Из Вятки в Карелию

◄ Назад 1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 Вперед ►
Tatyana1103
Понедельник, 04 ноября 2019 года, 21:09 | Из Вятки в Карелию

Из Вятки в Карелию
Tatyana1103
Четверг, 07 ноября 2019 года, 21:22 | Из Вятки в Карелию

Помимо культовых сооружений на острове Кижи, памятниками архитектуры являются разнообразные постройки: жилые дома, амбары, мельницы и даже бани. Все постройки, кроме церквушек, были привезены со всей Карелии.

Из Вятки в Карелию

Дом крестьянина Ошевнева, к которому мы направились от Кижского погоста, был построен в 1876 г. в д. Ошевнево, которая располагалась на острове Большой Клименецкий в 2 км от острова Кижи, а в последствии перевезён на о. Кижи. В прошлом он принадлежал зажиточной крестьянской семье, главой которой был Нестор Максимович Ошевнев.
Дом Ошевнева стал первым памятником народной деревянной архитектуры, перевезённым на о. Кижи (1951 г.) и положившим начало музею-заповеднику.

Из Вятки в Карелию

Эта постройка несёт в себе основные черты дома-комплекса, тип жилой постройки, окончательно сформировавшийся в конце XVII – начале XVIII вв. и впоследствии преобладавший на территории Карелии и в Заонежье в частности. Главным отличием дома-комплекса всегда являлось то, что в нём под одной кровлей объединялись и жилые помещения, и хозяйственная часть – «службы», где располагались двор с хлевами и сарай с сеновалом. Компактное размещение под одной крышей жилых и подсобных помещений значительно облегчало жизнь человека и ведение хозяйства.
У нас в Кировской области и по сей день в деревнях есть дома, где всё под одной крышей, правда таких больших как дом Ошевнева не встречала.

Из Вятки в Карелию

Архитектурно-планировочная структура дома из деревни Ошевнево может служить воплощением патриархального уклада жизни старой северной деревни. Под его кровом - четыре отдельные избы для разных семей одного и того же патриархального рода, светелка и два других летних помещения. Подстать жилью и двухэтажный двор, занимающий примерно две трети площади всего дома.

Из Вятки в Карелию

Помещение с балконом на чердаке – светёлка. Светёлки, как обычно, не отапливались и могли использоваться только в тёплое время года как запасное жилое или спальное помещение, там могли устраиваться на ночлег гости или молодёжь, молодые не замужние девушки занимались здесь рукоделием. В богатых домах в светёлку могли селить наёмных работников.

Из Вятки в Карелию

Торцы кровли, выходившие на фасады, прикрывались резными досками – «причелинами», стык между которыми закрывался вертикальной резной доской – «полотенцем».

Из Вятки в Карелию

Проходим внутрь дома, где сохранился старинный уклад бывших обитателей дома.

Из Вятки в Карелию

Переступаем порог и оказываемся в просторном помещении с печкой. Здесь вся семья жила в зимние месяцы. У печки готовили еду, тут же ели, тут же принимали гостей, тут же все вместе спали на деревянных лавках и полу.
Изба, отапливаемая часть дома, традиционно делилась на четыре части – «углы»: «печной», «дверной», «красный» («большой»), «задний» («малый»).
Справа от входа большая русская печь, соответственно печной угол.

Из Вятки в Карелию

Слева от входа и до полатного воронца - дверной угол («мужской» или «хозяйский»).

Из Вятки в Карелию

От печного угла расходятся полки – «воронцы»: «пирожный» и «полатный». Воронцы условно делят свободное пространство избы на три неравные части.
Раньше во всех наших деревнях на полатный воронец были уложены деревянные полати (настил), любимое место детворы, а также дополнительное спальное место. Нам на полатях нравилось спасть больше, чем на печке.
Пирожный воронец отделяет задний угол. Существовал обычай размещать на пирожном воронце молочные горшки для быстрейшего скисания и получения простокваши, так же на него ставили хлеб и пироги, после того, как они были вынуты из печи.

Из Вятки в Карелию

В малом углу стоит хозяйственный столик, над ним традиционно навешен посудник.
Спали на матрацах, набитых сеном, или на перинах, укрывались лоскутным или домотканым одеялом, тулупами, были так же меховые «одеяльницы» - сшитые углом шкуры, которыми укрывали ноги. Спали на полу, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или на табуретки.
Люлька подвешена на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывали через железное кольцо, вбитое в потолок, или вставляли между потолком и потолочной балкой – «матицей» с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе.

