузы.


Из Вятки в Карелию

А эта картинка поможет понять, как корабли по шлюзам перебираются через возвышенность между онежским озером и Белым морем

Беломорско-Балтийский канал проходит через три района Карелии, соединяя Онежское озеро и Белое море. Начало канала - вблизи города Повенца, в Повенецкой губе Онежского озера. Он имеет два склона:
- Южный (Балтийский), длиной 10 км, разность уровней воды 70 м, 7 шлюзов. Его ещё называют Повенчанская лестница.
- Северный (Беломорский), 190 км, разность уровней воды 102 м, 12 шлюзов, соединенных водораздельным бьефом. Длина его 22 км, он состоит из нескольких озер и водораздельного канала.


Из Вятки в Карелию

Шлюзы № 1-5. На горизонте Повенецкая губа Онежского озера. Вправо от первых трёх шлюзов лежит Повенец, а на вершине выступающего справа в озеро мысе – наша турбаза.

В годы Великой Отечественной войны в южной части канала 8 шлюзов и 19 плотин и дамб была полностью разрушены. Вот несколько выдержек из книги «Беломорканал: времена и судьбы» Константина Гнетнева.

В тяжелейших условиях круглосуточной авральной работы подходила к завершению навигация 1941 года. На север, к Белому морю водники уводили флот, шли пароходы с эвакуированным населением, баржи с оборудованием демонтированных заводов. Канал продолжал обеспечивать снабжением боевые корабли северной Беломорской флотилии...
«Столица» Беломорско-Балтийского канала город Медвежьегорск под натиском финских войск пал 5 декабря 1941 года. Бойцы отходили на юго-восток, изо всех сил сдерживая натиск противника...
Ожесточение, с которым финские войска рвались к Повенцу, было хорошо понятно нашему командованию... противник рвался на восток. Мощным ударом он намеревался прорваться вверх по Повенчанской лестнице шлюзов к Морской Масельге и далее. На побережье Белого моря враг рассчитывал сомкнуть кольцо не только вокруг северной Карелии. Главным было перерезать путь с Кольского полуострова и незамерзающего порта Мурманск к центральным районам России. Тем самым воюющая страна лишалась поставок военных и гуманитарных грузов, доставляемых по ленд-лизу конвоями союзников через Атлантику...
Вспоминает ветеран ББК Николай Кириллович Леонтьев:
«До шестого декабря я жил в шлюзовом поселке совершенно один. Семья эвакуировалась вместе со всеми. Накануне мне передали рукописный приказ на минирование шлюза, перемычки сухого дока судоремонтного завода, прислали до десятка рабочих и около взвода солдат...
Когда советские войска ушли, появились финны. В начале со стороны кладбища ударили из пушек. Били часа два по бьефу канала и никакого вреда не принесли. Потом сильный огонь солдаты противника повели со стороны судоремонтного завода. Первый шлюз расположен на горе, простреливается насквозь – от Повенца финнами, с противоположной, пудожской, стороны – нашими»...
Огонь сильный, и вижу – долго не продержимся. Примерно в 20-22 часа 6 декабря под носом у финнов взорвали дизельную электростанцию. Потом отправил солдата для взрыва перемычки сухого дока, чтобы «сполоснуть» финнов, засевших в цехах судоремонтного завода. Спустили на них весь бьеф между первым и вторым шлюзами. Видно, на самом деле «сполоснули», потому что стрельба прекратилась, и они притихли. Пришло время взрывать шлюз. Дал солдатам команду поджечь шнуры. Лежу за шлюзом в канаве, а надо мной чугунные осколки шлюзовых механизмов свистят. Жалко до слез»...
В ту же ночь вслед за шлюзом № 1 последовательно были взорваны и остальные гидросооружения. В 3 часа 30 минут взлетели на воздух шлюзы №№ 2, 3 и 4, следом приканальная дамба шлюза № 4 и шлюз № 5. Днем 7 декабря, в 14 часов, взорван шлюз № 6. И только после ухода всех наших частей, 11 декабря, саперы взорвали шлюз № 7. Финны получили то, чего так упорно добивались в течение летних бомбардировок, - опустошения водораздельного бьефа. Только результат от этого вышел совсем не такой, на который они рассчитывали...



