*gala10
Татьяна, спасибо. Потрясающий рассказ.
*Irinap
Танечка, спасибо, интересно!
*Tatyana1103
Галина, Ирина, девочки, спасибо, что зашли
*клубничка
Таня, спасибо огромное за твой труд, такие потрясающие рассказы! На Валааме была несколько раз, но давно... Так здорово все вспомнить, как вновь побывала
*Tatyana1103
Наташа, рада что своим рассказом доставила тебе приятные воспоминания
*Tereza
Татьяна, хочу поблагодарить Вас за то, что делитесь с нами впечатлениями от поездки! Так интересно читать про это место! Хочется побывать там... Деревянные картины талантливого художника - красота неописуемая! История про инвалидов, которых прогнали из дома... Комок в горле... Как несправедливо!!! Столько нового узнала!
Спасибо!
*Tatyana1103
Анна, спасибо, за тёплые слова Карелию посетите, если будет возможность, не разочаруетесь точно Вы не поверите но когда муж предложил поехать в Карелию я восприняла эту идею совершенно без энтузиазма Ехать с севера на север не было никакого желания а сейчас сплю и вижу как я туда снова поеду
*Tatyana1103
Из Вятки в Карелию

Последний рывок в 6 км. от Воскресенского скита в глубь Валаама и возвращение на причал.
Церковь Воскресения Христова в Воскресенском скиту Валаамского монастыря задумывалась как аналогия храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Расположена она в самой высокой точке мыса, названной горой Сионской.
Далее основываясь на расположение Святых мест Палестины, спускаясь с Сиона к горе Елеон, нужно перейти иссохший Кедронский поток, мы находим его немного не доходя до Гефсиманского скита, это канава между озером Никоновским и Малой Никоновской бухтой.

Из Вятки в Карелию

Спустившись вдоль монастырского сада от Воскресенского скита, переходим по деревянному мостику канаву, символизирующую Кедронский поток. Справа главная монастырская дорога если идти по ней и никуда не сворачивать, то придём прямо в Спасо-Преображенский монастырь.

Из Вятки в Карелию

Пройдя ещё немного, видим деревянную ярко жёлтого цвета с голубой крышей и главками церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (1785 г.), т. к. в Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица.
Церковь напоминает псковско-новгородские храмы XV века. В советский период здание Успенской церкви занимал поселковый магазин, тем не менее в этом храме сохранились на своих местах одиннадцать икон, написанных на рубеже XVIII–XIX веков специально для его иконостаса. Эти росписи обнаружили реставраторы под слоем масляной краски.
В 1994 году Успенский храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Церковь является центральной композицией Гефсиманского скита.

Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита (Воскресенского)на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним - 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней, на 7-километровой дороге к обители находится поле «Иосафатова долина». Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель — обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор - место Преображения. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше.


Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Как вы уже поняли вход на территорию скита запрещён. На Валааме много скитов куда посторонним вход строго запрещён.
Сразу за церковью уходим лесной каменистой дорогой, перпендикулярно главной монастырской дороге, вверх строго на север к горе Елеон с часовней Вознесения.

Из Вятки в Карелию

Буквально через 500 метров, и мы на горе Елеон. Из-за ёлочек показалась деревянная часовенка с куполами небесно-голубого цвета. Единственная на Валааме пятиглавая часовня. Она входит в ансамбль Гефсиманского скита.

Из Вятки в Карелию

Часовня Вознесения Господня (1912) стоит на самом высокой точке горы Елеон, на берегу Малой Никоновской бухты и очень далеко видна из бухты.
Проходим чуть севернее вдоль бухты на смотровую площадку, откуда открываются великолепные виды. Здесь нас застала гроза, поэтому фото только с телефона.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Река Кедрон соединяющая Малую Никоновскую бухту с Никоновским озером, чуть раньше мы её переходили по красивому мостику.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Малая Никоновская бухта считается самой живописной на Валааме. Здесь когда-то была пристань, сюда подхо¬дили пароходы из Петербурга, везущие на Валаам очередную партию богомольцев, а в 20-30-е гг.. XX века - и туристов.
От пристани к часовне вела вырубленная в скальной породе лестница, у основания которой был воздвигнут поклонный крест.

Символ святости монастырской земли, символ страдания, искупления и надежды на загробное воздаяние - серый гранитный поклонный крест. Он виден издалека, от самого входа в Малую Никоновскую бухту. Выделяясь светлым пятном на фоне темно-коричневых скал, он невольно притягивает к себе взгляд. Безусловно, это зрелище значительно усиливало то религиозное чувство, с которым вступали богомольцы на Валаамскую землю. Традиционные изображения орудий распятия и снятия с креста, тексты из псалмов, выбитые на граните поклонного креста, словно призывали раскрыть души и кошельки. У подножия креста всегда стояла объемистая оловянная кружка с призывно поблескивающими на дне медными монетами. Не только медные, но и серебряные и золотые монеты высыпали монахи из таких кружек. Одна из немаловажных статей монастырского дохода так и называлась - «кружечные деньги». А на пути от пристани к скиту встречали богомольцев, и монахи с подносами для пожертвований: «на свечи», «на масло», «на пропитание братии», «на ремонт храма». Обильным потоком текли в монастырскую казну «доброхотные подаяния», особенно в дни больших лет-них религиозных праздников, когда на остров стекалось до четырех тысяч богомольцев одновременно.


Из Вятки в Карелию

Замечательно красивы берега бухты. Левый, полого спускающийся к воде, одет густым лесом.
Правый берег поднялся из вод залива крутой сорокаметровой скалой. Редкие стволы сосен с голыми, скрюченными, как пальцы старика, корнями поднимаются из расселин скалы. Сосну недаром называют первопроходцем северных лесов. Она первой поселяется на голых скалах, глубоко в недра скалы уходят ее мощные корни, до¬бывая по крупицам живительную влагу.

Из Вятки в Карелию

Отсюда зимой 1940 г. валаамские монахи бежали от наступающих красных в Финляндию, увозя те немногие святыни, которые могли взять с собой. Остальное погибло.

Из Вятки в Карелию

Резко потемнело и снова пошёл дождь, дважды на Елеонской горе нас застала гроза. Справа можно разглядеть форелевую ферму, а за ней выход в открытую Ладогу. На Валааме несколько форелевых ферм, где выращивают 60-70 тонн форели в год, в планах – 200 тонн.

Из Вятки в Карелию

Малая Никоновская бухта - самая спокойная из всех доступных для судов бухт на Валааме. В Ладожское озеро она выходит довольно узким проливом, почти в центре которого стоит небольшой островок, словно берегущий ее спокойствие, на фото это хорошо видно справа за деревьями. Даже в шторм, когда по Ладожскому озеру бегут одетые белыми гребнями пятиметровые волны, здесь, в бухте, только легкая рябь на воде, да раскачивающиеся на ветру вершины сосен напоминают о шторме.

Из Вятки в Карелию

Пройдя ещё около километра от горы Елеон на север острова по лесной дороге, мы вышли к Игуменскому (Коневскому) озеру, на противоположной стороне озера показался Коневский скит.

С 1827 г. семь лет на его берегу, у подножия каменной горы, в деревянной келье, проводил суровую аскетическую жизнь будущий игумен Дамаскин. Братия монастыря после смерти подвижника, в память о его высокой монашеской жизни, показывала паломникам его тяжелые вериги, переписанные им творения святых отцов. Теперь о прошлом напоминают только самая большая на Валааме лиственница высотой 32 м да фундамент кельи. В 1870 г. игумен Дамаскин на месте своего прежнего уединения задумал устроить скит во имя Коневской иконы Божией Матери. Образ Богородицы преподобный Антоний получил в 1393 г. на Афоне вместе с благословением устроить в северных пределах Руси иноческую обитель. Этим монастырем стал Коневец, «брат» Валаама (Коневская икона с 1956 г. находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии). Сначала на скалистом мысу между озерами Игуменским и Темным была поставлена часовня, перенесенная в 1858 г. с Предтеченского острова. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. Насельники скита строго: соблюдали устав и не вкушали даже в праздники молочное и рыбу, в изобилии водившуюся в Игуменских (Коневских) озерах. В 1930 г в скиту жил один схимонах Николай. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Феодор (1863-1937), пребывавший там в yeдинении 15 лет.
В середине 1950-х гг. строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Бывший в скиту список иконы утерян. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню. Позже оскверненную святыню уничтожил пожар. В 2003 г. началось воссоздание скита по имеющейся иконографии. В 2005 г было совершено Великое освящение воссозданного деревянного храма в честь Коневской иконы Божией Матери. Построен келейный деревянный корпус.