Из Вятки в Карелию

Третья часть избы, ограниченная двумя воронцами, наиболее светлая и просторная. Угол образованный двумя внешними стенами, в которых прорублены окна, называется «красный» или «большой». Здесь находится киот с иконами. Традиционно «большой угол» избы устраивался с востока, а печной угол – строго по диагонали к нему, т.е. с запада. От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходятся полки – «надлавочницы». Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен широкие лавки, иногда их врубали прямо в стену.
Девушка в национальной крестьянской одежде, показала нам мастер класс по прядению шерсти.

Из Вятки в Карелию

У среднего – «красного» - окна, которое находится напротив входа, стоит стол (так было принято в Заонежье), возле него две скамейки.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Поднимаемся на второй этаж. Комната на втором этаже принадлежала хозяину дома. Здесь был его кабинет, здесь он принимал важных гостей, вел переговоры. Вторым этажом можно было «похвастаться». Все самое дорогое находилось именно здесь: изысканная мебель, фарфоровая посуда, изящные скатерти и кружевные занавески, а также семейные фотографии. Дети не имели права подниматься в комнату отца. Для всех домочадцев это была закрытая зона.

Из Вятки в Карелию

Так же на втором этаже находится крытый сарай. Очень удобно русской зимой, когда все хозяйственные постройки находятся под одной крышей с домом.
Тут различные сани: для поездок, для сена и дров, а также детские саночки.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Сети и огромная лодка, живя у озера невозможно не быть рыбаком. Так же на лодке перевозили коров на соседние островки на выпас, причем занимались этим, как правило, женщины. Они же утром и вечером ездили на лодке доить коров.

Из Вятки в Карелию

Приспособление для плетения сетей.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В сарае прекрасная подборка инструментов для обработки льна: мялка, чесалка, моталки нитей и др. Лён мне приходилось теребить ещё в студенческие годы, а вот некоторые приспособления я увидела впервые.
Несмотря на то, что в общей структуре посевов льну отводилась лишь малая часть крестьянского земельного надела, роль этой культуры в крестьянском быту была велика. Льняное волокно шло на изготовление различных тканей, в том числе, и для парусов. Изо льна вили веревки и канаты, плели рыболовные сети. Часть обработанного льняного волокна шла на продажу.

Из Вятки в Карелию

Упряжь для лошадей.

Из Вятки в Карелию

Со второго этажа хозяйской части можно спуститься на улицу, по широкому наклонному настилу, который называется ввоз.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

По ввозу сено и другие грузы завозили на лошадях прямо в сарай. В Заонежье бытовало местное название взвоза – «съезд», «съездо».

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Балкон на уровне второго этажа называется – гульбище. Он предназначался для закрытия ставень снаружи.

Из Вятки в Карелию

Под сараем находился скотный двор, хлевы, конюшня, кладовая для фуража.
Дом построен по так называемому типу «кошель», особо распространенному в Южной Карелии. Фишка этого типа в том, что изба и двор стоят рядом, покрытые общей двухскатной кровлей, причем её вершина проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси именно жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один – короткий и крутой, а другой – длинный и пологий. Дом и вправду становится похожим на кошель, большим и вместимым. Жилая часть дома с крыльцом и входом обращена по традиции в сторону озера, поближе к свету, воздуху, а крытый двор выходит к огороду, на задворки.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

На берегу Онежского озера банька и небольшой огородик с овощами, а также рыбацкие сети.
Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Из Вятки в Карелию

Помимо нескольких грядок с овощами на берегу озера, рядом с домом был ещё огород, в котором растили преимущественно лён, рож, пшеницу и другие культуры, которые использовались в быту.
Вокруг огорода необычная изгородь которая называется "Журавлиное крыло". В Заонежье её называли просто "косая изгородь".
Такая ограда гораздо практичнее обычной - во-первых, на неё требуется меньше древесины. Во-вторых, её куда проще и быстрее соорудить и при необходимости без проблем заменить любую жердь. В-третьих, вода не скапливается на косых жердях, а сразу стекает, - и забор оказывается долговечнее. Порой один и тот же забор служил нескольким поколениям одной семьи. "Кurgesine aid kaks’ igad siižub (Косая изгородь два века стоит)", - говорили вепсы.
Как правило, косой забор строили вокруг деревни там, где луг или огород защищали от скотины и диких зверей - лосей и кабанов. Между соседями изгородь не ставили вовсе.

Из Вятки в Карелию

Рядом с домом неотъемлемый атрибут жизни карел - амбар для хранения муки. Данный амбар Судьина из деревни Липовицы Медвежьегорского района (1930 г.)

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

От амбара мы направимся к ветряной мельнице и часовне Архангела Михаила, которые видны вдали, но вначале дойдём до церкви Лазарева, она немного в стороне.