Из Вятки в Карелию

Неприятный сюрприз, приготовленный для захватчиков инженерами Беломорско-Балтийского канала, оказался весьма эффективным. Сила водяного потока из водораздельного бьефа оказалась такой сокрушительной, что надолго отрезвила оккупационные войска...
Рассказывает ветеран ББК, в 1941 году начальник шлюза №1 Николай Кириллович Леонтьев:
«Всё Волозеро хлынуло на взорванный ранее шлюз № 6 и пошло вниз, к шлюзу № 5. Вода... смыла гору песка и понесла по новому руслу Повенчанки в поселок Повенец. Гора была немаленькая – 500 метров длиной и 40-50 метров шириной. Когда после освобождения мы пришли в Повенец, то заметили по столбам, что уровень воды в поселке достигал высоты более одного метра. Водяной поток хлестал через Повенец трое суток»...



Из Вятки в Карелию

Отсечение южного склона в ноябре-декабре 1941 года привело к сокращению речных путей почти на две трети. Рабочими оставались лишь 927 километров...

После освобождения Повенец был отстроен заново, восстановлена Повенчанская лестница Беломорско-Балтийского канала. Уже в навигацию 1946 года восстановленный канал снова работал, при этом обновленный конструктивно: по нему стало возможно движение крупнотоннажных судов.
Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Маяк на Онежском озере при подходе к первому шлюзу Беломорско-Балтийского канала.


Из Вятки в Карелию

Пристань Повенца, за ней виден храм Святителя Николая, а справа башня шлюза.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Старая водонапорная башня. Башню, маяк и пристань сфотографировала с Вайгубы, прогуливаясь вдоль Онеги.


Из Вятки в Карелию

Вид на водонапорную башню от храма Святителя Николая.


Из Вятки в Карелию

Очень хотели посетить в Повенце музей Беломорско-Балтийского канала, но к сожалению, он был закрыт на несколько месяцев. Смогли только сфотографировать схему канала в фойе здания.
Вот, пожалуй, и всё, что хотела рассказать про Повенец - поселение, где берет свое начало Беломорско-Балтийский канал. Повенец всегда был и остается селением особого значения, где происходили значимые события и писалась история. А так же в Повенце мне показали, как в русских заонежских селениях испокон веков делали калитки, за что низкий поклон добрейшей души женщине Клавдии Алексеевне и всей её семье.

Заонежские русские калиткиЗаонежские русские калитки
(Tatyana1103)

И ещё одним чудесным рецептом, но уже современных калиток, со мной поделились всё там же, под Повенцом

Заонежские калиткиЗаонежские калитки
(Tatyana1103)


Из Вятки в Карелию


Tatyana1103
Мы вновь на турбазе, и последняя серия фотографий карельской природы.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Вот так заканчивалась каждая прогулка по территории турбазы.


Из Вятки в Карелию

Таких красавцев тоже очень много. Для тех, кто не знаком – ЯД!!!


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Вот там за соснами виден Повенец и проход к первому шлюзу Беломорско-Балтийского канала.


Из Вятки в Карелию

Карелия  Дятел • Из Вятки в Карелию play thumbnailUrl Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию - 3459926
PT
True
2020-01-06T23:36:01+03:00
embedUrl


Из Вятки в Карелию

В сосновом обрамлении озера часто видели дятлов, один раз даже удалось заснять его сквозь сосновые ветки.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Последний день пребывания в Карелии решили отметить стейками форели на мангале.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Проба снята, рыбка ещё немного не дошла, но уже такая вкусная, что этот кусочек молниеносно исчез внутри меня.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Ещё несколько минут, и мы наслаждаемся великолепной рыбкой, как же это вкусно, сочно, нежно, полный восторг.


Из Вятки в Карелию

Рано утром следующего дня, ещё туман не поднялся над землёй, покидаем турбазу. Вот и всё закончилось наше путешествие в Карелию.


Из Вятки в Карелию

На обратном пути заглянули ещё в Ферапонтов монастырь в Вологодской области, посмотреть фрески Дионисия, сохранившиеся с XVI века.

 

Irinap
Посотрела на сплетение веток, думаю, что неспроста, а всё равно ничего не увидела. А когда прочитала про дроздов, тогда и белку и дрозда увидела!
Природа шикарна!

Tatyana1103
Ирина, к сожалению при загрузке на сайт фотографии очень теряют в своём качестве А дятел, вот он сидел на высоте не менее 6-ти метров.


Из Вятки в Карелию

olgavas
Спасибо Таня за увлекательное путешествие. Вместе с Вами побывала в Карелии.
 С Рождеством Христовым Вас!

Tatyana1103
Оленька, рада, что смогла показать вам Карелию такой, какой увидела её я. Благодарю за поздравление и от всей своей семьи тоже поздравляю С Рождеством Христовым! Будьте счастливы, любимы, и здоровы каждый год! Будьте близкими ценимы и живите без забот!