Из Вятки в Карелию

Восстановленный Коневский (Игуменский) скит с храмом во имя Коневской иконы Божьей Матери. В 200 метрах от скита смотровая площадка на озеро.

Из Вятки в Карелию

Здесь особый микроклимат, райский уголок в отдельном месте. Тишина и гладь озера, удалённость, помимо сосен и берёз, кедры, дубы, пихты, лиственницы.

Из Вятки в Карелию

Время поджимает и нам пора идти дальше, вскоре подходим к монастырской ферме, стоящей на берегу озера Сисяярви. Здесь мы задерживаемся не долго, т. к. паломникам попасть на Валаамскую ферму невозможно, вход туда разрешен только братии и "по благословению". На территории фермы двухэтажное келейное здание и коровник.


Построен комплекс в 1881 году. Уже тогда ферма была обустроена, что называется, по последнему слову техники - здесь работали паровые машины, были собственная мукомольня и цех по выбиванию масла. Скотный двор был рассчитан на большое стадо: по письменным рассказам очевидцев, иногда оно превышало 70 голов. В те годы ферма кормила не только сам монастырь и паломников, но и с успехом продавала свою продукцию "на материке".
Здание Валаамской фермы долгое время не требовало никакой реконструкции — механизмы начали выходить из строя только в 1940-м году. Но немецкие авиабомбы во время Великой Отечественной ее сильно разрушили. Работа по восстановлению началась несколько лет назад благодаря усилиям насельников и благотворителей. В 2013-2015 годах хозяйство было воссоздано.
Помимо коров, есть куры и новая сыроварня. В конце 2014 года монахи ездили в Италию учиться сыроварению, сейчас они славятся твёрдым сыром «Монастико», но секрет его производства никому не разглашают.
Паломникам попасть на Валаамскую ферму невозможно, вход туда разрешен только братии и "по благословению".


Напрямую от монастырской фермы до Спасо-Преображенского монастыря километра два, но там нет ни дороги, ни мостов, а в обход через главную монастырскую дорогу – 6 км.

Из Вятки в Карелию

А нам пора возвращаться, комета ждать не будет. По небольшой лесной тропе спешим к причалу через Гефсиманский скит.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

«… Время мчится вперёд,
час за часом идёт непреложно,
И вернуть, что прошло,
никому ни за что невозможно.
Береги каждый час:
их не много у нас для скитанья,
И клади на часы
вместо гирь на весы – покаянье…»


Посещением Валаама мы закончили нашу экскурсию «Валаам + Рускеала с посещением водопадов Северного Приладожья и Сортавала». В Петрозаводск вернулись уже за полночь.

В самой северной части Ладоги находится залив Кирьявалахти. На русский язык это название переводится, как «пестрый». В 1930-е годы здесь, среди высоких береговых скал, финнами была проложена дорога в поселок Рауталахти. Строительство было нелегким, ведь оно сопровождалось горными работами на отвесных гранитных скалах. Здесь среди скал немногим позже была выстроена Дача аптекаря Яскеляйнена.
Усадьбой Рантала называли ее ранее, когда она принадлежала хозяину аптеки «Карелия» Тауно Яскеляйнену в Хельсинки. Эта усадьба находится в Сортавальском районе по направлению от города Сортавала к Петрозаводску, в 17 км. от города. Дом построен под скалой, на вершине, которой находятся лесные озера. Есть мнение некоторых ученых, что в древности здесь было жерло вулкана.
С 1947 году по распоряжению Совнаркома это здание было передано Союзу композиторов в безвозмездную аренду, но оно оставалась в государственной собственности. Здесь бывали известные советские композиторы: Щедрин, Светланов, Соловьев-Седой, Пахмутова с Добронравовым и многие другие. Александра Пахмутова подарила Дому композиторов рояль. Здесь же было создано известное произведение, ставшее в Карелии гимном - «Долго будет Карелия сниться...», музыка Алесксандра Колкера, слова Кима Рыжова.




*Irinap
Какая природа! Только из-за неё можно поехать, походить хоть чуть-чуть по окресностям
*Tatyana1103
Я тоже советую походить самостоятельно, с экскурсоводом как на конных бегах только не забудьте узнать расписание кометы, чтобы не опоздать в обратный путь
*Tatyana1103
Из Вятки в Карелию

Следующим местом нашего знакомства с Карелией стал остров в Онежском озере - Кижи.

Из Вятки в Карелию

С утра чудесная погода, тепло, солнце играет зайчиками на водной глади Онежского озера, второго по размерам озера Европы после Ладожского. Любуемся на озеро с Онежской набережной Петрозаводска, слева от пристани вдали виден просвет, нам туда в Кижи (68 км).
Совокупная площадь водной поверхности Онеги – более 9700 кв. км., протяжённость водоёма с севера на юг – около 250 км, ширина до 90 км.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Наша «комета» подошла к причалу, очень много иностранцев: немцы, французы, итальянцы, мексиканцы. Мексиканцы такие эмоциональные, что скучать не пришлось и 1 час 15 минут пути пролетели не заметно.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Вот уже и Кижский погост - памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, прекрасно просматривается с воды. Как хорошо, что наконец-то завершена наружная реставрация церкви Преображения Господня и убраны строительные леса, и всех приезжающих в Кижи храм встречает уже во всей своей красе.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Музей-заповедник деревянного зодчества Кижи - главная визитка Карелии и одна из важнейших культурных достопримечательностей России - находится на острове Кижи в Онежском озере. По сути, вся территория острова, протяжённостью 5,5 км, является музеем. В уникальном музее-заповеднике под открытым небом собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий. Основателям этнографического музея удалось восстановить жизнь и крестьянский быт жителей Севера.

Первые поселения финно-карельских народов здесь появились еще в VI-V веке до н. э. Археологи находят этому подтверждение при раскопках. Да и само название Кижи, напоминает финское «кижат», что значит игрища. Возможно, здесь на острове, было языческое капище, где проводились игрища и ритуальные жертвоприношения.
А вот русичи появились здесь в X веке, это были новгородцы, которые активно осваивали северные земли. Вскоре Кижский погост стал одним из крупнейших, куда входили земли не только близлежащих островов, но и прибрежное Заонежье. Но центром оставался одноименный остров, где сосредотачивалась вся жизнь. Здесь было более десятка деревень, церковь, амбары и даже отдельные дома для приезжих, что-то вроде сегодняшних отелей. Жители Кижи занимались преимущественно рыбной ловлей, да и как тут не стать рыбаком, если живешь на острове. Но также здесь ценились мастера по дереву, удивительные работы которых и сегодня украшают постройки острова.
Естественно не обошлось и без войн – несколько раз сюда приходили шведы, и жители Кижи мужественно отстаивали свой остров. Существует даже предание о том, как кижане оборонялись, укрывшись в Спасо-Преображенской церкви, не в этой, что сейчас украшает остров, а ее предшественнице.
Но еще чаще приходилось свободолюбивым кижанам обороняться от собственных «начальников». Не раз пытались притеснить островитян власти, но далеко не всегда это у них выходило. Так известен случай, когда киженские крестьяне избили судью, который своевольничал в округе. Когда их начали заставлять работать на металлургических заводах, которые появились в округе, даже началось восстание, и не сразу его смогли придушить. Многих после этого сослали в Сибирь, но факт остается фактом – не любили киженцы, когда пытались ограничить их свободу.
Трудна жизнь крестьянская в Карелии – кругом леса, зимы долгие, снежные и приходилось каждый клочок пахотной земли отвоевывать у природы. Именно поэтому здесь не было больших по площади нив, которые можно увидеть в средней полосе России, деревни малонаселенные и стоят друг от друга на большом расстоянии. Это сегодня несколько десятков километров не проблема, а во времена, когда в основном ходили пешком, не всегда можно преодолеть эти расстояния, особенно в период весенней и осенней распутицы. Времени было предостаточно и поэтому можно было заниматься ремеслами. Земли Киженского погоста богаты железом, поэтому кузнечное дело здесь процветало. Особенно ценились киженские ножи ручной работы.
После того как Карелия стала частью Российской империи иным стало положение крестьян. За пользование землей приходилось платить хлебом или деньгами. А так как Кижи, это не самый земледельческий регион, и крестьянам едва хватало урожая, чтобы прокормить свои семьи, оброк платили деньгами. А вот деньги зарабатывали своими уменьями – плотницким мастерством, вышивкой, резьбой по дереву и другими ремёслами.