Из Вятки в Карелию

Совсем уж неприметное здание, которое больше похоже на обычную избу, и только небольшой купол и крест выдают в нем церковь. Это самый древний экспонат музея - Лазарева церковь, которая датируется XIV веком. По легенде ее построил монах Лазарь, который прожил больше ста лет
Есть на территории музейного комплекса и церквушки поменьше. Церковь Воскрешения Лазаря – уникальна своей древностью. Она была построена еще до XVI века в Пудожском районе. Причем бревна церкви укладывались в противоположном направлении – срубом не вниз, а вверх, что в сильной степени повлияло на разрушение памятника проливными дождями и снегом
Внутрь мы не заходили, т.к. церковь была закрыта на замок.

Окончание про Кижи

клубничка
Четверг, 07 ноября 2019 года, 21:59 | Из Вятки в Карелию

Танюша, шикарный рассказ! Как будто сама прошлась Спасибо тебе за такой труд!
Tatyana1103
Пятница, 08 ноября 2019 года, 10:47 | Из Вятки в Карелию

Наташа, рада, что тебе понравилось Спасибо за добрые слова
клубничка
Пятница, 08 ноября 2019 года, 12:15 | Из Вятки в Карелию

Танюша, я твою тему постоянно перечитываю! Каждый раз с удовольствием
Tatyana1103
Пятница, 08 ноября 2019 года, 13:27 | Из Вятки в Карелию

Цитата: клубничка от Пятница, 08 ноября 2019 года, 12:15
я твою тему постоянно перечитываю! Каждый раз с удовольствием

Из Вятки в Карелию
Tatyana1103
Суббота, 09 ноября 2019 года, 19:22 | Из Вятки в Карелию

Мы всё дальше направляемся на юг острова Кижи к ветряной мельнице и часовне Архангела Михаила.

Из Вятки в Карелию

Как правило, мельницы принадлежали либо зажиточным крестьянам, получавшим значительные урожаи и, следовательно, нуждавшимся в такой постройке, либо являлись коллективной собственностью сразу нескольких семей – такие мельницы называли «мирскими». Использовали их не только сами владельцы, за плату они мололи зерно и соседям.

Из Вятки в Карелию

Проходим мимо остожья – это зарод и рига – постройки, предназначенные для просушки снопов на открытом воздухе. Сушка на зародах продолжалась около двух недель, затем снопы осторожно снимали и укладывали «в кучья»: своеобразные стога, которые имели округлую форму. Так снопы и хранили до обмолота. Рига – это сооружение, предназначенное для окончательной просушки и обмолота снопов. Для того чтобы скот не объедал заправленные для просушки снопы, зароды обносили изгородью, всё вместе это и носило название «остожье».

Из Вятки в Карелию

Восьмикрылая ветряная мельница была построена в 1928 году крестьянином Н.Я. Биканиным и перевезена в музей «Кижи» из села Волкостров. Она представляет собой стержневой тип ветряной мельницы, так называемую «столбовку».
Помещение мельницы имеет два этажа: на первом этаже ларь для муки и устройство, которое регулирует помол зерна, а на втором - ковш для зерна, каменные жернова и горизонтальный вал, который с внешней стороны заканчивается восемью крыльями.

Из Вятки в Карелию

Стержнем, вертикальной осью этой постройки является большой столб, нижний конец которого врыт в землю. Вокруг столба и поворачивали площадку, - раньше это называлось «вертеть на пятке». Корпус мельницы возведён на бревенчатом поворотном кругу – «вертлюге», снабжённом со стороны крыльев и со стороны входа брёвнами-рычагами – «воротилами». Поворотный круг и «воротила» позволяют повернуть мельницу в сторону ветра.

Из Вятки в Карелию

Часовня Архангела Михаила была перевезена в музей в 1961 году из деревни Леликозеро, расположенной на Заонежском полуострове в 32 км. к скверу от острова Кижи. Слева над молельной каскадная двухступенчатая кровля, что делает часовню непохожей на другие храмы Заонежья.
Применение парных элементов, как особенность художественного решения, присутствует в оформлении звонницы: мы видим здесь два широких гонтовых воротника, двойные резные подзоры, два маленьких воротничка, расположенные под шейкой и главкой.

Из Вятки в Карелию

В часовне Михаила Архангела применён особый тип потолочного перекрытия – иконное небо. Небо – облегчённый тип потолочного перекрытия, позволяющий обходиться без промежуточных опор даже при относительно большой площади храмового пространства. Это уникальная особенность конструкции храма, характерная только для Русского Севера. Роспись небес появилась в XVII веке и имела развитие до XIX века.
Кстати, здесь в Кижи собрана единственная в России коллекция «небес» (росписи на потолках храмов) Карелии.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Часовня Архангела Михаила избежала полного разорения, целиком сохранился подлинный двухъярусный иконостас (17 икон), «небо» (17 икон), икона «Страшный суд» и др.