Из Вятки в Карелию

Марика33
Tatyana1103, Таня, спасибо большое за фото и экскурсию! Природа великолепна и история края богатейшая и интересная!
Поздравляю с Рожеством Христовым, благополучия, счастья и любви!

Tatyana1103
Марина, спасибо тебе за поддержку, что с первых страниц была рядом
Пусть будет рождественский вечер волшебным, пусть вас наградит непременно теплом, и ангел, спустившись с прекрасного неба, добром и уютом одарит ваш дом!

Борьковна
Из Вятки в Карелию

Танечка, половину твоей темы пропустила по уважительной причине, ты знаешь. Но уже все преодолено, праздники наступили и есть время все внимательно посмотреть, почитать, дать работу и усладу для души. А это одним вечером ну точно не получится. Спасибо тебе огромное за интересную тему!

Tatyana1103
Леночка, знаю как тебе дороги воспоминания о Карелии

Одно из самого запоминающегося в детстве.. и живёт во мне до сих пор. Озёра с чистейшей и такой холодной, обжигающей водой. Где ловили с папой рыбу и купались с братиком. А леса какие.. до сих пор часто во снах хожу с папой по ним и собираю грибы, ягоды. Огромнейшие гнёзда груздей подо мхом, куда проваливалась порой по колено, а папа помогал мне аккуратно оттуда выбраться. А потом руками поднимал мох.. и открывалось взору удивительное зрелище... большое семейство груздей.. от огромного до малюсеньких. Белые грибы, подосиновики, подберезовики, волнушки, свинушки, брусника, морошка, черника, голубика...

Надеюсь не разочаровала и доставила тебе удовольствие. Я постаралась показать всё то, что сама увидела и прочувствовала, ведь это моё первое знакомство с Карелией, и Бог даст не последнее, мы ещё с вами на Соловках побываем А на этом пожалуй всё, покажу только ещё Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия, но это уже будет Вологодская область.

O_lush_ka
Tatyana1103, Танюша, с удовольствием посмотрела ваше путешествие по Карелии. Я в основном бываю на севере Карелии, в Беломорске, хотя бывала и в Петрозаводске. Через Беломорск (ранее Сорока) тоже проходит Беломоро-Балтийский канал. И на Соловки мы на теплоходе через шлюзы канала проходили. Кстати, Соловки - это территориально Архангельская область.

Tatyana1103
с удовольствием посмотрела ваше путешествие по Карелии.
Оленька надеюсь ничего там не приукрасила
Я в основном бываю на севере Карелии, в Беломорске, хотя бывала и в Петрозаводске.
А как туда из Архангельска добираться, на самолёте
Кстати, Соловки - это территориально Архангельская область
Знам, знам у нас девочка в группе из Архангельска училась, так, что наслышаны про вашу жемчужину русского севера От нас что до Архангельска, то и до Петрозаводска примерно одинаково Мы на север дальше Сыктывкара пока не ездили А то, что в Карелию можно ездить на машине сейчас знаем, дорога великолепная

O_lush_ka
Танюша, в Беломорск мы попадаем поездом. Раньше ходил через день, теперь 2-3 раза в неделю. Один раз ездили на машине, через Вытегру и Петрозаводск. Дорога была жуть. Да и по километрам получается в 2 раза дальше, чем на поезде, т. к. дорог по побережью нет. У меня муж оттуда, к его родителям раньше не один раз в год ездили, летом - всегда. Сейчас редко. Попадать сложнее и дача своя появилась, некогда стало. А природа в Карелии очень красивая. В Беломорске есть музей петроглифов (наскальные рисунки первобытных людей). Поищу, где-то были у меня фотографии.

Tatyana1103
Один раз ездили на машине, через Вытегру и Петрозаводск.
Я посмотрела, ведь это довольно далеко не наездишься.
Дорога была жуть
Дороги сейчас в Карелии просто сказка, большие автострады, правда в некоторых местах ещё в процессе, но строительство идёт полным ходом.
В Беломорске есть музей петроглифов (наскальные рисунки первобытных людей). Поищу, где-то были у меня фотографии.
До петрогрифов так и не добрались знаю, что завораживающее зрелище зато будет, что посмотреть в следующий раз А фотографии если получиться, покажи пожалуйста, думаю другим тоже будет интересно

O_lush_ka
А фотографии если получиться, покажи пожалуйста, думаю другим тоже будет интересно
Попробую найти. Очень давно были. Никак не доходят руки систематизировать старые фотографии.