Из Вятки в Карелию

По острову нас сопровождает экскурсовод, услуги которого оплачиваются сразу с билетом на «комету» в Петрозаводске или по прибытию в Кижи. Первое куда направляются все – это ансамбль Кижского погоста, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и являющийся центром музейного собрания.
Все постройки на острове Кижи можно разделить на две категории: культовые и гражданские. К культовым относятся церкви, часовни, кресты. А гражданские это купеческие дома, избы, мельницы, риги, бани и т. д. Все это многообразие архитектурных форм создано народными мастерами, плотниками- самородками, имена, которых, чаще всего остались неизвестными.

Из Вятки в Карелию

Ансамбль Кижского погоста - это три постройки: Преображенская церковь, Покровская церковь и колокольня. Здания построены в XVIII-XIX веках. Все три постройки имеют разную величину, создавая необычную композицию. Причем колокольня ниже главного храма, что встречается очень редко. Церковь и колокольня имеют более скромную, если можно так сказать архитектуру, что еще больше подчеркивает величие и царскую роскошь главного храма.
Все вместе они включены в тематический сектор «Русские Заонежья», занимающий южную часть острова и состоящий из жилых и хозяйственных построек, перенесенных сюда из русских исторических деревень с берегов Онеги.

Из Вятки в Карелию

Уникальным образцом русского зодчества является Спасо-Преображенский собор, который стал визитной карточкой острова. Первое здание церкви в начале XVIII века сгорело от удара молнии. На месте нее выстроен великолепный двадцатидвухглавый собор, который возвышается над всеми остальными постройками острова. Величественная постройка стала символом победы России в Северной войне, которая к тому времени еще не закончилась, но исход ее уже был понятен.
Рассмотрим собор со всех его сторон, начиная с северной.

Из Вятки в Карелию
Вид с юго-запада.
Из Вятки в Карелию

Спасо-Преображенский собор имеет высоту 39 метров, а его верхушку венчают двадцать два больших и малых купола.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Высота центральной главы 4,42 м, диаметр – 5,35 м, на её покрытие ушло почти 2 тысячи лемешин.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Весь храм построен из дерева, к тому же без единого гвоздя, хотя гвозди в нем всё же есть, на куполах. Все дело в том, что купола сделаны из небольших осиновых чешуек, именно эти чешуйки крепятся гвоздями.

Из Вятки в Карелию

Внутрь храма доступа пока нет не смотря на то, что наружная реставрация храма практически завершена, осталось только крыльцо. Отреставрированные главы выглядят новехонькими, но это впечатление обманчиво: новый только лемех (его и так приходится менять раз в 40-50 лет), а конструкции глав – подлинные. Через несколько лет лемех потемнеет, и очарование вернется.

Из Вятки в Карелию
Реставрационный метод, после долгих дискуссий выбранный для Кижей, часто называют «лифтингом». Сами реставраторы предпочитают говорить точнее – «вынужденная поэтапная переборка». Ярусы 37-метрового сруба демонтировали и реставрировали один за другим снизу-вверх. Такая последовательность работ позволила по максимуму сохранять подлинный материал. В «реставрационном цеху» на острове каждое бревно мыли, сушили, сканировали лазером, если нужно, удаляли поврежденные части и ставили «коронки», как у стоматолога. Снятый с церкви ярус сруба собирали вновь в «цеху», после чего подвергали обжатию, чтобы воспроизвести реальные нагрузки. При реставрации сохранено 70% подлинного материала.
При реставрации под храмом сняли грунт (на глубину до 2 м) и подвели под него мощный монолитный фундамент. Это должно исключить неравномерное проседание разных частей храма, что в прошлом чуть не привело его к обрушению. Деформацию срубных конструкций удалось остановить, храму «возвращена геометрия» начала XVIII века.
Весной 2019 года демонтировали внутренний металлокаркас, который поддерживал храм с 1982 года, разобрали систему конструкций, позволявшую перебирать церковный сруб по частям.
А вот внутри предстоят еще масштабные работы с плахами пола, небом и перекрытиями. Самое интересное - это восстановление страховочной кровли неба. В начале 1980-х, когда ее разобрали, не посчитали нужным сделать обмеров и фотофиксацию. Остались пара фотографий Ларса Петерсона и оригинальная обрешетка. Остальное будет восстанавливаться по чертежам Рахманова и «по месту».
Торжественное открытие Преображенской церкви после реставрации и первая церковная служба состоится в престольный праздник - 19 августа 2020 года. Среди гостей ожидают президента России В. В. Путина.


Внутри предстоят ещё большие работы в том числе монтаж иконостаса, состоящий из 102 икон, созданых по северным традициям, которые не моложе второй половины XVIII века.

Из Вятки в Карелию
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста (центральная и северная части). Третья четверть ХVIII в.


Из Вятки в Карелию

Вид на собор с юга от Покровской церкви.
Всего сруб содержит 2550 бревен (без учета элементов интерьера). Их общая длина – более 10 км. Самое большое бревно в конструкции (перекрывное бревно трапезной) достигает длины 15,93 м, самое короткое (на самом верху церкви) - всего 40 см.
Преображенский собор построен с помощью одного топора, пила здесь не использовалась. И не потому, что северные народы были отсталыми, оказывается, рубленые здания лучше сохраняются, что прекрасно доказывает Преображенская церковь.

Из Вятки в Карелию
Вид с востока.
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Завершаем обход собора видом с северо-востока.
Существует легенда, что этот храм построил один мастер – Нестор, который после завершения работы, долго любовался творением, а затем выбросил топор в воду и сказал: «Не было, и не будет больше такой церкви, как эта»

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Второе строение Кижского погоста - Шатровая колокольня, высотой 30 метров. Построили колокольню в 1863 году на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Но в 1874-ом году колокольня подвергалась серьезной перестройке. На колокольне установлено 14 колоколов. Самый большой имеет массу 800 кг и был отлит в 19 веке. 60 лет колокольня пребывала в безмолвии, т. к. с 1929 года колокольный звон был под запретом. И лишь в 1989-м вновь зазвучали все колокола, во время несения церковной службы звон колокольни разносится на многие километры.

Из Вятки в Карелию

Ну и третье – это Церковь Покрова Богородицы, великолепный памятник русского деревянного зодчества, построенный безымянными зодчими в конце XVII века. Но строительство церкви завершилось в 1764 году, когда здание обрело свой завершительный облик, который мы и видим.

Из Вятки в Карелию

Возникла она на полстолетия позже главной церкви – Церкви Преображения Господня. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастера решили сделать сооружение - «отголосок». Покровская церковь как бы дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Из Вятки в Карелию

Центральная часть церкви Покрова Богородицы представляет собой восьмиугольный сруб с восьмигранной крышей, украшенной девятью куполами, которые устремляются в небо и кажутся невесомыми. Купола отличаются выразительностью, утонченными пропорциями. И в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского подворья – Церкви Преображения. Украшена Покровская Церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом, который является одним из немногих декоративных элементов этого храма.

Из Вятки в Карелию
Вид с юга.
Из Вятки в Карелию
Вид с севера.
Из Вятки в Карелию

Преображенский храм был летним, службы в нем проводились в период от Пасхи и до Покрова, а вот в зимнее время прихожане приходили, да и по сей день приходят, в Покровскую церковь, которая имела отопление, поэтому её ещё называют «зимником».
Поднимаемся на высокое крыльцо церкви и проходим внутрь.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Иконостас Покровской церкви.



Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Выходим из церкви и прежде чем покинуть погост рассмотрим ограду которой обнесён погост.

Из Вятки в Карелию

Первоначальная ограда Погоста не сохранилась. Современная деревянная постройка (1959 год) сохранила лишь каменные валуны, привезенные на остров в 1800 году.

Из Вятки в Карелию

Деревянная ограда с внушительным каменным фундаментом. Никаких скрепляющих материалов при установке ограды не использовалось. Огромные валуны просто сложены друг на друга. Окружая храм, ограда протянулась на 300 метров, создавая атмосферу твердости всего ансамбля.