Пока слушали перезвон колоколов передохнули на скамеечке, и полюбовались природой Онежского озера.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Ещё чуть-чуть, и мы на самой южной точке острова Кижи.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В конце XIX века широкое распространение в Карелии получил дом «брусом», пришедший на смену традиционным постройкам крестьянских жилищ «кошелем» и «глаголем». В отличие от квадратного в плане «кошеля», где двухрядной связью объединены жилые и подсобные помещения, от «глаголя», в котором хозяйственного назначения клети приставлены к жилью так, что образуют в плане подобие буквы «Г», откуда и само название, «брус» предполагает постановку подсобных клетей позади жилых помещений. Поэтому «брус» характеризуется чаще всего планом, имеющим вид вытянутого правильного прямоугольника. В наших деревнях в основном именно такие дома, только окна расположены ближе к земле.
Сохранив функциональное значение планировки, то есть объединение в одном комплексе изб, сарая, хлева и кладовых, «брус» стал последним звеном в эволюции дома северного крестьянина. Совершенство такого решения сказалось прежде всего в устройстве сарая. Если пологий скат крыши «кошеля», устроенный над сараем, не создавал большой емкости, то крутая, высокого подъема, двускатная кровля над поветью дома «брусом» позволяла устранить этот недостаток и при меньшей площади давала возможность делать запас сена на всю зиму. Выигрывало в этом случае и само покрытие - крутое падение его скатов способствовало лучшей сохранности теса.


Дом крестьянина-середняка Сергеева не обладает какими-либо исключительными художественными особенностями. Это типичный образец гражданской архитектуры Карелии начала XX века. Построенный в деревне Логморучей в непосредственной близости от Петрозаводска, перевезён в музей в 1962 году, он заметно тронут не свойственной народной архитектуре сухостью. Дом лишен такого традиционного украшения как гульбище. Площадь жилых помещений - сравнительно невелика.
Планом развития музея-заповедника того времени предусматривалось создание комплекса крестьянского хозяйства, характерного для Заозерья. Центральным его экспонатом и должен был стать со временем дом Сергеева, а стал дом Ошевнева. В усадьбу планировалось перевезти амбар и баню.

Из Вятки в Карелию

Вид на «золотые» купола Преображенской церкви от дома Сергеева.

Из Вятки в Карелию

Что ж, дальше идти некуда, поэтому возвращаемся обратно к причалу. Часовня Архангела Михаила остаётся на пригорке, а мы уходим влево.
На западной стене сеней часовни сдвоенное окно. Верно найденные пропорции, а так же единство декоративного решения позволили зодчим объединить разновременные части постройки в единое целое.

Из Вятки в Карелию

У дома Елизарова из деревни Серёдка (по-старому Серетка) с соседнего с Кижами Большого Клименецкого острова (3 км), известной с 1628 года, где, как и во всем Заонежье, испокон веков жили русские. Мужчина в русской косоворотке торгует глиняной игрушкой.

Деревня та не простая. в ней жил "символ русского фольклора», самый знаменитый из
сказителей русских былин, старообрядец Трофим Григорьевич Рябинин, родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. Говорят, его былины лично Мусоргский записывал "с голоса", дабы использовать в своих творениях, ну а с текстами мы с вами все пересекались в школе. Вот только малая часть его былин: былина про «Илью и Соловья-разбойника», былины про «Добрыню в борьбе со змеем» и др.


Мы довольно долго беседовали с мужчиной про глиняную игрушку, он про Заонежскую, а мы про нашу дымковскую. Потом он рассказал нам про старинный деревянный календарь, который существует в единственном экземпляре, т.к. он изготовил собственноручно по старинным рисункам. Эти календари играли важную роль в обыденной жизни крестьян, служили указателями праздников, постов, именин; ими руководствовались и для определения времени полевых работ, некоторые символы он до сих пор не знает, т.к. их значение утеряно.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Заонежская глиняная игрушка.
Из Вятки в Карелию
А это наша Вятская дымковская игрушка.
Из Вятки в Карелию

Проходим с восточной стороны Кижского погоста.

Из Вятки в Карелию

Выходим к дому-комплексу типа «брус» крестьянина Максима Яковлева, построенный в 80-90 годы XIX века в деревне Клещейла близ села Ведлозеро. Дом находится в Карельском секторе музея и представляет культуру карел Пряжинского района южной Карелии. Дом был перевезён в музей в 1966 году. В Пряжине до сих пор живут правнуки хозяина дома.