Tatyana1103
Музей фресок Дионисия размещается в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова монастыря XV-XIX вв. в селе Ферапонтове. Комплекс памятников Ферапонтова монастыря, основанного в 1398 г. с росписью Дионисия 1502 г. является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества.


Из Вятки в Карелию

Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь.
Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.

Из Вятки в Карелию
Когда мы ехали в Карелию, хотели посетить Ферапонтов монастырь, но по времени просто не успевали. Поэтому, запланировали это мероприятие на обратный путь.


Из Вятки в Карелию

Вот он, во всей своей красе, стоит на возвышенности, и как бы парит над землёй - Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице - Рожде́ственский монасты́рь - музей и действующий мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области.


Из Вятки в Карелию

Село Ферапонтово отделяет от монастыря речка Паска, которая соединяет два озера Спасское и Ферапонтовское (Монастырское). Оставив машину в селе, далее к монастырю направляемся пешком по мосту через речку.


Из Вятки в Карелию

Угловое здание – это Казённая палата (1530 г.). Редкое здание некультовой архитектуры. Первый этаж был сушилом, на втором была книгописная мастерская, хранилище казны, архива, так же был тайник. В наше время здание используется музеем как библиотека, а на первом этаже выставочное помещение.


Из Вятки в Карелию

Святые врата (1649 г.) – это западный фасад монастыря. Врата не отделимы от древней дороги, по которой приходят в Ферапонтов монастырь люди уже шесть столетий. Врата возвышаются над порогом, разделяющим прошлое и настоящее, временное и вечное.


Из Вятки в Карелию

Святые врата имеют разновеликие арки, над которыми расположены две церкви – преподобного Ферапонта и Богоявления. Церкви полностью сохранили свою первоначальную архитектуру.


Из Вятки в Карелию

Церкви находятся под общим сводом с двумя шатровыми завершениями. Шатры венчаются небольшими главками.


Из Вятки в Карелию

Святые врата оказались самыми сохранными постройками монастыря, в них не переделывались даже окна.


Из Вятки в Карелию

Над Святыми вратами виден купол церкви Благовещения.


Из Вятки в Карелию

Проходим на внутренний двор монастыря.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Прямо колокольня, за колокольней левее с куполом – церковь Благовешения, слева от неё двухэтажное здание - трапезная палата.
Колокольня (конец XVI в.). Нижний ярус был проездным, средний ярус связан каменными переходами с главными храмами – церковью Благовещения (слева) и собором Рождества Богородицы (справа). Колокольня хоть и многоярусная, но не возвышается надцерквами, а стоит с ними в ровень. Не смотря на это, звоны разносятся далеко по окрестности.


Из Вятки в Карелию

Ярус звонов колокольни открыт с четырёх сторон, и состоит из восьми столбов с арками. Колоколов 17, 11 из которых современного литья. В четырёхгранном шатре колокольни находятся старинные башенные часы (1635 г.), которые пока под реставрацией. Часы были с курантами. Сохранность их механизма уникальна, он является самым древним на Русском Севере.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Купол церкви Благовещения к которой примыкает трапезная палата (1530 г.). До постройки колокольни звонница была в данной церкви. Во время звона звонарь находился на земле, а верёвки тянулись на третий ярус. Язык был неподвижен, а раскачивался колокол.


Из Вятки в Карелию

Справа от колокольни находится собор Рождества Богородицы (1490 г.), возведённый на том месте, которое освятил ещё преподобный Ферапонт. Собор Рождества Богородицы самый древний из сохранившихся каменных храмов Русского Севера.
Все иконы из храма вывезены и находятся в разных музеях, иконостасная рама уничтожена в 1930-е годы. Вся внутренняя поверхность от пола до купола расписана в 1502 году прославленным древнерусским мастером Дионисий с сыновьями, в технике фрески по сырой штукатурке. Именно ради этих росписей мы сюда и заехали.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Фасады и барабан храма украшены кирпичным узором.


Из Вятки в Карелию

Справа к собору Рождества Богородицы примыкает церковь Мартиниана (1640 г.) Она перекрыта большим шатром с восьмигранным световым барабаном, увенчанным главой луковичной формы. Снаружи шатёр обшит осиновыми досками с зубчатыми краями, имитирующими чешую.


Из Вятки в Карелию

Касса музея фресок Дионисия находится в церкви Мартиниана, а вход в музей под колокольней. Музей занимает второй этаж колокольни, сами же росписи в соборе Рождества Богородицы.


Из Вятки в Карелию

Фреска в церкви Мартиниана. Купив билеты, направляемся в музей фресок Дионисия.