Из Вятки в Карелию

Продолжение про Кижи
*клубничка
Таня, огромное спасибо! В Кижи не случилось попасть, а тут прям наяву побывала! Какой же это труд! Спасибо огромное!
*Tatyana1103
Наташа, спасибо, что зашла и за добрые слова В Кижах нам очень понравилось, народу много, но никакой суеты, всё очень хорошо организовано. Была интересная экскурсия, а потом ещё часа два самостоятельно гуляли по острову. Такая ностальгия, словно я опять маленькая девочка в деревне у бабушки
*marika33
Татьяна, большое спасибо за экскурсию, за твой труд!
Очень интересно все и великолепно.
Пишешь много иностранцев, а наших туристов? Неужели иностранцам интереснее наша история? Хотя сама там не была, о чем очень сожалею и огорчаюсь.
*Tatyana1103
Марина
Цитата: marika33
Пишешь много иностранцев, а наших туристов? Неужели иностранцам интереснее наша история? Хотя сама там не была, о чем очень сожалею и огорчаюсь.
Наших тоже много, но они как то теряются на фоне иностранцев, может потому, что на Валааме иностранцев практически не видела. Иностранцы очень интересуются нашей историей, чего не могу сказать о наших соотечественниках, к великому сожалению.
*Ильмирушка
Татьяна, как интересно тебя читать! Спасибо за возможность увидеть все твоими глазами.
*gala10
Очень интересно, спасибо!
*Tatyana1103
Ильмира, Галина девочки, рада, что вам понравилось
*Irinap
Tatyana1103, Танюш, да конечно же интересно и давно ждала
*Tatyana1103
Ирина по Кижам ещё погуляем, постараюсь на этой неделе выложить материал хочется не просто фото показать а передать атмосферу ну и конечно же рассказать что мы там увидели
*Tatyana1103
Из Вятки в Карелию
*Tatyana1103
Помимо культовых сооружений на острове Кижи, памятниками архитектуры являются разнообразные постройки: жилые дома, амбары, мельницы и даже бани. Все постройки, кроме церквушек, были привезены со всей Карелии.

Из Вятки в Карелию

Дом крестьянина Ошевнева, к которому мы направились от Кижского погоста, был построен в 1876 г. в д. Ошевнево, которая располагалась на острове Большой Клименецкий в 2 км от острова Кижи, а в последствии перевезён на о. Кижи. В прошлом он принадлежал зажиточной крестьянской семье, главой которой был Нестор Максимович Ошевнев.
Дом Ошевнева стал первым памятником народной деревянной архитектуры, перевезённым на о. Кижи (1951 г.) и положившим начало музею-заповеднику.

Из Вятки в Карелию

Эта постройка несёт в себе основные черты дома-комплекса, тип жилой постройки, окончательно сформировавшийся в конце XVII – начале XVIII вв. и впоследствии преобладавший на территории Карелии и в Заонежье в частности. Главным отличием дома-комплекса всегда являлось то, что в нём под одной кровлей объединялись и жилые помещения, и хозяйственная часть – «службы», где располагались двор с хлевами и сарай с сеновалом. Компактное размещение под одной крышей жилых и подсобных помещений значительно облегчало жизнь человека и ведение хозяйства.
У нас в Кировской области и по сей день в деревнях есть дома, где всё под одной крышей, правда таких больших как дом Ошевнева не встречала.

Из Вятки в Карелию

Архитектурно-планировочная структура дома из деревни Ошевнево может служить воплощением патриархального уклада жизни старой северной деревни. Под его кровом - четыре отдельные избы для разных семей одного и того же патриархального рода, светелка и два других летних помещения. Подстать жилью и двухэтажный двор, занимающий примерно две трети площади всего дома.

Из Вятки в Карелию

Помещение с балконом на чердаке – светёлка. Светёлки, как обычно, не отапливались и могли использоваться только в тёплое время года как запасное жилое или спальное помещение, там могли устраиваться на ночлег гости или молодёжь, молодые не замужние девушки занимались здесь рукоделием. В богатых домах в светёлку могли селить наёмных работников.

Из Вятки в Карелию

Торцы кровли, выходившие на фасады, прикрывались резными досками – «причелинами», стык между которыми закрывался вертикальной резной доской – «полотенцем».

Из Вятки в Карелию

Проходим внутрь дома, где сохранился старинный уклад бывших обитателей дома.

Из Вятки в Карелию

Переступаем порог и оказываемся в просторном помещении с печкой. Здесь вся семья жила в зимние месяцы. У печки готовили еду, тут же ели, тут же принимали гостей, тут же все вместе спали на деревянных лавках и полу.
Изба, отапливаемая часть дома, традиционно делилась на четыре части – «углы»: «печной», «дверной», «красный» («большой»), «задний» («малый»).
Справа от входа большая русская печь, соответственно печной угол.

Из Вятки в Карелию

Слева от входа и до полатного воронца - дверной угол («мужской» или «хозяйский»).

Из Вятки в Карелию

От печного угла расходятся полки – «воронцы»: «пирожный» и «полатный». Воронцы условно делят свободное пространство избы на три неравные части.
Раньше во всех наших деревнях на полатный воронец были уложены деревянные полати (настил), любимое место детворы, а также дополнительное спальное место. Нам на полатях нравилось спасть больше, чем на печке.
Пирожный воронец отделяет задний угол. Существовал обычай размещать на пирожном воронце молочные горшки для быстрейшего скисания и получения простокваши, так же на него ставили хлеб и пироги, после того, как они были вынуты из печи.

Из Вятки в Карелию

В малом углу стоит хозяйственный столик, над ним традиционно навешен посудник.
Спали на матрацах, набитых сеном, или на перинах, укрывались лоскутным или домотканым одеялом, тулупами, были так же меховые «одеяльницы» - сшитые углом шкуры, которыми укрывали ноги. Спали на полу, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или на табуретки.
Люлька подвешена на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывали через железное кольцо, вбитое в потолок, или вставляли между потолком и потолочной балкой – «матицей» с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе.

Из Вятки в Карелию

Третья часть избы, ограниченная двумя воронцами, наиболее светлая и просторная. Угол образованный двумя внешними стенами, в которых прорублены окна, называется «красный» или «большой». Здесь находится киот с иконами. Традиционно «большой угол» избы устраивался с востока, а печной угол – строго по диагонали к нему, т. е. с запада. От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходятся полки – «надлавочницы». Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен широкие лавки, иногда их врубали прямо в стену.
Девушка в национальной крестьянской одежде, показала нам мастер класс по прядению шерсти.

Из Вятки в Карелию

У среднего – «красного» - окна, которое находится напротив входа, стоит стол (так было принято в Заонежье), возле него две скамейки.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Поднимаемся на второй этаж. Комната на втором этаже принадлежала хозяину дома. Здесь был его кабинет, здесь он принимал важных гостей, вел переговоры. Вторым этажом можно было «похвастаться». Все самое дорогое находилось именно здесь: изысканная мебель, фарфоровая посуда, изящные скатерти и кружевные занавески, а также семейные фотографии. Дети не имели права подниматься в комнату отца. Для всех домочадцев это была закрытая зона.

Из Вятки в Карелию

Так же на втором этаже находится крытый сарай. Очень удобно русской зимой, когда все хозяйственные постройки находятся под одной крышей с домом.
Тут различные сани: для поездок, для сена и дров, а также детские саночки.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Сети и огромная лодка, живя у озера невозможно не быть рыбаком. Так же на лодке перевозили коров на соседние островки на выпас, причем занимались этим, как правило, женщины. Они же утром и вечером ездили на лодке доить коров.

Из Вятки в Карелию

Приспособление для плетения сетей.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В сарае прекрасная подборка инструментов для обработки льна: мялка, чесалка, моталки нитей и др. Лён мне приходилось теребить ещё в студенческие годы, а вот некоторые приспособления я увидела впервые.
Несмотря на то, что в общей структуре посевов льну отводилась лишь малая часть крестьянского земельного надела, роль этой культуры в крестьянском быту была велика. Льняное волокно шло на изготовление различных тканей, в том числе, и для парусов. Изо льна вили веревки и канаты, плели рыболовные сети. Часть обработанного льняного волокна шла на продажу.

Из Вятки в Карелию

Упряжь для лошадей.

Из Вятки в Карелию

Со второго этажа хозяйской части можно спуститься на улицу, по широкому наклонному настилу, который называется ввоз.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

По ввозу сено и другие грузы завозили на лошадях прямо в сарай. В Заонежье бытовало местное название взвоза – «съезд», «съездо».

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Балкон на уровне второго этажа называется – гульбище. Он предназначался для закрытия ставень снаружи.