Дом был центром усадьбы. В начале XX века хозяйство Максима Яковлева было крепкое, зажиточное: 12 десятин пахотной земли с подсекой, покосы, 5 лошадей, 12 коров, 25 овец.
На территории усадьбы располагалась двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов. На берегу ламбушки стояла баня «по-черному». Кроме этого Яковлевы имели водяную мельницу и сепаратор, приносивший семье значительный доход.


Все помещения жилые и хозяйственные, расположены друг за другом под общей двухскатной симметричной кровлей. С юга к сеням пристроено невысокое крыльцо под двускатной кровлей. С противоположной стороны устроен взвоз. Жилое помещение двухэтажное. Первый этаж (изба и горница), служил зимним жильем, а второй этаж, повторяющий эту же планировку, использовался летом. Сарай и двор составляют единый сруб, причем нижний этаж является общим хлевом. Отдельный хлев в карельских домах отгораживался только для молодняка. Богатое декоративное убранство отмечено ломаными линиями волютных наличников окон и преобладанием геометрического орнамента в резных элементах. Большое количество окон с нарядными наличниками и красивый трехарочный балкон, насыщенный ажурной резьбой, придают постройке особую выразительность.
Жаль, что внутрь совсем не было времени зайти.

Из Вятки в Карелию

Большой загон с красивыми овцами романовской породы, которые лакомятся огурцами. Обходим загон, т.к. он огорожен проволокой и через горку возвращаемся к причалу, по пути проходим через лужайку с экспозицией камня-шунгит от мелкой крошки до крупного в ящиках под стеклом и информацией про него.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

На этом мой рассказ про Кижи завершён, дальше на «комету» и в обратный путь. Экскурсия очень понравилась, Бог даст, снова сюда приедем, т.к. хотим посмотреть и северную часть острова, и очень хотелось бы посмотреть на иконы в церкви Преображения Господня на Кижском погосте, которые были вывезены в 1943 году финнами, а затем вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией. Открытие храма после реставрации состоится в 2020 году.

Из Вятки в Карелию
PalmP
Суббота, 09 ноября 2019 года, 20:05 | Из Вятки в Карелию

Татьяна, огромное спасибо за потрясающий рассказ! Читаю, перечитываю, пересматриваю с огромным интересом!
Tatyana1103
Суббота, 09 ноября 2019 года, 20:25 | Из Вятки в Карелию

Тамара, рада, что тема нравится Спасибо на добром слове
gala10
Суббота, 09 ноября 2019 года, 20:28 | Из Вятки в Карелию

Танечка, я тоже в восторге от твоих рассказов. Продолжай, пожалуйста.
Irinap
Суббота, 09 ноября 2019 года, 22:07 | Из Вятки в Карелию

Tatyana1103, твои репортажи читаю с большим удовольствием
Tatyana1103
Суббота, 09 ноября 2019 года, 23:28 | Из Вятки в Карелию

Тамара, Галина, Ирина, девочки СПАСИБО!
Из Вятки в Карелию
Tatyana1103
Вторник, 12 ноября 2019 года, 15:57 | Из Вятки в Карелию

Рано утром покидаем Петрозаводск и направляемся на турбазу под Медвежьегорском, самую северную точку Онежского озера. По пути заезжаем на водопад Кивач и вулкан Гирвас.

Из Вятки в Карелию

Водопад КИВАЧ - одна из ключевых достопримечательностей Карелии. Расположен он на реке Суна в 80 км. от Петрозаводска.
Впервые о водопаде Кивач было упомянуто в Писцовых книгах, которые относятся к 1566 году. Однако широкую известность он получил только в 1794 году, после того как Олонецкий губернатор Георгий Романович Державин, объезжая свои владения, увидел водопад и был поражен его красотой. Он посвятил водопаду стихотворение, которое так и называлось – «Водопад».
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми…

Это место всегда привлекало к себе творческих людей. В разные годы здесь побывало множество поэтов и художников, которых Кивач вдохновил на создание подлинных шедевров.

Сосланный в Петрозаводск декабрист Ф. Глинка тоже любил бывать на водопаде. Он воспел его в своей поэме «Карелия».
По Суне плыли наши чёлны...
Но что шумит?.. В пустыне шёпот
Растёт, растёт, звучит, и вдруг
Как будто конной рати топот
Дивит и ужасает слух!
Гул, стук!.. Знать, где-то строят грады!
Свист, визг!.. Знать, целый лес пилят!
Кружатся, блещут звёзд громады,
И вихри влажные летят
Холодной, стекловидной пыли.
Кивач! Кивач!.. Ответствуй, ты ли?..
И выслал бурю он в ответ!..
Кипя над четырьмя скалами,
Он с незапамятных нам лет,
Могучий исполин, валами
Катит жемчуг и серебро;
Когда ж хрустальное ребро
Пронзится горними лучами.
Чудесной радуги цветы
Его опутают, как ленты;
Его зубристые хребты
Блестят - пустыни монументы.
Таков Кивач, таков он днём!
Но под зарею летней ночи
Вдвойне любуются им очи:
Как будто хочет небо в нём
На тысячи небес дробиться,
Чтоб после снова целым слиться
Внизу, на зеркале реки...
Ф. Н. Глинка, фрагмент поэмы «Карелия».