 

Tatyana1103
Из Вятки в Карелию

В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером, т. к. ещё в 1481 году он исполнил одно важное задание – выполнение икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал ведущим представителем и олицетворением московской иконописной школы на рубеже XV–XVI веков. Дионисий считается одним из лучших мастеров Руси наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым.
Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы, представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям собора.
Прежде чем пройти в Соборе Рождества Богородицы, нам предложили пройти в небольшое помещение, чтобы посмотреть вводный видеоролик. Я его записала, к сожалению, немного не до конца, т. к. память в фотоаппарате оказалась забита под завязку. Поэтому остальные фотографии пришлось делать на телефон.

Ферапонтово Фрески Дионисия • Из Вятки в Карелию play thumbnailUrl Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию - 3465921
PT5M
True
2020-01-16T16:09:44+03:00
embedUrl


Посмотрев фильм, идём к фрескам, которым уже больше 500 лет!!! Целая вечность!!! Перед входом в Собор Рождества Богородицы, надеваем бахилы, т. к. в музее фресок строгий микробиологический режим. Так же получаем замечательно составленную, очень подробную схему росписей, правда потом пришлось её вернуть, но нам любезно позволили её сфотографировать.


Из Вятки в Карелию


Из Вятки в Карелию

Фресок безумно много, они покрывают всю внутреннюю поверхность храма площадью около 800 кв. м. Все фрески показать, у меня просто нет возможности, но буду придерживаться согласно схемы, начиная с восточной стены и по часовой стрелке.


Из Вятки в Карелию

Западный перспективный белокаменный портал, через который входят в собор Рождества Богородицы, как и внутренние его стены, расписал Дионисием. Справа и слева - фигуры архангелов, второй ярус - храмовые изображения Рождества Богоматери: рождение Марии, купание Марии, сон Марии, ласкание Марии. Над ними в медальоне - Деисус. Нижний ярус - полотенца с циркульными медальонами, такими же опоясан изнутри весь храм. В короне над входом Богоматерь с Младенцем.


Из Вятки в Карелию

Войдя во внутрь храма, оказываешься словно в расписной шкатулке, дыхание замирает, а голова начинает вращаться на 360 градусов.
Прямо напротив нас в центральной апсиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия (в переводе с греческого языка означает «указующая путь», «путеводительница») с Младенцем Иисусом на рука. Правой рукой он благословляет предстоящих, а в левой держит свиток. Одигитрию почитали как покровительницу русского государства и его воинства.


Из Вятки в Карелию

Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами Гавриилом и Михаилом. Над ней в медальонах пророки: Моисей, Давид, Исаия, Даниил.
Ярус ниже, по четыре фигуры справа и слева от окна - «служба святых отец». символическое изображение богослужения, традиционная роспись алтарной апсиды. Восемь святителей совершают литургию, читая тексты молитв на свитках в руках. Общая площадь росписей собора Рождества Богородицы в Ферапонтове - 600 кв. м., общее количество сюжетов – 300, собор был расписан за 34 дня!!!


Из Вятки в Карелию

Вверху над Богоматерью Одигитрия «Покров Богородицы». Один из самых популярных сюжетов в русской иконописи и церковной живописи. Запечатлен случай из реальной жизни: во время ночного богослужения одному из молящихся (звали его Андрей Юродивый) было видение того, как изображенная на иконе Богоматерь сняла с головы покрывало и распростерла его над находящимися в храме людьми, защищая их от злых сил. Андрей указал на это своему ученику Епифанию, стоящему рядом - оба они изображены в правом углу росписи.


Из Вятки в Карелию

Справа от центральной алтарной апсиды с Богоматерью Одигитрия находится южная алтарная апсида с изображением Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых на Руси святителей, на стенах и в арке - сцены из его жития. Взгляд Николая Чудотворца всегда направлен на вас, где бы вы не стояли.

Техника «эль фреско» - роспись по сырой штукатурке красками, разведенными водою. Связь красочного слоя с основой происходит в процессе карбонизации, при высыхании и застывании известковой штукатурки. Перед началом работы стена смачивалась водой и покрывалась специальным грунтом (основой) - левкасом - смесью доломитовой извести и мелко нарубленных волокон льна. Грунт тщательно выравнивался, и на него по всей площади будущих росписей накладывался слой серой рефти, на которую наносился общий цветной фон поверхности (часто голубой, азуритом, как здесь), и затем светлой (желтой, розовой или зеленой) краской наносился предварительный рисунок конкретного сюжета. При многослойной росписи, когда цвета наносились один поверх другого, контуры и детали композиции изначально прочерчивали графьёй - процарапывали по мягкому влажному левкасу. Графью и сейчас можно увидеть повсюду, присмотревшись, на стенах многих храмов, арок, святых ворот, звонниц. Иногда и краски уже стерты, ликов не видно, а силуэты рисунков видны - тонкие продольные канавки на штукатурке.