Из Вятки в Карелию

Под сараем находился скотный двор, хлевы, конюшня, кладовая для фуража.
Дом построен по так называемому типу «кошель», особо распространенному в Южной Карелии. Фишка этого типа в том, что изба и двор стоят рядом, покрытые общей двухскатной кровлей, причем её вершина проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси именно жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один – короткий и крутой, а другой – длинный и пологий. Дом и вправду становится похожим на кошель, большим и вместимым. Жилая часть дома с крыльцом и входом обращена по традиции в сторону озера, поближе к свету, воздуху, а крытый двор выходит к огороду, на задворки.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

На берегу Онежского озера банька и небольшой огородик с овощами, а также рыбацкие сети.
Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Из Вятки в Карелию

Помимо нескольких грядок с овощами на берегу озера, рядом с домом был ещё огород, в котором растили преимущественно лён, рож, пшеницу и другие культуры, которые использовались в быту.
Вокруг огорода необычная изгородь которая называется "Журавлиное крыло". В Заонежье её называли просто "косая изгородь".
Такая ограда гораздо практичнее обычной - во-первых, на неё требуется меньше древесины. Во-вторых, её куда проще и быстрее соорудить и при необходимости без проблем заменить любую жердь. В-третьих, вода не скапливается на косых жердях, а сразу стекает, - и забор оказывается долговечнее. Порой один и тот же забор служил нескольким поколениям одной семьи. "Кurgesine aid kaks’ igad siižub (Косая изгородь два века стоит)", - говорили вепсы.
Как правило, косой забор строили вокруг деревни там, где луг или огород защищали от скотины и диких зверей - лосей и кабанов. Между соседями изгородь не ставили вовсе.

Из Вятки в Карелию

Рядом с домом неотъемлемый атрибут жизни карел - амбар для хранения муки. Данный амбар Судьина из деревни Липовицы Медвежьегорского района (1930 г.)

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

От амбара мы направимся к ветряной мельнице и часовне Архангела Михаила, которые видны вдали, но вначале дойдём до церкви Лазарева, она немного в стороне.

Из Вятки в Карелию

Совсем уж неприметное здание, которое больше похоже на обычную избу, и только небольшой купол и крест выдают в нем церковь. Это самый древний экспонат музея - Лазарева церковь, которая датируется XIV веком. По легенде ее построил монах Лазарь, который прожил больше ста лет
Есть на территории музейного комплекса и церквушки поменьше. Церковь Воскрешения Лазаря – уникальна своей древностью. Она была построена еще до XVI века в Пудожском районе. Причем бревна церкви укладывались в противоположном направлении – срубом не вниз, а вверх, что в сильной степени повлияло на разрушение памятника проливными дождями и снегом
Внутрь мы не заходили, т. к. церковь была закрыта на замок.

Окончание про Кижи

*клубничка
Танюша, шикарный рассказ! Как будто сама прошлась Спасибо тебе за такой труд!
*Tatyana1103
Наташа, рада, что тебе понравилось Спасибо за добрые слова
*клубничка
Танюша, я твою тему постоянно перечитываю! Каждый раз с удовольствием
*Tatyana1103
Цитата: клубничка
я твою тему постоянно перечитываю! Каждый раз с удовольствием

Из Вятки в Карелию
*Tatyana1103
Мы всё дальше направляемся на юг острова Кижи к ветряной мельнице и часовне Архангела Михаила.

Из Вятки в Карелию

Как правило, мельницы принадлежали либо зажиточным крестьянам, получавшим значительные урожаи и, следовательно, нуждавшимся в такой постройке, либо являлись коллективной собственностью сразу нескольких семей – такие мельницы называли «мирскими». Использовали их не только сами владельцы, за плату они мололи зерно и соседям.

Из Вятки в Карелию

Проходим мимо остожья – это зарод и рига – постройки, предназначенные для просушки снопов на открытом воздухе. Сушка на зародах продолжалась около двух недель, затем снопы осторожно снимали и укладывали «в кучья»: своеобразные стога, которые имели округлую форму. Так снопы и хранили до обмолота. Рига – это сооружение, предназначенное для окончательной просушки и обмолота снопов. Для того чтобы скот не объедал заправленные для просушки снопы, зароды обносили изгородью, всё вместе это и носило название «остожье».

Из Вятки в Карелию

Восьмикрылая ветряная мельница была построена в 1928 году крестьянином Н. Я. Биканиным и перевезена в музей «Кижи» из села Волкостров. Она представляет собой стержневой тип ветряной мельницы, так называемую «столбовку».
Помещение мельницы имеет два этажа: на первом этаже ларь для муки и устройство, которое регулирует помол зерна, а на втором - ковш для зерна, каменные жернова и горизонтальный вал, который с внешней стороны заканчивается восемью крыльями.

Из Вятки в Карелию

Стержнем, вертикальной осью этой постройки является большой столб, нижний конец которого врыт в землю. Вокруг столба и поворачивали площадку, - раньше это называлось «вертеть на пятке». Корпус мельницы возведён на бревенчатом поворотном кругу – «вертлюге», снабжённом со стороны крыльев и со стороны входа брёвнами-рычагами – «воротилами». Поворотный круг и «воротила» позволяют повернуть мельницу в сторону ветра.

Из Вятки в Карелию

Часовня Архангела Михаила была перевезена в музей в 1961 году из деревни Леликозеро, расположенной на Заонежском полуострове в 32 км. к скверу от острова Кижи. Слева над молельной каскадная двухступенчатая кровля, что делает часовню непохожей на другие храмы Заонежья.
Применение парных элементов, как особенность художественного решения, присутствует в оформлении звонницы: мы видим здесь два широких гонтовых воротника, двойные резные подзоры, два маленьких воротничка, расположенные под шейкой и главкой.

Из Вятки в Карелию

В часовне Михаила Архангела применён особый тип потолочного перекрытия – иконное небо. Небо – облегчённый тип потолочного перекрытия, позволяющий обходиться без промежуточных опор даже при относительно большой площади храмового пространства. Это уникальная особенность конструкции храма, характерная только для Русского Севера. Роспись небес появилась в XVII веке и имела развитие до XIX века.
Кстати, здесь в Кижи собрана единственная в России коллекция «небес» (росписи на потолках храмов) Карелии.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Часовня Архангела Михаила избежала полного разорения, целиком сохранился подлинный двухъярусный иконостас (17 икон), «небо» (17 икон), икона «Страшный суд» и др.



Пока слушали перезвон колоколов передохнули на скамеечке, и полюбовались природой Онежского озера.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Ещё чуть-чуть, и мы на самой южной точке острова Кижи.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В конце XIX века широкое распространение в Карелии получил дом «брусом», пришедший на смену традиционным постройкам крестьянских жилищ «кошелем» и «глаголем». В отличие от квадратного в плане «кошеля», где двухрядной связью объединены жилые и подсобные помещения, от «глаголя», в котором хозяйственного назначения клети приставлены к жилью так, что образуют в плане подобие буквы «Г», откуда и само название, «брус» предполагает постановку подсобных клетей позади жилых помещений. Поэтому «брус» характеризуется чаще всего планом, имеющим вид вытянутого правильного прямоугольника. В наших деревнях в основном именно такие дома, только окна расположены ближе к земле.
Сохранив функциональное значение планировки, то есть объединение в одном комплексе изб, сарая, хлева и кладовых, «брус» стал последним звеном в эволюции дома северного крестьянина. Совершенство такого решения сказалось прежде всего в устройстве сарая. Если пологий скат крыши «кошеля», устроенный над сараем, не создавал большой емкости, то крутая, высокого подъема, двускатная кровля над поветью дома «брусом» позволяла устранить этот недостаток и при меньшей площади давала возможность делать запас сена на всю зиму. Выигрывало в этом случае и само покрытие - крутое падение его скатов способствовало лучшей сохранности теса.


Дом крестьянина-середняка Сергеева не обладает какими-либо исключительными художественными особенностями. Это типичный образец гражданской архитектуры Карелии начала XX века. Построенный в деревне Логморучей в непосредственной близости от Петрозаводска, перевезён в музей в 1962 году, он заметно тронут не свойственной народной архитектуре сухостью. Дом лишен такого традиционного украшения как гульбище. Площадь жилых помещений - сравнительно невелика.
Планом развития музея-заповедника того времени предусматривалось создание комплекса крестьянского хозяйства, характерного для Заозерья. Центральным его экспонатом и должен был стать со временем дом Сергеева, а стал дом Ошевнева. В усадьбу планировалось перевезти амбар и баню.

Из Вятки в Карелию

Вид на «золотые» купола Преображенской церкви от дома Сергеева.

Из Вятки в Карелию

Что ж, дальше идти некуда, поэтому возвращаемся обратно к причалу. Часовня Архангела Михаила остаётся на пригорке, а мы уходим влево.
На западной стене сеней часовни сдвоенное окно. Верно найденные пропорции, а так же единство декоративного решения позволили зодчим объединить разновременные части постройки в единое целое.

Из Вятки в Карелию

У дома Елизарова из деревни Серёдка (по-старому Серетка) с соседнего с Кижами Большого Клименецкого острова (3 км), известной с 1628 года, где, как и во всем Заонежье, испокон веков жили русские. Мужчина в русской косоворотке торгует глиняной игрушкой.