Не только деятели искусства, но и известные политики и даже императоры бывали на Киваче. В 1868 году водопад посетил Александр II. Перед его приездом территорию вокруг водопада срочно облагородили: выстроили дорогу, перекинули мост через Суну. На левом берегу реки встал домик для ночлега, а на правом – уютная беседка, из которой открывался живописный вид на водопад.
Через год после российского императора Кивач посетил принц Вюртембергский, а еще позже – цесаревич Николай Александрович, великие князья Алексей, Павел и Сергей Александровичи, Дмитрий и Константин Константинович.
В 1916 году Кивач посетил фотограф С. М. Прокудин-Горский благодаря которому можно увидеть водопад в первозданном виде.


Из Вятки в Карелию

Дорога чудесная, доехали быстро. Оставив машину у шлагбаума, купили входные билеты и пошли гулять согласно карты.

Из Вятки в Карелию

Зашли к водопаду по дальнему мостику, вернулись по ближнему.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Начало тропы к водопаду.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

По мостику переходим второстепенный рукав реки Суны, его хорошо видно на схеме, на нём как на основном нет водопадов.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Такие пирамидки встречаются в больших количествах у водоёмов в Карелии, особенно где бывает много туристов. При строительстве пирамидки чаще всего загадывают желание. И чем крепче и больше постройка, тем вероятнее сбывание мечт. Особо продвинутые загадывают по отдельному желанию на каждый камушек своей пирамидки. Бывает, что пирамидки строит не один человек. Каждый проходящий мимо добавляет свой камушек и загадывает желание. Своеобразное "единство" туристической братии.

Из Вятки в Карелию

В Скандинавии и Исландии установить каменную пирамидку – тролл – означает дать жизнь троллю и обрести себе удачу.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Сходим с тропы, за ограждение в просвете деревьев виден водопад. Вдоль водопада приходится передвигаться по огромным каменным валунам.

Из Вятки в Карелию

Кивач считается украшением и гордостью края, ведь этот водопад является вторым по высоте равнинным водопадом Европы после Рейнского. Его высота составляет всего 11 метров, но они падают 4-мя живописными каскадами, общая протяженность 170 метров, а высота отвесного склона, с которого ниспадает поток, равняется 8 метрам.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Старинная легенда так объясняет появление водопада. В незапамятные времена в этих краях жили две сестры-реки Суна и Шуя. Они были так преданы друг другу, что всегда текли рядом и никогда не расставались. Но однажды Суна утомилась и решила ненадолго уступить сестрице путь по самому удобному руслу, а сама присела на камушек отдохнуть и случайно заснула. Проснувшись, Суна увидала, что сестра её ушла далеко вперёд и бросилась вдогонку. Чтобы расчистить себе путь она переворачивала и дробила камни и скальные породы. Там, где Суна проломила скалу, появился живописный водопад.
Река Суна проделала в скале 2 пути, разделяясь на 2 рукава. Главным считается правый, а через левый мы только что прошли по мостику.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию



Водопад срывается пенными потоками вниз и преодолевает четыре уступа, общей высотой почти 11 метров.

Из Вятки в Карелию

Название каскада неоднозначно. Существует сразу три версии его происхождения.
Русская объясняет, что название происходит от слова «кивать», поскольку водопад словно кивает пенистыми потоками со скалистых уступов.
По финской версии название Кивач происходит от слова «kiivas», которое в переводе с финского языка звучит как «стремительный или мощный», которое очень точно описывает характер водопада.
И, наконец, третья версия, карельская, отсылает к словосочетанию kivas, что в переводе означает «снежная гора», с которой у каскада наблюдается поразительное сходство. Стремительный и мощный водный поток, разбиваясь о камни, образует белоснежную стену.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В 30-х годах XIX столетия от потока, который питал водопад, была отведена большая часть воды, которую направили к Кондопожской ГЭС, а затем и к Пальеозерской ГЭС. Это значительно снизило мощность водопада, и каскад «присмирел». Он утратил былое величие и дарованную природой «дикость». Только в период паводков и затяжных осенних дождей, Кивач вновь просыпается, демонстрируя былую силу и снося все, что преграждает ему путь.