Из Вятки в Карелию

Над нами в незабудковом куполе Христос Вседержитель. Пальцы его правой руки, сложенные в крестное знамение, опущены вниз, и создаётся буквальное и реально физическое ощущение, что тебя они касаются, что тебя видят оттуда с неба и тебя благословляют. В левой руке - Книга Жизни,» написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями».


Из Вятки в Карелию

Купол поддерживают четыре расписанных столба. На одной из сторон юго - восточного столба фреска - «Успение св. Николая».


Из Вятки в Карелию

С восточной стороны переходим на южную.


Из Вятки в Карелию

Фреска над окном «Что Ти принесём, Христе...»


Из Вятки в Карелию

Слева «Брак в Кане Галилейской», справа «Притча о брачном пире».


Из Вятки в Карелию

Внизу всё на той же южной стене, над орнаментальными пеленами, на уровне глаз, фреска «Перенесение мощей», а рядом «III Вселенский собор», один из семи соборов, расположенных на других стенах.
Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого. Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе - два Лица. Кроме того, он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство. Собор подтвердил, что Христос - Истинный Сын Божий, а Мария - Богородица, и принял восемь канонических правил.
Из Вятки в Карелию

Далее по южной стороне: «I Вселенский собор», «II Вселенский собор», переходим на западную стену и там «IV Вселенский собор».
Первый Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее. Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, хулившего Сына Божьего. Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал. Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.
Второй Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г. Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа. На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры.
Четвертый Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году. Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно. Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано тридцать канонических правил.
Из Вятки в Карелию

На юго-западном столбе фреска «Феодор Тирон» воин-мученик.


Из Вятки в Карелию

Традиционно для православных храмов, на западной стене размещалось изображение Страшного суда. Мы видим кусочек правой части стены, где нарисован ад: в круглых медальонах «Мучения грешников», светло голубой медальон с коричневым облаком «Земля и море отдают мертвецов», над медальонами четыре зверя Антихриста, слева от них «Шествие грешников на суд» и т. д.


Из Вятки в Карелию

Из-за северо-западного столба, на котором изображён «Никита войн», так же виден кусочек западной стены с большим красным пятном внизу – это «Геена огненная». Внутри её среди несчастных душ грешников восседает сатана на страшном чудовище, пожирающем человеческие фигуры.


Из Вятки в Карелию

Переходим от западной стены к северной. На западной стене изображён «V Вселенский собор», на северной - «VI Вселенский собор» и «VII Вселенский собор».
Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I. На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.
Шестой Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната. Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий. Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.
Собор, проходивший в Константинополе через одиннадцать лет, названный Трулльским, именуют Пято-Шестым Вселенским Собором. Он принял сто два канонических правила.
Седьмой Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила.
Дионисий - один из последних русских иконописцев, придерживавшийся традиций византийской школы с её характерными живописными канонами. Глаза отвести невозможно, и накатывает восторг и изумление, насколько всё это прекрасно. Светлые краски, легкие, высокие фигуры, правильных пропорций, четкие черты лиц, просто праздник для глаз. Дивное послание к потомкам из далекого-далекого далека.


Из Вятки в Карелию

Вид на северную стену собора. По всему периметру, как я уже упоминала, нижним ярусом в человеческий рост пущено белоснежное полотенце с циркульными медальонами - изображения святителей, ангелов, пророков и библейских сюжетов не должны быть на одном уровне с молящимися. Орнамент каждого медальона уникален - нет ни одного повторения. Количество медальонов – 51.
На левом столбе «Димитрий Солунский», над ним «Рождество», на правом – «Иаков, брат Госпдень» над ним фреска «Благовещение».
Благовещение - один из двунадесятых церковных праздников (12 важнейших праздников, отмечаемых православными в течение года). Архангел Гавриил сообщает Деве Марии: «благословенна Ты между женами, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус».


Из Вятки в Карелию

Главная фреска на северной стене «О Тебе радуется...» прославляет Богоматерь. Это строчка из гимна Иоанна Дамаскина, который на фреске преклонил колени перед Божией Матерью.