Деревня та не простая. в ней жил "символ русского фольклора», самый знаменитый из
сказителей русских былин, старообрядец Трофим Григорьевич Рябинин, родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. Говорят, его былины лично Мусоргский записывал "с голоса", дабы использовать в своих творениях, ну а с текстами мы с вами все пересекались в школе. Вот только малая часть его былин: былина про «Илью и Соловья-разбойника», былины про «Добрыню в борьбе со змеем» и др.


Мы довольно долго беседовали с мужчиной про глиняную игрушку, он про Заонежскую, а мы про нашу дымковскую. Потом он рассказал нам про старинный деревянный календарь, который существует в единственном экземпляре, т. к. он изготовил собственноручно по старинным рисункам. Эти календари играли важную роль в обыденной жизни крестьян, служили указателями праздников, постов, именин; ими руководствовались и для определения времени полевых работ, некоторые символы он до сих пор не знает, т. к. их значение утеряно.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Заонежская глиняная игрушка.
Из Вятки в Карелию
А это наша Вятская дымковская игрушка.
Из Вятки в Карелию

Проходим с восточной стороны Кижского погоста.

Из Вятки в Карелию

Выходим к дому-комплексу типа «брус» крестьянина Максима Яковлева, построенный в 80-90 годы XIX века в деревне Клещейла близ села Ведлозеро. Дом находится в Карельском секторе музея и представляет культуру карел Пряжинского района южной Карелии. Дом был перевезён в музей в 1966 году. В Пряжине до сих пор живут правнуки хозяина дома.

Дом был центром усадьбы. В начале XX века хозяйство Максима Яковлева было крепкое, зажиточное: 12 десятин пахотной земли с подсекой, покосы, 5 лошадей, 12 коров, 25 овец.
На территории усадьбы располагалась двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов. На берегу ламбушки стояла баня «по-черному». Кроме этого Яковлевы имели водяную мельницу и сепаратор, приносивший семье значительный доход.


Все помещения жилые и хозяйственные, расположены друг за другом под общей двухскатной симметричной кровлей. С юга к сеням пристроено невысокое крыльцо под двускатной кровлей. С противоположной стороны устроен взвоз. Жилое помещение двухэтажное. Первый этаж (изба и горница), служил зимним жильем, а второй этаж, повторяющий эту же планировку, использовался летом. Сарай и двор составляют единый сруб, причем нижний этаж является общим хлевом. Отдельный хлев в карельских домах отгораживался только для молодняка. Богатое декоративное убранство отмечено ломаными линиями волютных наличников окон и преобладанием геометрического орнамента в резных элементах. Большое количество окон с нарядными наличниками и красивый трехарочный балкон, насыщенный ажурной резьбой, придают постройке особую выразительность.
Жаль, что внутрь совсем не было времени зайти.

Из Вятки в Карелию

Большой загон с красивыми овцами романовской породы, которые лакомятся огурцами. Обходим загон, т. к. он огорожен проволокой и через горку возвращаемся к причалу, по пути проходим через лужайку с экспозицией камня-шунгит от мелкой крошки до крупного в ящиках под стеклом и информацией про него.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

На этом мой рассказ про Кижи завершён, дальше на «комету» и в обратный путь. Экскурсия очень понравилась, Бог даст, снова сюда приедем, т. к. хотим посмотреть и северную часть острова, и очень хотелось бы посмотреть на иконы в церкви Преображения Господня на Кижском погосте, которые были вывезены в 1943 году финнами, а затем вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией. Открытие храма после реставрации состоится в 2020 году.

Из Вятки в Карелию
*PalmP
Татьяна, огромное спасибо за потрясающий рассказ! Читаю, перечитываю, пересматриваю с огромным интересом!
*Tatyana1103
Тамара, рада, что тема нравится Спасибо на добром слове
*gala10
Танечка, я тоже в восторге от твоих рассказов. Продолжай, пожалуйста.
*Irinap
Tatyana1103, твои репортажи читаю с большим удовольствием
*Tatyana1103
Тамара, Галина, Ирина, девочки СПАСИБО!
Из Вятки в Карелию
*Tatyana1103
Рано утром покидаем Петрозаводск и направляемся на турбазу под Медвежьегорском, самую северную точку Онежского озера. По пути заезжаем на водопад Кивач и вулкан Гирвас.

Из Вятки в Карелию

Водопад КИВАЧ - одна из ключевых достопримечательностей Карелии. Расположен он на реке Суна в 80 км. от Петрозаводска.
Впервые о водопаде Кивач было упомянуто в Писцовых книгах, которые относятся к 1566 году. Однако широкую известность он получил только в 1794 году, после того как Олонецкий губернатор Георгий Романович Державин, объезжая свои владения, увидел водопад и был поражен его красотой. Он посвятил водопаду стихотворение, которое так и называлось – «Водопад».
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми…

Это место всегда привлекало к себе творческих людей. В разные годы здесь побывало множество поэтов и художников, которых Кивач вдохновил на создание подлинных шедевров.

Сосланный в Петрозаводск декабрист Ф. Глинка тоже любил бывать на водопаде. Он воспел его в своей поэме «Карелия».
По Суне плыли наши чёлны...
Но что шумит?.. В пустыне шёпот
Растёт, растёт, звучит, и вдруг
Как будто конной рати топот
Дивит и ужасает слух!
Гул, стук!.. Знать, где-то строят грады!
Свист, визг!.. Знать, целый лес пилят!
Кружатся, блещут звёзд громады,
И вихри влажные летят
Холодной, стекловидной пыли.
Кивач! Кивач!.. Ответствуй, ты ли?..
И выслал бурю он в ответ!..
Кипя над четырьмя скалами,
Он с незапамятных нам лет,
Могучий исполин, валами
Катит жемчуг и серебро;
Когда ж хрустальное ребро
Пронзится горними лучами.
Чудесной радуги цветы
Его опутают, как ленты;
Его зубристые хребты
Блестят - пустыни монументы.
Таков Кивач, таков он днём!
Но под зарею летней ночи
Вдвойне любуются им очи:
Как будто хочет небо в нём
На тысячи небес дробиться,
Чтоб после снова целым слиться
Внизу, на зеркале реки...
Ф. Н. Глинка, фрагмент поэмы «Карелия».

Не только деятели искусства, но и известные политики и даже императоры бывали на Киваче. В 1868 году водопад посетил Александр II. Перед его приездом территорию вокруг водопада срочно облагородили: выстроили дорогу, перекинули мост через Суну. На левом берегу реки встал домик для ночлега, а на правом – уютная беседка, из которой открывался живописный вид на водопад.
Через год после российского императора Кивач посетил принц Вюртембергский, а еще позже – цесаревич Николай Александрович, великие князья Алексей, Павел и Сергей Александровичи, Дмитрий и Константин Константинович.
В 1916 году Кивач посетил фотограф С. М. Прокудин-Горский благодаря которому можно увидеть водопад в первозданном виде.


Из Вятки в Карелию

Дорога чудесная, доехали быстро. Оставив машину у шлагбаума, купили входные билеты и пошли гулять согласно карты.

Из Вятки в Карелию

Зашли к водопаду по дальнему мостику, вернулись по ближнему.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Начало тропы к водопаду.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

По мостику переходим второстепенный рукав реки Суны, его хорошо видно на схеме, на нём как на основном нет водопадов.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Такие пирамидки встречаются в больших количествах у водоёмов в Карелии, особенно где бывает много туристов. При строительстве пирамидки чаще всего загадывают желание. И чем крепче и больше постройка, тем вероятнее сбывание мечт. Особо продвинутые загадывают по отдельному желанию на каждый камушек своей пирамидки. Бывает, что пирамидки строит не один человек. Каждый проходящий мимо добавляет свой камушек и загадывает желание. Своеобразное "единство" туристической братии.

Из Вятки в Карелию

В Скандинавии и Исландии установить каменную пирамидку – тролл – означает дать жизнь троллю и обрести себе удачу.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Сходим с тропы, за ограждение в просвете деревьев виден водопад. Вдоль водопада приходится передвигаться по огромным каменным валунам.