Из Вятки в Карелию

Свое начало водопад берет в том месте, где сужается река под названием Суна и образовывается благодаря диабазам, которые выходят на поверхность. Сначала поток бежит лениво и словно нехотя продвигается вперед. Затем неожиданно, словно споткнувшись о каменные уступы, с шумом и грохотом устремляется вниз.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Хочу отметить, что водопад Кивач никогда не замерзает. В зимнее время над водопадом появляется огромная шапка, состоящая из снега и льда. Под ней клокочет и бурлит закованная река, грозящая вот-вот вырваться и показать свою силу.

Из Вятки в Карелию

Особенностью водопада является тот факт, что выступающая вперед скала разделяет его на несколько потоков: основной и второстепенный. Основной спускается вниз, преодолевая четыре уступа, в то время как второстепенный разделяется на несколько струй, ниспадающих параллельно, по отношению к основному.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Покидая водопад Кивач, мы снова проходим, но уже через другой мостик, над параллельно текущим ответвлением реки Суна.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Далее Гирвас
marika33
Вторник, 12 ноября 2019 года, 17:15 | Из Вятки в Карелию

Таня, спасибо за рассказ, фото, труд!
Замечательное повествование! Очень красивая природа!
Tatyana1103
Вторник, 12 ноября 2019 года, 17:44 | Из Вятки в Карелию

Цитата: marika33 от Вторник, 12 ноября 2019 года, 17:15
Очень красивая природа!
Марина а природа действительно очень красивая, практически как у нас, только озёр и водопадов в таком количестве у нас нет
Irinap
Вторник, 12 ноября 2019 года, 18:00 | Из Вятки в Карелию

Провела нас по очередному кусрчку Карелии. Спасибо
Tatyana1103
Вторник, 12 ноября 2019 года, 18:32 | Из Вятки в Карелию

Цитата: Irinap от Вторник, 12 ноября 2019 года, 18:00
Провела нас по очередному кусрчку Карелии
Ещё кусочков с пяток таких будет
marika33
Вторник, 12 ноября 2019 года, 21:03 | Из Вятки в Карелию

Татьяна, сколько положительных эмоций и впечатлений от такой поездки. Молодцы вы!
Tatyana1103
Вторник, 12 ноября 2019 года, 23:03 | Из Вятки в Карелию

Марина, ты права, даже не ожидали, что так удачно съездим, погода постоянно нам сопутствовала, т.к. не всем удаётся съездить на Валаам и Кижи именно из-за погодных условий Отдыхом остались очень довольны С кем приходилось общаться на протяжении поездки ни от кого не слышали, что в Карелии не понравилось, так что советую всем, у кого есть возможность, побывать там
Tatyana1103
Четверг, 14 ноября 2019 года, 23:02 | Из Вятки в Карелию

Карелия знаменита множеством рек. Особенно примечательна красавица Суна, протекающая в её центральной части. Река удивляет своим своенравным характером. Ее спокойные участки, которые можно считать озерами, внезапно сменяются бурлящими порогами и водопадами, коих тут насчитывается более полусотни. Именно на Суне расположены три некогда самых известных карельских падуна - Гирвас, Кивач и Поор-порог.
Когда-то водопад Гирвас, как и оба его «брата», считались жемчужинами Олонецкой губернии. Каскад состоял из двух мощных стремнин, падавших с высоты более 10 метров. Чуть ниже поток преодолевал еще два меньших по величине порога. Общая высота каскада составляла 15 метров.

Из Вятки в Карелию

В 30-е годы прошлого века на Суне началось строительство двух гидроэлектростанций - Кондопожской и Пальеозерской. Поперёк течения реки была построена плотина, что привело к практически полному осушению старого русла. Гирвас, как и Поорт-порог перестали существовать. Остался лишь самый маленький из трёх водопадов – это Кивач, на котором мы уже побывали.
Люди получили электричество, Карелия потеряла величайшие природные водные памятники, обретя в то же время новый в виде вулкана ГИРВАС.

Из Вятки в Карелию

До вулкана от водопада Кивач около 40 км, а от Петрозаводска километров 100. Если в посёлке Гирвас повернуть налево, то попадём на ту плотину, что перегородила Суну и лишила двух водопадов. Нас же больше интересовал вулкан, поэтому мы повернули направо в сторону севера.

Из Вятки в Карелию

После строительства плотины и образования Гирвасского водохранилища, был построен Пионерский канал к Пальеозеру. В самом конце этого канала построена Пальеозерская ГЭС, а рядом с ней - плотина с воротами для холостого сброса воды. Потоки воды размыли укрытую песком громадную вулканическую скалу и образовали новый водопад – Новый Гирвас.