Из Вятки в Карелию

Выше «Учение Григория богослова», а над ним в арке Серафим и медальоны со святыми. В росписи собора Рождества Богородицы Дионисию помогали сыновья. Собственноручно Дионисий расписал только его верхнюю часть – купол, барабан и медальоны на арках.


Из Вятки в Карелию

Над полотенцем северной стены фреска «Видение Евлогия», а далее «Ангел и диаконы», которые переводят нас уже в северную алтарную апсиду, которой мы и завершаем своё знакомство с великолепными фресками Дионисия.

Все росписи на всей площади стен в Ферапонтове - это оригинальный Дионисий. Какими эти образы создала рука мастера пятьсот лет назад, такими мы их и видим сейчас. Часть красок лишь слегка посветлела со временем. Но сами пигменты - те самые, какими их смешал в своей палитре и нанес на стены своею же рукой Дионисий. В никем не тронутом состоянии росписи простояли до 1971 года. Их ни разу не подновляли, не прописывали поблекшие лики, не тонировали обсыпавшиеся фоны, не закрашивали поверху более современными изображениями. Не прикасались к ним никаким образом. Стены лишь покрывались постепенно пылью, поднимавшейся от кирпичного пола - росписи приобрели розоватый налет. Поверх налета наросли мельчайшие микроорганизмы, под слоем которых изображения совсем поблекли. Для борьбы с биодеструкторами были привлечены микологи и микробиологи, изучившие не видимую невооруженным глазом флору и фауну внутри Собора.


Из Вятки в Карелию

Роспись северной алтарной апсиды. Иоанн Предтеча, согласно Евангелию, приходящийся родственником Ииусу - последний пророк, предвестник Христа, крестивший его в водах Иордана и означивший Иисуса Мессией. По ветхозаветной версии, подготовить путь для Господа должен был ниспосланный Им Ангел - оттого и мощные крылья за спиной Иоанна. А проповедовал Предтеча в пустыне Иудейской, помните «глас вопиющего в пустыне» - это именно о нём. Чуть ниже ярусом - диаконы и ангелы, поклоняющиеся жертвеннику.

Росписи собора Рождества Богородицы, последняя работа Дионисия. Думаю он остался ею доволен. Потому что лучше – невозможно. А волшебный цвет и переливы его красок это исключительно чистое виртуозное мастерство художника-гения. Его секрет это - либо смешивание красок в совершенно интуитивной пропорции, например, синий азурит + охра = многообразие зелёных оттенков; либо тончайшая лессировка, т. е. нанесение одного тончайшего слоя краски на другой (белила на подкладку) и тогда получение или тёплого оттенка, или холодного; либо достижение нужного оттенка, используя наполненность кисти от начала мазка до его завершения; либо игра архитектурными формами и освещением, например, он мог расположить фрески в более освещенном верхнем или наоборот затемнённом нижнем или в углубление стены. Также он мог просто играть сочетаемостью цветов. Он же был гениальный колорист!


Из Вятки в Карелию

Например, его медальоны, они настолько необычны, их так много, они так красивы, такое ожерелье из разноцветных шариков, когда на них смотришь снизу, запрокинув голову. Сразу впечатляют их цвета: незабудковый, песок, розовый и малиновый. Всего-то четыре цвета, очень мягких, очень естественных и нежных. Но как он их сочетает! В каждом медальоне изображены святые в разных по цвету одеждах: в голубом медальоне розовые, в малиновом – голубые, в песочном – розовые и т. д.


Из Вятки в Карелию

Над выходом из музея висит огромная, старинная икона, написанная на толстенных досках. Очень впечатляет, но это уже не Дионисий.


Из Вятки в Карелию

Покинув территорию монастыря, уходить совсем не хотелось. Никак не отпускала та сила, благодать, душевное удовольствие, умиротворение, что посетили нас во время знакомства с фресками Дионисия.


Из Вятки в Карелию

И так как монастырь находится на самом берегу прекрасного Ферапонтовского озера, решили посидеть на его берегу, погода к этому располагала.


Из Вятки в Карелию

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...


Николай Рубцов


Из Вятки в Карелию

Западный склон монастыря вдоль берега раньше был ягодником, для защиты которого от ветра были высажены ели и сосны. Сейчас же осталась малая толика от тех посадок.


Из Вятки в Карелию

Площадь зеркала Ферапонтовского озера равна 154 га, длина 2,2 км, ширина – 0,9 км, наибольшая глубина – 27 м, средняя – 8,2 м. Там вдали оно соединяется с ещё большим Бородаевским озером.


Из Вятки в Карелию

Погода была чудесная, с озера дул лёгкий ветерок, не заметили, как пролетел час.