Из Вятки в Карелию

Кивач считается украшением и гордостью края, ведь этот водопад является вторым по высоте равнинным водопадом Европы после Рейнского. Его высота составляет всего 11 метров, но они падают 4-мя живописными каскадами, общая протяженность 170 метров, а высота отвесного склона, с которого ниспадает поток, равняется 8 метрам.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Старинная легенда так объясняет появление водопада. В незапамятные времена в этих краях жили две сестры-реки Суна и Шуя. Они были так преданы друг другу, что всегда текли рядом и никогда не расставались. Но однажды Суна утомилась и решила ненадолго уступить сестрице путь по самому удобному руслу, а сама присела на камушек отдохнуть и случайно заснула. Проснувшись, Суна увидала, что сестра её ушла далеко вперёд и бросилась вдогонку. Чтобы расчистить себе путь она переворачивала и дробила камни и скальные породы. Там, где Суна проломила скалу, появился живописный водопад.
Река Суна проделала в скале 2 пути, разделяясь на 2 рукава. Главным считается правый, а через левый мы только что прошли по мостику.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию



Водопад срывается пенными потоками вниз и преодолевает четыре уступа, общей высотой почти 11 метров.

Из Вятки в Карелию

Название каскада неоднозначно. Существует сразу три версии его происхождения.
Русская объясняет, что название происходит от слова «кивать», поскольку водопад словно кивает пенистыми потоками со скалистых уступов.
По финской версии название Кивач происходит от слова «kiivas», которое в переводе с финского языка звучит как «стремительный или мощный», которое очень точно описывает характер водопада.
И, наконец, третья версия, карельская, отсылает к словосочетанию kivas, что в переводе означает «снежная гора», с которой у каскада наблюдается поразительное сходство. Стремительный и мощный водный поток, разбиваясь о камни, образует белоснежную стену.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В 30-х годах XIX столетия от потока, который питал водопад, была отведена большая часть воды, которую направили к Кондопожской ГЭС, а затем и к Пальеозерской ГЭС. Это значительно снизило мощность водопада, и каскад «присмирел». Он утратил былое величие и дарованную природой «дикость». Только в период паводков и затяжных осенних дождей, Кивач вновь просыпается, демонстрируя былую силу и снося все, что преграждает ему путь.

Из Вятки в Карелию

Свое начало водопад берет в том месте, где сужается река под названием Суна и образовывается благодаря диабазам, которые выходят на поверхность. Сначала поток бежит лениво и словно нехотя продвигается вперед. Затем неожиданно, словно споткнувшись о каменные уступы, с шумом и грохотом устремляется вниз.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Хочу отметить, что водопад Кивач никогда не замерзает. В зимнее время над водопадом появляется огромная шапка, состоящая из снега и льда. Под ней клокочет и бурлит закованная река, грозящая вот-вот вырваться и показать свою силу.

Из Вятки в Карелию

Особенностью водопада является тот факт, что выступающая вперед скала разделяет его на несколько потоков: основной и второстепенный. Основной спускается вниз, преодолевая четыре уступа, в то время как второстепенный разделяется на несколько струй, ниспадающих параллельно, по отношению к основному.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Покидая водопад Кивач, мы снова проходим, но уже через другой мостик, над параллельно текущим ответвлением реки Суна.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Далее Гирвас
*marika33
Таня, спасибо за рассказ, фото, труд!
Замечательное повествование! Очень красивая природа!
*Tatyana1103
Цитата: marika33
Очень красивая природа!
Марина а природа действительно очень красивая, практически как у нас, только озёр и водопадов в таком количестве у нас нет
*Irinap
Провела нас по очередному кусрчку Карелии. Спасибо
*Tatyana1103
Цитата: Irinap
Провела нас по очередному кусрчку Карелии
Ещё кусочков с пяток таких будет
*marika33
Татьяна, сколько положительных эмоций и впечатлений от такой поездки. Молодцы вы!
*Tatyana1103
Марина, ты права, даже не ожидали, что так удачно съездим, погода постоянно нам сопутствовала, т. к. не всем удаётся съездить на Валаам и Кижи именно из-за погодных условий Отдыхом остались очень довольны С кем приходилось общаться на протяжении поездки ни от кого не слышали, что в Карелии не понравилось, так что советую всем, у кого есть возможность, побывать там
*Tatyana1103
Карелия знаменита множеством рек. Особенно примечательна красавица Суна, протекающая в её центральной части. Река удивляет своим своенравным характером. Ее спокойные участки, которые можно считать озерами, внезапно сменяются бурлящими порогами и водопадами, коих тут насчитывается более полусотни. Именно на Суне расположены три некогда самых известных карельских падуна - Гирвас, Кивач и Поор-порог.
Когда-то водопад Гирвас, как и оба его «брата», считались жемчужинами Олонецкой губернии. Каскад состоял из двух мощных стремнин, падавших с высоты более 10 метров. Чуть ниже поток преодолевал еще два меньших по величине порога. Общая высота каскада составляла 15 метров.

Из Вятки в Карелию

В 30-е годы прошлого века на Суне началось строительство двух гидроэлектростанций - Кондопожской и Пальеозерской. Поперёк течения реки была построена плотина, что привело к практически полному осушению старого русла. Гирвас, как и Поорт-порог перестали существовать. Остался лишь самый маленький из трёх водопадов – это Кивач, на котором мы уже побывали.
Люди получили электричество, Карелия потеряла величайшие природные водные памятники, обретя в то же время новый в виде вулкана ГИРВАС.

Из Вятки в Карелию

До вулкана от водопада Кивач около 40 км, а от Петрозаводска километров 100. Если в посёлке Гирвас повернуть налево, то попадём на ту плотину, что перегородила Суну и лишила двух водопадов. Нас же больше интересовал вулкан, поэтому мы повернули направо в сторону севера.

Из Вятки в Карелию

После строительства плотины и образования Гирвасского водохранилища, был построен Пионерский канал к Пальеозеру. В самом конце этого канала построена Пальеозерская ГЭС, а рядом с ней - плотина с воротами для холостого сброса воды. Потоки воды размыли укрытую песком громадную вулканическую скалу и образовали новый водопад – Новый Гирвас.

Из Вятки в Карелию

Новый водопад Гирвас, во время сброса воды, превзошёл своего дедушку на реке Суна по всем показателям, да и Кивач после него кажется детской забавой.
Но вот беда – знаменитый падун в Гирвасе оживает не более раза в год – и то на неделю-две, когда вода в водохранилище поднимается особенно высоко, и Пальеозерская ГЭС не справляется с мощным потоком. Две недели продолжается водное буйство. А потом опять водопад засыпает, как дракон из древних сказок. Большую часть времени водосброс закрыт и водопад сух, зато прекрасно видны вулканические фрагменты.

Из Вятки в Карелию

Вулкан Гирвас находится в парке Гирвас куда мы и прибыли, о чём говорит данный указатель.
Название «Гирвас» происходит от карельского слова «hirvas» («хирве»), что в переводе на русский означает «лось». Скорее всего в этой местности водилось много лосей или исходя из того, что карелы являлись язычниками, у каждого рода в качестве покровителя было какое-либо животное или птица. Вполне возможно, что название животного вполне могло закрепиться за местом, где и жили представители рода.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Слева от дороги оборудованная стоянка для автомобилей и туристических автобусов с кафе, магазинчиками и различными информационными плакатами.

Из Вятки в Карелию

Вход в парк платный и находится на противоположной стороне дороги, хотя полюбоваться на вулкан можно и бесплатно с плотины ГЭС.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

В парке в основном сосны и берёзы и большое количество огромных камней, как вы уже заметили такая природа в большинстве лесов вокруг Онежского озера. Вдали сквозь деревья виден камень очень похожий на прилегшего отдохнуть слонёнка.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Выставка различных камней вулканического происхождения.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

История кинемотографа Гирвала – десяток плакатов с кадрами из фильмов, некоторые сцены которых снимались в данном месте.

Из Вятки в Карелию

Плотина водосброса Пальеозёрской ГЭС со стороны парка. Большую часть года водопад Гирвас представляет собой каменный склон, по ступеням которого бежит небольшой ручей, превращающийся в некоторых местах в небольшие озерца.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Спуск с обрыва вниз довольно крутой, приходится спускаться с осторожностью.

Из Вятки в Карелию

Около трех миллиардов лет тому назад на этом месте бушевало жидкое пламя. Здесь находился вулкан, который сегодня называют Гирвасом – один из древнейших на нашей плане. Его открыли только в середине прошлого века, когда поток воды смыл песчаные отложения и древний вулкан предстал перед геологами во всей красе.

Из Вятки в Карелию

Некоторые геологи утверждают, что вырывавшиеся из жерла Гирваса вулканические бомбы достигали места, где сегодня находится Петрозаводск. Лавовое поле, в состав которого входит пятнадцать разновозрастных лавовых потоков, простирается от палеовулкана и до Святнаволока (15 км.). Толщина слоя лавы в некоторых местах превышает сто метров.