Из Вятки в Карелию

Новый водопад Гирвас, во время сброса воды, превзошёл своего дедушку на реке Суна по всем показателям, да и Кивач после него кажется детской забавой.
Но вот беда – знаменитый падун в Гирвасе оживает не более раза в год – и то на неделю-две, когда вода в водохранилище поднимается особенно высоко, и Пальеозерская ГЭС не справляется с мощным потоком. Две недели продолжается водное буйство. А потом опять водопад засыпает, как дракон из древних сказок. Большую часть времени водосброс закрыт и водопад сух, зато прекрасно видны вулканические фрагменты.

Из Вятки в Карелию

Вулкан Гирвас находится в парке Гирвас куда мы и прибыли, о чём говорит данный указатель.
Название «Гирвас» происходит от карельского слова «hirvas» («хирве»), что в переводе на русский означает «лось». Скорее всего в этой местности водилось много лосей или исходя из того, что карелы являлись язычниками, у каждого рода в качестве покровителя было какое-либо животное или птица. Вполне возможно, что название животного вполне могло закрепиться за местом, где и жили представители рода.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Слева от дороги оборудованная стоянка для автомобилей и туристических автобусов с кафе, магазинчиками и различными информационными плакатами.

Из Вятки в Карелию

Вход в парк платный и находится на противоположной стороне дороги, хотя полюбоваться на вулкан можно и бесплатно с плотины ГЭС.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В парке в основном сосны и берёзы и большое количество огромных камней, как вы уже заметили такая природа в большинстве лесов вокруг Онежского озера. Вдали сквозь деревья виден камень очень похожий на прилегшего отдохнуть слонёнка.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Выставка различных камней вулканического происхождения.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

История кинемотографа Гирвала – десяток плакатов с кадрами из фильмов, некоторые сцены которых снимались в данном месте.

Из Вятки в Карелию

Плотина водосброса Пальеозёрской ГЭС со стороны парка. Большую часть года водопад Гирвас представляет собой каменный склон, по ступеням которого бежит небольшой ручей, превращающийся в некоторых местах в небольшие озерца.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Спуск с обрыва вниз довольно крутой, приходится спускаться с осторожностью.

Из Вятки в Карелию

Около трех миллиардов лет тому назад на этом месте бушевало жидкое пламя. Здесь находился вулкан, который сегодня называют Гирвасом – один из древнейших на нашей плане. Его открыли только в середине прошлого века, когда поток воды смыл песчаные отложения и древний вулкан предстал перед геологами во всей красе.

Из Вятки в Карелию

Некоторые геологи утверждают, что вырывавшиеся из жерла Гирваса вулканические бомбы достигали места, где сегодня находится Петрозаводск. Лавовое поле, в состав которого входит пятнадцать разновозрастных лавовых потоков, простирается от палеовулкана и до Святнаволока (15 км.). Толщина слоя лавы в некоторых местах превышает сто метров.

Из Вятки в Карелию

Причудливо застывшие потоки лавы, вышедшие миллиарды лет назад из жерла вулкана. Чтобы обнажить их, вода вымыла в Пальеозеро 7 миллионов кубометров песка.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Гирвасский «каньон» заполнен застывшими лавовыми потоками с вкраплениями столбчатых и шаровых фрагментов. Последние называют вулканическими бомбами, они достигают метра в диаметре, внутри у них газовые пустоты.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Сложно представить, но много лет назад этот район Карелии был покрыт горами высотой более 6 километров. Одна из них была действующим вулканом, который регулярно извергался. Последнее извержение по оценкам ученых произошло около 2 миллиардов лет назад.
Со временем рельеф местности менялся. Пришедшие сюда ледники «утюжили» горы, сглаживая их. Вулкан Гирвас не стал исключением, и поэтому тех, кто ожидает увидеть высокий вулкан с кратером посередине, ждет разочарование.

Из Вятки в Карелию

Мы уже в самом низу, здесь вода дремлющего водопада соединяется с водой, прошедшей через ГЭС. Виды конечно потрясающие!

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Далее вода обводного канала устремляется в Пальозеро.

Из Вятки в Карелию

Вскарабкиваемся на верх, цепляясь за корни деревьев, подъём очень крутой – это всего лишь маленький участочек подъёма. И по лесной тропинке возвращаемся к машине.

Из Вятки в Карелию

Прощальное фото с плотины на место - когда-то мощного вулкана. Славно погуляли. Местные считают, что у этого места особая энергетика, которую дарит ему палеовулкан. Люди знают об этом и стараются обязательно приехать сюда, чтобы получить заряд целебной энергии, которой хватает не на один год. Зрелище, конечно впечатляющее.

◄ Назад 1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 Вперед ►
SМF 2.1 2018 | Simрlе Масhinеs

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте


Новые сообщения
Новые вопросы