Из Вятки в Карелию

Возвращаемся в Ферапонтово к стоянке машины, по пути заглянули на выставку Куракинской керамики Нины Мишинцевой. Куракинская керамика – традиционный гончарный промысел Вологодчины. Для изготовления изделий используют местную красную глину, которую предварительно выдерживают под снегом для термоустойчивости. Особенность куракинской керамики в том, что ее после обжига опускают в очень жирное молоко, которое впитывается в поры. И чем жирнее молоко, тем посуда темнее.


Из Вятки в Карелию

Посуда довольно дорогая, но уйти с пустыми руками я не могла, хотелось что-то иметь на память об этих местах, поэтому купили несколько горшочков из красной глины для жаркого.


Из Вятки в Карелию

В Ферапонтово мы купили ещё одну керамическую посудину от местных мастеров, вот такой горшок, похожий по форме на чугунок. На ярмарке в центре села. Особенность этой керамической посуды заключается в способе её производства. Заготовки из красной глины помещают в специальную земляную печь и постепенно нагревают. Затем глиняные черепки до 12 часов обжигаются живым огнём при температуре 1 000 °C. На последнем этапе печь замуровывают, перекрывая доступ кислорода, и именно тогда цвет заготовок меняется. Таким образом, их чёрный оттенок - это не следы дыма, не копоть и не краситель. Изделия выполнены из глины, которая обладает высокой термостойкостью и плотностью.


Из Вятки в Карелию

В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, войдя в каталоги мировых достопримечательностей.
Последний взгляд на монастырь, впереди нас ждёт 1300 км. пути домой.

 

gala10
Танечка, спасибо тебе! Всё, что ты написала в этой теме, безумно интересно.

Tatyana1103
Галя, спасибо!


Из Вятки в Карелию

gawala
спасибо!
Читаю с великм удовольствием Столько не знаешь, столько нового узнаешь. Спасибо Татьян за труд!

Tatyana1103
Столько не знаешь, столько нового узнаешь
Галина, очень приятно от тебя читать такие слова


Из Вятки в Карелию


клубничка
Танюша, прям хочется все твои заметки в отдельную книжечку и читать, читать... Как же здорово! Как будто сама прохожу вместе с тобой! Очень здорово! Спасибо за такой огромный труд!!!

Igrig
В Ферапонтово мы купили ещё одну керамическую посудину от местных мастеров, вот такой горшок, похожий по форме на чугунок.
Татьяна,
Лет 10 назад мы из Вологды тоже привезли такую же керамику. Горшок с крышкой и миску.
Они нас потрясли своим необычным цветом серо-черного графита.
Посуда очень эффектная!

Tatyana1103
Танюша, прям хочется все твои заметки в отдельную книжечку и читать, читать... Как же здорово! Как будто сама прохожу вместе с тобой!
Наташенька вот уже полгода прошло после нашей поездки в Карелию а я всё ещё под впечатлением, если Бог даст обязательно туда ещё съездим
Лет 10 назад мы из Вологды тоже привезли такую же керамику. Горшок с крышкой и миску.
Надеюсь посуда служит и по сей день
Они нас потрясли своим необычным цветом серо-черного графита.
Мы тоже купили из-за её необычности, т. к. у нас совсем другая керамическая посуда продаётся. Правда ещё не пробовала в ней готовить

Igrig
Мы тоже купили из-за её необычности, т. к. у нас совсем другая керамическая посуда продаётся. Правда ещё не пробовала в ней готовить
Татьяна,
Чтобы не быть голословным, вот наша керамика

Из Вятки в Карелию

Только надо учесть при готовке, что она не глазурована!

Tatyana1103
Игорь, красивая керамическая посуда и прекрасно выглядит по прошествии десяти лет или фото сделаны по приезду
Только надо учесть при готовке, что она не глазурована!
Да, да у меня тоже не глазурованная мне сказали, что можно сразу готовить без предварительной обработки но пока не пробовала

Igrig
прекрасно выглядит по прошествии десяти лет или фото сделаны по приезду
Просто настолько много всякой посуды, что многое из-за этого используется совсем нечасто!
Фотографировал сегодня!
Обрабатывать, наверно, и не нужно, а подготавливать - да!
Неглазурованную керамику надо замачивать перед готовкой...

Tatyana1103
Неглазурованную керамику надо замачивать перед готовкой...
Спасибо воспользуюсь советом.



Из Вятки в Карелию. Дубль 2



Интересное в разделе «Наши путешествия»

Постные блюда

Новое