Из Вятки в Карелию

Причудливо застывшие потоки лавы, вышедшие миллиарды лет назад из жерла вулкана. Чтобы обнажить их, вода вымыла в Пальеозеро 7 миллионов кубометров песка.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Гирвасский «каньон» заполнен застывшими лавовыми потоками с вкраплениями столбчатых и шаровых фрагментов. Последние называют вулканическими бомбами, они достигают метра в диаметре, внутри у них газовые пустоты.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Сложно представить, но много лет назад этот район Карелии был покрыт горами высотой более 6 километров. Одна из них была действующим вулканом, который регулярно извергался. Последнее извержение по оценкам ученых произошло около 2 миллиардов лет назад.
Со временем рельеф местности менялся. Пришедшие сюда ледники «утюжили» горы, сглаживая их. Вулкан Гирвас не стал исключением, и поэтому тех, кто ожидает увидеть высокий вулкан с кратером посередине, ждет разочарование.

Из Вятки в Карелию

Мы уже в самом низу, здесь вода дремлющего водопада соединяется с водой, прошедшей через ГЭС. Виды конечно потрясающие!

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Далее вода обводного канала устремляется в Пальозеро.

Из Вятки в Карелию

Вскарабкиваемся на верх, цепляясь за корни деревьев, подъём очень крутой – это всего лишь маленький участочек подъёма. И по лесной тропинке возвращаемся к машине.

Из Вятки в Карелию

Прощальное фото с плотины на место - когда-то мощного вулкана. Славно погуляли. Местные считают, что у этого места особая энергетика, которую дарит ему палеовулкан. Люди знают об этом и стараются обязательно приехать сюда, чтобы получить заряд целебной энергии, которой хватает не на один год. Зрелище, конечно впечатляющее.

*gala10
Татьяна, потрясающе красивые места. Спасибо за экскурсию!
*marika33
Очень красиво, величественно все, девственно! Спасибо большое за фото красивейших и интереснейших мест!
*Irinap
marika33, да, фотографии шикарные, а плюсом ещё пояснения, что и куда
*marika33
Irinap, да, я уже не раз благодарила за труд Таню. Она все подробно и интересно излагает.
*Tatyana1103
Ещё немного про Гирвас.

Из Вятки в Карелию

Плотина со стороны стоянки автомобилей.

Из Вятки в Карелию

Практически сразу за плотиной огромная форелевая ферма.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Рыба там просто кишит. Часами можно наблюдать как она резвится, то носится на огромной скорости, а то ляжет пузом кверху и лежит несколько минут неподвижно.

Из Вятки в Карелию

По фермам можно погулять за 50 рублей, но касса в другом конце стоянки, а нам пора было уезжать.

Из Вятки в Карелию

По плотине возвращаемся обратно на трассу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск – Мурманск, а нам в Медвежьегорск.

Из Вятки в Карелию

*Igrig
Татьяна,
Начну с признания: почти четыре месяца я был самым настоящим идиотом, по простой причине: в сентябре зашел в первое сообщение этой темы, посмотрел, что это - автопутешествие, и вышел...
Ведь там что сразу задекларировано: на машине, по Северам, 4 000 км, а мы с женой вряд ли решимся на такое, ...

А, заходя на Хлебопечку, невольно взгляд упорно косил направо (хорошо, что не "налево" )- на новые сообщения по этой теме. И ведь знал же, что такое путешествия Татьяны - сам много раз отметился в её теме про страну, пахнущую булочками - а тут все не решался заглянуть.
Вчера нерешимость закончилась - все 8 страниц с самым сильным тщанием изучил, просмотрел и насладился. Смех смехом, а часа 2 это всё заняло!
А представляете сколько времени, труда и любви вложила Татьяна!
Посему к дружному хору предыдущих ораторов я добавляю свое личное СПАСИБО!
*Tatyana1103
Игорь рада, что ножки пришли в нужном направлении и "ты", если можно так обратиться заглянул в мою темку
Очень бы хотелось, чтобы и ты порадовал нас своими рассказами ведь тебе есть что показать и рассказать, как знатному путешественнику если что, жена поможет вдвоём ведь легче
Когда я пишу свои репортажи, словно вновь прохожу по тем местам, что описываю. Иной раз делаю новые открытия на что не обратила внимания во время путешествия
*Igrig
Цитата: Tatyana1103
Когда я пишу свои репортажи, словно вновь прохожу по тем местам, что описываю. Иной раз делаю новые открытия
Вот именно точно так же!
Цитата: Tatyana1103
если что, жена поможет вдвоём ведь легче
Нееее! Она только позировать на фото иногда может! А вчера попросила ссылку, чтобы почитать, чего это я написал про Италию - так ведь интересней, можно узнать про неё много нового - а потом я узнаю от неё про себя много нового!
*Tatyana1103
После прогулки на свежем воздухе, пришло время подкрепиться

Из Вятки в Карелию

На трассе «Кола» у посёлка Сопоха между водопадами Кивач и Гирвас стоит очень милое кафе «Рыбка» с великолепной кухней (цены гуманные), есть вкусная выпечка, собственная консервация, копчёная рыба и сало тоже собственного производства. Так же есть сувенирная лавка.

Из Вятки в Карелию

Всех приезжающих встречает хлебом с солью вот такая рыбка, размером выше меня.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Вот такие консервы мы прикупили в данном кафе домой, каждой по баночке. У Гирваса их продают на 50% дороже.


Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Кафе находится практически на самом берегу Сопохской губы Озера Сандал. Потрясающие виды.

Из Вятки в Карелию

В Петрозаводске и вдоль трассы до Медвежьегорска есть сеть магазинов и павильонов рыбы и морепродуктов из местного форелевого хозяйства.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

У нас такого выбора и такой цены нет, поэтому, за время отпуска, постарались перепробовать как можно больше, и гостинцев домой привезли.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Форель горячего копчения – вкуснятина. Специально привезла пару рыбин домой, чтобы приготовить пирог как попробовали на Валааме. Я вам его уже показывала.

Валаамский рыбный пирог (Tatyana1103)

Из Вятки в Карелию

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Форель и судак горячего копчения, форель понравилась очень, судак оказался по вкусу пустоватым и простоватым

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Форель холодного копчения.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Ряпушка в масле, как шпроты, но намного вкуснее, банку зализывали кусочком хлеба, даже кошка не понадобилась. Жаль, что к нам такие консервы не поставляют, вроде бы в одной стране живём, а ряпушку попробовали впервые в Карелии. Всем родственникам привезли по баночке.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Карельская форелевая икра – это что-то!!! Из всей красной икры, что мы пробовали - эта самая вкусная, не крупная, зернистая, практически не водянистая, даже не могу подобрать слов чтобы описать её вкус, в общем ВАУ! У нас такую не встречали.

Из Вятки в Карелию
Из Вятки в Карелию

Варенье из черники, брусники, малины, облепихи и др. можно купить как в магазинах, где торгуют рыбой, так и во всех местах, что посещают туристы. Цены скажу вам, ох, ох, ох! Т. к. в нашей области все эти ягоды произрастают и не являются для нас диковинкой, мы купили для пробы, и угостить родных немного варенья из сосновых шишек и морошковое. Ни то ни другое не впечатлило, ничего особенного варенье и варенье.
С превеликим удовольствием попробовала бы морошку в свежем виде, но увы и ах – не сезон

Из Вятки в Карелию

Морошка очень полезная ягода с повышенным содержание витаминов группы А и С. В лечебных целях так же используются листья и корешки. Единственный недостаток морошки крупные косточки.
Местные жители объяснили, что название ягоды «морошка» произошло от слова морока, уж очень тяжело её собирать. Растёт она на болоте, где полчища комаров, созревание длится 30-45 дней, если не успел ягода перезревает и её очень трудно собрать. Зацветает морошка в мае, когда в Карелии случаются заморозки или сильные холодные дожди. Такая погода плохо сказывается на урожайности ягоды, к тому же цветы морошки большей частью мужские, не завязывающиеся в плод. Вот и получается, чтобы набрать морошки надо очень постараться.
*marika33
Татьяна, огромное спасибо за очередной репортаж!
Рыба бесподобна, пейзажи великолепны! Очень все впечатляет!
Морошку ни разу не пробовала, но в прошлом году зять по дороге из Питера, купил трехлитровую банку компота из нее. Открыли и никто не стал есть и пить. Не вкусно было, быть может уксус был добавлен или она такой своеобразный вкус имеет?

Все рецепты

Случайные рецепты

Еще случайные рецепты
* *

Новые сообщения





Поиск по сайту